Как люди приветствуют друг друга конспект урока 1 класс родной язык конспект

Обновлено: 06.07.2024

Цель: Обучать детей общей культуре поведения, доброму, уважительному отношению друг к другу.

  • Познакомить детей с историческим значением слова “здравствуйте”.
  • Объяснить значение слова “доброта”, организовать работу над словом,
  • способным воздействовать на чувства и поведение людей.
  • Развитие умений вести диалог, употребляя различные обращения в зависимости от ситуации (разговор по телефону, правила поведения в общественном транспорте);
  • Обогащать словарный запас; развивать логическое мышление и речь,
  • познавательный интерес к языку.
  • Воспитывать доброе, уважительное отношение друг к другу. Воспитывать культуру общения.
  • информационные технологии, презентация (Приложение 1).
  • наглядные средства: словарь, подготовлены реквизиты для практической части: телефоны, корзинка;
  • раздаточный материал для самостоятельной работы – карточки по подбору синонимов к слову “Добрый”, разрезные пословицы о доброте, карточки для этапа рефлексии (рис.1, рис.2, рис. 3).

1. Организационный момент.

Я очень рада, что сегодня буду проводить урок в вашем классе.

2. Мобилизующий этап:

Какие вы красивые, нарядные и мне очень хочется познакомиться с вами. Ребята, а вы верите в чудеса? Я тоже верю.

Каждое утро ко мне приходит волшебник и приносит мне чудесные сказки. Но сегодня я сказала волшебнику: "Мне не надо сказок. Сегодня я пойду в гости к детям. Я очень хочу познакомиться с ними и подружиться. Тогда волшебник подарил мне белый лист бумаги и сказал, что на нем чудесным образом написаны все имена”.

Сейчас мы попробуем сотворить маленькое чудо.

(На листе ватмана парафином написаны имена детей. Вызываем помощника и вместе с ним смоченной в акварели кистью закрашиваем лист. Когда проступают имена, читаем их: ВАСЯ, КСЮША, КАТЯ, ИВАН, ОЛЯ, и комментируем).

Как же вас много, и у вас такие красивые имена. Теперь, когда мы знаем, как нас зовут, нам будет легче построить свое общение на уроке.

– Скажите, ребята, а с каких слов обычно люди начинают общение?

– Люди начинают свое общение со знакомства.

3. Актуализация знаний.

Правильно, люди начинают знакомиться со слова “здравствуйте”. Это самое обычное и вместе с тем самое важное слово, с которого начинается общение людей, которое характеризует человека как вежливого и приветливого.

– А что значит простое, обыкновенное слово "здравствуй"?

– Когда люди здороваются, они желают друг другу здоровья.

У каждог слова есть своя тайна, история его происхождения. И мы сейчас с вами приоткроем эту тайну, и узнаем, когда появилось это слово. (Слайд 2)

В очень далекие времена, когда жили пещерные люди: у них не было слов ни “здравствуйте”, ни “до свидания”. Но однажды они заболели и никак не могли выздороветь, и тот, кто был у них вместо врача (потому что настоящих врачей тогда не было), сказал им:

– Вы болеете оттого, что не желаете друг другу здоровья. Разве может быть здоровым человек, если ему никто не желает здоровья? Пещерные люди призадумались и решили говорить при встрече друг другу слово “Здравствуйте” – это значит будьте здоровы.

“Здравствуйте”– сказали они друг другу и сразу почувствовали себя лучше.

С тех пор люди здороваются друг с другом. Вот поэтому говорят, что слово “здравствуйте” – это волшебное слово, которое может помочь человеку в исцелении.

Но сама я не волшебница, и у меня нет волшебной палочки, но у меня есть сердце, которое знает волшебные слова. А еще мое сердце умеет дружить с другими сердцами. Сейчас оно переговаривается с чьим–то маленьким сердечком: тук-тук! Тук-тук! Тише, ребята! Давайте послушаем, какие простые, но дорогие слова знают ваши сердечки. А для этого, мы будем передавать этот огонек из рук в руки, и называть волшебные слова. (Дети передают из рук в руки маленькое сердечко , которое светится изнутри). (Слайд 3)


(Здравствуйте, желаю удачи, простите, будьте любезны, не стоит благодарности, очень рад, очень приятно, всего вам доброго, не стоит труда, спасибо, пожалуйста, и т.д.).

Молодцы! Сколько волшебных слов вы знаете!

Ребята, а что вы испытываете, когда к вам вежливо обращаются?

Что произойдет, если люди перестанут говорить друг другу вежливые слова?

Каждый из нас любит, когда к нему обращаются вежливо, но и мы не должны забывать о словах помощниках. Мы должны разговаривать с любым человеком так, как бы вы хотели, чтобы разговаривали с вами.

Правило 1. (Слайд 4)

Ученик читает стихотворение.

Слова “До свиданья!”,
“Спасибо!”, “Простите!”,
“Пожалуйста!”, “Здравствуйте!”
Щедро дарите.

Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым,
В троллейбусе, в парке,
И в школе, и дома.

Слова эти очень,
И очень важны,
Они человеку,
Как воздух, нужны.

Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти нужно с улыбкой дарить.

3. Совместное открытие знаний, т.е. изучение правил и законов. ( Слайд 5)

– Посмотрите, ребята, добрый волшебник прислал нам приглашение в школу вежливости. Как вы думаете, почему директором этой школы является Солнышко?

– Директором школы является Солнышко, потому что оно теплое, доброе, всех согревает.

– Посмотрите ребята, какие необычные уроки проходят в школе вежливости.

Урок доброты.
Музыкальная переменка.
Урок общения.
Урок настроения.

– Итак, первый урок доброты.

(Перейти на слайд 7 по гиперссылке, нажав на запись “ Урок доброты”.)

– Как вы думаете, ребята, почему в школе вежливости проходят уроки доброты?

(В школе вежливости проходит урок доброты, потому что солнышко – светлое, доброе, лучистое, теплое).

– Ребята, прочитайте девиз этой школы – “Добрый человек как солнышко”.

Как вы понимаете эту пословицу? Как вы думаете, что обозначает слово “добрый”?

А давайте с вами заглянем в словарь, и посмотрим, как в нем толкуется значение слова “добрый”. (Ученик читает значение слова в словаре, на экране дублируется запись).

  1. Делающий добро другим, отзывчивый.
  2. Такой, который несет благо, благополучие.

– В словаре мы видим, что слово “добрый” имеет два значения. Правильно ли мы объяснили пословицу. А какие еще пословицы и поговорки вы знаете о доброте?

А вот волшебник нам приготовил еще две пословицы, но слова в них он перепутал, а мы должны их собрать. Кто будет моим помощником?

Дети собирают пословицы.

“При солнышке тепло, при матушке добро”.

“Худо тому, кто добра не делает никому”.

– А пока ребята собирают пословицы, мы с вами поиграем в игру.

На карточке даны слова. Нам нужно соединить лучиками с солнцем только те слова, которые близки по значению слову “добрый” – слова “друзья”, синонимы.

– И так давайте проверим, какие слова “дружат” со словом “ добрый”. (Слайд 8)

(На доске появляется солнышко со словами.)

– Какого человека мы можем назвать добрым?

– Ребята, какие слова вы не соединили со словом “добрый”, почему?

– А теперь мы с вами проверим, какие пословицы составили ваши друзья.

(Дети читают, а ребята проверяют по доске.)

– Чему учат нас пословицы? (Надо быть добрым, внимательным, заботливым.)

– Не только слова должны быть добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям.

Сейчас мы с вами поиграем в игру “Доброе солнышко”.

В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Как солнце, доброта озаряет своими лучами и дарит людям теплоту, заботливость и внимание. Я лучиком солнышка буду дотрагиваться до вас, а вы мне должны будете рассказать, какое доброе дело вы совершили за последнее время. (Учитель выборочно дотрагивается “Волшебной палочкой” до ребят.)

Видите, ребята, как много добрых дел вы совершили.

"Творить добро – это нести радость другому человеку, посадить дерево, подарить цветы маме, не причинять бабушке никаких обид, стараться жить дружно со всеми людьми, сочувствовать, сопереживать чужой беде".

Какие стихи вы знаете о доброте?

Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста, не зависит доброта от цвета.
Доброта – не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет, доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит, радуются взрослые и дети.

Какое правило общения мы с вами запишем для других ребят? (Слайд 9)

Музыкальная переменка. (Слайд 10)

Урок общения. (Слайд 11)

– Мы с вами, ребята, вспомнили вежливые слова, которые помогают людям общаться. Но способов правильного общения множество.

– Посмотрите на экран. Вы видите разные жизненные ситуации, с которыми нам приходится ежедневно сталкиваться.

– На какой картинке герои ведут себя правильно? Почему?

– Сегодня на уроке общения мы будем учиться общаться так, чтобы всем, кто с нами взаимодействует, было приятно, комфортно.

4. Первичное закрепление. Практикум по самостоятельному применению и использованию полученных знаний.

1) (Звенит звонок. Учитель берет трубку и разыгрывает сценку). (Слайд 12)

Ко мне позвонил медведь.
Да как начал, как начал реветь.
– Погодите медведь, не ревите,
Объясните, чего вы хотите?
Но он только “му” да “му”
А к чему, почему –
Не пойму!
Повесьте, пожалуйста, трубку.

– Как вы думаете, почему у нас не состоялся разговор?

– Какие этапы разговора обязательно должны быть?

Приветствие
Представление себя
Объяснение цели своего звонка
Благодарность и прощание.

А теперь давайте попробуем показать правильный телефонный разговор.

Мне нужны помощники – 3 человека.

1. Саша звонит к другу, чтобы узнать домашнее задание. К телефону подходит мама друга. Какой разговор состоится, чем он закончится? Это вы должны нам сейчас показать.

(Разыгрывается ситуация. Дети комментируют правильность ведения телефонного разговора.)

2) Для следующей сценки мне потребуется два человека. (Слайд 13)

(Выбирается девочка, чтобы сыграть роль старушки и мальчик – на роль Коли. Детям предлагается разыграть данную ситуацию.)

Сценка в автобусе.

Шел трамвай десятый номер
По бульварному кольцу.
В нем сидело и стояло
Сто пятнадцать человек.

Люди входят и выходят,
Продвигаются вперед.
Мальчугану Николаю
Ехать очень хорошо.

Он сидит на лучшем месте –
Возле самого окна.
У него коньки под мышкой:
Он собрался на каток.

Вдруг на пятой остановке,
Опираясь на клюку,
Бабка дряхлая влезает
В переполненный вагон.

С нами случаются разные жизненные ситуации, и мы всегда должны стараться вести себя так, чтобы другим людям с нами рядом было хорошо и удобно.

– Как вы думаете, какое правило для вас приготовило Солнышко? (Слайд 14)

Звенит звонок

Вот опять звенит звонок
Вновь зовет нас на урок.

Урок настроения. (Слайд 15)

Чтобы проявлять заботу, внимание к людям нужно понимать эмоциональное состояние людей: грустит человек или радуется, гневается или испытывает страх. Сейчас мы потренируемся в определении настроения людей.

Посмотрите, пожалуйста, на лица этих гномиков? Что они выражают?

(Радость, огорчение, страх, гнев, удивление…)

– С каким гномиком Вам было бы приятнее общаться?

– Нам приятнее общаться с веселым гномиком.

– Какими чаще всего бываете вы?

– Какое правило, мы с вами запишем для всех людей, которые нас окружают? (Слайд 15)

(Дети поют куплет из песни.)

5. Подведение итогов урока.

– Итак, мы сегодня с вами побывали в школе вежливости. А сейчас я хочу проверить, чему вас научило солнышко, какие правила вы запомнили?

(Ученики называют правила общения, вежливости). (Слад 16)

– Ну вот, пришло время прощаться. Мне бы хотелось узнать, с каким настроением вы уходите с сегодняшнего урока? У вас на столах лежат рисунки девочек и мальчиков. Дорисуйте, пожалуйста, их лица. Покажите мне, что вы сейчас чувствуете. (Приложение – рис.1, рис. 2)

– Я рада, что у вас отличное настроение.

Вы сегодня так хорошо мне помогали, вы были добрыми, приветливыми хозяевами. И я хочу вам в подарок подарить вот это веселое солнышко. Каждый раз, когда вам будет грустно, трудно, подойдите к нему, приложите ладошку, и вам сразу станет легче и веселее. (Приложение – рис. 3)

7. Задание на дом.

В течение дня посчитайте, сколько вежливых слов вы сказали людям, и сколько вежливых слов они сказали вам. Помните, что слово может и порадовать человека и обидеть.







Но и поклоны бывали разные. Славяне приветствовали уважаемого в общине человека низким поклоном до земли, иногда даже касаясь или целуя ее. Такой поклон назывался "большим обычаем". Знакомых и друзей встречали "малым обычаем" - поясным поклоном, а незнакомцев почти без обычая: прикладывая руку к сердцу и затем опуская ее вниз. Интересно, что жест "от сердца к земле" является исконно славянским, а "от сердца к солнцу" нет. Прикладывание руки к сердцу сопровождало любой поклон - так наши предки выражали сердечность и чистоту своих намерений. Любой поклон означает смирение перед собеседником. В нем также есть момент беззащитности, ведь человек склоняет голову и не видит того, кто перед ним, подставляя ему самое беззащитное место своего тела - шею.
Учитель:
Форма приветствия – объятия.



Обнимания были распространены на Руси, но и этот вид приветствия имел разновидности. Один из интереснейших примеров - мужское объятие "сердцем к сердцу", показывающее, на первый взгляд, полное доверие мужчин друг к другу, но в действительности свидетельствующее об обратном, ведь именно таким образом мужчины проверяли, нет ли оружия у потенциального опасного соперника.



Такое пасхальное приветствие дошло и до наших дней.
Учитель:
Рукопожатия - древнейший жест, сообщающий очень много собеседникам без единого слова. По тому, насколько сильным и долгим является рукопожатие, можно определить чрезвычайно много. Длительность рукопожатия пропорциональна теплоте отношений, близкие друзья или люди, давно не видевшие друг друга и радующиеся встрече могли совершать горячее рукопожатие не одной рукой, а обеими. Старший обычно первым протягивал руку младшему - это было как бы приглашением того в свой круг. Рука обязательно должна быть "голой" - это правило сохранилось и до наших дней. Открытая рука свидетельствует о доверии.




- Кто знает, почему родители назвали вас такими именами? Что оно означает?

- Наши имена разнообразны и красивы, и мы любим их. Личные имена - это имена, которые даются при рождении людям, и которые нужны не только для общения, но и для документов.

- Спроси у соседа по парте, как его зовут?

- Запишите свои имена на ладошках, которые находятся у вас на парте.
- Благодаря чему вы узнали имя вашего соседа по парте?

- Благодаря речи. Кто-то сказал устно, а кто-то написал. То есть в этом нам помогли речь устная и письменная.

Рассказ учителя о происхождении устной и письменной речи

Физкультминутка

Передавая мяч, ребенок говорит свое имя. Следующий ребенок говорит имя предыдущего ребенка и свое имя и т.д.

4. Творческое задание

- С помощью чего общаются люди? (с помощью слов)

- Кроме слов на помощь человеку приходят помощники. Мимика и жесты.

Пообщайтесь друг с другом с помощью жестов. Покажите жестами свое желание.

А теперь используя слова, жесты мимику разыграйте ситуацию, которая дана на картинке.

5. Работа в тетради

Отгадайте загадки

Несу за плечами дом,

Живут постоянно в нем

Книжки, ручки и тетрадки.

Ты готов сказать отгадку? (ранец)

То я в клетку, то в линейку.

Написать по ним сумей-ка!

Можешь и нарисовать,

Что такое я?. (тетрадь)

На ИЗО с тобой пойдем

И с собой его возьмем.

В чем мы будем рисовать?

Как назвать мне ту тетрадь? (альбом)

Мягкий он и очень гибкий.

Ласково сотрёт ошибки,

Что наделал первоклассник,

С листика упругий (ластик)

- С этого урока мы с вами очень часто будем рисовать в тетради. Но рисование будет необычное, а с помощью линейки. Рассмотрите линейку, которая лежит перед вами.

- Назовите фигуры, которые в ней спрятались?

(круг, полукруг, треугольники, овал, пятиугольник, шестиугольник, квадрат, прямоугольник, четырехугольник – трапеция)

- Вспомните и назовите слова отгадки. На какую фигуру они все похожи? (прямоугольник)

- Прежде, чем мы приступим к работе в тетради, нужно размять пальчики.

Большой палец сливы трясет,

Второй их собирает,

Третий в дом несет,

Самый маленький шалун

Все, все ,все съедает.

Далее учитель объясняет, как размещать фигуры на плоскости листа: вверху, внизу, посередине, слева, справа. Затем объясняет правила посадки при письме, как нужно держать карандаш.

- Найдите на линейке фигуру, которая похожа на ранец. Положите линейку так, чтобы эта фигура была сверху листа. Обведите ее. Заштрихуйте сверху вниз.

- Найдите на линейке фигуру, которая похожа на альбом. Положите линейку так, чтобы эта фигура была внизу листа. Обведите ее. Заштрихуйте снизу вверх

- Найдите на линейке фигуру, которая похожа на тетрадь. Положите линейку так, чтобы эта фигура была слева. Обведите ее. Заштрихуйте слева направо

- Найдите на линейке фигуру, которая похожа на ластик. Положите линейку так, чтобы эта фигура была справа. Обведите ее. Заштрихуйте справа налево.

- Фигуры и штриховка получились очень похожими. Возьмите цветные карандаши и дорисуйте эти фигуры до предметов, которые мы рисовали.

Педагог объясняет, как выполнить эту работу по самооценке. Далее дети оценивают себя по линеечкам шкалы.

- Где мы пользуемся устной и письменной речью?

- Назовите слова приветствия и слова прощания.

- Назовите школьные принадлежности кроме тех, что мы сегодня уже называли.

Уметь слушать, понимать речь и правильно реагировать на нее.

Знать и применять слова приветствия в речи.

Преполагаемый результат

Все учащиеся смогут:

называть ключевые слова приветствия, подражать жестикуляции других;

повторять слова и фразы за учителем;

составлять простые фразы приветствия;

понимать значение изученных слов, фраз.

Большинство учащиеся смогут:

Составлять диалоги - знакомства (2-3 фразы);

Внимательно слушать речь других учащихся, вносить коррективы;

Понимать значение изученных слов - приветствий в предложении.

Некоторые учащиеся смогут (для сильных):

Составлять фразы приветствия по опоре (картинке, схеме);

Внимательно слушать, комментируя услышанное;

Обсуждать значение используемых слов - приветствий.

Языковая цель

Привет, Сәлем, Hello.

Используемый язык для диалога/ письма на уроке:

Материал прошедших уроков

Учащиеся могут иметь лексическую базу знаний по данной теме на родном языке.

Планируемое время

Запланированная деятельность

Начало урока

Здравствуйте, я говорю вам, здравствуйте!

Доброго здоровья, люди, вам!

Каждый день и час желаю - здравствуйте!

Я для вас тепло души отдам.

Здравствуйте, я говорю вам, здравствуйте!

Всем родным, знакомым и друзьям.

Будьте счастливы и просто - здравствуйте!

Мира, радости и процветанья вам!

После чтения обращается внимание на то, что выражение доброжелательности через проиносение слов - приветствий показывает детям, что их любят. И они, проникаясь этой искренней симпатией, сами стремятся радовать добрыми словами окружающих.

Cередина урока

Работа по презентации. Назовите слова приветствия. Проиграйте эти слова друг с другом.

(Ф) Рассматривание иллюстраций.

-Приветствуют друг друга с помощью жестов, мимики или просто копируют слова/фразы (учитель обращает внимание на ключевые слова - имена собственные).

(П) Повторяют предложения.

Составляют диалог - знакомство по образцу:

-Меня зовут Асия. А тебя?

-Меня зовут Света.

(Аналогично составляют диалог мальчики, мальчик с девочкой и т.д.)

Чтобы облегчить понимание фраз, учитель синхронно переводит фразы на родной язык.

4.Закрепление изученного материала.

(Ф) Дети, работая в паре, здороваются, обращаются к разным людям:

(П) 1 - й вариант

Составляют диалог, как можно говорить по мобильному телефону

Учитель задает вопрос на казахском языке, а ученик отвечает на русском языке.

(Г) Ребятам предлагается составить предложение по картинке.

Посмотри картинку и скажи, как приветствуют малыши друг друга. Покажи свои приветствия.

Читайте также: