Личность и группа социально психологическое влияние конспект
Обновлено: 04.07.2024
1. Рефентная (значимая) группа может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на развитие личности.
1) члены группы выступают для индивида источниками духовной культуры;
2) в группе происходит усвоение положительных ценностей и социальных норм;
3) в результате внутригруппового общения совершенствуются коммуникативные способности;
4) от членов группы индивид получает объективную информацию о себе, что способствует формированию адекватной самооценки;
5) члены группы поддерживают индивида в его деятельности и начинаниях.
б) высокий уровень эмоциональной возбужденности;
в) сосредоточенность внимания не на собственном поведении, а на том, что происходит вокруг;
г) высокая сплоченность группы ведет к конформизму;
д) сниженный уровень самосознания и самоконтроль индивида (Немов, 1995);
2) группа может снижать уровень творческого потенциала высокоодаренных личностей.
Коллективное творчество иногда более низкого качества, чем результат творчества одаренной личности.
Таким образом, влияние группы на личность неоднозначно и может быть как положительным, так и отрицательным.
2. Факторы, влияющие на восприятие людьми друг друга:
1) имплицитная теория личности, согласно которой внешний облик и поведение человека определяет наличие определенных черт характера. Общаясь в течение жизни с различными людьми, человек накапливает в памяти впечатление об их внешности и особенностях поведения.
Долговременная память сохраняет только обобщенный образ этих индивидов.
Впоследствии, встречая похожих внешне людей, человек проецирует на них свои воспоминания о ранее встреченных, и приписывает (правильно или неправильно) им те черты характера, которые входят в сохраненный образ;
2) эффект первичности (эффект ореола) – первое впечатление о человеке оказывается настолько сильным, что способно повлиять на формирование устойчивого мнения о нем.
Отмечено, что если первое впечатление положительное, то мы склонны отфильтровывать несущественные отрицательные качества этого человека, согласуясь с первым впечатлением.
Обратное происходит, если первое впечатление отрицательное.
Эффект ореола может оказывать в процессе восприятия как положительное, так и отрицательное влияние;
3) эффект новизны – информация, сохраненная в памяти последней, оказывает более сильное влияние на формирование образа человека и его оценку, чем предыдущая, исключение составляет самое первое впечатление.
При восприятии людьми друг друга первостепенное значение имеют выражение лица, особенно глаза и губы, и движение рук, в первую очередь пальцев.
Оценивание эмоциональных состояний.
Как показывают экспериментальные данные, люди в 30–50 % случаев дают неверные оценки эмоциональных состояний окружающих людей, причем положительные эмоции оцениваются более правильно, чем отрицательные.
К числу наиболее правильно оцениваемых положительных эмоций относятся радость, затем – восхищение.
Плохо оцениваются такие отрицательные эмоции, как обида, гнев, тоска.
Формы восприятия и понимания человека человеком:
1) аналитический – распространен среди художников и врачей, которые каждую внешнюю черту человека (глаза, волосы, руки и т. д.) связывают с определенной личностной чертой;
2) эмоциональный – наличие личностных качеств определяется исходя из эмоционального отношения к человеку (механизмы новизны и первичности).
Наиболее распространен среди детей и подростков, а также людей легко возбудимых, обладающих образной памятью и мышлением;
3) перцептивно-ассоциативный – обращается внимание на внешние проявления человека, которые сравниваются с образами, хранящимися в памяти, на основании чего дается оценка этому индивиду.
К такому способу чаще всего обращаются пожилые люди, актеры, руководители, врачи и педагоги;
4) социально-ассоциативный – воспринимаемый человек оценивается в силу сложившихся социальных стереотипов.
Наиболее часто в качестве базовых социальных типов выступают люди разных профессий, социального положения и т. д. Такой способ характерен для философов, политиков, руководителей, социологов.
Факторы, мешающие правильному восприятию людей:
1) неправильная оценка целей и задач общения, намерений, мотивов, самочувствия людей, форм их поведения, а также состояния дел;
3) стереотипы восприятия, в соответствии с которыми производится классификация людей;
4) стремление скорее дать свое заключение;
5) нежелание прислушиваться к мнению других;
6) несмотря на вновь накапливаемую информацию, раз высказанное мнение не меняется.
Итак, знание механизмов восприятия людьми друг друга позволяет делать общение более продуктивным.
3. Преобладание того или иного эмоционального состояния у личности в период общения с членами группы называется эмоциональным состоянием личности в группе.
Во многом эмоциональное состояние личности определяется психологическим климатом группы.
Если преобладает нездоровая атмосфера, то налицо частые конфликты – как между отдельными членами группы, так и между отдельными группировками внутри группы.
Внутригрупповые конфликты опасны своими последствиями. Так, экспериментально доказано, что время, потраченное на сам конфликт, примерно в два раза меньше, чем время послеконфликтных переживаний (разница составляла примерно 12–20 минут).
Отрицательные взаимоотношения в группе способствуют формированию у личности повышенной тревожности, провоцируют межличностные конфликты.
Тревожность проявляется в повышенной склонности индивида к отрицательным переживаниям, к ожиданию неблагоприятного развития событий.
Различают личностную и ситуативную тревожность.
Личностная тревожность – это свойство личности индивида.
Ситуативная тревожность – состояние тревожности возникает при временных неблагоприятных ситуациях.
Межличностные конфликты. Межличностные конфликты в своем развитии проходят четыре стадии: возникновение конфликтной ситуации, осознание этой ситуации как объективной реальности, конфликтное поведение, разрешение конфликта.
Исследователи выделяют четыре наиболее распространенных способов поведения в конфликте.
1. Сотрудничество – является оптимальным почти во всех конфликтных ситуациях.
3. Приспособление – возможно, если партнер действительно прав.
4. Соперничество – чаще всего используемый способ, но его эффективность минимальна.
Принципы управления конфликтом:
1) следует определиться, действительно ли необходимо обострять ситуацию, доводя ее до конфликта. Для этого желательно ответить на следующие вопросы:
а) нужно ли устранять конфликт или следует рассматривать ситуацию как двигатель прогресса;
б) нельзя ли устранить противоречия мирным путем;
в) если мирный вариант невозможен, то хватит ли возможностей, чтобы оказаться в выигрыше;
г) если сил маловато, то как надолго может затянуться конфликт (важно рассчитывать свои силы);
2) собственные эмоции мешают правильно оценить ситуацию, поэтому следует осуществлять контроль над их проявлением;
3) следует проанализировать истинные причины конфликта, которые могут быть скрыты за мнимыми;
4) стремиться максимально локализовать границы конфликта;
5) отказаться от чрезмерной сосредоточенности на самозащите;
6) может быть полезной переформулировка аргументов противника;
7) проявление активности даже в случае поражения поможет держать инициативу в своих руках, задавая:
Способы разрешения конфликта:
1) прямые методы – когда ведется работа непосредственно с участниками конфликта:
а) руководитель поочередно выслушивает каждого из конфликтующих, требуя не эмоций, а конкретных фактов, затем принимает решение;
б) конфликтующие проговаривают свои претензии к оппоненту в присутствии группы.
Члены группы высказывают свои мнения, с учетом которых руководитель принимает окончательное решение.
в) если конфликт не находит своего разрешения, вводятся административные санкции;
г) в случае, когда и пункт в) не помогает, желательно изолировать конфликтующих друг от друга.
а) принцип выхода чувств – предоставляется возможность беспрепятственно выразить свои отрицательные эмоции по поводу кого-то или чего-то, им сделанного что обычно, снимает накал страстей;
б) принцип эмоционального возмещения – действенное сочувствие неправому, а неправы обычно оба, которое чаще всего порождает у него проявление раскаяния;
е) принцип расширения духовного горизонта спорящих – реализуется путем записи ссоры на диктофон и предъявления ее конфликтующим, что обычно вызывает не просто их удивление, а даже шоковое состояние от того, что они услышали.
Итак, малые группы разного уровня развития по-разному влияют на отношение людей друг к другу, что в случае негативных отношений выражается в повышении тревожности личности, ее фрустрации и межличностных конфликтах.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
31. Динамические процессы, протекающие в группе
31. Динамические процессы, протекающие в группе М. Робер и Ф. Тельман определяли групповую динамику как процесс, посредством которого взаимодействие между конкретными индивидами уменьшает напряжение между ними.По определению К. Левина, групповая динамика – это
32. Процесс принятия решения в группе
32. Процесс принятия решения в группе Суть феномена давления группы на индивида состоит в принятии уже существующих норм групповой жизни каждым вновь вступающим в нее индивидом (феномен конформизма).Различают внешнюю конформность, когда мнение группы принимается
Невротическая личность и личность с расстройствами характера
Невротическая личность и личность с расстройствами характера Есть еще два важных противоположных типажа. Личность, которая испытывает слишком сильную неуверенность в своей способности совладать с ситуацией и чрезмерную тревогу при попытках обеспечить свои базовые
РАССТАНОВКИ: В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЕ ИЛИ В ГРУППЕ?
Семинары: работа в группе
Семинары: работа в группе Красота и уникальность Семейных расстановок ярко проявляется на групповых семинарах. Клиент расставляет заместителей и после этого наблюдает за тем, как разворачивается драма отношений в его семье. Он может выбирать, вовлекаться в происходящее
Осуществление наблюдений в группе
Осуществление наблюдений в группе Наблюдение за динамикой группы требует внимания к другим аспектам, чем наблюдение за поведением индивида. Этот навык имеет принципиально важное значение для ведущего презентации. Наблюдение вербальных и поведенческих паттернов
6.1.4. Укрепление доверия в группе
6.1.4. Укрепление доверия в группе Подчинение и сопротивлениеРабота идет в парах. Один из пары ложится на пол, другой становится на колени позади него, берет его голову в руки и слегка покачивает ее из стороны в сторону, причем лежащий участник попеременно то позволяет себя
20. Индивид в группе
20. Индивид в группе Ценность экзистенциальной неповторимости и креативности каждого человеческого существа раскрывается в полной мере тогда, когда происходит столкновение с другими; особенно рельефно это проявляется на границе между индивидом и его окружением. Когда
Глава 19. ЛИЧНОСТЬ В ГРУППЕ
Глава 19. ЛИЧНОСТЬ В ГРУППЕ § 19.1. СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ ЛИЧНОСТИВо всех определениях личности обязательно подчеркивается ее общественная природа, включенность в ту или иную систему социальных отношений. Любая личность представляет собой своеобразный сплав психологического и
Исследование взаимоотношений в группе
Исследование взаимоотношений в группе Анкета, предложенная Е.М. Крутовой, модифицированная Д.Я. Богдановой, B.C. Ивашкиным, позволяет решать две взаимосвязанные задачи: исследование детей в группе и группы через сформированность социально-психологических характеристик
Причины напряжения в группе
Причины напряжения в группе Как мы уже установили в главе 2, возникновению конфликта часто предшествует некий период напряженности в отношениях. Экспериментальные исследования личности и группы показали, что, действительно, одним из самых важных факторов частоты
Последствия конфликтов в группе
Последствия конфликтов в группе 1. Образование подгрупп.Одним из стихийных выходов из конфликта в группе является образование подгрупп или изменения в самой группе. Этот феномен наблюдается особенно в тех случаях, когда конфликт возникает между влиятельными членами
Разные роли в группе
Разные роли в группе Благодаря работе у меня есть возможность наблюдать различные виды социальных групп: от семей, рабочих групп в состоянии кризиса и назревающих конфликтов до групп, стремящихся стать сплоченными коллективами.Когда группе не удается стать сплоченным
3. Руководство в учебной группе.
3. Руководство в учебной группе. Начните с прихожанина, который приходит с какой–то проблемой или с какой–то радостью, которую он исследовал и понял. Этот прихожанин должен быть готов к разработке плана действий. Его готовность и является необходимым условием для успеха
Галакторея: кто в группе риска?
Галакторея: кто в группе риска? Очень частой проблемой послеродового периода у женщин, уже не кормящих грудью, является галакторея – продолжающееся длительное время выделение молока или молозива из молочных желез.ВОПРОС: У меня ребенок грудь бросил в пять месяцев.
Читайте также: