Конспект на тему жизнь и творчество

Обновлено: 06.07.2024

Беседа : Жизнь и творческий путь Н. В. Гоголя.

Жизненный и творческий путь Гоголя и его трагическая судьба до сих пор представляют собой загадку, которую разгадывает не одно поколение исследователей.

Николай Васильевич Гоголь родился (20 марта) 1 апреля 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Полтавской губернии, в семье помещика.

У Гоголей было семеро детей, свыше 1000 десятин земли и около 400 душ крепостных. В 1821 году Николай поступил в гимназию в Нежине. Здесь он не только учится – он занимается живописью, участвует в спектаклях, пробует себя и в различных литературных жанрах.

Окончив гимназию в 1828 году, Гоголь едет в Петербург. Здесь впервые ждало его жестокое разочарование: скромные средства оказались в большом городе совсем незначительными, а блестящие надежды не осуществлялись так скоро, как он ожидал.

В 1845 году в состоянии душевного кризиса и резкого обострения болезни Гоголь сжигает рукопись 2-го тома и начинает работу заново.

(7) 19 февраля Гоголь исповедуется и причащается, а в ночь на (12) 24 февраля сжигает беловую рукопись 2-го тома.

(21 февраля) 4 марта 1852 утром Гоголь умер в доме на Никитском бульваре в Москве. Погребение состоялось на кладбище Свято-Данилова монастыря в Москве, а в 1931-м прах писателя был перенесён на Новодевичье кладбище.

Оценить 5441 0

Лев Николаевич Толстой - биография

Мысль — начало всего. И мыслями можно управлять.
И поэтому, главное дело совершенствования — работать над мыслями

Лев Николаевич Толстой - граф, русский писатель, член-корреспондент (1873), почетный академик (1900) Петербургской АН.

Лев Толстой родился 9 сентября1828 года.

«Юный Лёва пробыл в Москве менее четырех лет. В июле 1837 года внезапно умер его отец. (Мать Толстого скончалась, когда ему не было и двух лет.) Осиротевшие дети переехали в Казань, где жила их опекунша, тетка П.И. Юшкова.

Толстой прожил в Казани шесть лет. Это была пора его отрочества и юности. Два с половиной года он готовился к поступлению в университет. Решив стать дипломатом, Толстой держал экзамены на восточное отделение. Он успешно выдержал экзамены по истории, географии, математике, статистике, русской словесности, логике, английскому, французскому, немецкому, латинскому, арабскому, турецкому и татарскомуязыкам.

Более полная биография Льва Толстого:

Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828, в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии. Скончался — 7 (20) ноября 1910, станция Астапово (ныне станция Лев Толстой) Рязано-Уральской ж. д.; похоронен в Ясной Поляне.

Казанский университет

Крымская кампания

В кругу литераторов и за границей

Народная школа

Роман читался взахлеб, вызвал множество откликов, поразив сочетанием широкого эпического полотна с тонким психологическим анализом, с живой картиной частной жизни, органично вписанной в историю.

Перелом (1880-е гг.)

Лев Толстой и Анатолий Фёдорович Кони

В рамках нового миропонимания и представлений о христианстве Лев Толстой выступал против христианской догматики и критиковал сближение церкви с государством, что привело его к полному разобщению с православной церковью. В 1901 последовала реакция Синода: всемирно признанный писатель и проповедник был официально отлучен от церкви, что вызвало громадный общественный резонанс.

Уход и смерть Льва Толстого

Годы перелома круто изменили личную биографию писателя, обернувшись разрывом с социальной средой и приведя к семейному разладу (провозглашенный Толстым отказ от владения частной собственностью вызывал резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены). Пережитая Толстым личная драма нашла отражение в его дневниковых записях.

Жизненный манифест Льва Толстого

Каждое утро назначай себе все, что ты должен сделать в течение дня, и исполняй все назначенное.

Спи как можно меньше.

Все телесные неприятности переноси, не выражая их наружно.

Ежели ты начал какое бы то ни было дело, то не бросай его, не окончив.

Не заботься об одобрении людей, которых ты или не знаешь, или презираешь.

Повторяй вечером все то, что ты узнал в продолжение дня. Каждую неделю, каждый месяц и каждый год экзаменуй себя во всем том, чем занимался, ежели же найдешь, что забыл, то начинай сначала.

Не переменяй образа жизни, ежели бы даже ты сделался в десять раз богаче.

Не позволяй себе расходов, делаемых для тщеславия.

Всякое приращение к твоему имению употребляй не для себя, а для общества.

Придумывай себе как можно больше занятий.

Не требуй помощников в том деле, которое ты можешь кончить один.

Чем хуже положение, тем более усиливай деятельность.

Ищи случаев сделать добро.

Стараться сделать приятной жизнь людей, связанных с тобой

20 цитат Льва Толстого

Сила правительства держится на невежестве народа, и оно знает это и потому всегда будет бороться против просвещения. Пора нам понять это.

Каждый хочет изменить человечество, но никто не задумывается о том, как изменить себя.

Все приходит к тому, кто умеет ждать.

Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.

Сильные люди всегда просты.

Всякий пусть метет перед своей дверью. Если каждый будет делать так, вся улица будет чиста.

Всегда кажется, что нас любят за то, что мы так хороши. А не догадываемся, чтолюбят нас оттого, что хороши те, кто нас любит.

Без любви жить легче. Но без неё нет смысла.

У меня нет всего, что я люблю. Но я люблю всё, что у меня есть.

Мир движется вперёд благодаря тем, кто страдает.

Величайшие истины — самые простые.

Дело не в том, чтобы знать много, а в том, чтобы знать из всего того, что можно знать, самое нужное.

Люди часто гордятся чистотой своей совести только потому, что они обладают короткой памятью.

Нет того негодяя, который, поискав, не нашел бы негодяев в каком-нибудь отношении хуже себя и который поэтому не мог бы найти повода гордиться и быть довольным собой.

Зло только внутри нас, то есть там, откуда его можно вынуть.

Человек должен быть всегда счастливым, если счастье кончается, смотри, в чём ошибся.

Я уверен, что смысл жизни для каждого из нас — просто расти в любви.

Все строят планы, и никто не знает, проживёт ли он до вечера.

Нет таких условий, к которым человек не мог бы привыкнуть, в особенности если он видит, что все окружающие его живут так же.

Одно из самых удивительных заблуждений — что счастье человека в том, чтобы ничего не делать.

Два мэтра: Лев Толстой и Илья Репин, Ясная Поляна, 1908 г., фото:

Автор: Трубинова Ирина Викторовна, преподаватель русского языка и литературы.
Цель: Знакомство с жизнью и творчеством М.А. Шолохова
Задачи:
1. Познакомить с биографией писателя.
2. Познакомить с творчеством М.А. Шолохова.
3. Дать характеристику и проиллюстрировать жизнь представителей казачества начала 20 века.
4. Сформировать представление о многогранной и многонациональной Родине.
5. Привить любовь к Родине.
Тип занятия: урок изучения нового материала, смешанный.
Методы: объяснительно-иллюстративный
Оборудование: ноутбук, проектор, экран
Структура и ход урока:
Деятельность преподавателя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)


1.Организационный этап
На этом этапе сообщить о своих помощниках, которые будут помогать при изучении нового материала.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
В этой части урока написать на доске число, новую тему и цели и задачи занятия.
Цель: Знакомство с жизнью и творчеством М.А. Шолохова
Задачи:
1. Познакомить с биографией писателя.
2. Познакомить с творчеством М.А. Шолохова.
3. Дать характеристику и проиллюстрировать жизнь представителей казачества начала 20 века.
4. Сформировать представление о многогранной и многонациональной Родине.
5. Привить любовь к Родине.

3. Актуализация знаний.
Раздать обучающимся, на каждую парту, по пазлу. Собрать. На картинке будет казак.
На доске написать два слова и предложить обучающимся дать определение этим словам.
Казак -
• Казак — мужчина у казаков.
• Казак — военнослужащий казачьих войсковых частей и иных формирований.
• Казак — первый чин в казачьих частях (рядовой).

Казачество –
Казачество в России — казачество, проживавшее (или возрождённое) на территории Юга России и выделяемое в силу региональной специфики. Под казачеством в России, прежде всего, понимается казачество, появившееся на Дону, Нижнем Поволжье и Урале.
К казачеству в России также относится понятие кубанские казаки, которое официально появилось в 1796 году для обозначения запорожских казаков, переселенных Указом императрицы Екатерины Второй из Запорожской Сечи на Кубань.

Дать ребятам время найти в интернете, в своих телефонах, либо, возможно своё понимание этих слов.
(В подведении итога данной части один из помощников читает материал найденный дома о казачестве).

5. Первичная проверка понимания.
Преподаватель задаёт вопрос на понимание нового материала.
Как вы думаете для чего нам нужно знать вышеизложенную информацию о М.А. Шолохове?
Дать обучающимся высказаться.

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Выставление оценок всем, кто принимал участие в занятии, аргументировать оценки обучающихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: определение отличий произведений классицизма от новой комедии А. Грибоедова, рассмотрение любовного и общественного конфликта в пьесе, определение места первого действия в сюжетно-композиционной структуре произведения.

- обучающие: дать теоретические понятия, рассмотреть суть конфликта произведения, обозначить своеобразие развития первого действия комедии; с применением ИКТ ввести теоретическую информацию;

- развивающие: формировать умения самостоятельно определять задачи своей деятельности; искать и отбирать материал по теме; способствовать развитию воображения, фантазии в процессе работы над пьесой; обучать анализу; углубить знания о драматическом произведении;

- воспитательные: пробудить интерес к драматическим произведениям; формировать нравственные ориентации на распознавание истинных и ложных ценностей; учить задумываться над жизненными целями, которые определяют поведение героев, создать эмоциональный настрой на восприятие текста.

Оборудование: проектор, компьютер.

1.Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Вступительное слово учителя.

С этой пьесой связано много загадочных фактов: это и странная, трагическая судьба ее автора, и неоднозначность образов комедии.

3. Целеполагание.

Словарь терминов

До того как мы перейдем к изучению произведения, обратимся к теории литературы. Рассмотрим понятие жанра, сюжета, конфликта.

Комедия — одно из драматических произведений. Особенности такого произведения: отсутствие авторского повествования (но: список действующих лиц и ремарки); ограничение действия пространственными и временными рамками, отсюда раскрытие характера персонажа через моменты противоборства (роль конфликта); организация речи в форме диалогов и монологов, которые обращены не только к другим героям, но и к зрителю; этапы развития конфликта (экспозиция, завязка, развитие действия с кульминацией, развязка).

В системе жанров классицизма комедия относятся к низшему стилю. Одна из основных сюжетных схем комедии классицизма — борьба двух претендентов за руку одной девушки, положительный беден, но наделен высокими моральными качествами; все заканчивается счастливым диалогом.

— Какие элементы сюжета вы знаете?

Конфликт главная сила, движущая действие, основное средство раскрытия

характера. Конфликт организует характер.

В выборе характера и его решении проявляется авторская позиция.

Как будет развиваться конфликт дальше, об этом узнаем, прочитав комедию до конца.

4.Изучение нового материала.

История создания

Афиша. Анализ списка действующих лиц

1. Говорящие фамилии.

Фамусов (от лат. Fama — молва).

Репетилов (от франц. repeter — повторять).

Молчалин, Тугоуховский, Скалозуб, Хрюмина, Хлестова.

2. Герои получают характеристику исходя из следующих критериев: принцип родовитости и место на служебной лестнице.

3. Лишены этих характеристик Чацкий и Репетилов. Почему?!

4. Два персонажа обозначены условно Г.Н. и Г.Д. Почему?

Прототипом Фамусова (от лат.: fama — молва) называли дядю Грибоедова, Алексея Федоровича.

Несомненно, что в образе Чацкого отразились подлинные черты характера и воззрений самого Грибоедова, каким он рисуется в его переписке и в воспоминаниях современников: горячий, порывистый, подчас резкий и независимый. В речи Чацкого Грибоедов вложил все лучшее, что сам думал и чувствовал. Можно с несомненностью сказать, что взгляды Чацкого на бюрократию, жестокости крепостного права, подражание иноземцам и т.п. — подлинные взгляды Грибоедова.

Сюжет комедии

5. Физминутка.

6.Закрепление материала.

Композиция произведения

Согласно канонам драматургии классицизма, первый акт посвящался экспозиции, во втором происходила завязка конфликта, в третьем нарастали противоречия, четвертый акт был кульминациией, а в пятом же наступала развязка. Грибоедов смешает обычные рамки действия:

Читайте также: