Социальная и нравственная проблематика романа обломов конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

4 Композиция романа: Экспозиция (ч.I,ч.II, гл.1,2) Завязка действия (ч.II, гл.3,5) – знакомство с Ольгой Развитие действия (ч.II, гл. 6-11) – чувства Обломова к Ольге Кульминация (ч.III, гл.12) – объяснение в любви Постпозиция (ч. IV) – угасание героя Эпилог (ч. IV, гл.11) – судьба героев романа

5 Образ Обломова - это величайшее создание И. А. Гончарова Этот тип героя, в общем-то, не новый для русской литературы. С ним мы встречаемся и в комедии "Лентяй" Фонвизина, и в гоголевской "Женитьбе". Но наиболее полным и многогранным его воплощением стал образ Обломова из одноименного романа Гончарова. Этот тип героя, в общем-то, не новый для русской литературы. С ним мы встречаемся и в комедии "Лентяй" Фонвизина, и в гоголевской "Женитьбе". Но наиболее полным и многогранным его воплощением стал образ Обломова из одноименного романа Гончарова.

6 Сам характер этого героя предопределяет его заурядную, неинтересную судьбу, лишенную внешнего движения, значительных и ярких событий, увлекательной интриги. Но, несмотря на то, что ничего особенного в романе не происходит, читаешь его с неослабеваемым интересом. ума". Любовь к Ольге Ильинской пробуждает душу героя к активной, деятельной жизни. Эти перемены связываются в мыслях Обломова с необходимостью "сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души и с ума".

7 Люди из внешнего мира совершенно не похожи друг на друга, нет в них и ни малейшего сходства с Обломовым. Все они активны, подвижны и энергичны. Здесь появляется и пустой щеголь Волков, и карьерист Судьбинский, и писатель-обличитель Пенкин, и нагловатый земляк Обломова Тарантьев, и безликий Алексеев. Зачем же писатель вводит в роман этих эпизодических героев, которые по очереди появляются у знаменитого обломовского дивана? После ухода каждого из гостей хозяин подводит своеобразный итог беседе с ним и выносит ему свою оценку. И оценка эта всегда отрицательная. Обломова совершенно не привлекают ни светские успехи, ни карьера, ни поверхностное литературное обличительство.

8 Но это вовсе не значит, что Илья Ильич вполне удовлетворен своим настоящим положением. Он осознает убожество и пустоту своей бездарно прожитой жизни, свое духовное падение. Герой строго судит себя за лень и пассивность, стыдится своего барства, сравнивая свою душу с кладом, заваленным всяким сором. Перед ним возникает мучительный вопрос: "Отчего я такой?" Но это вовсе не значит, что Илья Ильич вполне удовлетворен своим настоящим положением. Он осознает убожество и пустоту своей бездарно прожитой жизни, свое духовное падение. Герой строго судит себя за лень и пассивность, стыдится своего барства, сравнивая свою душу с кладом, заваленным всяким сором. Перед ним возникает мучительный вопрос: "Отчего я такой?"

9 Ответ на него писатель дает в главе "Сон Обломова", которую называют "увертюрой всего романа". Герою снится детство в патриархальной Обломовке, мы видим социальные условия, которые сформировали его характер. Резвому и любознательному Илюше не позволяют даже самому одеться. Труд здесь - привилегия дворовых слуг, которые неусыпно следят за маленьким баричем, предупреждая все его желания.

10 Но главным героем-антиподом Обломова является в романе его друг Андрей Штольц. Это натура, полностью противоположная лентяю и бездельнику Илье. Автор подробно знакомит нас с происхождением, воспитанием, образованием и нынешней деятельностью этого героя. Казалось бы, он воплощает в себе лучшие человеческие качества: трудолюбие, ум, энергию, честность, благородство, но критики разного времени не без основания отмечали схематичность его образа, неубедительность его идей и деятельности. Несмотря на все свои достоинства.

11 Обломовщина Это понятие гораздо шире, чем кажется на первый взгляд. В него входит весь патриархальный уклад русской жизни с его ленью, праздностью, сонливостью в сочетании с добротой, любовью, поэтичностью. Кроме того, благополучная трудовая и культурная жизнь Штольцев представляет собой модернизированный буржуазный вариант обломовщины. Кроме того, благополучная трудовая и культурная жизнь Штольцев представляет собой модернизированный буржуазный вариант обломовщины. То есть этим понятием можно обозначить такое состояние вообще, которое останавливается в своем развитии, замыкаясь на личных интересах, а значит, является неполноценным. То есть этим понятием можно обозначить такое состояние вообще, которое останавливается в своем развитии, замыкаясь на личных интересах, а значит, является неполноценным.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Работа над произведением возобновляется только в июне 1857 года, когда, пребывая в Мариенбарде, писатель за семь недель дописывает почти весь роман. Как после говорил Гончаров, за время путешествия в его воображении роман уже полностью сложился, и его нужно было просто перенести на бумагу.

Гончаров 10 переломных лет писал один роман, и изменение эстетических позиций этого художника запечатлелось внутри одного произведения.

1) Главная тема романа – судьба поколения, ищущего своё место в обществе, но не сумевшего найти правильный путь.

Также Гончаров ставит в романе вопросы о подлинной дружбе, любви, о гуманизме, о равноправии женщины, о настоящем счастье, осуждает дворянский романтизм.

Следующие объяснения следует дополнять схемами на доске.

· В то же время идеалы Обломова помогают ему видеть отрицательные стороны нового буржуазного уклада. В отличие от Штольца, движимого стремлением к личному преуспеванию путём труда, Обломов, уже имеющий всё благодаря происхождению и положению, настойчиво требует указать ему смысл труда, смысл и стимулы для затраты энергии. Он считает идеал Обломовки незыблемой нормой.

4) Во 2-й, 3-й частях описывается русско-немецкое воспитание Штольца, борьба 2-х национальных начал, в результате возникла сильная и гармоничная личность. Несмотря на взаимные различия, Штольц способен понять Обломова. Это тип новой эпохи, деятельный разночинец. Он многократно старается оживить Обломова, вернуть его в активную жизнь. Обломов понимает всю важность перемены в жизни, но этих-то перемен он и боится, боится движения и деятельности.

В борьбе мотивов – соединиться с Ольгой и зажить осмысленной жизнью или отойти от Ольги и обрести желанный покой – побеждает последний. Обломовщина оказалась сильнее любви.

Так Обломов находит пристанище в доме вдовы Пшеницыной. Постепенно кипучая энергия Штольца разбивается о неподвижность и равнодушие Обломова.

В образе Обломова Гончаров блестяще совместил социальное обобщение с изображением индивидуализированной личности. Обломов вошёл в галерею лучших образов мировой литературы, и его имя стало нарицательным. Гончаровский Обломов не похож на помещиков, изображённых Гоголем, Тургеневым и др. В нём нет деспотизма, жестокости. Наоборот, он кроток, благодарен. Но, тем не менее, он вызывает к себе отрицательное отношение. Писатель не остался беспристрастным: с симпатией относясь к герою, он в то же время осудил, разоблачил его, вынес приговор обломовщине.

6 ) Композиция романа полностью соответствует идее романа: показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в мёртвую душу. Все действия развёртываются вокруг главного героя – Ильи Ильича Обломова. Он объединяет вокруг себя всех действующих лиц. Действия в романе мало (особенно в 1-й части). Обломов преимущественно лежит на диване, что определяется идейным замыслом писателя. Всё внимание писателя сосредоточено на тончайшей отделке характеров.

8) Экспозицию составляют 1-я часть романа и две первые главы 2-й части. Такая большая экспозиция нужна писателю для того, чтобы полнее показать условия, в которых формировался Обломов как личность, чтобы проследить его эволюцию.

9) В 3 и 5 гл. 2-й части завязывается узел события – знакомство Обломова с Ольгой, зарождающаяся любовь и составляет завязку.

10) 6-11 главы этой части – развитие действия . Чувство Обломова к Ольге крепнет, но он сомневается, сможет ли он отрешиться от лени, о чём мы узнаём из его письма к Ольге.

11) Кульминация – 12 глава 2-й части. Илья Ильич объяснился в любви Ольге. Но он не может пожертвовать своим покоем, что приводит к быстрому разрыву. Этому посвящены 11 – 12 главы 3-й части, которые составляют развязку. В них показана несостоятельность и банкротство Обломова.

12) В 4-й части – дальнейшее угасание героя. Он находит идеальные для себя условия жизни в домике Пшеницыной. Он снова в халате целыми днями лежит на диване. Герой терпит окончательное крушение. Это постпозиция (пост…

13 ) Параллельно показаны взаимоотношения Штольца и Ольги.

15) По поводу сюжета существуют 2 точки зрения. Первая утверждает, что в романе 2 сюжетные линии: Обломов – Ольга и Штольц – Ольга. Ольга связывает обе линии воедино, но идейное противопоставление остаётся.

16 ) Язык романа отличается лёгкостью и чистотой. Автор избегает употреблять украшающие эпитеты и метафоры, лексика лишена архаизмов и диалектизмов, обогащена научно-публицистическими словами 40 – 50 – х г.г.

17) Многообразен язык каждого героя. Обломов, Ольга и Штольц – люди образованные, говорят правильным, литературным языком. Но у каждого он связан с чертами внутреннего облика героев. Ясен и выразителен язык в описании пейзажей, но к ним писатель обращается редко. (Летняя Обломовка, описание парка, где встречаются Ольга и Обломов, оценка снегопада в день разрыва героев). Вся языковая система романа направлена на решение вопроса: что такое обломовщина?

На основе сказанного попробуем составить таблицу композиции романа.

Прежняя жизнь Обломова

Русско-немецкое воспитание Штольца

Узел событий. Знакомство с Ольгой. Любовь к Ольге.

Чувство крепнет. Письмо к Ольге.

2 часть. (12 гл.) Кульминация.

Объяснение в любви.

Несостоятельность и банкротство Обломова.

Выборгская обломовщина. Взаимоотношения Ольги и Штольца.

4 часть. Перетекание сна в вечный сон. Эпилог.

Сильный ученик превращает таблицу в монологическое высказывание, после него – ещё 3-5 человек.

Подводя итог, следует сказать, что писатель прежде всего показал , какое пагубное влияние оказывает крепостнический уклад. Это крайний застой. Главный герой проявляет пассивное отношение к жизни, апатию и равнодушие. В своих романах И. А. Гончаров развивает и укрупняет конфликт между двумя укладами русской жизни, патриархальным и буржуазным. Процесс смены старого уклада новым и порождает конфликт между героями. Прежний уклад был узким, но в нём были свои плюсы (личностные отношения) новый же уклад – это прогресс, но отношения опосредованы связями, неискренностью между людьми. Автор старался показать, что только в синтезе возможно построить счастливую жизнь.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок № _____ Дата проведения 1______Класс 10

Задачи урока:1) Обратить внимание на приемы Гончарова для создания образа главного героя:

а) портрет героя;

в) сон как один из приемов создания образа;

г) восприятие героя через диалог его с другими персонажами;

д) монологическая речь героя.

Организационный момент.

Актуализация опорных знаний учащихся:

1.Фронтальная беседа:

Изучение нового материала:

1.Слово учителя : (учащиеся делают соответствующие записи в тетради).

1) Главная тема романа – судьба поколения, ищущего своё место в обществе, но не сумевшего найти правильный путь.

Также Гончаров ставит в романе вопросы о подлинной дружбе, любви, о гуманизме, о равноправии женщины, о настоящем счастье, осуждает дворянский романтизм.

3)Композиция романа: полностью соответствует идее романа: показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в мёртвую душу.

Все действия развёртываются вокруг главного героя – Ильи Ильича Обломова. Он объединяет вокруг себя всех действующих лиц. Действия в романе мало (особенно в 1-й части). Обломов преимущественно лежит на диване, что определяется идейным замыслом писателя.

Всё внимание писателя сосредоточено на тончайшей отделке характеров.

Для выяснения смысла композиции романа можно составить опорную схему:

Экспозицию составляют 1-я часть романа и две первые главы 2-й части. Такая большая экспозиция нужна писателю для того, чтобы полнее показать условия, в которых формировался Обломов как личность, чтобы проследить его эволюцию.

В 3 и 5 гл. 2-й части завязывается узел события – знакомство Обломова с Ольгой, зарождающаяся любовь и составляет завязку.

6-11 главы этой части – развитие действия. Чувство Обломова к Ольге крепнет, но он сомневается, сможет ли он отрешиться от лени, о чём мы узнаём из его письма к Ольге.

Кульминация – 12 глава 2-й части. Илья Ильич объяснился в любви Ольге. Но он не может пожертвовать своим покоем, что приводит к быстрому разрыву. Этому посвящены 11 – 12 главы 3-й части, которые составляют развязку. В них показана несостоятельность и банкротство Обломова.

В 4-й части – дальнейшее угасание героя. Он находит идеальные для себя условия жизни в домике Пшеницыной. Он снова в халате целыми днями лежит на диване. Герой терпит окончательное крушение. Это постпозиция (пост…

Параллельно показаны взаимоотношения Штольца и Ольги.

2.Работа над текстом романа:

1)Беседа с учащимися.

1.Итак, открываем роман.

- Обратим внимание на название. В заглавие вынесена фамилия человека (героя). Какой вывод можно сделать? Что это за человек на ваш взгляд?

(Это, в первую очередь, личность, незаурядная, сложная, противоречивая)

- Что же за человек Илья Ильич Обломов?

Обратимся к началу романа.( Просмотр эпизода кинофильма)

Сопоставим текст романа и отрывок из фильма.

- Что представляет собой жизнь Обломова?

(жизнь ограничена пределами одной комнаты, где обломов лежит и спит).

Найдите в тексте портрет героя (один из учащихся читает выразительно вслух)

- На что автор обращает внимание в этом отрывке в первую очередь?

На первый взгляд Гончаров описывает мало событий, но сама картина полна движения (изменение душевного состояния, где комическое сливается с трагическим).

2) художественной детали. Насыщенность картины предметно-бытовыми деталями.

- Что описывает Гончаров? ( работа с текстом).

Зачитываются описания кабинета, халата, туфель.

- Влияние какого писателя заметно в этих описаниях? (Гоголя).

- В чем отличие? ( характер героя, в отличие от героев Гоголя, не исчерпывается этими вещами. Понятие среды, формирование его расширяется.) Пример: внутренние монологи .

- Какие черты характера героя передаются через описание этих деталей?

(лень, безразличие к вещам, равнодушие к ним, в отличие от героев Гоголя, непрактичность) .

3) Разговор с посетителями Обломова.

- Кто посещает Обломова?

- Как можно охарактеризовать Волкова? (Тип влюбчивого, порхающего по жизни молодого щеголя).

- Судьбинского? (чиновник до мозга костей).

- Пенкина? (беспринципный писатель, журналист, пишущий на любую тему).

- Алексеева? (человек без собственного мнения, воли).

- Тарантьева? (вымогатель и грубиян).

Краткий пересказ разговоров.

- Почему жизненные перспективы визитеров не могу увлечь Обломова?

(Обломов считает их пародией на подлинно человеческие стремления к полезной деятельности. При кажущейся активности это лишь суета, беготня за мнимыми ценностями).

Показывая суету канцелярского, светского, литературного Петербурга, автор не обнаруживает противовеса существованию Обломова. Наоборот, сопоставляя Обломова с гостями, автор показывает незаурядность духовных запросов героя.

4) Обломов-не такой, как другие.

(просмотр отрывка из фильма).

Диалог с Захаром (по ролям).

Отчего я такой? Ответ на этот вопрос заключается в знаменитом сне.

(Во сне описываются воспитание, привычки Обломова, сложившиеся в условиях патриархального помещичьего семейства).

Какова роль пейзажа?

( Поэтическая картина–часть души героя. Природа сулит человеку покойную и долгую жизнь. Природа заботится о тишине ).

- Каков образ жизни обломовцев?

( Все силы обломовцев направлены на удовлетворение своих потребностей. Даже сон-что-то вроде трудовой повинности. Они неотступно придерживаются старых традиций и обычаев. Духовный мир их беден и ограничен. Неподвижность в деревнях. Русское хлебосольство и безграничная любовь и ласка, которыми Обломов окружен и взлелеян с детства. Все проявления обломовской жизни можно объединить мотивом сна.)

Но патриархальная безмятежность начинает нарушаться. В Обломовке начинают понимать выгоду просвещения.

- Как учился Обломов?

- О чем мечтали его родители и каким они видели его будущее?

Вывод: Гончаров проследил начало формирования личности человека.

5) Что собой представляет слуга Обломова Захар?

(ленивец, сплетник, пьяница, болтун, неопрятен, неловок, лгун, но очень предан своему барину)

Глава 11. Выразительное чтение характеристик Обломова и Захара.

( Не умеет жить Обломов, его всю жизнь обхаживают чужие руки. Не умеет жить Захар. Он и его предки всю жизнь не принадлежали себе, не совершали самостоятельных поступков).

IV .Подведение итогов урока: В первой части романа перед нами герой-личность очень сложная и противоречивая. Огромное влияние на формирование ее оказала Обломовка, ее старинный уклад, жизнь предков. Обломов не видит принципиального различия между своим лежанием на диване и жизнью таких, как Волков, Пенкин, Судьбинский, наоборот, на их фоне он выглядит предпочтительней, духовно богаче.

V .Домашнее задание: Читать 2 и 3 части романа

Вопросы: Встреча со Штольцем. В чем различие в воспитании? Отношения Обломова и Ольги. Оценка их любви.

Творческое задание: Составить тест по 1 части романа (10вопросов). Читать и анализировать главы

Дополнительный материал

Социальная проблематика

Вопрос национального характера

Философская проблематика

Тема любви

Совершенно иной предстает любовь между Обломовым и Агафьей. Чувства Ильи Ильича походили больше на любовь сына к матери, тогда как чувства Агафьи представляли собой безоговорочное обожание Обломова, подобное слепому обожанию матери, готовой дать все своему ребенку.

Третий тип любви Гончаров раскрывает на примере семьи Штольца и Ольги. Их любовь зародилась на почве прочной дружбы и полного доверия друг к другу, однако со временем чувственная, поэтичная Ольга начинает осознавать, что в их стабильных отношениях все же не хватает того великого всеохватывающего чувства, которое она ощущала рядом с Обломовым.

Смысл жизни человека

Оборудование: портрет И. А. Гончарова кисти друга И. А. Гончарова Н. А. Майкова; образцы таблиц, которые учащиеся будут заполнять.

Коммуникативные УУД : Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

В таланте Гончарова главную роль

играет «изящность и тонкость

изображения над прямой авторской

мыслью и приговором.

Симбирск у родных

1857 (около 2-х месяцев)

Лечение на заграничном курорте Мариенбаде

Совет Главного управления по делам печати

Сжёг автографы произведений. Смерть.

1) Главная тема романа - судьба поколения, ищущего своё место в обществе, но не сумевшего найти правильный путь.

Также Гончаров ставит в романе вопросы о подлинной дружбе, любви, о гуманизме, о равноправии женщины, о настоящем счастье, осуждает дворянский романтизм.

4) В то же время идеалы Обломова помогают ему видеть отрицательные стороны нового буржуазного уклада. В отличие от Штольца, движимого стремлением к личному преуспеванию путём труда, Обломов, уже имеющий всё благодаря происхождению и положению, настойчиво требует указать ему смысл труда, смысл и стимулы для затраты энергии. Он считает идеал Обломовки незыблемой нормой. Для Штольца норма - деловая буржуазная жизнь Петербурга, поэтому он не критикует её.

6) Во 2-й, 3-й частях описывается русско-немецкое воспитание Штольца, борьба 2-х национальных начал, в результате возникла сильная и гармоничная личность. Несмотря на взаимные различия, Штольц способен понять Обломова. Это тип новой эпохи, деятельный разночинец. Он многократно старается оживить Обломова, вернуть его в активную жизнь. Обломов понимает всю важность перемены в жизни, но этих-то перемен он и боится, боится движения и деятельности.

В борьбе мотивов - соединиться с Ольгой и зажить осмысленной жизнью или отойти от Ольги и обрести желанный покой - побеждает последний. Обломовщина оказалась сильнее любви.

Так Обломов находит пристанище в доме вдовы Пшеницыной. Постепенно кипучая энергия Штольца разбивается о неподвижность и равнодушие Обломова.

В образе Обломова Гончаров блестяще совместил социальное обобщение с изображением индивидуализированной личности. Обломов вошёл в галерею лучших образов мировой литературы, и его имя стало нарицательным. Гончаровский Обломов не похож на помещиков, изображённых Гоголем, Тургеневым и др. В нём нет деспотизма, жестокости. Наоборот, он кроток, благодарен. Но, тем не менее, он вызывает к себе отрицательное отношение. Писатель не остался беспристрастным: с симпатией относясь к герою, он в то же время осудил, разоблачил его, вынес приговор обломовщине.

8) Композиция романа полностью соответствует идее романа: показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в мёртвую душу. Все действия развёртываются вокруг главного героя - Ильи Ильича Обломова. Он объединяет вокруг себя всех действующих лиц. Действия в романе мало (особенно в 1-й части). Обломов преимущественно лежит на диване, что определяется идейным замыслом писателя. Всё внимание писателя сосредоточено на тончайшей отделке характеров.

10) Экспозицию составляют 1-я часть романа и две первые главы 2-й части. Такая большая экспозиция нужна писателю для того, чтобы полнее показать условия, в которых формировался Обломов как личность, чтобы проследить его эволюцию.

11) В 3 и 5 гл. 2-й части завязывается узел события - знакомство Обломова с Ольгой, зарождающаяся любовь и составляет завязку.

12) 6-11 главы этой части - развитие действия. Чувство Обломова к Ольге крепнет, но он сомневается, сможет ли он отрешиться от лени, о чём мы узнаём из его письма к Ольге.

13) Кульминация - 12 глава 2-й части. Илья Ильич объяснился в любви Ольге. Но он не может пожертвовать своим покоем, что приводит к быстрому разрыву. Этому посвящены 11 - 12 главы 3-й части, которые составляют развязку. В них показана несостоятельность и банкротство Обломова.

14) В 4-й части - дальнейшее угасание героя. Он находит идеальные для себя условия жизни в домике Пшеницыной. Он снова в халате целыми днями лежит на диване. Герой терпит окончательное крушение. Это постпозиция (пост…

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система уроков по роману И.А. Гончарова "Обломов" 10 класс

Тема. И.А. Гончаров. Творческий и жизненный путь.

Цели. Познакомить учеников с личностью И.А. Гончарова, его биографией, дать представление о мировоззрении, гражданской позиции, философских и эстетических взглядах писателя, выявить взаимосвязь его творчества и судьбы, ввести творчество

И.А. Гончарова в общий контекст развития литературы второй половины XIX века.

1. Показать роль патриархального уклада жизни в родительском доме, кружка Майковых, "натуральной школы" в формировании личности писателя.

2. Ознакомить с содержанием основных произведений писателя, показать их связь с идейно-эстетическими исканиями времени и традициями предшествующей литературы.

3. Показать своеобразие общественно-политической, гражданской позиции

Форма урока. Рассказ-лекция.

План-конспект

I. Организационный момент.

II. Лекция учителя в сопровождении Презентация Microsoft PowerPoint

1. Становление и формирование личности писателя

а) Патриархальный уклад жизни в родительском доме.
б) Читательские пристрастия будущего писателя.
в) Московское коммерческое училище (1822-1830).
г) Московский университет (1831-1834).
д) Кружок Майковых, его роль в формировании взглядов писателя.
е) Первые литературные опыты И.А. Гончарова. Стихи, очерки; связь раннего творчества писателя с эстетикой и поэтикой "натуральной школы".

2. Своеобразие общественно-политической, гражданской позиции И.А. Гончарова

а) Взвешенность, объективность позиции писателя по отношению ко всем важнейшим социальным, политическим, философским вопросам времени.
б) Защита моральных принципов, рождённых традиционным патриархальным укладом жизни, и понимание необходимости социальных перемен в стране.

3. Роман "Обыкновенная история" (1841) в творчестве писателя

а) Обзорное знакомство с содержанием произведения. Роль конфликта романтического и прагматического сознаний в структуре романа. История жизни, нравственных исканий Александра Адуева. Особенности поэтики романа.

4. История создания романа "Обломов"

а) Публикация главы романа ("Сон Обломова") в журнале "Современник".
б) Реакция на публикацию революционной и славянофильской критики.

5. Кругосветное путешествие И.А. Гончарова, его роль в развитии гражданской позиции писателя

а) История путешествия "Фрегат Паллада". Соотношение российского и западного, российского и восточного сознаний, своеобразие русского национального характера.

6. Публикация романа "Обломов" а) Дискуссия, развернувшаяся вокруг романа.

7. Роман "Обрыв", его место в творчестве художника

а) Проблематика произведения. Новый тип героя в творчестве писателя. Изменения в поэтике романа.

8. Публицистическое творчество И.А. Гончарова в 70-е годы XIX века.

"Мильон терзаний", "Гамлет", "Лучше поздно, чем никогда". Цикл очерков "Слуги старого века".

9. Подведение итогов.

Значение и своеобразие творчества И.А. Гончарова, его место в русской литературе XIX века. Особенности общественно-политической, гражданской позиции писателя.

10. Домашнее задание

1. Перечитать главу "Сон Обломова".

2. Выделить образы, приёмы, связывающие поэтику этой главы с волшебной сказкой.

3. Найти связь образов главы с древнегреческой культурой, с представлениями греков о "золотом веке".

4. Обнаружить связь содержания главы с образами христианской мифологии (черты Эдема в жизни Обломовки).

Определить особенности характера главного героя.

Формировать умения работы с текстом с выявлением ключевых деталей, характеризующих главного героя; умения работы в группах.

Определить воспитывающее значение особенностей характера главного героя в общефилософском контексте.

Форма урока – работа в группах.

Мне давно совестно жить на свете.

Все знаю, все понимаю, но силы и воли нет.

Первая часть работы


Особенности характера Обломова





(глава 1) (глава 5)

(глава 1) (глава 6)

Внимательно поработайте с текстом: выделите ключевые слова, детали, имеющие значение для раскрытия характера главного героя, обобщите и аргументируйте мысли.

Работающий с текстом

Вторая часть работы

Г №1 Г №2 Г №3 Г №4






Волков Судьбинский Пенкин Алексеев

Вопросы для работы групп:

Для чего автор вводит этих героев?

Какую суть жизни воплощает каждый из этих героев?

Отношение Обломова к образу жизни каждого из них: есть ли это цель, смысл жизни, по мысли Обломова?

Согласны ли вы с Обломовым? Аргументируйте свое мнение.

Вывод (глава 8):

Жизнь Обломова.

Цель: прожить жизнь счастливо; так, чтобы она “не трогала”.
Восприятие: колеблющееся — от “приятного дара для наслаждения” до “пристает как забияки: то ущипнет исподтишка, то вдруг нагрянет прямо со лба и обсыплет песком… мочи нет!”
Принципы: делать, что душа и сердце пожелает, даже если разум против; никогда не утруждаться.

Любовь. Никогда не была главной в его жизни, даже в истории с Ольгой она быстро угасла.

Дружба. Еще в юности “холодно простился с толпой друзей”. Есть знакомые, но нет ни одного настоящего друга, кроме Штольца.

Отношения с окружающими. Мало кому известен, имеет очень узкий круг общения. Сам практически никого не знает. Тем не менее, имеет знакомых, пытающихся вытащить его в свет.

Больше всего боялся всего трудного и труднодостижимого.

Критерии оценивания работы групп:

Включенность в работу всех участников группы.

Качество монологического ответа спикера: развернутость, связность, логическая последовательность, языковое оформление.

Домашнее задание:

Составить цепочку из ключевых слов, раскрывающих особенности характера Обломова.

Тип урока: урок изучения художественного произведения.

Вид урока: урок углубленной работы над текстом произведения.

Форма урока: урок – беседа (с элементами художественного чтения, дискуссии).

Задачи:

Вспомнить с учащимися функцию сна в художественном произведении; привести примеры изученных ранее произведений, в которых присутствовал сон.

Выявить положительные и отрицательные черты жизни обломовцев, которые повлияли на характер Ильи Ильича.

I. Вводный этап:

- Давайте вспомним, в каких изученных нами ранее произведениях присутствовал сон?

- А в чем, по-вашему, функция сна в этих произведениях, зачем их используют авторы?

- Через сон открываются особенности внутреннего мира персонажа, здесь отражаются, в искаженном виде, мысли, страхи героев, в снах может быть представлено и будущее.

- Сон представляет собой детство Обломова, но Гончаров не начинает роман с описания детства, а переносит его в 9 главу. Таким образом, нам сначала представляется герой, а потом лишь раскрывается его личность.

II. Анализ произведения:

Художественное чтение отрывка учеником:

«Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудный край! Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов – нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого…

Небо там, кажется, ближе жмется к земле, но не с тем, чтобы метать сильнее стрелы, а разве только, чтобы обнять ее покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля , чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод.

Солнце там ярко и жарко светит около полугода и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть еще раз или два на любимое место и подарить ему осенью, среди ненастья, ясный, теплый день.

Горы там как будто только модели тех страшных, где-то воздвигнутых гор, которые ужасают воображение. Это ряд отлогих холмов, с которых принято кататься, резвясь, на спине или, сидя на них, смотреть в раздумье на заходящее солнце.

Река бежит весело, шаля и играя; она то разольется в широкий пруд, то стремится быстрой нитью, или присмиреет, будто задумавшись, и чуть-чуть ползет по камешкам, выпуская из себя по сторонам резвые ручьи, под журчанье которых сладко дремлется.

Весь уголок верст на пятнадцать или на двадцать вокруг представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей. Песчаные и отлогие берега светлой речки, подбирающийся с холма к воде мелкий кустарник, искривленный овраг с ручьем на дне и березовая роща – все как будто было нарочно прибрано одно к одному и мастерски нарисовано.

(Учащиеся выделяют эпитеты и значимые слова: благословенный уголок; чудный край; любимое место; живописные этюды; веселые, улыбающиеся пейзажи, все тихо и сонно).

- Сделайте вывод о том, чем было это место в жизни Обломова.

- Это идеальное место, рай для Обломова.

Слово учителя: А сейчас обратимся с вами к реальной жизни в Обломовке. И посмотрим, действительно ли все в ней так идеально, как представлено в описании.

Просмотр эпизодов из фильма: Любопытство Илюши. Бесхозяйственность обломовцев. Всеобъемлющий сон подобный смерти. Повторяющиеся, бесплодные вечера. Объединяющее начало в смехе.

Положительные моменты обломовской жизни

Отрицательные моменты обломовской жизни

Картина мира

1. Единение людей с природой, природа антропоморфна, у человека нет страха перед ней.

2. Единение людей друг с другом, любовь родителей к Илюше.

1. Отгороженность Обломовки от внешнего мира, даже страх обломовцев перед ним (история с оврагом, галереей; в Обломовке нет календаря; страх перед письмом).

Философия жизни.

1. Размеренная, спокойная жизнь, где, как и в природе, нет катаклизмов. Естественным процессом воспринимается и смерть, которая приходит незаметно.

Воспитание ребенка

1. Любовь матери.

2. Формирование поэтического духовного начала в ребенке при помощи сказок, фольклора.

1. Излишняя любовь, ведущая к ограждению от собственной деятельности.

2. Сказки рождают бесплодные мечтания о том, что в жизни без труда может произойти чудо, а это приводит к полной пассивности героя.

Слово учителя: Итак, мы с вами отразили в нашей таблице противоположные стороны жизни Обломовки. И чаще всего, самого героя романа оценивали, лишь учитывая одну сторону, повлиявшую на его жизнь. Вот два высказывания критиков, какую сторону они приняли в Обломове?

У: Кто из этих исследователей, по-вашему, прав?

Ученики приходят к выводу, что обе эти стороны есть в личности Обломова и ни ту, ни другую нельзя исключать или абсолютизировать.

Читайте также: