Конспект занятия наши друзья деревья

Обновлено: 06.07.2024

познавательны й интерес, мышление, умение анал изировать, обоб щать.

Воспитывать бережное отношение к природе, желание б еречь и защищат ь

Ребята! Сегодня м ы с вами по йдем на наш у часток в гости к друзьям.

Посмотрите, на нашем у частке много старых, высоких деревь ев.

Ведь в земле корнями оно закре плено. Рассмотри подробнее его, смотри не

поленись: Ствол - дер еву опора, у бегает ввысь. Ты п отрогай тв ердую

древесную кору, надежно защищает она д ерево в бору. Создают прохладу

К листочкам на ветках тихонько прикоснись, но елочной иголкой, смотри, не

- А кто сможет перечислить части дерева, о которых говорится в

Для чего нужны дереву корни, кора? Получает пищу и з земли, кора

«Осень в го род к нам пришла, Огоньки вокруг зажгла. Ярко - красный шарик.

(Дети: ягоды рябины остаются на деревьях даже зимой. Сини чки и воробьи

сижу и о чем - то ме чтаю. Над л авочкой старой лис т клена кру жится

И медленно мне на ладошку ложится. Осенние кле ны - цветов хороводы,

И желтый, и кра сный среди не погоды. Найду я з еленого капельку цвета

- Ребята! Обратите внимание на фо рму и размер кле новых листьев. Ка кие

А если лист двух цветов, то какой он может быть. А теперь к какому дереву

«Под окошком вырос тополь вековой, Летом он зеленой шелестит листвой .

Для чего нужны деревья? Таким образом они очищ ают возду х)

Какие хвойные деревья, вы знаете ? (ель, сосна, пихта, кедр)

Стоят дома высокие, этажи несчет ные, Шпили колючие, под тучами

- А сейчас, давайте соберем кр асивый букет из осенних листьев. К ак много

А теперь у красим осенними листья ми нашу тропинку . (Орнаментом)

Вам нравится ребята? Ну, а эт у красавицу, вы узнаете ? (воспитател ь

В б елых платьица х подружки из р усской выросли земли. На лесной стоят

У какого дерева раньше других меняется окраска листьев?

У каких деревь ев дольше всех сох раняются листья во в ремя листопа да?

Если в роще расту т березы, как называе тся эта роща?

Березка говорит нам: «Не гру стите, друзья! Пришла пора сна и отдыха.

белым снежком, и мы уснем до весны. А весно й на ветвях появятся новые

Предложить дет ям подойти к своему любимому дереву, обнять его, еще раз

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

• Учить сравнивать два дерева по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, в форме листа, расположению хвоинок на ветке).

• Учить детей относить конкретное дерево к той или иной разновидности леса (осину к осиннику, ель - к ельнику и т. д.).

• Развивать наблюдательность, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы. Развивать связную речь у детей.

• Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе. Способствовать формированию коммуникативных навыков. Вызывать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.

• наблюдения за елью, сосной в уголке леса на территории ДОУ;

• чтение литературы природоведческого характера; разучивание стихов о природе;

• рассматривание иллюстраций о лесе;

березовая роща, березняк, осинник, ельник, сосняк, сосновый бор; хвойный лес, лиственный лес; белоствольная; хвоинки, хвоя.

Материалы к занятию :

• ветки березы и осины, ели и сосны в вазах с водой;

• иллюстрации с изображением березовой рощи, осинника, ельника, сосняка в разное время года;

• хвоя сосны и ели в тарелочках;

• шишки сосны и ели в контейнерах;

• иллюстрация с изображением сосновой ветки с шишками;

• раздаточные карточки с изображением одиночных деревьев : березы, осины, ели, сосны.

Ход занятия:

- Сегодня у нас будет необыкновенно интересное занятие. А знаете почему? Потому что я получила письмо-приглашение в лес.

- А вы сможете объяснить, что означает слово лес?

- А вы знаете какие-нибудь пословицы о лесе?

- А кто хозяин леса?

- Правильно, правило поведения в лесу.

1. Не будем ломать ветки деревьев, не будем на ней царапать слова.

2. Не будем рвать цветы, а будем ими любоваться.

3. Не будем срывать незнакомые ягоды и грибы, и не будем вырывать их с корнем.

4. Нельзя шуметь, нельзя обижать животных.

- Хотите послушать сказку про деревья?

“Жили – были деревья – подружки :

Они жили дружно,но однажды они заболели хвастовством. Давайте послушаем их хвастливые речи:

Елка – Зеленушка: “Лучше меня, ели, вы не найдете, я всю зиму зеленая. Вот где настоящая красота. И иголки свои я постепенно меняю через 5-7 лет. Но не все сразу, а по очереди, поэтому я всегда зеленая. На Новый год вокруг меня хороводы водят. И бумагу из меня делают, и искусственный шелк, и дома из меня строят и музыкальные инструменты. Вот как: я намного лучше и нужнее вас всех.

Сосна – Стройнушка: “Что бы вы там не говорили, а я самое красивое дерево. Ствол у меня ровный и иголки длиннее чем у елки. А строят из меня и дома и бани. И еще я иду на строительство корабельных мачт. Я самое главное дерево.

Рябина – Краснощечка: “Хвастайтесь, хвастайтесь, а я вам вот что скажу: стройней и изящнее меня вы нигде не найдете. И еще когда осенью я облачаюсь в желтый наряд, гроздья моих ягод видны издалека, а в них уйма витаминов. Скольких птиц я спасаю зимой от голода! Да и люди не прочь полакомиться ими. Так – вот!

Береза – Веселушка: “А о ком стихи и песни сочиняют? Такие, например: “Белая береза под моим окном…” Как звучит! И ствол у меня белый, не то что у вас. А почками моими можно от простуды вылечить, настоем суставы натирать чтобы не болели. Дрова мои дают много тепла. А еще из меня делают мебель, лыжи, деготь. Так что я королева!”

Что случилось далее мы узнаем позже.

Там полным полно чудес.

В нем живут дары природы

Для людей и лесного народа

Раз, два, три наклонись

Раз, два, три повернись

Раз, два, три покружись

И в лесу ты окажись.

По пути, чтобы нам было веселей мы споем песенку про друзей.

- Ну что ребята давайте думать, домой ведь хочется.

(Сундучок накрыт скатертью на журнальном столике, в нет три конверта с цифрами 1,2,3.)

- Как вы думаете, какой конверт нам открыть первым? (с цифрой 1). В этом конверте задание, в котором надо показать и ответить, что нужно для роста и жизни наших деревьев.

2) Солнце источник тепла. Одни из них выдерживают холод, другие способны жить только в тепле. Если зимой бывают очень сильные морозы, растение может погибнуть, замерзнуть. От количества тепла зависит и начала появления листьев.

3) Деревья пьют воду, как и люди. Одним деревьям нужно много влаги, другие обходятся небольшим количеством воды. Воду дерево получает с дождем, кроме дождей бывают и другие виды осадков: снег, роса, иней, град. Снег – укрывает корни, словно теплая шуба, спасает от вымерзания. Весной, когда снег тает, дерево поит талая вода.

4) Деревья, как и люди должны дышать. Растениям как и нам нужен чистый воздух. От грязного они погибают. В том же время сами деревья очищают воздух.

5) Ветер – переносить пыльцу растений (ели, сосны, а также распространяет семена (ели, березы, сосны, клена, ясеня, тополя, липы).

6) Птицы – в жизни разных деревьев играют разную роль. Птицы поедают плоды и распространяют семена, питаются насекомыми, живущими на дереве.

7) Пчелы, шмели, бабочки и другие насекомые пьют сок - нектар из цветков и опыляют их.

8) Дождевые черви рыхлят почву, делают ее пригодной для развития растений.

- Интересно, а слышал ли нас старичок-лесовичок? (звучит музыка)

- Ну, вот он подал нам знак. Пора вскрывать другой конверт. А который по счету? (второй)

Вам нужно ответить на такой вопрос: чем отличается береза от осины?

- У них разный цвет ствола. У березы ствол белый с черными черточками, а у осины серо-зеленый.

- Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы?

- Береза - единственное в мире дерево с белой корой.

- Оказывается, береза через них дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ.

- Чем еще отличаются эти деревья?

- Обратите внимание на листья. Они одинаковые?

- Разные. Лист осины круглый с волнистыми краями, а у березы листья с зубчиками.

- Давайте рассмотрим ветви. Потрогайте их и сравните.

- У осины ветви прочные, крепкие. А у березы ветви тонкие, гибкие, нежные.

- Люди говорят, что коса есть у березы. Как вы думаете, почему так говорят?

- Когда дует ветерок, ветки у березы, как косы, заплетаются.

- Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.

- Посмотрите на иллюстрацию, как много здесь растет березок – подружек. Такой лес называют БЕРЕЗОВОЙ РОЩЕЙ или БЕРЕЗНЯКОМ.

- Лес, в котором растут только осины, называется – ОСИННИК.

Повторите это новое слово.

- Лес, где растут березы, осины и другие деревья, имеющие листву, называется ЛИСТВЕННЫМ.

- Как вы думаете, почему лиственный лес так называется?

- На ветвях этих деревьев растут листочки.

- Ой, слышите музыку, это означает, что мы дали правильный ответ на второе задание.

И березки к солнцу потянулись. (руки вверх, встать на носочки)

Поздоровались друг с другом,

Наклонившись в стороны. (наклоны в стороны)

С солнцем поздоровались,

Радуясь дню новому. (руки вверх, помахать ими).

- Ну, что у нас остался один конверт. С какой цифрой? (три). Который по счету? (третий). Интересно, что спрятано в этом конверте?

- Вам надо будет правильно ответить на задание: какие деревья растут в хвойном лесу?

- Идемте дальше. И на пути нашем - ХВОЙНЫЙ ЛЕС. Почему он так называется, мы скоро с вами узнаем.

- Какие деревья растут в хвойном лесу?

- Кто знает загадку про ель и сосну?

Зимой и летом одним цветом.

Ее всегда в лесу найдешь –

Пойдем гулять и встретим

Стоит колючая как еж,

Зимою в платье летнем. (ель)

У меня длинней иголки

Очень прямо я расту

Если я не на опушке

Ветви только на макушке. (сосна)

- Почему эти деревья стоят зеленые?

- Они не сбрасывают свои хвоинки, как лиственные деревья листву.

- Посмотрите на лес, где растут одни ели. Такой лес называется ЕЛЬНИК.

- Что вы можете рассказать о ёлочке?

- Верхние ветви у елей молодые, короткие, а внизу старые, длинные. Кора темная, шершавая.

- Какой ствол у сосны?

- Светлый, золотистый. Старые нижние ветви отмирают, поэтому половина ствола голая. Сосны вырастают обычно выше елей.

- Лес, где растут одни сосны, называется СОСНОВЫЙ БОР или СОСНЯК.

- Устали бродить по лесу? Давайте присядем на полянке и рассмотрим ветви сосны и ели и их шишки.

- Ветка сосны зеленая и ветка ели зеленая. У сосны иголки и у ели иголки.

«Даже елки мы вначале

От сосны не отличали:

Раз растут иголочки,

Значит, это елочки.

А когда на ветку ели

Мы поближе поглядели,

Оказалось, что она

- Так чем же отличается сосновая ветка от еловой?

- По-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется ХВОЙНЫМ.

- Скажите, почему хвойный лес так называется?

- Какие хвоинки у сосны?

- Длинные, мягкие, светлые.

- Короткие, колючие, темные.

- Кто из вас заметил, чем еще не похожи хвоинки?

- Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки - по одной.

- Возьмите две разные шишки и определите, где сосновая шишка, а где еловая.

- Посмотрите на подсказку (показываю картинку, на которой изображена ветка ели с шишкой).

- Какие шишки у ели?

- Еловая шишка удлиненная. У нее более мягкие чешуйки.

- Что вы расскажете про сосновые шишки?

- Сосновая шишка круглая с твердыми чешуйками.

- Сосновые шишки растут два года. На второй год, когда шишки созреют, раскроются чешуйки, и разнесет их ветер по всему лесу. Там, где упадут семена, вырастут новые сосенки.

- На карточках - хвойные и лиственные деревья. Возьмите с волшебного дерева листок и найдите каждому листочку свое дерево. (В процессе игры спрашиваю, почему дети поместили тот или иной листок именно сюда).

- Молодцы, ребята, вы знаете много полезного и интересного. Но, мой лес хранит еще много загадок. Я с нетерпением буду ждать вас в гости. На прощание примите мой сюрприз. А найдёте его в сундучке.

- Ну, вот мы и дали ответы на все вопросы. Попробуем вернуться домой. Давайте вспомнить наши волшебные слова и нашу песню.

Раз, два, три наклонись

Раз, два, три повернись

Раз, два, три покружись

И в саду ты окажись.

- Ребята, а как же наша сказка о деревьях – подружек. “Налетел ветерок на лес, смахнул с листочков и хвоинок все хвастовство. Посмотрели березки, рябинки, сосенки, елочки по сторонам, им стало стыдно за свое поведение, и они опять стали жить дружно.

- Ребята, от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья в лесах и парках, будут ли на них вить гнезда веселые птицы.

«Мне по нраву только тот,

Мир лесной кто бережет,

Тот, кто веток не сломает,

Тот, кто птичку не спугнет,

Мухомор сшибать не станет,

И костер не разведет,

Кто всегда, всегда в лесу

УВАЖАЙТЕ ТИШИНУ, БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ – ВЕДЬ МЫ - ЧАСТИЧКА ЕЕ! (все вместе)

Словарная работа:
березовая роща, березняк, осинник, ельник, сосняк, сосновый бор; хвойный лес, лиственный лес; белоствольная; хвоинки, хвоя.

Материалы к занятию:

  • ветки березы и осины, ели и сосны в вазах с водой;
  • иллюстрации с изображением березовой рощи, осинника, ельника, сосняка в разное время года;
  • хвоя сосны и ели в тарелочках;
  • шишки сосны и ели в контейнерах;
  • иллюстрация с изображением сосновой ветки с шишками;
  • мяч для игры;
  • раздаточные карточки с изображением одиночных деревьев: березы, осины, ели, сосны.

- Сегодня у нас будет необыкновенно интересное занятие. А знаете почему? Потому что я получила письмо-приглашение в лес.

- А вы сможете объяснить, что означает слово лес?

- А вы знаете какие-нибудь пословицы о лесе?

- А кто хозяин леса?

- Правильно, правило поведения в лесу.

1. Не будем ломать ветки деревьев, не будем на ней царапать слова.

2. Не будем рвать цветы, а будем ими любоваться.

3. Не будем срывать незнакомые ягоды и грибы, и не будем вырывать их с корнем.

4. Нельзя шуметь, нельзя обижать животных.

- Хотите послушать сказку про деревья?

“Жили – были деревья – подружки:

Они жили дружно,но однажды они заболели хвастовством. Давайте послушаем их хвастливые речи:

Елка – Зеленушка : “Лучше меня, ели, вы не найдете, я всю зиму зеленая. Вот где настоящая красота. И иголки свои я постепенно меняю через 5-7 лет. Но не все сразу, а по очереди, поэтому я всегда зеленая. На Новый год вокруг меня хороводы водят. И бумагу из меня делают, и искусственный шелк, и дома из меня строят и музыкальные инструменты. Вот как: я намного лучше и нужнее вас всех.

Сосна – Стройнушка : “Что бы вы там не говорили, а я самое красивое дерево. Ствол у меня ровный и иголки длиннее чем у елки. А строят из меня и дома и бани. И еще я иду на строительство корабельных мачт. Я самое главное дерево.

Рябина – Краснощечка : “Хвастайтесь, хвастайтесь, а я вам вот что скажу: стройней и изящнее меня вы нигде не найдете. И еще когда осенью я облачаюсь в желтый наряд, гроздья моих ягод видны издалека, а в них уйма витаминов. Скольких птиц я спасаю зимой от голода! Да и люди не прочь полакомиться ими. Так – вот!

Береза – Веселушка : “А о ком стихи и песни сочиняют? Такие, например: “Белая береза под моим окном…” Как звучит! И ствол у меня белый, не то что у вас. А почками моими можно от простуды вылечить, настоем суставы натирать чтобы не болели. Дрова мои дают много тепла. А еще из меня делают мебель, лыжи, деготь. Так что я королева!”

Что случилось далее мы узнаем позже.

Там полным полно чудес.

В нем живут дары природы

Для людей и лесного народа

Раз, два, три наклонись

Раз, два, три повернись

Раз, два, три покружись

И в лесу ты окажись.

По пути, чтобы нам было веселей мы споем песенку про друзей.

- Ну что ребята давайте думать, домой ведь хочется.

(Сундучок накрыт скатертью на журнальном столике, в нет три конверта с цифрами 1,2,3.)

- Как вы думаете, какой конверт нам открыть первым? (с цифрой 1). В этом конверте задание, в котором надо показать и ответить, что нужно для роста и жизни наших деревьев.

2) Солнце источник тепла. Одни из них выдерживают холод, другие способны жить только в тепле. Если зимой бывают очень сильные морозы, растение может погибнуть, замерзнуть. От количества тепла зависит и начала появления листьев.

3) Деревья пьют воду, как и люди. Одним деревьям нужно много влаги, другие обходятся небольшим количеством воды. Воду дерево получает с дождем, кроме дождей бывают и другие виды осадков: снег, роса, иней, град. Снег – укрывает корни, словно теплая шуба, спасает от вымерзания. Весной, когда снег тает, дерево поит талая вода.

4) Деревья, как и люди должны дышать. Растениям как и нам нужен чистый воздух. От грязного они погибают. В том же время сами деревья очищают воздух.

5) Ветер – переносить пыльцу растений (ели, сосны), а также распространяет семена (ели, березы, сосны, клена, ясеня, тополя, липы).

6) Птицы – в жизни разных деревьев играют разную роль. Птицы поедают плоды и распространяют семена, питаются насекомыми, живущими на дереве.

7) Пчелы, шмели, бабочки и другие насекомые пьют сок - нектар из цветков и опыляют их.

8) Дождевые черви рыхлят почву, делают ее пригодной для развития растений.

- Интересно, а слышал ли нас старичок-лесовичок? (звучит музыка)

- Ну, вот он подал нам знак. Пора вскрывать другой конверт. А который по счету? (второй)

Вам нужно ответить на такой вопрос: чем отличается береза от осины?

- У них разный цвет ствола. У березы ствол белый с черными черточками, а у осины серо-зеленый.

- Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы?

- Береза - единственное в мире дерево с белой корой.

- Оказывается, береза через них дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ.

- Чем еще отличаются эти деревья?

- Обратите внимание на листья. Они одинаковые?

- Разные. Лист осины круглый с волнистыми краями, а у березы листья с зубчиками.

- Давайте рассмотрим ветви. Потрогайте их и сравните.

- У осины ветви прочные, крепкие. А у березы ветви тонкие, гибкие, нежные.

- Люди говорят, что коса есть у березы. Как вы думаете, почему так говорят?

- Когда дует ветерок, ветки у березы, как косы, заплетаются.

- Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.

- Посмотрите на иллюстрацию, как много здесь растет березок – подружек. Такой лес называют БЕРЕЗОВОЙ РОЩЕЙ или БЕРЕЗНЯКОМ.
Повторите, пожалуйста.

- Лес, в котором растут только осины, называется – ОСИННИК.

Повторите это новое слово.
- Лес, где растут березы, осины и другие деревья, имеющие листву, называется ЛИСТВЕННЫМ.

- Как вы думаете, почему лиственный лес так называется?

- На ветвях этих деревьев растут листочки.

- Ой, слышите музыку, это означает, что мы дали правильный ответ на второе задание.

И березки к солнцу потянулись. (руки вверх, встать на носочки)

Поздоровались друг с другом,

Наклонившись в стороны. (наклоны в стороны)

С солнцем поздоровались,

Радуясь дню новому. (руки вверх, помахать ими).

- Ну, что у нас остался один конверт. С какой цифрой? (три). Который по счету? (третий). Интересно, что спрятано в этом конверте?

- Вам надо будет правильно ответить на задание: какие деревья растут в хвойном лесу?

- Идемте дальше. И на пути нашем - ХВОЙНЫЙ ЛЕС. Почему он так называется, мы скоро с вами узнаем.

- Какие деревья растут в хвойном лесу?

- Кто знает загадку про ель и сосну?

Зимой и летом одним цветом.

Ее всегда в лесу найдешь –

Пойдем гулять и встретим

Стоит колючая как еж,

Зимою в платье летнем. (ель)

У меня длинней иголки

Очень прямо я расту

Если я не на опушке

Ветви только на макушке. (сосна)

- Почему эти деревья стоят зеленые?

- Они не сбрасывают свои хвоинки, как лиственные деревья листву.

- Посмотрите на лес, где растут одни ели. Такой лес называется ЕЛЬНИК.

- Что вы можете рассказать о ёлочке?

- Верхние ветви у елей молодые, короткие, а внизу старые, длинные. Кора темная, шершавая.

- Какой ствол у сосны?

- Светлый, золотистый. Старые нижние ветви отмирают, поэтому половина ствола голая. Сосны вырастают обычно выше елей.

- Лес, где растут одни сосны, называется СОСНОВЫЙ БОР или СОСНЯК.

- Устали бродить по лесу? Давайте присядем на полянке и рассмотрим ветви сосны и ели и их шишки.

- Ветка сосны зеленая и ветка ели зеленая. У сосны иголки и у ели иголки.

«Даже елки мы вначале

От сосны не отличали:

Раз растут иголочки,

Значит, это елочки.

А когда на ветку ели

Мы поближе поглядели,

Оказалось, что она

- Так чем же отличается сосновая ветка от еловой?

- По-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется ХВОЙНЫМ.

- Скажите, почему хвойный лес так называется?

- Какие хвоинки у сосны?

- Длинные, мягкие, светлые.

- Короткие, колючие, темные.

- Кто из вас заметил, чем еще не похожи хвоинки?

- Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки - по одной.

- Возьмите две разные шишки и определите, где сосновая шишка, а где еловая.

- Посмотрите на подсказку (показываю картинку, на которой изображена ветка ели с шишкой).

- Какие шишки у ели?

- Еловая шишка удлиненная. У нее более мягкие чешуйки.

- Что вы расскажете про сосновые шишки?

- Сосновая шишка круглая с твердыми чешуйками.

- Сосновые шишки растут два года. На второй год, когда шишки созреют, раскроются чешуйки, и разнесет их ветер по всему лесу. Там, где упадут семена, вырастут новые сосенки.

- Молодцы, ребята, вы знаете много полезного и интересного. Но, мой лес хранит еще много загадок. Я с нетерпением буду ждать вас в гости. На прощание примите мой сюрприз. А найдёте его в сундучке.

- Ну, вот мы и дали ответы на все вопросы. Попробуем вернуться домой. Давайте вспомнить наши волшебные слова и нашу песню.

Раз, два, три наклонись

Раз, два, три повернись

Раз, два, три покружись

И в саду ты окажись.

- Ребята, а как же наша сказка о деревьях – подружек. “Налетел ветерок на лес, смахнул с листочков и хвоинок все хвастовство. Посмотрели березки, рябинки, сосенки, елочки по сторонам, им стало стыдно за свое поведение, и они опять стали жить дружно.

- Ребята, от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья в лесах и парках, будут ли на них вить гнезда веселые птицы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целевая прогулка. Путешествие по экологической тропе по теме "Наши друзья - деревья".

" Наши друзья - деревья"

-Углублять экологические знания детей на основе представлений детей о деревьях и хозяйственном значении древесины;

- Систематизировать знания об особенностях строения дерева;

-Совершенствовать умение решать познавательные задачи;

- Устанавливать связи между состоянием деревьев и условиями окружающей среды;

- Показать значение деревьев в жизни человека: строительство, изготовление бытовых предметов, украшений;

- Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках рисования.

Развивающие задачи:

- Активизировать в разгадывании загадок;

- Развивать у детей память, внимание;

- Способствовать развитию фантазии и творчества в рисовании нетрадиционной техникой;

- Продолжить формирование основ экологической культуры через общение с природой;

-Развивать воображение, логическое и пространственное мышление;

-Развивать чувство композиции, колорита.

- Воспитывать бережное, заботливое отношение к природе;

- Вызывать интерес к разнообразию окружающего мира, стремление к сохранению его многообразия;

- Продолжить воспитывать интерес к творчеству.

Словарная работа: древесина, лыко, матрёшка, деревянная ложка.

Методы и приёмы: введение образного сказочного героя, как сюрпризный момент; путешествие, как форма организации детей, игровая мотивация, создание ситуации успеха; нетрадиционная техника рисовани.

Оборудование: ноутбук, DVD диск с записью шума леса и голосами птиц; корзина, спички, карандаш, доска разделочная, ложка деревянная, матрёшка-игрушка, письмо от Старичка-Лесовичка; альбомные листы, гуашь, емкость с водой, губки.

Размещение оборудования и посадка детей: дети располагаются на стульях. Для выполнения заданий использовать все пространство группового помещения.

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие к нашим лесным друзьям - деревьям. А путешествие у нас будет необычным, т. к. мы с вами отправимся в волшебный лес. Ну, что готовы к путешествию? Закрыли глаза (звучит фонограмма шума леса, пения птиц)

2. Актуализация знаний, умений и навыков

Воспитатель: Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной грозовою?

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.

(воспитатель показывает корзину)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, это лесной сюрприз. Что это?

Ответы детей: Корзина.

Воспитатель: Верно, а вы знаете, из чего сплетена эта корзина?

Дети: Сплетена из веток или лыка, то есть древесных материалов. Воспитатель: Ой, посмотрите, а в корзине письмо и какие-то предметы.

(Воспитатель достаёт письмо от старичка-Лесовичка)

Воспитатель: Ребята это письмо от лесовика. А вы знаете кто такой Лесовик?

Ответы детей: Это сказочный персонаж, старичок-Лесовичок охраняет лес.

Воспитатель: Верно, ребята, лесовик – это сказочный персонаж, который охраняет лес.

Вот послушайте, что он пишет:(читает письмо)

"Дорогие мои маленькие друзья, здравствуйте! Я очень рад, что вы не забываете меня. Сегодня я приглашаю вас в путешествие по волшебному лесу, во время которого вас ожидают сюрпризы. Вы сможете узнать что-то новое и интересное. Отгадайте загадки, а в корзине найдите отгадки.

Желаю вам удачи!

Ваш друг - старичок-Лесовичок. "

Загадка 1: Это тесный-тесный дом:

Сто сестричек жмутся в нём.

И любая из сестёр

Может вспыхнуть как костёр.

Дети: Спички! (выбирают коробок со спичками)

В руки спички не бери,

Сам огонь не разводи

Может пожар случиться-

Для детей опасны спички.

Воспитатель: Ребята, из чего сделаны спички?

Дети: из древесины.

Вот, ребята, для вас вторая загадка:

Деренянная рубашка,

Где носом ведёт

Там заметку кладёт.

Дети: Это карандаш.

(если дети затрудняются, воспитатель берёт и показывает карандаш)

Воспитатель: Вот он, Маленький Ивашка –

Деревянная рубашка,

Где пройдёт – коснётся

Там след остаётся.

Воспитатель: Молодцы, ребята

Ребята – дошколята.

Но вот снова загадка, отгадайте-ка ребятки:

Рядом разные подружки,

Все похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всегда одна игрушка.

А вот ещё загадка:

Сама не ем, а людей кормлю.

Воспитатель: (показывает разделочную доску и спрашивает)

Ребята что это? И для чего она нужна?

Дети: Доска разделочная. На ней можно резать всё что угодно

Воспитатель: следующая загадка:

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что бумага тоже сделана из дерева путём сложной переработки. На бумаге пишут, рисуют. Чтобы мы делали, если бы не было бумаги?

Дети: Мы бы были безграмотными, не могли бы читать, писать.

Игра: "Покажи ствол, ветви, корни, листья"(физминутка)

Воспитатель называет части дерева, а дети выполняют движения.

"Ствол" -опускают руки вниз,

"Листья" -шевелят пальцами.

"корни" - топают ногами.

"Ветви" -поднимают руки вверх.

Воспитатель: Ребята, а что ещё делают из дерева?

Ответы детей: Из деревьев заготавливают древесину, из которой делают мебель, бумагу, картон, вырезают ложки, ковши, игрушки.

лыжи, сани, музыкальные инструменты …

Воспитатель: А как надо относиться к деревьям? Как беречь, охранять?

Ответы детей: деревья надо беречь, охранять. Не ломать.

Воспитатель: Ребята, наше путешествие подошло к концу, возвращаемся в детский сад. Закройте глаза, мы окажемся в детском саду. А все, что вы увидели в волшебном лесу, запомните и расскажите своим младшим братьям и сестрам и будем вместе беречь лес.

3. Практическая часть

Воспитатель: Ребята, а давайте Лесовичку нарисуем в подарок картину.

(дети с помощью воспитателя под спокойную музыку рисуют восковой свечой силуэт дерева. У каждого ребёнка альбомный лист, гуашь, кисть, губка.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, мне очень понравилось с вами гулять по лесу. Дети, а понравилось ли вам? Что особенно понравилось? О чём вы расскажите дома своим мамам, папам (ответы детей)

Теперь вы знаете, что деревья нужно беречь, потому что они наши друзья.

Углубить у детей представление о деревьях. Совершенствовать знания о значении деревьев в жизни людей. Формировать экологическую грамотность. Формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности.

Содержимое публикации

Экологический проект.

Казначеева Ольга Анатольевна.

1.Тема: "Деревья наши друзья".

2.Тип проекта: проектно – исследовательский.

3.Характер проекта: информационный, практико-ориентировочный.

4.По характеру контактов: воспитатель, дети школьной ( разновозрастной ) группы, родители.

5.По количеству участников: групповой.

6.По продолжительности: среднесрочный. (1месяц)

7. Предмет исследования: деревья.

Экономика области испытывает острую необходимость во внедрении новейших природоохранных технологий. Эффективность природоохранных мероприятий во многом зависит от экологической культуры населения, особенно актуально это для подрастающего поколения.

Работа направлена на развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности детского населения, которая существует в любом промышленном городе.

В настоящее время потерялся непосредственный контакт с природой, люди берут от неё всё, ничего не давая взамен. Варварское отношение как взрослых, так детей ко всему живому ведёт к экологической катастрофе. Современное содержание воспитательно – образовательной работы подрастающего поколения предполагает гуманизацию всего педагогического процесса.

Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пения птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними. Китайская пословица гласит: "Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму". Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в Центр.

На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми существами - деревьями. Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Каждый знает, что деревья - это легкие Земли, источник кислорода воздуха, а значит, источник здоровья людей. Важно не только знать об этом и уметь использовать чудесные свойства деревьев , но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа .

Данный проект раскрывает ценность деревьев при выполнении ими санитарно-гигиенических функций через доступные восприятию проектно –исследовательские, игровые формы работы.

Суть нашего проекта заключается в том, чтобы не допустить равнодушного отношения детей к зелёным насаждениям. Углубить их знания о значении деревьев в жизни людей. Любое общение с природой должно способствовать расширению кругозора, становлению духовно – нравственных черт личности, формированию чувства ответственности за судьбу природы – обязательного условия обеспечения экологической безопасности не только нашего родного города, но и всей страны в целом.

Позитивное отношение воспитанников к природе. Как помочь детям научиться сочувствовать окружающей живой природе и заботиться о природных объектах? Как научить детей ценить мир и справедливость? Как развивать любовь к природе и стремление защищать ее?

1.Деревья окружают нас постоянно. Однако дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к животным и цветущим растениям. Кроме того, дети часто воспринимают растения, в том числе и деревья, как неживые объекты.

2.Дерево - прекрасный объект для фенологических наблюдений. Так деревья имеют ярко выраженные сезонные изменения. На их примере могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой и другими живыми организмами.

3.Деревья играют важную роль в нашей жизни. Состояние этих растений, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают.

Формирование экологической грамотности и гуманного отношения участников проекта к растительному миру.

Углубить у детей представление о деревьях.

Совершенствовать знания о значении деревьев в жизни людей.

Формировать экологическую грамотность.

Формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес к миру растений;

Приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы.

Развивать способность к прогнозированию будущих изменений в жизни растений.

Развивать мотивацию на здоровый образ жизни.

Воспитательные:

Воспитывать эмоциональное отношение к деревьям.

Воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.

.Этапы проекта:

1Подготовительный:

а) постановка цели и обсуждение проблем по теме.

б) перечень мероприятий по реализации проекта.

в) определение сроков и ресурсов реализации проекта.

г) определение методов и на правлений поисковой практической деятельности.

2. Практический (исследовательский):

а ) реализация проекта в рамках Центра.

б ) работа с детьми: наблюдения во время экскурсий, исследования на прогулках, беседа о деревьях, знакомство с литературными произведениями и произведениями живописи (чтение рассказов ,пословиц; заучивание стихов о деревьях); рисование, игра, сочинение рассказов и сказок.

3Заключительный:
Обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов.

Ожидаемый результат:

- Повышение уровня экологической грамотности детей;

- Формирование осознанной потребности в общении с природой;

- Создание развивающей среды в Центре по экологии.

- Расширение знаний детей о деревьях и кустарниках, их значении в природе и жизни человека;

- Формирование умения видеть разнообразие оттенков красок в природе, отображать свои впечатления в творческой деятельности.

-Развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества.

1 этап- подготовительный

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Взаимодействие с семьей

Рассматривание иллюстративного материала, чтение литературы по теме проекта.

Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.

На этом этапе формируется проблема, цель и задачи проекта.

2 этап - практический

3 этап - заключительный

Обработка информации данных.

Оформление проекта и презентации.

На этом этапе идет подготовка продукта деятельности к презентации.

(Выявление уровня знаний детей о деревьях).

Цель: заинтересовать проблемой, выяснить представления детей об этих растениях, их отношением к ним.

1. Чем деревья отличаются от других растений?

2. Какие деревья вы знаете?

3. Деревья - живые или нет? Почему вы так считаете?

4. Много ли деревьев растет около нашего Центра? Как они называются?

5. Как вы думаете, кто сажает деревья? Для чего?

6. Кто из вас видел деревья в лесу? А кто их там сажает?

7. Как вы думаете, где деревьям лучше живется - в лесу или в городе? Почему?

8. Достаточно ли внимания люди уделяют деревьям? А вы лично? Помогали ли вам когда-нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.

9. Давайте представим, что деревья вдруг исчезли. Что произойдет на всей Земле? В нашем городе?? У вашего дома? Изменится ли что-нибудь в нашей жизни?

Проект расширил представления детей о деревьях, которые находятся рядом с нами. Научил видеть в них живые создания, которые нуждаются в заботе

охране. Воспитанники узнали, что деревья не только делают жизнь красивой, но и помогают нам быть здоровыми.

Данный проект раскрывает ценность деревьев при выполнении ими санитарно-гигиенических функций через доступные восприятию проектно –исследовательские, игровые формы работы.

Все используемые технологии и приемы в процессе активной практической деятельности по данной теме дали положительную динамику :

- в формировании ценностного отношения к миру растений ;

- к заботе о природных объектах.

Значит - поставленная цель достигнута.

Литература:

Базулина И.В. Развитие экологической культуры младших школьников на занятиях под открытым небом // Начальная школа. – 2005. - № 12

Лифанова Т.М. Дидактические игры на уроках естествознания: Методические рекомендации. – Москва: Издательство ГНОМ и Д, 2001/

Познавательная и занимательная экология: познавательные и занимательные материалы по экологии и природоведению. Методическое пособие для учителя /Сост. Буланый Ю.И.- Саратов: Научная книга, 2003 Тарасова Т.И. Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе// Начальная школа. – 2000.- №1.

Читайте также: