План конспект урока задачи на движение по реке 6 класс

Обновлено: 03.07.2024

обобщить и систематизировать знания по теме “Задачи на движение по реке”; проверить знание теоретического материала и умение решать задачи; формировать способность фиксирования собственных затруднений;

развитие кругозора, мышления, внимания, культуры математической речи; привитие интереса к изучению математики;

воспитание ответственности, аккуратности и самостоятельности.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, доска

I. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята! Прежде чем приступить к уроку, я бы хотела познакомить вас с письмом, которое пришло к нам по электронной почте.

( Слайд 1 с текстом письма на экране )

Пишет вам президент Клуба серьезных математиков. Я приглашаю всех желающих вступить в клуб. Наш клуб известен во всем мире. Как видно из названия, члены нашего клуба – трудолюбивые учащиеся. Они любят математику и не боятся трудностей. Для того, чтобы вступить в наш клуб, вам необходимо пройти испытания: сдать теоретический материал и выполнить практические задания по теме “Задачи на движение по реке” (задания прилагаются).

Я буду рад приветствовать новых членов нашего клуба. Желаю удачи!

– Я думаю, что мы можем принять участие в конкурсе. А вы как считаете? Попробуем?

– Откройте тетради, запишите число, “Классная работа”, а тему урока, я думаю, вы сформулируете сами.

– Сегодня задача каждого из вас – разобраться в том, как он освоил эту тему, и если потребуется доработать то, что еще не совсем получается.

(На экране слайд 2 с карточкой самоанализа)

(Напомнить принцип заполнения)

II. Актуализация знаний.

– Итак, первое задание теоретическое. (Фронтальная работа)

1. Как вы понимаете, что такое собственная скорость лодки?

2. Как определяется скорость течения?

3. Запишите на доске формулу скорости по течению.

4. Как найти скорость против течения?

5. Чему равна собственная скорость объекта?

6. Как определить скорость течения реки?

Собственная скорость – это скорость в стоячей воде (на озере).

Скорость течения определяется по тому, на сколько река относит любой предмет – щепку, плот – за единицу времени.

V по теч. = Vсоб. + Vтеч.

Vпр. теч = Vсоб. – Vтеч.

Vсоб. = (Vпо теч. + Vпр. теч.) :2

Vтеч. = (Vпо теч. – Vпр. теч.) :2

– Посмотрим, согласится ли с вами компьютер.

( Слайд 3 с формулами )

– Да, все записанное вами совпадает с тем, что выдал компьютер. Отметьте в карточке на сколько хорошо вы владеете формулами.

III. Самостоятельное применение знаний.

– С первым этапом вы справились хорошо. Показали достойное знание теории. Во второй части вы должны показать, как вы умеете решать задачи. Приступаем ко второму испытанию.

( Работа в группах по 4 человека )

– Каждой группе предлагается лист с 10 задачами, сложность которых постепенно увеличивается. В устных задачах вы записываете в тетрадь только ответ, в более сложных на, ваш взгляд, записываете и решение. Задание считается выполненным, если записи сделаны всеми членами группы. Учитывается также и аккуратность. На выполнение всего задания отводится 8 мин. После выполнения задания мы сверим ваши ответы с ответами на слайдах.

6 класс Задачи на движение по реке и по озеру

( Проверка задач по слайдам 4 – 13. Если ответ не совпадает, выясняется место и причина ошибки )

По ходу проверки заполняется карточка самоанализа.

IV. Самостоятельная работа.

– Ребята, вы блестяще справились с работой. Но на этом успокаиваться рано, далее нас ждут более серьёзные испытания.

( Индивидуальная работа по вариантам с последующей проверкой по слайдам )

С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а

Вариант 1 Вариант 2

1. Составь выражение и найди его значение при данных значениях переменных:

“Собственная скорость теплохода х км/ч, а скорость течения реки у км/ч. С какой скоростью будет двигаться теплоход: а) по течению реки;

б) против течения реки? ( х = 35,3; у = 2,8)”

2 . Собственная скорость катера равна 15,4 км/ч, а его скорость против течения реки 12,1 км/ч. С какой скоростью течет река? Какова скорость катера по течению реки? Какое расстояние проплывет катер, если будет двигаться 1,4 ч по течению реки?

1. Составь выражение и найди его значение при данных значениях переменных:

“Скорость моторной лодки по течению реки т км/ч, а скорость течения реки п км/ч. Какова собственная скорость моторной лодки? Какова ее скорость против течения реки? ( т = 15,2; п = 2,8)”

2 . Собственная скорость парохода 32,2 км/ч, а его скорость против течения реки 28,7 км/ч. С какой скоростью течет река? Какова скорость парохода по течению реки? Какое расстояние проплывет пароход, если будет двигаться 0,7 ч против течения реки?

– Отметьте в таблице правильность выполнения задачи по каждому вопросу.

(Слайды 14 – 15 с ответами к самостоятельной работе)

V. Подведение итогов урока.

– Посмотрите на свою карточку самоанализа. Может быть вы захотите что-то изменить, т.к. в течение урока усвоили этот вопрос. Учитывая количество пропусков в первом столбике, поставьте себе оценку по теме “Задачи на движение по реке”.

– Каждый из вас показал хорошую работу, и я поздравляю вас со вступлением в Клуб серьёзных математиков! ( слайд 16 с дипломом )

VI. Определение домашнего задания.

(Слайд 17 с домашним заданием на экране).

2) “SOS – задачка”. От пристани одновременно отправились два катара, у которых одинаковая скорость в стоячей воде. Один катер направился по течению, а другой – против течения. В это же время отчалил от пристани плот. Спустя 90 минут с плота поступил сигнал “SOS”. Оба катера сразу же направились к плоту. Который катер прибудет на помощь быстрее.

– Удовлетворены ли вы своей работой? Отметьте, с каким настроением вы работали на уроке. Не забудьте сдать тетради с карточкой самоанализа на проверку, мне интересно узнать вашу самооценку.

Спасибо за урок! До свидания!

Карточка самоанализа по теме “Задачи на движение по реке”

Вопросы по теме

Знаю, но не умею применять

Знаю, но еще допускаю ошибки

Формула скорости по течению

Формула скорости против течения

Формула собственной скорости

Формула скорости течения реки

Сам. работа, задача №1 а)

Сам. работа, задача №1 б)

Сам. работа, задача №2 (1)

Сам. работа, задача №2 (2)

Сам. работа, задача №2 (3)

Готов к контрольной работе?

Удовлетворены ли вы своей работой? Отметьте, с каким настроением вы работали на уроке.

Решение задач на движение

Кочнева Ольга Евгеньевна, учитель математики

Статья отнесена к разделу: Преподавание математики

Цель урока: формирование умения решать различные типы задач на движение.

Задачи: Образовательная – формирование представлений о движении на наглядном материале, умений составления схем для решения задачи, определение характеристик движения, умение решать задачи на движение объектов.

Развивающая – формирование способности анализировать, обобщать полученные знания. Формирование логического мышления, рефлексировать свою деятельность.

Воспитательная – активизация интереса к получению новых знаний, воспитание уверенности, трудолюбия, создание условий для развития коммуникативной культуры, навыков делового общения.

Оборудование: компьютерный класс, интерактивная доска, проектор.

Программное обеспечение: “Математика 5-6. Задачи на движение” (MotionLessonSetup) - коллекция цифровых образовательных ресурсов, /catalog/rubr/a1a47299-4962-459e-9cac-b48c23159c3a/114280/?interface=teacher&class=47&subject=16 , Smart Notebook 10.

Ход урока

1) Организационный момент.(zadahi_na_dvigenie Smart Notebook File)

2)Дома вам было предложено решить задачу, на доске вы видите её условие, поднимите руку кто справился с задачей, у кого она вызвала затруднение.

На доске вы видите решение домашней задачи, которое выполнил…….. .

Эту задачу можно было решить несколькими способами, с решениями вы можете ознакомиться после урока.

Как часто вы сталкиваетесь с такими задачами т.е., как часто вам приходится определять во сколько часов вам необходимо выйти из дома, чтобы не опоздать в школу или в кинотеатр или на встречу с другом. А коль это происходит достаточно часто, то значит мы должны уметь хорошо решать такие задачи. Следовательно, нам необходимо уметь быстро составлять алгоритм решения таких задач.

Как вы думаете, какой будет тема нашего сегодняшнего урока?

Перед вами лежат листы с заданиями, поставьте на них сегодняшнее число и запишите тему урока. ( Приложение 1 )

3)Сегодня на уроке мы с вами будем решать задачи на движение. С движением вы работали на уроках физики. Знаете, какие существуют формы и виды движения. Наша цель создать алгоритм для решения задач на движение, научиться составлять математическую модель, схему для решения задачи, а также составлять задачи по определенному условию. Но прежде чем решать сложные задачи на движение, давайте вспомним какие три величины характеризуют движение.

Чтобы вспомнит, как находить неизвестную величину, я предлагаю вам заполнить следующую таблицу. Заполните её самостоятельно.

Проверьте верно ли вы заполнили таблицу. Какие выводы о нахождении неизвестных величин вы можете сделать?

– Скажите, как найти скорость, если известны время и расстояние;

– Как найти время, если известны расстояние и скорость.

Ответьте, верно ли высказывание:

Расстояние прямо пропорционально скорости.

Скорость обратно пропорциональна времени.

Давайте вспомним, какими могут быть ситуации в задачах на движение, если за основу взять направление движения.

Какие характеристики являются основными при решении данных задач? ( Скорость удаления и скорость сближения).

Используя рисунки, вычислите скорость удаления или скорость сближения для конкретных ситуаций.

3) Мы с вами повторили все необходимые понятия и можем переходить к решению более сложных задач. Для тех, кто будет работать быстрее, я приготовила Задачу – сюрприз.

Я предлагаю вам решить данную задачу арифметическим способом. Прочитайте её внимательно. Составьте схему для решения данной задачи. А вот такую схему составила я. Давайте поработаем со схемой. Какая ситуация рассматривается в задаче?

– Опишите это движение?

- Можно ли использовать, как характеристику скорость сближения?

– С какого момента это можно делать?

– Какова скорость сближения автомобилей?

– Как определить сколько км было между машинами в момент начала движения второй? Определите.

– Как определить сколько часов была в пути вторая машина до момента встречи?

– Определите сколько времени в пути была каждая машина?

Схема, которую вы составили помогла нам при составлении алгоритма решения задачи.

Оформите решение на листах. Давайте проверим решение. Можно ли решить эту задачу другим способом.

Решите её дома алгебраическим способом.

Следующую задачу я предлагаю решить алгебраическим способом. В качестве схемы в данной задаче мы возьмем таблицу. Прочитайте задачу

В данной задаче вы столкнулись с переводом одних наименованных единиц в другие. Какую часть часа составляют 45 минут? Проверим заполнение таблицы.

– Какая ситуация рассматривается в этой задаче?

– Что неизвестно в задаче?

-Какую величину удобно обозначить за х?

– Относительно какого условия задачи вы будете составлять математическую модель?

Заполните таблицу. Один человек у доски.

Давайте составим уравнение. Запишите его на доске.

- Можно ли путь взять за х, а относительно времени составить математическую модель?

Запишите это уравнение. Давайте проверим, такое ли у вас получилось уравнение. А решать уравнения вы будете дома.

4) Теперь давайте вернемся к задаче – сюрпризу.

– Пусть общая длина дистанции 1, тогда первый бегун пробежал 2/3 дистанции до встречи, а второй 1/3 дистанции.

– а – коэффициент пропорциональности, значит скорость первого спортсмена V,а второго aV

– т.к. время в пути одинаковое, то можем составить следующее выражение…….

5) А теперь давайте проверим, хорошо ли мы повторили алгоритмы решения задач на движение, поможет нам в этом программа – конструктор для составления задач (MotionLessonSetup). Работу вы будете выполнять по группам, каждая группа будет составлять задачу по определенному условию, а затем моделировать её в конструкторе, план работы вы найдете рядом с компьютером ( Приложение 2 ). Для моделирования задачи необходимо выполнить её решение. В помощь вам я приготовила некоторые значения величин. ( Приложение 3 ) В конце урока мы рассмотрим ваши работы. И не растраивайтесь, если вы не все успеете, главное осмыслить принцип работы. Ну а теперь возьмите свои листы ручки и пересядьте за компьютеры, компьютеры каждой группы пронумерованы.

Группа 1: Из города в противоположных направлениях …(выехали, вышли, вылетели)……(объект 1) и …(объект 2). Скорость одного на …..км/ч больше скорости другого. Найдите, с какой скоростью двигались…..и…..(объекты), если через 2 часа между ними было ….. км.

Группа 2: Из города А в город Б …(выехали, вышли, вылетели)……(объект 1) и …(объект 2). Скорость одного на …..км/ч больше скорости другого. Найдите, с какой скоростью двигались…..и…..(объекты), если через 4 часа между ними было ….. км.

Группа 3: Из двух городов. Расстояние между которыми ….. км, одновременно навстречу друг другу … (выехали, вышли, вылетели)……(объект 1) и …(объект 2). Определите их скорости, если известно, что они встретились через 4 часа и что скорость одного на …. км/ч больше скорости другого.

Защита проекта группами. Молодцы ребята все хорошо справились с работой. Все задачи были интересны, а как вы считаете, у какой группы получилась наиболее интересная задача.

6) Дома вы будете выполнять похожее задание, составите две задачи на движение и решите их. Д/з находится в ваших рабочих листах. С каким настроением вы работали на уроке.

Удовлетворены ли вы своей работой? Отметьте своё настроение на оценочном листе и поставьте себе оценку за урок. ( Приложение 4 )

Спасибо за урок! До свидания!

Домашнее задание: Составьте задачи по условию и решите их: 1) Из города А в город В …(выехали, вышли, вылетели)……(объект 1) и …(объект 2). Скорость одного … км/ч ,а другого ….км/ч. Сколько времени в пути был … (объект 2),если он прибыл в пункт В на 0,5 часа раньше, чем (объект1).

2) Из пунктов А и В расстояние между которыми ….км, одновременно в противоположных направлениях…(выехали, вышли, вылетели)……(объект 1) и …(объект 2). Скорость одного …км/ч, а скорость другого…. км/ч. Какое расстояние будет между ними через 4 часа?

Похожие документы:

Общее вступление. На этом сайте собраны посвящённые здоровью материалы, автором которых является Александр Бруснёв. Подборка представляет собой: 3 книги, неодно

. математику. Идём по ступенькам, не пропуская ни одной, а темп движения . задачу на восстановление. Эта общая задача звучит так: "По восстановленному (или по восстанавливающемуся) генетическому коду, по . синтезом различных материалов по теме - природная, .

Образовательная программа основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

. коммуникативных задач. Тематическое планирование проектов по математике Распределение тем по классам : 5 класс 1. Сумма углов треугольника на плоскости и на конусе .

Методика решения текстовых задач на движение в школе. Методическая разработка

. . Самостоятельность тем более необходима при решении текстовых задач. В ряду текстовых задач по математике задачи на движения по суше занимают .

Приказ от 2010 г № Основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального автономного дошкольного

– Здравствуйте, ребята! Прежде чем приступить к уроку, я бы хотела познакомить вас с письмом, которое пришло к нам по электронной почте.

(Слайд 1 с текстом письма на экране)

Пишет вам президент Клуба серьезных математиков. Я приглашаю всех желающих вступить в клуб. Наш клуб известен во всем мире. Как видно из названия, члены нашего клуба – трудолюбивые учащиеся. Они любят математику и не боятся трудностей. Для того, чтобы вступить в наш клуб, вам необходимо пройти испытания: сдать теоретический материал и выполнить практические задания по теме “Задачи на движение по реке” (задания прилагаются).

– Я думаю, что мы можем принять участие в конкурсе. А вы как считаете? Попробуем?

– Откройте тетради, запишите число, “Классная работа”, а тему урока, я думаю, вы сформулируете сами.

– Сегодня задача каждого из вас – разобраться в том, как он освоил эту тему, и если потребуется доработать то, что еще не совсем получается.

(На экране слайд 2 с карточкой самоанализа)

(Напомнить принцип заполнения)

II. Актуализация знаний.

– Итак, первое задание теоретическое. (Фронтальная работа)

1. Как вы понимаете, что такое собственная скорость лодки?

2. Как определяется скорость течения?

3. Запишите на доске формулу скорости по течению.

4. Как найти скорость против течения?

5. Чему равна собственная скорость объекта?

Собственная скорость – это скорость в стоячей воде (на озере).

Скорость течения определяется по тому, на сколько река относит любой предмет – щепку, плот – за единицу времени.

V по теч. = Vсоб. + Vтеч.

Vпр. теч = Vсоб. – Vтеч.

Vсоб. = (Vпо теч. + Vпр. теч.) :2

– Посмотрим, согласится ли с вами компьютер.

(Слайд 3 с формулами)

– Да, все записанное вами совпадает с тем, что выдал компьютер. Отметьте в карточке на сколько хорошо вы владеете формулами.

III. Самостоятельное применение знаний.

– С первым этапом вы справились хорошо. Показали достойное знание теории. Во второй части вы должны показать, как вы умеете решать задачи. Приступаем ко второму испытанию.

(Работа в группах по 4 человека)

– Каждой группе предлагается лист с 10 задачами, сложность которых постепенно увеличивается. В устных задачах вы записываете в тетрадь только ответ, в более сложных на, ваш взгляд, записываете и решение. Задание считается выполненным, если записи сделаны всеми членами группы. Учитывается также и аккуратность. На выполнение всего задания отводится 8 мин. После выполнения задания мы сверим ваши ответы с ответами на слайдах.

(Проверка задач по слайдам 4 – 13. Если ответ не совпадает, выясняется место и причина ошибки)

По ходу проверки заполняется карточка самоанализа.

IV. Самостоятельная работа.

– Ребята, вы блестяще справились с работой. Но на этом успокаиваться рано, далее нас ждут более серьёзные испытания.

(Индивидуальная работа по вариантам с последующей проверкой по слайдам)

С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а

1. Составь выражение и найди его значение при данных значениях переменных:

“Собственная скорость теплохода х км/ч, а скорость течения реки у км/ч. С какой скоростью будет двигаться теплоход: а) по течению реки;

б) против течения реки? (х = 35,3; у = 2,8)”

1. Составь выражение и найди его значение при данных значениях переменных:

“Скорость моторной лодки по течению реки т км/ч, а скорость течения реки п км/ч. Какова собственная скорость моторной лодки? Какова ее скорость против течения реки? (т = 15,2; п = 2,8)”

– Отметьте в таблице правильность выполнения задачи по каждому вопросу.

(Слайды 14 – 15 с ответами к самостоятельной работе)

V. Подведение итогов урока.

– Посмотрите на свою карточку самоанализа. Может быть вы захотите что-то изменить, т.к. в течение урока усвоили этот вопрос. Учитывая количество пропусков в первом столбике, поставьте себе оценку по теме “Задачи на движение по реке”.

– Каждый из вас показал хорошую работу, и я поздравляю вас со вступлением в Клуб серьёзных математиков! (слайд 16 с дипломом)

VI. Определение домашнего задания.

(Слайд 17 с домашним заданием на экране).

2) “SOS – задачка”. От пристани одновременно отправились два катара, у которых одинаковая скорость в стоячей воде. Один катер направился по течению, а другой – против течения. В это же время отчалил от пристани плот. Спустя 90 минут с плота поступил сигнал “SOS”. Оба катера сразу же направились к плоту. Который катер прибудет на помощь быстрее.

VII. Рефлексия.

– Удовлетворены ли вы своей работой? Отметьте, с каким настроением вы работали на уроке. Не забудьте сдать тетради с карточкой самоанализа на проверку, мне интересно узнать вашу самооценку.

С давних пор задачи играют огромную роль в обучении. Решение задач выступает и как цель,и как средство обучения. Умение ставить и решать задачи является одним из основных показателей уровня развития учащихся, открывает им пути овладения новыми знаниями. Решая задачи, человек приобретает математические знания, повышает свое математическое образование. Я предлагаю подборку задач, которые можно рассмотреть при изучении задач на движение по реке в 5-6 классах.

ВложениеРазмер
фрагмент урока 25 КБ

Предварительный просмотр:

Вначале урока можно предложить учащимся устные задачи и повторить основные формулы и понятия, используемые при решении задач на движение по реке.

Мальчики сделали бумажные кораблики и запустили их сначала на озере, а потом на реке. Где кораблики поплывут быстрее? Почему?

Найдите скорость моторной лодки по течению реки, если собственная скорость лодки 15 км/час, а скорость течения реки 3 км/час.

Собственная скорость катера 18 км/час, скорость течения реки 4 км/час.

Вычислите скорость катера против течения.

Плот плывет по реке, скорость течения которой 2 км/час. Сколько времени потребуется плоту, чтобы проплыть 12 км?

Решая устные задачи, на доске записываются формулы:

V по теч =V собств +V теч

V пр.теч =V собств -V теч

Затем переходим к решению задач, записывая его на доске и в тетрадях.

Расстояние между двумя пристанями 48 км. Сколько времени потратит моторная лодка на путь туда и обратно, если ее собственная скорость 16 км/ч, а скорость течения реки 4 км/ч?

Скорость теплохода по течению реки 53,8 км/ч, а скорость теплохода против течения 48,2 км/ч. Найдите скорость течения реки.

Скорость катера против течения реки равна 48,5 км/ч. Найдите собственную скорость катера и его скорость против течения, если скорость течения реки 3,1 км/ч.

Плот проплыл расстояние, равное 15 км за 5 часов. За какое время пройдет это расстояние катер, собственная скорость которого 7 км/ч?

Затем можно перейти к решению заданий на повторение.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


урок по теме "Задачи на движение по реке"

Методическая разработка урока по УМК Петерсон "Математика5". В уроке представлены все основные типы задач на движение по реке. В разработке представлены все концепции, заложенные в программе развивающ.

Сложные задачи на движение по реке

Сложные задачи на движение по реке.


Подготовка к ЕГЭ. Задания В13. "Задачи на движение по реке"

В работе представлены решения всех прототипов В13 из банка заданий ЕГЭ по теме "Задачи на движение по реке". Подобраны задачи для самоподготовки учащихся. Ко всем задачам даны ответы. Они сведены.

Открытый урок: "Текстовые задачи на движение по реке"

Текстовые задачи на движение по реке.


Технологическая карта М5 Задачи на движение по реке

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме "Движение по реке".


Конспект урока по математике "Задачи на движение по реке"

Урок по математике. Задачи на движение по реке. Самоанализ урока.


Технологическая карта урока "Задачи на движение по реке" , 5 класс

Данный урок разработан в соответствии с ФГОС. Цели урока: сформировать и развивать навыки решения задач на движения по реке и против течения. Урок сопровождается презентаций. Благодаря интер.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок математики в 6-м классе по теме: "Задачи на движение по реке"

Вид урока: урок обобщения и систематизации.

Тип урока: урок самостоятельной работы.

  • обобщить и систематизировать знания по теме “Задачи на движение по реке”; проверить знание теоретического материала и умение решать задачи; формировать способность фиксирования собственных затруднений;
  • развитие кругозора, мышления, внимания, культуры математической речи; привитие интереса к изучению математики;
  • воспитание ответственности, аккуратности и самостоятельности.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, доска

I. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята! Прежде чем приступить к уроку, я бы хотела познакомить вас с письмом, которое пришло к нам по электронной почте.

(Слайд 1 с текстом письма на экране)

Пишет вам президент Клуба серьезных математиков. Я приглашаю всех желающих вступить в клуб. Наш клуб известен во всем мире. Как видно из названия, члены нашего клуба – трудолюбивые учащиеся. Они любят математику и не боятся трудностей. Для того, чтобы вступить в наш клуб, вам необходимо пройти испытания: сдать теоретический материал и выполнить практические задания по теме “Задачи на движение по реке” (задания прилагаются).

Я буду рад приветствовать новых членов нашего клуба. Желаю удачи!

– Я думаю, что мы можем принять участие в конкурсе. А вы как считаете? Попробуем?

– Откройте тетради, запишите число, “Классная работа”, а тему урока, я думаю, вы сформулируете сами.

– Сегодня задача каждого из вас – разобраться в том, как он освоил эту тему, и если потребуется доработать то, что еще не совсем получается.

(На экране слайд 2 с карточкой самоанализа)

(Напомнить принцип заполнения)

II. Актуализация знаний.

– Итак, первое задание теоретическое. (Фронтальная работа)

1. Как вы понимаете, что такое собственная скорость лодки?

2. Как определяется скорость течения?

3. Запишите на доске формулу скорости по течению.

4. Как найти скорость против течения?

5. Чему равна собственная скорость объекта?

6. Как определить скорость течения реки?

Собственная скорость – это скорость в стоячей воде (на озере).

Скорость течения определяется по тому, на сколько река относит любой предмет – щепку, плот – за единицу времени.

V по теч. = Vсоб. + Vтеч.

Vпр. теч = Vсоб. – Vтеч.

Vсоб. = (Vпо теч. + Vпр. теч.) :2

Vтеч. = (Vпо теч. – Vпр. теч.) :2

– Посмотрим, согласится ли с вами компьютер.

(Слайд 3 с формулами)

– Да, все записанное вами совпадает с тем, что выдал компьютер. Отметьте в карточке на сколько хорошо вы владеете формулами.

III. Самостоятельное применение знаний.

– С первым этапом вы справились хорошо. Показали достойное знание теории. Во второй части вы должны показать, как вы умеете решать задачи. Приступаем ко второму испытанию.

(Работа в группах по 4 человека)

– Каждой группе предлагается лист с 10 задачами, сложность которых постепенно увеличивается. В устных задачах вы записываете в тетрадь только ответ, в более сложных на, ваш взгляд, записываете и решение. Задание считается выполненным, если записи сделаны всеми членами группы. Учитывается также и аккуратность. На выполнение всего задания отводится 8 мин. После выполнения задания мы сверим ваши ответы с ответами на слайдах.

(Проверка задач по слайдам 4 – 13. Если ответ не совпадает, выясняется место и причина ошибки)

По ходу проверки заполняется карточка самоанализа.

V. Подведение итогов урока.

– Посмотрите на свою карточку самоанализа. Может быть вы захотите что-то изменить, т.к. в течение урока усвоили этот вопрос. Учитывая количество пропусков в первом столбике, поставьте себе оценку по теме “Задачи на движение по реке”.

– Каждый из вас показал хорошую работу, и я поздравляю вас со вступлением в Клуб серьёзных математиков! (слайд 16 с дипломом)

VI. Определение домашнего задания.

(Слайд 17 с домашним заданием на экране).

2) “SOS – задачка”. От пристани одновременно отправились два катара, у которых одинаковая скорость в стоячей воде. Один катер направился по течению, а другой – против течения. В это же время отчалил от пристани плот. Спустя 90 минут с плота поступил сигнал “SOS”. Оба катера сразу же направились к плоту. Который катер прибудет на помощь быстрее.

– Удовлетворены ли вы своей работой? Отметьте, с каким настроением вы работали на уроке. Не забудьте сдать тетради с карточкой самоанализа на проверку, мне интересно узнать вашу самооценку.


следить за произношением, развивать математическую речь.

Методы обучения: частично-поисковый (эвристический), системные обобщения, самопроверка, взаимопроверка.

Формы организации урока: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: презентация к уроку.

Ход урока:

I. Организационный момент

Сообщить учащимся цели урока. Настроить ребят на активную работу.

II. Актуализация знаний

1. Задача (слайд 2)

2. Задача (слайд 3)

От острова Шпицберген в северо- заподном направлении отошел ледокол со скоростью 30км/ч. В это же время от острова Северная Земля в северо- восточном направлении отошло другое судно со скоростью 27км/ч. Произойдет ли встреча этих двух судов?

3. Задача (слайд 4)

Тройка лошадей пробежала 24 км за 3 часа. Сколько км пробежала каждая лошадь?

4. Задача (слайд 5)

На участке дороги длиной 276 км стоит знак ограничения скорости до 60 км/ч. Нарушил ли его водитель, если это расстояние он преодолел за 4 часа?

5. Задача (слайд 6)

Ответьте на вопрос: как можно перейти дорогу перед идущим транспортом?

6. Заполните схему: (слайд 7)

(( 41 – 27 ) * 7 + 2) :5

7. Спешите ответить: (слайд 8)

Как найти расстояние?

Как найти скорость?

Как найти время?

презентация решение задач на движение по воде

III. Физминутка. (слайд 9)

Исходное положение: сидим в удобной позе, позвоночник прямой, глаза открыты.

2. Круговые движения глазами влево до пяти кругов, вправо до пяти кругов.

3. Смотрим на кончик носа, перед собой, вдаль. Повторить пять раз.

IV. Изучение нового материала.

Совсем не за горами весна. Лучи солнца растопят снег и побегут веселые ручьи.

Скажите, кто из вас пускал кораблики по ручейкам? Давайте сегодня, как прежде, изготовим мысленно кораблики из бумаги и отпустим их в свободное плавание.

Один отпустим в ручей, а другой в лужу (слайд 10). Что же произойдет с корабликами?

В луже кораблик стоит на месте, а в ручейке плывет. И в озере лодка тоже будет стоять на месте, а в реке плыть. Вода в озере и ручейке называется стоячей. Лодка двигается в озере за счет мотора или при помощи весел. Токое движение называют движением в стоячей воде. Скорость лодки в стоячей воде называют собственной скоростью. (слайд 11)

Задача1. Собственная скорость моторной лодки по озеру 15 км/ч. Какой путь пройдет лодка за 2 часа? (слайд 12)

Задача 2. Катер за 3 часа проплыл по озеру 60 км. Найдите собственную скорость катера. (слайд 13)

Мы с вами заметили, что движение по дороге не отличается от движения по озеру.

Что же происходит с движением по реке?

За счет чего плывет бумажный кораблик?

Посмотрите внимательно на рисунок. Что вы заметили? (слайд 14)

Кораблик несет течение. В таком случае мы будем говорить, что кораблик плывет по течению. Такое движение называют движением по течению.

А движение в обратную сторону называют движением против течения. Сможет ли наш кораблик плыть против течения?

Вода в реках движется, а это значит, имеет свою скорость.

Где плыть быстрее: по течению или против течения?

Вы можите привести примеры?

Задача 3. (слайд 15)

Скорость течения реки 2 км/ч. Какое расстояние проплывет плот за 2 часа, за 4 часа?

Каждый из нас знает, что плыть по течению легче, чем плыть против течения.

Разберем такую задачу. (слайд 16)

Собственная скорость катера 21км/ч, а скорость течения реки 2км/ч. Найдите скорость катера по течению.

Сделаем вывод и напишем решение и вывод в словарях.

При движении катера по течению помогает скорость течения реки.

Чтобы найти скорость движения по течению реки, надо сложить собственную скорость катера и скорость течения реки. (слайд 17)

Задача (слайд 18)

Собственная скорость катера 21км/ч, а скорость течения реки 2км/ч. Найдите скорость катера против течения.

Вывод: При движении катера против течения скорость течения реки препятствует скорости движения катера.

Поэтому скорость катера против течения реки равна разности собственной скорости катера и скорости течения реки. (слайд 19)

V. Закрепление материала

Задача №1. (слайд 20)

Скорость движения плота вниз по реке равна 4км в час. Буксир идёт против течения со скоростью 16,8км/ч. Найдите собственную скорость буксира.

Задача №2. (слайд 21)

Скорость ледокола по течению – 30 км/ч. Найдите собственную скорость ледокола и его скорость против течения, если скорость течения равна 3,8 км/ч.

VI. Проверка задания

VII. Самостоятельная работа

Задача №1.(слайд 22)

Скорость теплохода против течения реки равна 28 км/ч, а скорость течения

3 км/ч. Найдите собственную скорость катера по течению.

Задача №2. (слайд 23)

Рауль Амудсен на дирижабле пересек Северный полюс. Скорость дирижабля при попутном ветре 35 км/ч. Определите собственную скорость дирижабля, если скорость ветра 2 км/ч

Читайте также: