Лепка и роспись собственной модели игрушки 5 класс конспект урока
Обновлено: 03.07.2024
В рамках урока раскрыты особенности народных промыслов Хлуднево, Каргополь, Филимоново, Дымково. Формы игрушек, элементы росписи глиняных игрушек разных народных промыслов и их символическое значение.
- сформировать понятие о народной глиняной игрушке, ее видах (Хлуднёвская, Филимоновская, Каргопольская, Дымковская), традициях формы и элементов росписи.
На уроке мы узнаем:
- характерные для того или иного народного промысла основные элементы орнамента и особенности цветового решения.
мы научимся:
- сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.
- сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.
Глоссарий по теме урока:
Игрушка – особый вид народного творчества.
Деревня Хлуднево – центр народного промысла хлуднёвской игрушки.
Рогаль – мифическое существо, похожее на чёртика, образ домового, который живёт за печкой и помогает в домашнем быту.
Деревня Филимоново - центр производства Филимоновской игрушки.
Каргопольскй район - центр производства Каргопольской игрушки.
Дымково - центр производства Дымковской игрушки.
Обязательная литература:
Открытые электронные ресурсы:
Теоретический материал
С давних времён к нам пришла замечательная профессия – игрушечных дел мастер. Русская народная игрушка – особый вид творчества. Русская народная игрушка проста, но очень выразительна. Раньше изготовлением и росписью игрушек занимались только женщины, позже изготовление игрушек стало самостоятельным ремеслом.
Русские народные игрушки имели особое значение и силу. В образе игрушки живут красочные птицы, весёлые животные, добродушные люди. Яркие цвета и пронзительный свист охраняли людей от зла.
Игрушки имеют обобщённую форму, очень пластичны, сложившуюся веками роспись. Познакомимся с игрушками поближе.
В начале 19 века в деревне Хлуднёво Калужской губернии (сейчас Думиничский район Калужской области) игрушку лепили из глины. По названию деревни игрушку стали называть хлуднёвской.
Городская ярмарка, шум, веселье, раздолье. Раздаётся пронзительный свист – это ребятишки дуют в весёлые игрушки- свистульки: глиняные коньки, петушки и другие диковинки.
Хлуднёвская игрушка имеет особенности. Мастера расписывали не всю игрушку, а только отдельные элементы: только перья на крыльях и хвостах птиц или фрагменты очертаний туловища животных, схематическое изображение элементов одежды на фигурках людей. Ещё мастера использовали чередующиеся полоски разных цветов.
Чаще всего при росписи игрушки использовали: параллельные тонкие полоски; ромбы; круги; точки; спирали; знак солнца; изображения древа жизни знак неба. Основными цветами были: ярко — зеленый; синий; желтый; оранжевый; розовый; ярко — красный; малиновый; черный.
Среди хлуднёвских глиняных игрушек мы видим множество различных птиц – это петухи и курицы, утки, жаворонки, кукушки, соловьи, гуси и голуби.
Ещё одна особенность – это сказочный образ Рогаля. Люди верили, что Рогаль – это добрый домовой, он живёт за печкой и помогает в домашнем быту.
Филимоновскую игрушку изготавливают в деревне Филимоново Тульской области. Глина из которой лепят игрушки мягкая и податливая, и игрушки получаются стройные и изящные, удлинённой формы, что делает её особенной. Статные мужички, женщины с ребёнком на руках, различные животные и даже фантастические существа.
Игрушечные образы создаются с особым значением: всадник или конь символизируют Велеса (бог солнца), петушок - главный хранитель дома; баран, коза и олень – защита от злых духов; курочка или уточка - благополучие. Большое семейное счастье символизировала барыня-берегиня, прообраз– богини Мокошь. Её изображали с младенцем в правой руке и с утицей под левой. Для росписи филимоновской игрушки мастера использовали малиново- красный, жёлтый и изумрудно- зелёный и другие цвета.
В Каргопольском районе Архангельской области живёт каргопольская глиняная игрушка.
Какие же они каргопольские игрушки? В отличии от филимоновской каргопольская игрушка имеет приземистую фигуру, коротенькие руки и ноги, у мужичков большая голова и чуть сплющенное лицо и борода как лопата. Глиняная баба с младенцем на руках, с птицей или пирогами символизирует древний образ богини матери. Известная каргопольская игрушечница Ульяна Бабкина придумала удивительный образ –полкана. Полкан – это бравый генерал с туловищем коня; бородатый богатырь - защитник от всяческих сил зла. Расписывали каргопольские игрушки приглушёнными тонами, несложными узорами, с использованием солярных знаков: большие огненно-красные круги, кресты, а также символы зёрен, хлебных колосьев и веточек растений. Каждая игрушка имеет свой собственный орнамент, свою символику. Женщина олицетворяет образ Земли, плодородия и кормилицы. Медведь — символ хозяина леса, олень или баран — символ неба и солнца. Мир каргопольской игрушки это глиняный мир, где живут добро и волшебство.
Дымковские свистульки родились в Дымковской слободе, рядом с городом Вятки (сегодня - Киров).
Вятка с давних времён славилась шумными ярмарками и базарами, где дымковские свистульки были главным развлечением. Крестьяне лепили щеголих в красочных нарядах, нянек с детьми, лихих всадников, важных индюков, и даже целые житейские истории.
Главными образами дымковской игрушки считают: важного индюка; барыню — изящную горожанку, часто рядом с ней изображали ребятишек; барашка с позолоченными рогами; лошадь в ярко-голубых цветах; прогуливающийся кавалер или всадник на коне. Дымковская игрушка отличается плавностью и округлостью силуэта; имеет много лепных деталей. Наряд горожанки украшали различные косички, воланы и жгутики, образ которой составлялся из разных, соединённых в определённом порядке, тщательно примазанных деталей. Дымковская игрушка - яркая, выразительная, колоритная. Мастера наносили роспись прямо на поверхность обожжённой глины.
Роспись разных игрушек не похожа одна на другую.
Чередующиеся дужные полосы красно-малинового, желтого и зелёного цветов филимоновской игрушки.
Дымковскую игрушку расписывали кругами, овалами, клеточками, полосками и волнистыми линиями, точками, используя в основном жёлтый и синий, малиново красный и зелёный, чёрный цвета. Яркие цвета сочетались с мягкими и приглушёнными: голубым, розовым, оранжевым, коричневым.
Каргопольская игрушка отличается своей выразительностью. По забелённой известью поверхности инструментом — мазилочкой наносится простой и ясный узор из кругов, лучистых крестов, овалов, напоминающих своей формой семена хлебных злаков, колосья, веточки деревьев, росчерки линий.
Используя традиционные наборы декоративных элементов, мастерицы создавали яркое, весёлое и волшебное искусство.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
1.Название задания. Хлудневская игрушка.
Текст задания. Выберите изображения хлудневской игрушки.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
2.Название задания. Глиняные народные игрушки.
Текст задания. Установите соответствие между изображением глиняных народных игрушек и их названиям.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Муниципальное образовательное учреждение
Лямбирского муниципального района
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В 5 КЛАССЕ
В РАМКАХ РАЙОННОГО СЕМИНАРА УЧИТЕЛЕЙ ИСКУССТВА
на тему: «Лепка и роспись глиняных игрушек как средство приобщения учащихся к декоративно – прикладному искусству
Якимова Светлана Геннадьевна
Народное искусство несет о себе огромную информацию, о жизни наших предков. Русские глиняные игрушки можно рассматривать не только как памятники искусства, но и истории. Некогда они были ритуальными фигурками, связанными с обрядами земледельческих календарных праздников. Особенно интересны игрушки–свистульки, которые делались для весеннего праздника “Свистунья”, знаменовавшего начало полевых работ. К Х1Х веку магическое содержание свистульки утратилось, и она превратилась в обычную детскую забаву. Ушел в далекое прошлое старинный праздник “Свистунья”. На смену старым мастерам пришли новые, бережно сохраняющие бесценные традиции народного искусства. Но не забыта, живет и восхищает во всех концах земного шара Дымковская игрушка, прославляя талант, красоту и мастерство русского народа.
И невозможно не согласиться с теми, кто, глядя на любую из них, восклицает:
“ Глазам – радость, душе – отрада!”
Урок-закрепление пройденного материала
Рассмотреть возможности приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству в процессе лепки и росписи дымковской народной игрушки (из скульптурного пластилина).
Планируемые результаты
метапредметные
-представление о народном
-умение видеть форму, цвет,
декор игрушки, и передавать
единство этих качеств в рисунках;
орнаментальные композиции на
основе дымковской игрушки
- умение эстетически подходить
к любому виду деятельности;
отношения к традициям
Решаемые учебные проблемы
Расписать дымковскую игрушку
Основные понятия, изучаемые на уроке
- отличительные особенности дымковской игрушки;
- элементы геометрического орнамента;
Средства (учебное лабораторное оборудование, ИКТ-средства, демонстрационные материалы и т.д.), используемые на уроке
Дымковские игрушки, бумажные модели, недорисованные рисунки, цветные иллюстрации и таблицы с рисунками дымковских игрушек, компьютер, мультимедийный проектор.
МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП
Длительность этапа: 5мин.
Основной вид учебной деятельности, приемы мотивации
Просмотр фрагмент видеофильма о дымковском промысле.
Форма организации деятельности учащихся
Средства (учебное лабораторное оборудование, ИКТ-средства, демонстрационные материалы и т.д.), используемые на данном этапе
ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ЭТАП
Длительность этапа: 3мин.
Основной вид учебной деятельности, используемые методы и приемы
Форма организации деятельности учащихся
Средства (учебное лабораторное оборудование, ИКТ-средства, демонстрационные материалы и т.д.), используемые на данном этапе
ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ ЭТАП
Длительность этапа: 30 мин.
Основные виды учебной деятельности, используемые методы и приемы
Формы организации деятельности учащихся
Приемы рефлексии
Методы и приемы оценивания, самооценивания
Средства (учебное лабораторное оборудование, ИКТ-средства, демонстрационные материалы и т.д.), используемые на данном этапе
Альбомные листы, краски, кисточки, простые карандаши, ластик, стаканчики с водой.
Цветные иллюстрации с дымковскими игрушками, открытки, таблицы с элементами узоров дымковской игрушки, учебник, объемные дымковские игрушки
КОНТРОЛЬНЫЙ
Длительность этапа: 5мин.
Методы контроля
Форма организации контроля
Методы оценивания
Средства (учебное лабораторное оборудование, ИКТ-средства, демонстрационные материалы и т.д.), используемые на данном этапе
Альбомные листы, краски, кисточки, простые карандаши, ластик, стаканчики с водой.
Цветные иллюстрации с дымковскими игрушками, открытки, таблицы с элементами узоров дымковской игрушки, учебник, дымковские объемные игрушки.
РЕФЛЕКСИВНЫЙ
Длительность этапа: 2мин.
Используемые приемы рефлексии
Тема урока: «Лепка и роспись глиняных игрушек как средство приобщения учащихся
Тип урока: закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков
Вид урока: Формирование и закрепление способов деятельности.
Цель: Рассмотреть возможности приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству в процессе лепки и росписи дымковской народной игрушки (из скульптурного пластилина).
Задачи урока:
1. Продолжать знакомить детей с народным промыслом - глиняная Дымковская (вятская) игрушка (Кировская область);
2. Систематизировать и обобщить знания обучающихся о данном народном промысле;
3. Развивать умение видеть форму, цвет, декор игрушки и посильно передавать единство этих качеств в рисунках и объёмных работах;
4. Развивать умение выполнять вариации орнаментальных композиций на основе дымковской росписи;
5. Закрепить навыки кистевой росписи;
6. Развивать художественный вкус учащихся – учить видеть красоту и выразительность образной передачи жизни в игрушках отдаленного прошлого и современности;
7. Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, бережное отношение к традициям народа.
Планируемые достижения:
-представление о народном промысле - глиняная Дымковская (вятская) игрушка (Кировская область);
- умение видеть форму, цвет, декор игрушки и передавать единство этих качеств в рисунках и объёмных работах;
- умение выполнять вариации орнаментальных композиций на основе дымковской росписи;
Метапредметные:
-Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
-Моделирование объемной формы
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к традициям другого человека.
Оборудование:
Для учителя:
-модели глиняных дымковских игрушек (работы обучающихся по мотивам дымковских мастеров);
-цветные иллюстрации с изображением дымковских игрушек, открытки;
-таблицы с элементами узоров дымковской росписи;
-образцы рисунков-упражнений - “Дорисуй юбку”;
Для учащихся:
-рисунки, иллюстрации с изображением дымковских игрушек
-таблицы с элементами узоров дымковской росписи;
-раздаточный материал: карты-вставки “Дорисуй юбку” с дополнительными карточками;
-печатки-тычки различного диаметра;
-палитры, стаканчики непроливайки, салфетки, кисточки.
-игрушка, вылепленная из пластилина и покрытая водоэмульсионной краской.
Литературный ряд:
-Стихи и загадки о дымковской игрушке;
Индивидуальная работа: во время самостоятельной практической работы учащихся учитель проводит показ и комментирование удачных и ошибочных моментов в детских работах, показывает и комментирует варианты исправления ошибок и композиционные приемы росписи.
Межпредметные связи: учитель озвучивает связь темы урока с учебными предметами – математикой, географией, историей, литературой и т.д.
Дифференцированный подход в методике проведения урока: в практической части учащимся предлагается многовариантная схема решения одной темы – от сложного декора объемной игрушки, по бумажной форме до упрощенной плоскостной композиции в квадрате, прямоугольнике, полосе.
Оценочное ориентирование: перед практической частью учитель озвучивает, какую оценку ученик может получить за правильно выполненную работу и что для этого необходимо.
I . Организационный момент
(Создание эмоционального настроя, самооценка готовности к уроку)
1. Подведение к цели урока.
2. Просмотр фрагмент видеофильма о дымковском промысле.
II. Освоение нового материала.
Беседа о традиционных орнаментах Дымковской игрушки (Иллюстрации на доске и в учебниках).
Упражнение на закрепление изученного материала (Дорисуй юбку).
Постановка художественной задачи (выбор орнамента и цветовые решения для росписи игрушек).
III. Применение освоенного в практической деятельности.
Практическое выполнение задания. Кистевая роспись гуашью по ранее выполненной бумажной модели или объемной (барышня, петушок, барашек и т.п.).
IV. Оценка результатов.
Выставка и оценивание работ. Три главных художника из числа учащихся оценивают выполненные работы в своих группах, комментируют оценки. Учитель корректирует оценку. Выставочный вариант оценки творческих работ учащихся позволяет проводить фронтальное оценивание всего класса. Учащиеся определяют на основе визуальных и проговоренных критериев удачные и ошибочные моменты, лучшие работы в конкретной группе.
1. Подведение к цели урока.
В кабинете оформлена выставка Дымковских игрушек созданных детьми, на доске висят изображения дымковской игрушки.
Цели и задачи:
для учителя – продолжить изучение с учащихся традиционного промысла, его историю, традиции и технологию промысла;
для учащихся – создание мысленного и зрительного художественного образа будущего изделия и декора на примере фольклорных и исторических мотивах и символах.
-Учитель. – Проверь, дружок, готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке: альбом, кисти, краски!
Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь!
- Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково….
Рядом с этой деревней жила волшебница. На берегу, она брала глину и из этой глины лепила фигурки коней, оленей, козлов, уточек, индюков, барынь и кавалеров и многое другое. А вылепленные игрушки она обжигала в печи докрасна, остужала их и покрывала белой краской, а потом их расписывала разными красками: красной, синей, зелёной, жёлтой. А узоры были разные, и точки, и кружочки, и волнистые линии и завитки. И игрушки были у неё дивно хороши. Прослышал про это народ в деревне, и захотели они посмотреть дивное волшебство, постучались, вошли, а как вошли и остановились, слово вымолвить не могут, только руками развели. Стоят, налюбоваться не могут. Расписные барыни в нарядных сарафанах, точно в пляс идут, олени с золотыми рогами стоят, расписные кони гарцуют, сказочные индюки выставили свои хвосты на показ. Стоит народ и диву даётся. А волшебница была очень добрая и подарила им на память свои расписные игрушки.
Вот и стали жители этой деревни лепить весёлые, яркие, красочные игрушки и свистульки. Много их налепят за долгую зиму…. А когда поднимается в небе золотое, весеннее солнышко, убежит снег с полей, сельчане выносили свои игрушки на ярмарку и устраивали весёлый праздник Свистуньи и Свистопляса и ну свистеть, зиму провожать, весну встречать, славить. И слава о тех игрушках разлетелась по всему свету, и назвал народ эти игрушки дымковскими. Так и дошла эта красивая игрушка до наших дней, а слава о ней разлетелась далеко-далеко по всему свету.
- И так, чем же знаменито Дымково и о чем мы сегодня будем вести речь на уроке? (ответ детей).
- А вести речь мы будем о игрушках, но не об обычных игрушках, а о народных игрушках. А почему ее назвали народной?
Мы с вами тоже устроили не большую ярмарку.… Давайте внимательно рассмотрите игрушки на нашей ярмарке. (Рассматривают, трогают руками).
- Что же нового вы узнали из фильма? (ответ детей)
На прошлом уроке мы с вами вылепили игрушки, вы дома перекрыли их водоэмульсионной краской, сегодня на уроке распишем по вашим эскизам.
II. Освоение нового материала.
1. Закрепление изученного материала.
-Какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки?
-Дымковская игрушка – белоснежная. Перед тем как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке.
-Как вы думаете, какие элементы геометрического орнамента использовали мастера?
-Круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии;
-Какие цвета брали для росписи игрушек?
-Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный.
- В современной игрушке яркие цвета дополняют голубым, розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами.
-Видите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга (обращаюсь к таблице и иллюстрациям на доске):
-в шахматном порядке;
-в клетке между линиями.
-Ребята, обратите внимание на точки:
-Обратите внимание на цветовое сочетание элементов в узорах (не более 3 – 4 цветов).
2. Упражнение на закрепление изученного материала.
(выполнение упражнений на закрепление навыков кистевого приема росписи и умение использовать в росписи дымковские элементы)
3. Физкультминутка.
4. Постановка художественной задачи.
-Учитель. – Ребята! А сейчас закройте глаза и представьте, что мы с вами не в классе, а в мастерской, и вы все не ученики, а мастера-художники. Посмотрите у вас на столах лежат дымковские игрушки, но прежде чем расписывать внимательно посмотрите на элементы узоров, характерные для этой игрушки, которую вы выбрали. Не забудьте о цветовой гамме.
-Сколько цветов вы будете использовать для росписи Дымковской игрушки?
-Какие элементы росписи будете использовать?
-Учитель. – Хорошо. Приступайте к работе (роспись фигурок по мотивам дымковских игрушек).
III. Применение освоенного в практической деятельности.
5. Практическое выполнение задания. Самостоятельная творческая работа учащихся.
Во время самостоятельной работы учащихся учитель зачитывает тематические стихи:
Почтеннейшие господа!
Посмотрите вы сюда!
Игрушки всякие на все манеры:
Вот и барышни и кавалеры.
У барынь алые щёки и губки,
Нарядные платья и тёплые шубки.
Красна девица в венце
У неё румянец на лице
Собой хороша,
Стоит не дыша!
Посмотрите, что за конь
Ручкой только его тронь
Он с тобою вместе
Ускачет вёрст за двести.
И с хвостом и с гривой
Вот какой красивый!
А вот стоит козёл
На стройных ногах
Вся краса у козла в рогах!
Он качает головой
Посмотрите я какой!
Индя-индя-индючок!
Ты похож на сундучок,
Сундучок то не простой,
Красный, жёлтый, голубой!
IV . Оценка результатов.
Молодцы ребята, славно потрудились. Проявили отличные навыки и знания. Замечательные из вас получились мастера дымковской игрушки!
А вы знаете, что мы познакомились только с одним промыслом с дымковской игрушкой. Но наша страна славится и другими народными промыслами, которыми мы с вами в праве гордиться, так как они известны на весь мир, и встреча с которыми у вас ещё впереди.
А сегодня вы славно и творчески поработали на уроке, и я каждому за работу ставлю высший бал. На этом наш урок закончен.
Народное искусство несет о себе огромную информацию, о жизни наших предков. Русские глиняные игрушки можно рассматривать не только как памятники искусства, но и истории. Некогда они были ритуальными фигурками, связанными с обрядами земледельческих календарных праздников. Особенно интересны игрушки-свистульки, которые делались для весеннего праздника "Свистунья", знаменовавшего начало полевых работ. К Х1Х веку магическое содержание свистульки утратилось, и она превратилась в обычную детскую забаву. Ушел в далекое прошлое старинный праздник "Свистунья". На смену старым мастерам пришли новые, бережно сохраняющие бесценные традиции народного искусства. Но не забыта, живет и восхищает во всех концах земного шара Дымковская игрушка, прославляя талант, красоту и мастерство русского народа.
И невозможно не согласиться с теми, кто, глядя на любую из них, восклицает:
"Глазам - радость, душе - отрада!"
Урок-закрепление пройденного материала
Рассмотреть возможности приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству в процессе лепки и росписи дымковской народной игрушки (из скульптурного пластилина).
-представление о народном
-умение видеть форму, цвет,
декор игрушки, и передавать
единство этих качеств в рисунках;
орнаментальные композиции на
основе дымковской игрушки
- умение эстетически подходить
к любому виду деятельности;
отношения к традициям
Решаемые учебные проблемы
Расписать дымковскую игрушку
Основные понятия, изучаемые на уроке
- отличительные особенности дымковской игрушки;
- элементы геометрического орнамента;
Средства (учебное лабораторное оборудование, ИКТ-средства, демонстрационные материалы и т.д.), используемые на уроке
Дымковские игрушки, бумажные модели, недорисованные рисунки, цветные иллюстрации и таблицы с рисунками дымковских игрушек, компьютер, мультимедийный проектор.
Длительность этапа: 5мин.
Основной вид учебной деятельности, приемы мотивации
Просмотр фрагмент видеофильма о дымковском промысле.
Форма организации деятельности учащихся
Средства (учебное лабораторное оборудование, ИКТ-средства, демонстрационные материалы и т.д.), используемые на данном этапе
Длительность этапа: 3мин.
Основной вид учебной деятельности, используемые методы и приемы
Форма организации деятельности учащихся
Средства (учебное лабораторное оборудование, ИКТ-средства, демонстрационные материалы и т.д.), используемые на данном этапе
Длительность этапа: 30 мин.
Основные виды учебной деятельности, используемые методы и приемы
Формы организации деятельности учащихся
Методы и приемы оценивания, самооценивания
Средства (учебное лабораторное оборудование, ИКТ-средства, демонстрационные материалы и т.д.), используемые на данном этапе
Альбомные листы, краски, кисточки, простые карандаши, ластик, стаканчики с водой.
Цветные иллюстрации с дымковскими игрушками, открытки, таблицы с элементами узоров дымковской игрушки, учебник, объемные дымковские игрушки
Длительность этапа: 5мин.
Форма организации контроля
Средства (учебное лабораторное оборудование, ИКТ-средства, демонстрационные материалы и т.д.), используемые на данном этапе
Альбомные листы, краски, кисточки, простые карандаши, ластик, стаканчики с водой.
Цветные иллюстрации с дымковскими игрушками, открытки, таблицы с элементами узоров дымковской игрушки, учебник, дымковские объемные игрушки.
Длительность этапа: 2мин.
Используемые приемы рефлексии
Тема урока: «Лепка и роспись глиняных игрушек как средство приобщения учащихся
Тип урока: закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков
Вид урока: Формирование и закрепление способов деятельности.
Цель: Рассмотреть возможности приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству в процессе лепки и росписи дымковской народной игрушки (из скульптурного пластилина).
1. Продолжать знакомить детей с народным промыслом - глиняная Дымковская (вятская) игрушка (Кировская область);
2. Систематизировать и обобщить знания обучающихся о данном народном промысле;
3. Развивать умение видеть форму, цвет, декор игрушки и посильно передавать единство этих качеств в рисунках и объёмных работах;
4. Развивать умение выполнять вариации орнаментальных композиций на основе дымковской росписи;
5. Закрепить навыки кистевой росписи;
6. Развивать художественный вкус учащихся - учить видеть красоту и выразительность образной передачи жизни в игрушках отдаленного прошлого и современности;
7. Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, бережное отношение к традициям народа.
-представление о народном промысле - глиняная Дымковская (вятская) игрушка (Кировская область);
- умение видеть форму, цвет, декор игрушки и передавать единство этих качеств в рисунках и объёмных работах;
- умение выполнять вариации орнаментальных композиций на основе дымковской росписи;
-Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
-Моделирование объемной формы
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к традициям другого человека.
-модели глиняных дымковских игрушек (работы обучающихся по мотивам дымковских мастеров);
-цветные иллюстрации с изображением дымковских игрушек, открытки;
-таблицы с элементами узоров дымковской росписи;
-образцы рисунков-упражнений - "Дорисуй юбку";
-рисунки, иллюстрации с изображением дымковских игрушек
-таблицы с элементами узоров дымковской росписи;
-раздаточный материал: карты-вставки "Дорисуй юбку" с дополнительными карточками;
-печатки-тычки различного диаметра;
-палитры, стаканчики непроливайки, салфетки, кисточки.
-игрушка, вылепленная из пластилина и покрытая водоэмульсионной краской.
-Стихи и загадки о дымковской игрушке;
Индивидуальная работа: во время самостоятельной практической работы учащихся учитель проводит показ и комментирование удачных и ошибочных моментов в детских работах, показывает и комментирует варианты исправления ошибок и композиционные приемы росписи.
Межпредметные связи: учитель озвучивает связь темы урока с учебными предметами - математикой, географией, историей, литературой и т.д.
Дифференцированный подход в методике проведения урока: в практической части учащимся предлагается многовариантная схема решения одной темы - от сложного декора объемной игрушки, по бумажной форме до упрощенной плоскостной композиции в квадрате, прямоугольнике, полосе.
Оценочное ориентирование: перед практической частью учитель озвучивает, какую оценку ученик может получить за правильно выполненную работу и что для этого необходимо.
I. Организационный момент
(Создание эмоционального настроя, самооценка готовности к уроку)1. Подведение к цели урока.
2. Просмотр фрагмент видеофильма о дымковском промысле.
Беседа о традиционных орнаментах Дымковской игрушки (Иллюстрации на доске и в учебниках).
Упражнение на закрепление изученного материала (Дорисуй юбку).
1. Подведение к цели урока.
для учителя - продолжить изучение с учащихся традиционного промысла, его историю, традиции и технологию промысла;
-Учитель. - Проверь, дружок, готов ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке: альбом, кисти, краски!
Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь!
- Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок. Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково….
Рядом с этой деревней жила волшебница. На берегу, она брала глину и из этой глины лепила фигурки коней, оленей, козлов, уточек, индюков, барынь и кавалеров и многое другое. А вылепленные игрушки она обжигала в печи докрасна, остужала их и покрывала белой краской, а потом их расписывала разными красками: красной, синей, зелёной, жёлтой. А узоры были разные, и точки, и кружочки, и волнистые линии и завитки. И игрушки были у неё дивно хороши. Прослышал про это народ в деревне, и захотели они посмотреть дивное волшебство, постучались, вошли, а как вошли и остановились, слово вымолвить не могут, только руками развели. Стоят, налюбоваться не могут. Расписные барыни в нарядных сарафанах, точно в пляс идут, олени с золотыми рогами стоят, расписные кони гарцуют, сказочные индюки выставили свои хвосты на показ. Стоит народ и диву даётся. А волшебница была очень добрая и подарила им на память свои расписные игрушки.
Вот и стали жители этой деревни лепить весёлые, яркие, красочные игрушки и свистульки. Много их налепят за долгую зиму…. А когда поднимается в небе золотое, весеннее солнышко, убежит снег с полей, сельчане выносили свои игрушки на ярмарку и устраивали весёлый праздник Свистуньи и Свистопляса и ну свистеть, зиму провожать, весну встречать, славить. И слава о тех игрушках разлетелась по всему свету, и назвал народ эти игрушки дымковскими. Так и дошла эта красивая игрушка до наших дней, а слава о ней разлетелась далеко-далеко по всему свету.
- И так, чем же знаменито Дымково и о чем мы сегодня будем вести речь на уроке? (ответ детей).
- А вести речь мы будем о игрушках, но не об обычных игрушках, а о народных игрушках. А почему ее назвали народной?
Мы с вами тоже устроили не большую ярмарку.… Давайте внимательно рассмотрите игрушки на нашей ярмарке. (Рассматривают, трогают руками).
- И так, мы с вами продолжим изучение данного промысла и основная наша задача на сегодняшнем уроке выполнить роспись дымковской игрушки. Но прежде чем приступить к нашей работе, мы закрепим сведения о дымковской игрушке и посмотрим фильм
- Что же нового вы узнали из фильма? (ответ детей)
На прошлом уроке мы с вами вылепили игрушки, вы дома перекрыли их водоэмульсионной краской, сегодня на уроке распишем по вашим эскизам.
II. Освоение нового материала.
1. Закрепление изученного материала.
-Какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки?
-Дымковская игрушка - белоснежная. Перед тем как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке.
-Как вы думаете, какие элементы геометрического орнамента использовали мастера?
-Круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии;
-Какие цвета брали для росписи игрушек?
-Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный.
- В современной игрушке яркие цвета дополняют голубым, розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами.
-Видите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга (обращаюсь к таблице и иллюстрациям на доске):
-в шахматном порядке;
-в клетке между линиями.
-Ребята, обратите внимание на точки:
-Обратите внимание на цветовое сочетание элементов в узорах (не более 3 - 4 цветов).
2. Упражнение на закрепление изученного материала.
(выполнение упражнений на закрепление навыков кистевого приема росписи и умение использовать в росписи дымковские элементы)
4. Постановка художественной задачи.
-Учитель. - Ребята! А сейчас закройте глаза и представьте, что мы с вами не в классе, а в мастерской, и вы все не ученики, а мастера-художники. Посмотрите у вас на столах лежат дымковские игрушки, но прежде чем расписывать внимательно посмотрите на элементы узоров, характерные для этой игрушки, которую вы выбрали. Не забудьте о цветовой гамме.
-Сколько цветов вы будете использовать для росписи Дымковской игрушки?
-Какие элементы росписи будете использовать?
-Учитель. - Хорошо. Приступайте к работе (роспись фигурок по мотивам дымковских игрушек).
III. Применение освоенного в практической деятельности.
5. Практическое выполнение задания. Самостоятельная творческая работа учащихся.
Во время самостоятельной работы учащихся учитель зачитывает тематические стихи:
Посмотрите вы сюда!
Игрушки всякие на все манеры:
Вот и барышни и кавалеры.
У барынь алые щёки и губки,
Нарядные платья и тёплые шубки.
Красна девица в венце
У неё румянец на лице
Посмотрите, что за конь
Ручкой только его тронь
Он с тобою вместе
Ускачет вёрст за двести.
И с хвостом и с гривой
Вот какой красивый!
А вот стоит козёл
На стройных ногах
Вся краса у козла в рогах!
Он качает головой
Посмотрите я какой!
Ты похож на сундучок,
Сундучок то не простой,
Красный, жёлтый, голубой!
Молодцы ребята, славно потрудились. Проявили отличные навыки и знания. Замечательные из вас получились мастера дымковской игрушки!
А вы знаете, что мы познакомились только с одним промыслом с дымковской игрушкой. Но наша страна славится и другими народными промыслами, которыми мы с вами в праве гордиться, так как они известны на весь мир, и встреча с которыми у вас ещё впереди.
А сегодня вы славно и творчески поработали на уроке, и я каждому за работу ставлю высший бал. На этом наш урок закончен.
Автор учебника по программе Б. М. Неменского
Тема урока. Древние образы, единство форм и декора в народных игрушках. Лепка и роспись собственной модели игрушки (уроки 1-3).
Цели урока:
1. Сформировать понятие о народной глиняной игрушке, её видах (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская), традициях формы и росписи.
2. Воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родины и её истории.
3. Формировать навыки работы с пластилином, художественной росписью.
4. Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.
Проект урока.
Организационный момент. Тема. Целеполагание
Знакомство с планом урока. Организация рабочего стола
Беседа об истории, об особенностях орнамента
Участие в обсуждении нового материала
Показ слайдов (разновидности игрушек из глины)
Постановка художественной задачи (выполнение эскиза)
Организация рабочей обстановки и варианты к поставленной задачи
Обдумывание и решение выбора варианта
Беседа о приёмах работы с пластилином
Участие в обсуждении нового материала
Показ слайдов (рисунки-схемы изготовления игрушки)
Постановка художественной задачи (вылепить модель)
Организация рабочей обстановки и варианты к поставленной задачи
Обдумывание и решение выбора варианта
Беседа о традиционных орнаментах
Участие в обсуждении нового материала
Показ слайдов (рисунки-схемы узоров)
Постановка художественной задачи (выбор орнамента и цветовые решение)
Организация рабочей обстановки и варианты к поставленной задачи
Обдумывание и решение выбора варианта
Практическое выполнение задания
Целевые обходы: оказание помощи, контроль объёма и качества работы
Выполнение практической части урока
Анализ работ и домашнее задание
Выставка работ, анализ. Запись на доске домашнего задания
Читайте также:
- Выполните конспект по теоретическому материалу приваловские миллионы
- Свойства черных и цветных металлов свойства искусственных материалов 6 класс конспект
- Проект на тему масленица 5 класс презентация и конспект
- Конспект урока начало смуты самозванец на престоле 7 класс андреев
- Конспект на тему жизнь и творчество