Литература 10 класс курдюмова конспект

Обновлено: 02.07.2024

Литература, 10 класс, планы-конспекты для 105 уроков, учебно-методическое пособие, Фефилова Г.Е., 2016.

Настоящее учебно-методическое пособие содержит годовое календарно-тематическое планирование и разработки 105 уроков литературы базового уровня для 10-го класса образовательных учреждений с русским языком обучения. Схемы, таблицы, богатый дидактический материал, разноуровневые задания, расположенные на страницах с полями для записей делают пособие максимально удобным для использования в зависимости от уровня подготовки класса.
Для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ, студентов филологических факультетов вузов.

Актуализация опорных знаний.

7. Каким произведениям вы отдаёте предпочтение?
а) Научная фантастика и фэнтези; б) произведения о современниках;
в) произведения о дружбе и любви; г) развлекательная литература; д) произведения о природе; ж) приключения и детективы;
к) исторические произведения; л) другие произведения.

8. Какие произведения и каких авторов вы хотели бы прочитать? Обоснуйте свой выбор.
9. Согласны ли вы с утверждением аргентинского писателя X. Л. Борхеса отом. что «книга — не просто словесное устройство или набор таких устройств; книга — это диалог, завязанный с читателем, интонация, приданная его го* лосу. и череда переменчивых и несокрушимых образов, запавших ему в память. Этому диалогу нет конца. *? Расскажите, в какой диалог и с какими книгами вы хотели бы вступить в этом учебном году.

СОДЕРЖАНИЕ.

ПРЕДИСЛОВИЕ
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
I ЧЕТВЕРТЬ
Введение. Русская литература первой половины XIX в.
Александр Сергеевич Пушкин
Михаил Юрьевич Лермонтов
Николай Васильевич Гоголь
II ЧЕТВЕРТЬ
Русская литература второй половины XIX в.
Иван Александрович Гончаров
Александр Николаевич Островский
Иван Сергеевич Тургенев
III ЧЕТВЕРТЬ
Фёдор Иванович Тютчев, Афанасий Афанасьевич Фет
Николай Алексеевич Некрасов
Михаил Евграфов и Салтыков-Щедрин
IV ЧЕТВЕРТЬ
Лев Николаевич Толстой
Фёдор Михайлович Достоевский
Николай Семёнович Лесков
Антон Павлович Чехов
Из зарубежной литературы
ЛИТЕРАТУРА
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ


Попробуйте УМНЫЙ ПОИСК по курсам повышения квалификации и профессиональной переподготовки

Войти с помощью:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Всего 194 материала





















5808556 5747741 5707505 5707447 5707407 5694536 5527118 5505532 5397347 5385529 5366199 5299476 5292843 5288397 5283931 5251458 5240644 5219103 5218232 5177965

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

40%

Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта "Инфоурок".

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План- конспект урока по литературе в условиях введения ФГОС.

1. Решаемые учебные проблемы:

Цели для учителя:

- расширять представление о специфике драматического рода литературы на материале пьесы на бытовую тематику;

-ввести учащихся в мир купечества города Калинова на примере его главных представителей – Дикого и Кабановой;

-через знакомство с произведением, историей его создания, жанром, композицией подвести учащихся к пониманию поступков героев произведения, характеров и приёмов их создания в драматическом произведении;

- подвести учащихся к определению собственной позиции по отношению к героям произведения, авторской позиции и средствам её выражения;

-развивать речевые навыки учащихся.

Задачи для учеников:

-знать отличие драмы от эпоса и лирики, роль главных и второстепенных героев в пьесе;

-определять основные черты характеров героев драмы, правила и принципы их жизни;

-формулировать авторскую позицию, объяснять средства её выражения;

- формулировать собственную позицию по отношению к героям произведения.

2.Тип урока по форме: комбинированный.

3.Тип урока по содержанию: изучение и освоение конкретного произведения.

4. Планируемые результаты:

Метапредметные:

Познавательные: углубление представления о драматическом произведении, совершенствование умения на основе прочитанного текста самостоятельно делать выводы, анализировать фрагменты драматического текста и строить речевое высказывание; расширение читательского кругозора, развитие умения работать с Интернет- ресурсами.

Регулятивные: умение ставить цель и планировать свою деятельность, умение осознавать трудности и стремиться преодолевать их, развитие у учащихся умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности.

Коммуникативные: развитие у учащихся умений выделять причинно-следственные связи в тексте и выражать свои мысли, отвечать на вопросы по тексту, вести диалог, работать в группе и принимать точку зрения других.

В познавательной сфере : осознанное понимание специфики драматического произведения, умение анализировать произведение в единстве формы и содержания и давать характеристику героям, выявлять особенности приёмов в создании характеров героев в драматическом произведении, владение литературоведческими понятиями при анализе текста, выполнение творческой работы –составление опорной схемы и синквейна.

В коммуникативной сфере : осмысленное чтение и восприятие прочитанного текста, умение отвечать на вопросы, приводить аргументы, общаться в процессе работы над текстом с точки зрения партнёрства (ученик-ученик и ученик-учитель).

В эстетической сфере : восприятие художественного текста как произведения искусства, выразительное чтение текста с соблюдением соответствующих интонаций, формирование понимания сути русского слова в его эстетической функции, привитие потребности и желания читать наизусть отрывки из произведения.

6.Формы работы : индивидуальная, групповая, фронтальная.

7.Виды деятельности : работа с эпиграфом, опережающее чтение произведения учащимися, аналитическая беседа, работа в парах и группах, составление опорной схемы, письменный ответ на вопрос, составление синквейна.

(методическое назначение: усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуальности изучаемого материала).

10. Межпредметные связи: история.

Предтекстовый структурный элемент урока.

Тема: не записана.

1 этап: Вхождение в тему урока.

-Объясните, опираясь на конспект по учебному видеофильму с прошлого урока, почему драматургия Островского в 60-е гг. XIX в. оказалась востребованной и своевременной.

Учитель дополняет, направляет ответы учащихся в нужном направлении.

(Островского называют русским Мольером, русским Шекспиром. Им было написано 48 пьес, 47 были поставлены на сцене при его жизни. Из них 25 пьес о Москве. Всего в пьесах Островского 728 действующих лиц, им создано 728 характеров. Кроме пьес, названных Белинским, процветали водевили - одноактные пьесы лёгкого содержания, сопровождаемые песнями и танцами, и мелодрамы, в которых герои были либо злодеями, либо образцами добродетели. Нужны были произведения, которые бы правдиво отображали жизнь. Пьесы Островского выполнили эту задачу. Драматург изобразил в них все слои русского общества, дал картину жизни помещиков, чиновников, купечества в России с 40-х по 80-е гг., став Колумбом Замоскворечья- страны, лежащей напротив Кремля, по другую сторону Москва-реки.

Островского считали летописцем этой жизни, называли Колумбом Замоскворечья.)

-Сформулируйте тему урока.

-Какие цели мы поставим на уроке, исходя из темы?

2 этап. Подготовка к вхождению в текст.

-Актуализация ранее полученных знаний. Работа по теории литературы (со словарями в парах).

-поэт писатель драматург

-эпос лирика драма

-комедия трагедия драма водевиль мелодрама резонёр сюжет

-прототип ремарка средства создания характеров героев в драматическом произведении (опорная схема)

Драматическое произведение говорящие фамилии

речь поступки антитеза (контраст)

характеристика героев др.действ.лицами

-композиция пейзаж символ

(-Чтобы понять содержание произведения, нужно знать и характер эпохи, в которую оно появилось.

обострение революционной ситуации 59-61гг.: консерваторы

1)невозможность сохранить прежний режим; либералы

2)обострение бедствий народа; революционеры-демократы

3)нарастание активности масс;

Смерть Николая I 2) крепостное право

Крымская война 1855-1855 3) гражданственность,

Развитие литературы 2-й половины XIX века было связано с нарастанием общественной борьбы.В бескомпромиссную борьбу вступают революционеры-демократы и либералы. На Александра I возлагаются большие надежды. В литературе господствующим становится реализм:

Писатели-реалисты показывают явления жизни, стараясь найти корни социальных бедствий и пути их преодоления, вызвать протест в обществе.

Выражение в литературе народных идеалов способствует появлению новых жанров.

Русская литература приобретает мировое значение.

-Развитие речи. Письменный ответ на вопрос (3-5 предложений) – проверочная работа на знание текста.

Т екстовый структурный элемент урока.

(Учитель так дополняет ответы учащихся, чтобы можно было в конце урока сделать выводы по теме урока.)

1-я группа -Дайте характеристику главным и значительным лицам города Калинова- Дикому и Кабанихе. (Действие I , явления 1, 4.) Как первые произнесённые в пьесе фразы Дикого и Кабанихи характеризуют этих героев? (Действие I , явления 2, 5.) В каких ключевых словах отражается авторское отношение к героям?

2-я группа -Каковы идеалы других персонажей: Кулигина, Кудряша, Варвары, Тихона, Катерины? В каких ключевых словах отражается авторское отношение к героям? (Кулигин -действие I , явления 1, 3; Кудряш- действие I , явления 1; Варвара - действие I , явления 5, 6; Тихон - действие I , явления 5- 7; Катерина - действие I , явление 5.)

3-я группа -Чем отличается жизнь Катерины до замужества от жизни в семье Кабановых? В каких ключевых словах отражается авторское отношение к героине? (Действие I , явление 7.)

4-я группа - Почему в обстановке I действия подчёркнут пейзаж? Как в этом описании прослеживается авторская позиция и его идеалы? (Действие I ,перед явлением 5.)

5-я группа -Как в пьесе появляется образ грозы и какое дальнейшее развитие он получает? Образ греха? (Действие I ,явления 7 -9.)

7-я группа -Определите сюжетные линии драмы по I действию. Прокомментируйте их. Охарактеризуйте систему образов пьесы. Кто из героев пьесы выполняет функции резонёра? Аргументируйте свой ответ.

Постт екстовый структурный элемент урока.

сторонница худших сторон самодурство ничем не

морали, её самодурство подкреплено

Кудряш подкреплено Тихон

протест носит протест ведёт к разгулу и пьянству

лишена высокой чужда дому Кабановых

2) в широком смысле- любое общество, где унижается человеческое достоинство

Прием СИНКВЕЙНА (примеры)

Гуманный, неравнодушный.

Протестует, защищает, сочувствует.

Показывает мир естественности, простора, свободы, стоит на позиции слабых и незащищённых.

Горячая, искренняя.

Не сломалась, не подчинилась, освободилась.

Борется со страхом, сильный женский характер.

Безвольный, слабый.

Страдает, теряет, протестует.

Воплощение крайней степени долготерпения и унижений, слабый мужской характер.

5 этап. Рефлексия.

- Достигли мы цели урока, смогли решить все поставленные задачи?

-Сегодня на уроке

-самое сложное для меня было.

-работа в группе.

-урок для меня показался.

6 этап. Выставление оценок. Домашнее задание.

-Письменный ответ на вопрос по выбору:

Специально для учителя литературы. Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации, планы, мероприятия и прочие полезные материалы по литературе 10 класс.

Литература (базовый уровень), 10 класс, Курдюмова Т.Ф. и др./ Под ред. Курдюмовой Т.Ф., Москва : Дрофа, 2016. - 447 с.

  • Все учебники
  • Литература (базовый уровень), 10 класс, Курдюмова Т.Ф. и др./ Под ред. Курдюмовой Т.Ф., Москва : Дрофа, 2016. - 447 с.
  • Литература 10 класс, Сухих И.Н., Москва : Академия, 2018
  • Литература 10 класс: базовый и углублённый уровни, Ланин Б. А., Устинова Л.Ю. и др./ Под ред. Ланина Б.А., Москва : Вентана-Граф, 2018. - 383 с.
  • Литература. 10 класс. Бунеев Р.Н.2-е изд., испр. - М.: 2015, Ч.1 - 336с.
  • Литература. 10 класс. В 2 ч. Лебедев Ю.В. 3-е изд. - М.: 2016. Ч.1 - 367с.
  • Литература. 10 класс. В мире литературы. Учебник. Под ред. Кутузова А.Г. 4-е изд., стер. - М.: 2006. - 464 с.
  • Литература. 10 класс. Все произведения школьной программы в кратком изложении. М.: 2011. - 576 с.
  • Литература. 10 класс. Литература. Учебник. Курдюмова Т.Ф. и др. М.: 2007. - 448с.
  • Литература. 10 класс. Русская литература XIX века (Вторая половина). Хрестоматия. В 2 ч. Сост. Журавлев В.П. 4-е изд. - М.: Просвещение, 2000. - 400с. + 364с.
  • Литература. 10-11 классы. Русская словесность. Горшков А.И. 9-е изд. - М.: 2010 - 492 с.
  • Литература. Литература. 10 класс. Учебник в 2 ч. Лыссый Ю.И., Беленький Г.И., Воронин Л.Б. 2-е изд., стер. - М.: 2011., Ч.1 - 398с., Ч.2 - 495с.
  • Литература. Литература. 10 класс. Учебник в 2 ч. Под ред. Коровина В.И. 12-е изд. - М.: Просвещение, 2012. Ч.1 - 414с.; Ч.2 - 384с.
  • Литература. Литература. 10 класс. Учебник в 2 ч. Сахаров В.И., Зинин С.А. 9-е изд. - М.: 2012., Ч.1 - 336с., Ч.2 - 288с.
  • Литература. Литература. 10 класс. Учебник в 2 ч. Ч. 1. Маранцман В.Г. и др. 6-е изд. - М.: 2009. - 383 с.
  • Литература. Углубленный уровень, 10 класс, Архангельский А.Н. и др, Москва : Дрофа, 2018
  • Литература.10 класс. Учебное пособие в 2 ч. Лебедев Ю.А. М.: Просвещение. - 320с.


Литературная онлайн-викторина "Многоликий Достоевский", приуроченная к 200-летию со дня рождения великого писателя.

Мероприятия

Литературная онлайн-викторина "Многоликий Достоевский", приуроченная к 200-летию со дня рождения великого писателя. (Проводилась в группе ВКШ им. А.В.Суворова в социальной сети.

В сей день счастливый нежность сына,
Какой бы дар принесть смогла!
Букет цветов? – но флора отцвела,
И луг поблёкнул и долина…

Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению. Получил хорошее домашнее образование, которым с десяти лет руководил Раич, поэт-переводчик, знаток классической древности и итальянской литературы. Уже в двенадцать лет Тютчев поступает на словесное отделение Московского университета. После окончания университета (1821) Тютчев едет в Петербург, поступает на службу в Коллегию иностранных дел, получает место сверхштатного чиновника русской дипломатической миссии в Баварии и в девятнадцать лет отправляется в Мюнхен. За границей Тютчеву предстоит провести двадцать два года.

Они познакомились во второй половине 1823 года, когда двадцатилетний Фёдор Тютчев уже освоил свои немногочисленные служебные обязанности и стал чаще появляться в свете. Пятью годами моложе его была Амалия Лерхенфельд. Пятнадцатилетняя красавица взяла под своё покровительство превосходно воспитанного, чуть застенчивого русского дипломата.

Теодор (как звали Фёдора Ивановича) и Амалия совершали частые прогулки по зелёным, дышащим стариной предместьям.

О тех временах осталось нам слишком мало сведений, но зато картину их воссоздают воспоминания Тютчева.

Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край.
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай. (наиз. полностью)

С годами Тютчев и Амалия встречались всё реже и реже. И всё-таки судьба им подарила ещё дважды дружеские свидания, ставшие достойным эпилогом их многолетней привязанности.

Прогулки с пожилой, но всё ещё сохранившей привлекательность Амалией вдохновили поэта на одно из самых прекрасных его стихотворений.

26 июля, возвратившись в гостиницу после прогулки, он написал своё стихотворное признание.

Редко кто сейчас не знает этих строк о любви, которые теперь чаще поются, нежели декламируются:

Картины природы в лирике Тютчева воплощают глубокие, напряжённые трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании

Тютчев неповторимо запечатлел в своих стихотворениях все четыре времени года.

Мы видим и слышим звуки природы от апрельского бурного таяния снегов до тёплых, майских дней

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром…(наиз. До конца)

Более всего поэта привлекала весна, как торжество жизни над увяданием, как символ обновления мира.

Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят… (наиз. до конца)

Тютчевское лето часто грозовое. Место действия – земля и небо, они же – главные персонажи, гроза – это их сложные и противоречивые отношения.

Неохотно и несмело
Солнце всходит на поля…(наиз. до конца)

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора …

Аня Востр. (наиз. до конца)

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит… .

В 1839 году Тютчев женится на Эрнестине Дернберг. В 1844 году возвращается на Родину.

Когда Тютчеву было 47 лет, началось любовное увлечение, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом. 24-летняя Елена Александровна Денисьева училась в Смольном институте с дочерьми Тютчева. Они полюбили друг друга и 14 лет были связаны узами гражданского брака и двумя детьми. Сложность ситуации состояла в том, что Тютчев по-прежнему любил вторую жену Эрнестину, семью. В глазах высшего петербургского света их открытая связь была вызывающе скандальной, причём вся тяжесть осуждения пала на плечи Денисьевой. Под влиянием двусмысленного положения в свете в Елене Александровне развились раздражительность, вспыльчивость. Всё это ускорило ход её болезни (чахотка) и в 1864 году она умирает.

Аня Баб. Звучат стихи, посвящённые Елене Денисьевой

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней! (Наиз. до конца

Лиля (выразит. Прочитать слайд)
Счастлив, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Его призвали все благие,
Как собеседника на пир.
Он их высоких зрелищ зритель…

Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвётся из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует .

Слёзы людские, о слёзы людские,
Льётесь вы ранней и поздней порой…
Льётесь безвестные, льётесь незримые
Неистощимые, неисчислимые, –
Льётесь, как льются струи дождевые,
В осень глухую, порою ночной.

Размышляя о судьбе России, о её особом многострадальном пути, о самобытности, поэт пишет свои знаменитые строки, которые стали афоризмом:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.

Никита.(выразит. Прочитать со слайда)

Последние годы жизни.

С 1858 года и до конца своих дней Тютчев занимал должность председателя Комитета цензуры иностранной. Чувство одиночества было ощутимо в последние годы жизни поэта. Ушли из жизни многие близкие люди. Тяжело больной, прикованный к постели, Тютчев поражал окружающих остротой и живостью ума, интересом к событиям политической и литературной жизни.

Умер Тютчев 15/27 июля 1873 года.

После смерти поэта вышло издание его стихотворений. А.А.Фет приветствовал его стихотворным посвящением:

Но муза, правду соблюдая,
Глядит – а на весах у ней
Вот эта книжка небольшая,
Томов премногих тяжелей

Это один из многих памятников Ф.И.Тютчеву в селе Овстуг на Брянщине.

Вопросы и задания:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева Урок литературы в 10-м классе.

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Ф.И.Тютчева Выделить основные темы и особенности тютчевской лирики; На примере стихотворений показать, что произведения Тютчева несут в себе заряд жизнеутверждающей силы. Помочь старшеклассникам почувствовать поэтическое обаяние, певучесть и музыкальность текстов Тютчева. Цели:

Фёдор Иванович Тютчев Детство Юность Первая любовь Теодор и Амалия Природа в лирике Тютчева 1803 -1873 Любовная лирика Тютчева Гражданская лирика Последние годы жизни

Юность 1)Домашнее образование, которым с десяти лет руководил Раич, поэт-переводчик, знаток классической древности и итальянской литературы . 2) Уже в двенадцать лет Тютчев поступает на словесное отделение Московского университета. 3)После окончания университета (1821) Тютчев едет в Петербург, поступает на службу в Коллегию иностранных дел, получает место сверхштатного чиновника русской дипломатической миссии в Баварии и в девятнадцать лет отправляется в Мюнхен. За границей Тютчеву предстоит провести двадцать два года.

Первая любовь Они познакомились во второй половине 1823 года, когда двадцатилетний Фёдор Тютчев уже освоил свои немногочисленные служебные обязанности и стал чаще появляться в свете. Пятью годами моложе его была Амалия Лерхенфельд. Пятнадцатилетняя красавица взяла под своё покровительство превосходно воспитанного, чуть застенчивого русского дипломата.

Теодор (как звали Фёдора Ивановича) и Амалия совершали частые прогулки по зелёным, дышащим стариной предместьям. О тех временах осталось нам слишком мало сведений, но зато картину их воссоздают воспоминания Тютчева.

С годами Тютчев и Амалия встречались всё реже и реже. И всё-таки судьба им подарила ещё дважды дружеские свидания, ставшие достойным эпилогом их многолетней привязанности. В июле 1870 года Фёдор Иванович лечился в Карлсбаде. Многие были здесь знакомы Тютчеву. Но самой радостной встречей для него стала встреча с Амалией, которая с мужем приехала тоже на лечение. Прогулки с пожилой, но всё ещё сохранившей привлекательность Амалией вдохновили поэта на одно из самых прекрасных его стихотворений. 26 июля, возвратившись в гостиницу после прогулки, он написал своё стихотворное признание.

Стихотворение было положено в конце XIX века на музыку С. Донауровым , А. Спирро , Б. Шереметевым, Л. Малашкиным. Однако наибольшую известность романс получил в переложении замечательного певца И.С. Козловского.

Мы видим и слышим звуки природы от апрельского бурного таяния снегов до тёплых, майских дней Тютчев неповторимо запечатлел в своих стихотворениях все четыре времени года. Весна

Более всего поэта привлекала весна, как торжество жизни над увяданием, как символ обновления мира.

Ещё в полях белеет снег, А воды уж весной шумят – Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят…

Тютчевское лето часто грозовое. Место действия – земля и небо, они же – главные персонажи, гроза – это их сложные и противоречивые отношения. Лето

В 1826 году Тютчев женился на вдове русского дипломата Элеоноре Петерсон .

В 1839 году Тютчев женится на Эрнестине Дернберг . В 1844 году возвращается на Родину . Эрнестина Дернберг

Когда Тютчеву было 47 лет, началось любовное увлечение, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом . Елена Денисьева

Денисьевский цикл Последняя любовь О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней… Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней! Полнеба обхватила тень, Лишь там, на западе, бродит сиянье,-- Помедли, помедли, вечерний день, Продлись, продлись, очарованье. Пускай скудеет в жилах кровь, Но в сердце не скудеет нежность… О ты, последняя любовь! Ты и блаженство и безнадежность . Любила ты, и так, как ты, любить – Нет, никому ещё не удавалось! О господи. И это пережить… И сердце на клочки не разорвалось… *** *** ***

Размышляя о судьбе России, о её особом многострадальном пути, о самобытности, поэт пишет свои знаменитые строки, которые стали афоризмом: Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать – В Россию можно только верить.

Ф.И.Тютчев с семьёй на народном празднике в Овстуге 15 августа 1857 года.

Чувство одиночества было ощутимо в последние годы жизни поэта. Ушли из жизни многие близкие люди. Тяжело больной, прикованный к постели, Тютчев поражал окружающих остротой и живостью ума, интересом к событиям политической и литературной жизни. Умер Тютчев 15/27 июля 1873 года . После смерти поэта вышло издание его стихотворений. А.А.Фет приветствовал его стихотворным посвящением : Но муза, правду соблюдая, Глядит – а на весах у ней Вот эта книжка небольшая, Томов премногих тяжелей. Последние годы жизни

Это один из многих памятников Ф.И.Тютчеву в селе Овстуг на Брянщине.

Читайте также: