Культура и цивилизация конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Данный материал можно использовать на уроках истории в 10 классе при изучении раздела: Древность и античность в истории человечества.

ВложениеРазмер
urok-lektsiya._tsivilizatsiya.doc 72 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотреть основные черты западной и восточной цивилизации.

  • Воспитательные:
  • воспитание уважительного отношения к прошлому человечества;

Развивать умение анализировать факты, делать выводы, формулировать свое мнение.

Тип, вид урока: изучение нового (урок-лекция).

Используемая литература: учебник.

4. Основные черты западной и восточной цивилизации.

5. Ценности древних цивилизаций.

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Цивилизация (термин возник в середине XVIII в.)---------------------- (период промышленности) высшая и универсальная ступень развития

Истинное рождение понятия и теории произошло в эпоху Просвещения.

Цивилизация (лат. гражданский) – а) гражданское городское общество;

б) гармонично устроенное общество, основанное на принципах

гуманизма, обеспечивающего права личности;

в) совокупность материальных, духовных достижений общества

в его историческом развитии;

а) линейная (европоцентристская)

историческое развитие осуществляется в рамках единой мировой цивилизации . Моделью выступает

стадия развития, следующая за дикостью и варварством;

-доосевое время: первобытная культура;

-осевое время: древняя Греция;

-послеосевое время: западная и восточная цивилизации;

-цивилизации, достигшие расцвета: первичные- египетская, китайская и др.

- преемственные: индийская и др.

- спутники: японская, корейская и др.;

- неразвившиеся: города-государства, поглощенные западной цивилизацией;

- застывшие: эскимосская, спартанская и др.

А.Тойнби, английский историк (1889 – 1975), выделял более 30 цивилизаций.

  • этническое и территориальное единство;
  • наличие городов как центров культуры, центров экономической и социальной жизни;
  • наличие письменности как свидетельство высокого уровня культуры;
  • наличие государства (не всегда);

Основные черты восточной цивилизации :

  • примат коллективного труда;
  • преобладание государственного сектора;
  • медленное вхождение в рыночные отношения;
  • коллективизм;
  • власть выше закона;
  • религиозность;
  • патриархальность;
  • мышление эмоциональное;
  • сословность и кастовость;

Основные черты западной цивилизации:

  • примат частного труда;
  • развитые рыночные отношения;
  • гражданские права и свободы;
  • демократия;
  • прагматизм;
  • рационализм;
  • закон превыше всего;
  • плюрализм мнений;
  • реализм;
  • права человека - превыше всего.

Ценности древних цивилизаций.

Североамериканская цивилизация (майя):

а) условия формирования цивилизации:

-миграция: Чукотка - Берингов пролив- Аляска;

г) главные ценности:

- уважение к природе, умение ее понимать;

- примиренческое отношение к жизни;

д) идеал (образец, высшая цель стремлений): мужественный, храбрый человек;

е) достижения цивилизации:

- развитое военное дело;

- узелковое письмо (кипу);

- четкая система воспитания;

- орошаемое земледелие (маис, картофель, фасоль, тыква, перец);

- почтовая служба при помощи скороходов (часки);

ж) судьба цивилизации:

ослаблена раздорами и междоусобными войнами, завоевана Испанией в XVI в.

а) условия формирования: река Нил

- религия- язычество, главный бог- бог солнца Ра, бог может воскрешаться, значит и люди тоже,

возникает вера в бессмертие души и воскрешение;

- воспитание- школа давала только грамотность;

- обычаи: строить пирамиды, бальзамирование мумий;

-восточная деспотия (безграничная власть фараона);

г) главные ценности:

- уважение к природе, умение ее понимать;

- покорность, примиренческое отношение к жизни;

д) идеал: покорный, трудолюбивый человек;

е) достижения цивилизации:

- развитие прикладных наук: астрономия, математика (инженерия);

- солнечные часы, календарь, колесо;

- медицина: наркоз, лечебные травы;

- живопись и скульптура;

ж) судьба цивилизации:

ослаблена постоянными войнами, в I в. н. э. завоевана Римом, цивилизация погибла.

а) условия возникновения:

возникла во II тыс. до н. э., морская цивилизация;

- религия- язычество, боги похожи на людей, религия свободного человека;

в) экономические особенности:

- труд свободных крестьян, рабов мало;

- основной источник дохода - торговля;

д) политические особенности:

- республика (аристократическая и демократическая);

- разделение власти на 3 ветви: законодательную (народное собрание), исполнительную

(стратег) и судебную (суд);

- всеобщая воинская обязанность;

- равенство перед законом;

е) воспитание детей:

-школа- центр развития личности;

ж) ценности цивилизации:

- высокий уровень культуры;

з) идеал: всесторонне развитый, красивый, свободный человек;

к) судьба цивилизации:

в IV в. до н.э. завоевана А. Македонским.

а) условия формирования:

- в VIII в. до н.э. латины, италики;

- религия - язычество, боги- помощники;

- патриции и плебеи;

- земледелие (виноград, рис, кукуруза);

г) политические особенности:

- монархия - аристократическая республика- империя;

- строительство: амфитеатр, акведук, многоэтажные здания;

е) идеал: благо государства выше личных интересов;

ж) судьба цивилизации:

476 г. разгром вандалами (германскими племенами).

Дискуссия : почему погибали древние цивилизации?

1. Синонимом для обозначения восточной цивилизации является:

1) локальная 2) информационная 3) традиционная 4) индустриальная

2. К общим признакам, характеризующим цивилизацию, относятся

1) переход от собирательства к производящему хозяйству

2) человек как критерий цивилизации

3) общественное богатство как фундамент цивилизации

4) все суждения верны

3. К ценностям западной цивилизации не относится

2) ориентация на изменение мира

4) предпочтение вещественных отношений

4. К основным ценностям восточной цивилизации не относится(ятся)

2) скромность образа жизни, умеренный достаток вплоть до аскетизма

3) следование традициям, а не новациям

5. При типологизации цивилизаций большинство исследователей делит мир на следующие мегасистемы:

1) Восток, Запад, Север и Юг

2) США и остальной мир

4) Восток и Запад

6. К основным духовным ценностям восточных цивилизаций относятся

1) высокий уровень зависимости индивида от природы и географической среды, неразрывная связь человека с его социальной группой, низкая социальная мобильность, преобладание среди регуляторов общественных отношений обычаев и традиций

2) стремление к подчинению природы власти человека, неразрывная связь человека с его социальной группой, высокая социальная мобильность, преобладание среди регуляторов общественных отношений обычаев и традиций

3) стремление к подчинению природы власти человека, приоритет прав и свобод личности над социальными общностями, высокая социальная мобильность, демократический политический режим и правовое государство

4) все суждения неверны

7. К основным духовным ценностям западных цивилизаций относятся

1) высокий уровень зависимости индивида от природы и географической среды, неразрывная связь человека с его социальной группой, низкая социальная мобильность, преобладание среди регуляторов общественных отношений обычаев и традиций

2) стремление к подчинению природы власти человека, неразрывная связь человека с его социальной группой, высокая социальная мобильность, преобладание среди регуляторов общественных отношений обычаев и традиций

3) стремление к подчинению природы власти человека, приоритет прав и свобод личности над социальными общностями, высокая социальная мобильность, демократический политический режим и правовое государство

4) все суждения неверны

8. Ценности свободы торговли и свободы предпринимательства характерны

1) для аграрного общества

2) для традиционного общества

3) для восточной цивилизации

4) для западной цивилизации

9. Выберите правильный ответ.

Главной причиной перехода от первобытного общества к древним цивилизациям стало (а)

1) расширение знаний людей о природе

2) начало организованной производственной деятельности человека

3) замена потребляющего типа хозяйства производящим

4) возникновение основных мировых религий

10. К признакам античной цивилизации, существовавшей в Древней Греции, не относится

Учебное занятие согласно рабочей программе и календарно-тематическому плану.

  • Рассмотреть изменение понятий “цивилизация” и “культура” в истории философской мысли.
  • Рассмотреть формы и разновидности культуры, особенности молодежной субкультуры.
  • Расширить представление студентов о молодежной субкультуре, воспитывать толерантное отношение к представителям разных молодежных субкультур.
  • Способствовать умению сопоставления и анализирования материала, а также воспроизведение выводов по изученному материалу.
  • Развивать коммуникативные навыки при работе в группах

Тип занятия: урок систематизации и обобщения знаний.

Приемы и методы: дискуссия, показ презентаций, подготовленная студентами.

Опережающее задание: работа студентов в группах - подготовка презентаций по молодежной субкультуре. Цель: раскрыть “+” и “-” различных молодежных субкультур, выразить свое отношение к представителям различных молодежных движений. Контроль знаний: ответы студентов на поставленные вопросы, составление сравнительной характеристики молодежных движений.

Межпредметные связи: история, обществознание, экономика, социальная психология, литература.

Распределение времени на основные этапы урока:

Организационный момент Актуализация знаний Работа студентов Закрепление материала Домашнее задание
2 15 55 15 3

Ход урока

План урока, постановка целей урока.

Понятие “культура” в социальной философии. (от античности до философии ХХ века, русская философия).

Элитарная и массовая культура.

Работа студентов: вспоминают из курса обществознания характеристики культур.

Записывают в конспект свои ответы:

- основные характеристики массовой культуры;

- цели и задачи массовой культуры;

Разновидности культуры:

Культура в социологии – система норм, ценностей, символов, присущих данному обществу и передаваемых из поколения в поколение. Также термин “культура” используют для характеристики образа жизни данного сообщества. Но культура общества – не монолитное целое, а составляющее многообразие субкультур. Современная молодежь по-разному воспринимает окружающий мир. Их интересы, взгляды, стили и образ жизни отличаются от общепринятых норм. Объединяясь по интересам, они образуют культуру в культуре, свою субкультуру. Одни считают, что они несут вред, разрушения и бездуховность, другие оценивают субкультуры как эксперимент, где испытываются стили жизни и моды, новые жизненные ценности. Сейчас нам предстоит познакомиться с подготовленными вами презентациями, где вы не только раскроете особенности той или иной субкультуры, но и дадите им свою оценку.

Работа студентов: 4 группы выступающих – 4 презентации (4*10 мин). По 5 минут вопросы к группе выступающих, обсуждение = 55 минут.

1. Ролевики, толкиенисты, геймеры. (презентация студентов прилагается)

РОЛЕВИКИ - неформальная общность людей, играющих в различные ролевые игры, в первую очередь ролевые игры живого действия. Ролевое движение выделяют и как хобби, и как субкультуру, для которой характерен свой жаргон, своя музыка (этнические и психоделические мотивы), своя литература (в основном фэнтези) Будучи сосредоточенными в конкретном времени, они не проявляют особой активности в политических и социальных вопросах.

Кроме ролевых игр, ролевики собираются на Ролевые Конвенты — кратковременные собрания, посвящённые информированию игроков об играх будущего сезона, обсуждению прошедших игр, неформальному общению. На конвентах проходят турниры по историческому фехтованию, фото и художественные выставки, концерты авторов-исполнителей игровой песни, театральные постановки, видеопоказы, мастер-классы.

В России впервые такие конвенты стали проводиться в Казани с 1991 года. Впоследствии подобные конвенты стали проводиться во многих городах России и ближнего зарубежья.

ВИДЫ: Родственными ролевому являются движения исторических реконструкторов, толкинистов, хардболистов, страйкболистов и пейнтболистов.

Каждый уходит от реальности своими способами. Кто в компьютерные игры, кто в лес, кто на воссоздание поле битвы.

Историческая реконструкция — воссоздание материальной и духовной культуры той или иной исторической эпохи и региона с использованием археологических, изобразительных и письменных источников. В исторической реконструкции есть множество направлений, в том числе и спортивное. В нашей стране существует несколько федераций исторического фехтования. Регулярно проводятся спортивные турниры. Также существуют мероприятия государственного значения (например реконструкция Куликовского сражения или Бородинской битвы в России или реконструкция Грюнвальдской битвы заграницей).

В современной России историческая реконструкция стала невероятно массовым и популярным увлечением. Здесь можно встретить кого угодно – от студента до владельца международной корпорации. Объединяет их подлинный интерес к истории, который заставляет реконструкторов скрупулезно восстанавливать внешний облик и образ жизни представителей выбранной ими эпохи. Они сами шьют все костюмы, изготовляют снаряжение, палатки и мебель, сами готовят себе еду по историческим рецептам. Эта огромная работа, одновременно научная, исследовательская и практическая.

Для гостей фестиваль – уникальная возможность в доступной форме получить массу новых сведений о жизни давно ушедшей эпохе, что гораздо интереснее посещения музея или чтения ученых трактатов. А между тем многие участники в эрудиции не уступят профессиональным историкам.

2. Байкеры, спортивные фанаты, роллеры.

3. мажоры, рейверы.

Постановка проблемы: почему молодежь формирует свою культуру? Назовите основные причины возникновения молодежных субкультур.

  • Кризис общества, семьи;
  • Перекос в нравственных идеалах и ценностях общества;
  • Плохая организация досуга, спорта. (Здоровый образ жизни – что это?)
  • Социальная несправедливость;
  • Потребности молодежи заявить о себе и др.

Дополнительно:

  1. Были ли вы знакомы с молодежными субкультурами раньше?
  2. Какие самые известные направления в молодежной субкультуре?
  3. Стали бы вы членом группировки при их наличии в вашем районе?
  4. Что вас больше всего привлекает в молодежной субкультуре?
  5. Хотели бы вы расширить свои знания об этих или других направлениях субкультур?

Список литературы:

1. Маршак А.л. Общая социология. – Ростов н)Дону, Феникс, 2004 г.

2. Минюшев Ф.И. Социология культуры – Академический проспект, 2004.

3. Молодежная культура и ценности будущего /Отв. ред. А.Г. Козлова, М.С. Гаврилова. СПб, 2001.

В широком смысле под циви­лизацией понимают уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующий за варварством, дикостью.

Используют это понятие и для обозначения совокупности уникальных проявлений общественных порядков, присущих определенной исторической общности.

В этом смысле цивилизация характеризуется как качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития.

Различные ци­вилизации коренным образом отличаются друг от друга, так как основываются не на схожей производ­ственной технике и технологии (как общества одной формации), а на несовместимых системах социальных и духовных ценностей. Любая цивилизация ха­рактеризуется не столько производственным бази­сом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимо­связи с окружающим миром.


Освальд Шпенглер (1880-1936), немецкий историк, философ

Культура — э то качественное своеобразие, особенность каждого народа, а цивилизация — это унифицирование, приведение к единым стандартам посредством распространения продуктов НТП.

Шпенглер О. считал, что если пришла цивилизация, то культура умирает.

Типы цивилизаций

В современной теории цивилизаций распростране­ны как

Восточный тип цивилизации (восточная цивилизация) — исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к 3-му тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Вавилоне, Древнем Египте. Характерными чертами восточной цивилизации являются:

1. Традиционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур.

2. Низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности.

3. В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека ,предопределение всех действий и поступков, независящими от него силами природы, социума, богов и т. д.

4. Нравственно волевая установка не на познание и преобразование мира, а созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни — интровертность .

5. Личностное начало не развито. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма .

6. Политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме деспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом .

7. Экономической основой жизни в восточных цивилизациях является корпоративная и государственная форма собственности, а основным методом управления выступает принуждение.

Макс Вебер (1864-1920),немецкий социолог

Западный тип цивилизации (западная цивилизация) — систематическая

характеристика особого типа цивилизационного развития, включающая в себя определенные этапы историко-культурного развития Европы и Северной Америки. Основными ценностями западного типа цивилизации, по М. Веберу, являются следующие:
1) динамизм , ориентация на новизну;
2) утверждение достоинства и уважения к человеческой личности;
3) индивидуализм , установка на автономию личности;
4) рациональность ;
5) идеалы свободы, равенства, терпимости;
6) уважение к частной собственности ;
7) предпочтение демократии всем другим формам государственного управления. Западная цивилизация на определенном этапе развития приобретает характер техногенной цивилизации.

Современные цивилизации

Техногенная цивилизация — исторический этап в развитии западной цивилизации, особый тип цивилизационного развития, сформировавшийся в Европе в XV—XVII вв. и распространившийся по всему земному шару, вплоть до конца XX столетия.

Главную роль в культуре данного типа цивилизации занимает научная рациональность, подчеркивается особая ценность разума и основанный на нем прогресс науки и техники.

Характерные черты:

1) быстрое изменение техники и технологии благодаря систематическому применению в производстве научных знаний;

2) как результатом слияния науки и производства произошла и научно-техническая революция, существенным образом изменившие взаимоотношения человека и природы, место человека в системе производства;

3) ускоряющееся обновление той искусственно созданной человеком предметной среды, в которой непосредственно протекает его жизнедеятельность. Это сопровождается возрастающей динамикой социальных связей, их относительно быстрой трансформацией. Иногда на протяжении одного-двух поколений происходит изменение образа жизни и формирование нового типа личности. На базе техногенной цивилизации сформировалось два типа общества— индустриальное общество и постиндустриальное общество.

Глобальная цивилизация — современный этап цивилизационного развития, характеризующийся возрастающей целостностью мирового сообщества, становлением единой общепланетарной цивилизации. Глобализация связана прежде всего с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-экономических, политических, культурных и иных связей и отношений.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Культура и цивилизация

Культура и цивилизация

Цель урока: Проблема:

Определите автора и название произведения

Цивилизация

Поколения локальных цивилизаций

1-е поколение (конец 4-го — начало 1-го тыс. до н. э.)

Античная (VIII в. до н. э. — V в. н. э.)

Второй исторический суперцикл (VI—XX вв.)

2-е поколение (VIII в. до н. э. — V в. н. э.)

Древнеегипетская , шумерская , ассирийская , вавилонская , эллинская , минойская , индийская , китайская

Средневековая ( VI—XIV вв.)

Раннеиндустриальная (XV — середина XVIII в.) Индустриальная (середина XVIII—XX в.)

Третий исторический суперцикл XXI—XXIII вв. (прогноз)

Греко-римская , персидская , финикийская , индийская , китайская , японская , древнеамериканская

3-е поколение ( VI—XIV вв.)

Византийская , восточноевропейская , восточнославянская , китайская , индийская , японская

4-е поколение ( XV—XX вв.)

Постиндустриальная (XXI — начало XXIII в. — прогноз)

Западная , евразийская , буддийская , мусульманская , китайская , индийская , японская

5-е поколение(XXI — начало XXIII в. — прогноз)

Западноевропейская , восточноевропейская , североамериканская , латиноамериканская , океаническая , русская , китайская , индийская, японская, арабо-мусульманская, буддийская, африканская

культура

Римский оратор и философ

Марк Туллий Цицерон (106-43 до н. э.)

образование и воспитание души

В XIX веке, словарь В.И. Даля:

Культура- совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни .

Читайте также: