Система профильного обучения права обязанности и возможности конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

олимпиад и конкурсов, в том числе на б азе вузов города, р егиона, ст раны.

Проведение ежегодной городской научно - практической конференции

сетевого взаимоде йствия с эколого - биологич еским ц ентром «Крестовск ий

академией (на базе которой проводятся практические занятия, семинары,

конференция), сетевое взаимодействи е с ГДТЮ и РАНХ иГС (о бучающие

Академией цифровых технологий (для физико - математически х классов)

обеспечивают высокое качество сопровождения и поддержки одаренных детей,

увлеченных п редметами выб ранного профиля обучения.

Инновацион ность системы профильного обучения состоит в оптимальном

сочетании качестве нного общего гим назического образо вания с широким

спектром дополнительн ого образования (таб . 1) . Дополнительные

образовательн ые программы сп особству ю т углублению знаний учащихся п о

выбранному про фил ю, сближению теории с практикой и н аправлены на

удовлетворени е познавательных интересов, по тре бностей, о бучающи хся в

допрофессиональ ной подгот овке и успешной с даче экзамен ов.

Выпускники 11 классов знако мятся с основами профессий,

востребованность ю их на рынке тру да и проходят диагностику готовности к

Подготовка ответственного, критически мыслящего молодого человека, готового самостоятельно и реалистично намечать и реализовывать свои профессиональные перспективы в постоянно изменяющейся общественно-экономической ситуации, – одна из важнейших задач современной школы. Содействие профессиональному самоопределению учащихся в условиях рыночной экономики и развития новых высокоэффективных технологий приобретает особое значение. Необходимость осознанного выбора будущей профессии выпускниками общеобразовательных учреждений очевидна. Поэтому основной целью учителя технологии при изучении данного раздела является создание условий для формирования у учащихся потребности в самоопределении, знакомство с миром профессий, видами профессионального образования и типами образовательных учреждений. Это поможет учащимся осознать свои возможности, интересы, предпочтения и научит их соотносить свои личные качества с требованиями той или иной профессии, что в свою очередь, будет способствовать профессиональному самоопределению учащихся, то есть формированию отношения личности к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности. Кроме того, важнейшей задачей учителя при изучении данного раздела является помощь подростку в построении его индивидуальной образовательной траектории, то есть в выборе варианта продолжения образования после окончания основной школы.

Тема урока: “Профессиональное образование”.

Тип урока: Урок усвоения знаний, умений и навыков.

Организационная форма проведения урока: совместная работа учителя и учащихся с выполнением практических заданий на интерактивной доске Panaboard.

Методы обучения: словесные (рассказ, беседа); наглядные (демонстрация слайдов, организация работы на интерактивной доске); практические (выполнение практических заданий); методы стимулирования и мотивации (актуализация знаний, обращение к жизненному опыту учащихся); методика критического мышления.

Дидактические средства обучения: учебник технологии, выдержки из нормативных документов, извлечения из печатных источников, учебные компьютерные презентации, работа с интерактивной доской.

Изучив материал данной темы учащиеся должны:

I. Виды профессионального образования

Поскольку на предыдущем уроке учащиеся получили опережающее домашнее задание собрать как можно более полную информацию об учреждении профессионального образования, в котором они хотели бы получить профессию после окончания школы, урок следует начать с его разбора.

Для того чтобы подвести старшеклассников к изучению нового материала учитель может задать им следующие вопросы:

- Что необходимо прежде всего, для того чтобы получить профессию?

- Чем профессиональное образование отличается от общего?

- Чем отличаются друг от друга перечисленные вами образовательные учреждения?

Затем он вместе со школьниками делает выводы:

- для того чтобы получить ту или иную профессию, прежде всего необходимо соответствующее образование;

- общее образование ставит задачу формирование общей культуры личности, ее адаптацию к жизни в обществе, созданию основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ;

- профессиональное образование имеет своей целью профессиональное развитие личности.

Далее учитель знакомит подростков с основными видами профессионального образования, существующими в Российской Федерации, используя подготовленный заранее материал для интерактивной доски.







Ступени высшего профессионального образования в России установлены следующие: 1) высшее профессиональное образование – присваивается квалификация "магистр" и "дипломированный специалист" ; 2) базовое высшее профессиональное образование – квалификация "бакалавр". Образование лиц, не завершивших обучение по основной программе высшего профессионального образования, но успешно прошедших промежуточную аттестацию (не менее чем за три года обучения), признается незаконченным высшим профессиональным образованием и подтверждается соответствующим документом.

Для проверки усвоения данного материала целесообразно выполнить заранее подготовленное задание, с помощью которого учащиеся еще раз получают возможность соотнести уровни профессионального образования и типы образовательных учреждений.

Установите соответствие между уровнями профессионального образования и типами образовательных учреждений. Используя “перетаскивание”, правильно разместите их в таблице.


II. Рынок образовательных услуг

Учитель предлагает учащимся самим составить определение понятия “рынок образовательных услуг”. При этом используется, так называемый “лингвистический конструктор”. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Учащиеся могут добавлять предлоги, изменять слова по падежам.

Система

Население

Образовательные услуги

Предлагаемые

Образовательные учреждения

Определенная территория

Рынок образовательных услуг – система образовательных услуг, предлагаемых образовательными учреждениями населению на определенной территории


III. Индивидуальная образовательная траектория

Беседа по вопросам:

- Какое образование необходимо, чтобы получить профессию “столяр”?

- Куда вы поступите, если решите приобрести профессию медицинской сестры?

- Какое образовательное учреждение необходимо окончить, чтобы получить профессию врача?

После обсуждения учащиеся должны прийти к выводу о том, что разные профессии, разная квалификация требуют получения образования различного уровня, то есть для получения одних профессий (столяр) достаточно окончить профессиональное училище, а для получения профессии врача необходимо пройти обучение в высшем учебном заведении (институте, университете, академии).

Учащимся предлагается составить схемы получения профессионального образования к предложенным выше ситуациям, используя элементы, представленные на интерактивной доске.


- Если человек мечтает быть ученым, какой путь получения профессионального образования он скорее всего выберет?

- По какому пути стоит пойти человеку, мечтающему стать водителем-дальнобойщиком?

- Если человек мечтает стать врачом, но сомневается в собственных возможностях, какой путь получения образования вы посоветуете ему выбрать?

Ответы на эти вопросы учитель просит сопровождать составлением схем на интерактивной доске. Таким образом, старшеклассники выстраивают образовательную траекторию для людей в предложенных ситуационных задачах.

Педагог предлагает учащимся следующее задание:

“Рассмотри несколько вариантов получения своего профессионального образования и проанализируй их, выявив плюсы и минусы каждого. Укажи, какой из вариантов ты считаешь оптимальным и обоснуй свой выбор”.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Профессиональное образование"

В первобытном обществе не было проблем с выбором профессии. Ведь в то время человек умел делать всё то, что ему было необходимо для существования – а именно, добывать пищу, огонь, изготавливать одежду, защищаться от опасностей.


Но человечество не стояло на месте, оно развивалось и постепенно произошло разделение труда. Сначала появилось скотоводство и земледелие.


Затем появились ремёсла и торговля. С развитием материальной и духовной жизни усложнилась и деятельность людей.


Сейчас насчитывается более 40 тысяч профессий.


Причём ежегодно появляется около пятисот новых и столько же исчезает либо видоизменяется.


Вот, например, такие профессии, как лакей, кучер исчезли от ненадобности. В свою очередь новыми и популярными профессиями стали программист, маркетолог.


В свою очередь специальность – это комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии

То есть получается, что профессия объединяет группу родственных специальностей. Так, например, профессия учитель включает специальности – учитель технологии, учитель математики, учитель биологии, учитель начальных классов и так далее. Профессия станочник по металлообработке включает специальности токарь, фрезеровщик, сверловщик, шлифовщик и так далее.


Квалификация – это степень подготовленности человека к тому или иному виду трудовой деятельности, совокупность знаний и умений, необходимых для выполнения труда заданной сложности.

Важно не путать высокую квалификацию с высшим образованием, ведь высшее образование можно получить и при этом не стать специалистом высокой квалификации.

Итак, рано или поздно перед вами возникают вопросы: кем стать? и Куда пойти для этого учиться?


Конечно, выбор профессии является очень важным этапом. Ведь именно он в дальнейшем определит весь жизненный путь человека.


Вообще, существует два способа выбрать профессию.


Что касается второго пути выбора профессии, то тут уже придётся изучить прежде всего самого себя – свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. В общем, всё то, что делает каждого человека индивидуальным. Затем нужно ознакомиться с миром профессий, узнать какие требования предъявляют различные профессии к человеку. И только после всего этого необходимо сопоставить изученные требования со своими особенностями. Этот путь выбора профессии будет более точным и осмысленным.


От того насколько правильно вы выберите себе профессию, будет зависеть успех в освоении профессии, гармоничное вхождение в трудовую деятельность, и в итоге – благополучие вашей семьи.


А теперь давайте более подробно поговорим о системе профессионального образования России.

Система профессионального образования в России не была бы возможна без участия Петра I. Именно он ввёл специализированное обучение ещё 300 лет тому назад.

На сегодняшний день основными целями профессионального образования России являются непрерывное развитие личности, в процессе которого идёт освоение профессиональной квалификации, и подготовка человека к работе по профессии. Другими словами, человек должен постоянно совершенствоваться.


К основным задачам профессионального образования относятся: совершенствование материальной основы профессионального образования; создание на предприятиях центров практики; привлечение с производств специалистов для их участия в подготовке кадров; и формирование специалистов.

В России в настоящий момент создано четыре уровня профессионального образования – начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование и послевузовское профессиональное образование.


Начальное профессиональное образование осуществляется на базе девяти классов и представлено лицеями, профессионально-техническими училищами. Эти учреждения дают рабочую специальность. Период обучения в них составляет от одного до двух лет.

Начальное профессиональное образование в России возникло после проведения соответствующих реформ Петром I. Одни из первых учебных заведений, где подготавливали профессионалов, открылись в начале восемнадцатого века. К ним относились горнозаводские, артиллерийские, геодезические, инженерные и медицинские школы.


Среднее профессиональное образование позволяет стать специалистами среднего звена по большинству профессий исполнительного или творческого класса. Среднее профессиональное образование можно получить, имея основное общее образование (на базе девяти классов), среднее (полное) общее образование (на базе одиннадцати классов) или начальное профессиональное образование. В настоящее время среднее профессиональное образование можно получить в техникумах и колледжах. Средние учебные заведения имеют дневную, вечернюю и заочную формы обучения. Срок обучения в них составляет два–четыре года. На сегодняшний день государственные учреждения среднего профессионального образования осуществляют обучение по двумстам восьмидесяти различным специальностям.

При этом если человек уже имеет среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование, то получить среднее профессиональное он может по сокращённым ускоренным программам.

Высшее профессиональное образование – это верхний уровень профессионального образования. В России высшее профессиональное образование можно получить в таких учебных заведениях как: институт, академия и университет. Официально они называются высшие учебные заведения или ВУЗы. Студенты могут получить образование на дневной, вечерней и заочной форме обучения. Срок обучения в вузах – от четырёх до семи лет, в зависимости от избираемой профессии. При этом лица, имеющие начальное профессиональное образование или среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получить высшее профессиональное образование по сокращённым ускоренным программам.

Послевузовское профессиональное образование – это своего рода замыкающий (высший) уровень в системе основного профессионального образования. Послевузовское профессиональное образование предоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре и докторантуре. По окончании обучения слушателям присваивается учёная степень и выдаётся соответствующий документ государственного образца об учёной степени (диплом кандидата наук или диплом доктора наук). Максимальный срок обучения – три года в очной форме, четыре года в заочной форме.

Вообще, информацию об учебных заведениях, которые осуществляют профессиональное обучение, вы можете узнать: в справочниках для поступающих в учебные заведения; телефонных справочниках; компьютерных информационно-поисковых программах в сети интернет; рекламных объявлениях; библиотеках; районных центрах занятости; в беседах с представителями учебных заведений, преподавателями, а также при встречах с учащимися и выпускниками.

В современных условиях на рынке труда постепенно меняются критерии отбора персонала. Сегодня работодателю уже не нужен просто специалист с дипломом учебного заведения. Приоритет отдаётся высококвалифицированным профессионалам.


В настоящее время более востребованными на рынке труда являются специалисты в области компьютерных технологий, математики и статисты, логисты, менеджеры и работники в области маркетинга, связей с общественностью и рекламы.

Итоги урока

На этом уроке мы с вами поговорили о профессиональном образовании. Узнали, что в России существует четыре уровня профессионального образования.

В завершении урока хочется сказать, что выбор профессии – ваш первый шаг к самостоятельной жизни, от которого во многом зависит, как сложится ваша дальнейшая судьба. Правильно выбрать профессию – это значит найти своё место в жизни. Сделать этот выбор нелегко, необходимо быть внутренне готовым и уверенным в том, что шаг делается в правильном направлении.

Презентация на тему: " Профильное обучение «…создание системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной." — Транскрипт:

4 Профильное обучение - Средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы и способности учащихся

5 Система специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированная на индивидуализацию обучения и специализацию обучающихся Профильное обучение 1. Обеспечить углублённое изучение отдельных предметов программы полного общего образования; 2. создать условия для осуществления дифференциации содержания образования с широкими возможностями построения образовательного маршрута; 3. способствовать установлению доступа к полноценному образованию; 4. расширить возможности социализации Примерные профили Физико- математический Естественно-научный Социально- экономический Гуманитарный Филологический Информационно- Технологический Оборонно-спортивный Универсальный Предпрофильная подготовка Создание образовательного пространства, способствующего самоопределению учащихся 9- классов Организация курсов по выбору Информационная работа Профильная ориентация

6 Что такое профиль ? Комбинация (сочетание) базовых, профильных и элективных курсов, отвечающая общим рамочным требованиям, существующим в отношении норм учебной нагрузки: минимальным объемам учебного времени, задаваемых БУПом (33 часа в неделю); максимальным лимитам санитарной нагрузки (36 часов в неделю). 50% - 30% -20%

7 Базовые общеобразовательные предметы Предметы, являющиеся обязательными для всех профилей обучения. Профильные общеобразовательные предметы Предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Элективные курсы Курсы по выбору учащихся, обязательные для посещения, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.

8 Базовые общеобразовательные курсы- Математика Физическая культура Иностранный язык Иностранный язык Русский язык и литература Обществозна ние Естествознан ие История

9 Профильные общеобразовательные курсы Курсы, углубляющие содержание базовых общеобразоват ельных предметов Базовые предметы могут быть представлены совокупностью отдельных профильных курсов.

10 Содержание каждого из базовых и профильных курсов должно определяться стандартом; Недельный объем базовых и профильных курсов определяется федеральным базисным учебным планом.

12 Особенности итоговой аттестации Элективные курсы. Стандарт Предметы, изучаемые на профильном уровне. Предметы, изучаемые на непрофильном уровне. Стандарт профильного уровня Стандарт базового уровня.

14 Возможные профили: Естественно-математический Социально-экономический Гуманитарный Филологический Оборонно-спортивный Технологический (в том числе, индустриально-технологический, агротехнический и т. д.) Художественно-эстетический и др.

15 Обязательные учебные предметы на базовом уровне Учебные предметыКоличество учебных часов За два года обучения Базовый уровень Русский язык70(1/1) Литература210 (3/3) Иностранный язык210(3/3) Математика280 (4/4) История140 (2/2) Обществоведение (экономика и право)140 (2/2) Естествознание210 (3/3) Физическая культура140 (2/2)

16 Учебные предмету по выбору на базовом или профильном уровнях Учебные предметыКоличество учебных часов За два года обучения Русский язык210 (3/3) Литература350 (5/5) Иностранный язык420 (6/6) Математика420 (6/6) История280 (4/4) Обществознание70 (1/1)210 (3/3) Экономика35 (0,5/0,5)140 (2/2) Право35 (0,5/0,5)140 (2/2) География70 (1/1)210 (3/3) Физика140 (2/2)350 (5/5) Химия70 (1/1)210 (3/3) Биология70 (1/1)210 (3/3) Информатика и ИКТ70 (1/1)280 (4/4) Искусство (МХК)70 (1/1)210 (3/3) Технология70 (1/1)280 (4/4) ОБЖ35 (1/-1)140 (2/2) ВсегоНе более 2100 (не более 30/ не более 30)

17 Региональный компонент Всего 140 (2/2) Компонент образовательного учреждения Всего: Не менее 280 ( не менее 4/ не менее 4) ИТОГО:До 2520 (36/36) Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 6-ти дневной учебной неделе 2520(36/36) Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка при 5-ти дневной учебной неделе 2420 (35/35)

18 Физико – математический профиль Учебные предметы Число недельных учебных часов за два года обучения 1.Федеральный компонент Базовые учебные предметы Русский язык 70 (1/1) Литература 210 (3/3) Иностранный язык 210 (3/3) История 140 (2/2) Обществознание (включая экономику и право) 140 (2/2) Естествознание 210 (3/3) Информатика и ИКТ70 (1/1) Физическая культура 140 (2/2) Профильные учебные предметы Математика 420 (6/6) Физика 350 (5/5) 2. Региональный компонент История Сибири 35( - / 1 ) ОБЖ 35 ( 1/ – ) Технология профессиональной карьеры. Эффективное поведение на рынке труда 70 ( 1/ 1 ) 3. Компонент образовательного учреждения Элективные учебные предметы 350 (5/5)

19 Элективные курсы в физико-математическом профиле Образовательная область НазваниеЧасы математика Интегральное исчисление70 Математическая статистика35 Компьютерный дизайн140 Цифровые технологии в искусстве70 Описание технологических процессов средствами математики 35

20 Профильное образование. Перечень элективных курсов п/пАвторНазваниеНазначение Кол- во часов Гомонов С.А. Замечательные неравенства, их обоснование и применение Для физико- математического профиля 35 Земляков А.Н. Мир, математика, математики (историческая реконструкция элементарной алгебры и матем. анализа) Для физико- математического профиля Стефанова Н.ЛМатематика в архитектуре Для гуманитарного профиля 28 Стефанова Н.Л., Шубина Н.Л. Математический язык через призму естественного языка и язык математики Для гуманитарного профиля 24 Земляков А.Н. Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики Для физико- математического профиля 60 Ермак Е.А., Иванов И.А., Орлов В.В., Подходова Н.С. Обоснования в математике (От Евклида до компьютера) Естественно- математический профиль, 10 кл. 1 полугодие 70 Ермак Е.А., Иванов И.А., Орлов В.В., Подходова Н.С Геометрическое моделирование окружающего мира Естественно- математический профиль, 10 кл. 2 полугодие или 11 1 полугодие 34 Андреева Е.В., Босова Л.Л., Фалина И.Н. Математические основы информатики Для физико-математического, частично для естественно- научного и технико- технологическиого профилей 68

21 Что такое профиль ? Русский язык Литература Математика История Обществознание Физическая культура Иностранный Естествознание Русский язык Литература Математика История Обществознание Физическая культура Иностранный Естествознание История религий (элективный курс) История (профильная) История (профильная) Основы сельского хозяйства (элективный курс) Индивидуальная образовательная траектория

22 Рекомендации по организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов обучающихся Под индивидуальным учебным планом (ИУП) понимается совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения обучающимся из учебного плана общеобразовательного учреждения, составленного на основе федерального Базисного учебного плана. В рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений (организаций) при составлении ИУП возможно использование учебных предметов (курсов) нескольких образовательных учреждений (организаций). письмо Департамента общего и дошкольного образования от /13

24 Учебный предмет Базовый уровеньПрофильный уровень Учебных Часов в неделю Кол-во обучающих, выбравших данный предмет Учебных групп Учебных Часов в неделю Кол-во обучающих, выбравших данный предмет Учебных групп Русский язык Литература Математика История Информатика и ИКТ Иностранный язык Физика Всего учебных групп

26 Тип общеобразовательного учреждения Однопрофильные Многопрофильные Непрофильные (универсальные) старшие школы и классы

27 Материально-технические условия ПО Спортивные сооружения Учебные кабинеты Читальный зал Библиотека с фондом наименований Учебные мастерские: -комбинированные; -кабинет обслуживающего труда; Пришкольный интернат; Школа оснащена видеокамерой, сканером, копировальной техникой, цифровым фотоаппаратом, спутниковой антенной с доступом к спутниковому каналу, телевизорами, аудио- и видео- магнитофонами различных модификаций.

28 Кадровое обеспечение Учитель профильной школы обязан не просто быть специалистом высокого уровня, соответствующим специализации своей деятельности, но и должен обеспечивать: вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий); практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов (освоение проектно-исследовательских и коммуникативных методов); завершение профильного самоопределения старшеклассников и формирование способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образования в соответствующей сфере профессионального образования. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования

29 Кадровое обеспечение Кадровый потенциал: 65% учителей имеют высшую,первую и вторую квалификационную категории; Стремление педколлектива поддержать ход эксперимента; Педагоги школы используют новые технологии обучения, обеспечивающие стабильно высокое качество образования и высокую конкурентоспособность выпускников школы; Педагоги школы используют инновационные приемы и методы обучения, обеспечивающие мотивацию учащихся, развитие их творческих способностей

30 Контингент учащихся Желание значительной части школьников продолжить обучение в вузах; занимают призовые места на конкурсах, олимпиадах; владеют навыками самостоятельной работы… Дети и родители не ориентированы на продолжение образования в вузах, дезадаптированы в выборе профессии, большой процент слабоуспевающих…

31 Профи ль Запрос учащих ся Кадровое обеспече ние Материальн ые ресурсы Сетевое взаимодейст вие 10-й класс й класс 1 2

Читайте также: