Наш язык 3 класс школа россии конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Язык, на котором мы говорим с детства, говорят люди, проживающие на территории нашей Родины (Россия) или малой родины (например, Чечня, Татарстан), называется родным языком.

Язык, на котором говорят жители другой страны называется иностранным.

Тезаурус: язык, родной язык, иностранный язык, русский язык.

Список литературы:

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 8 - 10.

Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 4.

Канакина В.П. Русский язык. Раздаточный материал. 3 класс. – М.: Просвещение, 2019. – С. 4.

Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Язык, на котором мы говорим с детства, говорят люди, проживающие на территории нашей Родины - России или малой родины (например, Чечня, Татарстан), называется родным языком.

Например, для всех жителей России (в том числе татар, чеченцев, кабардинцев, осетинцев, ненцев) родной язык – русский. Все жители России могут говорить по-русски. Но для жителей Татарстана родным языком будет и татарский язык, для жителей Чечни – чеченский язык и т.д.

Язык, на котором говорят жители другой страны называется иностранным. Например, в Англии – английский, во Франции – французский, в Китае – китайский, в Японии – японский, в Испании – испанский, в Финляндии – финский. В школе мы изучаем иностранный язык.

Прочитайте две записи об осени. Какая из записей вам больше всего понравилась, объясните, почему.

Осень пришла. Люблю я осень.

….Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

В записи под № 1 сообщается, что осень пришла, что я люблю осень.

В записи под № 2 сообщается тоже об осени, но ярко, образно, красиво, используются разные средства художественной выразительности. Можно легко представить осень, которую рисует поэт, автор.

Сделаем вывод: об одном и том же можно сказать по-разному. Яркой образной речью владеют поэты и писатели.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по русскому языку 3 класс

Программа Школа России

Учебник В. П. Канакина, 2 часть

Тема урока род имен существительных

Цель урока: освоение умения определять род имен существительных

Задачи:

Образовательные:

1) изучить материал о роде имен существительных;

2) составить алгоритм определения рода имени существительного;

3) определять род имен существительных в текстах упражнений.
Развивающие:

1) развивать умение сравнивать, анализировать;

2) развивать умение контролировать и оценивать свою работу и работу другого.
Воспитательные:

1) воспитывать умение сотрудничать;

2) воспитывать чувство взаимопомощи.

Личностные УУД:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.

Метапредметные УУД:

1) учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

2) вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

1) учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

2) контролировать действия партнера.

1) проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

2) обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

Планируемые результаты:

уметь: определять род имен существительных в текстах.

Основные: учебник

Дополнительные: карточки с родом ИС, презентация

Формы работы на уроке: фронтальная, групповая

Организация начала занятия

- Здравствуйте, ребята. Садитесь.

- Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, классная работа.

Минутка чистописания

У: Для того, чтобы повторить правильное написание букв, что мы проведём? (минутку чистописания)

У: Некоторые буквы убежали из слова. Давайте вернем их обратно и скажем, что это за слово. (мимоза) Запомните это слово. Оно нам ещё пригодится.

У:Давайте назовем буквы, которые убежали из слова.(и,о,а). Дайте характеристику звукам этих букв. ([и]-гласный, безударный; [о]-гласный, ударный [а]-гласный, безударный).

У: Какие же буквы мы будем писать на первой строке? (и,о,а)

У: Следите за своей посадкой: локоток не свисает, спинка прямая, крылышки касаются спинки стула, тетрадка под наклоном, ноги прямо.

У: Когда вы напишите буквы, что будете проверять? (сравнивать с образцом по критериям: наклон, ширина, высота, элементы)

У: Проверьте друг друга и оцените. Поставьте +/- в соответствии с критериями.

У: У кого 4 +? У кого что-то не получилось? Над чем вам нужно работать?

У: Запишем слово мимоза на 2 строке. Что мы ещё должны сделать? (поставить ударение, подчеркнуть орфограммы). При написании учитывайте замечания. Проверьте себя. Кто сделал все правильно – поставьте +. Кто ошибся? Почему ошибся?

Словарная работа

- Для того чтобы проверить словарные слова, что мы сейчас проведем? (словарную работу)

Запись выученных слов на повторение

- Как мы будем писать? (С красной строки, с большой буквы; спинка прямая, крылышки касаются спинки стула, между столом и животом проходит кулачок, локоток не обижаем; ставим ударение, подчеркиваем орфограмму)

- С обратной стороны доски пойдет работать Настя.

- Беседа, горизонт, командир, молоток, одиннадцать, портрет, сорока, дерево.

- Взяли в руки тетрадь – раз, поменялись с соседом – два.

- Давайте проверим и оценим Настю.

- Кто написал без ошибок? У кого 1, 2, 3… ошибки? Почему ошиблись?

- Какую орфограмму мы сегодня повторили? (безударная непроверяемая гласная в корне)

Этап работы с новым словом

Занимательное начало

Отгадаем загадку, чтобы познакомиться с новым словарным словом:

Инструмент в руках у нас,

В огороде – высший класс!

Можем грядки им копать.

Подскажите, как назвать? (Лопата)

Анализ лексического значения

- Что обозначает слово? (ответы детей)

- Из каких двух частей состоит лопата? Какой они формы?

- Какого цвета ручка лопаты? А сама лопата?

- Для кого делают лопаты?

- Я нашла такие толкования слов. (3 слайд)

- Давайте подберем однокоренные слова к слову лопата. (Ответы детей) Я подобрала вот такие слова.

Выявление орфограммы

- Произнесем слово, а потом прочитаем.

- Можем ли мы проверить букву?

- Запишем в тетрадь, подчеркнем орфограмму.

Выбор запоминания

- Давайте запишем слово в солнышке и на лучиках, чтобы запомнить правописание.

Введение слова в активный словарный запас

- Давайте составим красивое предложение со словом лопата. На задание вам 1 минута.

- У кого какие получились предложения и словосочетания? Я составила вот такие предложения и словосочетания. Запишем красивое предложение Маши.

- Подчеркните орфограмму в слове.

Актуализация полученных знаний

-Давайте вспомним, что мы уже знаем об им. сущ. (по сборной схеме)

В виде солнышка составляется кластер:

-самостоятельная часть речи;

-отвечает на вопросы кто? и что?;

-бывает одушевлённым и неодушевлённым;

-бывает собственным и нарицательным;

-изменяется по числам

Подготовка к основному этапу

Переход к теме урока

Появляются знак вопроса.

-Всё ли мы знаем об имени существительном?

В стране мудрой королевы Морфологии жили имена существительные. И были они настолько похожи друг на друга, что сама королева их часто путала и объявила королева, что наградит того, кто придумает, как различать имена существительные. И вскоре придумали признак, по которому стали различать существительные.

-Что же это за признак и на какие группы разделились все существительные? Попробуем ответить на этот вопрос сами?

-Подбери слова, называющие мужчин – твоих родственников. (Папа брат дядя дедушка прадедушка)

(по ходу называния слов на доску вывешиваются карточки с этими словами)

-Назови слова, называющие женщин - твоих родственников. (Мама бабушка сестра тетя)

-Мы получили две разные группы имён существительных.

-А можно ли отнести слово яблоко, облако, поле, окно к какой-то из этих групп? Почему?

-Существует ещё одна группа существительных, которая находиться посередине между двумя группами.

2. Название темы

- Какая же тема нашего урока? (Род имен существительных)

3. Постановка цели урока

- Чему мы должны научиться? (Определять род имен существительных)

4. Мотивация

- Для чего мы будем учиться определять род существительных? (Ответы детей)

5. Планирование действий

- Что для этого нам нужно сделать? (найти информацию, составить алгоритм и применить его)

Усвоение новых знаний и способов действий

1. Поиск путей решения проблемы

- Выполним упражнение 39, чтобы узнать какие бывают рода имен существительных. Прочитаем задание. Что должны сделать? (распределить слова в 3 группы)

- Начнем. Первое слова – волна. Каким местоимением заменим? (волна - она)

-Дальше слово – гнездо. Какое местоимение? (гнездо - оно)…

- Как вы думаете, какого рода у нас существительные в первом столбике? Почему? (в первом столбике слова мужского рода, потому что местоимение он относится к мужчинам). А во втором и третьем?

2. Самостоятельная формулировка вывода-правила

- C помощью чего можем определить род имен существительных? (с помощью местоимений он она оно)

- Что мы должны сделать с местоимениями? (заменить имя существительное местоимением)

3. Работа с правилом в учебнике

- Проверим, правильно ли мы с вами рассуждали. Откроем учебник и прочитаем правило. Правильно мы с вами рассуждали? Расскажите правило друг другу.

4. Разработка алгоритма применения правила

- Итак, что мы должны сделать, чтобы определить род? (Найти ИС, заменить его местоимением, по местоимению определить род)

Первичная проверка понимания

- Теперь можем потренироваться в определении рода ИС. На партах возьмите конверты, в них вы найдёте карточки с названием рода. Я называю слово, вы показываете нужную карточку.

Колокольчик, польза, облако, алфавит, язык, суббота , окно, коллекция, живопись, архитектура.

После каждого слова идёт проверка вслух.

Закрепление знаний и способов действий

1. Работа над заданием

- Для того чтобы закрепить новое правило, выполним упражнение 41.

- Прочитаем задание до и после упражнения. В чём сходство и различие этих слов?(В первом слове – корень и окончание; во втором слове есть суффикс ещё)

- Что мы должные сделать? (записать ИС)

- А потом? (Определить род)

- Как будем определять род ИС? (Найти ИС, заменить его местоимением, по местоимению определить род)

- Образец выполнения нам покажет Катя.

- Теперь на обратной стороне упражнение будут выполнять 2 ученика: Аня и Ангелина. Аня пишет до слова лужайка, а Анелина пишет со слова метелица.

2. Выполнение

3. Контроль и проверка

- Давайте проверим. У кого также? Где ошиблись? Почему?

- Чему мы научились в этом упражнении? (Определять род ИС)

- Как же определять род ИС? (Найти ИС, заменить его местоимением, по местоимению определить род)

Обобщение и систематизация знаний и умений

- Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с таким понятием, как род имени существительного.

Подведение итогов занятия

- Какого рода бывают имена существительные? (мужского, женского, среднего)

- Как определить род имени существительного? (Нужно заменить имя существительное на определенное местоимение)

- Каким местоимением можно заменить слова мужского, женского, среднего рода? (Он, она, оно)

2. Рефлексия (по схеме на доске)

Информация о домашнем задании

- Ваше домашнее задание - упражнение 44. Откройте дневники и запишите. Давайте посмотрим, как будем выполнять упражнение. Прочитаем задания.

- Итак, что будете делать? (Спишем загадки, над именами существительными укажем род)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Наш язык.

Цели: формировать умение распознавать язык и речь; развивать устную речь.

I . Организационный момент

II . Проверка домашнего задания

— Прочитайте свои сочинения.

— Какую речь вы использовали, когда обдумывали содержание? (Внутреннюю.)

— Какую речь вы использовали, когда рассказывали свои тексты? (Устную.)

— А когда писали? (Письменную.)

III. Минутка чистописания

– Посмотрите на доску. Элементы каких букв будем прописывать?

hello_html_19d1a226.jpg

Учитель показывает правильное написание элементов.

– Расположите тетрадь правильно. Возьмите
правильно ручку. Напишите строчку элементов букв.

IV . Актуализация знаний

— Подберите примеры разных видов речи. (Проверка.)

V . Самоопределение к деятельности

Отгадайте загадку.

Всегда он в работе,

Когда мы говорим,

Когда мы молчим. (Язык.)

— Какие значения имеет это слово?

— Как называются такие слова?

— Чем отличается речь от языка?

— Сформулируйте тему урока.

VI . Работа по теме урока

Работа по учебнику, Упр. 5 (с. 8).

— Прочитайте загадки. Отгадайте. (Язык.)

— Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка.)

Упр. 6 (с. 8).

— Прочитайте высказывание и обсудите его в нарах.

На Земле тысячи языков. У каждого человека есть родной язык, самый дорогой и любимый. Это язык отца и матери, язык предков. Знать язык - значит свободно говорить на нём, читать и писать. Именно язык, родное слово согревают нас лаской и теплотой, радуют шуткой, рассказывают сказки, открывают перед нами страницы бессмертных книг.

Задумайтесь о значении родного языка в нашей жизни: над тем, почему так важно знать его и владеть им. Чтобы каждый из вас мог почувствовать красоту родного слова, приобщиться к сокровищам русского языка.

Не сразу и не всем открывается тайна слова. Но вы будете учиться постигать секреты родной речи и постепенно проникать в глубины науки о языке.

— Спишите высказывание. Упр. 7 (с. 8).

— Рассмотрите рисунки и прочитайте.

— Как называется такой текст? (Диалог.)

— Кто смог прочитать второй диалог? На каком языке написаны слова?

— Назовите свой родной язык. Почему он для вас является родным?

( Далее беседа по вопросам упражнения.)

VII . Физкультминутка

VIII . Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 8 (с. 9).

( Работа в парах.) Упр. 10 (с. 9).

— Прочитайте выразительно строки из стихотворения.

— Назовите автора этих строк.

— А кто может продолжить это стихотворение?

— О каком времени года в нём говорится?

— Как вы думаете, нравилась ли осень АС. Пушкину? Докажите.


Предмет: Русский язык

Целевая аудитория: для 4 класса

В целом, ресурс неплохой, можно было бы добавить еще анимации, и не совсем понятно, почему на слайде № 9 нет фона.

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

Читайте также: