Николай заболоцкий оттепель 4 класс пнш конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Стихотворение написано в 1948 году, когда поэт вернулся из ссылки. Как внимательно вглядывается он в мир

При этом, как мы уже отмечали, речь идет не только о природе. Однако не стоит думать, что Заболоцкий, рисуя оттепель в природе, подразумевает перемены в жизни страны. Просто поэтическое слово обладает таким свойством, что вызывает разного рода ассоциации, подвигает к размышлению. Кто-то, читая стихотворение, поймет его в социально-историческом значении, подумает о переменах в жизни страны (люди ждали их после окончания Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, но тщетно), а кто-то воспримет произведение в более общем плане, увидит здесь торжество вечного закона обновления как

в природе, так и в жизни человека. Ведь это стихи, и образ-переживание в них отличается глубиной, многозначностью. Во всяком случае, вы определенно почувствовали веру поэта в торжество жизни, в неизбежность перемен. Вот еще одно стихотворение Н. А. Заболоцкого.

Одинокий дуб

Представили себе этот дуб? Некрасивый на первый взгляд, он важен и спокоен, надежен и могуч. В нем скрыта огромная внутренняя сила. Но только ли слова помогли вам это почувствовать? Не только: очень многое подсказал сам стих и его особенности, та интонация, которую использовал автор.

одной строки в другую и на этом месте остается разрыв, напряженная пауза.

Начиная со второй строфы, стих меняется. Он теряет свою нестройность, стиховые паузы теперь совпадают с паузами синтаксическими. Каждая строка – законченное предложение, исчезли паузы в середине строк. А в последних двух строках второй строфы и особенно в третьей строфе стих становится даже торжественным. Если в начале стихотворения интонация была близка к разговорной, то в конце она стала медленной и величественной, – такой же важной и спокойной, как сам дуб.

И слова появляются совсем иной стилистической окраски: вместо прозаических – поэтические, книжные. Сравните: дурная, узловат, отрепья, торчат и колоколом славы, янтарь, важен, спокоен, безжизненных равнин … Метафора запоет он колоколом славы тоже подчеркивает величественность образа.

И вы, конечно, ощутили, что в стихотворении не только о дереве идет речь. Трагический жизненный опыт убедил поэта, что внутренняя сила может проявляться не в привычной классической красоте, что сама красота бывает иной – без внешнего великолепья. И этот дуб становится символическим образом, он говорит о человеческой судьбе, о великих силах, порой глубоко скрытых в невзрачном на первый взгляд человеке. О том, что жизнь нередко опровергает известную пословицу «Один в поле не

наблюдательность; воспитывать внимательное отношение к слову .

Предметные: научатся выразительно читать стихотворение о природе; понимать

настроение автора; получат возможность научиться различать средства художественной

выразительности в литературном произведении; видеть развитие настроения .

Метапредметные универсальные уче бные дейст вия (УУД):

Регулятивные: принимают и сохраняют учебну ю задач у; планируют её реализацию и

способы выполнения; самостоятельно работают с у чебной ли терату рой.

Познавательные: устанавливают аналогии между литературными произведениями

Коммуникативные: учитывают позицию одноклассника, настроение других людей.

Личностные: проявляют заинтересованное отношение к литературному чтению .

- Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен, и когда талантливый человек вдруг

ощущает это, ему хочется поделиться с другими людьми своими открытиями, он

старается передать красоту мира словами, красками, зву ками.

Поэзия – чудесная страна, а поэты – волшебники. На календаре сейчас осень. За окном

сейчас (ветерок, снежок). А у нас на уроке… Закройте глаза…

- Откройте глаза. Поделитесь впечатлениями, ощу щениями. В какой месяц года мы с вами

перенеслись? Февраль называли лютый, так как выпадае т много снега, стоят лютые

- Что такое оттепель? Когда бывают оттепели? (Пригреет солнышко, с юга налетит

ветер и принесет оттепель. Снег подтает, станет влажным, будет легко лепитс я. На

- Февраль – последний месяц зимы, и оттепели иногда случ аются. У Н. Заболоцкого есть

Исходя из темы урока давайте подумае м, в чем будет состоять н аша задача на уроке.

Мы научимся… выразительно читать стихотворение о природе; понимать настроение

Мы сможем увидеть… средства художественной выразительности в литературном

Будем иметь возможность сравнить… литературными произведениями разных авторов и

Я постараюсь учитывать …позицию одноклассника, настроение других людей.

При помощи каких слов и выражений поэтесса оживляет образы Шороха и Шелеста?

Какое впечатление производит повторяющееся сочетание звуков? (Впечатление ночной

оно вам? Какое настроение и какие чу вства вызвало оно у вас? ( Настроение

таинственности, любования, тихой радости. Чувство соединения с окружающим миром.)

Почему Евдокия Васильевна назвала этот пейзаж ночным? (Сквозь тучи видна луна.) В каких

строчках поэта выражается таинственность ночного освещения? (В клочьях разорванной тучи

сказочная картина описана поэтом? Какие картины вы увидели? Какие образы –

олицетворения придумал поэт, чтобы рассказать нам об оттепели? ( Падают, плавятс я,

льются льдинки; проснутся деревья; лужи светятся; в труб ы весны затрубят.) Какое

сравнение использует поэт? ( Заболоцкий сравнивает лужи с тонкими блюдцами.)

- Что такое зву копись? ( Звукопись - применение разнообразных фонетических приемов для

усиления звуковой выразительности речи. В частности, средств ами я зыка могут

воспроизводиться изображаемые в тексте неречевые звуки.)

- Прочитаем стихотворение по строфам и исследуем зву копись этого сти хотворения.

Автор: Мельчаева Татьяна Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 40
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: урок литературного чтения в 4 классе
Тема: "Пейзажная лирика. Н. Заболоцкий "Оттепель"
Раздел: начальное образование

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –

Тип урока
: урок применения предметных ЗУН и УУД.
Планируемые результаты:

Соблюдай тишину!

Руками не трогай!


? с. 107 — 109
Работа со звукописью.

Первая строфа. Читайте не торопясь, чётко, но плавно произнося слова. Жирным шрифтом выделены мягкие глухие звуки [т’и], [т’э], [с’э]; жёлтым цветом — мягкие звуки [л’], [л’и], которые в позиции конца слова тоже звучат приглушённо.
Прав ли Миша, что такое сочетание звуков создаёт впечатление мягкого хлюпанья? Возможно, кому-то покажется, что так стучат о лёд капли, падающие с тающих сосулек. Поделитесь своими впечатлениями.

Третья строфа. Сочетание звуков [ла], [л’], [лу], [лу] (жёлтый цвет) и [цца] (жирный шрифт) как нельзя лучше передают звонкое капанье капели.

Читайте также: