Лесной доктор дятел 1 класс конспект

Обновлено: 03.07.2024

Ведущий: Ребята, вы любите ходить в гости? К кому можно сходить в гости? Мы с вами сегодня отправимся в гости в необычный дом.

Много разных жильцов живет в домах Леса, с разными жильцами можно здесь встретиться, можно в этом доме даже заблудиться, закружиться, заплутаться.

(звучит запись “Звуки леса”)

Ребята, посмотрите на этот дом. Давайте сейчас с вами отправимся в гости к жильцам этого дома и познакомимся с ними поближе.

Дети слышать уханье совы (звукозапись).

Ведущий: Дети, как выдумаете, кто это первым заметил нас? Послушайте загадку.

Есть сторож ночной у огромного дома.
Как только на лес опускается дрема,
Ухая гулко, на вахту спешит
И светит фонариком: кто там шуршит?

Инсценировка сказки Вл. Зотова “Сова”.

- Мама, а кто это щелкает? – спросил Бельчонок.

- Сова – большая голова. Так она врагов своих пугает, - объяснила Белка.

Прошло немного времени, а малыш опять спросил:

- А кто там, в лесу шипит?

- И это опять Сова-Совушка, мохнатая головушка, - улыбнулась Белка.

- А почему днем я ее ни разу не видел? – удивился малыш.

- Днем она сидит дома, а ночью выходит полетать да на грызунов и насекомых поохотиться.

- Мама, мама! – испуганно закричал Бельчонок. Кто-то большой пролетел, да так тихо, что его совсем не слышно.

- Не бойся, - Белка погладила сынишку. – И на этот раз пролетела Сова. У нее особое оперение, поэтому и летает она тихо, почти бесшумно.

- Интересная птица эта Сова, - переводя дух, сказал малыш.

Ведущий: Действительно, интересная. Голова большая. У других птиц глаза по бокам головы, а у Совы впереди. Ими она моргает, но не видит. Чтобы все увидеть, Сова поворачивает голову даже за спину.

Клюв у нее крючком. Ноги покрыты перьями, а изогнутые острые когти! Что еще нужно хорошему охотнику?

Дети читают народные песенки о сове.

Ах, ты, Совушка-сова, ты большая голова!
Ты на дереве сидела, головою ты вертела,
Во траву свалилася, в яму покатилася!

Вот Совушка-сова, большая голова,
На дереве сидит, головушкой вертит.
Во все стороны глядит, да и всем говорит:
- Никто совушку не бьет и за ушки не дерет.

Диалог 2 детей (у одного на голове шапочка совы)

- Где ты, Совушка была? Где ты вдовушка была?

- Я жила с лесище, во сыром дуплище.

- Кто тебя, сову знавал, у тебя в гостях бывал?

- Все мои подружки – комары да мушки

Все мои сестрички – сороки и синички.

Все мои тетки – чижи и чечетки!

Ведущий: Сова-Совушка, умная головушка, а не поможешь ли ты нам с ребятами познать тайны твоего птичьего дома? Ты везде летаешь, все видишь, все слышишь. (Сова задумывается)

Сова: - Ну, что ж, ладно, открою я вам тайны своего птичьего дома. Но путь этот будет длинный. Перед дальней дорогой нужно потренироваться, размяться (физминутка)

Вот она летала, летала,

На березку села.

По сторонам поглядела,

И опять полетела.

Взмах прямыми руками в стороны.

Остановиться на месте

Повороты туловища вправо, влево

Круговые повороты головой

Наклоны вперед, руки отвести назад

Сова “подлетает” к макету лиственного дерева и раскрывает панно домика. (Дом в 3 этажа по 3 окна, крыша, на крыше - чердаке 1 окно)

Мудрейшая птица на свете – Сова!

Все слышит, все знает и очень мудра.

- Вот наш птичий дом. Много в нем жильцов. Но что-то в окнах дома никого не видно. Закрыты окна ставнями.

Ночь, как смола, черным черна.
Серой птице не до сна.
Меж кустов как тень скользит,
Караулит, кто не спит.
Ловит каждый шорох чутко,
А как крикнет, станет жутко,
Вздрогнет спящая трава.
Это ухает сова.

Ведущий: Ребята, как вы думаете, кто же соседи нашей мудрой Совы. Почему во всех окнах темно, а в одном окне на чердаке (на крыше) горит свет. Давайте попробуем постучаться в это окно и узнать, кто живет в этой квартире (стучит).

Сова ходит вокруг, взмахивает крыльями, важничает.

Ведущий: Ребята, вы посмотрите-ка на нашу знакомую. Сова действительно мудрая головушка, что-то видно сказать нам хочет.

Сова: Это в моем окне горит свет (над окном написано “Сова”). Моя комната – дупло, находится всех выше, на чердаке дома. Я высоко сижу, далеко гляжу. Всех вижу. Но не сразу, не сразу вы узнаете о моих соседях. Каждый раз, прилетая к вам, я буду раскрывать лесные тайны, знакомить вас со своими соседями, рассказывая интересные истории о моих пернатых друзьях. При каждой встрече мы с вами будем стучаться в одно окно, и знакомиться с жильцом.

Кстати, в моей квартире, дупле, есть очень хорошая библиотека с книгами о лесных жителях. Есть специальные полки, где стоят книги о птицах, и даже обо мне и моих родственниках. Я вам сейчас их принесу.

Сова улетает. В это время с детьми проводиться подвижная игра “Совушка - сова”, “Ночь, день”.

Сова возвращается с подборкой книг о совах и филинах.

Сова: Почитайте эти книги, больше узнаете о моей жизни, о моих привычках и повадках. Я много читаю и из книг узнаю много интересного о том, что происходит вокруг меня. За это и прозвали меня – Умной головушкой.

Вместе с книгами Сова дарит детям свои фотографии, фотографии своих родственников – филинов (иллюстрации). Дети благодарят Сову.

Сова: До свидания, ребята! До новых встреч! (улетает).

Ведущий: Ну что, ребята, в птичьем домике загорелся свет только в окне Совы (в окне совы появляется ее иллюстрация), а в других окнах темно. Мы пока не знаем, кто живет рядом с Совой, но Совушка – умная головушка обещала нас познакомить со своими соседями. Будем ждать с ней новых встреч. А пока вы можете взять домой книги, которые оставила нам мудрая Сова и почитать их вместе со своими родителями, родственниками, друзьями, соседями.

Дополнение.

У совы глаза, как плошки,
А не видит днем ни крошки –
Ни со свечкой, ни с огнем,
Ни с горящим фонарем….
Зато ночью эти плошки
Видят все в лесу густом:
И ежонка на дорожке,
И зайчонка под кустом.
И травинку на пригорке,
И хвоинку на земле.
Даже мышку в темной норке,
Даже белочку в дупле.
Потому-то, потому-то
И была б сова не прочь,
Чтобы каждую минуту
На земле стояла ночь! (И. Мазин)

Сова желтоглазая в чаще сидит
И, часто мигая, в потемки глядит.
И чутко поводит ушами:
- Пора поживиться мышами! (Ю. Могутин)

“Лесной доктор - дятел”

  1. Расширять знания детей о жизни лесного доктора – дятла, особенностях строения тела (лазанье по деревьям, длинный крепкий клюв) Уничтожая вредных насекомых дятлы приносят большую пользу лесному хозяйству.
  2. Познакомить детей с разными “профессиями” дятла.
  3. Воспитывать бережное отношение к животному миру природы.
  • приготовить хвойную веточку, шишки хвойных деревьев, йод, барабан, молоток;
  • оформить атрибуты костюма дятла;
  • оформить карточки со словами доктор, приятель, санитар, телеграфист, плотник;
  • модель цветка с 11 лепестками, с обратной стороны которых написаны слова: доктор, защитник, санитар, плотник, друг,
  • телеграфист, акробат, работник, молодец, кузнец, приятель;
  • подобрать иллюстративный материал о больном лесе;
  • систематизация стихов, произведений устного народного творчества (пословиц, народных песенок, загадок) о дятле;
  • оформить страницы книги “Азбука мудрой природы”

Ребята подходят к птичьему домику, но кругом тишина, не слышно птичьего пения, журчания ручья. Тихо в лесу.

Ведущая: Ребята, как вы думает, почему так тихо в лесу? Погода стоит прекрасное, светит солнце, а вокруг тишина. И Совушка-Сова что-то сегодня запаздывает. В чем дело?

Из дома грустная выходит Сова, в лодке она выносит еловые шишки, кусочки коры, ветку хвойного дерева, молоток, барабан, бинт, йод, красную шапочку.

Дети здороваются с Совой, но она только машет головой. Молча, подает ведущему бинт, йод.

Ведущий: Совушка, Совушка, умная головушка, ты что же решила сегодня нас лечить?

Сова: Угу! Угу!

Ведущий: Но у нас никто не болеет. Ребята, вы разве заболели?

Тем временем Сова достает молоток, стучит им по дереву.

Ведущий: Совушка Сова, да и молоток нам совсем не нужен, мы не собираемся делать ремонт.

Сова подает барабан и стучит по нему палочками, затем подает ведущему.

Ведущий: Спасибо, спасибо тебе Сова, за подарок, мы обязательно будем барабанить в барабан, когда пойдем с ребятами в поход, чтобы веселее было идти.

Но Сова собирает все предметы и уносит их в сторону. Периодически слышно “Угу-угу”.

Достает красную шапочку (колпак, тюбетейку), ведущий одевает ее на голову

Ведущий: Ничего не понимаю, что произошло с Совушкой, какую она сегодня для нас приготовила лесную задачку. Может быть, нам рассказать ей сказку про Красную шапочку.

Но Сова забирает красную шапочку, показывая свое возмущение.

Ведущий: Да что же это такое, ребята? Ведь Сова даже с нами не разговаривает сегодня. Вы ни о чем не догадываетесь?

Сова достает веточку хвойного дерева, кору, шишки, раздает их детям.

Ведущий: Ребята, а вот эти предметы уже из лесного дома. Давайте их внимательно рассмотрим, ведь не зря же их Сова принесла.

Дети рассматривают их, нюхают, обмениваются впечатлениями.

Ведущий: хвойную веточку, шишки хвойных деревьев, телеграмму, йод, барабан, молоток, не зря это все нам дала Сова. Что же это значит?

Сова вывешивает рядом с птичьим домом слова: 1слово - доктор, 2 - приятель, 3 - санитар, 4 - телеграфист, 5 - плотник. В словах выделено по одной букве: в 1 слове - буква “Д”, во втором – “Я”, В 3 – “Т”, в 4 – “Е”, в 5 – “Л”. Все хором читают эти слова.

Ведущий: Ничего не понимаю, совсем ты, Совушка, запутала нас сегодня своим поведением.

Сова выкладывает по порядку слова друг под другом, так, чтобы в вертикальном столбике сошлись выделенные буквы и все видят и читают слово “ДЯТЕЛ”.

Дом-дупло еще с рассветом языкастый врач покинул.
Тук-тук-тук…. Зимой и летом лечит он своим “пинцетом”.

Ведущий: Ах, вот в чем дело, ты нам сегодня будешь рассказывать о дятле. Ну, Совушка, умная головушка, ну и придумала ты для нас задачку, ведь действительно дятел в лесу и доктор, и санитар, и телеграфист, и плотник, и приятель всех хвойных деревьев и многих лесных жителей.

Звучит звукозапись “Стук дятла”

Тук-тук, тук-тук – летит по лесу стук!
Я доктор знаменитый, все тайны мне открыты!
Тук-тук, тук-тук. Я – лесу лучший друг.
Тук-тук, тук-тук – летит по лесу стук!
Деревья, не болейте! Деревья, зеленейте! (В. Кикта)

А еще меня в лесу называют “кузнецом”. Зимой мы питаемся семенами хвойных деревьев, которые добываем из шишек. Мы отлично наловчились долбить их своим крепким клювом. Сорвем сосновую или еловую шишку, засунем в расщелину дерева и со всего маху клювом по ней стучим, колотим, вытаскивая из-под чешуек вкусные семена. Когда из этой шишки повытаскиваем все семена, летим за новой шишкой и ее несем к той же расщелине. Пустую, выбрасываем, а новую, полную, вставляем и опять начинаем долбить. На снегу, где мы трудимся, навалена целая куча пустых, расклеванных шишек. Недаром такое дерево – с трещинкой – зовется “лесной кузницей, а нас зовут “кузнецами”.


Инсценировка рассказа Э.Шима “Тяжелая работа” (два участника)

- Дятел, перестань так стучать-долбить! Что же это, право, совершенно покоя нуту! Голова от твоего стука болит.

- А у меня думаешь, не болит? Того и гляди – сотрясение мозга будет.

- Да зачем тогда стучать-колотить?

- А у меня, голубушка, работа такая. Опасная, вредная и тяжелая. И другой работы, чтобы полегче была, у дятлов нетути!

Дети читают стихи из книги “Азбука мудрой природы”

Сколько сноровки, к труду интереса
У пестрого дятла – защитника леса.
Он никогда не бывает без дела,
Строит жилища для птиц и для белок.
Лечит деревья от многих болезней,
Стук его слышен издалека.
Труд его сложный и очень полезный
Не нравится только вредным жукам. (Г. Ладонщиков)

Если в лесу захворала сосна,
Если болезнь у сосны не ясна,
Доктор к сосне прилетит на заре,
Сядет на сук, постучит по коре.
В красном берете и в белом халате
Лечит деревья заботливый дятел. (В. Кожевников)

Сова: По-разному в нашем лесу, в лесном доме, называют дятла. Ребята возьмите по одному лепестку из цветка, и прочитайте слово с обратной стороны. Объясните, когда можно сказать про дятла, например, что он “доктор” или “кузнец”

Сова: Молодцы, вы очень многое сегодня запомнили о моем друге, лесном санитаре, труженике плотнике. Трудно бы пришлось лесу без такого работника (обращает внимание детей на иллюстрации, на которых изображены картины больного леса). Но дятел всегда вовремя приходит на помощь.

Дятел стуком огласил тишину лесную.
Не жалеет пестрый сил, лечит ель больную.
Крепким клювом долбит ствол, ищет червячишку.
“Вот где я тебя нашел! Спрятался, трусишка!”
Уничтожив червячков, улетает дятел.
Ель вдогонку: - Будь здоров! Прилетай, приятель! (В. Попов)

Ведущий: Действительно, мы и не заметили, как от нас улетел Дятел. Видно ему нужно было срочно улететь на помощь к больным деревьям. Но свет в новом окне птичьего дома загорелся, видно – это окно лесного доктора – дятла. Спасибо тебе, Совушка-Сова, что продолжаешь нас учить понимать тайны природы, лесные тайны. До свидания, умнейшая головушка! Дети прощаются с Совой и уходят с “полянки”

  • Дятел дерево долбит, дятел клювом дуб долбит.
  • На весь лес он стучит.

Уложили дятла спать в деревянную кровать.
Он в кровати всем назло продолбил себе дупло. (В. Минькова)

Цель: уточнить и расширить знания детей о дятле.

обобщить и уточнить знания детей о дятле;

рассказать о способах добывания им пищи, об устройстве гнезда, о той пользе, которую приносит эта птица лесу;

формировать умение детей рассуждать, логически мыслить, развивать фантазию;

развивать общую и мелкую моторики;

умение слушать, говорить по очереди, не перебивая друг друга;

любовь к родной природе, лесным обитателям;

Чтение детям энциклопедических сведений о дятле;

Ход нод.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в родном краю!

Я вас всех приветствую!

Руки перед собой образуют круг

Руки поднять вверх

Поднятыми руками помахать

Присесть и показать какой маленький

Руки развести в стороны.

Дети проходят и садятся на стулья.

Воспитатель: Отгадайте загадку:

По деревьям я скачу,

Проверяю их, лечу,

Клювом я стучу: тук-тук.

Где тут, где тут вредный жук?

Попадёт мне на обед,

Кто наносит деревьям вред

Дети: (Дятел)

Воспитатель: Правильно, это дятел. Скажите, а дятел – это зимующая или перелётная птица? (показ слайда)

Дети: Дятел – зимующая лесная птица.

Воспитатель: Правильно, а почему вы так думаете?

Дети: Его можно увидеть или услышать зимой в лесу, он сам добывает корм зимой, хотя его мало зимой.

Воспитатель: Ребята, каких ещё зимующих птиц вы знаете?

Дети: Сорока, ворона, воробей, голубь, синица, клёст, снегирь.

Воспитатель: Посмотрите, а что это за дерево? (показ слайда)

Воспитатель: А что лежит под елью?

Дети: Под елью лежат шишки.

Воспитатель: Они упали с ели, наверное, здесь была чья-то столовая. А как вы думаете чья?

Дети: Столовая дятла.

Воспитатель: Правильно. Дятел ползёт по дереву снизу вверх и постукивает по нему крепким клювом. Дятел никогда не падает с дерева, потому что у него сильные ноги, острые когти, а опирается на дерево он сильным хвостом.

Воспитатель: Скажите, как в народе называют дятла?

Выбирали птицы главврача больницы.

Две сороки сгоряча предложили взять грача.

Ну, какой же доктор грач, он не врач

Может быть синичку? Тоже не годится.

Просит слово дать желна дятла черного жена:

«Я желна, сказать должна!Просто я огорчена,

просто не понятно, как забыли дятла?

Все глядят на дятла. Он одет опрятно:

пиджачок атласный и беретик красный.

Он сидит кору долбит, птицам важно говорит:

«Я хирург и спору нет. У меня и нос пинцет.

этим носом я стучу, все деревья излечу.

Стук и нету короеда, так с утра и до обеда

Согласились птицы дятел главный врач лесной больницы.

Встречаются пестрый дятел, зеленый дятел, черный дятел. (показ слайдов)

В наших лесах живёт большой пёстрый дятел. Как вы думаете, почему его так назвали? (показ слайда)

Дети: У него пёстрые чёрные и белые крылья, а на голове красное пятнышко, как будто шапочка.

Воспитатель: Скажите, где можно увидеть дятла?

Дети: Дятла можно увидеть на деревьях, на лесных опушках, в рощах, в садах, в сосновых и еловых лесах.

Воспитатель: Скажите, чем питается дятел?

Дети: Дятел питается насекомыми, их яйцами, личинками, червячками, жуками, орехами, ягодами, семенами шишек ели и сосны.

Воспитатель: Правильно. А чем покрыто тело дятла?

Дети: Тело дятла покрыто перьями.

Воспитатель: Правильно. А что умеет делать дятел?

Дети: Дятел умеет летать, стучать по дереву, поедать вредных насекомых (жучков, паучков, цепляться когтями, ползать по деревьям.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где дятел себе гнездо устраивает?

Дети: Дятел устраивает себе гнездо в дупле дерева.

Воспитатель: Правильно. А в каком дереве ему легче выдолбить себе дупло – в старом или в молодом?

Дети: Выдолбить легче дупло в старом дереве.

Воспитатель: Правильно, в старом, потому, что у него мягкая древесина. А чтобы в гнезде ему было тепло и уютно, чтобы не залетал снег и ветер, вход в дупло дятел делает узким, дно устилает мягкими опилками.

Воспитатель: А как вы думаете, другие птицы могут сделать себе дупло?

Дети: Потому, что только у дятлов такой крепкий клюв.

Воспитатель: Ребята, но дятел другим птичкам помогает. Он себе каждый год новое дупло делает, а в старое поселяются другие лесные птицы. Дупло дятел делает высоко над землёй.

Дятел - охранитель и защитник леса. Это очень трудолюбивая и умная птица. При хороших условиях дятлы могут жить до 50 лет.

Физкультурная минутка с элементами логоритмики

Дети встают в круг на ковре.

Буйный ветер налетел,

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло,

Там уютно и тепло.

Бегут по кругу, машут крыльями;

Останавливаются, поднимают руки вверх, качают руками;

Делают руками круг над головой, присаживаются на корточки и поворачивают голову влево, вправо

- Дятел, какой по размеру? - Небольшой.

- Тело у него какой формы? - Продолговатое.

- Хвост у дятла, какой длины? - Короткий.

- Лапы, какие? - Сильные, цепкие.

- Крылья, какие по длине? - Короткие.

- Голова, какая по форме? - Круглая.

- Клюв, какой? - Острый, крепкий.

- Оперенье, какое по цвету? - Пестрое.

- Голова, спина, хвост и крылья, какие по цвету? - Серо-черные.

- Грудка сверху, какая по цвету? - Белая.

- Грудка пониже, какая по цвету? - Желтая.

- А совсем внизу грудка, какая по цвету? - Красная.

- На голове что есть? - Красная шапочка, щечки.

- А на крыльях зеркальца.

Рано утром на опушке

Мы повесили кормушки.

Для щеглов и для синичек,и для всех голодных птичек.

Не едите вы с ладошки зерна, семечки и крошки.

Прилетайте на опушку, угощенье ждет в кормушке.

Повторяется гимнастика 3 раза, слова произносятся с разной силой голоса.

Предложить нарисовать дятла, ориентируясь на схему и изображение.

- Ребята, о ком на занятии мы сегодня говорили?

- Что вам понравилось?

- Что было интересно?

- Что для вас было трудным или сложным?

Видел дятла: летел, насадив себе на клюв большую еловую шишку. Он сел на березу, где у него была мастерская по шелушению шишек. Пробежал вверх по стволу до знакомого места. Вдруг видит, что в развилине, где у него защемляются шишки, торчит старая шишка, а новую шишку некуда девать.

И горе, какое! Нечем сбросить старую шишку: клюв-то занят. Тогда дятел, совсем как сделал бы человек, зажал новую шишку между грудью своей и деревом, освободил клюв и выбросил старую шишку. Потом новую шишку поместил в мастерскую и заработал.

Такой он умный, всегда бодрый и деловой.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Если в лесу заболела сосна,

Если болезнь у сосны не ясна,

Доктор к сосне прилетит на заре,

Сядет на сук, постучит по коре.

В красном жилете и белом халате

Лечит деревья заботливый дятел.

К нам на первую страницу

Прилетела и сидит;

Будто делает зарядку,

Наше дерево долбит?

Зачем птица прилетела?

Всё стучишь и не поёшь?

Спать ребятам не даёшь?

Вот зачем я прилетела:

Песни петь — не наше дело,

Вот сижу себе, стучу!

Если вдруг я замолчу

Снова сыплется кора,

Снова тот же слышен стук:

Это ты опять, приятель?

— Кто ж ещё? — ответил Дятел.

Дятлы обитают почти во всех частях мира, также они проживают и в российских лесах. Все кто любят бродить по лесу, не раз слышали знакомый стук по коре деревьев. И кажется, что без этого стука и лес окажется пустым, чего-то не будет хватать в этой прекрасной лесной тишине.

Дятел - красивая птица, с ярким пестрым оперением. Голова, шея, крылья – черные, на голове белые пятна, от клюва идет черная полоска, низ белый. Брюшко у дятла красное. На голове у дятла красная шапочка. Дятлы - это птички не очень большого размера, у них короткие ножки, крепкие острые когти и, конечно же, очень крепкий и сильный клюв. Пищу дятел добывает своим тонким длинным клювом. Язык дятел высовывает на 2–3 см. Язык у дятла вытянут в длину и с каждой стороны имеет несколько жестких колючек, острых как стрелы, им дятел может проникнуть в любую щель, чтобы достать оттуда насекомых, а острые колючки нацепляют их на язык.

Большие насекомые прямо нанизываются на язык, а мелкие – прилипают к нему. Он начинает добычу пищи в 6 часов утра, а продолжает до 9–10 часов вечера. За это время он истребляет огромное количество жуков-короедов.

Дятел - птица лесная ,старается как можно меньше показываться, перелетает с дерева на дерево, его хорошо слышно, но почти никогда не видно. Зацепившись своими острыми когтями за кору дерева, он добросовестно выполняет свою работу, избавляя деревья от вредных насекомых во всех стадиях развития, заодно и обедает любимой пищей. Дятлы не просто могут цепляться к деревьям, но и бегать по веткам. Ночуют дятлы в дуплах деревьев, о чень редко дятел опускается на землю, движется по ней неуклюже, так же в дупле дятел устраивает гнездо. Он выстилает дно мелкими щепками и откладывает там от трех до восьми яиц. Как и у многих других птиц, яйца высиживают оба родителя. Птенцы находятся в гнезде, под присмотром родителей около трех недель, затем покидают его и начинают свою взрослую жизнь.

Услышав стук дятла, все стараются найти его среди веток деревьев, и если наткнуться на него взглядом, просто невозможно потом его оторвать, хочется смотреть на эту интересную птичку и узнать, что же она будет делать дальше. Стук дятла слышно издалека и хочется идти на этот стук.

В пределах России встречается 13 видов Дятлов. Наиболее известные из них – это желна или черный Дятел , который является самым крупным из Дятлов, обитающих на территории России; далее – это зеленый Дятел, большой пестрый Дятел, широко распространенный в лесах средней полосы России; трехпалый Дятел и вертишейка.

Вопросы к детям:

-Почему дятел хорошо лазает по деревьям? (У него короткие, очень сильные ноги, цепкие когти, два пальца вперед, два – назад, хвост служит опорой, т.к. в нем сильные толстые перья).

-Почему дятла называют санитаром леса? (Так как он уничтожает за лето много насекомых, которые приносят вред дереву. Дятел никогда не долбит здоровое дерево, а только больное, зараженное вредителями).

-Как спят дятлы? (Сидя, крепко прицепившись когтями к ветке дерева).

-Что кроме клюва помогает дятлу кормиться? (Язык. Он у дятла покрыт клейкой слюной, на концах языка зубчики. Дятел засовывает длинный язык в щель, накалывает на зубчики насекомых и втягивает в рот).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Ребята, сегодня нам предстоит совершить путешествие в удивительный мир природы. А вот о ком мы сегодня будем говорить, вам подскажет загадка.

Черный жилет,

Красный берет,

Нос как топор,

Хвост как упор.

Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник? (Дятел)

У вас на парте лежит листок на котором изображены тени птиц. Найдите и обведите карандашом тень дятла.

- По каким признакам вы узнали дятла?

-Давайте разгадаем кроссворд и узнаем как ещё называют дятла.

( смотрим презентацию)

Учитель: Ребята, давайте вспомним, где гуляли герои нашего рассказа.

Они гуляли в…(лесу).

А лес – это дом для птиц и животных.

- А вы знаете, что лес можно не только видеть, но и слышать.

Учитель: Наши герои, гуляя в лесу, наблюдали за жизнью дупляных птиц.

- Как вы думаете, каких птиц называют дупляными?

Правильно, дупляные птицы – это птицы, которые живут и выращивают своих птенцов в дупле .

Учитель: Ребята, а почему в рассказе спилили дерево?

Ответы детей. Да, потому, что заметили в нем дырочки и подумали, что это червячки испортили ствол дерева и что оно все равно пропадет. А на самом деле – это дятел сделал дырочки в стволе, доставая вредителей деревьев – червяков.

Учитель: Дятла называют санитаром леса. Как вы думаете почему?

Сейчас мы тоже отправимся в лес, понаблюдаем за дятлом и подведём итоги нашей проектной работы.

Золотило солнышко ритмопластическая игра с пением.

Виды дятлов

Дятла вы, наверное, видели. А если не видели, то уж слышали обязательно: стук дятла раздается чуть-ли не в любом лес. (слушаем стук дятла)

ученик Тук-тУк, тук-тУк! Тук-тук-тук!
На сосне веселый стук,
словно кто-то молоточком
забивает там гвоздочки.
Есть такая птица -Дятел
На рассвете, на закате
Ищет под корой жучков,
паучков и червячков.
У него на это дар -
Он деревьев санитар!

Учитель: Дятлы бывают разные. В мире обитает почти 500 видов дятлов .

ученик Например, Зеленый дятел. Зеленый дятел - это очень пугливая и осторожная птица, которая никогда не позволяет человеку подойти слишком близко. Зеленый дятел - это необыкновенно прожорливая птица. Любимое его лакомство - муравьи, поедаемые в больших количествах. Он находит муравейник, подлетает к нему, раскапывает ямку глубиной около восьми сантиметров и ждет. Муравьев, которые выходят из отверстия наружу, он попросту слизывает своим длинным липким языком.

Слайд ученик

Размер представителей дятлов разнообразный. Самым маленьким дятлом в России считается – малый пестрый. Он немного превосходит по размеру воробья. Самым крупным считается черный дятел (желна). Вес птицы составляет 500г. Длина его тела достигает 50 см.

Самым многочисленным, самым распространенным и самым известным дятлом нашей области является большой пестрый дятел .

Дятла легко узнать и по красному беретику на головке и по чёрному жилетику. У него есть красные штанишки, а грудка у дятла беленькая .

Характеристика птиц

Дятлы живут там, где есть деревья. Главным орудием для лазанья служат дятлу его ноги. Два пальца обращены вперёд, а два назад и снабжены большими, изогнутыми, острыми когтями. Важным подспорьем для лазанья является хвост. Он состоит из крепких, пружинистых перьев.

Хвост у дятла наряду с ногами и клювом первый работник. Дятел хвостом упирается, когда клювом работает; спит дятел, сидя на хвосте и вцепившись коготками в стенки дупла; во время прыжка, дятел хвостом отталкивается.

слайд ученик

слайд ученик

Питание слайд ученики

Едят дятлы всё подряд: и жучков, и гусениц, и кузнечиков, и личинок, добытых из-под коры деревьев. Некоторые поедают муравьев на муравейниках.

Они любят клевать ягоды, а семена выплёвывают. Некоторые дятлы — любители плодов.

Ученик Весной дятел любит полакомиться соком берёзы, но делает это осторожно, не причиняя вреда дереву.

Осенью и зимой не прочь полакомиться семенами сосны, ели, раздалбывая шишки ели, сосны и других деревьев.

За зиму под деревом, где располагалась "кузница", скапливается целая гора шишек.

Видел дятла: летел, насадив себе на клюв большую еловую шишку. Он сел на березу, где у него была мастерская для шелушения шишек. Пробежал вверх по стволу с шишкой на клюве до знакомого места. Вдруг видит, что в разв и лине, где у него защемляются шишки, торчит отработанная и несброшенная шишка и новую шишку некуда девать. И — горе какое! — нечем сбросить старую: клюв-то занят. Тогда дятел, совсем как человек сделал , новую шишку зажал между грудью своей и деревом, освободил клюв и клювом быстро выбросил старую шишку. Потом новую поместил в свою мастерскую и заработал. Такой он умный, всегда бодрый, оживленный и деловой.

Дятел высоко на ёлке

Шишки колет, разбивает

Он из шишки твёрдой, колкой

Семена ест, выбирает.

-Чтоб студёною зимою

Семечко добыть из шишки

Дятел кузницу построил,-

Шепчутся внизу две мышки.

Сверху шишки вниз слетают,

Много их под ёлкой- горка

Мышки семена съедают:

-Эй, спасибо, дятел ловкий

Размножение (ученики)

Гнёзда дятлы не строят, а выдалбливают дупло. В них откладывают от 2 до 8 яиц. Внутри дупло птицы ничем не выстилают, и самка так и кладет яйца прямо на твердое дно. Но птенцам и так не плохо. Сидят они бок о бок, опираясь на пятки. А на пятках у них специальные мозоли, чтобы сидеть удобно было. Из дупла целый день раздается детский галдеж, и слышно его далеко.

Когда птенцы подрастут, начинают лазить по стенкам, позже из дупла выбираются и уже снаружи тренируют ноги и хвостик.

-Вы лазайте, вы ползайте, когтями цепляйтесь, хвостом упирайтесь! Видите в пеньке круглую дырку? Эту дырку жучок-короед проел. Слышите, он там в пеньке скрипит, дерево грызёт! У нас, дятлов, язык тонкий, как иголка, острый, как шило. Вы язычок в дырку суньте и тащите жука себе на обед. Вам сытно, а лесу польза.

Дятел делает дупло,
Чтоб птенцам было тепло.
Если есть они попрося,
Он личинок им приносит.
Дятел, радуясь весне,
Барабанит по сосне.
И в лесу его не даром
Все считают санитаром.

В чём ещё заслуга дятла?

Слайд (ученики)

Основной поставщик лесных квартир – дятел. Свое гнездовое дупло он использует лишь один сезон, а на следующий год строит новое.

Добрый дятел – лесу лекарь
И летучая аптека.
Если с кем беда случится,
То он вмиг к нему примчится.
– Что, сосенка, заболела?
Мошкара тебя заела?
Да-а-а, тебя на самом деле
Короеды одолели.
Но даю тебе я слово –
Будешь ты опять здорова!

Дети встают в круг. Ребенок, выполняющий роль дятла, стоит посередине круга. Дети водят хоровод вокруг дятла и произносят первые две строчки:

«Ходит дятел у житницы,

Дятел в ответ говорит:

С последним словом дятел быстро берет за руку одного из ребят в кругу. А дети должны быстро встать парами. Оставшийся без пары ребенок становится дятлом в следующей игре.

Какая полезная птица дятел! А если бы он исчез? Без него и лес бы пропал, и многим птицам негде было бы жить. Давайте поможем лесу – поселим там много дятлов.

Перед вами контурный рисунок дятла на котором не хватает некоторых деталей (клюв, лапы, хвост), дорисуйте их и раскрасьте весь рисунок.

Образовательная: Уточнить знания детей о дятлах. Рассказать о способах добывания им пищи, устройстве гнезда, той пользе, которую приносит эта птица лесу. Формировать представления о природных взаимосвязях.

Развивающая: формировать умение рассуждать, логически мыслить. Развивать память, фантазию и умение отгадывать загадки. Упражнять детей в разукрашивании силуэтов птицы.

Воспитательная: воспитание уважительного отношения к миру природы.

Материал: иллюстрации с изображением дятла, аудиозаписи голосов птиц и стука дятла, еловые и сосновые шишки, макет дерева - ель, на каждого ребёнка – вырезанные из бумаги силуэты дятла и цветные карандаши.

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, позновательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Ход: (Дети свободно располагаются на ковре после завтрака и

(Звучит аудиозапись с голосами птиц).

Воспитатель: - Ребята, прислушайтесь. Что вы слышите?(Выслушиваю предположения детей. Обобщаю ответы. (Пение птиц, шум леса).

Воспитатель: (Приглашаю детей сесть на стульчики полукругом вокруг стола).

Кто это стучит? (Ответы детей). Правильно, дятел.

(Выставляю на мольберт изображение дятла)

Воспитатель: - Это большой пестрый дятел. (Прошу повторить детей). Почему его так назвали? (Выслушиваю предположения детей). У него пёстрые – чёрные и белые – перья на крыльях, а на голове красное пятнышко, как будто шапочка. Дятел стучит клювом по стволам деревьев. Вы сможете повторить его стук?

Пальчиковая гимнастика: (Дети стучат кончиками пальцев по столу, стараются подражать стуку дятла).

Воспитатель: - Конечно, звуки совсем не музыкальные, зато им радуются деревья. Вы знаете, почему? (Выслушиваю предположения детей. Вспоминаем, как на прогулке видели дерево, которое было всё в дырочках).

Воспитатель: - Ребята, давайте послушаем, что нам хочет рассказать дятел.

Показ настольного театра.

По деревьям я скачу,

Проверяю их, лечу.

Клювом я стучу: тук-тук.

Где тут, где тут вредный жук?

Попади мне на обед,

Кто нанёс деревьям вред!

Воспитатель: - Дятел ползёт по дереву снизу вверх и простукивает его крепким клювом. Как вы думаете, почему дятел не падает с дерева? (Выслушиваю предположения детей). У него сильные лапки и острые когти, и опирается он на дерево хвостом. (Рассказ сопровождаю показом иллюстрации).

Воспитатель: - Ребята, дятел подвижная и активная птица. И он нас приглашает с ним поиграть. (Дети свободно располагаются на ковре. А я незаметно для детей сажаю дятла на ель).

Дятел наш не устает, И. п. – о. с. руки в стороны, вверх, вниз,

Целый день в работе, наклоны головы вперед.

Он личинок достает

Клювом много сотен.

Дятел, дятел, не стучи – Руки согнуты в локтях, ладошки вперед; ноги в

Квакают лягушки стороны, имитация прыжков лягушки.

Дятел, дятел, замолчи – Дети закрывают ладонями уши; наклоны в стороны

Лучше, дятел, полетай, Пальцы к плечам, круговые движения вперед локтями: 4

Над ночным болотом, раза вперед, 4 раза назад. Приседания, руки под щеку.

Отдохнуть лягушкам дай- Покачивания.

Ночью спать охота.

Сосны сердятся в бору: Движения руками влево, вправо над

Стук не без причины – головой. Наклоны туловища в стороны с

Загляните под кору, поднятыми вверх руками.

Сколько там личинок!

(После разминки приглашаю детей к макету ели, под которой лежат шишки с семенами).

( Показ шишек с семенами)

Воспитатель: - Ребята, смотрите. Пока мы с вами играли, наш дятел пообедал. Оказывается, он питается не только насекомыми, но ещё и семенами из еловых и сосновых шишек. Берёт он в клюв шишку, вставляет её в расщелину дерева и выклёвывает семена. (Прошу детей проговорить и запомнить слово расщелина).

Воспитатель: - Ребята, наш гость приготовил загадки и нам нужно их отгадать.

1.Не маляр, не плотник, а лесной работник. (дятел)

2.Я по дереву стучу.

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой.

Всё равно он будет мой! (дятел)

3. В пёстрой одежонке,

В красненькой шапчонке

В барабан играет.(дятел)

Воспитатель:- Какие вы молодцы! Все загадки, которые приготовил пёстрый дятел вы отгадали.

- Ребята, а как вы думаете, где себе дятел гнездо устроил? (Выслушиваю предположения детей). (В дупле дерева. Показываю фотографию, сделанную на прогулке с детьми). А в каком дереве ему легче выдолбить дупло – в старом или молодом? (Выслушиваю предположения детей. Обобщаю ответы.) В старом, потому, что у него мягкая древесина. Чтобы в гнезде было тепло и уютно, чтобы не залетал снег и ветер, вход в дупло дятел делает узким, дно устилает мягкими опилками. Весной в дупле вылупляются птенцы.

-Ребята, скажите, а другие птицы могут сделать дупло? (Ответы детей). Нет, только у дятла такой крепкий клюв. Но дятел и им помогает – он себе каждый год новое гнездо делает, а в старых дуплах поселяются другие лесные птицы. Смотрите, какая полезная птица дятел!

Воспитатель: - Ребята, а если бы дятел совсем исчез из наших лесов, что бы было?

Воспитатель: - Смотрите, какие у нас получились красивые, пестрые дятлы. Давайте мы поселим птиц на нашу зелёную ёлочку. (Дети сажают птиц на макет ели. Выстраиваются вокруг неё и рассматривают свои работы.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ознакомлению с окружающим миром "Лесной доктор"

Расширить знания детей о дятле; рассказать о способах добывания им пищи, об устройстве гнезда, о той пользе, которую приносит эта птица лесу.


Лесной доктор

Слушая звуки леса, одну птицу всегда легко узнать - это дятел.

"Лесной доктор"

Организованная образовательная деятельность.

"Лесной доктор" (конспект занятия по познавательному развитию - природный мир) в подготовительной к школе группе

"Лесной доктор" (конспект занятия по познавательному развитию - природный мир) в подготовительной к школе группе.


НОД по экологии "Лесной доктор в гостях у ребят"

Непосредственная образовательная деятельность по экологии для детей средней группы.

Театрализованная постановка по сказке Н. Сидорова "Лесной доктор"


Конспект занятия по окружающему миру в средней группе на тему "Лесной доктор"

Цель: Формирование знаний о птице – дятел, о пользе, которую он приносит лесу.Задачи: Обучающие: -формировать представление о дятле;- изучать его особенности;Развивающие: - развивать и.

Читайте также: