Культура и образование 2 класс окружающий мир конспект

Обновлено: 03.07.2024

— формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления обучающего личного опыта общения с людьми и природой;

Научатся различать учреждения культуры и образования и проводить соответствующие примеры.

Получат возможность осознавать необходимость посещения культурных учреждений, извлекать из текста нужную информацию

Метапредметные

Регулятивные УУД:

Понимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные УУД:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; строить речевое высказывание в устной форме; умение структурировать знания.

Коммуникативные УУД:

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; строить понятные для партнёра высказывания; задавать вопросы; контролировать свои действия и действия партнёра.

Знание основных моральных норм .осознание себя членом общества; формирование основ российской гражданской идентичности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; осознание своей этнической принадлежности.

Основные виды деятельности обучающихся

- Понимать учебную задачу урока, стремиться их выполнить;

- рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи;

-определять названия профессий по характеру деятельности;

-обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни;

-распределять обязанности по подготовке проекта;

-интервьюировать респондентов об особенностях их профессий.

Основные понятия

Школа, музей, цирк, гимназия, библиотека, театр, училище, колледж, университет, концертный зал, лицей, выставочный зал

Проверка готовности к усвоению нового материала

1.Узнай учреждение культуры по одному- единственному предмету. Впиши в клеточки назва­ния этих учреждений


2. Назови, какие учреждения культуры и образова­ния есть в твоём крае (городе, селе).

а). Учреждения культуры:

б). Образовательные учреждения

Изучение нового материала



Культура и образование

Осмысление и понимание полученных знаний


Самостоятельное применение знаний

Выясни, какие образовательные учреждения за­кончили взрослые в твоей семье, какую профессию они получили. Заполни таблицу.

а) познавательных: подведение под понятие; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; построение логической цепи рассуждений; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, структурирование знаний.

б) регулятивных: определение познавательной цели, оценка и самооценка;

в) коммуникативных: постановка вопросов, выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка.

1.4. Развитие предметных умений: н аучатся различать учреждения культуры и образования и проводить соответствующие примеры, извлекать из текста нужную информацию.

II. Воспитательные цели:

2.1. Формирование у учащихся мировоззрения на основе философских категорий:

2.2. Развитие личностных УУД:

Тип. Урок ознакомления с новым материалом.

Вид. Комбинированный урок.

Цель. Создать условия для повышения мотивации учащихся к обучению и осознанию необходимости посещения культурных учреждений.

Задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения,

- формирование эстетических потребностей,

- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,

- строить рассуждения в форме связи простых суждений,

- обобщать и делать выводы,

- осуществлять анализ объектов (познавательные УУД);

- формулировать собственное мнение;

- задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания (коммуникативные УУД)

- формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД).

Задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- научатся различать учреждения культуры и образования и проводить соответствующие примеры.

Оборудование урока: ПК учителя, мультимедийное оборудование, учебники, рабочие тетради.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тип. Урок открытия новых знаний.

Цель. Создать условия для повышения мотивации учащихся к обучению и осознанию необходимости посещения культурных учреждений.

Задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения,

- формирование эстетических потребностей,

- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,

- строить рассуждения в форме связи простых суждений,

- обобщать и делать выводы,

- осуществлять анализ объектов (познавательные УУД);

- формулировать собственное мнение;

- задавать вопросы, строить понятные для партнёра высказывания (коммуникативные УУД)

- формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД).

Задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- научатся различать учреждения культуры и образования и проводить соответствующие примеры.

Оборудование урока: ПК учителя, мультимедийное оборудование, учебники, рабочие тетради.

- Ребята, встаньте ровненько, выпрямите спинки. Сегодня у нас на уроке гости.

Поприветствуйте наших гостей.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Ребята, посмотрите на доску, слова из пословицы рассыпались, давайте поставим каждое на свое место

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

- Что означает эта пословица? (Каждый человек чего-то не знает, и в этом нет ничего страшного. Главное, понять это и постараться восполнить пробел в знаниях.)

- Эта пословица будет девизом нашего урока.

- А сейчас мы будем работать с вами в парах. Перед вами в конвертах лежат названия различных учреждений. Вам нужно разделить их на две группы (музей, детский сад, цирк, театр, музыкальная школа, институт, кинотеатр, библиотека, техникум, школа искусств, картинная галерея…)

Не забывайте, что вы работаете в парах. А это значит, что участвовать в выполнении задания должны вместе, сообща. Когда будете готовы, подайте сигнал.

Прочитайте все слова первой группы? Как одним словом мы можем их назвать? (Учреждения образования)

-Какие названия вы отнесли ко второй группе. Прочитайте.

Формулировка темы, целеполагание

- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Попробуйте сформулировать тему.

- Тема сегодняшнего урока Культура и Образование.

- Что вы уже знаете о культуре и образовании? А что хотели бы узнать?

Сформулируйте цель урока, закончив предложения:

Сегодня на уроке мы узнаем…

Мы будем учиться…

Работа по теме урока.

Знаете ли вы значение слов ОБРАЗОВАНИЕ и КУЛЬТУРА? (Дети предлагают варианты)

- К какому словарю мы обращаемся за помощью, когда нам непонятно значение какого-либо слова? (К толковому)

- Найдите этот словарь на книжной полке.

- Найдите толкование этих слов и прочитайте. (Дети находят и зачитывают определение.)

- Как расположены слова в словаре? (В алфавитном порядке) А если в нем много слов начинающихся на такую букву? На какую букву будем искать нужные нам определения?

-Поднимите руку те, кто посещает музыкальную школу? Спортивные секции? Все они относятся к спортивной школе. Кто посещает общеобразовательную школу?
- Чему вас обучают в каждой из них?

А сейчас все дружно встанем,
И слегка похулиганим.
Вправо, влево повернись,
Наклонись и поднимись.
Руки вверх и руки вбок –
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку
Молодцы, мои детишки!
Замедляем мы свой шаг.
И на месте стой! Вот так.
А теперь мы сядем дружно.
Нам еще работать нужно.

Каждому мальчику и каждой девочке нашей страны приготовлено место за школьной партой. Все ребята у нас имеют право и обязаны учиться.

- Что может делать человек после окончания общеобразовательной школы?
- Каждый из вас после одиннадцатого класса может сразу идти работать?

После окончания школы, многие ребята идут в училища и техникумы, где вместе со знаниями приобретают рабочие профессии. Получить специальность врача, архитектора, учителя, инженера, агронома, переводчика можно в институте или университете.

- В нашем городе есть такие образовательные учреждения?

- В Мценске насчитывается 28 образовательных учреждений: 12 дошкольных учреждений, 8 общеобразовательных школ, гимназия. Детско-юношеский центр, Детско-юношеская спортивная школа, детская музыкальная школа, школа искусств. Мценское медицинское училище, Техникум агробизнеса и сервиса, филиал Орловского Государственного Университета.

- Университеты и институты есть в крупных городах. Центром русского образования считается Московский государственный университет им. Михаила Васильевича Ломоносова.

- Сейчас мы с вами совершим виртуальную экскурсию по главному зданию МГУ. (просмотр видеоролика)

- Мы с вами выяснили, что в образовательных учреждениях люди получают знания, которые необходимы для того, что бы устроиться на работу. А в каких учреждениях человек развивается, обогащается духовно? (В культурных)

- Бывали ли вы в культурных учреждениях? В каких?

- В каких городах находится больше всего музеев, театров и цирков? (В крупных). Чем больше город, тем больше в нем таких заведений.

- Санкт-Петербург считается городом музеев. Их здесь около 200, из них 40 крупных, основанных ещё в 18 веке.

- Сейчас мы с вами узнаем подробнее о некоторых из них. Вам предстоит работать в группах. Разделитесь на 3 группы в соответствии с вашей маленькой картинкой, найдите большое изображение такого же здания.

Установление контакта и настрой на совместную работу:

во всем (безымянный)

и везде (мизинец).

Здравствуй (вся ладонь).

Вам нужно выбрать из текста ответы по данному плану:

Название. Где находится.

К какой группе учреждений относится.

- А сейчас мы выполним задание в печатной тетради. Откройте страницу 78, упражнение под номером 2. Прочитайте.

Постановка домашнего задания.

Дома вы выполните задание 3 с 79, 4 или 5 по желанию. Запишите в дневники.

Перед вами лежат карточки, прочитайте начало предложения и дополните его.

Сегодня на уроке я узнал..

Для этого я буду стремиться…

Для того, что бы стать культурно развитым человеком нужно…

Дети должны прийти к выводу о необходимости хорошо учиться и стараться стать культурно развитыми людьми.

- У вас на партах лежат театральные маски. Выберите ту, которая отражает ваше настроение на сегодняшнем уроке.

Ребята, я благодарю вас за урок, за вашу активную работу и знания .

Мценский краеведческий музей им. Г. Ф. Соловьева cоздан в 1919 году. Изначально он представлял собой Мценский музей наглядных пособий и местного края. К сожалению, во время войны культурное учреждение оказалось уничтоженным и восстановить его удалось только через 19 лет. Мценский краеведческий музей располагается в обычном 5-этажном доме. Однако представленная экспозиция раскрывает интересные грани истории края, особенности развития ремесел и торговли, моменты жизни общественности, военные периоды. Кроме выставочных залов, имеется фондохранилище архив, научная библиотека.

Цели: дать представление о культурных и образовательных учреждениях; познакомить с первым музеем России — Кунсткамерой.

Планируемые результаты: учащиеся осознают необходимость посещения культурных учреждений; научатся различать учреждения культуры и образования и приводить соответствующие примеры; извлекать из текста учебника нужную информацию; предлагать вопросы по содержанию текста.

Оборудование: карточки с описанием ситуаций, картинки и фотографии с изображением учреждений культуры и образования.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Работа над загадками

Словно рубанок, землю строгаю,

Делать дороги я помогаю.

Где новостройки — всюду вниманье

С трудным названьем. (Бульдозер.)

Плывет белый гусь —

Крыло полотняное. (Яхта.)

Для этого коня еда —

Бензин, масло и вода.

На лугу он не пасется,

По дороге он несется. (Машина.)

Я зашел в зеленый дом,

Больше суток пробыл в нем.

Оказался этот дом

В дальнем городе другом. (Поезд.)

А внутри народ сидит,

Меж собою говорит. (Самолет.)

Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень быстро в час любой

Провезу вас под землей. (Метро.)

Несется и стреляет,

Трамваю не угнаться

За этой тараторкой. (Мотоцикл.)

2. Работа по карточкам

— Знаете ли вы, как надо вести себя в транспорте? (Ответы детей.) Сейчас мы это проверим.

(Учитель раздает детям карточки с описанием ситуаций. Ученик читает текст и говорит, как он поступит.)

Карточка 1

Ты вошел с мамой в автобус и увидел своего друга.

Карточка 2

Ты сидишь в автобусе. На остановке вошел пожилой мужчина.

Карточка 3

Ты с бабушкой вошел в троллейбус. Свободное место было только одно (несколько).

Карточка 4

Вы с другом громко смеялись и разговаривали в автобусе. Один из пассажиров сделал вам замечание.

Карточка 5

Тебе нужно выходить. А впереди стоят люди. Как ты обратишься к пассажирам?

(После обсуждения последней ситуации учитель напоминает об остальных правилах поведения в транспорте.)

1. Без родителей маленьким детям нельзя ездить в транспорте.

2. В автобусе и троллейбусе надо разговаривать тихо, чтобы не мешать другим.

3. Нельзя стоять у дверей — это мешает входу и выходу пассажиров. Это особенно важно, потому что в городском транспорте двери открываются автоматически.

4. Нельзя высовываться и выставлять руки в открытые окна.

5. Принято уступать место пожилым людям. (Можно использовать КИМы (тест 26, с. 36).)

III. Самоопределение к деятельности

(На доске картинки с изображениями школы, музея, цирка, гимназии, концертного зала, театра, института.)

— Рассмотрите картинки. Как назвать все, что изображено на них, одним словом? (Ответы детей.)

— Это учреждения. На какие две группы их можно разделить? (Ответы детей.)

— Догадайтесь, о чем мы будем говорить на уроке.

— Прочитайте тему урока на с. 120 учебника. (Культура и образование.)

— Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)

— Прочитайте задачи урока в учебнике.

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

— Рассмотрите фотографии на с. 120. Назовите друг другу учреждения, которые вы на них видите.

— Прочитайте текст на с. 121.

(Самостоятельное выполнение. Проверка в парах.)

V. Физкультминутка

А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

VI. Продолжение работы по теме урока

— Составьте к нему вопросы и задайте их классу.

— Какую роль играют в вашей жизни учреждения культуры и образования? (Ответы детей.)

VII. Рефлексия

(Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с. 123, в рамке).)

— Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

— О чем вы узнали сегодня на уроке?

— Все ли задачи урока мы выполнили?

Домашнее задание

1. Вместе со взрослыми посетить музей и рассказать о нем.

2. С помощью Интернета совершить воображаемую экскурсию в любой интересный для вас музей.

3. Рабочая тетрадь: № 4 (с. 49).

Дополнительный материал

Да, оказывается, всему в жизни надо учиться. Сначала — в школе. Каждому мальчику, каждой девочке нашей страны приготовлено место за школьной партой. Все ребята у нас имеют право учиться. Более того, учиться они обязаны. Ведь если не учиться, вот что может получиться: взялся бы неуч дом строить — стена бы завалилась; пошел бы в моряки — корабль бы на мель посадил; решил бы стать портным — людей бы насмешил: рукав — на спине, воротник — на животе.

И что бы ты ни мечтал делать в жизни: варить сталь или лечить людей, водить комбайн по золотому полю или самолеты в голубом небе, строить машины на заводе или новые города в тайге, перво-наперво тебе нужно учиться. Школа — начало пути к любой профессии.

Школьные науки даются нелегко. Иной раз вовсе не хочется готовить уроки, лучше бы погулять, поиграть, посмотреть телевизор. Вот школа и учит ребят делать не то, что сию минуту хочется, а то, что надо, учит упорству, настойчивости, учит учиться.

В школе 11 классов. Это как бы первые 11 ступеней бесконечной лесенки знаний. Чем выше поднимаешься по ней, тем дальше видно вокруг. Но последний класс школы — вовсе не последняя ступенька знаний. Многие ребята идут в училища, техникумы, где вместе со знаниями приобретают профессию. Но даже после того, как человек приобретет профессию, он не должен переставать самосовершенствоваться.

Врач-хирург не смог бы сделать новую, вчера еще казавшуюся невозможной операцию, не разобравшись в новейшей аппаратуре. Агроном не вырастил бы новых сортов растений, если бы не узнал об их свойствах и способах выращивания. А учитель! Он хоть и учит других, но и сам обязательно должен все время учиться. Иначе безнадежно отстанет от жизни. Учатся даже самые знающие люди на свете — профессора, академики, известные на весь мир ученые. Словом, учатся все — от мала до велика, все время пополняя свои знания.

Вот почему 1 сентября не только школьный праздник, а праздник всего нашего народа, людей всех возрастов и профессий. И называется он Днем знаний. День знаний бывает только раз в году, а добываются все эти знания каждый день, из года в год, всю жизнь.

Музеи

Много сотен лет назад люди начали собирать и хранить вещи, чем-то им дорогие и памятные. Такие собрания, или коллекции, оружия, книг, украшений во времена Древней Руси хранили в соборах и монастырях.

Простой народ лишь понаслышке знал об этих сокровищах: их почти никому не показывали. Только в 1719 г. при Петре I открыли в Петербурге Кунсткамеру — собрание диковинок для всеобщего обозрения. Это был первый русский музей.

С тех пор у нас появилось немало государственных музеев. В них собраны картины, скульптуры, рукописи, самые различные вещи. Есть еще тысяча народных и школьных музеев.

Музеи бывают разные. Зоологические — в них чучела животных, коллекции насекомых и бабочек. Геологические — там собраны образцы минералов. Есть музеи ботанические, театральные, музыкальные.

В Москве на Красной площади находится Государственный исторический музей. В его залах можно увидеть прошлое и настоящее нашего народа.

Первая в мире электрическая лампа, первое в мире радио, первая атомная электростанция, первый искусственный спутник Земли. Все эти важные изобретения русских ученых и инженеров и достижения техники можно увидеть в Политехническом музее.

Бесценные художественные сокровища — картины и скульптуры, вазы, гравюры — хранятся в Эрмитаже и Русском музее в Петербурге, в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и в Третьяковской галерее в Москве и других художественных музеях.

В краеведческих музеях многих городов тоже хранится история, но только одного края, области, города.

Читайте также: