Индийские варны 5 класс презентация и конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

2. Цели урока

5. Структура древнеиндийского общества

8. Особенности деления общества на Варны:

• Члены Варны не должны вступать в браки вне
своей Варны
• Подобные, но менее строгие запреты касаются
и принятия пищи
• Точно установленный род занятий
• Члены Варны со дня рождения и в течение всей
жизни принадлежат к данной Варне, если не
исключается из нее за нарушение ее законов
• Переход из одной Варны в другую невозможен
• Авторитет брахманов

9. Характеристика Варн

Название
1. Жрецы
(брахманы)
2. Знатные
воины
(кшатрии)
3.Земледельцы
(вайшьи)
4. Слуги
(шудры)
Обязанности представителей
Варн

• 1,31— А для процветания миров он (Брахма) создал из
своих уст, рук, бедер и ступней брахмана, кшатрия,
вайшью и шудру [соответственно].
• 1,87— А для сохранения всей этой вселенной он,
пресветлый для происшедших из его уст, рук, бедер и
ступней, установил особые [обязанности и] занятия.
• 1,88— Таким образом, обучение Ведам и изучение их,
принесение жертв за себя и за других, а также дачу и
получение [милостыни] он установил для брахманов.
• 1,100 – Все, что существует в мире, - это собственность
брахмана; вследствие превосходства рождения именно
брахман имеет право на все это.
• IX, 317 – Брахман – ученый или неученый – великое
божество, равно как великое божество и огонь, и
использованный (при жертвоприношении) и
неиспользованный.

• 1,89— Охрану подданных, а также дачу милостыни,
жертвоприношение, изучение Вед и умеренность в
наслаждениях он указал для кшатриев.
• X, 118 – Кшатрий, взимающий в крайних
обстоятельствах даже четвертую часть (урожая), со
всей энергией охраняющий подданных, освобождается от
греха.
• X, 119 — Его (царя) истинный долг — победа; он пусть не
обращается в бегство в опасности; защищая оружием
вайшьев, пусть заставляет вносить законный налог.

• 1,90— Пастьбу скота, а также дачу милостыни,
жертвоприношение, изучение Вед, торговлю,
ростовщичество и земледелие — для вайшьи
• X,98 – Вайшья, который не в состоянии существовать
(исполнением) своей дхарму (правила поведения человека
соответственно его общественному положению), может
существовать по образу жизни шудры, (но) не исполняя
запрещенные (ему) дела и отвращаясь (от этого) как
только может.

• 1,91— Но только одно занятие Владыка указал для шудры
— обслуживание этих каст со смирением.
• X, 99— Шудра, не могущий исполнять обслуживание
дважды рожденных и угрожаемый гибелью сыновей и
жены, пусть живет ремесленными занятиями.
• X, 100 – (Ему надлежит следовать) тем занятиям
ремесленников, таким различным ремеслам, исполнением
которых обслуживаются дваждырожденные.
• III, 13 — Для шудры предписана жена только касты
шудр; для вайшьи — той и своей касты; для кшатрия —
тех обеих, а также своей; для брахмана — тех [трех], а
также своей.

• X,51 – Местожительство чандалов и швапачей
(неприкасаемых) – (должно быть) вне селения, утварь,
использованная ими, должна выбрасываться (другими),
имуществом их (должны быть только) собаки и ослы.
• X,52 – Одеждами – одеяния мертвых, пища (должна им
даваться) в разбитой посуде…
• X,53 – Человеку, исполняющему дхарму (правила
поведения человека соответственно его общественному
положению), не следует общаться с ними…

15. Религия Индии

16. Буддизм

VI – V века до нашей эры
Основатель религии Будда - принц Гаутама,
жил в VI в. до н.э.
Покинул дом и семью,
чтобы постичь суть
жизни и найти путь к
преодолению
человеческих страданий.
Создал свое учение
Будда

ИЗРЕЧЕНИЯ БУДДЫ
Не делайте зла, творите добро,
очищайте ум от дурных
мыслей.
Кто сам не делает зла, тот не
подвержен злу
Самая великая победа – над
собой
Гнев побеждается отсутствием
гнева , недоброе – добрым,
скупость - щедростью, ложь –
правдой
Будда

18. Решите кроссворд

4
5
3
2
1
КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО
• 1. На них лежала обязанность
возделывать поля, работать в
мастерских, а также торговать.
• 2. Представители второй варны,
которые с детства обучались владеть
оружием, управляться с конем и
колесницей.
• 3. Представители четвертой варны,
которые служили высшим варнам.
• 4. Представители самой высшей
варны, которые выполняли
обязанности жрецов и совершали
многочисленные обряды.
• 5. Основатель буддизма в Древней
Индии.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Индия и Китай в древности Урок 2. Индийские варны История 5 класс. Гудзишевс.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Индия и Китай в древности Урок 2. Индийские варны История 5 класс. Гудзишевс.

Индия и Китай в древности Урок 2. Индийские варны История 5 класс. Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ№ 1 Индийские варны. (Запись темы урока в тетрадь). Вспомните особенности верований древних индийцев. (вера в переселение души). Как вы думаете, зачем правителям Древней Индии понадобилось поддерживать и распространять веру в реинкарнацию? (объясняли существование богатых и бедных людей).

Рабы Свободные земледельцы Купцы, ремесленники Чиновники, писцы, офицеры Высш.

Рабы Свободные земледельцы Купцы, ремесленники Чиновники, писцы, офицеры Высшие чиновники, жрецы, военачальники, вельможи Рабы Свободные люди, лишенные некоторых прав Свободные полноправные люди Вельможи, чиновники, жрецы Царь Древний Египет Двуречье Общественное устройство

Проблема урока: ? Каковы особенности общественного устройства в Индии

Проблема урока: ? Каковы особенности общественного устройства в Индии

План: 1. Как появились варны? 2. Особенности варнового устройства индийского.

План: 1. Как появились варны? 2. Особенности варнового устройства индийского общества (парная работа) 3. Неприкасаемые ?

Брахманы Кшатрии Вайшьи Шудры 1. Как появились варны Варны (санскрит. – цвет).

Брахманы Кшатрии Вайшьи Шудры 1. Как появились варны Варны (санскрит. – цвет) – группы общества Древней Индии

Задание: прочитайте пункт 1, стр. 100 – 101. Как индийцы объясняли неравное.

Задание: прочитайте пункт 1, стр. 100 – 101. Как индийцы объясняли неравное положение людей в обществе? Варновое деление общество связано с завоеванием Индии ариями. На протяжении нескольких веков племена ариев подчиняли себе народы долины Ганга. Местные жители превращались в подобие рабов и лишались части своих прав. Арии заняли привилегированное положение. У людей возникали вопросы – почему один беден, а другой богат, один трудится от зари до зари, а другой проводит все дни в праздности. Ответ давал миф о происхождении людей. Задание: прочитайте пункт 1, стр. 100 – 101. Как индийцы объясняли неравное положение людей в обществе?

Бог Брахма – прародитель всех людей

Бог Брахма – прародитель всех людей

Задание: проанализируйте материалы рабочих листов, заполните таблицу 2. Особ.

Задание: проанализируйте материалы рабочих листов, заполните таблицу 2. Особенности варнового устройства индийского общества Варны Названиеварны Место в обществе Личные качества Брахманы Кшатрии Вайшья Шудры 2. Особенности варнового устройства индийского общества. Выясним особенности варнового общества Индии. (Организация парной работы, по вариантам заполняют часть таблицы по материалам рабочих листов). Рабочий лист № 1. Брахманы. Рабочий лист № 2. Кшатрии. Рабочий лист № 3. Вайшья. Рабочий лист № 4. Шудры.

Брахманы Отшельник – человек, который отказался от общения с другими и живет.

Брахманы Отшельник – человек, который отказался от общения с другими и живет уединённо Место в обществе Личные качества Высшее Знали священноеписание Служилибогам Славятся ученостью, ведут уединенный образжизни (отшельники)

Кшатрии Девятилетний брахман считается старше девяностолетнего кшатрия Были.

Кшатрии Девятилетний брахман считается старше девяностолетнего кшатрия Были воинами, правителями. Обладали властью, но занимали более низкое положение в обществе, чем брахманы Честность,выносливость, развитый ум, умение соблюдать приличия

Вайшья Земледельцы, ремесленники, торговцы Платили налоги Малообразованны, т.

Вайшья Земледельцы, ремесленники, торговцы Платили налоги Малообразованны, трудолюбивы

Шудры Слуги, наемные работники Отсутствие прав Хозяин мог продать слугу, отн.

Шудры Слуги, наемные работники Отсутствие прав Хозяин мог продать слугу, отнять имущество Более строгое наказание за преступление Не имели права участвовать в священных ритуалах Считались неспособными на благородство

Шудры Слуги, наемные работники Вайшья Земледельцы, ремесленники, торговцы Кша.

Шудры Слуги, наемные работники Вайшья Земледельцы, ремесленники, торговцы Кшатрии Правители, воины Брахманы Мудрецы, жрецы В чем особенность варнового устройства индийского общества?

3. Неприкасаемые Ограничения для неприкасаемых Запрещено входить в дома предс.

Впишите недостающие слова: Прародитель всех людей………………. Служители богов, ин.

Впишите недостающие слова: Прародитель всех людей………………. Служители богов, индийские жрецы - ………….. Группы индийского общества со схожим образом жизни, правами и обязанностями ……………….. Низшая каста неприкасаемых ……………. Правители и воины………………. Брахма Брахманы варны парии кшатрии

Краткое описание документа:

В ходе урока "Индийские варны" учащиеся работают над проблемой - каковы особенности общественного устройства в Индии. Учащиеся знакомятся с мифом о происхождении людей и находят ответ на вопрос о том, как индийцы объясняли неравное положение людей в обществе. Затем учитель организует парную работу учащихся с дополнительным материалом. Презентация содержит образец заполнения таблицы как результата парной работы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Меня зовут Бхим – я герой популярного в Индии мультфильма!

Сегодня я расскажу вам о том, что из себя представляет индийское общество и чем у нас одни люди отличаются от других.

Все наше общество делиться на варны, то есть группы людей, обладающими одинаковыми правами и обязанностями. Четыре варны древнеиндийского общества Брахманы (жрецы) Кшатрии (воины) Вашьи (земледельцы) Шудры (слуги) Принадлежность к той или иной варне передается по наследству

Все наше общество делиться на варны, то есть группы людей, обладающими одинаковыми правами и обязанностями.

Четыре варны

древнеиндийского общества

Принадлежность к той или иной варне передается по наследству

Мы верим, что каждая из варн произошла из какой-либо части тела бога Брахмы Найдите в учебнике ответ на вопрос, из каких частей бога Брахмы произошли индийские варны? (§ 21. Индийские варны)

Мы верим, что каждая из варн произошла из какой-либо части тела бога Брахмы

Найдите в учебнике ответ на вопрос, из каких частей бога Брахмы произошли индийские варны?

(§ 21. Индийские варны)

Бог Брахма - высшее божество, творец мира в Индии Брахманы (жрецы) Кшатрии (воины) Земледельцы Слуги

Бог Брахма - высшее божество, творец мира в Индии

6 обязанностей брахманов 1. Изучать Веды – сборник священных писаний индуизма; 2. Передавать полученные знания ученикам; 3. Проводить ритуалы; 4. Делать жертвоприношения; 5. Принимать от людей дары во славу богов; 6. Раздавать пожертвования нуждающимся. Самой почитаемой варной в Индии считаются брахманы. Только они имеют дар общаться с богами

6 обязанностей брахманов

1. Изучать Веды – сборник священных писаний индуизма;

2. Передавать полученные знания ученикам;

3. Проводить ритуалы;

4. Делать жертвоприношения;

5. Принимать от людей дары во славу богов;

6. Раздавать пожертвования нуждающимся.

Самой почитаемой варной в Индии считаются брахманы.

Только они имеют дар общаться с богами

Если человек хотел принести жертву богам, то тогда он приглашал в свой дом брахмана и дарил ему за это щедрый подарок, обычно корову.

Если человек хотел принести жертву богам, то тогда он приглашал в свой дом брахмана и дарил ему за это щедрый подарок, обычно корову.

Ритуал жертвоприношения в Индии Брахманы разжигали огонь Пели хвалебные песни богам и приглашали их в гости Бросали в огонь еду, запах которых могли вдыхать боги Сытые и довольные боги дарили людям в ответ богатый урожай

Ритуал жертвоприношения в Индии

Брахманы разжигали огонь

Пели хвалебные песни богам и приглашали их в гости

Бросали в огонь еду, запах которых могли вдыхать боги

Сытые и довольные боги дарили людям в ответ богатый урожай

Периоды жизни брахмана 1. Учение (начиная с 7 до 16 лет мальчик отдавался в дом учителю-брахману)

Периоды жизни брахмана

1. Учение (начиная с 7 до 16 лет мальчик отдавался в дом учителю-брахману)

Периоды жизни брахмана 2. Обзаведение семьей (начиная с 16 лет юноша-брахман мог жениться, брать учеников и приносить жертвы богам)

Периоды жизни брахмана

2. Обзаведение семьей (начиная с 16 лет юноша-брахман мог жениться, брать учеников и приносить жертвы богам)

Периоды жизни брахмана 3. Отшельничество (когда брахман старел и у него появлялись внуки, он мог покинуть свой дом уйти в отшельники )

Периоды жизни брахмана

3. Отшельничество (когда брахман старел и у него появлялись внуки, он мог покинуть свой дом уйти в отшельники )

Кшатрии (воины) Из этой варны происходили все наши цари! Кшатрии должны: владеть собой; следовать священным текстам; взимать налоги со всех кроме брахманов; защищать всех, кто обращается к ним за помощью .

Кшатрии (воины)

Из этой варны происходили все наши цари!

Кшатрии должны:

Кшатрии верили, что их предками были древние цари и боги, такие как Рама .

Рама – легендарный древнеиндийский царь, поглощение бога Вишну.

Имели свой дом, поля и скот Вашьи (земледельцы) Не имели право на личное имущество и право приносить жертву богам, подчинялись вышестоящим варнам Шудры (слуги)

Имели свой дом, поля и скот

Не имели право на личное имущество и право приносить жертву богам, подчинялись вышестоящим варнам

  • жили отдельно от всех,
  • выполняли самую грязную работу (уборка мусора, убой скота, свиноводство и т.д.);
  • им запрещалось входить в индуистские храмы, участвовать в ритуалах.

Конечно, деление на варны в нашем обществе достаточно жесткое. При жизни человек не может перейти из одной варны в другую. Но наша религия учит: если человек (земледелец или слуга) будет покорен своей участи, будет вести себя праведно, но после смерти от может родиться воином, царем или брахманам!

Конечно, деление на варны в нашем обществе достаточно жесткое. При жизни человек не может перейти из одной варны в другую. Но наша религия учит: если человек (земледелец или слуга) будет покорен своей участи, будет вести себя праведно, но после смерти от может родиться воином, царем или брахманам!

Загрузить презентацию (986 кБ)

Индусские легенды возводят появление каст к богу Брахме, который создал людей из частей своего тела и разделил их на 4 части, каждая из которых имела свои права и обязанности.
У вас на столе лежат рабочие листы, в которых вы должны отметить, к какой части тела принадлежала каждая каста. (Приложение 1)

2. Основные занятия и особенности жизни

Работа по группам. Каждая группа получает одну из каст, через 5-6 минут работы необходимо подвести итоги заполнения таблицы каждой группы.

Учащиеся должны подтвердить правильность заполнения таблицы цитатами из текста.

Задание №3 в рабочем листе – работа с текстом.

Найдите и подчеркните ошибки в тексте ( разбор текста)

3. Будда – основатель религии буддизм

– Как вы считаете, было ли справедливым такое деление людей? (Нет)
– Почему же тогда в Древней Индии деление людей на касты воспринималось как нормальное и естественное? Ведь их создал бог, и значит так должно быть вечно!
– И все-таки, среди древнеиндийских мудрецов были и такие, которые не придавали большого значения кастовым различиям.

– Я считаю, что Будда – основатель религии буддизма, учил, что главное – личные достоинства человека, а не его происхождение.

1. Бог, создавший касты в Индии – это Брахма. (Да)
2. Из ступней бога вышла каста воинов. (Нет)
3. Жрецы были самой высшей и главной кастой. (Да)
4. В Древней Индии разрешалось переходить из одной касты в другую. (Нет)
5. Неравенство между кастами казалось индийцам естественным. (Да)

Читайте также: