Причастный оборот урок в 7 классе конспект урока презентация

Обновлено: 05.07.2024

развивать умение работать в коллективе, грамотно аргументировать свою позицию.

Воспитательные :

способствовать воспитанию культуры общения;

продолжить формирование познавательного интереса к предмету;

воспитывать любовь к русскому языку.

формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач

Работа по теме урока

Работа с эпиграфом урока.

- Слово учителя: Сегодня 23 октября, на дворе царствует золотая осень. Осень - чудесная пора. В воздухе, напоенном запахом увядающей травы, плывёт серебристо-сизая паутина. Каждый песчаный бугорок, заваленный сосновыми иголками, тронутый первой позолотой берёзовый лист - всё прогрето прощальным солнечным теплом . Эпиграфом нашего урока я взяла слова Б.Пастернака:

Осень. Сказоч…ный чертог

Всем открытый для обзора.

Прос…ки л…сных д…рог

Заглядевшихся в озера.

Ребята, неожиданно пошел проливной дождь и размыл текст, необходимо восстановить стихотворение. (Ответы учеников)

Сегодня мы продолжаем говорить об обособленном и необособленном определении , выраженным причастным оборотом.

Работа с теоретическим материалом. Продолжить предложения….

1.Причастный оборот – это…

2.Причастный оборот в предложении может стоять…
3.Если причастный оборот стоит до определяемого слова, то…
4.Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то…

3. Составить предложение.

Поросшая, роща, кустами, осиновая, роняет листьев, медленно, со, капли, своих. ( Осиновая роща, поросшая кустами, медленно роняет капли со своих листьев.)

-Найти и графически выделить обособленное определение, выраженное причастным оборотом.

4. Составить предложения по схемам.

(Учащиеся записывают понравившиеся предложения).

- Устно перестроить первое предложение, чтобы обособленное определение превратилось в необособленное определение, выраженное причастным оборотом.

5. Осложнить предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

Широкая тропинка бежала к ручью. Листья шуршали под ногами.

6. Работа с текстом. Найти и графически выделить определения, выраженные причастным оборотом.

Лучи солнца пробивавшиеся сквозь листву скользят по стволам и ложатся на темную землю. Солнце перед самым закатом вышло из-за серых туч покрывающих небо и вдруг осветило лиловые тучи. Блистающая золотом листва повеяла чем-то сказочным. Испуганные внезапным шумом птицы поднялись в небо.

7. Проверка знаний. Тест.В4

II . Домашнее задание.

1 . В4 Среди предложений 9-13 найдите предложение с обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

(9)Не помогать сердцу – это варварство, бескультурье.

– (10)Зачем вы стараетесь превозмочь болезнь на ногах? – обращалась к другому. – (11)Имейте в виду: конфликт с организмом не кончится в вашу пользу!

(12)Людей, пренебрегавших здоровьем, мама считала жестокими:

– (13)Себя не жалеют, так пожалели бы близких!

2. В4 Среди предложений 49-55 найдите предложение с обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

(49) А потом вдруг дома, мелькающие за окном, показались ему знакомыми. (50) Ну да! (51) Вот магазин, куда они с Настей бегали за хлебом. (52) Виконт взвыл от радости. (53) Хозяин тотчас остановил машину, будто только и ждал этого сигнала, а хозяйка открыла дверцу.(54) Нетерпеливо постучав по спине хозяина хвостом и лизнув хозяйку в щеку, Виконт выскочил из машины и припустил к родному дому. (55) На его звонкий лай первой выбежала на крыльцо Настя.

3. . В4 Среди предложений 27-30 найдите предложение с обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

(27) Чужая тетка в теплом ватнике чистила клетки и покрикивала на медвежат. (28) Маша никогда ни на кого не кричала. (29) Выросшие за лето медвежата играли на камнях и даже не заметили Тимофея, прижавшегося к стенке. (30) В зоопарке почти никого не было: холодно, осень, будний день.

4. В4 Среди предложений 9-11 найдите предложение с обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

(9) Костя подошел к собаке и погладил ее по шерсти. (10) Собака едва заметно шевельнула хвостом. (11) Мальчик присел на корточки и разложил перед ней хлеб и остатки своего обеда, завернутого в газету,- собака не оживилась, не выказала никакого интереса к пищи.

5. В4 Среди предложений 10-13 найдите предложение с обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

(10) Детское воображение Александра было поражено картиной военных подвигов. (11) С упорством и настойчивостью, появившимися уже в детстве, он начал готовить себя к военной деятельности. (12) Это выражалось в целой системе самовоспитания, которой подверг себя десятилетний мальчик, чтобы осуществить свою мечту. (13) Для этого он обливался холодной водой, не надевал теплого платья, скакал верхом под проливным дождем.

1 . В4 Среди предложений 26-29 найдите предложение с обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

(26) Шестеро- обстоятельства сложились так – в гости ходить перестали. (27) Можно считать, благополучный исход. (28) Счет шесть-пятнадцать. (29) Но судьба шестерых, вернувшихся в интернат навсегда, мучила меня долгие годы.

2. В4 Среди предложений 7-10 найдите предложение с обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

(7) С каждым днем Кусака на один шаг уменьшала пространство, отдалявшее ее от людей, присматривалась к их лицам и усваивала их привычки. (8) Леля окончательно ввела ее в счастливый круг отдыхающих и веселящихся людей .(9) Девочка звала собаку к себе :

- (10) Кусачка, пойди ко мне.

(8) Итак, есть язык народа, как показатель его культуры, и язык отдельного человека, как показатель его личных качеств, который пользуется языком народа. (9) О русском языке как языке народа писали много. (10) Это один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия.

4. В4 Среди предложений 10-13 найдите предложение с обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

(10) – Ума не приложу, что мне с вами делать. (11) Вдруг внимательный взгляд доктора остановился на часах, безмолвно лежавших на тумбочке. (12) – Что это у вас? (13) – Это к делу не касается: вы доктор, а нужен мастер.

5. В4 Среди предложений 10-13 найдите предложение с обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

(9)Не помогать сердцу – это варварство, бескультурье.

– (10)Зачем вы стараетесь превозмочь болезнь на ногах? – обращалась к другому. – (11)Имейте в виду: конфликт с организмом не кончится в вашу пользу!

(12)Людей, пренебрегавших здоровьем, мама считала жестокими:

– (13)Себя не жалеют, так пожалели бы близких!

Ф амилия,имя _____________________________________________________

Тема урока ____________________________________________________________

Задание №1. Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, объяснить постановку запятой.

Осень. Сказоч…ный чертог

Всем открытый для обзора.

Прос…ки л…сных дор…г

Заглядевшихся в озера.

Задание №2. Составить предложение.

Поросшая, роща, кустами, осиновая, роняет, листьев, медленно, со, капли, своих.

-Найти и графически выделить обособленное определение, выраженное причастным оборотом.

Задание№ 3. Составить предложения по схемам.

Задание №4. Осложнить предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

Широкая тропинка бежала к ручью. Листья шуршали под ногами.

Задание №5. Расставить знаки препинания.

Лучи солнца пробивавшиеся сквозь листву скользят по стволам и ложатся на темную землю. Солнце перед самым закатом вышло из-за серых туч покрывающих небо и вдруг осветило лиловые тучи. Блистающая золотом листва повеяла чем-то сказочным. Испуганные внезапным шумом птицы поднялись в небо.

-Найти и графически выделить обособленное определение, выраженное причастным оборотом.


В презентации дается пошаговое введение ученика в понятие причастного оборота, подобран языковой материал для повторения предыдущей темы.

Содержимое разработки

ПРЕЗЕНТАЦИИ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА 2019 год

ПРЕЗЕНТАЦИИ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА

Правописание гласных в падежных окончаниях причастий Пробудивш..ся утро; легко колышущ..ся тростник; под от..желевш. ми тучами; увидеть в почерневш..м небе; под раскрывш..мся параш..том; по аллее, устланн..й пожухш..ми листьями; во вспыхивающ..м пламени костра; бл..стающ..е искорки серебристо – бел..го инея.

Правописание гласных в падежных окончаниях причастий

Пробудивш..ся утро;

легко колышущ..ся тростник;

под от..желевш. ми тучами;

увидеть в почерневш..м небе;

под раскрывш..мся параш..том;

по аллее, устланн..й пожухш..ми листьями;

во вспыхивающ..м пламени костра;

бл..стающ..е искорки серебристо – бел..го инея.

ПОВТОРЯЕМ

В словосочетании причастие может выступать в качестве

Зависимого слова Главного слова

(к которому задаём вопрос) (от которого задаём вопрос)

Распределите данные словосочетания в две группы:

1. Причастие - зависимое слово.

2. Причастие – главное слово.

  • Засеянное поле, засеянное горохом;
  • освещаемое лампочкой, освещаемый зал;
  • увлекающийся музыкой, увлекающийся

человек;

- стелющийся над рекой, стелющийся туман;

- задержанный преступник, задержанный на улице .

Причастие – зависимое слово. Причастие – Засеянное поле. Освещаемый зал. Увлекающийся человек. Стелющийся туман. Задержанный преступник. главное слово. Засеянное горохом. Освещаемое лампочкой. Увлекающийся музыкой. Стелющийся над рекой. Задержанный на улице.

зависимое слово.

Засеянное поле.

Освещаемый зал.

Увлекающийся человек.

Стелющийся туман.

Задержанный преступник.

главное слово.

Засеянное горохом.

Освещаемое лампочкой.

Увлекающийся музыкой.

Стелющийся над рекой.

Задержанный на улице.

  • В словосочетании, где причастие является главным словом,

может быть не одно, а два и более зависимых слова.

1. Увлекающийся музыкой -

2. Стелющийся над рекой.

3. Задержанный на улице.

Причастный оборот и определяемое слово. Причастный оборот всегда относится А) к определяемому слову (задаём от него вопрос к причастному обороту); Б) Определяемое слово может быть выражено существительным или личным местоимением . 1. - причастный оборот 2. - определяемое слово (существительное)

Причастный оборот и определяемое слово.

А) к определяемому слову (задаём от него вопрос к причастному обороту);

Б) Определяемое слово может быть выражено существительным или личным местоимением .

- причастный оборот

- определяемое слово (существительное)

Причастный оборот и определяемое слово. 3. - Причастный оборот + определяемое слово - существительное, к которому он относится. 4. От определяемого слова мы задаём вопрос к причастному обороту! 5. Причастный оборот, стоящий после определяемого слова, выделяется запятыми!

Причастный оборот и определяемое слово.

- Причастный оборот + определяемое слово - существительное, к которому он относится.

4. От определяемого слова мы задаём вопрос к причастному обороту!

5. Причастный оборот, стоящий после определяемого слова, выделяется запятыми!

Расставьте знаки препинания: Листья стелющиеся по аллеям сада ярко желтели последней своей красотой Гуляющие по аллеям парка люди подбрасывают вверх облетевшие листья

Расставьте знаки препинания:

  • Что такое причастный оборот?
  • Сколько зависимых слов может быть в причастном обороте?
  • Как называется слово, к которому относится причастный оборот?
  • Какой частью речи может быть выражено определяемое слово?
  • Какую функцию выполняет определяемое слово при причастном обороте?

Научимся отличать причастный оборот с определяемым словом от одиночного причастия.

Научимся правильно ставить знаки препинания при причастном обороте

Домашнее задание: §14, упр.89


-75%

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ причастный оборот.docx

Причастный оборот.

повторить изученное о причастии;

дать понятие о причастном обороте, его месте по отношению к определяемому слову, правилах его выделения запятыми;

выработать умение видеть определяемое слово, причастие и все зависимые от него слова

1. Организационный момент

2. Объявление темы урока. (Приложение 1, слайд 1)

3. Орфографическая пятиминутка.

4. Объяснить правописание гласных в словах с пропущенными буквами. Списать текст, обозначив графически орфограмму. ( Слайд 3)

Наступивш … незаметно летняя ночь окутала усталую землю темнотой и покоем. Мы сидели на крыльце дачного домика и искали на небе первую ярко засветивш …ся звезду. Запах белой сирени, пышно распустивш …ся в нашем саду, опьянял, а диск полной луны, показавш …ся из-за облачка, рождал мечты.

4 Комплексная работа с текстом.

К какой части речи относятся слова с пропусками?

Докажите, вспомнив определение причастия.

Назовите его морфологические свойства, обратившись к примерам из текста.

Может ли причастие быть зависимым словом? А иметь при себе зависимые слова?

Приведите примеры из текста. (Слайд 4)

Назовите синтаксическую функцию причастия?

Какова роль определений в тексте?

Торопящийся человек, торопящийся на работу, поднимающиеся альпинисты, поднимающиеся в гору, вспыхнувший свет, вспыхнувший ярко

III. Работа по теме урока

Работа со слайдом 6. Что значит обособить?

Словарь С.И Ожегова

Обособить – выделить особо, ограничить

Особенный – не такой, как все, исключительный

Обособленный – стоящий особняком, отдельный

Обособление – выделение, ограничение

Обособиться – выделиться из общего, изолироваться, занять особое положение

Работа с учебником

Ребята называют условия обособления причастного оборота, опираясь на учебник, и объясняют примеры, помещённые на слайде.

Расставить знаки препинания в тексте. (Слайд 8, 9)

Летняя ночь наступившая почти мгновенно укутала усталую землю темнотой и безмятежно дышащим покоем. Мы сидели на покосившемся от старости крыльце дачного домика и искали уже засветившуюся первую звезду. Запах белой сирени недавно распустившейся под нашим окном опьянял, а диск полной луны рождал объединявшие нас мечты.

Летняя ночь, наступившая почти мгновенно, укутала усталую землю темнотой и безмятежно дышащим покоем. Мы сидели на покосившемся от старости крыльце дачного домика и искали уже засветившуюся первую звезду. Запах белой сирени, недавно распустившейся под нашим окном, опьянял, а диск полной луны рождал объединявшие нас мечты.

4. Самостоятельная работа с упр.

IV. Подведение итогов. (Слайд 10)

Что называется причастным оборотом? (Причастие с зависимым словом.)

Что значит обособить причастный оборот? (Выделить его запятыми.)

В каких случаях причастный оборот обособляется? (Если стоит после определяемого слова.)

Причастный оборот

№ слайда 1

Цель урока:Понять, что такое причастный оборот, научиться отличать его от одиноч

№ слайда 2

Цель урока:Понять, что такое причастный оборот, научиться отличать его от одиночного причастия.Задачи урока:Повторить правописание гласных в падежных окончаниях причастий.Узнать, что такое причастный оборот.Узнать, сколько слов может входить в причастный оборот.Узнать, какой частью речи является причастный оборот.Узнать, к какому слову в предложении относится причастный оборот.Научится отличать причастный оборот от одиночного причастия (упр. 69).

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных.Проснувш..ся дитя; сл

№ слайда 3

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных.Проснувш..ся дитя; слегка колеблющ..ся тростник;под от..желевш. ми облаками; исчезнуть в потемневш..м небе;под раскрывш..мся параш..том;по аллее, усыпанн..й пожелтевш..ми листьями;в постепенно затухающ..м пламени костра;бл..стающ..е искорки серебристо – бел..о инея.

В словосочетании причастие может выступать в качестве Зависимого слова Главного

№ слайда 4

В словосочетании причастие может выступать в качестве Зависимого слова Главного слова (к которому задаём вопрос) (от которого задаём вопрос) Распределите данные словосочетания в две группы:1. Причастие - зависимое слово.2. Причастие – главное слово. Засеянное поле, засеянное горохом; освещаемое лампочкой, освещаемый зал; увлекающийся музыкой, увлекающийсячеловек; - стелющийся над рекой, стелющийся туман; - задержанный преступник, задержанный на улице.


№ слайда 5

Причастие с зависимыми словами называется – причастным оборотом. В предложении п

№ слайда 6

Причастие с зависимыми словами называется – причастным оборотом. В предложении причастный оборот является определением.

Сколько зависимых слов в причастномобороте? В словосочетании, где причастие явля

№ слайда 7

Сколько зависимых слов в причастномобороте? В словосочетании, где причастие является главным словом, может быть не одно, а два и более зависимых слова. 1. Увлекающийся музыкой - 2. Стелющийся над рекой.3. Задержанный на улице.

Причастный оборот и определяемое слово.Причастный оборот всегда относитсяА) к оп

№ слайда 8

Причастный оборот и определяемое слово.Причастный оборот всегда относитсяА) к определяемому слову (задаём от него вопрос к причастному обороту);Б) Определяемое слово может быть выражено существительным или личным местоимением.

Причастный оборот и определяемое слово.- Причастный оборот + определяемое слово

№ слайда 9

Причастный оборот и определяемое слово.- Причастный оборот + определяемое слово - существительное, к которому он относится.4. От определяемого слова мы задаём вопрос к причастному обороту!

Выводы:Что такое причастный оборот?Сколько зависимых слов может быть в причастно

№ слайда 10

Выводы:Что такое причастный оборот?Сколько зависимых слов может быть в причастном обороте?Как называется слово, к которому относится причастный оборот?Какой частью речи может быть выражено определяемое слово?Какую функцию выполняет определяемое слово при причастном обороте?Научимся отличать причастный оборот с определяемым словом от одиночного причастия.

Читайте также: