Культура и цивилизация конспект урока
Обновлено: 07.07.2024
Данный материал можно использовать на уроках истории в 10 классе при изучении раздела: Древность и античность в истории человечества.
Вложение | Размер |
---|---|
urok-lektsiya._tsivilizatsiya.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотреть основные черты западной и восточной цивилизации.
- Воспитательные:
- воспитание уважительного отношения к прошлому человечества;
Развивать умение анализировать факты, делать выводы, формулировать свое мнение.
Тип, вид урока: изучение нового (урок-лекция).
Используемая литература: учебник.
4. Основные черты западной и восточной цивилизации.
5. Ценности древних цивилизаций.
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
Цивилизация (термин возник в середине XVIII в.)---------------------- (период промышленности) высшая и универсальная ступень развития
Истинное рождение понятия и теории произошло в эпоху Просвещения.
Цивилизация (лат. гражданский) – а) гражданское городское общество;
б) гармонично устроенное общество, основанное на принципах
гуманизма, обеспечивающего права личности;
в) совокупность материальных, духовных достижений общества
в его историческом развитии;
а) линейная (европоцентристская)
историческое развитие осуществляется в рамках единой мировой цивилизации . Моделью выступает
стадия развития, следующая за дикостью и варварством;
-доосевое время: первобытная культура;
-осевое время: древняя Греция;
-послеосевое время: западная и восточная цивилизации;
-цивилизации, достигшие расцвета: первичные- египетская, китайская и др.
- преемственные: индийская и др.
- спутники: японская, корейская и др.;
- неразвившиеся: города-государства, поглощенные западной цивилизацией;
- застывшие: эскимосская, спартанская и др.
А.Тойнби, английский историк (1889 – 1975), выделял более 30 цивилизаций.
- этническое и территориальное единство;
- наличие городов как центров культуры, центров экономической и социальной жизни;
- наличие письменности как свидетельство высокого уровня культуры;
- наличие государства (не всегда);
Основные черты восточной цивилизации :
- примат коллективного труда;
- преобладание государственного сектора;
- медленное вхождение в рыночные отношения;
- коллективизм;
- власть выше закона;
- религиозность;
- патриархальность;
- мышление эмоциональное;
- сословность и кастовость;
Основные черты западной цивилизации:
- примат частного труда;
- развитые рыночные отношения;
- гражданские права и свободы;
- демократия;
- прагматизм;
- рационализм;
- закон превыше всего;
- плюрализм мнений;
- реализм;
- права человека - превыше всего.
Ценности древних цивилизаций.
Североамериканская цивилизация (майя):
а) условия формирования цивилизации:
-миграция: Чукотка - Берингов пролив- Аляска;
г) главные ценности:
- уважение к природе, умение ее понимать;
- примиренческое отношение к жизни;
д) идеал (образец, высшая цель стремлений): мужественный, храбрый человек;
е) достижения цивилизации:
- развитое военное дело;
- узелковое письмо (кипу);
- четкая система воспитания;
- орошаемое земледелие (маис, картофель, фасоль, тыква, перец);
- почтовая служба при помощи скороходов (часки);
ж) судьба цивилизации:
ослаблена раздорами и междоусобными войнами, завоевана Испанией в XVI в.
а) условия формирования: река Нил
- религия- язычество, главный бог- бог солнца Ра, бог может воскрешаться, значит и люди тоже,
возникает вера в бессмертие души и воскрешение;
- воспитание- школа давала только грамотность;
- обычаи: строить пирамиды, бальзамирование мумий;
-восточная деспотия (безграничная власть фараона);
г) главные ценности:
- уважение к природе, умение ее понимать;
- покорность, примиренческое отношение к жизни;
д) идеал: покорный, трудолюбивый человек;
е) достижения цивилизации:
- развитие прикладных наук: астрономия, математика (инженерия);
- солнечные часы, календарь, колесо;
- медицина: наркоз, лечебные травы;
- живопись и скульптура;
ж) судьба цивилизации:
ослаблена постоянными войнами, в I в. н. э. завоевана Римом, цивилизация погибла.
а) условия возникновения:
возникла во II тыс. до н. э., морская цивилизация;
- религия- язычество, боги похожи на людей, религия свободного человека;
в) экономические особенности:
- труд свободных крестьян, рабов мало;
- основной источник дохода - торговля;
д) политические особенности:
- республика (аристократическая и демократическая);
- разделение власти на 3 ветви: законодательную (народное собрание), исполнительную
(стратег) и судебную (суд);
- всеобщая воинская обязанность;
- равенство перед законом;
е) воспитание детей:
-школа- центр развития личности;
ж) ценности цивилизации:
- высокий уровень культуры;
з) идеал: всесторонне развитый, красивый, свободный человек;
к) судьба цивилизации:
в IV в. до н.э. завоевана А. Македонским.
а) условия формирования:
- в VIII в. до н.э. латины, италики;
- религия - язычество, боги- помощники;
- патриции и плебеи;
- земледелие (виноград, рис, кукуруза);
г) политические особенности:
- монархия - аристократическая республика- империя;
- строительство: амфитеатр, акведук, многоэтажные здания;
е) идеал: благо государства выше личных интересов;
ж) судьба цивилизации:
476 г. разгром вандалами (германскими племенами).
Дискуссия : почему погибали древние цивилизации?
1. Синонимом для обозначения восточной цивилизации является:
1) локальная 2) информационная 3) традиционная 4) индустриальная
2. К общим признакам, характеризующим цивилизацию, относятся
1) переход от собирательства к производящему хозяйству
2) человек как критерий цивилизации
3) общественное богатство как фундамент цивилизации
4) все суждения верны
3. К ценностям западной цивилизации не относится
2) ориентация на изменение мира
4) предпочтение вещественных отношений
4. К основным ценностям восточной цивилизации не относится(ятся)
2) скромность образа жизни, умеренный достаток вплоть до аскетизма
3) следование традициям, а не новациям
5. При типологизации цивилизаций большинство исследователей делит мир на следующие мегасистемы:
1) Восток, Запад, Север и Юг
2) США и остальной мир
4) Восток и Запад
6. К основным духовным ценностям восточных цивилизаций относятся
1) высокий уровень зависимости индивида от природы и географической среды, неразрывная связь человека с его социальной группой, низкая социальная мобильность, преобладание среди регуляторов общественных отношений обычаев и традиций
2) стремление к подчинению природы власти человека, неразрывная связь человека с его социальной группой, высокая социальная мобильность, преобладание среди регуляторов общественных отношений обычаев и традиций
3) стремление к подчинению природы власти человека, приоритет прав и свобод личности над социальными общностями, высокая социальная мобильность, демократический политический режим и правовое государство
4) все суждения неверны
7. К основным духовным ценностям западных цивилизаций относятся
1) высокий уровень зависимости индивида от природы и географической среды, неразрывная связь человека с его социальной группой, низкая социальная мобильность, преобладание среди регуляторов общественных отношений обычаев и традиций
2) стремление к подчинению природы власти человека, неразрывная связь человека с его социальной группой, высокая социальная мобильность, преобладание среди регуляторов общественных отношений обычаев и традиций
3) стремление к подчинению природы власти человека, приоритет прав и свобод личности над социальными общностями, высокая социальная мобильность, демократический политический режим и правовое государство
4) все суждения неверны
8. Ценности свободы торговли и свободы предпринимательства характерны
1) для аграрного общества
2) для традиционного общества
3) для восточной цивилизации
4) для западной цивилизации
9. Выберите правильный ответ.
Главной причиной перехода от первобытного общества к древним цивилизациям стало (а)
1) расширение знаний людей о природе
2) начало организованной производственной деятельности человека
3) замена потребляющего типа хозяйства производящим
4) возникновение основных мировых религий
10. К признакам античной цивилизации, существовавшей в Древней Греции, не относится
Учебное занятие согласно рабочей программе и календарно-тематическому плану.
- Рассмотреть изменение понятий “цивилизация” и “культура” в истории философской мысли.
- Рассмотреть формы и разновидности культуры, особенности молодежной субкультуры.
- Расширить представление студентов о молодежной субкультуре, воспитывать толерантное отношение к представителям разных молодежных субкультур.
- Способствовать умению сопоставления и анализирования материала, а также воспроизведение выводов по изученному материалу.
- Развивать коммуникативные навыки при работе в группах
Тип занятия: урок систематизации и обобщения знаний.
Приемы и методы: дискуссия, показ презентаций, подготовленная студентами.
Опережающее задание: работа студентов в группах - подготовка презентаций по молодежной субкультуре. Цель: раскрыть “+” и “-” различных молодежных субкультур, выразить свое отношение к представителям различных молодежных движений. Контроль знаний: ответы студентов на поставленные вопросы, составление сравнительной характеристики молодежных движений.
Межпредметные связи: история, обществознание, экономика, социальная психология, литература.
Распределение времени на основные этапы урока:
Организационный момент | Актуализация знаний | Работа студентов | Закрепление материала | Домашнее задание |
2 | 15 | 55 | 15 | 3 |
Ход урока
План урока, постановка целей урока.
Понятие “культура” в социальной философии. (от античности до философии ХХ века, русская философия).
Элитарная и массовая культура.
Работа студентов: вспоминают из курса обществознания характеристики культур.
Записывают в конспект свои ответы:
- основные характеристики массовой культуры;
- цели и задачи массовой культуры;
Разновидности культуры:
Культура в социологии – система норм, ценностей, символов, присущих данному обществу и передаваемых из поколения в поколение. Также термин “культура” используют для характеристики образа жизни данного сообщества. Но культура общества – не монолитное целое, а составляющее многообразие субкультур. Современная молодежь по-разному воспринимает окружающий мир. Их интересы, взгляды, стили и образ жизни отличаются от общепринятых норм. Объединяясь по интересам, они образуют культуру в культуре, свою субкультуру. Одни считают, что они несут вред, разрушения и бездуховность, другие оценивают субкультуры как эксперимент, где испытываются стили жизни и моды, новые жизненные ценности. Сейчас нам предстоит познакомиться с подготовленными вами презентациями, где вы не только раскроете особенности той или иной субкультуры, но и дадите им свою оценку.
Работа студентов: 4 группы выступающих – 4 презентации (4*10 мин). По 5 минут вопросы к группе выступающих, обсуждение = 55 минут.
1. Ролевики, толкиенисты, геймеры. (презентация студентов прилагается)
РОЛЕВИКИ - неформальная общность людей, играющих в различные ролевые игры, в первую очередь ролевые игры живого действия. Ролевое движение выделяют и как хобби, и как субкультуру, для которой характерен свой жаргон, своя музыка (этнические и психоделические мотивы), своя литература (в основном фэнтези) Будучи сосредоточенными в конкретном времени, они не проявляют особой активности в политических и социальных вопросах.
Кроме ролевых игр, ролевики собираются на Ролевые Конвенты — кратковременные собрания, посвящённые информированию игроков об играх будущего сезона, обсуждению прошедших игр, неформальному общению. На конвентах проходят турниры по историческому фехтованию, фото и художественные выставки, концерты авторов-исполнителей игровой песни, театральные постановки, видеопоказы, мастер-классы.
В России впервые такие конвенты стали проводиться в Казани с 1991 года. Впоследствии подобные конвенты стали проводиться во многих городах России и ближнего зарубежья.
ВИДЫ: Родственными ролевому являются движения исторических реконструкторов, толкинистов, хардболистов, страйкболистов и пейнтболистов.
Каждый уходит от реальности своими способами. Кто в компьютерные игры, кто в лес, кто на воссоздание поле битвы.
Историческая реконструкция — воссоздание материальной и духовной культуры той или иной исторической эпохи и региона с использованием археологических, изобразительных и письменных источников. В исторической реконструкции есть множество направлений, в том числе и спортивное. В нашей стране существует несколько федераций исторического фехтования. Регулярно проводятся спортивные турниры. Также существуют мероприятия государственного значения (например реконструкция Куликовского сражения или Бородинской битвы в России или реконструкция Грюнвальдской битвы заграницей).
В современной России историческая реконструкция стала невероятно массовым и популярным увлечением. Здесь можно встретить кого угодно – от студента до владельца международной корпорации. Объединяет их подлинный интерес к истории, который заставляет реконструкторов скрупулезно восстанавливать внешний облик и образ жизни представителей выбранной ими эпохи. Они сами шьют все костюмы, изготовляют снаряжение, палатки и мебель, сами готовят себе еду по историческим рецептам. Эта огромная работа, одновременно научная, исследовательская и практическая.
Для гостей фестиваль – уникальная возможность в доступной форме получить массу новых сведений о жизни давно ушедшей эпохе, что гораздо интереснее посещения музея или чтения ученых трактатов. А между тем многие участники в эрудиции не уступят профессиональным историкам.
2. Байкеры, спортивные фанаты, роллеры.
3. мажоры, рейверы.
Постановка проблемы: почему молодежь формирует свою культуру? Назовите основные причины возникновения молодежных субкультур.
- Кризис общества, семьи;
- Перекос в нравственных идеалах и ценностях общества;
- Плохая организация досуга, спорта. (Здоровый образ жизни – что это?)
- Социальная несправедливость;
- Потребности молодежи заявить о себе и др.
Дополнительно:
- Были ли вы знакомы с молодежными субкультурами раньше?
- Какие самые известные направления в молодежной субкультуре?
- Стали бы вы членом группировки при их наличии в вашем районе?
- Что вас больше всего привлекает в молодежной субкультуре?
- Хотели бы вы расширить свои знания об этих или других направлениях субкультур?
Список литературы:
1. Маршак А.л. Общая социология. – Ростов н)Дону, Феникс, 2004 г.
2. Минюшев Ф.И. Социология культуры – Академический проспект, 2004.
3. Молодежная культура и ценности будущего /Отв. ред. А.Г. Козлова, М.С. Гаврилова. СПб, 2001.
В широком смысле под цивилизацией понимают уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующий за варварством, дикостью.
Используют это понятие и для обозначения совокупности уникальных проявлений общественных порядков, присущих определенной исторической общности.
В этом смысле цивилизация характеризуется как качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития.
Различные цивилизации коренным образом отличаются друг от друга, так как основываются не на схожей производственной технике и технологии (как общества одной формации), а на несовместимых системах социальных и духовных ценностей. Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.
Освальд Шпенглер (1880-1936), немецкий историк, философ
Культура — э то качественное своеобразие, особенность каждого народа, а цивилизация — это унифицирование, приведение к единым стандартам посредством распространения продуктов НТП.
Шпенглер О. считал, что если пришла цивилизация, то культура умирает.
Типы цивилизаций
В современной теории цивилизаций распространены как
Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация) — исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к 3-му тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Вавилоне, Древнем Египте. Характерными чертами восточной цивилизации являются:
1. Традиционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур.
2. Низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности.
3. В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека ,предопределение всех действий и поступков, независящими от него силами природы, социума, богов и т. д.
4. Нравственно волевая установка не на познание и преобразование мира, а созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни — интровертность .
5. Личностное начало не развито. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма .
6. Политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме деспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом .
7. Экономической основой жизни в восточных цивилизациях является корпоративная и государственная форма собственности, а основным методом управления выступает принуждение.
Макс Вебер (1864-1920),немецкий социолог
Западный тип цивилизации (западная цивилизация) — систематическая
характеристика особого типа цивилизационного развития, включающая в себя определенные этапы историко-культурного развития Европы и Северной Америки. Основными ценностями западного типа цивилизации, по М. Веберу, являются следующие:
1) динамизм , ориентация на новизну;
2) утверждение достоинства и уважения к человеческой личности;
3) индивидуализм , установка на автономию личности;
4) рациональность ;
5) идеалы свободы, равенства, терпимости;
6) уважение к частной собственности ;
7) предпочтение демократии всем другим формам государственного управления. Западная цивилизация на определенном этапе развития приобретает характер техногенной цивилизации.
Современные цивилизации
Техногенная цивилизация — исторический этап в развитии западной цивилизации, особый тип цивилизационного развития, сформировавшийся в Европе в XV—XVII вв. и распространившийся по всему земному шару, вплоть до конца XX столетия.
Главную роль в культуре данного типа цивилизации занимает научная рациональность, подчеркивается особая ценность разума и основанный на нем прогресс науки и техники.
Характерные черты:
1) быстрое изменение техники и технологии благодаря систематическому применению в производстве научных знаний;
2) как результатом слияния науки и производства произошла и научно-техническая революция, существенным образом изменившие взаимоотношения человека и природы, место человека в системе производства;
3) ускоряющееся обновление той искусственно созданной человеком предметной среды, в которой непосредственно протекает его жизнедеятельность. Это сопровождается возрастающей динамикой социальных связей, их относительно быстрой трансформацией. Иногда на протяжении одного-двух поколений происходит изменение образа жизни и формирование нового типа личности. На базе техногенной цивилизации сформировалось два типа общества— индустриальное общество и постиндустриальное общество.
Глобальная цивилизация — современный этап цивилизационного развития, характеризующийся возрастающей целостностью мирового сообщества, становлением единой общепланетарной цивилизации. Глобализация связана прежде всего с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-экономических, политических, культурных и иных связей и отношений.
Культура и цивилизация
Определите автора и название произведения
Поколения локальных цивилизаций
1-е поколение (конец 4-го — начало 1-го тыс. до н. э.)
Античная (VIII в. до н. э. — V в. н. э.)
Второй исторический суперцикл (VI—XX вв.)
2-е поколение (VIII в. до н. э. — V в. н. э.)
Древнеегипетская , шумерская , ассирийская , вавилонская , эллинская , минойская , индийская , китайская
Средневековая ( VI—XIV вв.)
Раннеиндустриальная (XV — середина XVIII в.) Индустриальная (середина XVIII—XX в.)
Третий исторический суперцикл XXI—XXIII вв. (прогноз)
Греко-римская , персидская , финикийская , индийская , китайская , японская , древнеамериканская
3-е поколение ( VI—XIV вв.)
Византийская , восточноевропейская , восточнославянская , китайская , индийская , японская
4-е поколение ( XV—XX вв.)
Постиндустриальная (XXI — начало XXIII в. — прогноз)
Западная , евразийская , буддийская , мусульманская , китайская , индийская , японская
5-е поколение(XXI — начало XXIII в. — прогноз)
Западноевропейская , восточноевропейская , североамериканская , латиноамериканская , океаническая , русская , китайская , индийская, японская, арабо-мусульманская, буддийская, африканская
Римский оратор и философ
Марк Туллий Цицерон (106-43 до н. э.)
образование и воспитание души
В XIX веке, словарь В.И. Даля:
Культура- совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни .
Читайте также: