Конспект фрагмента занятия по обучению счетной вычислительной деятельности
Обновлено: 07.07.2024
Психолого-педагогические задачи совершенствовать навыки вычислительной деятельности, записывать числовое выражение; продолжать учить составлять арифметические задачи и записывать их с помощью цифр. Учить выделять в задаче условие, вопрос, ответ; продолжать учить детей анализу и синтезу, конструктивному мышлению: строить из простейших геометрических фигур новые, более сложные по заданному контуру; создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания; развивать смекалку, способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи.
Интегрирующие образовательные области социально-коммуникативное, физическое развитие, познавательное развитие
Вид детской деятельности, лежащей в основе организации Н.О.Д.беседа, рассказ, показ
Форма организации детей групповая
Предварительная работа заучивание стихотворения о цифре семь, чтение сказок, решение логических задач, решение конструктивных задач, индивидуальные занятия.
Методы и приемы: Игровой (использование сюрпризных моментов).
Наглядный (использование иллюстраций). Словестный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).Поощрение, анализ занятия.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект занятия по развитию вычислительной
деятельности у старших дошкольников.
На тему "Зоопарк"
Составила: Миклина А. А.
Цели : -Развивать вычислительную деятельность у детей старшей группы.
1)Образовательные :
-формировать представление о жизни диких животных в зоопарке;
2)Развивающие :
-способствовать закреплению умения обозначать словами положение предметов по отношению к себе;
-упражнять в нахождении и накладывании геометрических фигур на образец, создавая определённый рисунок;
-способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления.
3)Воспитательные :
-воспитывать интерес к животным севера и жарких стран;
Тип занятия : интегрированный
Форма занятия : Образовательная ситуация.
Продолжительность занятия: 30 минут
Участники занятия: воспитатель и дети старшей группы
Возраст обучающихся: дети 5-6 лет.
Оборудование и материалы:
- карточки с изображением животных севера и жарких стран;
- карточки с точками от 1-10;
Предварительная подготовка: Повторение знаний животных жарких стран и севера. Повторение счета от 1 до 10. Проверка знаний, где левая и правая рука.
Методы и приемы работы с детьми: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, решение проблемных ситуаций.
Ход занятия:
Воспитатель : -Сегодня мы с вами отправимся в зоопарк, где сможем увидеть животных Севера и жарких стран. А на чём же мы поедем? (предложения детей) Вспомнила:
Я стучу, стучу, стучу,
В дальний путь вас покачу.
Мимо леса, мимо гор
Я гоню во весь опор.
А над речкой на мосту
Просигналю вам: ту- ту !
А потом в тумане скроюсь,
Называюсь скорый …. (поезд)
Чтобы ехать на поезде, нам нужно приобрести билет, по которому вы узнаете номер вагона. (Воспитатель раздаёт карточки с точками от 1-10. Дети считают точки и находят стул с этой цифрой).
Воспитатель : Ребята, вагоны у нас есть, даже с номером. А они едут сами? (их подцепляют к тепловозу). А из чего же мы построим тепловоз? (строят из модулей) Кто управляет тепловозом? (машинист)
Воспитатель : А вагоны прицепляют, как попало или по порядку первый, второй, третий…? Какой вагон подцепим первым к тепловозу? (Вагон номер 1, и т.д.)
Дети самостоятельно расставляют стулья-вагоны.
Воспитатель : Поезд наш разогнался, а чтобы нам не скучать, мы поиграем:
- В пустом стакане есть орехи?
-Снег идёт летом?
-У квадрата есть углы?
- Суп едят вилкой?
- Понедельник после вторника?
- Берлога у медведя на ветке?
- День рождения 1 раз в году?
- На руке семь пальцев?
Воспитатель : Вот мы и приехали в зоопарк. Давайте вспомним правила поведения в зоопарке. (Говорить спокойно, не кричать; не бегать, не отходить от взрослых; не кормить животных, не гладить)
(На доске 10 животных жарких стран).
Воспитатель : - Кто это? (Называют животных.) Где они обитают? (Это животные жарких стран).
- Соня, сосчитай животных слева направо.
- Какое число получилось? (10)
- Максим, сосчитай справа налево.
- Какое число получилось? (10)
Вывод : Количество животных от направления счёта не изменилось.
Но мы с вами будем считать слева на права.
1. Какой по счёту стоит слон? (жираф, верблюд, лев)
Ребёнок : Слон по счёту три.
Воспитатель : Значит он какой? (третий)
2. Воспитатель хлопает 4 раза. (Дети считают и называют, кто находится четвёртым) Повторить 3-4 раза.
3. Показать цифру 6 (2; 8)
4. Какое животное находится между 1и 3? Между 6и8?
Физкультминутка .
В понедельник – я купался (машут руками)
А во вторник – рисовал (руками вверх-вниз)
В среду – долго умывался (моют лицо)
А четверг – в футбол играл (пинают мяч)
В пятницу – я прыгал, бегал,
Долго, долго танцевал (кружатся)
А в субботу, воскресенье
Целый день я отдыхал (хлопают)
Воспитатель: -Теперь отправимся дальше и посмотрим на животных Севера.
- Назовите, каких животных вы знаете?
- Какие животные находятся вверху? (внизу)
- Какие животные находятся справа от нас? (слева от нас)
- Какое животное находится в правом нижнем углу? (в левом верхнем)
- Где находится пингвин? (В левом нижнем углу)
- Где находится морской котик? (в правом нижнем углу)
Воспитатель : Молодцы, ребята, вы были внимательными, активными, сообразительными. Какие животные вам понравились? (Ответы детей).
Я взяла с собой в путешествие картинки с домашними животными, которые были сложены из разных геометрических фигур. Но подул ветер и все фигурки раздул и что мне теперь делать я не знаю. (предложения детей). Вы мне поможете их собрать? Каждый сложит одну картинку, а кому покажется трудно, мы все поможем.
Выбирают образец, находят соответствующие геометрические фигуры и выкладывают на образец. Воспитатель интересуется, какую фигуру ребёнок ищет (большой красный треугольник, маленький жёлтый кружок и т.д.)
Воспитатель : Молодцы, вы со всеми заданиями справились. Нам пора возвращаться в детский сад. Поезд нас ждёт.
Воспитатель : - Ребята, где мы с вами побывали?
- Каких животных увидели?
- До скольки научились считать?
- Из каких геометрических фигур можно сложить животных?
Я вам хочу подарить картинки – раскраски с изображением животных севера и жарких стран. Вы их раскрасите, когда захотите и покажите другим детям.
Готовимся к школе
Цель: Способствовать формированию вычислительных навыков у детей дошкольного возраста.
- упражнять в счете в прямом и обратном порядке;
- продолжить работу по изучению чисел 1, 2, 3;
- закрепить состав чисел 2, 3;
- способствовать формированию вычислительных навыков;
- уточнить представления детей о функции знаков “+”, “-”;
- развивать мыслительные операции, внимание, память.
Оборудование: карточки по составу чисел 2, 3; рисунки гнома, камней, елочек, цветов, баранок, конфет, птиц, яблони, карточки с примерами; волшебный мешочек с набором яблок, морковок, капусты; наборное полотно.
Возраст обучающихся: 5 – 6 лет
Оформление доски:
Ход занятия.
I. Орг. момент.
Он носит вместо шапки С фонариком и с песней
Весёлый колпачок. Идёт в лесу ночном.
И ростом он всего лишь Не ошибёшься, если
С ребячий башмачок. Ты скажешь: -Это…гном!
Гостем нашего сегодняшнего занятия будет гном. Отправился наш гном как-то раз на прогулку и растерял все свои драгоценные камни. Погрустил он немножко и пошёл их искать. Давайте, поможем ему отыскать все камни.
Тропинка усеяна камнями.
II. Основная часть.
1) Счёт в прямом и обратном порядке.
С собой наш гном взял баранки, чтобы подкрепиться, если проголодается. Сколько баранок взял гном?
Первый камень спрятан за баранкой.
2) Работа с рядом чисел.
— Какие числа мы уже с вами изучили? (1, 2, 3)
— Какое число самое маленькое из изученных?
— Какое число при счете идет между числами 1 и 3?
— Какое число при счете следует за числом 1, 2?
— Назовите соседей числа 2.
— Какое число на 1 больше, чем число 1, 2?
— Какое число на 1 меньше, чем число 2, 3?
Второй камень спрятан за цветком.
3) Состав чисел 2, 3.
С опорой на карточки по составу чисел.
Третий камень спрятан за елочкой.
4) Вставь знак “+”, “-”. Обоснуй ответ.
— Какие вы знаете математические знаки?
— По дороге наш гном увидел конфетное дерево, а конфеты закрыли математические знаки.
— Поставьте вместо конфет знаки “+” или “-”.
Четвертый камень.
Пятый камень спрятан за озером.
III. Физ. минутка.
Жил-был маленький гном (приседают, встают)
И всем – всем — всем говорил (показывают друг на друга)
«Все мы, и ты, и я – друзья! (кладут руку на плечо соседа)
В гости ко мне прибегайте (бег на месте)
Садитесь за стол (приседают)
Кашей угощайтесь! (имитируют действия с ложкой)
И друг другу – улыбайтесь! (улыбаются)
Шестой камень спрятан за цветком.
IV. Основная часть.
Используются карточки с примерами.
У каждого ребенка рисунок воробья.
Решив пример, ребёнок сажает птичку на яблоню.
Седьмой камень спрятан за яблоней.
6) Задачи в стихах.
Внуку Саше добрый дед Привела гусыня – мать
Дал вчера пять штук конфет. Трёх детей на луг гулять.
Съел одну конфету внук. Все гусята, как клубочки,
Сколько же осталось штук? 5-1=4 Два сынка, а сколько дочек? 3-2=1
У меня есть три подружки,
У каждой по кружке.
Сколько кружек у моих подружек? 3
Восьмой камень нашёл зайчик.
В моём волшебном мешочке лежит то, что зайчик больше всего любит кушать: яблоки, морковка, капуста.
Эти фрукты-овощи надо разместить в таблице так, чтобы в одном ряду и столбике они не повторялись.
Цель занятия: формирование навыков беглого счета в пределах 10.
Задачи занятия:
- познакомить обучающихся с числами от 1 до 10;
- упражняться в счете в пределах 10;
- закреплять навык прямого и обратного счёта в пределах первого десятка;
- уметь устанавливать соответствие между числом и его графическим изображением;
- развивать умение обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому (слева, справа);
- развивать логическое мышление, память, наблюдательность, математическую речь, умение делать выводы;
- воспитывать интерес и любовь к математике;
- обучать детей работать в одном темпе;
- воспитывать трудолюбие, умение общаться и дружить.
Методы и приемы:
- словесные: беседа, объяснение, поощрение;
-наглядные: демонстрация иллюстративного материала, мультимедийной презентации;
- практические: групповая работа, рефлексия.
Материалы и оборудование: демонстрационный материал (карточки с числами от 1 до 10), конверт, корзина, плюшевый заяц, набор бумажных яблок (10 штук); мультимедийная презентация.
Планируемые достижения обучающихся: уметь бегло считать до 10 в прямом и обратном порядке, знать порядковое место числа на числовом луче, ориентироваться в пространственных отношениях (слева, справа).
Ход занятия
Организационный момент (1-2 мин)
(Цель: создать эмоциональный настрой обучающихся.)
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Покажите, какое у вас настроение? Давайте улыбнемся друг другу и начнем работать.
(Цель: настроить детей на учебную деятельность.)
- Сегодня на занятии мы с вами будем учиться считать до 10. Может быть, кто-то уже умеет это делать?
- Но занятие у нас необычное. К нам пришел особенный гость. Чтобы узнать, кто это, давайте отгадаем загадку:
Что это за зверь лесной:
Встал, как столбик, под сосной;
И стоит среди травы –
Уши больше головы?
3. Подготовка к изучению учебного материала (4-6 мин)
(Цель: повторить навыки счета, развить умение ориентировки слева-справа .)
- Посмотрите, какой у нас зайчик. Он вам нравится? А вы хотите ему понравиться? Посмотрите, у зайца есть какой-то конверт. Это задание для вас. Хотите узнать, что это за задание? (Открывание конверта.)
- Какие вы молодцы, все правильно делаете. Давайте теперь посчитаем пальчики на правой руке. Поставьте правую руку на локоток на стол опять ладошкой к себе, и теперь указательным пальцем левой руки будем считать наши пальчики, но начнем теперь с мизинца. (Показ учителем, аналогичная работа предыдущей.)
4. Физминутка (5 мин)
(Цель: снять напряжение.)
5. Изучение нового материала (10-12 мин)
(Цель: обучать детей считать 1-10 в прямом и обратном порядках.)
- Теперь наш гость убедился, что вы умеете считать, и он хочет, чтобы вы ему помогли. Ребята, вы согласны помочь зайчику?
- Вчера вечером заяц купил яблоки. Помогите ему сосчитать, сколько яблок у него оказалось. Я буду помещать яблоки на доску, а вы считайте по одному, сколько их будет.
(На доску поочередно вывешиваются яблоки, дети считают их одному.)
- Давайте еще раз посчитаем от 10 до 1. (Счет хором.)
- Поднимите руки, кто хочет посчитать в обратном порядке от 10 до 1?(Вызывается несколько детей.)
- Ребята, заяц очень вам благодарен. Теперь он знает, сколько яблок у него в корзинке. Сейчас он уходит к себе домой, но обещает снова придти, когда ему надо будет снова помочь сосчитать. Поможете зайчику? Молодцы! Давайте с ним попрощаемся. (Дети встают из-за парт и машут руками.)
6. Первичное закрепление изученного (11-13 мин)
(Цель: закрепить навыки пересчитывания предметов.)
- Хорошо. У меня на доске вывешены карточки с числами. (Хаотично.) Кто знает, как выглядит число 1? Число 2? Число 3? (И т. д. Вызываются обучающиеся к доске и указывают на соответствующие карточки.)
- А кто хочет быть ведущим? (Выбирается несколько ведущих, и они по очереди показывают карточки.)
(Показ слайдов.)
- Вы большие молодцы! Все правильно сосчитали, правила игры не нарушали. Давайте сейчас встанем из-за столов и немного потанцуем, празднуя наш успех.(Танец: помахать левой рукой, потопать правой ногой, помахать правой рукой, потопать левой ногой, подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши одновременно, покрутиться вокруг себя.)
7. Подведение итогов (3-5 мин)
(Цель: анализировать проделанную работу и оценить ее.)
- Молодцы! Вы все запомнили и со всеми заданиями прекрасно справлялись. На столах у вас лежат листочки. Нарисуйте на них солнышко, если занятие понравилось; тучку, если были трудности, и вы не все поняли; и дождик, если занятие не понравилось.
- Спасибо. Занятие закончено. До свидания!
-75%
Читайте также: