Проект на тему масленица 5 класс презентация и конспект

Обновлено: 06.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект урока.docx

Технологическая карта

урока изобразительного искусства для 5-х классов в соответствии с ФГОС ООО.

Учебник: Изобразительное искусство 5 класс, М: Вентана-Граф, 2015.

Авторы: Е.А. Ермолинская, Е.С. Медкова, Л.Г. Савенкова.

Тип урока: Постановка и решение учебной задачи. Интерактивный урок (урок – театрализованное представление)

(возможен интегрированный урок – музыка или истоки)

Методы и формы обучения: Объяснительно – иллюстративный, повторительно-обобщающий; практический; интерактивный; групповая, фронтальная.

Основные понятия и термины: Традиция, обряд, орнамент.

Образовательные ресурсы: Русские традиционные праздники. Википедия.

Демонстрационный материал: Учебник, мультимедийная презентация по теме, таблички по теме; тексты с дополнительным материалом.

Оборудование: Учебник, мультимедийный проектор, компьютер.

Урок -№8. Глава 4. Былинная Русь и следы язычества в русской культуре.

Тема урока: Народные праздники. Масленица.

Различать девичьи и женские головные уборы, виды орнаментов.

Представлять, что такое стилизация природных форм в декоративные.

Понимать взаимосвязь цвета и формы в декоративном искусстве.

Личностные: Демонстрировать умение владеть техникой выполнения коллажа, уметь представить свою работу в нетрадиционной форме.

Предметные: Создавать несложный орнамент из элементов, заимствованных в природе (цветов, листьев, травы, насекомых, птиц и др.) и геометрических элементов.

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Форма органи-зации взаимо-дейст-вий на уроке

1. Организаци-онный момент.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала. Задание: Сформулировать тему урока.

*Просит разделиться на группы и занять свои места.

*Проверяет готовность учащихся к уроку.

*Просит отгадать загадку про Масленицу и сформулировать тему урока.

Этот праздник - объеденье!
Напечем блины с утра.
К ним – сметана и варенье
И, конечно же, икра!

*Уточняет, что праздник народный. Почему?

*На основе отгадки подводит к формулированию темы урока.

Делятся на 7 групп:

* Слушают учителя. Готовятся к уроку (заготовки для орнамента).

*Отвечают на вопрос (примерный ответ): Народный, потому, что древний, придуман народом, соблюдаются обряды и традиции.

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Познавательные: научатся осуществлять поиск необходимой информации из разных источников, осознанно рассматривать иллюстрации с целью освоения и использования информации. Коммуникативные: научатся рассуждать, формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя работать в группе.

2. Изучение нового материала. Целеполагание

Работа с учебником, дополнительным материалом.

*Предлагает посмотреть слайды презентации №№ 2- 8 (репродукции картин знаменитых художников: Б.Кустодиева, А.Чекалиной, К.Горбчёва, Ф.Сычкова, В.Сурикова, В.Рябининой).

Для группы детей – 1 картина по порядку.

*Смотрят соответствующие слайды на ноутбуке – 1 ноутбук на группу.

*Ученики каждой группы перечисляют обряды, которые изображены на картинах.

Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: научатся осуществлять поиск необходимой информации из разных источников, осознанно рассматривать иллюстрации с целью освоения и использования информации.

Коммуникативные: научатся рассуждать, формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.

Задание: Подобрать информацию из текста к содержанию картины.

Предлагает посмотреть каждой группе слайд с изображением обрядов 1 дня масленичной недели.(слайды №№ 9-15)

*Рассматривают слайды, изучают дополнительную информацию. Ученик от каждой группы озвучивает задание. Группа добавляет при необходимости.

Сформулиро-вать цель и задачи урока.

Праздник любим народом до сих пор. История праздника забылась. На уроке мы вспомним традиции и обряды этого замечательного, весёлого, жизнерадостного праздника.

*Формулирует цель урока вместе с учениками.

*Чтобы прийти к цели - обозначим задачи (таблички на доске).

*Отвечают на вопрос (предполагаемый ответ: блины, катание на санях, катание с гор; состязания в силе и ловкости; праздничная одежда; костёр, чучело)

Определяют задачи урока:

-познакомиться с историей и обрядами праздника Масленица.

3. Творческая практическая деятельность

Актуализация опорных знаний.

Регулятивные: научатся принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: научатся находить необходимый для урока материал, используя дополнительные источники информации.

Коммуникативные: научатся с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.

Украсить орнаментом головные уборы и сани.

*Предлагает начать работу.

-Девочки берут заготовки для венцов и украшают их расти-тельным и геометрическим орнаментом.

-Мальчики берут на группу одну заготовку саней и украшают их растительным и геометрическим орнаментом.

*Работают в группах.

мальчики – 1 заготовка саней на группу(слайды №№ 17 – 20).

4. Итоги урока. Рефлексия.

Выставка работ учащихся в форме инсценировки праздника.

Обобщение сведений, оценивание результатов работы.

*Просит ребят продемонстрировать свои работы в необычной форме:

*Один ученик выходит к доске с чучелом Масленицы и зазывает на праздник.

- Эй! Веселей! Собирайся народ!

Нынче Масленица в гости идёт!

К нам скорее вы спешите

И друзей с собой зовите!

- К нам Масленица пришла

И веселье принесла!

С праздником всех поздравляем!

Счастья, радости желаем!

*Сани с детьми останавливаются у чучела масленицы. Дети берутся за руки, пляшут вокруг чучела под музыку.

*Оценивает работы учеников.

*Предлагает собрать разрезанный блин .

Каждый кусок импровизированного блина – поставленная задача.

*Разыгрывают сценарий праздника.

*Рисуют своё настроение на блине-смайлике.

ваяя индиви-дуаль-ная. Диалог

Личностные: обладают первичными умениями оценки работы одноклассников.

Регулятивные: умеют адекватно воспринимать информацию, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке.

Коммуникативные: умеют излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения, формулировать ответы на вопросы.

Оценивание учащихся за работу на уроке.

* Итоговая оценка и итоговая отметка за работу на уроке. (Оценка работы по критериям).

( Уровни успешности:

- Необходимый уровень (базо-вый);

Подготовить изобразительные материала для аппликации.

Выбранный для просмотра документ Раздаточный дополнительный материал.docx

Интересные факты об обрядах на Масленицу

Это славянский традиционный праздник, сохранивший в обрядах элементы славянской мифологии.

В народном календаре - это граница зимы и весны, а также Мясоеда и Великого поста в Христианстве.

Главные традиционные атрибуты (элементы) народного празднования Масленицы — чучело Масленицы, забавы, катание на санях, гулянья, у русских — обязательно блины и лепёшки.

Масленица – это проводы зимы, прощание со всем старым и отжившим, встреча весны и радость, связанная с обновлением природы. Чем громче будет встречена весна, тем лучше будут расти сельскохозяйственные культуры и скот. А для этого существовало масса магических ритуалов и обрядов на масленицу.

Значение дней масленичной недели

Согласно поверьям, если не будешь соблюдать масленичных традиций, то в следующем году не будет тебе счастья, а придет беда и нужда.

Масленица празднуется в течение недели, в старину каждый день масленичной недели имел свое название и свои традиции.

В понедельник масленицу встречали. Изготавливали чучела из соломы или дерева, в роли чучела могла выступать и снежная баба или даже специально выбранный человек, наряженный в самую различную одежду.

В пятницу были “Тещины вечорки” - тещи приходили в гости к зятьям.

В воскресенье же после объезда деревни чучело Масленицы увозили за околицу, и там разрубали, топили или сжигали – это был своеобразный очистительный обряд, избавление от нечистых сил. После этого масленица считалась оконченной.

Цели:

Задачи:

Подготовка мероприятия:

Ход мероприятия

Звучит музыка. Дети занимают свои места за столами.

Появляются Скоморохи. Музыка затихает.

Скоморох 1: Ха-ха-ха! Глянь-ка, сколько кругом зевак собралось!

Скоморох 2: А чего они сошлись, сами, поди, не знают. Лучше бы дома сидели.

Скоморох 1: Наверное, на блины набежали. Погляди, столы накрыты празднично и блинами пахнет?

Скоморох 2: Да. Слушай, брат, вот что я знаю. Ехал один наш мужик лесом в слободу на ярмарку за покупками. В яр спустился, глядь: лисы хоровод водят. И все такие наряженные. И чего это они?

Скоморох 1: Да, это что! Я вот что знаю. У бабки Агафьи мыши развеселились, бегают из угла в угол и посмеиваются, а коту Ваське усы сбрили. И чего это они?

Ведущий: Я отвечу на ваши вопросы – и лисы, и мыши зиму провожают да весну поджидают. Февраль да март в России – месяцы переломные. За окном зима еще, да все уж знают, что к концу она движется. Вроде бы и солнышко пока низко над горизонтом, а день уже на прирост пошел. Приближение долгожданной весны по многим приметам узнать можно.

А знаете ли вы такие приметы? (обращается ведущий к ребятам)

Учащиеся каждой команды называют приметы весны. Получают сладости.

Зима воет буранами, свистит вьюгами, хрустит мягким снежком, а как только пригреет солнышко – зазвенят капели, зажурчат ручьи. Радует все чаще пение птиц – вестников весны. Даже петухи кричат в конце зимы звонче и веселее, тепло чувствуют, весну торопят.

Скоморох 1: Внимание! Внимание!

Скоморох 2:

Велено до вас
Довести в сей час указ.
И указ тот не простой –
Данный Матушкой-зимой:

Скоморох 1:

Скоморох 2:

Непременно все должны
Быть на проводах Зимы!

Скоморох 1:

Будем Зиму провожать,
А весну-красну встречать!

Скоморох 2:

Скоморох 1: И теперь мы вам знакомы.

Скоморох 2: Будем праздник отмечать
И хотим вам рассказать

Скоморохи (хором): Что такое Масленица.

Скоморох 2: Масленица – один из старинных языческих праздников проводов зимы, сохранившийся в России после принятия христианства в 10 веке.

Ведущий: Знающие люди сказывают: Масленица родилась на Севере, отцом ее был Мороз. Как-то в морозный день некий человек, будучи в лесу, заметил ее, прячущуюся за огромными сугробами, и попросил согреть замерзших людей. И она пришла к людям, но не хрупкой девочкой, что играла в лесу, а здоровой, развеселой, розовощекой бабой. Она велела людям взяться за руки, устроила хоровод и пустилась с ними в пляс, заставила их забыть о стуже. Но почему же ее прозвали именно Масленицей?

Скоморох 1: Все очень просто. Приход Морозовой дочки стал радостным праздником для людей. И в этот праздник люди стали веселиться и угощать друг друга сыром, маслом, блинами, пирогами, сладостями.

Скоморох 2: У праздника есть много названий. Какие названия знаете Вы?

Дети отвечают. За правильный ответ получают сладости.

Ведущий: Честная, Широкая, Веселая, Семикова племянница, Объедуха, Сырная неделя. Но чаще всего его зовут Масленицей.

Скоморох 1: Масленица – праздник сытной и обильной пищи, веселых гуляний, песен, танцев, катания с гор, потешных боев.

Ведущий: Сколько дней гостит Масленица? Обращается к ребятам (7 дней)

Скоморох 1: Масленица – это неделя, предшествующая Великому посту. Ее начало может приходиться с 3 февраля до 14 марта.

Скоморох 2: Каждый день праздничной недели имеет свое название и смысл.

Ведущий: Почему бы и нам самим не сделать гостью-масленицу? Давайте попробуем! От каждой команды приглашаем двух участников. Им предстоит из приготовленных материалов сделать масленичную куколку (веточки, лоскутки, нитки).

Звучит музыка. Представители команд приступают к делу. Тем временем музыка затихает, Скоморохи продолжают.

Скоморох 2: С первого дня по домам ходят ряженые и напрашиваются на угощение.

Скоморох 1:

Эй, хозяева, скорей
Принимайте-ка гостей!

Скоморох 2:

Идет ряженый народ,
Угощений от вас ждет…

Ведущий: Ряженые, покажитесь! Угощенье заслужите! Отгадайте-ка загадки. Учащиеся отгадывают загадки, а скоморохи раздают сладости. Загадки см. в Приложении 1.

Ведущий: А кто знает поговорки о Масленице? Ученики отвечают. См. Приложение 2.

Команды зарабатывают угощение. Закончено изготовление куколок. Жюри предлагается оценить работу каждой команды и вручить соответственно полученным баллам конфеты (максимально-10 баллов)

Куколок усаживают в центре стола.

Ведущий: А теперь другим участникам предлагаем собрать вслепую как можно больше снежков.

Игрокам завязывают глаза. Звучит музыка, игроки собирают снежки. Музыка затихает. Производится подсчет баллов.

Хозяюшка:

Блины печь – дело сложное:
Растворю я квашонку на донышке,
Поставлю квашонку на столбышке.
Будет моя квашонка полным-полна,
Полным-полна, с краями ровна.

Ведущий: Для выпечки блинов много секретов надо знать. Тесто ставили на снеговой воде, на дворе, когда всходил месяц. Да еще и приговаривали:

Месяц ты, месяц,
Золотые твои рожки
Вытяни в окошко,
Подуй на опару!

Ведущий: Снежную крепость нам здесь не построить, на лошадях не покататься, а вот бои потешные устроить мы можем. Приглашаем от каждой команды по 1 мальчику.

По сигналу противники упираются друг другу ладонями в ладони.

Побеждает тот, кто столкнет противника за линию.

Ведущий: На улицах и площадях городов и сел разворачиваются праздничные гуляния. Ряженые и… Ребята, а вы знаете, как назвали людей, которые зазывали народ на гуляния и праздники?

Дети отвечают – скоморохи.

И на наш праздник сегодня зазывали скоморохи.

Ведущий: Но они не только зазывать умели. В Древней Руси скоморохами называли странствующих актеров, которые выступали как певцы, танцоры, акробаты, шутники, исполнители смешных сценок.

А ну-ка, покажите, что вы умеете, посмешите народ!

Скоморох 2:

Я скажу сейчас вам шутку.
Повтори, попробуй, ну-тка!

Скоморох 2:

Ну Ерема насмешил…
Повторил так повторил.

Скоморох 1:

Подожди еще немножко,
Я припомню про окошко:

Скоморох 2:

Да, горазд же ты хвалиться.
Дал ты всем повеселиться.

Ведущий: Хватит вам, ребята, народ вы действительно насмешили. А теперь расскажите нам, что было в пятницу и субботу на масленичной неделе.

Ведущий: А кто такие теща и золовка? Давайте спросим у наших мам? Уж они-то точно знают.

Теща – мать жены

Золовка – сестра мужа

На Масленицу принято чествовать пары, поженившиеся в прошедшем году. Их поздравляют, дарят подарки, подшучивают над ними, валяют в снегу, заставляют прилюдно целоваться, неожиданно наведываются к ним в гости.

Родственники и друзья собираются, поют веселые песни, озорные частушки, танцуют.

Скоморох 2:

Эй, девчушки-веселушки,
Выходите петь частушки.

Скоморох 1:

Вы, мальчишки, помогайте
И частушки подпевайте!

Ведущий: Приглашаем петь частушки.

От каждой команды выходят ребята и поют частушки. За каждую частушку команда получает сладкий приз.

Скоморох 1: В этот день, после звона колоколов к вечерне, полагается просить друг у друга прощенья и прощать все обиды, не держать на сердце зла. Весну нужно встречать с чистой совестью.

Ведущий: Оказывается, есть и такой обычай: в начале недели дети изготавливали из ниток, веточек и лоскуточков куколки-мартенички. Такая куколка являлась символом дружбы. В последний день Масленицы ребята дарили мартеничек друг другу в знак дружбы. Все вместе они поднимали куколок вверх и, размахивая, приговаривали. У нас тоже есть такие куколки – символ нашей дружбы. Давайте поднимем их вверх и пожелаем друг другу добра, дружбы, радости и весны. Можно взяться за руки.

Скоморохи (вместе).

Нам наскучила зима!
Прощай, прощай, Масленица!
Приходи, весна, с солнышком!
Прощай, прощай, Масленица!
Приходи, весна, с радостью!
Прощай, прощай, Масленица!
Приходи с великой милостью!
Прощай, прощай, Масленица!

Есть и другой подобный праздник, под названием СЕВАРНИ.

Ведущий: Ребята, а что общего у этих праздников с нашей русской Масленицей?

  • Это праздник начала нового природного цикла
  • Есть традиция сжигания чучел
  • Угощение
  • Веселье
  • Дань уважения старшим, близким людям

Скоморохи (хором)

Весна благодатная, долгожданная,
Весна красная, приди, весна ясная,
С солнцем горячим, дождем обильным.
Принеси урожай в наш счастливый край!

Скоморох 1:

Глянь на небо: птички летят,
колокольчики звенят
Солнышко, посвети, ясное, посвети!

Ведущий: Давайте узнаем, заглянуло ли сегодня к нам солнышко весеннее.

Добавьте лучики нашему солнышку, если вам понравился наш праздник, вы узнали что-то интересное, новое, если у вас сейчас просто хорошее настроение.

Рефлексия: на доске изображен круг, учащиеся дорисовывают лучики. Получается картина эмоционального состояния участников. Лучики можно посчитать и соотнести с количеством учащихся, чтобы выявить, все ли остались довольны, задействованы, извлекли пользу для себя и т.д.

Ведущий: Ребята, вы давно блинов не ели, вы блиночков захотели?

Скоморохи собирают всех в круг.

Мы давно блинов не ели. Мы блиночков захотели.
Ой, блины, блины, блины, ой, блиночки мои!
В кадке новой растворили, два часа блины ходили.
Ой, блины, блины, блины, ой, блиночки мои!
Моя старшая сестрица печь блины-то мастерица
Ой, блины, блины, блины, ой, блиночки мои!
Напекла она поесть сотен пять, а, может, шесть.
Ой, блины, блины, блины, ой, блиночки мои!
На поднос она кладет и к столу сама несет.
Ой, блины, блины, блины, ой, блиночки мои!
Гости, будьте же здоровы! Вот блины наши готовы.
Ой, блины, блины, блины, ой, блиночки мои!

Ждут вас масленые блины, с пылу, с жару.

Но не только блины вам масленица приготовила, другие лакомства тоже. Давайте-ка проверим, за каким столом Масленица шире гулять будет. Посчитайте, сколько вы набрали угощений в играх и конкурсах.

Поздравляем команды и вручаем символические грамотки-блины на память о нашем празднике.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Масленица" предназначена для сопровождения Праздника Масленицы в 5 - 6 классах. Работа содержит богатый текстовый материал об истории Масленицы, о её традициях и обрядах, а также аудиофайлы с народными песнями.

Масленица ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА. ТРАДИЦИИ И ОБРЯДЫ

ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА. ТРАДИЦИИ

Названия праздника Мясопустой Масленицу называют из-за того, что в период празднования воздерживаются от употребления мяса. Сырной – потому что на этой неделе едят много сыра. Масленицей – потому что употребляют большое количество масла.

Названия праздника

Мясопустой Масленицу называют из-за того, что в период празднования воздерживаются от употребления мяса.

Сырной – потому что на этой неделе едят много сыра.

Масленицей – потому что употребляют большое количество масла.

Масленичные забавы кулачные бои; поедание на время блинов; катания на санях; лазанье на столб за призом; игры с медведем; сжигание чучела; купание в прорубях.

Масленичные забавы

История Праздника

Петровский Указ

Главное угощение Наши предки почитали солнце, как бога. Поэтому и появилась традиция печь круглые, по форме напоминающие солнце, лепешки. Считалось, что съев такое кушанье, человек получит частичку солнечного света и тепла. Со временем лепешки заменили блинами.

Главное угощение

Наши предки почитали солнце, как бога. Поэтому и появилась традиция печь круглые, по форме напоминающие солнце, лепешки. Считалось, что съев такое кушанье, человек получит частичку солнечного света и тепла. Со временем лепешки заменили блинами.

Масленичная неделя Вся неделя делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица . Узкая Масленица – это первые три дня, Широкая Масленица — это последние четыре дня. В первые три дня можно было заниматься хозяйственными работами, а с четверга все работы прекращались и начиналась Широкая Масленица.

Масленичная неделя

Вся неделя делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица . Узкая Масленица – это первые три дня, Широкая Масленица — это последние четыре дня. В первые три дня можно было заниматься хозяйственными работами, а с четверга все работы прекращались и начиналась Широкая Масленица.

Прощёное Воскресенье – апофеоз Масленицы: прощались с зимой, провожали Масленицу и символично сжигали её чучело. В этот день принято просить у знакомых и родных прощение за обиды, накопившиеся за год.

Нажмите, чтобы узнать подробности

2.Развивающая:

- развитие эстетического кругозора учащихся через обращение к произведениям разных видов искусств;

- формировать умения воспринимать народную и композиторскую музыку;

- развивать вокально-хоровые навыки.

3.Воспитательная:

- воспитывать бережное отношение к художественному наследию русского народа, устойчивого интереса к русской музыкальной культуре;

- воспитывать чувство коллективизма.

Цель: приобщение учащихся к культуре русского народа через изучение традиций и обрядов, произведений различных видов искусства

Образовательная:

- учить анализировать музыкальные , живописные и литературные произведения

2.Развивающая:

- развитие эстетического кругозора учащихся через обращение к произведениям разных видов искусств;

- формировать умения воспринимать народную и композиторскую музыку;

- развивать вокально-хоровые навыки.

3.Воспитательная:

- воспитывать бережное отношение к художественному наследию русского народа, устойчивого интереса к русской музыкальной культуре;

- воспитывать чувство коллективизма.

Оборудование:

набор детских шумовых инструментов (ложки, трещотки, свистульки, бубны);

музыкальный инструмент – фортепиано;

оценки- солнышки - блиночки;

ТСО (компьютер, мультимедийная установка).

Музыкальный материал:

Музыкальное приветствие

Учитель: Я рада видеть вас в эти последние зимние дни.

Какому празднику сегодня будет посвящен наш урок? ( Масленице). А как вы догадались, какие слова хора вам подсказали?

Дети: Прощай, прощай, Масленица!

Давайте вместе вспомним, что же это за праздник, а помогут нам в этом русские народные обряды, песни, произведения композиторов и художников.

II. Основная тема урока. (Слайд 1)

У.: На прошлом уроке я просила вас разузнать у ваших мам, пап, дедушек, бабушек всё, что они знают об этом народном празднике. И что же вы узнали? ( Ответы ребят)

Масленица – самый любимый, весёлый и разгульный праздник, так как длился целую неделю. Целых 7 дней народ провожает надоевшую зиму, ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, песни, пляски.

Возник он в глубокой древности. Начиналась масленица за неделю перед Великим постом или за 7 недель до Пасхи. А главным угощением были? ( ответы)

Праздник не обходился без чучела Масленицы. Мастерили его из соломы. Везли в поле. Пели и плясали вокруг него, а затем сжигали. Пепел развеивали по полю, чтобы был хороший урожай.

(Слайд 5) И не зря в народе говорили:

Как вы понимаете эти поговорки?

В этом году масленичная неделя начинается 11 марта, а заканчивается 17 марта. Каждый день масленицы имеет своё название и значение.

Сейчас мы с вами попробуем перелиснуть эти 7 дней масленичной недели.

1 день – понедельник – Встреча масленицы.

Изготавливали и наряжали куклу-чучело.

2 день – вторник – Заигрыши.

Второй день масляной недели назывался Заигрыши. Конечно, тут вспоминались все зимние игры и потехи, строились снежные и ледяные крепости. Родственники ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища.

- А вы знаете какие-нибудь масленичные игры?

(Слайд 9)

А еще на масленицу играли в такие игры, как:

3 день среда– Лакомка.

Но вот наступил третий день масляной недели. По мне, так он лучше всех. Одно название чего стоит – лакомка. Сколько услад готовилось по домам, не перечесть. За одним столом сто и двести разных блюд и закусок – и блины, и пироги, и вареники, и шанежки, и крендельки.

Но кто-то все же в этот радостный день был на особом счету. Кто же это? Зять. В этот день зятья (папы) приходят на блины к тёщам – маминым мамам. У милой тещи блины подаются с икрой, грибами, творогом, яйцами, луком. По поводу такого угощения гости нередко по-доброму шутили: Где блины, там и мы… На Руси каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов, и держала его в секрете.

– Ребята, а вы умеете печь блины?

– Кто знает, как пекут блины? (Ингредиенты).

4 день четверг – Разгул.

Следующий день – самый пик праздника. С четверга масленичный разгул развертывался во всю ширь: с погремушками, с бубнами, балалайками, разгуливали по ярмарке ряженые. По дворам ходили колядовщики: взрослые и дети.

(Слайд 12) Самые маленькие тоже участвовали в колядовании, прихлопывали ладошкой о ладошку и приговаривали: (разучивание прибаутки).

Пекла бабка оладушки,

Тане – два, Ване – два,

Маме с папой - тоже два.

У нашей у бабушки.

Дети, загибая пальцы отвечали:

Большаку дрова рубить, (большой палец)

А тебе воды носить, (указательный)

А тебе печь топить, (средний)

А тебе тесто месить, (безымянный)

А малышке песни петь, (мизинец)

Песни петь да плясать,

Родных братьев потешать.

5 день пятница– Тёщины вечеринки.

Вот и пришел пятый день – тещины вечеринки. Здесь, наоборот, зять тещу к себе приглашает, блинами угощает, да не просто так, а если будет приглашение, и чем сильнее зазывал зять тещу, тем больше оказывал ей почета и уважения.

6 день суббота – Золовкины посиделки.

Суббота. Что делать, опять идти в гости? Увы. День так и назывался Золовкины посиделки. Кстати, золовок, т.е. сестер мужа могло быть много: пять или десять… Невестка приходит и дарит золовкам подарки.

7 день воскресенье – Проводы или прощеное воскресенье.

Настало воскресенье или прощеный день. В этот день все люди просили друг у друга прощение за ранее нанесенные обиды и старались не держать в своем сердце никакого зла.

Отзвенела масленичная неделя, пора прощаться с масленицей до следующего года. В воскресенье жгли чучело Масленицы и пели прощальные песни.

Вот и перелистали мы все 7 листков короткого календаря. Прошла неделя. Отгуляла честная пятница. А завтра? Завтра первый день Великого поста.

Пришло время с Масленицей проститься
И друг другу повиниться
Все обиды и ссоры простить,
Чтоб красиво и честно зажить.

Но прежде, чем перейти к следующей части нашего урока, я хочу задать вам несколько вопросов. Исстари, на Руси людей почитали смышлеными, да находчивыми. Хочу посмотреть: не растеряли ли вы эти способности?

Как называл народ называл праздник Масленицы? (Широкая, веселая, объедуха…)

Сколько дней длится праздник? (7 дней)

Назовите эти дни.

Основное масленичное блюдо? (Блины)

Почему блины круглые? (Символ солнца)

III. Репродукция картины Б.М. Кустодиева. (Слайд 16)

Художники и композиторы старались передать свои впечатления об этом веселом русском празднике.

Внимательно вглядитесь в эту картину.

– Что вы видите на картине?

(Картина очень пестрая с резкими контрастами, вместе с тем очень цельная. Обратите внимание, как мастерски художник объединил разные детали – люди, тройки, театральное представление в одно единое целое. Фоном для действия служит белый снег зимнего пейзажа, контрастом ему – яркие, сочные краски народного гуляния).

У.: Какими муз. красками композитор изобразит праздничное гуляние? Что вы услышите?

Д.: (Шум разноголосой праздничной толпы, народные наигрыши, которые исполняет гармонист, песни, перезвон бубенцов под дугой лихой тройки, голоса артистов и музыку балагана – кукольного театра, голоса людей, несущиеся со сцены кукольного театра).

У.: – Какие инструменты звучали? (рояль)

Если внимательно вслушаться в музыку, то можно услышать, что рояль подражает звучанию русских нар.инструментов. Каких? (балалайка, гусли, рожки, так и кажется, что играет целый оркестр русских народных инструментов) Звучание рояля имитирует, подражает звучанию целого оркестра.

Да и сама музыка – это весёлая, русская, народная пляска. Впрочем, нет, это не просто пляска, а целая картинка шумного, многолюдного праздника.

У.: Русский композитор П.И,Чайковский горячо любил Родину, свою родную землю и её традиции.

– Давайте, еще раз послушаем эту музыку, обратите внимание, как ярко звучит рояль, как композитор мастерски передал атмосферу праздника, настроение народных гуляний. И еще раз посмотрите картину художника Б.Кустодиева.

У.: – Созвучна ли эта музыка по своему настроению репродукции Б.Кустодиева? (ответы)

Д.: От картины исходит свет, радость, праздничность, веселье, от музыки тоже исходит радость, веселье, даже местами игривость. Я тоже считаю, что музыка созвучна.

– Посмотрите, ребята, 2 разных произведения искусства отражают одну и туже тематику, одно и тоже жизненное содержание – радость жизни, веселье, жизнь прекрасна!

V. Итог урока. (Слайд 19)

В заключении нашего урока давайте вспомним ещё раз, какие песни, произведения разных видов искусства сегодня помогали нам на уроке? Что нового мы сегодня на уроке услышали, увидели и узнали.

(Перечисление названий и авторов картин, музыкальных произведений).

(Слайд 20) Весёлой всем Масленицы!

Домашнее задание – рисунки к теме нашего урока, можете изобразить масленичные гуляния, блины, а кто-то и напишет свой рецепт приготовления блинов (я специально оставила место в классе для ваших работ).

– Вам урок понравился?

– Ребята, вы меня очень порадовали на уроке. Большое спасибо.

Я приготовила вам солнышки – блинчики.

Такие веселые смайлики, в виде солнышка. При выходе из класса оставьте свой смайлик мне на память по своему настроению – он улыбается, или грустит. У меня вот такой смайлик -

Урок закончен. Большое спасибо всем за работу.

Читайте также: