Лепка и роспись собственной модели игрушки 5 класс конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

В рамках урока раскрыты особенности народных промыслов Хлуднево, Каргополь, Филимоново, Дымково. Формы игрушек, элементы росписи глиняных игрушек разных народных промыслов и их символическое значение.

  • сформировать понятие о народной глиняной игрушке, ее видах (Хлуднёвская, Филимоновская, Каргопольская, Дымковская), традициях формы и элементов росписи.

На уроке мы узнаем:

  • характерные для того или иного народного промысла основные элементы орнамента и особенности цветового решения.

мы научимся:

  • сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.
  • сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.

Глоссарий по теме урока:

Игрушка – особый вид народного творчества.

Деревня Хлуднево – центр народного промысла хлуднёвской игрушки.

Рогаль – мифическое существо, похожее на чёртика, образ домового, который живёт за печкой и помогает в домашнем быту.

Деревня Филимоново - центр производства Филимоновской игрушки.

Каргопольскй район - центр производства Каргопольской игрушки.

Дымково - центр производства Дымковской игрушки.

Обязательная литература:

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал

С давних времён к нам пришла замечательная профессия – игрушечных дел мастер. Русская народная игрушка – особый вид творчества. Русская народная игрушка проста, но очень выразительна. Раньше изготовлением и росписью игрушек занимались только женщины, позже изготовление игрушек стало самостоятельным ремеслом.

Русские народные игрушки имели особое значение и силу. В образе игрушки живут красочные птицы, весёлые животные, добродушные люди. Яркие цвета и пронзительный свист охраняли людей от зла.

Игрушки имеют обобщённую форму, очень пластичны, сложившуюся веками роспись. Познакомимся с игрушками поближе.

В начале 19 века в деревне Хлуднёво Калужской губернии (сейчас Думиничский район Калужской области) игрушку лепили из глины. По названию деревни игрушку стали называть хлуднёвской.

Городская ярмарка, шум, веселье, раздолье. Раздаётся пронзительный свист – это ребятишки дуют в весёлые игрушки- свистульки: глиняные коньки, петушки и другие диковинки.

Хлуднёвская игрушка имеет особенности. Мастера расписывали не всю игрушку, а только отдельные элементы: только перья на крыльях и хвостах птиц или фрагменты очертаний туловища животных, схематическое изображение элементов одежды на фигурках людей. Ещё мастера использовали чередующиеся полоски разных цветов.

Чаще всего при росписи игрушки использовали: параллельные тонкие полоски; ромбы; круги; точки; спирали; знак солнца; изображения древа жизни знак неба. Основными цветами были: ярко — зеленый; синий; желтый; оранжевый; розовый; ярко — красный; малиновый; черный.

Среди хлуднёвских глиняных игрушек мы видим множество различных птиц – это петухи и курицы, утки, жаворонки, кукушки, соловьи, гуси и голуби.

Ещё одна особенность – это сказочный образ Рогаля. Люди верили, что Рогаль – это добрый домовой, он живёт за печкой и помогает в домашнем быту.

Филимоновскую игрушку изготавливают в деревне Филимоново Тульской области. Глина из которой лепят игрушки мягкая и податливая, и игрушки получаются стройные и изящные, удлинённой формы, что делает её особенной. Статные мужички, женщины с ребёнком на руках, различные животные и даже фантастические существа.

Игрушечные образы создаются с особым значением: всадник или конь символизируют Велеса (бог солнца), петушок - главный хранитель дома; баран, коза и олень – защита от злых духов; курочка или уточка - благополучие. Большое семейное счастье символизировала барыня-берегиня, прообраз– богини Мокошь. Её изображали с младенцем в правой руке и с утицей под левой. Для росписи филимоновской игрушки мастера использовали малиново- красный, жёлтый и изумрудно- зелёный и другие цвета.

В Каргопольском районе Архангельской области живёт каргопольская глиняная игрушка.

Какие же они каргопольские игрушки? В отличии от филимоновской каргопольская игрушка имеет приземистую фигуру, коротенькие руки и ноги, у мужичков большая голова и чуть сплющенное лицо и борода как лопата. Глиняная баба с младенцем на руках, с птицей или пирогами символизирует древний образ богини матери. Известная каргопольская игрушечница Ульяна Бабкина придумала удивительный образ –полкана. Полкан – это бравый генерал с туловищем коня; бородатый богатырь - защитник от всяческих сил зла. Расписывали каргопольские игрушки приглушёнными тонами, несложными узорами, с использованием солярных знаков: большие огненно-красные круги, кресты, а также символы зёрен, хлебных колосьев и веточек растений. Каждая игрушка имеет свой собственный орнамент, свою символику. Женщина олицетворяет образ Земли, плодородия и кормилицы. Медведь — символ хозяина леса, олень или баран — символ неба и солнца. Мир каргопольской игрушки это глиняный мир, где живут добро и волшебство.

Дымковские свистульки родились в Дымковской слободе, рядом с городом Вятки (сегодня - Киров).

Вятка с давних времён славилась шумными ярмарками и базарами, где дымковские свистульки были главным развлечением. Крестьяне лепили щеголих в красочных нарядах, нянек с детьми, лихих всадников, важных индюков, и даже целые житейские истории.

Главными образами дымковской игрушки считают: важного индюка; барыню — изящную горожанку, часто рядом с ней изображали ребятишек; барашка с позолоченными рогами; лошадь в ярко-голубых цветах; прогуливающийся кавалер или всадник на коне. Дымковская игрушка отличается плавностью и округлостью силуэта; имеет много лепных деталей. Наряд горожанки украшали различные косички, воланы и жгутики, образ которой составлялся из разных, соединённых в определённом порядке, тщательно примазанных деталей. Дымковская игрушка - яркая, выразительная, колоритная. Мастера наносили роспись прямо на поверхность обожжённой глины.

Роспись разных игрушек не похожа одна на другую.

Чередующиеся дужные полосы красно-малинового, желтого и зелёного цветов филимоновской игрушки.

Дымковскую игрушку расписывали кругами, овалами, клеточками, полосками и волнистыми линиями, точками, используя в основном жёлтый и синий, малиново красный и зелёный, чёрный цвета. Яркие цвета сочетались с мягкими и приглушёнными: голубым, розовым, оранжевым, коричневым.

Каргопольская игрушка отличается своей выразительностью. По забелённой известью поверхности инструментом — мазилочкой наносится простой и ясный узор из кругов, лучистых крестов, овалов, напоминающих своей формой семена хлебных злаков, колосья, веточки деревьев, росчерки линий.

Используя традиционные наборы декоративных элементов, мастерицы создавали яркое, весёлое и волшебное искусство.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1.Название задания. Хлудневская игрушка.

Текст задания. Выберите изображения хлудневской игрушки.


1.


2.


3.


4.


5.


6.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

2.Название задания. Глиняные народные игрушки.

Текст задания. Установите соответствие между изображением глиняных народных игрушек и их названиям.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное образовательное учреждение

Лямбирского муниципального района

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В 5 КЛАССЕ

В РАМКАХ РАЙОННОГО СЕМИНАРА УЧИТЕЛЕЙ ИСКУССТВА

на тему: «Лепка и роспись глиняных игрушек как средство приобщения учащихся к декоративно – прикладному искусству

Якимова Светлана Геннадьевна

Народное искусство несет о себе огромную информацию, о жизни наших предков. Русские глиняные игрушки можно рассматривать не только как памятники искусства, но и истории. Некогда они были ритуальными фигурками, связанными с обрядами земледельческих календарных праздников. Особенно интересны игрушки–свистульки, которые делались для весеннего праздника “Свистунья”, знаменовавшего начало полевых работ. К Х1Х веку магическое содержание свистульки утратилось, и она превратилась в обычную детскую забаву. Ушел в далекое прошлое старинный праздник “Свистунья”. На смену старым мастерам пришли новые, бережно сохраняющие бесценные традиции народного искусства. Но не забыта, живет и восхищает во всех концах земного шара Дымковская игрушка, прославляя талант, красоту и мастерство русского народа.

И невозможно не согласиться с теми, кто, глядя на любую из них, восклицает:

Глазам – радость, душе – отрада!”

Урок-закрепление пройденного материала

Рассмотреть возможности приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству в процессе лепки и росписи дымковской народной игрушки (из скульптурного пластилина).

Планируемые результаты

метапредметные

-представление о народном

-умение видеть форму, цвет,

декор игрушки, и передавать

единство этих качеств в рисунках;

орнаментальные композиции на

основе дымковской игрушки

- умение эстетически подходить

к любому виду деятельности;

отношения к традициям

Решаемые учебные проблемы

Расписать дымковскую игрушку

Основные понятия, изучаемые на уроке

- отличительные особенности дымковской игрушки;

- элементы геометрического орнамента;

Средства (учебное лабораторное оборудование, ИКТ-средства, демонстрационные материалы и т.д.), используемые на уроке

Дымковские игрушки, бумажные модели, недорисованные рисунки, цветные иллюстрации и таблицы с рисунками дымковских игрушек, компьютер, мультимедийный проектор.

МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

Длительность этапа: 5мин.

Основной вид учебной деятельности, приемы мотивации

Просмотр фрагмент видеофильма о дымковском промысле.

Форма организации деятельности учащихся

Средства (учебное лабораторное оборудование, ИКТ-средства, демонстрационные материалы и т.д.), используемые на данном этапе

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ЭТАП

Длительность этапа: 3мин.

Основной вид учебной деятельности, используемые методы и приемы

Форма организации деятельности учащихся

Средства (учебное лабораторное оборудование, ИКТ-средства, демонстрационные материалы и т.д.), используемые на данном этапе

ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ ЭТАП

Длительность этапа: 30 мин.

Основные виды учебной деятельности, используемые методы и приемы

Формы организации деятельности учащихся

Приемы рефлексии

Методы и приемы оценивания, самооценивания

Средства (учебное лабораторное оборудование, ИКТ-средства, демонстрационные материалы и т.д.), используемые на данном этапе

Альбомные листы, краски, кисточки, простые карандаши, ластик, стаканчики с водой.

Цветные иллюстрации с дымковскими игрушками, открытки, таблицы с элементами узоров дымковской игрушки, учебник, объемные дымковские игрушки

КОНТРОЛЬНЫЙ

Длительность этапа: 5мин.

Методы контроля

Форма организации контроля

Методы оценивания

Средства (учебное лабораторное оборудование, ИКТ-средства, демонстрационные материалы и т.д.), используемые на данном этапе

Альбомные листы, краски, кисточки, простые карандаши, ластик, стаканчики с водой.

Цветные иллюстрации с дымковскими игрушками, открытки, таблицы с элементами узоров дымковской игрушки, учебник, дымковские объемные игрушки.

РЕФЛЕКСИВНЫЙ

Длительность этапа: 2мин.

Используемые приемы рефлексии

Тема урока: «Лепка и роспись глиняных игрушек как средство приобщения учащихся

Тип урока: закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков

Вид урока: Формирование и закрепление способов деятельности.

Цель: Рассмотреть возможности приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству в процессе лепки и росписи дымковской народной игрушки (из скульптурного пластилина).

Задачи урока:

1. Продолжать знакомить детей с народным промыслом - глиняная Дымковская (вятская) игрушка (Кировская область);

2. Систематизировать и обобщить знания обучающихся о данном народном промысле;

3. Развивать умение видеть форму, цвет, декор игрушки и посильно передавать единство этих качеств в рисунках и объёмных работах;

4. Развивать умение выполнять вариации орнаментальных композиций на основе дымковской росписи;

5. Закрепить навыки кистевой росписи;

6. Развивать художественный вкус учащихся – учить видеть красоту и выразительность образной передачи жизни в игрушках отдаленного прошлого и современности;

7. Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, бережное отношение к традициям народа.

Планируемые достижения:

-представление о народном промысле - глиняная Дымковская (вятская) игрушка (Кировская область);

- умение видеть форму, цвет, декор игрушки и передавать единство этих качеств в рисунках и объёмных работах;

- умение выполнять вариации орнаментальных композиций на основе дымковской росписи;

Метапредметные:

-Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;

-Моделирование объемной формы

-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к традициям другого человека.

Оборудование:

Для учителя:

-модели глиняных дымковских игрушек (работы обучающихся по мотивам дымковских мастеров);

-цветные иллюстрации с изображением дымковских игрушек, открытки;

-таблицы с элементами узоров дымковской росписи;

-образцы рисунков-упражнений - “Дорисуй юбку”;

Для учащихся:

-рисунки, иллюстрации с изображением дымковских игрушек

-таблицы с элементами узоров дымковской росписи;

-раздаточный материал: карты-вставки “Дорисуй юбку” с дополнительными карточками;

-печатки-тычки различного диаметра;

-палитры, стаканчики непроливайки, салфетки, кисточки.

-игрушка, вылепленная из пластилина и покрытая водоэмульсионной краской.

Литературный ряд:

-Стихи и загадки о дымковской игрушке;

Индивидуальная работа: во время самостоятельной практической работы учащихся учитель проводит показ и комментирование удачных и ошибочных моментов в детских работах, показывает и комментирует варианты исправления ошибок и композиционные приемы росписи.

Межпредметные связи: учитель озвучивает связь темы урока с учебными предметами – математикой, географией, историей, литературой и т.д.

Дифференцированный подход в методике проведения урока: в практической части учащимся предлагается многовариантная схема решения одной темы – от сложного декора объемной игрушки, по бумажной форме до упрощенной плоскостной композиции в квадрате, прямоугольнике, полосе.

Оценочное ориентирование: перед практической частью учитель озвучивает, какую оценку ученик может получить за правильно выполненную работу и что для этого необходимо.


I . Организационный момент

(Создание эмоционального настроя, самооценка готовности к уроку)

1. Подведение к цели урока.

2. Просмотр фрагмент видеофильма о дымковском промысле.

II. Освоение нового материала.

Беседа о традиционных орнаментах Дымковской игрушки (Иллюстрации на доске и в учебниках).

Упражнение на закрепление изученного материала (Дорисуй юбку).

Постановка художественной задачи (выбор орнамента и цветовые решения для росписи игрушек).

III. Применение освоенного в практической деятельности.

Практическое выполнение задания. Кистевая роспись гуашью по ранее выполненной бумажной модели или объемной (барышня, петушок, барашек и т.п.).

IV. Оценка результатов.

Выставка и оценивание работ. Три главных художника из числа учащихся оценивают выполненные работы в своих группах, комментируют оценки. Учитель корректирует оценку. Выставочный вариант оценки творческих работ учащихся позволяет проводить фронтальное оценивание всего класса. Учащиеся определяют на основе визуальных и проговоренных критериев удачные и ошибочные моменты, лучшие работы в конкретной группе.

1. Подведение к цели урока.

В кабинете оформлена выставка Дымковских игрушек созданных детьми, на доске висят изображения дымковской игрушки.

Цели и задачи:

для учителя – продолжить изучение с учащихся традиционного промысла, его историю, традиции и технологию промысла;

для учащихся – создание мысленного и зрительного художественного образа будущего изделия и декора на примере фольклорных и исторических мотивах и символах.

-Учитель. – Проверь, дружок, готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке: альбом, кисти, краски!
Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь!

- Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково….

Рядом с этой деревней жила волшебница. На берегу, она брала глину и из этой глины лепила фигурки коней, оленей, козлов, уточек, индюков, барынь и кавалеров и многое другое. А вылепленные игрушки она обжигала в печи докрасна, остужала их и покрывала белой краской, а потом их расписывала разными красками: красной, синей, зелёной, жёлтой. А узоры были разные, и точки, и кружочки, и волнистые линии и завитки. И игрушки были у неё дивно хороши. Прослышал про это народ в деревне, и захотели они посмотреть дивное волшебство, постучались, вошли, а как вошли и остановились, слово вымолвить не могут, только руками развели. Стоят, налюбоваться не могут. Расписные барыни в нарядных сарафанах, точно в пляс идут, олени с золотыми рогами стоят, расписные кони гарцуют, сказочные индюки выставили свои хвосты на показ. Стоит народ и диву даётся. А волшебница была очень добрая и подарила им на память свои расписные игрушки.

Вот и стали жители этой деревни лепить весёлые, яркие, красочные игрушки и свистульки. Много их налепят за долгую зиму…. А когда поднимается в небе золотое, весеннее солнышко, убежит снег с полей, сельчане выносили свои игрушки на ярмарку и устраивали весёлый праздник Свистуньи и Свистопляса и ну свистеть, зиму провожать, весну встречать, славить. И слава о тех игрушках разлетелась по всему свету, и назвал народ эти игрушки дымковскими. Так и дошла эта красивая игрушка до наших дней, а слава о ней разлетелась далеко-далеко по всему свету.

- И так, чем же знаменито Дымково и о чем мы сегодня будем вести речь на уроке? (ответ детей).

- А вести речь мы будем о игрушках, но не об обычных игрушках, а о народных игрушках. А почему ее назвали народной?

Мы с вами тоже устроили не большую ярмарку.… Давайте внимательно рассмотрите игрушки на нашей ярмарке. (Рассматривают, трогают руками).

- Что же нового вы узнали из фильма? (ответ детей)

На прошлом уроке мы с вами вылепили игрушки, вы дома перекрыли их водоэмульсионной краской, сегодня на уроке распишем по вашим эскизам.

II. Освоение нового материала.

1. Закрепление изученного материала.

-Какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки?

-Дымковская игрушка – белоснежная. Перед тем как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке.

-Как вы думаете, какие элементы геометрического орнамента использовали мастера?

-Круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии;

-Какие цвета брали для росписи игрушек?

-Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный.

- В современной игрушке яркие цвета дополняют голубым, розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами.

-Видите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга (обращаюсь к таблице и иллюстрациям на доске):

-в шахматном порядке;

-в клетке между линиями.

-Ребята, обратите внимание на точки:

-Обратите внимание на цветовое сочетание элементов в узорах (не более 3 – 4 цветов).

2. Упражнение на закрепление изученного материала.

(выполнение упражнений на закрепление навыков кистевого приема росписи и умение использовать в росписи дымковские элементы)

3. Физкультминутка.

4. Постановка художественной задачи.

-Учитель. – Ребята! А сейчас закройте глаза и представьте, что мы с вами не в классе, а в мастерской, и вы все не ученики, а мастера-художники. Посмотрите у вас на столах лежат дымковские игрушки, но прежде чем расписывать внимательно посмотрите на элементы узоров, характерные для этой игрушки, которую вы выбрали. Не забудьте о цветовой гамме.

-Сколько цветов вы будете использовать для росписи Дымковской игрушки?

-Какие элементы росписи будете использовать?

-Учитель. – Хорошо. Приступайте к работе (роспись фигурок по мотивам дымковских игрушек).

III. Применение освоенного в практической деятельности.

5. Практическое выполнение задания. Самостоятельная творческая работа учащихся.

Во время самостоятельной работы учащихся учитель зачитывает тематические стихи:

Почтеннейшие господа!

Посмотрите вы сюда!

Игрушки всякие на все манеры:

Вот и барышни и кавалеры.

У барынь алые щёки и губки,

Нарядные платья и тёплые шубки.

Красна девица в венце

У неё румянец на лице

Собой хороша,

Стоит не дыша!

Посмотрите, что за конь

Ручкой только его тронь

Он с тобою вместе

Ускачет вёрст за двести.

И с хвостом и с гривой

Вот какой красивый!

А вот стоит козёл

На стройных ногах

Вся краса у козла в рогах!

Он качает головой

Посмотрите я какой!

Индя-индя-индючок!

Ты похож на сундучок,

Сундучок то не простой,

Красный, жёлтый, голубой!

IV . Оценка результатов.

Молодцы ребята, славно потрудились. Проявили отличные навыки и знания. Замечательные из вас получились мастера дымковской игрушки!

А вы знаете, что мы познакомились только с одним промыслом с дымковской игрушкой. Но наша страна славится и другими народными промыслами, которыми мы с вами в праве гордиться, так как они известны на весь мир, и встреча с которыми у вас ещё впереди.

А сегодня вы славно и творчески поработали на уроке, и я каждому за работу ставлю высший бал. На этом наш урок закончен.

Народное искусство несет о себе огромную информацию, о жизни наших предков. Русские глиняные игрушки можно рассматривать не только как памятники искусства, но и истории. Некогда они были ритуальными фигурками, связанными с обрядами земледельческих календарных праздников. Особенно интересны игрушки-свистульки, которые делались для весеннего праздника "Свистунья", знаменовавшего начало полевых работ. К Х1Х веку магическое содержание свистульки утратилось, и она превратилась в обычную детскую забаву. Ушел в далекое прошлое старинный праздник "Свистунья". На смену старым мастерам пришли новые, бережно сохраняющие бесценные традиции народного искусства. Но не забыта, живет и восхищает во всех концах земного шара Дымковская игрушка, прославляя талант, красоту и мастерство русского народа.

И невозможно не согласиться с теми, кто, глядя на любую из них, восклицает:

"Глазам - радость, душе - отрада!"

Урок-закрепление пройденного материала

Рассмотреть возможности приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству в процессе лепки и росписи дымковской народной игрушки (из скульптурного пластилина).

-представление о народном

-умение видеть форму, цвет,

декор игрушки, и передавать

единство этих качеств в рисунках;

орнаментальные композиции на

основе дымковской игрушки

- умение эстетически подходить

к любому виду деятельности;

отношения к традициям

Решаемые учебные проблемы

Расписать дымковскую игрушку

Основные понятия, изучаемые на уроке

- отличительные особенности дымковской игрушки;

- элементы геометрического орнамента;

Средства (учебное лабораторное оборудование, ИКТ-средства, демонстрационные материалы и т.д.), используемые на уроке

Дымковские игрушки, бумажные модели, недорисованные рисунки, цветные иллюстрации и таблицы с рисунками дымковских игрушек, компьютер, мультимедийный проектор.

Длительность этапа: 5мин.

Основной вид учебной деятельности, приемы мотивации

Просмотр фрагмент видеофильма о дымковском промысле.

Форма организации деятельности учащихся

Средства (учебное лабораторное оборудование, ИКТ-средства, демонстрационные материалы и т.д.), используемые на данном этапе

Длительность этапа: 3мин.

Основной вид учебной деятельности, используемые методы и приемы

Форма организации деятельности учащихся

Средства (учебное лабораторное оборудование, ИКТ-средства, демонстрационные материалы и т.д.), используемые на данном этапе

Длительность этапа: 30 мин.

Основные виды учебной деятельности, используемые методы и приемы

Формы организации деятельности учащихся

Методы и приемы оценивания, самооценивания

Средства (учебное лабораторное оборудование, ИКТ-средства, демонстрационные материалы и т.д.), используемые на данном этапе

Альбомные листы, краски, кисточки, простые карандаши, ластик, стаканчики с водой.

Цветные иллюстрации с дымковскими игрушками, открытки, таблицы с элементами узоров дымковской игрушки, учебник, объемные дымковские игрушки

Длительность этапа: 5мин.

Форма организации контроля

Средства (учебное лабораторное оборудование, ИКТ-средства, демонстрационные материалы и т.д.), используемые на данном этапе

Альбомные листы, краски, кисточки, простые карандаши, ластик, стаканчики с водой.

Цветные иллюстрации с дымковскими игрушками, открытки, таблицы с элементами узоров дымковской игрушки, учебник, дымковские объемные игрушки.

Длительность этапа: 2мин.

Используемые приемы рефлексии

Тема урока: «Лепка и роспись глиняных игрушек как средство приобщения учащихся

Тип урока: закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков

Вид урока: Формирование и закрепление способов деятельности.

Цель: Рассмотреть возможности приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству в процессе лепки и росписи дымковской народной игрушки (из скульптурного пластилина).

1. Продолжать знакомить детей с народным промыслом - глиняная Дымковская (вятская) игрушка (Кировская область);

2. Систематизировать и обобщить знания обучающихся о данном народном промысле;

3. Развивать умение видеть форму, цвет, декор игрушки и посильно передавать единство этих качеств в рисунках и объёмных работах;

4. Развивать умение выполнять вариации орнаментальных композиций на основе дымковской росписи;

5. Закрепить навыки кистевой росписи;

6. Развивать художественный вкус учащихся - учить видеть красоту и выразительность образной передачи жизни в игрушках отдаленного прошлого и современности;

7. Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, бережное отношение к традициям народа.

-представление о народном промысле - глиняная Дымковская (вятская) игрушка (Кировская область);

- умение видеть форму, цвет, декор игрушки и передавать единство этих качеств в рисунках и объёмных работах;

- умение выполнять вариации орнаментальных композиций на основе дымковской росписи;

-Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;

-Моделирование объемной формы

-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к традициям другого человека.

-модели глиняных дымковских игрушек (работы обучающихся по мотивам дымковских мастеров);

-цветные иллюстрации с изображением дымковских игрушек, открытки;

-таблицы с элементами узоров дымковской росписи;

-образцы рисунков-упражнений - "Дорисуй юбку";

-рисунки, иллюстрации с изображением дымковских игрушек

-таблицы с элементами узоров дымковской росписи;

-раздаточный материал: карты-вставки "Дорисуй юбку" с дополнительными карточками;

-печатки-тычки различного диаметра;

-палитры, стаканчики непроливайки, салфетки, кисточки.

-игрушка, вылепленная из пластилина и покрытая водоэмульсионной краской.

-Стихи и загадки о дымковской игрушке;

Индивидуальная работа: во время самостоятельной практической работы учащихся учитель проводит показ и комментирование удачных и ошибочных моментов в детских работах, показывает и комментирует варианты исправления ошибок и композиционные приемы росписи.

Межпредметные связи: учитель озвучивает связь темы урока с учебными предметами - математикой, географией, историей, литературой и т.д.

Дифференцированный подход в методике проведения урока: в практической части учащимся предлагается многовариантная схема решения одной темы - от сложного декора объемной игрушки, по бумажной форме до упрощенной плоскостной композиции в квадрате, прямоугольнике, полосе.

Оценочное ориентирование: перед практической частью учитель озвучивает, какую оценку ученик может получить за правильно выполненную работу и что для этого необходимо.


I. Организационный момент

(Создание эмоционального настроя, самооценка готовности к уроку)1. Подведение к цели урока.

2. Просмотр фрагмент видеофильма о дымковском промысле.

Беседа о традиционных орнаментах Дымковской игрушки (Иллюстрации на доске и в учебниках).

Упражнение на закрепление изученного материала (Дорисуй юбку).

1. Подведение к цели урока.

для учителя - продолжить изучение с учащихся традиционного промысла, его историю, традиции и технологию промысла;

-Учитель. - Проверь, дружок, готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке: альбом, кисти, краски!
Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь!

- Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково….

Рядом с этой деревней жила волшебница. На берегу, она брала глину и из этой глины лепила фигурки коней, оленей, козлов, уточек, индюков, барынь и кавалеров и многое другое. А вылепленные игрушки она обжигала в печи докрасна, остужала их и покрывала белой краской, а потом их расписывала разными красками: красной, синей, зелёной, жёлтой. А узоры были разные, и точки, и кружочки, и волнистые линии и завитки. И игрушки были у неё дивно хороши. Прослышал про это народ в деревне, и захотели они посмотреть дивное волшебство, постучались, вошли, а как вошли и остановились, слово вымолвить не могут, только руками развели. Стоят, налюбоваться не могут. Расписные барыни в нарядных сарафанах, точно в пляс идут, олени с золотыми рогами стоят, расписные кони гарцуют, сказочные индюки выставили свои хвосты на показ. Стоит народ и диву даётся. А волшебница была очень добрая и подарила им на память свои расписные игрушки.

Вот и стали жители этой деревни лепить весёлые, яркие, красочные игрушки и свистульки. Много их налепят за долгую зиму…. А когда поднимается в небе золотое, весеннее солнышко, убежит снег с полей, сельчане выносили свои игрушки на ярмарку и устраивали весёлый праздник Свистуньи и Свистопляса и ну свистеть, зиму провожать, весну встречать, славить. И слава о тех игрушках разлетелась по всему свету, и назвал народ эти игрушки дымковскими. Так и дошла эта красивая игрушка до наших дней, а слава о ней разлетелась далеко-далеко по всему свету.

- И так, чем же знаменито Дымково и о чем мы сегодня будем вести речь на уроке? (ответ детей).

- А вести речь мы будем о игрушках, но не об обычных игрушках, а о народных игрушках. А почему ее назвали народной?

Мы с вами тоже устроили не большую ярмарку.… Давайте внимательно рассмотрите игрушки на нашей ярмарке. (Рассматривают, трогают руками).

- И так, мы с вами продолжим изучение данного промысла и основная наша задача на сегодняшнем уроке выполнить роспись дымковской игрушки. Но прежде чем приступить к нашей работе, мы закрепим сведения о дымковской игрушке и посмотрим фильм

- Что же нового вы узнали из фильма? (ответ детей)

На прошлом уроке мы с вами вылепили игрушки, вы дома перекрыли их водоэмульсионной краской, сегодня на уроке распишем по вашим эскизам.

II. Освоение нового материала.

1. Закрепление изученного материала.

-Какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки?

-Дымковская игрушка - белоснежная. Перед тем как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке.

-Как вы думаете, какие элементы геометрического орнамента использовали мастера?

-Круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии;

-Какие цвета брали для росписи игрушек?

-Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный.

- В современной игрушке яркие цвета дополняют голубым, розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами.

-Видите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга (обращаюсь к таблице и иллюстрациям на доске):

-в шахматном порядке;

-в клетке между линиями.

-Ребята, обратите внимание на точки:

-Обратите внимание на цветовое сочетание элементов в узорах (не более 3 - 4 цветов).

2. Упражнение на закрепление изученного материала.

(выполнение упражнений на закрепление навыков кистевого приема росписи и умение использовать в росписи дымковские элементы)

4. Постановка художественной задачи.

-Учитель. - Ребята! А сейчас закройте глаза и представьте, что мы с вами не в классе, а в мастерской, и вы все не ученики, а мастера-художники. Посмотрите у вас на столах лежат дымковские игрушки, но прежде чем расписывать внимательно посмотрите на элементы узоров, характерные для этой игрушки, которую вы выбрали. Не забудьте о цветовой гамме.

-Сколько цветов вы будете использовать для росписи Дымковской игрушки?

-Какие элементы росписи будете использовать?

-Учитель. - Хорошо. Приступайте к работе (роспись фигурок по мотивам дымковских игрушек).

III. Применение освоенного в практической деятельности.

5. Практическое выполнение задания. Самостоятельная творческая работа учащихся.

Во время самостоятельной работы учащихся учитель зачитывает тематические стихи:

Посмотрите вы сюда!

Игрушки всякие на все манеры:

Вот и барышни и кавалеры.

У барынь алые щёки и губки,

Нарядные платья и тёплые шубки.

Красна девица в венце

У неё румянец на лице

Посмотрите, что за конь

Ручкой только его тронь

Он с тобою вместе

Ускачет вёрст за двести.

И с хвостом и с гривой

Вот какой красивый!

А вот стоит козёл

На стройных ногах

Вся краса у козла в рогах!

Он качает головой

Посмотрите я какой!

Ты похож на сундучок,

Сундучок то не простой,

Красный, жёлтый, голубой!

Молодцы ребята, славно потрудились. Проявили отличные навыки и знания. Замечательные из вас получились мастера дымковской игрушки!

А вы знаете, что мы познакомились только с одним промыслом с дымковской игрушкой. Но наша страна славится и другими народными промыслами, которыми мы с вами в праве гордиться, так как они известны на весь мир, и встреча с которыми у вас ещё впереди.

А сегодня вы славно и творчески поработали на уроке, и я каждому за работу ставлю высший бал. На этом наш урок закончен.

Автор учебника по программе Б. М. Неменского

Тема урока. Древние образы, единство форм и декора в народных игрушках. Лепка и роспись собственной модели игрушки (уроки 1-3).
Цели урока:
1. Сформировать понятие о народной глиняной игрушке, её видах (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская), традициях формы и росписи.
2. Воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родины и её истории.
3. Формировать навыки работы с пластилином, художественной росписью.
4. Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.

Проект урока.

Организационный момент. Тема. Целеполагание

Знакомство с планом урока. Организация рабочего стола

Беседа об истории, об особенностях орнамента

Участие в обсуждении нового материала

Показ слайдов (разновидности игрушек из глины)

Постановка художественной задачи (выполнение эскиза)

Организация рабочей обстановки и варианты к поставленной задачи

Обдумывание и решение выбора варианта

Беседа о приёмах работы с пластилином

Участие в обсуждении нового материала

Показ слайдов (рисунки-схемы изготовления игрушки)

Постановка художественной задачи (вылепить модель)

Организация рабочей обстановки и варианты к поставленной задачи

Обдумывание и решение выбора варианта

Беседа о традиционных орнаментах

Участие в обсуждении нового материала

Показ слайдов (рисунки-схемы узоров)

Постановка художественной задачи (выбор орнамента и цветовые решение)

Организация рабочей обстановки и варианты к поставленной задачи

Обдумывание и решение выбора варианта

Практическое выполнение задания

Целевые обходы: оказание помощи, контроль объёма и качества работы

Выполнение практической части урока

Анализ работ и домашнее задание

Выставка работ, анализ. Запись на доске домашнего задания

Читайте также: