Семантика слова в лирике конспект

Обновлено: 07.07.2024

Все вышеперечисленное, конечно же, не является основанием для отказа от традиционных приемов анализа текста. Однако очевидной является необходимость разработки такой техники исследования, которая была бы способна облегчить учащимся вхождение во внутренний мир произведения, компенсируя последствия чрезмерной аналитичности практикуемых подходов, предоставляя доступный и практичный алгоритм, экономичный по времени и затраченным усилиям.

Концепция предлагаемой техники анализа лирического произведения

Кроме того, на данном этапе анализа возможно объединение в одно ассоциативное поле образов разных произведений поэта, связанных эмоционально. Например, затронутая выше тема жизни и смерти во многих стихах С.А. Есенина звучит очень похоже.

Тема. Что такое семантика. Лексическое значение слова и семантика.

Цели: расширить представления о средствах языка художественной словесности; дать понятие о семантике; формировать умение определять значение слова при употреблении языка, в конкретной ситуации; совершенствовать навыки анализа текста; развивать умение сопоставлять, обобщать, делать выводы; воспитывать культуру речи.

Оборудование: портрет И.С.Тургенева, мультимедийные средства, Толковый словарь И.С. Ожегова.

Тип урока: урок усвоения новых знаний, формирование навыков и умений с элементами практикума.

  1. Организационный этап.
  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

- Язык как орудие мышления и общения прежде всего система слов, именно в слове язык обретает свою цельность и завершенность, формируясь в процессе взаимодействия слов .Что является основной единицей языка? Какой раздел русского языка изучает слова, их значения? (Лексикология) Наука, изучающая лексику, ее развитие и функционирование, называется лексикологией.

- Специальный раздел лексикологии, в котором изучаются значения слов и причины изменения значений, именуют семасиологией (от греч.semasia- значение, смысл +logos). Лексикология и семасиология тесно между собой связаны, так как значение слова выступает "душой" самого слова. Поскольку слово образует тесное формальное и смысловое единство, то его описание целесообразно вести в двух аспектах - лексикологическом и семасиологическом, не отрывая их друг от друга. Таким образом, слово имеет лексическое значение и семантическое (семантика слова).

-Назовите цель нашего урока. (Определить чем отличается лексическое значение слова от семантического.)

III. Актуализация опорных знаний.

  1. - Где мы можем найти информацию о лексическом значении слов? (В толковых словарях). Какие толковые словари вы знаете?

- Подумайте, может ли значение слова оказаться еще богаче в живом разговоре или в художественном произведении? (Может.)

2. Постановка темы урока.

- Итак, значение слова может зависеть при его конкретном употреблении, поэтому тогда говорят уже не о лексическом значении, а о семантическом. Или по-другому можно сказать о семантике слова.

IV. Работа над темой урока.

Запись определения, что такое семантика в тетради.

Задание для 1- ой(4-ой) группы: изучить цитату из словарной статьи С.И. Ожегова о лексическом значении слова жизнь ; привести собственные примеры употребления слова жизнь в каждом из пяти значений.(Составить предложения). Проанализировать предложения из художественных произведений (Нац. корпус языка)

Задание для 2-ой (5-ой) группы – слова земля.

Задание для 3-ей (6-ой) группы слово вода.

V. Подведение итогов урока

Домашнее задание: подобрать предложения из художественных произведений со словами земля, вода, жизнь (по группам)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Слово в лирическом произведении.

Умение “воспринимать и анализировать художественный текст” - одно из важнейших в требованиях к уровню подготовки учащихся, нужно научить школьников читать и понимать текст, анализировать его, раскрывать выразительные возможности языка художественных произведений. Это очень важно для формирования интеллектуально развитой личности.

На уроке внеклассного чтения, предлагаю ученикам провести литературно-лингвистический анализ стихотворения посвящённого родному городу.

Цели урока : обучение навыкам выразительного чтения лирического стихотворения; знакомство с лирикой калининградских поэтов; словарная работа над лексикой стихотворения с использованием различных словарей; обучение анализу текста лирического стихотворения; развитие устной речи обучающихся; воспитание любви и интереса к поэзии.

Интеграция : литература, русский язык.

Технологии : информационно-коммуникационные, предметно-ориентированные, диалоговые технологии.

Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал (тексты стихотворений), учебная презентация, словари.

1. Организационный момент ( 1-2 минуты).

Добрые пожелания детям.

2. Актуализация знаний (4 – 5 минут).

Как вы думаете, ребята, почему мы начали сегодняшний наш урок с просмотра этого клипа?

В этом году исполняется 70 лет со дня образования Калининградской области, столица нашего чудесного края – наш любимый Калининград, и ему (Калининграду, а не Кёнигсбергу) тоже 70.

О нашем городе написано много книг, сложено немало песен и стихотворений. Калининградские поэты любят свой город и воспевают его в своих творениях.

3. Постановка учебной задачи (4 – 5 минут).

А как вы думаете, что нужно уметь, чем владеть, чтобы сочинять настоящие стихи, которые бы трогали душу, запоминались?

Конечно же, нужно уметь правильно подбирать слова, ведь слово – это одно из величайших орудий человека, и когда оно сказано вовремя, искренне и умело, оно способно очаровывать, вести за собой и увлекать.

Сегодня мы с вами постараемся приобщиться к искусству слова, постараемся понять, как же непросто слагать стихи, понять, что кроме таланта поэту нужно ещё многое уметь и знать.

А чтобы это понять, что мы должны сделать?

Обратиться непосредственно к поэтическому тексту и попытаться его проанализировать.

4. Открытие нового знания (7 – 8 минут).

Мы с вами сегодня попробуем выступить в роли слушателей, чтецов, исследователей и даже поэтов.

Маргарита Беседина

Кёнигсберг – Калининград
Город Гофмана!
Город Канта!
Город тех, кто его возродил!
Тех солдат, кто погиб здесь когда-то,
Став огнём у братских могил.

Город парков, озёр и скверов!
Город музыки и цветов!
Я исполнен высокой веры,
Что он был и будет таков!

Дуют с моря прохладные ветры,
И синоптиков неспрося,
Льют дожди. Я уеду, наверно,
Пусть они без меня моросят.

Я уеду. Вернусь не скоро.
До свиданья, а может, прощай.
Только вдруг понимаю, как дорог
Мне мой город, мой ветреный край.

И мечтаю уже вернуться,
Чуть покинув родной порог.
Я прощу ему лужи-блюдца
И машин непрерывный поток,

Сяду в сквере у драмтеатра.
Есть прекрасные города.
Вот пройти бы сейчас по Монмартру
И опять вернуться сюда.

Город Гофмана!
Город Канта!
Город тех, кто его возродил!
Этот город моим стал когда-то,
И расстаться с ним нету сил.

Чтение стихотворения

Понравилось вам стихотворение? Легко ли слушалось? Какие картины возникали у вас во время чтения?

(Светлое, красивое, хочется ещё раз прочитать. Запоминаются яркие, выразительные детали).

При помощи чего стихотворение получается красивое, поэтичное, интересное и индивидуальное?

При помощи средств выразительности.

Какие вы знаете средства выразительности?

Метафора, гипербола, сравнение, эпитет, олицетворение.

Найдите, какие же средства выразительности использует автор в данном стихотворении.

Став огнём у братских могил – метафора.

Я исполнен высокой веры – эпитет.

мой ветреный край – эпитет

лужи- блюдца – метафора

Видите, какие образные, красочные слова подбирает автор. А как же он находит подходящее слово, чтобы оно точно и образно передало то ощущение, настроение, эмоции, которые испытывает поэт?

Ответы учащихся.

Ведь это не просто, найти нужное слово.

В. Маяковский приравнивал труд поэта, труду шахтёра.

- Поэзия
- вся! -
езда в незнаемое.
Поэзия -
та же добыча радия.
В грамм добыча,
в год труды.
Изводишь
единого слова ради
тысячи тонн
словесной руды.

Поэт должен обладать большим словарным запасом, чтобы подобрать точное слово. А как мы приобретаем свой лексикон, свой запас слов?

Что нам помогает?

Книги, словари.

Вам все слова понятны в стихотворении? Какие не понятны? А где узнать толкование этих слов?

(Показываю словари. Кант, Гофман, Калининград)

А какие вы знаете словари?

Ребята называют.

Давайте вспомним, какие словари ещё существуют.

Презентация. (13 слайдов).

5. Первичное закрепление ( 4 – 5 минут).

Давайте при помощи словарей исследуем некоторые слова-образы стихотворения Маргариты Бесединой и попытаемся понять, почему же именно это слово, этот образ подобрал поэт.

1-я группа – составляет словарную статью к слову ОГОНЬ ( Став огнём у братских могил), используя Толковый, Фразеологический, Этимологический словарь, Словарь Даля и Словарь синонимов.

2-я группа – к слову ВЫСОКИЙ (Я исполнен высокой веры), используя Толковый словарь, Словарь современных русских фразеологизмов, Словарь синонимов.

3-я группа – к слову ВЕТРЕННЫЙ ( мой ветреный край), используя Словарь Даля, Толковый словарь, Словарь синонимов и Фразеологический словарь.

Зачитывают результат и делают вывод.

1 - Наши предки видели в Огне живое существо.

Огонь, как символ возрождения , связан с образом легендарной птицы Феникс.

Вечный огонь – символ, знакомый многим россиянам, символ памяти о страшной трагедии Великой Отечественной Войны.

2 – безграничная вера, что родной город будет процветать, (большая степень)

благородная вера, нравственая

торжественная, возвышенная

3 - много ветров, перемен

Легкомысленный, непостоянный (разг.). Ветреный человек. Ветреное поведение.

Вот видите, как словари нам помогли понять идею стихотворения, которая была передана именно этими словами: Калининград – это город славы, вечной памяти, город больших перемен, и лирический герой безгранично верит в лучшее будущее его малой Родины.

6. Самостоятельная работа ( 4 – 5 минут).

А теперь давайте попробуем сами выступить в роли поэтов.

К слову КАЛИНИНГРАД подберите эпитеты, определения, но каждый из них должен начинаться на ту букву, какая есть в этом слове.

(пример на слайде).

Учащиеся работают, затем, зачитывают результат.

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение (7 – 8 минут).

А теперь усложним задачу. На основе ваших определений вы должны создать не просто стихотворение, а акростих. Знаете что это такое?

АКРОСТИХ — стихотворение, в котором начальные буквы строк образуют какое-либо слово или фразу, напр.:

Л азурный день
У гас, угас,
Н очная тень,
А х, скрыла нас.

В есна, красавица весна!

Е сть за что любить тебя:

С олнышко лучистое, песня соловья,

Н очка серебристая,

А лая заря!

Составление акростиха. Оформление его на листе А3. Представление.

8. Рефлексия деятельности (итог урока) 2 -3 минуты.

Замечательные получились у вас стихотворения, и, может быть, многие из вас продолжат творить, создавать свои картины словом, но прежде ещё многому нужно научиться. Стихотворение – это способ организации речи, который превращает её в произведение искусства и раскрывает авторскую мысль. Правильно подобранное слово весомо и ёмко, он может помочь человеку стать героем, призвать его к благородным поступкам, разжечь в его сердце любовь, и слово может принизить человека, одурманить его, заглушить совесть, толкнуть на низкие дела. Поэтому нужно очень бережно к нему относиться.

Молчат гробницы, мумии и кости,-

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный – речь.

Прошу каждого из вас высказаться о значимых ценностях урока, используя данное клише:

При анализе семантики местоимений в лирике каждого из поэтов необходимо учитывать влияние на нее таких индивидуальных творческих факторов, как например:

Семантика и функции местоимений в поэтическом тексте

Другие материалы по предмету

Семантика и функции местоимений в поэтическом тексте

Смысл слова в художественном произведении никогда не ограничивается его прямым номинативно-предметным значением, поскольку оно всегда обрастает новыми смыслами. В условиях поэтического контекста этот процесс происходит еще более интенсивно, что обусловлено небольшим объемом текста.

Рассмотрим способы семантизации личных местоимений в лирике некоторых поэтов Серебряного века.

Встречаются стихи, в которых, на первый взгляд, отсутствует авторское Я и наблюдается своего рода психологический, исторический или какой-либо другой экскурс: Я Гамлет. Холодеет кровь, Когда плетет коварство сети. И в сердце первая любовь Жива к единственной на свете (Блок); Возлюбленный! Ужель не узнаешь? Я ласточка твоя Психея (Цветаева). Однако на самом деле в этом случае содержание Я связано с характером лирического героя.

Поэт говорит от имени литературного персонажа, исторического лица, социального типажа, чьи взгляды, поступки, настроение, судьба в чем-то созвучны авторским.

При анализе семантики местоимений в лирике каждого из поэтов необходимо учитывать влияние на нее таких индивидуальных творческих факторов, как например: принадлежность / непринадлежность автора к какому-либо литературному течению; написано стихотворение мужчиной-поэтом или поэтомженщиной и т.д. Совокупность этих факторов определяет различие в подходе каждого поэта к слову как инструменту творчества. Прибегая к тому или иному словоупотреблению, поэт всегда преследует

Переносное употребление слова по отношению к денотатам других слов постоянно происходит в словесных метафорах (в разговорной и особенно в поэтической речи). Термины точных наук (в т. ч. знаки логических языков) стремятся к полной однозначности, т. е. к соотнесению знака всегда с одними и теми же денотатом и концептом. С этим связаны и проблемы перевода. Точный перевод, поддающийся автоматизации, возможен для строго однозначных научных и технических терминов. Метафорическое употребление слов по отношению к денотатам других слов создаёт одну из основных трудностей при переводе художественной литературы.

Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева . 1987 .

Полезное

Смотреть что такое "СЕМАНТИКА" в других словарях:

СЕМАНТИКА — раздел семиотики и логики, исследующий отношение языковых выражений к обозначаемым объектам и выражаемому содержанию. Семантическая проблематика обсуждалась еще в античности, однако только на рубеже 19 20 вв. в трудах Ч. Пирса, Ф. де Соссюра, Ч.… … Философская энциклопедия

Семантика — см. Семасиология. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939. семантика … Литературная энциклопедия

СЕМАНТИКА — [ Словарь иностранных слов русского языка

Семантика — в программировании система правил истолкования отдельных языковых конструкций. Семантика определяет смысловое значение предложений алгоритмического языка. По английски: Semantics См. также: Языки программирования Финансовый словарь Финам.… … Финансовый словарь

семантика — и, ж. sémantique f. 1. лингв. Смысловое значение (слова, оборота речи и т. п.). Семантика слова. БАС 1. При дворе и в домах знатных вельмож с 1718 г. регулярно устраивались ассамблеи, заседания Всепьянейшего собора. семантика которое остается в… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

семантика — семасиология, смысл, значение Словарь русских синонимов. семантика сущ., кол во синонимов: 8 • значение (27) • … Словарь синонимов

СЕМАНТИКА — (от греческого semantikos обозначающий), 1) значения единиц языка. 2) То же, что семасиология, раздел языкознания, изучающий значения единиц языка, прежде всего слов и словосочетаний. 3) Один из основных разделов семиотики … Современная энциклопедия

СЕМАНТИКА — (от греч. semantikos обозначающий) 1) значения единиц языка.2) То же, что семасиология, раздел языкознания, изучающий значение единиц языка, прежде всего слов.3) Один из основных разделов семиотики … Большой Энциклопедический словарь

Семантика — изучение способа использования слов и передаваемых ими значений … Словарь терминов антикризисного управления

СЕМАНТИКА — СЕМАНТИКА, семантики, мн. нет, жен. (от греч. semantikos обозначающий) (линг.). 1. То же, что семасиология. 2. Значение (слова, оборота речи и т.п.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

СЕМАНТИКА — СЕМАНТИКА, и, жен. 1. То же, что семасиология. 2. В языкознании: значение, смысл (языковой единицы). С. слова. С. предложения. | прил. семантический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Читайте также: