Лирика пушкина 6 класс конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тематическое разнообразие лирики А.С.Пушкина

Урок литературы в 6 классе

Автор - Зубарева Е.В., учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №4 пгт Афипского МО Северский район Краснодарского края

Определить с основные темы и мотивы лирики Пушкина

Познакомить с произведениями А.С.Пушкина различной тематики, вызвать интерес к личности и творчеству поэта;

Развивать творческую активность.

Эмоционально настроить учащихся на изучение творчества поэта.

1. Образовательные:

-Познакомить с тематическим разнообразием творчества великого русского поэта;

-Вызывать интерес к русской литературе;

-Развивать навыки выразительного чтения;

-Развивать устную речь;

2. Формирование общеучебных умений и навыков:

учебно-интеллектуальные:
- Уметь анализировать, сравнивать и классифицировать материал;

- Уметь пользоваться исследовательскими умениями (постановка задачи, выбор метода решения, поиск примеров).

учебно-информационные:
- Уметь вести записи

- Уметь планировать свою работу;
- Уметь вникать в смысл учебной задачи;

- Уметь осуществлять самоанализ учебной деятельности.

3. Воспитательные:

- Осуществлять нравственное воспитание, обращая внимание на содержание стихов А.С. Пушкина;

- Включить всех в общеобразовательный процесс, сделав каждого активным участником урока;

- Формировать умение преодолевать трудности

- Развивать интеллектуальные способности.

2. На каждом столе распечатанные стихи А.С.Пушкина: "Телега жизни", "Туча", "И.И.Пущину", "Клеветникам России", "Во глубине сибирских руд", "Дар напрасный, дар случайный", " Я вас любил. ", "К***", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный", "К Чаадаеву", "Зимний вечер", "Пророк" (перечень стихотворений можно варьировать по усмотрению учителя)

3. Аудиозапись песен на стихи А.С.Пушкина

1. Оргмомент. Мотивация.

Просмотр мультфильма "У лукоморья дуб зелёный" (онлайн)

2. Основная часть урока.

Люблю я Пушкина творенья,

И это вовсе не секрет.

Его поэм, стихотворений

Прекрасней не было и нет!

С мальства его читаем сказки,

В них жар души, природы краски

Добро цветет в них, злоба чахнет

В них русский дух ,

В них Русью пахнет!

За Пушкина Руси спасибо

От имени всего народа!

Ведь мы его стихи читаем

Как он писал - без перевода.

Как он писал - без перевода!

Ребята, как вы думаете, о чём мы будем говорить на нашем уроке? (Ответы учащихся)

Совершенно верно, речь пойдёт о творчестве А.С.Пушкина - самого известного русского поэта, чьим творчеством восхищаются ценители литературы во всём мире. Главный вопрос, на который нам предстоит сегодня ответить: о чём писал великий поэт, какие вопросы его волновали?

Откройте тетради, запишите число, тему урока: "Тематическое разнообразие лирики А.С.Пушкина".

В начале нашего разговора давайте дадим определение лирике. Как вы понимаете, что это такое? (Ответы учащихся)

Запишем определение в тетради:

Лирика - один из основных родов литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных (единичных) состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека. Чувства, переживания не описываются, а выражаются. Характерные особенности лирики - стихотворная форма, ритмичность, отсутствие фабулы, небольшой размер, ясное отражение переживаний лирического героя. Самый субъективный род литературы.

Учитель: Как вы думаете, ребята, почему сегодняшний урок я начала с воспоминаний о сказках А.С.Пушкина? ( Примерные ответы учащихся: потому что в сказках всегда поднимаются очень важные проблемы - противостояние добра и зла, истинность жизненных ценностей, настоящая и показная красота и т.д.)

Правильно. А давайте определим темы, которые раскрыты в пушкинских сказках:

- "Сказка о рыбаке и рыбке" - (Примерные ответы учащихся: о добре и зле, о жадности, о слабости. )

- "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях" - (Примерные ответы учащихся: о добре и зле, о зависти, о верности, о настоящей любви. )

- "Сказка о попе и работнике его Балде" - (Ответы учащихся. )

- "Сказка о царе Салтане" - (Ответы учащихся. )

- "Сказа о золотом петушке" - (Ответы учащихся. )

Учитель: Какой вывод можно сделать из всего сказанного? (Примерные ответы учащихся: в сказках А.С.Пушкин пытался изложить основы нравственности, учил различать добро и зло, учил ценить прекрасное.)

Учитель: Но мы знаем, что перу Пушкина принадлежат не только сказки, но и серьёзные произведения для читателей всех возрастов. Сегодня обратимся к его стихотворениям.

У вас на столах листы с распечатанными стихотворениями А.С.Пушкина. Давайте прочтём их. (Выразительное чтение с листа; возможно чтение наизусть заранее подготовленными учащимися)

Учитель: Как вы считаете, ребята, о чём эти стихотворения? (Ответы учащихся. )

Молодцы, вы верно определили темы большинства стихотворений.

А теперь определим, что такое тема, а что такое основная мысль(идея) произведения .(определения записываются в тетрадь)

Тема - это то, о чём(о ком) говорится в произведении.

Основная мысль - вывод, жизненный урок, идея, ради которой создавался текст. Основная мысль передаёт авторскую позицию.

В лирике А.С.Пушкина литературоведы выделяют следующие тематические направления(я назову, а вы запишите в тетрадях):

1. Гражданская лирика - это жанр, в котором поэты описывают свои переживания, рассуждения, мысли, на такие темы, как патриотизм, Родина и ее судьба, государство и гражданский долг. В гражданской лирике не так уж важен художественный размах, сколько важен смысл стиха, общественное дело или событие, которое привело к его написанию. Именно поэтому многие гражданские поэты становились защитниками народа, выражая в своих стихах его дух и стремления.

2. Патриотическая лирика - разновидность гражданской лирики, это призыв к беззаветной преданности своей Родине, бескорыстному служению её и безграничной любви.

3. Любовная лирика - это стихотворения, посвящённые прекрасному чувству любви, тем эмоциям, которые связаны с влюблённостью.

4. Тема дружбы - произведения, посвящённые юности, студенчеству, друзьям.

5. Тема поэта и поэзии - стихотворения, посвящённые размышлениям о роли поэта не только в искусстве, но и в жизни общества.

6. Темы Родины и природы - в этих произведениях показана Россия во всей её красоте и величии с точки зрения её природного богатства. Но не скрыты от глаз поэта горести и беды родной земли.

7. Философская лирика - это размышления о смысле жизни, попытка найти ответ на вопрос: "Для чего живёт человек?".

Я предлагаю вам выполнить небольшую аналитическую работу. Ещё раз перечитайте стихотворения и заполните таблицу:

Учитель: Давайте проверим, что у вас получилось.

-Объясните, как и почему вы распределили предложенные вам произведения. -Какая мысль в стихотворении помогла вам определить его тематическую принадлежность.

-Всегда ли однозначно тематическое определение произведения?

Примерное заполнение таблицы:

Лирический герой готов жертвовать собой во имя Отчизны.

На холмах Грузии

сердце не любить не может

несмотря на безответное чувство, герой желает своей возлюбленной огромной любви.

жизнь бессмысленна без любви.

"Во глубине сибирских руд. "

поэт поддерживает друзей в трудную минуту, не отворачивается от них.

Тема поэта и поэзии

величие и влияние истинного поэта перейдет границы страны и эпохи. Пушкин понял, что что для поэта 2 пути: путь служения толпе и путь служение истине. Каждое слово поэт подтверждает поступками, творчеством, даже самой жизнью.

Нужна высокая цель, идея, во имя которой поэт творит

Темы Родины и природы

"Дар напрасный, дар случайный"

-А какое тематическое направление ближе всего каждому из вас? (Ответы учащихся)

- Как вы думаете, ребята, стихи Пушкина пользуются сегодня популярностью? (Ответы учащихся).

- А в чём, по-вашему, кроется причина этой популярности? (Примерные ответы учащихся: потому что в его стихах говорится о таких темах, которые волнуют людей и сегодня)

Учитель: Действительно, сегодня мы смело можем сказать, что поэзия А.С.Пушкина остаётся популярной и в наши дни. Популярность эта подтверждается тем, что многие его стихи положены на музыку и песни эти мы слушаем с большим удовольствием. Давайте и мы послушаем одну из них (звучит запись песни на стихи Пушкина).

3. Заключительный этап урока

Учитель: Ну вот и подходит к концу наш урок. Давайте подведём итог.

-Какую тему разобрали мы на сегодняшнем уроке?

-Что из изученного ранее вспомнили вы на сегодняшнем уроке?

-Что нового вы сегодня узнали?

-Что понравилось вам больше всего?

-Что захотелось вам узнать после сегодняшнего урока?

Спасибо вам за активную работу на уроке. Наградой за вашу работу станут оценки (объявление оценок).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи: 1) дальнейшее знакомство учащихся с биографией А.С.Пушкина,

2) обучение выразительному чтению,

3) работа над выразительными средствами языка.

Организационный момент.

2. Слово о поэте.

- Наш сегодняшний урок посвящён творчеству А.С.Пушкина. На прошлом уроке мы начали знакомство с биографией Александра Сергеевича. Что вы узнали о поэте?

(пересказ статьи учебника о лицейских годах А.С.Пушкина)

- Обратимся к учебнику. Прочитайте статью на странице 42 и скажите, с кем встречался А.С.Пушкин в Кишинёве.

(чтение стихотворения учителем)

- Как вы думаете, кто же является главным героем, лицом стихотворения?

- Каким вы себе представляете орла?

(гордый, свободная птица, надменный взгляд)

- Перечитайте слова, которые хочет вымолвить орёл.

- Как вы думаете, почему именно эти слова хочет вымолвить эта гордая птица?

(орёл отождествляется со свободой)

- К чему же он призывает узника?

(к свободе – естественному состоянию каждого существа)

- Только ли о личной свободе идет речь?

(освобождение народа, его права)

- Давайте посмотрим, меняется ли картина на протяжении стихотворения. Какая она в первой строфе?

(унылая, ограниченная)

- Какие слова (эпитеты) помогают нам понять это?

- А в последней строфе?

(расширение пространства)

- Итак, какова же идея этого стихотворения?

(призыв к свободе)

- Прочитаем это стихотворение. ( 2 ученика)

- С давних пор есть у нашего народа такой обычай: 25 марта выпускать птиц на волю, до этого всю зиму томившихся в клетках. В этот весенний праздник множество пернатых пленников вылетало на волю, наполняя воздух своим радостным щебетанием. Соблюдал этот обычай и Пушкин.

(чтение стихотворения учителем)

- Как вы думаете, когда оно было написано? Почему?

(дух свободы, чужбина)

- Но не только Пушкин описал весенний праздник. Одно из стихотворений на эту тему принадлежит перу современника Пушкина, поэту В.И.Туманскому.

- Обратите внимание на доску (при помощи проектора отображаются тексты стихотворений Пушкина и Туманского).

(Вчера я растворил темницу

Воздушной пленнице своей.

Я рощам возвратил певицу,

Я подарил свободу ей.

Она исчезла, утопая

В сиянье голубого дня,

И так запела, улетая,

Как бы молилась за меня.)

- Сравните эти стихотворения.

- О чем идет речь у Туманского?

(о благодарности птички отпустившему её на волю человеку)

Как вы думаете, кто здесь главный герой?

- Почему отпускает птичку?

(всенародный праздник)

- А что же чувствует отпускающий на волю птичку человек?

( чувствует себя в неволе, сам в клетке)

- Прошли годы. Уже прославленным поэтом Пушкину пришлось прожить 2 года в ссылке в селе Михайловском. Ни родных, ни друзей, только няня Арина Родионовна разделяла его одиночество; да бывал он у соседей в Тригорском. И вот однажды ранним морозным утром к поэту приехал лицейский друг Пущин. Это была их последняя встреча. Через несколько месяцев Пушкин так о ней напишет:

Поэта дом опальный,

О, Пущин мой, ты первый посетил;

Ты усладил изгнанья день печальный,

Ты в день его Лицея превратил.

-Пущин учавствовал в восстании декабристов и был осуждён на каторгу. В самый день приезда в Читу он получил посвящённые ему стихи друга.

- Когда и где познакомились Пушкин и Пущин? (чтение статьи учебника на стр. 39)

- Как вы думаете, как прошла эта встреча? Попробуйте описать.

- Какие строки стихотворения помогли вам представить её?

- Передайте эти чувства при чтении стихотворения. (2-3 человека)

6. Объяснение домашнего задания.


Урок познакомит с различными художественными приемами, используемыми в поэзии, научить определять стихотворный размер (двусложные размеры стиха).

Описание разработки

Цели:

1. Продолжить знакомство с лирикой А. С. Пушкина ;

2. Познакомить с различными художественными приемами, используемыми в поэзии;

3. Научить определять стихотворный размер (двусложные размеры стиха).

Задачи:

1. Развивать умения восприятия поэтического слова;

2. Работать над выразительным словом.

Оборудование: репродукции портретов А. С. Пушкина; фонохрестоматия.

Ход урока

Рассказ о лицейских годах Пушкина.

Рассказ об одном из лицейских друзей Пушкина.

Чтение стихотворения учителем.

- Какие слова в начале стихотворения передают состояние узника, человека, лишенного свободы?

- Какая картина возникает перед нами при чтении этого стихотворения?

- Какие чувства возникают в душе поэта при виде молодого орла? (орел – птица свободная, созданная для вольного полета)

- Почему поэт сравнивает с себя с узником? (он оторван от родных, друзей, за каждым его шагом следят)

- Какой призыв слышится поэту во взгляде и крике орла? Прочитайте эти строки

- Каким настроением проникнуто стихотворение?

- Почему стихотворение стало народной песней?

VI. Творческое задание

- Прочитайте стихотворение еще раз и попробуйте проиллюстрировать это стихотворение. Старайтесь передать все чувства и эмоции.

- Посмотрим, у кого что получилось.

Чтение стихотворения учителем или подготовленным учеником.

IX. Беседа с классом.

- Каким настроением проникнуто все стихотворение? (Стихотворение проникнуто бодрым, радостным, веселым настроением)

- Попробуйте доказать, что стихотворение проникнуто радостным настроением. Можно ли стихотворении выделить части? ( в стихотворении можно выделить две части)

1 - ая часть – обращение поэта к любимой, к другу.

2 - ая часть –воспоминание о вчерашней непогоде и подавленном душевном состоянии.

- Как называется художественный прием, когда одни образы, картины противопоставляются другим?(антитеза)

- Обратите внимание на разнообразие интонационного строя стихотворения. Почему важно при чтении соблюдать паузу между строфами? ( новое душеное состояние или требует показать контрастность настроения)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня наш урок посвящен лирике великого русского поэта А.С. Пушкина. Много своих творческих сил Пушкин отдал созданию искренней поэзии. Она была дорога поэту как возможность высказать свои мысли, раздумья о жизни, передать свои чувства и настроения, участвовать в общественно-политической и литературной жизни России. Лирика Пушкина отличается глубокой гуманностью (человечностью), искренностью, богатством переживаний.

В течение урока нам встретятся такие слова, посмотрите на доску.

Словарная работа: лирика, лирический герой, муза, глагол, благородство, боготворить… (Слова и их лексические значения написаны на доске)

- А какие чувства можно назвать добрыми? (2 слайд)

(Ответы: доброта, искренность, любовь, дружба, благородство…)

Задание: Напротив каждого стихотворения записывать чувства, которые они вызывают.

2. 1) - Есть в России, Псковской области, село Михайловское. Ежегодно в первое воскресенье июня сюда съезжается множество людей. Они собираются, чтобы участвовать в торжественном празднике российской поэзии. За что же удостоилось такой чести это обычное село, каких великое множество на необъятных просторах России? (3 слайд)

Здесь более двух лет жил и творил Пушкин. Село Михайловское – родовое имение его матери. Не по своей воле оказался Пушкин в имении родителей. В Михайловское молодой Пушкин был отправлен по высочайшему повелению – по распоряжению императора Александра 1 за вольнолюбивые стихи.

- Как поэт обращается к няне? (подруга дней моих суровых)

- Как вы думаете, какие чувства выражает поэт этими словами, таким обращением?

(Чувство любви, нежности, тревоги, заботы. Стихотворение-послание – признание в любви к своей няне, боль от расставания с ней)

2) – Общительный, умевший ценить людей, Пушкин имел много друзей, много писал о дружбе.

Кого из друзей Пушкина вы знаете? (Пущин, Кюхельбекер, Дельвиг, Малиновский…)

Верно, особое место занимали в сердце поэта его лицейские друзья, им посвящены многие лирические стихотворения.

Давайте вспомним лицейские годы А.С.Пушкина. (Слайд 4-5)

(Рассказ ученика о лицейских годах)

- Лицей подарил Пушкину красоту мира, любовь к Родине, к друзьям.

(Слайд 6: Ни музы, ни труды, ни радости досуга, Ничто не заменит единственного друга.)

- Как вы понимаете слова Пушкина о дружбе?

- А теперь послушайте, как понимали дружбу другие лицеисты ( Слайд 7)

Дельвиг: Дружба - это наше главное достояние. Её боготворят, ставят на первое место.

Малиновский: Дружба выше карьеры.

Корсаков: Это больше удачи.

Кюхельбекер: Дружба выше и больше даже любви.)

- А что для вас дружба? Есть ли у вас настоящие друзья? Дорожите ли вы друзьями? ( друг помогает в трудную минуту, помогает преодолеть жизненные трудности, суровые испытания)

- Шесть лет, проведенные в лицее, навсегда остались для Пушкина самыми светлыми. Им, своим друзьям по лицею, Пушкин напишет:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен,

Неколебим, свободен и беспечен.

Срастался он под сенью дружных муз,

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело –

Все те же мы – нам целый мир чужбина,

Отечество нам Царское Село.

Чтение стихотворения «Мой первый друг…

-Стихотворение начинается восклицательным предложением Мой первый друг, мой друг бесценный… Как надо произносить эту строку? (задушевно, чуть грустновато)

- О чем вспоминает поэт в стихотворении? (о приезде Пущина в Михайловское)

Каким чувством проникнуты строки, в которых поэт вспоминает свидание в Михайловском?

( благодарностью за то, что друг навестил его в трудные годы ссылки в Михайловском, нежностью)

- К чему призывает поэт декабристов? (хранить гордое терпенье, не падать духом)

- Каким чувством пронизано стихотворение? (преклонение перед подвигом декабристов, понимание Пушкиным их скорбного труда, чувство поддержки, вселяет бодрость в декабристов, сочувствуем им, укрепляет в них веру в их победу над самодержавием)

- До конца дней своих Пушкин был врагом самодержавия, защитником народной свободы.

Давайте послушаем. (Чтение четверостиший о природе)

- Какие чувства вызывают эти строки? (любовь к природе, любовь к родине)

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге.

Минута – и стихи свободно потекут.

Пушкин очаровал нас золотой осенью. Именно вслед за Пушкин мы начинаем любить осень не меньше зимы и лета.

- Какие чувства пробуждает это стихотворение?

(любовь к природе, к родному краю, к скромной осенней природе)

5) – А еще, ребята, замечательнее в стихах Пушкина то, что человек, живущий в мире природы, никогда не бывает равнодушным к ней. Природа всегда вызывает у человека глубокие чувства, настроения, окрашенные то грустью и печалью, то радостью и весельем, то восхищением и восторгом.

- Эти строки знакомы нам с начальной школы. Но всякий раз, перечитывая эти стихи, не перестаем удивляться мастерством поэта.

- Почему стихотворение начинается восклицательным предложением? (мороз и солнце, день чудесный, т. к. на лирического героя произвело большое впечатление ясное, солнечное зимнее утро, лирический герой рад этому утру)

- Обратимся ко второй строфе.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась…

- Какая здесь природа?(злобная, унылая, навевает тоску, грусть)

- 3 строфа. Словно невиданные предстают картины, какие?

(голубые небеса, великолепные ковры блестящего снега, прозрачный лес и зеленеющая ель)

- Так, как вы думаете, какие чувства хочет передать автор своим стихотворением?

6) – Особое место в творчестве Пушкина занимают стихотворения о любви. Любовь – прекрасное состояние человеческой души, которое никогда не будет разгадано до конца, к которому на протяжении всей человеческой истории будут обращаться все поэты мира.

О любви можно сказать одним взглядом, можно выразить чувства тремя словами.

- А как об этом чувстве сказано у Пушкина?

(чувство любви, нежности. Лирический герой не хочет причинить зло любимой, желает ей полного счастья. Лирический герой поражает благородством, искренностью. Хотя любовь героя еще не остыла, живет в нем, волнует его душу, он не смеет беспокоить любимую, желает счастья)

3. Выводы. Лирика Пушкина. Какие чувства вызывает?

- Какое стихотворение вам больше всего понравилось? Прочитать выразительно.

Мы ценим его за то, что он сам ценил в себе: (Слайд 10)

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Именно о поэзии Пушкина русский критик В.Г.Белинский сказал: (Чтение эпиграфа урока, 1 слайд)

Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.

Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Все мгновенно, все пройдет;
Что пройдет, то будет мило

-Пусть это стихотворение станет для вас всех гимном жизнелюбию, пусть оно вселяет в вас веру во все лучшее.

Читайте также: