Культура западной европы в средние века 6 класс конспект

Обновлено: 02.07.2024

Какие изменения происходили в средневековой культуре?

Обучающиеся определяют временные рамки Средневековья; характеризуют представления средневековых европейцев о мире; знают основные понятия; знакомы с именами философов средневекового общества; проводят поиск необходимой информации в текстовом источнике, характеризуют достижения средневекового образования и философии; объясняют, в чем заключаются значение средневековой культуры

Проявляют г отовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формируются нравственные чувства и нравственное поведение; уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, позиции .

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; владеют смысловым чтением текстов; устанавливают причинно-следственные связи событий и явлений; структурируют, анализируют, обобщают, систематизируют учебный материал; определяют логические связи; строят доказательства

Выявляют главную проблему; ставят цель деятельности на основе выявленной проблемы и существующих возможностей; определяют условия для выполнения учебной и познавательной задачи; учитывают ориентиры, выделенные учителем в новом учебном материале, оценивают свою работу на уроке, анализируют своё эмоциональное состояние, принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения.

фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

Организуют учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работают индивидуально и в группе: находят общее решение; строят позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

Формирование представлений о развитии образования и философии в Средние века;

Введение новых понятий: корпорация, профессора, студенты, факультеты, декан, ректор, лекция, диспут, схоластика, мистика; знакомство с именами средневековых философов

Развивать познавательный интерес и критическое мышление уч-ся .

Формировать уважительное отношение к культуре средневековой эпохи

Урок открытия новых знаний

корпорация, университет, профессор, студенты, факультеты, декан, ректор, лекция, диспут, схоластика, рационализм, мистика

Мультимедийный проектор с экраном. ноутбук

Формы организации работы учащихся

Фронтальная Индивидуальная Групповая

Проблемно-диалогическая модель урока

Основные этапы учебно-познавательной деятельности

1 этап Организационный этап

Проверка готовности учащихся к уроку

Учащиеся приготовили все необходимое к уроку: учебники, тетради, ручки.

Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности.

Мотивация к деятельности

Культура Западной Европы в средние века. Образование и философия.

Выявляют главную проблему; ставят цель деятельности на основе выявленной проблемы и существующих возможностей; определяют условия для выполнения учебной и познавательной задачи; Личностные; Проявляют г отовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Создание проблемной ситуации

В XVIII– XIX веках в среде историков сложилась точка зрения, о том, что средневековье было периодом " темных, мрачных веков ". Эта эпоха жестоких междоусобных войн, костров инквизиции, кровавых крестовых походов, эпоха невежества и фанатизма. Приходят в полный упадок и исчезают "великие достижения античности", а научная мысль скатывается "на пещерный уровень", распространяется "всеобщее культурное одичание".

и к исполнению песен или, реже, прозаических произведений.

Возрождение (Ренессанс) – эпоха в развитии европейской культуры XIV первой трети XVI в., которая построена на принципах гуманизма и интереса к античности.

Гуманизм (эпохи Возрождения) – в широком смысле: мировоззрение, ставящее человека в центр мира, в узком смысле: изучение наук о человеке.

Инкунабула – книга, напечатанная в период с момента изобретения книгопечатания до 1501 г. Такие книги, демонстрируют переход от рукописных книг к печатным и очень редки.

Университет – объединение преподавателей и студентов, созданное для преподавания и приобретения знаний.

Диспуты – формальный способ ведения спора, проводимого с целью установления богословской или научной истины.

Схоластика – направление в средневековой философии, в котором истины веры должны были подкрепляться разумом и Священное Писание изучалось методом строго логических умозаключений.

Алхимия – средневековая мистическая наука, предшествовавшая научной химии, искавшая философский камень, средство превращения простых металлов в драгоценные металлы.

Романский стиль – художественный стиль, господствовавший в Западной Европе в XI – XII веках, его характерные черты строгость и монументальность. Преимущественно господствовал в архитектуре.

Готика – стиль средневекового искусства Западной, Центральной и отчасти Северной и Восточной Европы с XIII по XVI века. Характерные особенности – устремлённость ввысь, большое количество арок, полуарок и шпилей, ажурный силуэт зданий.

Трубадур – средневековый поэт-музыкант.

Витраж – произведение изобразительного декоративного искусства или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Уровень развития культуры варваров, во время завоевания ими Западной Европы, был значительно ниже, чем у покоренного ими населения. Не видя ценности в античной культуре, они уничтожали здания, статуи, живопись и книги. Сами же германцы создавали яркие ювелирные изделия, одежду и предметы быта.

Покорив Европу, германцы познакомились с христианской верой. Многие германские племена приняли крещение, однако продолжали совершать языческие обряды. Церкви пришлось осторожно подходить к языческим верованиям простых людей, чтобы избежать их недовольства. Многие священники предлагали не просто запрещать языческие обряды, а объединять их с христианскими. Например, германцам было привычнее поклоняться предметам, поэтому в храмах стали появляться статуи и изображения святых, различные реликвии. Постепенно языческие традиции варваров-германцев сливались с христианской культурой завоеванных ими земель.

В XII – XIII вв. Западная Европа переживала культурный подъём. Развитие городов, знакомство с византийской и арабской культурами способствовали развитию средневекового образования. Оно уже не ограничивалось монастырскими и церковными школами. В городах появлялись светские школы. В крупнейших городах Западной Европы при соборах возникали высшие школы (университеты), где преподавали богословие, философию, медицину, право.

Университет представлял собой сообщество преподавателей (профессоров) и студентов, целью которого было расширение круга научных знаний. Университетом управлял ректор, согласно принятому уставу. Отдельные факультеты возглавляли деканы. Лекции преподавателей дополнялись диспутами (словесными поединками). По окончании университета студенту присваивалась степень бакалавра, а затем – магистра.

Главной наукой считалась теология (богословие). Вопросы соотношения веры и разума рассматривала схоластика. Одним из самых известных философов-схоластов XII в. Был француз Пьер Абеляр, а в XIII в. – Фома Аквинский.

С VI – VIII вв. в культуру Западной Европы входят хроники – рукописи, рассказывавшие об истории народов и о современной хронисту жизни.

Безвестные сказители и певцы создавали эпические песни – сказания о великих героях прошлого. С течением времени песни соединялись, перерастая в эпические поэмы (эпосы).

В XI в. на юге Франции, в Провансе, возникла рыцарская поэзия. Провансальские поэты – певцы назывались трубадурами, а рыцарские поэты Северной Франции, Италии, Испании, германии – труверами и миннезингерами. В рыцарской поэзии был создан образ идеального рыцаря. Стихи воспевали не только верность сеньору, щедрость и благородство, но изящество и привлекательность рыцаря. Поэты воспевали служение Прекрасной Даме.

На XII век приходится расцвет городской литературы. Создавались короткие рассказы в стихах и басни на бытовые темы, героем которых становился находчивый крестьянин, способный одурачить рыцарей и жадных монахов.

Ряд технических знаний накапливался в ходе строительства соборов и церквей. Среди наук процветали астрология и алхимия.

Романский стиль в архитектуре XI – XIII вв. сменился готическим (XII – XV вв.). Огромные окна храмов заполняли витражи – картины или узоры из кусков цветного стекла, скреплённых свинцовыми ободками.

Бытовые сцены изображались на фресках, что особенно характерно для немецких и скандинавских храмов XIV – XV вв.

В середине XIV в. В Италии зарождается культура Возрождения. В этот период служители искусства наряду с современными приёмами используют элементы, заимствованные из античных времён.

Эти идеи находили отражение в произведениях искусства. Широкое распространение получает живописный и скульптурный портрет. Благодаря таким портретам мы знаем, каким был реальный облик многих известных людей того времени. Один из известнейших живописцев эпохи раннего Возрождения был Сандро Боттичелли.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Вставьте пропущенные в тексте слова.

Средневековые студенты объединялись в землячества, а преподаватели создавали объединения – факультеты, возглавляемые ______________________. Университет включал в себя три факультета: юридический, ___________, богословский. Однако обучение начиналось с особого, _______________ факультета. Преподавание шло на _________________________ языке.

Правильный вариант:

Средневековые студенты объединялись в землячества, а преподаватели создавали объединения – факультеты, возглавляемые деканом. Университет включал в себя три факультета: юридический, медицинский, богословский. Однако обучение начиналось с особого, подготовительного факультета. Преподавание шло на латинском языке.

Задание 2. Религиозно – философское учение, пытающееся познать Бога и мир с помощью логических рассуждений. Выберите один ответ.


Урок знакомит с представлениями средневековых людей об окружающем мире. Характеризует уровень развития научных знаний и образования Средневековой Европы этого периода. Показывает роль христианства в развитии культуры Раннего Средневековья. Знакомить с примерами европейской литературы и искусства этого периода.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Культура Западной Европы в раннее Средневековье"

В Средние Века человек представлял окружающий мир совсем не так, как его воспринимают современные люди. Его жизнь была связана с тем местом, где он родился и вырос.

Большинство ни разу не покидало родную деревню или город для дальнего путешествия.

Плохие дороги, опасности долгого пути, наконец, возможность произвести всё нужное своими силами – всё это делало связи с далёкими городами и странами ненужными.

О том, что происходит в соседних землях, знали мало; что творится в соседних государствах – ещё меньше.

О народах за пределами Европы сведения были на уровне домыслов и сказок.

Представления о мире в Средние Века

Но купцы, воины, послы и правители знали гораздо больше. Благодаря их описаниям становится возможным восстановить облик Европы IX–XI веков.

Многие астрономы представляли Землю шаром, который неподвижно находится в центре Вселенной, а вокруг него движутся Солнце, звёзды и известные на тот момент планеты.

Но были и те, кто считал Землю диском, покрытым куполом неба.

Географы раннего Средневековья опирались на труды античных учёных и Библию. Но имели представление в основном о Европе. В меньшей мере – об Африке и Азии.

Им были известны страны Востока, Индия, Китай, которые в воображении людей того времени представлялись земным раем.

Средневековая карта

В Средневековой Европе не было единого счёта времени.

Начало года часто совпадало с религиозными праздниками. Времена года, их смену и продолжительность люди знали хорошо, так как от этого зависел урожай.

Времена года

Определяли их наступление по народным приметам: началу цветения определённых растений, поведению животных, фазам Луны.

Для измерения времени суток использовали древние устройства: песочные, водяные, солнечные часы.

Сами сутки делились на день и ночь. Соответственно, их продолжительность была от рассвета до наступления темноты – день. До следующего рассвета ночь.

Солнечные часы

Расстояние мерили в зависимости от дальности: неделями, днями пути; временем на прочтение определённых молитв, количеством сгоревших свечей.

Особое отношение в ту эпоху было к летоисчислѐнию. Его вели от Рождества̀ Христо̀ва, но точным цифрам значения не предавали.

Важные даты увязывали со значительными событиями: крупным праздником, битвой, эпидемией, избранием правителя.

Не было чёткой границы между прошлым и настоящим. События, описанные, к примеру, в Библии, легенде или античной поэме воспринимались как произошедшие недавно и где-то неподалёку.

Отсюда вера людей в сказочных животных и драконов, в то, что можно поквитаться с обидчиками Христа или встретиться с очевидцами давних событий.

Грамотность в Раннем Средневековье была редкостью.

Исключение составляли служители церкви. Для того, чтобы выступать с проповедями, они должны были читать религиозную литературу, знать молитвы и основы христианского учения.

С появлением империи Карла Великого возникла и необходимость в большом количестве образованных людей для управления страной.

Без грамотных судей, чиновников и наместников не было возможности держать в подчинении такую большую территорию.

Карл Великий носил титул императора, как в прошлом правители Римской империи, поэтому, чтобы показать своё могущество, он старался подчеркнуть преемственность своей страны и Рима.

Не случайно образцом для культуры этого времени послужила античность.

Период культурного подъёма в Западной Европе в конце VIII – середине IX века получил название Каролѝнгского Возрождѐния.

Ей руководил приглашённый учёный, богослов и поэт, важнейший из вдохновителей Каролингского Возрождения – А̀лкуин.

В Академии изучали грамоту, богословие, труды античных учёных. Составляли летописи, жизнеописания современников. Она также готовила сыновей королевских вассалов для государственной службы.

Дворцовая академия

Архитектура этого периода также брала пример с античности. Построенные при Карле Великов храмы и здания были похожи на постройки Рима. Примером может служить сохранившаяся А̀хенская Капѐлла.

При Карле Великом при монастырях и в городах начали создаваться церко̀вные школы. В X–XI веках появились собо̀рные школы.

Трѝвиум – первая ступень обучения: грамматика, риторика и диалектика.

Ква̀дривиум – вторая ступень обучения: арифметика, геометрия, астрономия и музыка.

Освоив эти науки, можно было изучать богословие.

Семь свободных искусств

Во времена Карла Великого была проведена реформа письменности. В результате установилось чёткое письмо – каролѝнгский мину̀скул. Он послужил основой для современного начертания букв латинского алфавита.

Это означало, что во всех областях знаний есть образцовые произведения и авторы, чьи идеи и учения – аксиома.

В поэзии – Вергѝлий и Гора̀ций. В прозе – Цицеро̀н. В диалектике – Аристо̀тель.

Образование и наука

Но основой знаний во всех областях была Библия. Образованным в Средние Века считался человек, знающий мнение авторитетов.

В Средние Века производство книг находилось в руках монастырей, где устраивались специальные мастерские – скрипто̀рии, в которых тексты книг переписывались монахами.

Вместо античного папируса стали использовать перга̀мент – материал для письма из недублёной сыромятной кожи. Писать стали чернилами и птичьими перьями.

Создание рукописной книги занимало долгое время и требовало труда множества людей. Рукописная книга была богато украшена.

Она была уникальным произведением искусства и считалась предметом роскоши.

Предназначенная для храмов, монастырей, богатых и знатных заказчиков, она должна была соответствовать тому великолепию, которым окружали себя церковь и верхушка общества.

Литература Раннего Средневековья была в основном религиозной.

Популярными были жития̀, в которых рассказывалось о подвигах людей, признанных церковью святыми, и Ева̀нгелия.

Церковь призывала мирян подражать святым. Главной её целью было наставление верующих на путь истинный.

Получило развитие и устное творчество. Анонимные авторы создавали эпѝческие пѐсни – сказания о великих героях прошлого.

В VI–VIII веках в Западной Европе распространяются хро̀ники –историческое описание событий по годам.

Они начинали своё повествование с основания Мира, заканчивали современными автору событиями.

Историческая литература

В период Каролингского возрождения наблюдался расцвет литературы, искусств, архитектуры, богословия, началось развитие средневековой латыни. Но после распада Империи Возрождение вскоре прекратилось.

Подведём итог.

Таким образом, культура стран Европы в Средние Века была весьма многогранна.

Наравне с различными домыслами и мифами развивались серьёзная наука, культура, образование.

Люди начали постепенно возрождать античное наследие, прибавляя к нему новые знания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Раскрыть представления средневековых людей об окружающем мире.

2. Показать роль христианства в развитии литературы, искусства, просвещения.

3. Ознакомить с искусством рукописной книги, в частности книжной миниатюры.

♦ Основные понятия и термины: книгопечатание, капелла, инициалы, пергамент, хроники, житие, эпические поэмы, гимны.

I. Проверка домашнего задания.

1. Какое влияние на внутреннее развитие Западной Европы в IX-XI веках оказывала борьба с внешней угрозой?

2. В чем причина длительных морских походов норманнов?

3. Как вы считаете, почему скандинавы, переселившиеся на север Франции, восприняли местный язык, нравы, обычаи, а не наоборот?

4. Какие причины привели к установлению феодальной раздробленности в Западной Европе?

5. Сравните власть короля и власть крупных феодалов во Франции в период феодальной раздробленности.

II. Изучение нового материала.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Представления людей об окружающем мире в период раннего Средневековья.

2. Каролингское возрождение.

3. Влияние христианства на развитие культуры в области литературы, образования, искусства рукописной книги.

1. Представления людей об окружающем мире в период раннего Средневековья.

Учитель в рамках учебника раскрывает данный вопрос, привлекает иллюстрацию учебника (с. 45).

Учащиеся приходят к выводу: восприятие окружающего мира было полностью религиозным. Причины этого крылись в следующем:

низкий уровень развития науки и техники;

изолированность жизни в деревнях и замках;

развитие народа, страны, окружающего мира было проникнуто верой в Страшный суд, где только Творец будет судить и живых и мертвых.

2. Каролингское возрождение.

Учитель предлагает учащимся вместе доказать, что при Карле Великом произошел расцвет культуры, а также просит класс подумать:

почему Карлу I нужны были образованные люди в империи? (Для управления обширными территориями).

Каролингское возрождение наблюдалось в различных областях: 1) в образовании, 2) в архитектуре, 3)в литературе.

В образовании. Карл I стал приглашать просвещенных людей Европы к своему двору. Были открыты школы для священников, написаны учебники. Монах Августин получил при дворе императора должность руководителя школьным делом. В школах изучали латынь, геометрию, риторику, диалектику, Евангелие.

В архитектуре. В Аахене и других крупных городах строились каменные дворцы и церкви.

Академия - кружок для научных и литературных занятий. Карл I и его семья, придворные в Аахене образовали такой кружок, где читали и обсуждали церковные книги, философские трактаты, литературные произведения: жития, хроники, эпические поэмы и гимны.

Учащиеся делают вывод: постепенно росло число образованных людей. Но после распада империи Карла I Каролингское возрождение угасло.

3. Влияние христианства на развитие культуры в области литературы, образования, искусства рукописной книги. Карл I, поставив перед собой задачу - поднять уровень грамотности среди своих подданных, справился с ней лишь частично. Грамотных людей в раннее Средневековье было крайне мало:

их не было среди крестьян;

редко встречались среди феодалов;

короли не всегда умели читать и писать;

грамотными были только служители церкви.

Почему в период раннего Средневековья образованными были только священники?

Потому что они должны были читать Библию, знать молитвы, вести богослужение, читать проповеди.

Так же как и Карл Великий, христианская церковь заботилась о сохранении остатков античной образованности. Церковь сохранила: письменность, научные знания, школы. Поэтому Карл I приказал открыть школы для подготовки священников. Школы были открыты при больших монастырях.

Учитель знакомит учащихся со структурой полного школьного образования.

Высший уровень: изучались арифметика, геометрия, музыка, астрономия.

Низший уровень: изучались грамматика, риторика, диалектика.

Церковная школа: в ней обучались совместно и взрослые, и дети. Первоначально наизусть учили молитвы, тексты из Библии, учились чтению, письму, пению, счету. В больших монастырских школах создавались мастерские, в которых переписывались книги. Переписывание книг, особенно богослужебных, философских, считалось делом, угодным Богу.

Задание. С помощью текста учебника на с. 50-51 объяснить, почему рукописные книги были подлинными произведениями искусства.

Дорогая и нарядная книга была редкостью и огромной ценностью. Люди могли видеть книги в церкви во время богослужений. На Евангелии приносили клятвы, присягали на верность королю.

Влияние христианства на литературу

Таким образом, в период раннего Средневековья люди становились грамотными благодаря тому, что учились в церковных школах, где читали божественные книги. Образованные люди читали и знали текст Библии, жития святых. Житие — особый жанр литературы. В них рассказывалось о подвигах и чудесах монахов, которых церковь признала святыми.

Появляются эпические поэмы и гимны.

Эпические поэмы - сочинения, рассказывающие о народных героях.

Гимны - произведения, рассказывающие о Христе, его поучениях, учениках.

III. Закрепление изученного материала.

Учитель вместе с учениками составляет схему № 8.

Влияние христианства на развитие культуры

Сохранение христианской церковью в своих интересах остатков античной образованности

Читайте также: