Конспект урока по математике 2 класс геометрические фигуры

Обновлено: 05.07.2024

Главная задача учителя на этом уроке – создать такие условия, при которых все дети могли бы работать в меру своих возможностей ,были бы заинтересованы, имели бы желание учиться, получать новые знания, реализовывать их.

Учитель начальных классов.

ГБСКОУ № 613 ( коррекционная школа 8 вида).

Этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся .

1)Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости. Поздороваемся с ними.

Встали все у парт красиво,

2)Объявление темы урока.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы вспомним геометрические фигуры, которые уже известны нам; сделаем аппликацию домашнего любимца из геометрических фигур.

3.1)Работа с раздаточным материалом.

Учитель: А сейчас – счет. Считаем от 1 до 10 (хором, поочередно). Молодцы!

А теперь в обратном порядке от 10 до 1 (хором, поочередно). Молодцы!

Возьмите листочки. ( Приложение 1) Что вы на них видите?

Ученики: точки и цифры.

Учитель: соедините точки по возрастанию цифр – от меньшей к большей. Что у вас получилось?

Ученики : треугольник и квадрат.

Учитель: треугольник, квадрат – это геометрические фигуры. А какие еще геометрические фигуры вы знаете?

Ученики: круг, прямоугольник, овал (при затруднении - учитель показывает геометрические фигуры, а дети их называют).

Я называю геометрическую фигуру, а вы мне ее показываете.

Покажите мне круг. Молодцы!

Покажите мне квадрат. Молодцы!

Покажите мне треугольник. Молодцы!

Покажите мне овал. Молодцы!

Покажите мне прямоугольник. Молодцы! Уберите свои геометрические фигуры в конвертики.

3.3)Работа с предметными картинками.

Учитель : Есть предметы, которые нас окружают, похожие на геометрические фигуры. Давайте вместе подумаем, какие предметы напоминают нам геометрические фигуры.

( Учитель показывает предметные картинки, дети называют, на какую геометрическую фигуру похож данный предмет). (Приложение 3).

Что это? (арбуз) На какую геометрическую фигуру похож арбуз? (круг).

Что это? (книга). На какую геометрическую фигуру похожа эта книга? (квадрат).

Что это? (пирамидка). На какую геометрическую фигуру похожа пирамидка? (треугольник). И т. д. лимон – овал; часы – квадрат; мяч – круг; парусная лодочка – треугольник; дыня – овал; телевизор – прямоугольник; елочка – треугольник; воздушный шарик – овал; колесо – круг; окно – квадрат; картина – прямоугольник.

Посмотрите вокруг себя. Давайте найдем в нашем классе предметы, похожие на геометрические фигуры (доска – прямоугольник; парта, сиденье стула, шкаф, телевизор, дверь, окно, игрушка солнышко, часы).

3.4) Работа с раздаточным материалом.

Учитель: Возьмите листочки. ( Приложение 4).

Какие геометрические фигуры вы здесь видите?

Ученики: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал.

Учитель: Молодцы! А какие предметы изображены?

Ученики: солнышко, вишенки, флаг, кубик, конфеты, мяч, елочка, вагон.

Учитель: Молодцы! Давайте прочитаем, что мы должны с ними сделать.

Ученик: Найти предметы, которые похожи на эти геометрические фигуры. Соединить их линиями.

Учитель: Какие предметы соединим с треугольником?

Ученики: флаг, елочку.

Учитель: Какие предметы соединим с кругом?

Ученики: вишенки, мяч.

Учитель: Дальше сделайте сами, а потом все вместе проверим.

( Для самостоятельной работы дается 2 – 3 минуты. Далее идет совместная проверка; можно предложить детям поменяться листочками с соседом и проверить работу соседа).

Давайте проверим ваше задание.

Какие предметы соединили с квадратом? Прямоугольником? Овалом?

Кто ни разу не ошибся – получает 5. Остальные будут еще стараться на пятерку.

3.5) Закрепление знаний о полукруге и полуовале.

Учитель: Возьмите круг. Сложите его пополам, как это делаю я. У нас получилась половина круга – полукруг. Посмотрите на картинку, какие предметы состоят из полукругов? (Приложение 5).

Ученики: шляпка у грибочка; у медведя – ушки, корзина, лапки; у божьей коровки – голова.

Учитель: Возьмите овал. Сложите его пополам, как это делаю я. У нас получилась половина овала. Как можно назвать половину овала?

Учитель : Молодцы! Мы теперь знаем круг и его половину - …. овал и его половину - …?

4)Физкультминутка.

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

5)Закрепление.

6)Изготовление аппликации из геометрических фигур.

Учитель: Молодцы! Уберите геометрические фигуры в конвертик.

Посмотрите на моего питомца. Кто это?

Ученики: это котенок.

Учитель: Погладьте его. Какой он? ( Аппликация выполнена из бархатной бумаги. Приложение 6).

Из каких геометрических фигур сделан мой котенок?

Ученики: туловище – это треугольник, ушки – это треугольники, голова – это овал, хвостик – это полуовал, глазки – это полуовал, носик – это овал. ( При затруднении – учитель показывает на части аппликации и спрашивает, какая это геометрическая фигура).

Учитель: Сегодня на уроке мы будем делать аппликацию не одинакового цвета у всех, как всегда. Сегодня вы сами выберете себе цвет аппликации – цвет вашего любимца (детям предлагается цвет на выбор). Возьмите конвертики. Давайте посмотрим, что есть в ваших конвертиках?

Ученики: это геометрические фигуры.

Учитель: Какие геометрические фигуры у вас есть?

Учитель: Давайте составим из этих геометрических фигур котенка.

( Учитель делает аппликацию с детьми поэтапно; показывает образец выполнения на доске).

Возьмите большой треугольник – это туловище, приклеим его как я.

Возьмите большой овал – это голова, приклеим ее над туловищем. Как я.

Возьмите два маленьких треугольника – это ушки, приклеим их над головой. Как я.

Теперь будем делать хвостик.

Учитель: Приклеим полуовал – это хвостик. Посмотрите как делаю я.

Сделаем глазки. Возьмем маленький овал и сделаем из него полуовал. Как будем действовать?

Ученики: сложим пополам и разрежем.

Учитель: Молодцы! Сложим овал пополам.( заранее на этих деталях проведена линия разреза). Посмотрите как у меня. А теперь разрежем. Это глазки. А теперь приклеим их. Посмотрите как делаю я.

Остался один овал – это носик. Приклеим и его. Посмотрите.

Посмотрите, какой питомец у вас получился. Погладьте его. Придумайте ему имя.( дети придумывают имя, называют его).

7)Подведение итога урока. Выставка детских работ.

Учитель: Посмотрите, какую аппликацию мы сделали?

Из каких геометрических фигур мы сделали аппликацию?

Как называется половина круга?

Как называется половина овала?

Молодцы! Сегодня за работу на уроке получают пятерки -…( учитель отмечает работу активных учеников).

Давайте сделаем выставку работ. Какую оценку поставим за аппликацию Лизе ,….. ( детям предлагается оценить работы своих одноклассников).

8)Домашнее задание.

Учитель: ( показывая страницу в печатной тетради) дома вы подумаете и нарисуете те геометрические фигуры, на которые похожи картинки в ваших тетрадях. Например: книга - … (прямоугольник); колесо похоже на…(круг) и так далее.


Цель: формирование представления о новой геометрической фигуре.

Создать условия для выявления учащимися особенностей куба как геометрического тела.

Организовать практическую работу учащихся по изготовлению каркасной модели куба.

Развивать у учащихся пространственное мышление, умение работать по плану.

Формировать коммуникативные навыки.

Воспитывать дружбу, взаимопомощь, аккуратность.

Оборудование:

Два набора: с плоскими геометрическими фигурами и объёмными телами.

Модели куба для работы в парах.

Пластилин и счётные палочки для изготовления каркасной модели куба.

Клеёнки на парты.

Компьютер, проектор, экран.

Рабочая тетрадь к учебнику тех же авторов.

Фигурные магниты для рефлексии.

I.Организационный этап.

Учащиеся становятся в круг.

Выбор водящего считалкой.

Счёт двойками, тройками, четвёрками по часовой стрелке.

II. Мотивационный этап.

У: Куда зовёт нас эта песенка?

Д: Она зовёт нас в путешествие по стране Математика.

У: Я приглашаю вас в путешествие в необычный город. Вы готовы?

III. Этап актуализации знаний и фиксации затруднения.

Учитель приглашает ребят к столу, на котором лежат геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник, пятиугольник, шестиугольник).

У: Вас пришли встречать жители этого города. Как называется этот город?

У: Геометрические фигуры живут на одной улице, но в разных домиках. Догадайтесь, в каком из домиков живёт каждая фигура.

Учащиеся делят фигуры на две группы и поясняют, почему они их так разделили.

Д: 1-ая группа – круг, овал. Эти фигуры не имеют углов.

2-ая группа – треугольник, квадрат, пятиугольник, шестиугольник. Эти фигуры имеют углы.

У: В Геометринск приехал гость.

Учитель показывает ребятам модель куба.

У: Куда мы его поселим?

После обсуждения учащиеся делают вывод, что ни в один из этих домиков гостя поселить не можем, потому что все фигуры плоские, а эта – объёмная. Для новой фигуры нужен другой домик.

У: Давайте познакомимся с неизвестной фигурой.

На доске из магнитных букв выложено слово БУК. Ребята переставляют буквы, и получается слово КУБ.

У: Это тема нашего урока. А как мы называем такую, но маленькую фигуру?

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

У: Сформулируем цель нашего урока.

Д: Знакомство с новой геометрической фигурой.

Изучить свойства ….

Научиться различать …

Изготовить …

Учащиеся, дополняя каждую фразу, формулируют задачи урока.

V. Реализация построенного проекта.

1. Изучение свойств куба. Работа в парах.

Учебник стр. 44 – изучить свойства куба.

Рабочая тетрадь стр. 42, №1 – заполнить пропуски в предложении.

У куба … вершин, … граней и … рёбер.

При выполнении задания учащиеся пользуются моделью куба.

Проверка – фронтальная.

У: В Геометринске в одном из домиков живёт родственник куба. Найдите его.

Учащиеся подходят к столу с плоскими фигурами и выбирают квадрат.

У: Почему вы так решили?

Д: Каждая грань куба – это квадрат.

2.Формирование умения различать куб.

У: Где в окружающем мире вы встречали куб?

Д: Коробка, кубик Рубика, сруб у домика, кубик для игры…

Учащиеся называют предметы окружающего мира, имеющие форму куба.

Учитель берёт в руки бумажную модель куба и разворачивает её.

У: Что я сделала с кубом?

У: У меня получился плоский лист бумаги. Он называется развёртка.

Самостоятельная работа в рабочей тетради стр.42, № 2.

Среди фигур на чертеже найди и раскрась жёлтым карандашом те, из которых можно сложить куб.

При проверке учащиеся доказывают правильность выбранных вариантов.

3.Практическая работа. Изготовление каркасной модели куба.

У: Отгадайте ребус

У: МОДЕЛЬ – это заместитель чего – либо.

Из чего можно изготовить модель куба?

Д: Из бумаги, пластилина, проволоки, дерева …

У: А я предлагаю сделать модель куба из палочек. Такая модель называется каркасная. Скреплять палочки будем с помощью пластилиновых шариков.

Подумайте, сколько палочек и пластилиновых шариков вам потребуется?

Д: 12 палочек, потому что у куба 12 рёбер, 8 пластилиновых шариков, потому что у куба 8 вершин

У: Познакомимся с планом работы.

План работы.

Скатай 8 шариков из пластилина.

Приготовь 12 палочек.

Соедини 4 палочки с помощью шариков в виде квадрата.

Повтори действия, описанные в пункте 3.

Расположи квадраты один над другим и соедини палочками шарики, оказавшиеся друг напротив друга.

Учащиеся выполняют работу по плану, из изготовленных моделей оформляется выставка.

VI. Включение в систему знаний.

Самостоятельное выполнение задания в учебнике №6 на стр.47 с последующей взаимопроверкой.

VII. Рефлексия.

У: С какой геометрической фигурой познакомились?

Хором доскажите словечко в стихотворении.

Учитель читает стихи, а ребята хором договаривают слова.

Грани в кубе есть? Есть!

В нём их ровно шесть.

Запомните это, ребята!

Все они квадраты.

И вершины в кубе есть.

Можем мы их перечесть.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛЬ УРОКА: Познакомить с существенными признаками прямоугольника и квадрата.

-развивающие: развивать пространственные навыки, навык счёта, мышление, внимание, память.

- воспитательные: воспитывать любовь к предмету, чувство сотрудничества, аккуратность.

Оборудование к уроку: интерактивная доска, ноутбуки, индивидуальные карточки помощницы, шаблоны фигур, раздаточный материал.

Метод обучения: деятельностный, практический, наглядный

Конспект урока математики.

ЦЕЛЬ УРОКА: Познакомить с существенными признаками прямоугольника и квадрата.

-развивающие: развивать пространственные навыки, навык счёта, мышление, внимание, память.

- воспитательные: воспитывать любовь к предмету, чувство сотрудничества, аккуратность.

Оборудование к уроку: интерактивная доска, ноутбуки, индивидуальные карточки помощницы, шаблоны фигур, раздаточный материал.

Урок на тему "Геометрические фигуры" был проведён в форме путешествия в страну геометрических фигур во 2 классе с использованием интерактивной доски.


Оценить 3474 0

Самоанализ урока

Краткая характеристика класса

В классе 28 человек: 12 девочек, 16 мальчиков.

На открытом уроке присутствовало 23 человека ( 5 учащихся на больничном).

Уровень развития внимания:

Объём внимания: низкий- 4 ч., средний -18 ч., выше среднего - 6 ч.

Концентрация внимания: слабая – 6 ч., хорошая – 18 ч., высокая - 4 ч.

Уровень развития памяти:

Зрительная: низкий – 3 ч., средний – 16 ч., высокий – 9 ч.

Слуховая: низкий – 11 ч., средний – 14 ч., высокий – 3 ч.

Уровень развития мышления:

Низкий -3 ч., средний – 17 ч., высокий – 8 ч.

Уровень мотивации:

Низкая мотивация – 2 ч., хорошая – 19 ч., высокая – 7 ч.

Раздел программы: Наглядная геометрия

Тема урока: Геометрические фигуры. Урок №10

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

Цель урока: Создать условия для закрепления знаний о свойствах геометрических фигур (прямоугольник, квадрат, ромб треугольник).

Задачи урока:

Предметные: закрепить умение различать геометрические фигуры прямоугольник, квадрат, ромб и треугольник.

Метапредметные:

Регулятивные: учить формулировать и удерживать ученую задачу, оценивать правильность выполнения заданий, осуществлять само и взаимопроверку работ, контролировать свою речь, при выражении собственной точки зрения.

Познавательные: умение работать с информацией, работать с учебными моделями, выполнять логические операции( сравнение, синтез, анализ, классификация), использовать знаково-символические средства.

Коммуникативные: сотрудничают с одноклассниками при выполнении игровых заданий; понимают и передают содержаниезаданий; слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения, задают вопросы друг другу, договариваются и приходят к общему решению, работая в группе.

Личностные:формировать положительную мотивацию к обучению, способность к самооценке, толерантное отношение друг к другу.

Для реализации задач урока применяла следующие технологии:

Проблемно – диалоговое обучение

Технология оценивания учебных результатов

Личностно – ориентированный подход.

На уроке я использовала методы:наглядные,словесные, в качестве объяснительно – иллюстративного материала использовались современные информационно – коммуникационные технологии, создание ситуации выбора и проблемной ситуации.

Образовательный процесс на уроке строился путём рационального сочетания традиционных и инновационных форм и способов обучения, направленных на реализацию технологии личностно – ориентированного обучения.

На протяжении всего урока я старалась развивать коммуникативные навыки

( умение слушать, слышать, понимать партнёра, выполнять совместную деятельность, правильно выражать свои мысли, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками), использовать самостоятельность в добывании знаний и овладении способами действий.

Считаю, что мой урок построен с учётом возрастных особенностей детей, характеристикой классного коллектива, программных требований. Структура урока обоснована учебным материалом, а темп урока – особенностями учащихся класса.

Посильные задания, атмосфера уверенности и успеха способствовали усвоению знаний, мотивировали на активную деятельность. Смена видов деятельности, физкультминутка, подвижный способ обучения, личностно – ориентированное обучение – всё это способствовало качественному усвоению материала без ущерба для здоровья.

В уроке прослеживается система дидактических принципов:

Принцип деятельности ( ребёнок не получает готовые знания, а добывает их в результате собственной деятельности).

Принцип минимакса (обучение в зоне ближайшего развития).

Принцип психологической комфортности ( создание ситуации успеха, похвала).

На данном уроке удалось решить поставленные задачи. Об этом свидетельствуют промежуточные и окончательные результаты урока. Благодаря связи теоретической и практической части урока , обоснованному выбору методов и приёмов, удалось избежать учебной перегрузки учащихся, сохранить мотивацию к учёбе.

Я довольна уроком. План урока выполнен. Считаю, что цель урока достигнута. Урок получил положительные отзывы от учителей начальных классов.

1.Организационный момент.

Ребята входят в класс и становятся в круг.

- Добрый день, ребята! Мне приятно вас всех видеть.

2. Мотивация к учебной деятельности.

- В форме чего мы с вами стоим?(в форме круга)

- Что такое круг? (геометрическая фигура)

-Давайте поиграем в игру. Разделитесь на группы.(выдаю резиночки.) Послушайте загадку – отгадку покажите.

Три вершины тут видны,

Три угла, три стороны, -

Ну, пожалуй, и довольно! -

- Какие бывают треугольники? (тупоугольный, остроугольный, прямоугольный, равносторонний).

Не овал я и не круг,

Треугольнику я друг,

Прямоугольнику я брат,

Ведь зовут меня.

- Какие свойства квадрата вы знаете?(все стороны равны, все углы прямые)

Если встали все квадраты

На вершины под углом бы,

То бы видели ребята

Не квадраты мы, а .

-Какие свойства ромба вы знаете? ( все стороны равны, противоположные углы равны)

Четыре угла, как квадрат я имею,

Но только квадратом назваться не смею,

И всё же, похож на квадрат, между прочим,

Две длинные стороны и две покороче.(прямоугольник)

-Какие свойства прямоугольника вы знаете? ( противоположные стороны равны, все углы прямые)

-Молодцы! Правильно ответили на все вопросы и показали фигуры. А теперь садитесь за парты.

Ребята, кто из вас догадался о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

( о геометрических фигурах)

С какими геометрическими фигурами мы познакомились на уроках?

( квадрат, прямоугольник, ромб, треугольник).

-Как можно назвать одним словом все эти фигуры? (многоугольники)

Мы с вами заканчиваем работу по теме Многоугольники. И я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие в страну Геометрических фигур.

Путешествовать мы будем группами.

-Какие правила работы в группе вы знаете?

1) Будь вежлив

2) Называй собеседника по имени

3) В группе должен быть ответственный

4) Один говорит, другие слушают

5) Не спеши выполнять задание, обсуди решение в группе

А чтобы легче было путешествовать, каждой команде выдаётся маршрутный лист. Вы выполняете задания на маршрутном листе, по свистку заканчиваете выполнять и мы проверяем на доске. За правильно выполненное задание, команда получает фигуру. Всё понятно? Тогда в путь!

4.Применение знаний и умений в новой ситуации

1) Перед нами три дороги. До страны геометрических фигур нужно идти по самой короткой дороге. Какую дорогу выбрать? Обсуждаем и доказываем.

-(свисток) Закончили обсуждение.

- Правильно, отрезок. Ведь именно у этой дороги есть начало и конец. (повернуть изображение фигур отрезком в сторону замка). Идемте, скорее.

2) -Ребята, на какую фигуру похожа дорога в страну геометрических фигур? (на ломаную)

Пройдите по дороге.

Что заметили? (там написано: Поспешишь – людей насмешишь)

-Как вы понимаете это выражение?

Мы с вами спешить не будем, будем очень внимательны.

3) - Вот мы и попали в страну геометрических фигур.

- Ребята, что то произошло и фигуры потеряли свои домики. Давайте им поможем. (обсуждаем в группе, один к доске)

-(свисток) Закончили обсуждение.

-Почему именно эту фигуру выбрали?

- Молодцы! Каждый житель страны Геометрических фигур нашёл свой домик.

4) Вот волшебный дом.

Много фигур в нём.

-А вот и следующее задание. Посчитайте только те фигуры, из которых построен домик:

Составьте выражение, записывая количество фигур в окошко (ПОКАЗАТЬ НА ДОСКЕ) Найдите значение этого выражения.

-(свисток) Закончили обсуждение.

-Сколько на рисунке домика прямоугольников.(3)

-Сколько на рисунке домика квадратов.(6)

-Сколько на рисунке домика треугольников.(2)

-Сколько на рисунке домика ромбов.(2)

-Какое значение выражения получилось?

У кого по-другому?

- Молодцы! Справились с таким трудным заданием! Устали. Давайте немного отдохнём.

5.Физкультминутка

Представьте себе большой шар,

Погладьте его со всех сторон.

Он большой, гладкий.

А теперь представьте себе конус,

Дотроньтесь до его вершины.

Конус растёт вверх, вот он уже выше вас.

Допрыгните до его вершины.

Представьте, что вы внутри цилиндра,

Похлопайте по его верхнему основанию,

Потопайте по нижнему,

А теперь руками по боковой поверхности.

Цилиндр стал маленькой подарочной коробочкой.

Представьте, что вы сюрприз, который находится в этой коробочке.

Я нажимаю кнопку и…на счёт три… сюрприз выскакивает из коробочки! Раз, два, три…

6. Обобщение и систематизация знаний

1) Ребята, пока мы с вами отдыхали, геометрические фигуры заблудились. Распределите геометрические фигуры на группы. 1 команда – по цвету, вторая – по размеру, третья – по форме, а четвёртая – по наличию углов. Обсуждаем.

-(свисток) Закончили обсуждение.

Спасибо. Молодцы. Правильно распределили фигуры по группам.

2) Расположите ответы в порядке убывания.

А перед нами следующее задание. Решить примеры и расположить ответы в порядке убывания.

- Ребята, как вы думаете, почему именно это слово у нас получилось? ( потому что на уроках мы повторяли свойства многоугольников).

В этой замечательной стране живёт ещё много разных геометрических фигур , с которыми мы познакомимся на следующих уроках . Давайте нарисуем дома рисунок, который будет состоять только из геометрических фигур.

8. Рефлексия

Вот и закончена игра

Итоги подводить пора!

-Оцените , пожалуйста, работу каждого участника в группе. Закрасьте фигуру напротив имени в нужный цвет.

Активно участвовал в обсуждении заданий— красный цвет.

Работал хорошо, но мог бы еще лучше – синий цвет.

Не участвовал в обсуждении – зеленый.

Замечательно. Спасибо. Я очень рада, что почти все ребята активно участвовали в обсуждении заданий.

-За выполнение заданий во время путешествия вы получали фигуры с буквами. Составьте из них слово. (МОЛОДЦЫ).

Именно этим словом я хочу закончить наш урок. Вы действительно МОЛОДЦЫ!

Читайте также: