Тире в простом предложении 11 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Цели : повторить условия постановки тире между подлежащим и сказуемым; вспомнить, когда ставится тире в неполном предложении; формирование пунктуационных навыков; воспитание языкового чутья.

Тип урока : комбинированный урок.

Оборудование : фразеологические словари, карточки, тесты.

I. Фразеологическая разминка.

— Приведите как можно больше известных вам фразеологизмов со следующими опорными словами: море, грамота, язык,

Пример. Собака: устал как собака, вот где собака зарыта, как собаке пятая нога, собаку съесть и т. д.

— Подберите как можно больше синонимов-фразеологизмов к следующим словам.

Раболепствовать (подметки рвать), побеждать (приходить со щитом), лгать (вправлять мозги, обводить вокруг пальца), зябнуть (стучать зубами), действовать неосмотрительно (сесть в калошу), главенствовать (играть первую скрипку), капризничать, обременять (садиться на шею), не замечать чего-то значительного (закрывать глаза на что-то, смотреть сквозь пальцы), проучить (дать прикурить), ошибаться (давать осечку, давать маху), разориться (вылететь в трубу), сердиться (рвать и метать).

Пример. Трудиться — пахать как вол.

II. Проверка домашнего задания.

III . Работа по теме урока.

1. Синтаксический разбор предложения. (Образец на с. 262.)

Россия - это океан земель, распахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток (Н. Рерих).

Обоснуйте постановку знаков препинания.

— Когда ещё в простом предложении между подлежащим и сказуемым ставится тире?

2.Объяснение нового материала: соединительное тире, интонационное тире.

3. Работа с учебником.

Чтение учебника § 74. Для закрепления правила упражнение 376 выполняется устно: объяснить постановку или отсутствие тире в предложениях. Письменное задание: записать предложения, объяснить графически постановку тире.

1. Жизнь - это долг, хотя б она была мгновеньем (И. Гете).

2. Жизнь - прекраснейшая из выдумок природы (И. Гете).

3. Жить - значит организовывать процессы, воздействию которых мы подвержены (6. Брехт).

4. Жизнь есть совокупность отправлений, .сопротивляющихся смерти (М. Биша).

5. Жизнь как пьеса в театре: важно не то, сколько она длится, а то, насколько хорошо сыграна (Сенека).

6. Жизнь - это надеяться и ждать (Э. Сенанкур>.

7. Жизнь - словно море, его волны - годы:

То берег лижут, то бегут, бурлят,

И многие у моря ждут погоды,

Которую прогнозы не сулят.

4. Для различения тире в неполном предложении и интонационного тире предлагается задание: объяснить, какова функция тире в следующих предложениях.

1. Я за свечку - свечка в печку! Я за книжку - та бежать и вприпрыжку под кровать [К. Чуковский).

2. В моих садах - цветы, в твоих - печаль [Н. Гумилев).

3. Привольем пахнет дикий мед,

Пыль - солнечным лучом,

Фиалкою - девичий рот,

А золото – ничем.

4. За окном вагона плыла кочковатая равнина, бежали кустарники, дальние - медленно, ближние - вперегонку (А. Толстой).

Учащиеся перечисляют условия, когда ставится тире в простом предложении.

IV. Закрепление темы.

Упражнения 383, 385 выполняются устно; задание: объяснить наличие или отсутствие тире; упражнение 382 - письменно.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: ознакомить с правилом постановки тире,отработка пунктуационных навыков. Развивать логическое и творческое мышление, воображение, произвольное внимание, когнитивную память; Воспитывать любовь к русскому языку, познавательный интерес, любознательность.

Тема: Тире между подлежащим и сказуемым.

Цели урока:ознакомить с правилом постановки тире,отработка пунктуационных навыковРазвивать логическое и творческое мышление, воображение, произвольное внимание, когнитивную память;Воспитывать любовь к русскому языку, познавательный интерес, любознательность;

I.Организационный момент.

II.Реализация домашнего задания.

II. Систематизация материала по теме урока.

– Запишите предложение ; найдите в нем подлежащее и сказуемое, обратите внимание на способы выражения подлежащего и сказуемого; объясните постановку тире.

Жизнь прожить –не поле перейти.

(Это простое предложение, подлежащее и сказуемое выражены неопределенной формой глагола. При таком условии между подлежащим и сказуемым ставится тире; в устной речи – отмечается паузой.)

– Рассмотрите таблицу 1, проанализируйте примеры и вспомните: когда еще в простом предложении между подлежащим и сказуемым ставится тире?

Таблица 1.

I. Тире в простом предложении между подлежащим и сказуемым ставится


а) Искусство- энциклопедия человеческих чувств.

б) Любить чтение – это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого наслаждения.
в) Помочь нуждающимся –наша задача.
г) Задача номер один – понять самого себя. (Н.Амосов)

а)Семью семь – сорок девять.
б) Тысяча шестьсот двадцать метров – глубина озера Байкал.
в) Площадь Земли – сто пятьдесят миллионов квадратных километров.

Маяковский – первая скрипка среди футуристов.

– Рассмотрите еще раз таблицу и скажите: какие из приведенных случаев постановки тире встречаются наиболее часто?
– Какова же функция тире в этих предложениях?
(Функция тире между подлежащим и сказуемым в простых предложениях – обозначить нулевую словоформу: тире ставится на месте нулевой связки.)
– Как отмечается нулевая связка в устной речи?
(В устной речи нулевая связка отмечается паузой.)
– Но нулевая связка обозначается тире не во всех случаях.

Рассмотрите таблицу 2 и расскажите, при каких условиях тире между подлежащим и сказуемым не ставится.

Таблица 2.

Тире между подлежащим и сказуемым не ставится



Школьный двор как цветущий сад.



Есенин, бесспорно, удивительный народный талант.


Счет дружбе не помеха.

1) В учебниках негативное правило к этому положению не формулируется. В 11-м классе можно сказать о том, что существуют предложения с тире по данной схеме, но встречаются они крайне редко.

2) Это правило не распространяется на предложения, в которых сказуемое выражено инфинитивом. Например: Жизнь прожить – не поле перейти.

второст. член предложения, относящийся к сказуемому.


Блок молодым поэтам пример для подражания.


5.


Таблица 3.

Примечание. Тире ставится только при логическом ударении на подлежащем или сказуемом


Это – лучшее произведение поэта.

Понимать поэзию – чертовски трудно.

– В составе сказуемого могут быть указательные слова это, вот, это значит, значит. В этом случае тире ставится перед названными словами. Например: 1) Любить книгу – значит понимать ее. (В.Лидин) 2) Чтение – вот лучшее учение. (А.Пушкин)

Тире перед частицей это может ставиться и в предложениях, не имеющих полного сочетания условий для употребления этого знака. Например: Выполнить работу в срок – это очень важно.

III. Практическая работа.

Задание 1. Прочитайте предложения, объясните с помощью схем наличие или отсутствие тире между подлежащим и сказуемым. Добавьте устный комментарий.

Задание 2. Прочитайте предложения. Спишите, вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Объясните наличие или отсутствие тире между главными членами предложения. Подчеркните грамматические основы, укажите типы сказуемых.

В каком предложении тире ставится в соответствии с другим правилом? Каким? Составьте схему предложения с прямой речью.

– Объясните расстановку знаков препинания в предложении 15. Прочитайте это предложение, обращая внимание на интонацию при чтении предложения с нулевой связкой в сказуемом.

– Объясните, как вы понимаете смысл 1-го предложения (устно), 3-го предложения (письменно).

Задание 3. Дайте письменное толкование слов. В случае затруднений обращайтесь к словарю:

классика, авангард, литература, талант, искусство, лирика, замысел, вымысел.

На какие темы можно составить предложения с данными словами? В текстах какого стиля речи они чаще всего употребляются?

IV. Итоги.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок русского языка в 11 классе

учитель МОУ СОШ №3 г. Балашова Саратовской области Никулина Надежда Владимировна

Тема: Употребление тире в предложениях (подготовка к ЕГЭ)

Т ип: урок рефлексии

Деятельностная : формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.

Содержательная : закрепить знания о случаях постановки тире в предложениях

-формировать осознанное стремление быть счастливым;

-развивать позитивное мировосприятие, способность радоваться жизни, единство мысли, слова и дела, скромность, видеть хорошее во всём, быть честным с самим собой, отличать хорошие поступки от плохих;

-воспитывать стремление и потребность во внутреннем покое.

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): знать опознавательные признаки употребления тире как знака разделения между главными членами предложения, схемы данных конструкций; уметь ставить знаки препинания между главными членами предложения, находить в тексте предложения соответствующей конструкции, составлять предложения, в которых необходимо тире.

Межпредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретённая компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализов языковых явлений на межпредметном уровне ( на уроках иностранного языка, литературы).

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к книге, языку; потребность сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности, проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования случаев постановки тире

Мотивация ( слайд 2)

Хочу начать урок с загадки.

Она ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ее дарит. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее; и нет такого бедняка, который стал от нее богаче. Ее нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока ее не отдали!

Это УЛЫБКА. ( слайд 3) Дарите друг другу искренние улыбки, и,

как поётся в известной песне, - станет всем светлей!

Актуализация знаний.

А)В какой строке во всех словах пропущена одна и та же буква ( задание 10 ЕГЭ)? Запишите эту букву. (слайд 4)

Пр…бывать (в городе), пр…оритет, пр…чудливый

Вз…мать, дез..нфекция, раз…грать

Бе…шумный, не…быточный, ра…формировать

Б) Найдите слово с чередующейся гласной (задание 9 ЕГЭ), запишите 1-ую букву корня и суффикс (слайд 5):

В) В каком слове пишется одна буква н (задание 15 ЕГЭ)? Запишите первые две буквы этого слова (слайд 6)

Г) Какая буква пишется на месте пропуска ( задание 12 ЕГЭ)? Запишите её (слайд 7):

Скле…нный, постро…нный, выкач…нная бочка

Добавив в нужное место Ь, вы получите ключевое слово нашего урока – это слово СЧАСТЬЕ

Счастливый человек улыбается и делает мир вокруг нас чуточку светлее и добрее.

Оцените выполнение заданий ( за каждое верное выполнение – 1 балл, максимальный бал – 4б.)

Так что же такое счастье? У каждого человека свое представление о счастье. Давайте проведем небольшой опрос: я спрашиваю, а вы отвечаете. Итак, готовы? Начинаем. Отвечайте да или нет.

1 .Какое счастье – урок! Согласны? - Нет.
2. Но вы ведь хотите сдать ЕГЭ и набрать побольше баллов? - Да.
3. А потом хотите приобрести хорошую профессию ? - Да.
4. А иметь интересную работу и хорошую зарплату? - Да
5. И чтобы в доме было тепло, сытно, уютно и красиво? - Да.

Тогда давайте относиться к уроку как к маленькой ступеньке к счастью, ведь без него этого ничего не будет.

3. Постановка учебной задачи, целей урока.

Распределите предложения на группы (слайд 9)

Для больного счастье быть здоровым. Для голодного счастье кусок хлеба, а для бездомного счастье крыша над головой.

Обычно счастье приходит к счастливому, а несчастье к несчастному

Счастье не крики радости. Оно тихое, уютное, родное. Наслаждаться счастьем величайшее благо. Ты мое счастье. Счастье словно глоток радости.

- На какие группы разделили? (предложения, в которых ставится тире, и предложения, в которых не ставится тире) – слайд 10

- Есть ли лишнее предложение? Почему? ( Предложение Обычно счастье приходит к счастливому, а несчастье - к несчастному. В нем тире ставится, так как 2-я часть – это неполное предложение, на месте пропуска сказуемого. В остальных предложениях тире между подлежащим и сказуемым.

Повторить случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым и случаи, когда тире не ставится ( схемы на доске)

hello_html_11286109.jpg

- Есть другие случаи постановки тире в предложении?

- Какова же тема урока? цель урока? - слайд 11

4.Включение в систему знаний и умений

Повторение других случаев постановки тире.

Притчи о счастье. Найти предложения с тире, объяснить - слайд12

У одной женщины было два сына. Старший продавал зонтики. Младший красил ткани. Светило солнце - у старшего сына никто не покупал зонтики. Шел дождь - у младшего сына не сохли ткани. Жизнь у женщины была печальной и беспросветной.
Однажды она встретила мудрого человека, и он дал ей совет. С тех пор, когда светило солнце, она радовалась за младшего сына, который успешно сушил свои ткани, а когда шел дождь, она радовалась за младшего сына, у которого все покупали зонтики. И жизнь приобрела краски…

- Определите тип речи (повестовование). Докажите (задание 23)

- Какие средства выразительности используются в следующих примерах (задание 26) – слайд 13 :

А) Светило солнце - у старшего сына никто не покупал зонтики. Шел дождь - у младшего сына не сохли ткани. (синтаксический параллелизм)

Б) Жизнь у женщины была печальной и беспросветной (эпитеты)

В) И жизнь приобрела краски…(метафора)

ТИРЕ в БСП .

Притча 2 – слайд 14

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
— Что ещё слепить тебе? — спросил Бог.
— Слепи мне счастье, — попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.

Тире при оформлении диалога и в предложениях с прямой речью.

-Чем похожи притчи? От чего же зависит счастье? (от нас самих)

Семья, здоровье, любимая работа, мирное небо над головой, любовь – все это счастье.

ТИРЕ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ ПЕРЕД ОБОБЩАЮЩИМ СЛОВОМ

Счастье –волшебное ощущение – измеряется в мгновениях.

ТИРЕ ПРИ ПРИЛОЖЕНИИ.

5. Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу .

Выпишите номера предложений, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом

8)Парень – бесхитростная душа - помог ему выбраться и пошел своей дорогой. 9) А Счастье. побежало за ним.

За верное выполнение – 1 балл

ПРОВЕРКА - слайд 16

оценивание работы на уроке- слайд 17

6.Рефлексия – слайд 18

С.И. Ожегов в Толковом словаре русского языка так дает определение :

Счастье — чувство и состояние полного высшего удовлетворения.

А вот ученые-психологи определяют пять уровней счастья:

Первый – радость пребывать на земле, просто дышать и жить.

Второй – материальное благополучие.

Третий – общение, дружба, любовь.

Четвертый – творчество.

Пятый, высший уровень счастья – делать счастливыми других.

- Какой уровень счастья выберете вы, зависит от вас.

А счастье, по-моему, просто

Бывает разного роста:

От кочки и до Казбека,

В зависимости от человека! (Э. Асадов)

Ребята, посмотрите на этот сосуд. Предположим, что это наше ощущение счастья. Заполним его составляющими счастья (кладет по очереди камни). Здоровье – это счастье. Семья – это тоже счастье. Когда родные люди живы и здоровы – и это счастье. Любовь, настоящие друзья, любимая работа – это также делает нас счастливыми. Вот наш сосуд вроде и наполнен. Но когда у тебя милый уютный дом, ты там тоже счастлив. Кто-то никогда не был на море и вот впервые его увидел- разве это не счастье? А кто-то купил новую машину – и это счастье (досыпает в сосуд песок). Вот теперь сосуд точно полон. Счастье, как мозаика, состоит из множества кусочков, фрагментов, которые, соединяясь, и делают человека счастливым. Но если вы сосуд сначала наполните песком, останется ли место для камней?

В простом и сложном предложениях тире ставится :

1. Между подлежащим и сказуемым при пропуске связки:

  • если они выражены существительным или количественным числительным в И. п. либо неопределённой формой глагола. Одиночество в творчестве — тяжёлая штука. Чай пить — не дрова рубить.
  • если подлежащее выражено личным местоимением и на него падает логическое ударение. Без тебя я — звезда без света…

2. После однородных членов предложения перед обобщающим словом.

В поле, в лесу, на лугу — всюду царствовало безмолвие.

3. В неполных предложениях на месте пропуска какого-либо члена предложения.

Дедушка рассказывал нам сказки, а отец — истории из своих путешествий.

4. В некоторых случаях для выделения вводных слов и предложений.

Как вдруг — о чудо, о позор! — заговорил оракул вздор.

5. Если части простого предложения или простые предложения в составе сложного: передают быструю смену событий либо во второй части предложения содержится вывод, следствие (часто неожиданное) из того, о чём говорилось в первой.

Шагнул — и царство покорил.

6. Если содержание второго предложения противопоставляется первому.

Лето припасает — зима поедает.

7. Если первое предложение указывает на время или условие действия во втором предложении.

Любишь кататься — люби и саночки возить.

8. Если второе предложение выражает неожиданный результат.

Он нажал курок — выстрела не последовало.

ВСЕ СЛУЧАИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ТИРЕ

  1. — при однородных членах предложения;
  2. — при обобщающем слове при однородных членах предложения;
  3. — при несогласованных определениях;
  4. — при приложениях;
  5. — при уточняющих, поясняющих словах;
  6. — при вводных словах;
  7. — при вводных (вставных) предложениях;
  8. — между подлежащим и сказуемым;
  9. — в союзных сложносочиненных предложениях;
  10. — в союзных сложноподчиненных предложениях
  11. — в бессоюзных сложных предложениях;
  12. — при прямой речи.

КРОМЕ ТОГО ТИРЕ СТАВИТСЯ:

Тире в простом и сложном

2 Комментарии

Очень разумно и удобно.

Мне статья понравилась,я подчеркнула для себя много нового

Добавить комментарий Отменить ответ

Русский язык. Конспекты:

Фонетика и орфоэпия

Лексика и фразеология

Морфемика и словообразование

Орфография

Морфология и орфография

Синтаксис

Пунктуация

Речь. Языковые нормы

Найти конспект:

О проекте

Возрастная категория: 12+

(с) 2021 Учитель.PRO — Копирование информации с сайта только при указании активной ссылки на сайт!

Читайте также: