Лесные кустарники и травы конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

однолетних и многолетних; воспитывать бережное отношение к природе.

Ход урока.

Приветствие. Мы проведём необычный урок– путешествие. Я буду капитан, тот кто будет меня внимательно слушать и активно выполнять мои задания, их ждёт сюрприз. В любое путешествие берут с собой багаж. А нас пропустят на корабль только в том случае, если мы возьмём багаж ваших знаний и тогда мы отправимся в плаванье.

ІІ.Актуализация опорных знаний

- Что относится к природе?

- Какая бывает природа?

- Что относится к неживой природе?

- Что относится к живой природе?

- Может ли живая природа существовать без неживой?

- Чем отличаются живые организмы от неживой?

- Какие предметы неживой природы вас окружают?

- Благодаря чему в воздухе становится меньше углекислого газа?

- Растения- это какие организмы?

-Что образуется в листьях днём на свету?

- Что даёт Солнце Земле?

- Что попадает в почву, чтобы выросло растение?

2. Тест (Да- палец вверх, Нет- палец вниз.)

А. Природой является :

Б. Руками человека сделано:

В. Выбери правильный ответ:

- природа-это всё, что сделано руками человека

- природа-это всё, что окружает человека и не сделано руками.

3. Работа по группам

Следопыты: -Описать строение растения.

Экологи: -Как вы заботитесь о растениях.

Натуралисты: -Чем полезны и что нам дают растения.

ІІІ. Мотивация учебной деятельности.

-Итак, мы проверили ваш багаж знаний и смело можем отправляться в путь. Мы поплывём и будем исследовать неизвестные места. Я надеюсь, что вы хотите узнать много нового. И это удастся только тому, кто будет в путешествии, настойчивый, любознательный и смелый.

-Отправляемся в путь. Все готовы?

ІV. Новый материал.

Мы попали на Необитаемый остров.

(Дети рассматривают местность, рассказывают, что видят вокруг.)

(Под деревом записка с загадками :)

1. Зимой раздевается, а летом одевается. (дерево)

2. Дотронешься- укусит, растёт зелёный (кустик)

3. Она под осень умирает и вновь весною оживает, растёт, цветёт она всё лето. (трава)

Мы собрали из загадок тему урока : Деревья, кустарники, травы.

ДЕРЕЬЯ КУСТАРНИКИ ТРАВЫ

(лиственные и хвойные) (однолетние, двухлетние и многолетние)

помидоры морковь подснежник

многолетние огурцы,горох капуста картофель

подсолнух свёкла тюльпан

2. Первичное восприятие м-ла.

Определение существенных признаков:

- обратите внимание на стебель каждого растения;

- сколько стеблей растёт от корня у каждого растения;

3. Работа по книге: с. 11

В природе растения делятся на 3 яруса:

1-й ярус – самый высокий (деревья) :свои примеры

2-й ярус – средний (кустарники) : примеры

3-й ярус – низкий (травы) : примеры

V. Остров разминки /дети танцуют/

1. Работа в тетрадях : зад. № 1

Следопыты - 1-й столбик

Экологи - 2-й столбик

Натуралисты- 3-й столбик

2. Кроссворд 1. Стройная красавица стоит на поляне

в зелёной кофточке, в белом сарафане.

1. Б Е Р Ё З А 2. На жёлтенькой тарелочке белый ободок.

2. Р О М А Ш К А Мальчики и девочки, что я за цветок?

3. С О С Н А 3. Зелена всегда она -

4. Т Р А В А Осень ли, зима, весна.

5. Е Л Ь Все узнать её успели?

6. П О Д С О Л Н У Х Это - хвойная.

7. О Д У В А Н Ч И К 4. Она под осень умирает

8. З Е М Л Я Н И К А и вновь весною оживает-

растёт, цветёт она всё лето.

5. В лесу зимой и летом-

VІІ.Остров спящих пиратов 6. Золотое решето, чёрных домиков

1. Релаксация. 7. Белым шариком пушистым я

Напряженье улетело. красуюсь в поле чистом.

И расслаблено всё тело. 8. Кто любит меня,

Будто мы плывём по волнам. тот и рад поклониться

Греет солнышко сейчас. А имя дала мне родная

Руки тёплые у нас. землица.

Всё чудесно расслабляется…

Нам понятно, что такое состояние покоя.

(Дети находят бутылку с телеграммой, зачитывают:)

Тот, кто побывал на наших островах, тот увидел, какая красота вас окружает. Я надеюсь, вам было интересно. Но вы только начали путешествие и у вас впереди еще много нового. Природа радует нас своей красотой, пожалуйста, берегите природу. Не ломайте деревья, ухаживайте за растениями, высаживайте больше зелёных насаждений, радуйтесь красоте природы. И в награду за ваше путешествие вы нашли клад. Сделайте выбор для себя, какой вы возьмёте клад? /Царь Нептун/

VІІ. Итог урока

Дети высаживают растения на Необитаемом острове.

(Оценивание детей, награда за урок).

Фотоотчет занятия по окружающему миру.

Фотоотчет занятия по окружающему миру. Тема: " В воде родится, а воды боится". В ходе занятия знакомились со свойствами воды, проводили опыты с солёной водой, беседовали о море.

Итоговое занятие по окружающему миру в старшей группе Итоговое занятие по окружающему миру в старшей группе Воспитатель: Семушина С. В. Цель: Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Разработка урока развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

Тема: «Кустарники

Учитель коррекционного класса

Образовательные задачи: расширить и углубить знания учащихся о кустарниках наших лесов.

Коррекционные задачи: развивать зрительное восприятие, внимание, память, речь и словарный запас учащихся.

Воспитательные задачи: воспитывать желание познать окружающий мир; воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, экран.

Дидактический материал: презентация, кроссворды.

Ход занятия.

Вводная часть.

Добрый день! Солнцу и птицам!

Добрый день! Улыбчивым лицам!

Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь и мысленно пожелайте удачи.

II. Проверка д\з. Актуализация знаний.

Ребята! Что растет в лесу? Деревья, травы, мхи, лишайники, грибы, ягоды.

Верхний шатер в лесу образуют могучие, высокие деревья. Они растут все выше и выше, и только на макушках широко распускают свои ветви. Как вы думаете, почему? Тянутся к свету, к солнцу.

Какие деревья вы знаете?

2. Викторина.

А сейчас ответьте на вопросы.

Много рук, а нога одна. Дерево

Растёт ли дерево зимой? Нет

Листья, какого дерева как бы дрожат от ветра. Осина

Какое дерево весной поит дятла? Береза

Какое дерево используют для изготовления лыж? Береза

что это – белоствольное чудо России? Береза

Из какого дерева делают спички? Осина

Самое могучее дерево? Дуб

Из какого дерева делают карандаши? Кедр

Из древесины какого дерева делают самые лучшие скрипки? ель

Разгадывание кроссворда.

Что растет, под шатром высоких деревьев вы узнаете, когда разгадаете кроссворд. Кустарники

Верно. Под шатром высоких деревьев растут кустарники.

Как вы думаете? Что такое кустарник? (Ответы ребят)

Работа в парах с толковым словарём.

А как же дается толкование этого слова в словаре.

Кустарники – это деревянистые растения, ветвящиеся у самой поверхности почвы.

3. Рассказ учителя.

Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока?

С ботанической точки зрения кустарники отличаются от деревьев тем, что не имеют хорошо выраженного главного ствола. У них развивается несколько примерно одинаковых по величине, равноценных стволиков. Однако в лесу есть немало деревянистых растений, у которых хорошо выражен главный ствол, но деревьями их врятли можно назвать.Эти растения имеют небольшую высоту. Они не выше настоящих кустарников, а стволик их достаточно тонкий. Такие растения мы тоже будем считать кустарниками.

На уроках биологии вы узнаете много интересного, как возникли кустарники.

Я вам только скажу, что в ходе эволюции растительного мира кустарники возникли из деревьев в результате приспособления к неблагоприятным условиям (засуха, низкая температура)

Рассказ учеников о самых распространённых кустарниках.

Малина обыкновенная

Казалась бы чем может быть интересна. Малина – всем знакомый обитатель лесных полян, вырубок. Внешне она и впрямь ничем не привлекает нашего внимания, даже во время цветения. Мы ее замечаем только в конце лета, когда она только начинает плодоносить.

Этот кустарник дважды радует нас своей красотой. В конце мая весь куст покрывается яркими цветами, а закат лета встречает красными ягодами. Ягоды сохраняются всю осень.

А чем же служат они зимой?

Копилкой витаминов – так называют их люди (медики). Люди собирают ягоды и варят из них витаминный чай. Мы тоже собираем ягоды шиповника и сдаем их в школьную столовую. Зимой вы пьете витаминный чай.

Нарядна она с весны до глубокой осени, сначала цветами, а потом плодами. В её плодах витаминов больше, чем в апельсинах и даже лимонах. Даже есть и очень необходимое нашему организму железо.

Можжевельник –

Это единственный хвойный кустарник наших лесов. Его можно увидеть не только в лесу, но и на открытом месте, где были вырублен хвойный лес.

Есть еще и ядовитые:

Волчье лыко –

Ранней весной, когда только в лесу стает снег, этот кустарник уже цветет. Радуют наш взгляд розовые цветки, а плоды красные и ядовитые.

Что же это за кустарник? Расскажите мне о нем?

Что это за кустарник? Лесные ягоды смородины более мелкие, но ароматные и вкусные.

Называю любые слова. Услышим кустарник, хлопаем в ладоши.

Птица, дерево, калина, ландыш, малина, заяц, дом, волчье лыко, голубь, грязь, осень, арбуз, снегирь, смородина, горбуша, шиповник, орешник, папоротник, клюква, медведь, можжевельник, барсук.

Порадуйтесь друг за друга. Похлопайте все дружно. Подарите друг другу бурные аплодисменты.

IV. Закрепление – практические действия.

Конкурс 1: Слова перевертыши.

Конкурс 2: Угадай кустарник.

Конкурс 3: Разгадай кроссворд. (работа в группах)

V. Обобщение.

Какие кустарники, растущие в нашей местности, вы запомнили?

А какие ещё кустарники вы можете назвать?

VI. Подведение итогов. Оценивание. Задание на дом.

Охрана природы. Какое сейчас время года? Вы знаете, ребята, осень очень любил А.С. Пушкин, С. Есенин. Природой надо любоваться всегда. Дома понаблюдайте за красотой осени и передайте свое настроение в рисунках, на которых обязательно нарисуйте деревья и, конечно же, кустарники.

Цель урока: способствовать формированию общего представления о кус тарн иках леса.

1) познакомить уч ащ ихся с растениями, относящими ся ко второму ярусу леса;

2) дать представление о том, как отлича ть кустарники от других растений леса;

3) воспитать ответственное отношение ко всему окр ужающему миру.

– способствовать формированию ценностных ориенти ров и смысла учебной деятельности

на основе познавательных интересов, у чебных мотивов;

– помочь учащимся осознать социальну ю, практическую и личностну ю зн ачимость

учебного материала, ценность совместной деятельности.

а) регулятивных – содействовать формированию умения принимать и сохранять учебно -

– контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы;

б) познавательных – выделять и формулировать познавательную цель;

– повторять и расширять сведения о растениях второго яруса леса;

в) коммуникативных – содействовать развитию у детей умению общаться;

– обеспечить развитие диалогической и монологической речи.

Задачи урока:

В сфере личностных УУД:

  • формирование учебно-познавательного интереса к учебному материалу;
  • развитие способности к самооценке на основе успешности учебной деятельности;

В сфере регулятивных УУД:

  • постановка учебной задачи, с учётом имеющихся знаний, полученных в процессе урока;
  • учиться прогнозировать, корректировать и оценивать свою деятельность;

В сфере познавательных УУД:

  • поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием всех возможных источников;
  • умение анализировать, синтезировать учебный материал, делать выводы;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельный и командный поиск её решения;

В сфере коммуникативных УУД:

  • формирование умения полно и чётко выражать свои мысли, умело владея речью;
  • умение плодотворно сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске в поиске и сборе информации;

Ход урока

I. Оргмомент.

– Прозвенел долгожданный звонок,

О чём мы продолжим свой разговор? (о растениях)

– Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А куда угадайте сами.

Долго отговаривали его друзья, но он был непоколебим в своём решении.

III. Изучение нового материала.

1) Лиственный лес.

– Посмотрите внимательно на картину и помогите Кеше угадать, как называется лес, в котором растут такие деревья? Почему?(ответы детей)

– А как называется такой лес? Почему вы так думаете?

3) Смешанный лес

А как вы назовёте такой лес? Почему?

– Какой лес вокруг нашего микрорайона? (Смешанный) Почему так решили, докажите.

– Посмотрите на картину, вспомните, когда вы ходили в лес, какие растения вы встречали, какие растения растут в лесу? (Ответы детей могут быть самые различные; от сосны до земляники.)

– Наша задача – разделить все эти растения на группы. Какая группа будет самая первая? (Деревья.)

– Чем деревья отличаются от остальных растений? (У них есть один большой ствол, покрытый корой, от которого отходят ветви.)

– Все ли деревья одинаковы в лесу? Отгадайте, о каких деревьях идет речь:

Русская красавица
Стоит на поляне.
В зеленой кофточке,
В белом сарафане.
(Береза)

Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью надела,
Красные кораллы.
(Рябина)

Никто не пугает,
А она вся дрожит.
(Осина)

5) Рассказ о деревьях. (Выступление ученика)

В смешанном лесу деревья некоторых пород вырастают заметно выше других. Самый первый, самый высокий ярус — большие деревья. Это сосна, берёза, лиственница. Ветви крон деревьев пониже образуют второй ярус. Здесь растут лишь те деревья, которые мирятся с тенью. Это ели, пихты, кедры, липы.

6) Беседа о кустарниках.

– Чем кустарники отличаются от деревьев?

Этот кустарник известен всем. Почти в каждом саду найдёшь эти вкусные и полезные ягоды. А в лесах широко распространена дикорастущая…. (малина)

(Выступление ученика) Ещё ниже растут кустарники. Это следующий ярус. Тут можно увидеть можжевельник, калину, шиповник, смородину. Все они, даже рябина, никогда не смогут подняться до первого этажа. Их удел вечно оставаться внизу. Под лесом. Так кустарниковый ярус и называют — подлесок.

IV. Физминутка.

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке (Подскоки на правой ноге.)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)
По тропинке побежим,
До лужайки добежим. (Бег на месте.)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.)
Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте.)

V. Изучение нового материала (продолжение).

– Чем травы отличаются от деревьев и кустарников?

– Прочитайте, как о себе рассказывает ландыш. (Учебник с. 102)

– Но в лесах есть и ядовитые травы. (Учебник с. 102)

8) Мхи (выступление ученика)

Мхи — жители влажных мест. Встречаются в лесах, на лугах, болотах. Много их в тундре. Все мхи, если к ним не присматриваться, кажутся почти одинаковыми. На самом же деле они очень разнообразны.

9) Грибы (выступление ученика)

Белый гриб – самая желанная находка грибника. Красивый, вкусный, изумительно ароматный. Название он получил из-за своей мякоти: она белая, на разрезе не меняет цвета, остается белой и у высушенного гриба, и у вареного. В нижней части шляпки – слой трубочек, У молодого гриба он белый, но потом становится желто-зеленым. А вот верхняя сторона шляпки у белых грибов бывает разной — от темно-коричневой до светлой, почти белой. Темная шляпка обычно встречается у грибов, растущих в еловых и сосновых лесах, светлая – у растущих в березовых лесах. По-разному выглядят и ножки белых грибов. Это хорошо видно на рисунках. Встретить этот замечательный гриб в лесу можно с июня по октябрь.

Лисичка очень известный съедобный гриб. Ярким цветом он напоминает лисий мех, за что и получил свое название. Встречается этот гриб в хвойных, лиственных и смешанных лесах с июля по октябрь. Лисички почти всегда растут семьями. Если найдешь одну, обязательно посмотри рядом — наверняка обнаружишь еще. Лисички замечательны тем, что не бывают червивыми. В них много витаминов и других полезных веществ.

VI. Закрепление.

– Какие этажи леса вы запомнили?

1) – Соотнесите растения этажу, к которому они относятся.

Деревья подснежник
Кустарники лисички
Травы сфагнум
Мхи шиповник
Грибы берёза
можжевельник
колокольчик
кедр
малина
боровик

2) – Исправьте ошибки Кеши.

Вчера я ходил в дальний лес. Там было так тихо и красиво, что даже уходить не хотелось. От лёгкого дуновения ветерка шелестели листьями деревья: берёза, осина, малина, рябина, сосна, ель. А как красивы кустарники: смородина, сирень, пихта, можжевельник. Такой лес называется хвойным.

VII. Итог.

– Как вы понимаете его слова?

– Лес называют лёгкими планеты, потому что лес – это фабрика по выделению кислорода для жизни человека, животных. Чем больше мы будем высаживать деревьев, чем меньше вырубать лесов, тем чище будет воздух на нашей планете.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: 1.Научить различать и классифицировать по внешним признакам в природном окружении и окружении школы деревья, кустарники, травянистые растения.

Уметь сравнивать стебли растений, различать их по форме, приводить примеры деревьев, кустарников, трав, сравнивать ель, сосну, приводить примеры хвойных и лиственных деревьев, пользоваться справочником.

Определять принадлежность растений к деревьям, кустарникам, трава

Расширить и углубить исходные представления о природных объектах окружающего мира, осознать целостность окружающего мира, заложить основы экологической грамотности.

Формы организации урока:

1. Актуализация знаний

Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, разгадайте ребус. (Слайд 1)

Что относится к природе?

Что не относится к природе? (что сделал человек)

Природа бывает…? (живая и неживая)

Назовите признаки живой природы? (дышит, питается, растет, размножается, умирает)

Что относится к живой природе?

Назовите признаки неживой природы? ( не дышит, не питается, не растет, не умирает, не размножается)

Что относится к неживой природе?

Может ли живая природа существовать без неживой? (живая природа может существовать только используя объекты неживой природы. Эти объекты обеспечивают живую природу пищей, водой, воздухом, теплом, дают ей кров)

Благодаря чему в воздухе становится меньше углекислого газа? (растениям)

Нас окружает огромное количество растений. И все они разные. У каждого растения свой век. Одни живут несколько дней, а другие – до 100 лет. Одни вырастают в высоту до несколько см, а другие – до несколько метров. И место обитания у них разное. Одни растут в лесу, другие на болоте, или в воде, или на лугу. И среди всего этого разнообразия есть особенные растения. Как вы понимаете, что значит особенные? (ответы). Какие особенные растения вам известны? (ответы).

Сегодня мы познакомимся с 2 интересными представителями живой природы.

(слайд 3) Туле – это дерево, самое толстое на планете. В обхвате ствола оно около 12 м, высота дерева более 35 м .Есть версии, что деревья этим от 1500 до 6000 лет. Произрастают деревья в Мексике.

(слайд 4) Мафусаил сосна - очень старое дерево на планете. Ему около 5000 лет. И название своё оно получило от Библейского персонажа, который был основным долгожителем на земле. Дерево вроде мёртвое, но на самом деле каждая веточка его жива. Растет оно в горах США

2.Работа по теме урока

(слайд 5) Что объединяет эти фотографии? (это растения).

На какие группы их можно разбить? (деревья, кустарники, цветы и трава).

По какому признаку вы смогли отличить группы растений друг от друга? (ответы).

Все деревья имеют общее строение. У них есть корни, твердый ствол, покрытый корой, ветви образуют крону дерева . У кустарников нет главного ствола, они имеет несколько твердых стволиков, покрытых корой . Травянистые растения не имеют твердого ствола, Стебель у них мягкий, сочный и зеленый.

3.Закрепление

Распределите рисунки по группам: деревья, кустарники, травянистые растения (слайд 7).


Л ист оценки индивидуальных достижений.

Читайте также: