Конспект по географии 8 класс пятунин 16 параграф

Обновлено: 05.07.2024

Цель урока: Способствовать изучению государственной границы и государственной территории России, знакомству с соседями первого и второго порядка.

1. Способствовать получению информации об особенностях государственной границы России и ее государственной территории.

2. Стимулировать способность учащихся анализировать, выделять главное, доказывать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы.

3. Способствовать воспитанию нравственных, эстетических, трудовых и др. качеств личности, а также коммуникативных способностей.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, исследовательский, частично-поисковый метод.

Форма организации учебного процесса: индивидуальная, фронтальная.

Форма организации деятельности детей: беседа, рассказ, работа с текстом, картой.

Оборудование: Физическая карта мира и политическая карта мира.

I. Орг. момент

II. Актуализация знания

Вопрос: Что такое страна?

III. Изучение нового материала

1. Государственная граница и государственная территория России

2. Самая длинная граница в мире

3. Соседи России

1. Государственная граница и государственная территория России

Государственная граница – это линия, определяющая пределы ее государственной территории.

Вопрос учителя: Назовите критерии государственной границы.

Ответ учащихся: Линия границы и проходящая через нее вертикальная поверхность, которая простирается в атмосферу (до 100 км) и литосферу, ограничивают пределы государственной территории страны.

Государственная территория России – это часть земной поверхности, на которую распространяется действие ее законов.

Вопрос учителя: Что включает государственная территория России?

Ответ учащихся: Государственная территория России включает находящиеся в ее пределах поверхность суши и недра, внутренние воды суши и внутренние морские воды (воды портов, заливов, бухт), территориальные воды.

Территориальные воды простираются от побережья страны или от границы внутренних морских вод на расстояние 12 морских миль (22,2 км).

За границей территориальных вод на 200 миль (370 км) протягивается исключительная экономическая зона России.

Вопрос учителя: Назовите особенности исключительной экономической зоны России.

Ответ учащихся:

1. Не относится к государственной территории страны.

2. Открыта для движения судов других государств, прокладки линий связи, трубопроводов.

3. Но хозяйственная деятельность (разведка и разработка ресурсов, лов рыбы и пр.) для иностранцев здесь запрещена.

4. Исключительная экономическая зона России охватывает более 4 млн км2.

2. Самая длинная граница в мире

1. Общая протяженность границ – 60 тыс. км.

2. Сухопутная граница составляет 24% от общей границы.

3. Водная граница составляет 76 % от общей границы.

4. Водная граница состоит из: 85% морской и 15% речной и озерной.

3. Соседи России

Запись: Государственная граница России устанавливается соглашениями между Россией и граничащими с ней государствами.

Задание 7. Работая с картой атласа на стр. 3, записать названия государств, которые являются непосредственными соседями России и входят в 1 порядок.

Государства, которые являются непосредственными соседями России и входят в 1 порядок – 16: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия, Польша, Украина, Абхазия, Грузия, Южная Осетия, Азербайджан, Казахстан, Монголия, Китай, КНДР.

Задание 8. Работая с картой атласа на стр. 3, записать названия государств, которые являются соседями соседей России и входят во 2 порядок.

Государства, которые являются соседями соседей России и входят во 2-й порядок: Швеция, Германия, Чехия, Словакия, Венгрия, Румыния, Молдавия, Турция, Армения, Иран, Туркменистан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Индия, Непал, Бутан, Мьянма, Лаос, Вьетнам, Респ. Корея.

IV. Закрепление изученного материала – вопросы на стр. 9:

1. Что включает в себя государственная территория России?

2. Укажите главные особенности границ России.

V. Рефлексия

Учитель: Предлагаю вам оценить свою работу на уроках, продолжив следующие фразы:

- Сегодня я узнал(а), что…

- Мне было трудно выполнять задания…, потому что…

- Сегодня я работал(а)…

VI. Подведение итогов

Учитель озвучивает оценки учащимся за работу на уроке.

Учим географию с решебником

Коротко о решебнике

Издание позволяет ученику освоить весь курс географии, повторить ранее пройденный материал, и потратить на это минимальное количество времени. Пособие включает в себя:

  1. 54 тематических параграфа.
  2. Вопросы для повторения и обобщения.
  3. Подробные образцы решения к каждому вопросу.

Удобная навигация позволяет ориентироваться в тематике и мгновенно находить нужный раздел.

Что мы учим с ГДЗ по географии за 8 класс от Пятунина

Пособие позволяет ученику разобраться со всеми темами основного учебника и повторить пройденный материал. В решебнике отражены темы:

  • растительный и животный мир, биологические ресурсы;
  • природные различия на территории России;
  • население нашей Родины;
  • природный фактор в развитии экономики;
  • как образуются подземные воды;
  • где на территории России находятся природные ледники.

Но ученик должен помнить, что отличным помощником ГДЗ служит для того, кто не ленится самостоятельно выполнять каждое задание.

Изучение географии позволяет учащимся познать характер, сущность и динамику главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира, сформировать собственное представление об особенностях взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития. Школьникам предстоит познакомиться с особенностями географического положения России, ее разнообразной природой и многонациональным населением. Учебное пособие содержит большое количество фотоматериалов, справочной информации, сравнительных таблиц, которые помогут учащимся глубже вникнуть в суть изучаемого материала. На протяжении учебного года школьники будут выполнять как практические, так и теоретические задания, для решения которых зачастую необходимо использовать дополнительные источники информации.

Команда сайта ЯГДЗ создала решебник ГДЗ, который станет основой успешного изучения географии в 8 классе Пятунина. Опираясь на наш решебник, каждый из школьников сможет без труда ответить на самые сложные задания учебного пособия. Выполнение готового домашнего задания уже не будет отнимать так много драгоценного вечернего времени школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Протокол от_________ №______ от_____________ 20____г.

Пояснительная записка

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный Приказом РФ от 30 августа 2013 г. № 1015;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" с изменениями от 22.05.2019г.

Главная цель данного курса — формирование це­лостного представления об особенностях природы, на­селения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и куль­туре своей страны и населяющих ее народов, выработ­ка умений и навыков адаптации и социально-ответст­венного поведения в российском пространстве; разви­тие географического мышления.

Основные задачи курса:

сформировать географический образ своей стра­ны н ее многообразии и целостности на основе комп­лексного подхода и показа взаимодействия основ­ных компонентов: природы, населения, хозяйства:

сформировать представление о России как цело­стном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географическо­го пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;

показать большое практическое значение гео­графического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и про­цессов в нашей стране, а также географических ас­пектов важнейших современных социально-эконо­мических проблем России и ее регионов;

вооружить школьников необходимыми практи­ческими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статис­тическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностиче­скими, природоохранными и поведенческими;

развивать представление о своем географиче­ском регионе, в котором локализуются и развива­ются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;

создать образ своего родного края, научить срав­нивать его с другими регионами России и с различ­ными регионами мира.

Планируемые результаты изучения учебного курса географии 8 класса

Ученик научится:

выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;

ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;

представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;

использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;

описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;

объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте реальной жизни;

различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных регионов;

оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;

объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;

использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;

сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;

давать характеристику рельефа своей местности;

уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории

приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения учебных и практических задач по географии.

Ученик получит возможность научиться:

приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;

объяснять закономерности размещения населения отдельных территорий России в связи с природными и социально-экономическими факторами;

давать характеристику климата своей области (края, республики);

показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты на территории России;

выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;

оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;

объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России.

Содержание программы

Введение (1ч)

Раздел 2. Географическое положение России (10 часов)Особенности и виды географического положения России. Отрицательные и положительные аспекты географического положения страны, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения.Государственная территория Российской Федерации (суша, внутренние и территориальные воды, воздушное пространство и недра; континентальный шельф и экономическая зона). Территориальные пространства России как важнейший стратегический ресурс страны. Виды государственных границ России. Особенности сухопутных и морских границ. Административно-территориальное устройство РФ.Различия во времени на территории России. Поясное, местное, декретное и летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

Раздел 3. История заселения, освоения и исследования территории России (5ч) История населения, освоения и исследования территории России

Колонизация севера и востока Русской равнины восточными славянами. Военные и торговые походы славян в 9-11вв. Русские княжества 12-13вв., путешествия и открытия новгородцев. Московское государство в 14-16вв.: дальнейшее освоение Европейского Севера, монастырская колонизация. Географические открытия и освоение Сибири в 17в. Присоединение и освоение западных и южных территорий в 18в. Географические открытия 18в. Присоединение земель и географические открытия 19в. Освоение Арктики. Территориальные изменения в 20в. Современные географические исследования. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации.

Раздел 4 Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы (7ч)Особенности рельефа России как результат геологической истории формирования её территории. Геологическое летоисчисление, геологическая карта. Основные тектонические структуры, тектоническая карта. Крупнейшие равнины и горы. Зависимости размещения форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земнойкоры на территории России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Развитие форм рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Современные рельефообразующие природные и техногенные процессы. Опасные природные явления в литосфере. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Изменение рельефа человеком

Раздел 5 Климат и агроклиматические ресурсы (7 ч)Факторы формирования климата на территории страны (солнечная радиация и радиационный баланс, типы воздушных масс; циркуляция атмосферы: атмосферные фронты, циклон, антициклон). Изучение климатических явлений с помощью аэрокосмических методов. Синоптическая карта, прогнозы погоды, их значение. Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Коэффициент увлажнения. Климатические пояса и типы климатов, их характеристика. Агроклиматические пояса и типы климатов, их характеристика. Агроклиматические ресурсы страны. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов. Меры охраны атмосферного воздуха изагрязнения. Влияние климата на хозяйственную деятельность и здоровье людей. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям (особенности быта, жилищ, питания, одежды, способов передвижения). Опасные и неблагоприятные климатические явления.

Раздел 6 Внутренние воды и водные ресурсы(7 ч) Состав внутреннихвод на территории страны. Роль внутренних вод в освоении территории и развитии хозяйства России. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек от рельефа и климата. Основные показатели жизни рек. Важнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы России. Неравномерность их размещения на территории страны. Хозяйственное использование и охрана водных ресурсов страны. Стихийные явления, связанные с водами.

Раздел 7 Почвы и почвенные ресурсы. Биологические ресурсы (6ч)Почва как особое природное образование. Плодородие-важнейшее свойство почвы. Условия образования разных типов почв. Закономерности распространения почв на территории страны. Карта почв России. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе хозяйственного использования. Меры по сохранение плодородия почв, мелиорация. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России. Биологические ресурсы, их рациональное использование меры по охране растительного и животного мира.

Раздел 8 Природные различия на территории России(11ч)Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно- хозяйственные зоны? Характеристика арктических пустынь, тундр, и лесотундр. Природные ресурсы зон, их использование, экологически е проблемы. Характеристика лесов. Природные ресурсы леса, их использование, экологические проблемы. Характеристика лесостепей, степей, полупустынь. Высотная поясность. От чего зависит набор высотных поясов. Природные территориальные комплексы. Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Природно- хозяйственное различие морей России.

Раздел 9 Население России (10 ч)Население России. Численность, естественное движение, типы воспроизводства. Половой и возрастной состав населения. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и его определяющие факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян. Народы и основные религии. Россия- многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий. Городское и сельское население, роль крупнейших городов. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими, социально- экономическими факторами. Зоны расселения. Направления и типы миграций. Внешние и внутренние миграции; причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение структуры занятости населения. Проблемы безработицы.

Раздел 10 Природный фактор в развитии России (6)

Влияние природной среды на развитие общества

Непосредственное и опосредственное влияние природных условий на жизнь и деятельность человека. Виды адаптации человека к окружающей среде.

Природные ресурсы, их классификации

Основные типы природопользования. Рациональное природопользование и воспроизводство природных ресурсов. Обеспеченность России природными ресурсами. Природно-ресурсный потенциал страны, его хозяйственная оценка и значение для развития экономики. Особенности в размещении и потреблении разных видов природных ресурсов на территории страны. Важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Основные ресурсные базы страны, проблемы и перспективы использования природно-ресурсного потенциала России.

Практические работы

Контрольный срез знаний-2

Календарно-тематическое планирование по географии за 8 класс

Изучаемый раздел, тема

Кол-во часов

Календарные сроки

Фактические сроки

Раздел 1. Введение (1 час)

Раздел 2. Географическое положение России (10 часов)

Географическое положение и его виды.

Размеры территории и природно- географическое положение России

Экономико- географическое и транспортно-географическое положение России

Государственная территория России. Типы российских границ

Сухопутные и морские границы России

Географическое положение и история заселения Тверской области

Раздел 3. История заселения, освоения и исследования территории России (5ч)

Заселение и освоение территории России в 19– 17 вв.

Заселение и хозяйственное освоение территории России в XVIII - XIX вв.

Практическая работа №4

Географическое исследование территории России в XVIII - XIX вв.

Территориальные изменения и географическое изучение России в XX в.

Раздел 4.Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы (7ч)

Читайте также: