Наш язык 3 класс школа россии конспект урока
Обновлено: 07.07.2024
Язык, на котором мы говорим с детства, говорят люди, проживающие на территории нашей Родины (Россия) или малой родины (например, Чечня, Татарстан), называется родным языком.
Язык, на котором говорят жители другой страны называется иностранным.
Тезаурус: язык, родной язык, иностранный язык, русский язык.
Список литературы:
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 8 - 10.
Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 4.
Канакина В.П. Русский язык. Раздаточный материал. 3 класс. – М.: Просвещение, 2019. – С. 4.
Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.
Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Язык, на котором мы говорим с детства, говорят люди, проживающие на территории нашей Родины - России или малой родины (например, Чечня, Татарстан), называется родным языком.
Например, для всех жителей России (в том числе татар, чеченцев, кабардинцев, осетинцев, ненцев) родной язык – русский. Все жители России могут говорить по-русски. Но для жителей Татарстана родным языком будет и татарский язык, для жителей Чечни – чеченский язык и т.д.
Язык, на котором говорят жители другой страны называется иностранным. Например, в Англии – английский, во Франции – французский, в Китае – китайский, в Японии – японский, в Испании – испанский, в Финляндии – финский. В школе мы изучаем иностранный язык.
Прочитайте две записи об осени. Какая из записей вам больше всего понравилась, объясните, почему.
Осень пришла. Люблю я осень.
….Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…
В записи под № 1 сообщается, что осень пришла, что я люблю осень.
В записи под № 2 сообщается тоже об осени, но ярко, образно, красиво, используются разные средства художественной выразительности. Можно легко представить осень, которую рисует поэт, автор.
Сделаем вывод: об одном и том же можно сказать по-разному. Яркой образной речью владеют поэты и писатели.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект урока по русскому языку 3 класс
Программа Школа России
Учебник В. П. Канакина, 2 часть
Тема урока род имен существительных
Цель урока: освоение умения определять род имен существительных
Задачи:
Образовательные:
1) изучить материал о роде имен существительных;
2) составить алгоритм определения рода имени существительного;
3) определять род имен существительных в текстах упражнений.
Развивающие:
1) развивать умение сравнивать, анализировать;
2) развивать умение контролировать и оценивать свою работу и работу другого.
Воспитательные:
1) воспитывать умение сотрудничать;
2) воспитывать чувство взаимопомощи.
Личностные УУД:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.
Метапредметные УУД:
1) учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
2) вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
1) учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
2) контролировать действия партнера.
1) проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
2) обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.
Планируемые результаты:
уметь: определять род имен существительных в текстах.
Основные: учебник
Дополнительные: карточки с родом ИС, презентация
Формы работы на уроке: фронтальная, групповая
Организация начала занятия
- Здравствуйте, ребята. Садитесь.
- Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, классная работа.
Минутка чистописания
У: Для того, чтобы повторить правильное написание букв, что мы проведём? (минутку чистописания)
У: Некоторые буквы убежали из слова. Давайте вернем их обратно и скажем, что это за слово. (мимоза) Запомните это слово. Оно нам ещё пригодится.
У:Давайте назовем буквы, которые убежали из слова.(и,о,а). Дайте характеристику звукам этих букв. ([и]-гласный, безударный; [о]-гласный, ударный [а]-гласный, безударный).
У: Какие же буквы мы будем писать на первой строке? (и,о,а)
У: Следите за своей посадкой: локоток не свисает, спинка прямая, крылышки касаются спинки стула, тетрадка под наклоном, ноги прямо.
У: Когда вы напишите буквы, что будете проверять? (сравнивать с образцом по критериям: наклон, ширина, высота, элементы)
У: Проверьте друг друга и оцените. Поставьте +/- в соответствии с критериями.
У: У кого 4 +? У кого что-то не получилось? Над чем вам нужно работать?
У: Запишем слово мимоза на 2 строке. Что мы ещё должны сделать? (поставить ударение, подчеркнуть орфограммы). При написании учитывайте замечания. Проверьте себя. Кто сделал все правильно – поставьте +. Кто ошибся? Почему ошибся?
Словарная работа
- Для того чтобы проверить словарные слова, что мы сейчас проведем? (словарную работу)
Запись выученных слов на повторение
- Как мы будем писать? (С красной строки, с большой буквы; спинка прямая, крылышки касаются спинки стула, между столом и животом проходит кулачок, локоток не обижаем; ставим ударение, подчеркиваем орфограмму)
- С обратной стороны доски пойдет работать Настя.
- Беседа, горизонт, командир, молоток, одиннадцать, портрет, сорока, дерево.
- Взяли в руки тетрадь – раз, поменялись с соседом – два.
- Давайте проверим и оценим Настю.
- Кто написал без ошибок? У кого 1, 2, 3… ошибки? Почему ошиблись?
- Какую орфограмму мы сегодня повторили? (безударная непроверяемая гласная в корне)
Этап работы с новым словом
Занимательное начало
Отгадаем загадку, чтобы познакомиться с новым словарным словом:
Инструмент в руках у нас,
В огороде – высший класс!
Можем грядки им копать.
Подскажите, как назвать? (Лопата)
Анализ лексического значения
- Что обозначает слово? (ответы детей)
- Из каких двух частей состоит лопата? Какой они формы?
- Какого цвета ручка лопаты? А сама лопата?
- Для кого делают лопаты?
- Я нашла такие толкования слов. (3 слайд)
- Давайте подберем однокоренные слова к слову лопата. (Ответы детей) Я подобрала вот такие слова.
Выявление орфограммы
- Произнесем слово, а потом прочитаем.
- Можем ли мы проверить букву?
- Запишем в тетрадь, подчеркнем орфограмму.
Выбор запоминания
- Давайте запишем слово в солнышке и на лучиках, чтобы запомнить правописание.
Введение слова в активный словарный запас
- Давайте составим красивое предложение со словом лопата. На задание вам 1 минута.
- У кого какие получились предложения и словосочетания? Я составила вот такие предложения и словосочетания. Запишем красивое предложение Маши.
- Подчеркните орфограмму в слове.
Актуализация полученных знаний
-Давайте вспомним, что мы уже знаем об им. сущ. (по сборной схеме)
В виде солнышка составляется кластер:
-самостоятельная часть речи;
-отвечает на вопросы кто? и что?;
-бывает одушевлённым и неодушевлённым;
-бывает собственным и нарицательным;
-изменяется по числам
Подготовка к основному этапу
Переход к теме урока
Появляются знак вопроса.
-Всё ли мы знаем об имени существительном?
В стране мудрой королевы Морфологии жили имена существительные. И были они настолько похожи друг на друга, что сама королева их часто путала и объявила королева, что наградит того, кто придумает, как различать имена существительные. И вскоре придумали признак, по которому стали различать существительные.
-Что же это за признак и на какие группы разделились все существительные? Попробуем ответить на этот вопрос сами?
-Подбери слова, называющие мужчин – твоих родственников. (Папа брат дядя дедушка прадедушка)
(по ходу называния слов на доску вывешиваются карточки с этими словами)
-Назови слова, называющие женщин - твоих родственников. (Мама бабушка сестра тетя)
-Мы получили две разные группы имён существительных.
-А можно ли отнести слово яблоко, облако, поле, окно к какой-то из этих групп? Почему?
-Существует ещё одна группа существительных, которая находиться посередине между двумя группами.
2. Название темы
- Какая же тема нашего урока? (Род имен существительных)
3. Постановка цели урока
- Чему мы должны научиться? (Определять род имен существительных)
4. Мотивация
- Для чего мы будем учиться определять род существительных? (Ответы детей)
5. Планирование действий
- Что для этого нам нужно сделать? (найти информацию, составить алгоритм и применить его)
Усвоение новых знаний и способов действий
1. Поиск путей решения проблемы
- Выполним упражнение 39, чтобы узнать какие бывают рода имен существительных. Прочитаем задание. Что должны сделать? (распределить слова в 3 группы)
- Начнем. Первое слова – волна. Каким местоимением заменим? (волна - она)
-Дальше слово – гнездо. Какое местоимение? (гнездо - оно)…
- Как вы думаете, какого рода у нас существительные в первом столбике? Почему? (в первом столбике слова мужского рода, потому что местоимение он относится к мужчинам). А во втором и третьем?
2. Самостоятельная формулировка вывода-правила
- C помощью чего можем определить род имен существительных? (с помощью местоимений он она оно)
- Что мы должны сделать с местоимениями? (заменить имя существительное местоимением)
3. Работа с правилом в учебнике
- Проверим, правильно ли мы с вами рассуждали. Откроем учебник и прочитаем правило. Правильно мы с вами рассуждали? Расскажите правило друг другу.
4. Разработка алгоритма применения правила
- Итак, что мы должны сделать, чтобы определить род? (Найти ИС, заменить его местоимением, по местоимению определить род)
Первичная проверка понимания
- Теперь можем потренироваться в определении рода ИС. На партах возьмите конверты, в них вы найдёте карточки с названием рода. Я называю слово, вы показываете нужную карточку.
Колокольчик, польза, облако, алфавит, язык, суббота , окно, коллекция, живопись, архитектура.
После каждого слова идёт проверка вслух.
Закрепление знаний и способов действий
1. Работа над заданием
- Для того чтобы закрепить новое правило, выполним упражнение 41.
- Прочитаем задание до и после упражнения. В чём сходство и различие этих слов?(В первом слове – корень и окончание; во втором слове есть суффикс ещё)
- Что мы должные сделать? (записать ИС)
- А потом? (Определить род)
- Как будем определять род ИС? (Найти ИС, заменить его местоимением, по местоимению определить род)
- Образец выполнения нам покажет Катя.
- Теперь на обратной стороне упражнение будут выполнять 2 ученика: Аня и Ангелина. Аня пишет до слова лужайка, а Анелина пишет со слова метелица.
2. Выполнение
3. Контроль и проверка
- Давайте проверим. У кого также? Где ошиблись? Почему?
- Чему мы научились в этом упражнении? (Определять род ИС)
- Как же определять род ИС? (Найти ИС, заменить его местоимением, по местоимению определить род)
Обобщение и систематизация знаний и умений
- Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с таким понятием, как род имени существительного.
Подведение итогов занятия
- Какого рода бывают имена существительные? (мужского, женского, среднего)
- Как определить род имени существительного? (Нужно заменить имя существительное на определенное местоимение)
- Каким местоимением можно заменить слова мужского, женского, среднего рода? (Он, она, оно)
2. Рефлексия (по схеме на доске)
Информация о домашнем задании
- Ваше домашнее задание - упражнение 44. Откройте дневники и запишите. Давайте посмотрим, как будем выполнять упражнение. Прочитаем задания.
- Итак, что будете делать? (Спишем загадки, над именами существительными укажем род)
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Тема: Наш язык.
Цели: формировать умение распознавать язык и речь; развивать устную речь.
I . Организационный момент
II . Проверка домашнего задания
— Прочитайте свои сочинения.
— Какую речь вы использовали, когда обдумывали содержание? (Внутреннюю.)
— Какую речь вы использовали, когда рассказывали свои тексты? (Устную.)
— А когда писали? (Письменную.)
III. Минутка чистописания
– Посмотрите на доску. Элементы каких букв будем прописывать?
Учитель показывает правильное написание элементов.
– Расположите тетрадь правильно. Возьмите
правильно ручку. Напишите строчку элементов букв.
IV . Актуализация знаний
— Подберите примеры разных видов речи. (Проверка.)
V . Самоопределение к деятельности
— Отгадайте загадку.
Всегда он в работе,
Когда мы говорим,
Когда мы молчим. (Язык.)
— Какие значения имеет это слово?
— Как называются такие слова?
— Чем отличается речь от языка?
— Сформулируйте тему урока.
VI . Работа по теме урока
Работа по учебнику, Упр. 5 (с. 8).
— Прочитайте загадки. Отгадайте. (Язык.)
— Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка.)
Упр. 6 (с. 8).
— Прочитайте высказывание и обсудите его в нарах.
На Земле тысячи языков. У каждого человека есть родной язык, самый дорогой и любимый. Это язык отца и матери, язык предков. Знать язык - значит свободно говорить на нём, читать и писать. Именно язык, родное слово согревают нас лаской и теплотой, радуют шуткой, рассказывают сказки, открывают перед нами страницы бессмертных книг.
Задумайтесь о значении родного языка в нашей жизни: над тем, почему так важно знать его и владеть им. Чтобы каждый из вас мог почувствовать красоту родного слова, приобщиться к сокровищам русского языка.
Не сразу и не всем открывается тайна слова. Но вы будете учиться постигать секреты родной речи и постепенно проникать в глубины науки о языке.
— Спишите высказывание. Упр. 7 (с. 8).
— Рассмотрите рисунки и прочитайте.
— Как называется такой текст? (Диалог.)
— Кто смог прочитать второй диалог? На каком языке написаны слова?
— Назовите свой родной язык. Почему он для вас является родным?
( Далее беседа по вопросам упражнения.)
VII . Физкультминутка
VIII . Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр. 8 (с. 9).
( Работа в парах.) Упр. 10 (с. 9).
— Прочитайте выразительно строки из стихотворения.
— Назовите автора этих строк.
— А кто может продолжить это стихотворение?
— О каком времени года в нём говорится?
— Как вы думаете, нравилась ли осень АС. Пушкину? Докажите.
Предмет: Русский язык
Целевая аудитория: для 4 класса
В целом, ресурс неплохой, можно было бы добавить еще анимации, и не совсем понятно, почему на слайде № 9 нет фона.
Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.
Диплом и справка о публикации каждому участнику!
© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены
Читайте также: