Здоровьесберегающие технологии на уроках химии конспект

Обновлено: 03.07.2024

Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий.

В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как "Состояние полного физического, духовного и социального благополучия", а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания.

Здоровье человека зависит (по данным исследований Всемирной организации здравоохранения) : на 50% – от образа жизни; на 25% – от состояния окружающей среды; на 15% – от наследственной программы; на 10% – от возможностей медицины. И хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача - сохранить в процессе обучения здоровье детей.

Проблема формирования здорового образа жизни школьников нашла отражение и в Федеральном государственном образовательном стандарте, который определяет здоровье школьников в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения.

Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:

2. Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.

3. Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом уроке.

4. Субъект-субъектные взаимоотношения — учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.

5. Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.

6. Комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.

7. Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.

8. Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.

Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.

Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении означенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии.

Химия - один из самых трудных предметов в средней школе. Но у моего предмета очень большие возможности. Именно на уроках химии можно сформировать у ребят необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Технология обучения и воспитания на основе системно – деятельностного подхода - одна из основных образовательных технологий в моей работе.

Но сегодня я хотела бы остановиться на одном из принципов здоровьесбережения - Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.

Собственное здоровье и способы его сохранения интересуют учащихся, однако зачастую учащиеся не понимают, насколько важны в этой связи знания, полученные на уроках химии.

На своих уроках, начиная с 8 класса, отвожу большое внимание правилам техники безопасности, что очень важно для ребят, что пригодится им в жизни.

- Первая помощь в домашних условиях при попадании на кожу кислоты.

- Первая помощь в домашних условиях при попадании на кожу щёлочи.

1) Почему категорически запрещается длительная работа двигателей внутреннего сгорания автомашины, трактора в закрытых или слабо проветриваемых помещениях?

2) Какова первая помощь при отравлении угарным газом?

3) Почему в домашние холодильники рекомендуется помещать по несколько таблеток карболена (активированного угля?

1) Почему для лечения больных используют сероводородные ванны, хотя сероводород токсичен для человека?

2) Объясните механизм воздействия сероводорода на организм человека.

3) Правила разбавления серной кислоты водой

При изучении различных тем обращаю внимание ребят на то, что очень многие вещества входят в состав синтетических моющих средств. А так как не все из них являются безопасными для нашего здоровья, то необходимо соблюдать правила обращения с ними.

В КИМах Основного Государственного экзамена в 9 классе есть вопрос, который как раз и касается вопросов безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни, химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

Цель здоровьесберегающих технологий в обучении химии — это формирование из учащегося здорового полноправного члена общества, с правильным представлением о жизни, со своими взглядами и принципами.

Вопрос охраны здоровья детей в настоящее время является злободневным и актуальным. Человек, не знающий о возможности негативного влияния на него химических соединений, поступающих в нашу жизнь в виде технических, хозяйственных и бытовых препаратов, перестает быть хозяином своего здоровья.

Знакомство с вредными воздействиями бытовых и производственных химических соединений на человека и природу – это необходимый обязательный компонент химического образования.

Распространение педагогического опыта. Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС Здоровье человека — актуальная тема для разговора на все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного.

Методика изучения периодического закона и периодической системы элементов Д. И. Менделеева на уроках химии Методика изучения периодического закона и периодической системы элементов Д. И. Развивающий аспект темы выражается в возможностях содержания.

Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии Всем доброго времени суток. Хочется сегодня поговорить про здоровье наших воспитанников. Все мы прекрасно знаем, что дошкольный возраст.

Здоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастика

Здоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастика Здоровьесберегающие технологии – система мер, направленная не только на сохранение и стимуляцию здоровья, но и на активное формирование.

Здоровьесберегающие технологии (часть 1) Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей является одной из основных задач дошкольного образования, так как дошкольный.

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка 1 Особенности преподавания английского языка Быть учителем в современной школе.

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе Здоровье для человека - самая главная ценность. Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья детей. Основная задача.

Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе школы . Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе. Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, тот поступает так же глупо,.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- изучить химические свойства простого вещества - железа, познакомиться с природными соединениями железа.

Развивающие:



Конспект открытого урока по химии

с использованием

здоровьесберегающих,

ИК технологий

Тема урока: «Положение железа в

Периодической таблице химических

элементов и строение его атома.

Провела урок

учитель химии

высшей категории Салаватова З.А.

Дата ____________

Тип урока: комбинированный

Вид урока: Проблемно – исследовательский с применением эксперимента. Цель урока:

Образовательные:

-рассмотреть положение химического элемента железа в Периодической системе химических элементов Д. И Менделеева, строение атома;

- изучить химические свойства простого вещества - железа, познакомиться с природными соединениями железа.

Развивающие:

- развить навыки составления уравнений химических реакций;

- логическое мышление и память учащихся;

- совершенствовать умения доказывать, сравнивать.

Воспитательные:

- воспитывать коммуникативные навыки;

- повышение интереса к предмету;

- способствовать воспитанию у учащихся чувства гордости за свою Родину как самую богатую природными ресурсами страну.

Задачи урока.

Образовательные:

-составить полное представление об элементе и простом веществе – железе, о его физических свойствах, опираясь на знания зависимости свойств металлов от строения их атомов;

- предсказать характерные химические свойства железа;

Развивающие:

- на основе межпредметных связей продолжить формирование умений устанавливать взаимосвязь между составом, строением и свойствами веществ;

-познакомить учащихся с химическими свойствами, способствовать развитию исследовательских навыков;

-развивать у учащихся представления о познаваемости и единстве окружающего нас мира в результате предоставления информации о разных формах существования железа и его нахождении в природе;

-продолжить формирование умений работать быстро, экономя время урока.

Воспитательные:

- формировать у учащихся чувство гордости за свою Родину как самую богатую природными ресурсами страну;

- воспитывать культуру учебного труда, аккуратность;

-формировать умения работать в паре, желание помогать друг другу, учиться работать собранно, внимательно;

- совершенствовать технику безопасного труда.

Эксперимент. Вытеснение железом атома меди из соли этого

металла, как менее активного, чем железо.

Реактивы и оборудование. Д. Железо, сульфат меди, химические стаканчики.

Л.О. железо, соляная кислота, пробирки.

I. Организационный момент

Учитель. Приветствие класса. Проверка готовности к уроку.

II. Повторение и проверка знаний.

Вопрос ученикам: Какую большую тему мы с вами изучаем?

Ответ: Металлы.

-Какие металлы мы изучили на прошедших уроках? (Аl и Ca).

Проведем графический диктант на знание этих металлов.

(см. приложение 1).

-Поменяйтесь тетрадями между собой, сравните с ответами на экране и поставьте соседу оценку по критериям:

Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с представителями семейства металлов. С каким? Послушайте рассказ -загадку.

III. Подготовка к восприятию нового материала

Учитель. Герою знаменитого романа Даниэля Дефо повезло. Корабль, с которого он спасся, сидел на мели совсем недалеко от острова. Робинзон сумел погрузить на плот все необходимое и благополучно переправился на остров.

Что же было в плотницком ящике?

Да, обыкновенные железные инструменты: топор, пила, молоток, гвозди. …

Вопрос. Что общего у инструментов?

Вопрос. Какой металл использовался для инструментов?

Как видим, без железа не может обойтись даже приключенческая литература. Чрезвычайно важное место занимает этот металл в жизни человека.

Подтверждением этого являются слова академика А.Е. Ферсмана:

“. железо не только основа всего мира, самый главный металл окружающей нас природы, оно – основа культуры и промышленности, оно – орудие войны и мирного труда и трудно во всей таблице Менделеева найти другой элемент, который был бы так связан с прошлым, настоящим и будущими судьбами человечества”

Я думаю, вы уже догадались, с каким металлом мы познакомимся сегодня на уроке. Сформулируйте тему нашего урока.

(запись тему в тетрадях)

Учитель. Ребята, давайте составим план, по которому мы будет изучать данный металл. Для этого предлагаю вам заполнить кластер в листочках на столах.

(составление плана, чтение)

Учитель. Что первым будем изучать, следующий этап …..

- На доске выстраивается план урока

План изучения темы

1.Строение атома железа

2.Нахождение в природе.

Природные соединения железа

5.Химические свойства железа.

- план составлен, каковы же будут цели нашего урока.

цели урока - рассмотреть положение химического элемента железа в Периодической системе химических элементов Д. И Менделеева, строение атома.

Изучить физические и химические свойства простого вещества - железа, познакомиться с природными соединениями железа.

IV. Изучение нового материала.

Учитель. Изучение железа начнем с характеристики его как элемента, его положению в периодической таблице.

Задание 1. Охарактеризовать положение железа в ПСХЭ.

(ученик работает у ПСХЭ)

(Железо находится в 4 периоде в побочной подгруппе VIII группы. Это d-элемент, у которого заполняется электронами предпоследний энергетический уровень. Порядковый номер 26, Аr = 56)

Учитель. Атомы железа устроены несколько отлично от атомов элементов главных подгрупп. Давайте определим особенности электронного строения атома железа.

У доски работает …………

Задание 2. Составить электронную и графическую формулу для элемента железо.

(один ученик работает у доски, класс самостоятельно выполняет в тетрадях)


Учитель. Анализируя электронную формулу мы видим, что распределение электронов у атома железа отличается от ранее изученных металлов.

- С чем связана такая особенность?

железо – это элемент побочной подгруппы. Строение атомов элементов побочных подгрупп отличается от строения атомов элементов главных подгрупп.

Особенностью электронного строения элементов побочных подгрупп является заполнение электронами не последнего, а предпоследнего уровня.

Учитель вместе с учащимися формулирует вывод о свойствах элемента железа на основе строения его атома.

- Исходя из строения, какие свойства (окислительные или восстановительные) будут проявлять атомы железа?

!Подобно всем металлам, атомы железа проявляют восстановительные свойства.

? Какую степень окисления при этом будет проявлять железо?

-Железо - такой же восстановитель, как и другие металлы. Однако атомы железа при окислении отдают не только электроны последнего уровня, приобретая степень окисления +2, но и способны к отдаче электрона с предпоследнего уровня, приобретая степень окисления +3.

Учитель. Какой вывод можно сделатьизучив по строению атома железа?

Вывод: Валентные электроны располагаются на внешнем и предвнешнем энергетических уровнях.

- железо в реакциях проявляет степень окисления +2, +3

(запись в тетради).

2.Нахождение в природе

Вопрос. Самородное железо встречается очень редко. Какие минеральные ресурсы используют для получения железа?

Рассмотрим важнейшие руды содержащие железо.

Демонстрация.

Магнетит – магнитный железняк оксид железа

Гематит - красный железняк

Лимонит – бурый железняк

Пирит - железный колчедан

Железные руды отличаются по содержанию железа.

Учитель. Откройте учебник на с 171 по таблице 33 определите

Какие руды богаты железом?

- Какие вам известны крупные месторождения железных руд в России?

(Урал, Сибирь, Кольский полуостров, КМА). Россия богата железными рудами.

- особой гордостью для нас является Курская магнитная аномалия, о ней нам расскажет…………………..

2 –й ученик. КМА.

3.Способы получения железа.

Учитель. Производство железа из руд началось в конце 1 тысячелетия до н. э. Бронзовый век сменился железным только тогда, когда человечество смогло поднять температуру пламени в печах до температура выплавления железа. Металлическое железо выплавляли путем нагревания руды с древесным углем при высокой температуре.

Учитель. Какие вам известны современные способы получения металлов?

(наиболее активные металлы получают при пропускании постоянного электрического тока через растворы и расплавы их соединений. Менее активные восстанавливают из оксидов углем, оксидом углерода 2, алюминием.)

- эти способы используются и для получения и железа.

Получение железа из его соединений

Fe2O3 + 3C = 2Fe + 3CO;

Fe2O3 + 3CO = 2Fe + 3CО2.

Fe2O3 + 3H2 = 2Fe + 3H2O;

Fe2O3 + 2Al = 2Fe + Al2O3

4.Физические свойства железа.

Учитель. Переходим к следующему пункту нашего плана. О чем поговорим дальше? (о физических свойствах железа).

(Лабораторная работа)

Рассмотрите образцы железа в коллекциях.

На ваших столах лежат карточки с заданием№1. (см.Приложение 2.)

Подумайте и назовите физические свойства железа - простого вещества, используя ваши знания об общих физических свойствах металлов.

- А теперь проверим, правильно ли вы назвали физические свойства железа.

- Откройте учебник на с.172 и сравните свои ответы с учебником.

(Химически чистое железо – серебристо-серый, блестящий металл, по внешнему виду очень похожий на платину. Довольно мягкий, пластичный. Его можно обрабатывать: резать, ковать, прокатывать, штамповать. Ему можно придавать большую прочность и твердость путем закалки - метод термического воздействия.

Температура плавления 1540 С – тугоплавкий металл.

Температура кипения 3070 С.

Плотность 7, 87 г/см3.

Чистое железо в отличие от всех других металлов обладает необычайно высокой склонностью к намагничиванию)

Учитель. Железо высокой чистоты содержит менее 0,01 % примесей. Такое железо устойчиво к коррозии и хорошо сопротивляется действию кислот.

Слайд 12. Коррозия металлов.

На земном шаре ежегодно поражается ржавчиной такое количество железа, которое равняется четверти его годовой добычи.

5. Химические свойства железа

Переходим к следующему пункту нашего плана – химические свойства.

- Определите место железа в электрохимическом ряду напряжений, сделайте вывод об его активности.

- какие химические свойства будет проявлять железо? (взаимодействие с неметаллами, кислотами, солями, водой)

Учитель. Железо взаимодействует с простыми и сложными веществами.

При взаимодействии со слабыми окислителями проявляет степень окисления +2. К слабым окислителям относятся: сера, растворы солей, растворы кислот (кроме HNO 3).

При взаимодействии с сильными окислителями железо проявляет степень окисления +3. К сильным окислителям относятся галогены, азотная кислота и концентрированная серная кислота.

СИЛЬНО КОНЦЕНТРИРОВАННЫЕ АЗОТНАЯ И СЕРНАЯ КИСЛОТА НЕ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ С ЖЕЛЕЗОМ, ЖЕЛЕЗО ПАССИВИРУЕТСЯ, ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ ПЕРЕВОЗИТЬ И ХРАНИТЬ КИСЛОТЫ В ЖЕЛЕЗНОЙ ТАРЕ!

- рассмотрим взаимодействие с простыми веществами - неметаллами.

3Fe +2O2 = Fe3O4 (Fe2O3 FeO) – раскаленное железо сгорает в кислороде с образованием железной окалины, состоящей из двух оксидов.

Железо взаимодействует с галогенами.

Рассмотрим реакцию взаимодействия железа с хлором как ОВР

2 Fe - 3e Fe окисления


3 Сl2 + 2e 2Cl восстановления

Fe + 3 Cl2 = 2 Fe + 6Cl

Учитель. Взаимодействие железа со сложными веществами мы изучим, выполнив лабораторные опыты. работаем в парах.

Работу выполняете по инструктивным листам (Приложение 3), к проведению лабораторных опытов. По окончанию каждая группа предоставляет отчет.

Учитель. Прежде чем приступить к выполнению опытов, давайте вспомним технику безопасности.

(техника безопасности при проведении Л.О)

Учащиеся выполняют лабораторные опыты и оформляют их в тетради.

- Какие признаки химической реакции вы наблюдали?

- Какой вывод можно сделать о химических свойствах железа?

(вытеснение водорода из разбавленных кислот)

(в соответствии с положением железа в электрохимическом ряду напряжений оно может вытеснять металлы, стоящие правее него, из водных растворов их солей)

У доски. Рассмотреть химические реакции как ОВР. Указать степени окисления элементов, определить окислитель и восстановитель, указать переход электронов.

Взаимодействие железа с водой.

Для проведения этой реакции необходима высокая температура (700-900 0 С), используя учебник, составьте уравнение реакции в тетрадях.

Учитель. Познакомившись с химическими свойствами железа, сделаем вывод.

Вывод. Железо взаимодействует с неметаллами, водой, разбавленными кислотами и солями, образованными менее активными металлами, выступая в роли восстановителя.

Глубоко вздохнули: вот, мы набрали кислород. Выдохнув: из легких чистых газ уходит углекислый. Руки вверх, потом вперед – не поймать нам водород. Руки в стороны. Ходить. Будем с химией дружить.

Вывод по уроку. Итак, вернемся к плану нашего урока. Все ли вопросы мы рассмотрели?

Закрепим ваши знания

1. В чем состоит главное отличие в строении атома железа от атомов металлов, изученных ранее?

2. Можно ли железо назвать элементом с постоянной степенью окисления?

Какие степени окисления проявляет железо?

3. Какие железные руды вы можете назвать?

4. Назовите физические свойства железа

5. Химически чистое железо практически не подвергается коррозии на воздухе. Почему же так быстро ржавеют железные гвозди, болты, трубы и другие изделия?

6. С какими веществами взаимодействует железо?

7. Концентрированные серную и азотную кислоты перевозят в стальных баллонах, не опасаясь их разрушения. Почему?

Закрепление знаний и умений.

Задача. Чтобы обнаружить примеси железа в платиновой посуде, например чашке, ее, нагревают до температуры красного каления. Тогда ее поверхность покрывается красным налетом. С чем связано появление налета? Как удалить этот налет не повредив изделие?

Fe2O3 + 6HCl =2FeCl3 + 3H2O

Задание. Рассмотреть химическую реакцию взаимодействия железа с серной кислотой как ОВР

Выставление отметок.


Победитель конкурса

Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий.

В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как "Состояние полного физического, духовного и социального благополучия", а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания.

Здоровье человека зависит

(по данным исследований Всемирной организации здравоохранения):

  • на 50% – от образа жизни;
  • на 25% – от состояния окружающей среды;
  • на 15% – от наследственной программы;
  • на 10% – от возможностей медицины.

И хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача - сохранить в процессе обучения здоровье детей.

Проблема формирования здорового образа жизни школьников нашла отражение и в Федеральном государственном образовательном стандарте, который определяет здоровье школьников в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения.

Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:

Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении означенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии.

Химия - один из самых трудных предметов в средней школе. Но у моего предмета очень большие возможности. Именно на уроках химии можно сформировать у ребят необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Технология обучения и воспитания на основе системно – деятельностного подхода - одна из основных образовательных технологий в моей работе.

Но сегодня я хотела бы остановиться на одном из принципов здоровьесбережения - Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.

Собственное здоровье и способы его сохранения интересуют учащихся, однако зачастую учащиеся не понимают, насколько важны в этой связи знания, полученные на уроках химии.

На своих уроках, начиная с 7 класса, отвожу большое внимание правилам техники безопасности, что очень важно для ребят, что пригодится им в жизни.

  • Первая помощь в домашних условиях при попадании на кожу кислоты.
  • Первая помощь в домашних условиях при попадании на кожу щёлочи.

На уроках химии стараюсь подбирать задания, которые имеют практическую направленность.

  • Почему для лечения больных используют сероводородные ванны, хотя сероводород токсичен для человека? Объясните механизм воздействия сероводорода на организм человека.
  • Правила разбавления серной кислоты водой

При изучении различных тем обращаю внимание ребят на то, что очень многие вещества входят в состав синтетических моющих средств. А так как не все из них являются безопасными для нашего здоровья, то необходимо соблюдать правила обращения с ними.

В КИМах Основного Государственного экзамена в 9 классе есть вопрос, который как раз и касается вопросов безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни, химическое загрязнение окружающей среды и его последствия

Проектную работу на уроках химии и во внеурочной деятельности стараюсь привязать к решению вопросов сохранения здоровья.

В ходе исследований различных продуктов питания ребята знакомятся с их составом, влиянием веществ на организм человека.

Цель здоровьесберегающих технологий в обучении химии — это формирование из учащегося здорового полноправного члена общества, с правильным представлением о жизни, со своими взглядами и принципами. Вопрос охраны здоровья детей в настоящее время является злободневным и актуальным. Человек, не знающий о возможности негативного влияния на него химических соединений, поступающих в нашу жизнь в виде технических, хозяйственных и бытовых препаратов, перестает быть хозяином своего здоровья. Знакомство с вредными воздействиями бытовых и производственных химических соединений на человека и природу – это необходимый обязательный компонент химического образования.


Здоровье – главная ценность жизни. Здоровый ребенок (подросток) с удовольствием и радостью включается во все виды деятельности, предлагаемые школой. Обучение химии – процесс длительный и достаточно сложный.[3] За четыре года обучения, обучающиеся должны усвоить сотни новых понятий, терминов, законов и научиться, свободно ими оперировать. По данным психологов только 30% обучающихся способны освоить программу химии в полном объеме. По статистике медиков, у многих школьников наблюдаются неврозы, у 60% - повышенное чувство тревожности, у половины плохое зрение. Как предотвратить ухудшение состояния здоровья школьников? Как внедрить сберегающую здоровья педагогику? Выход из сложившейся ситуации нужно искать с учетом возрастных особенностей обучающихся.

Школьники изучают химию в 13-15 лет. Это как раз переходный возраст, когда происходить изменение всех процессов психического развития, развитие процессов самосознания и самоопределение. Вслед за кризисом в 13 лет наступает посткризисный период, характеризующийся наличием у подростков множества личный проблем. Для построения отношений с подростком важно учитывать их потребность в личном общении с взрослыми, динамику поведения. Так, у восьмиклассников наблюдается высокий уровень проявления саморегуляции; подростки часто не доводят до конца начатое дело. Для большинства учеников 9-го класса уже свойственна способность к содержательному и глубокому самоанализу.

Общение – ведущий вид деятельности подростков. Именно поэтому обучение химии следует строить как процесс общения. При правильной организации общения между участниками учебно-воспитательного процесса исчезает психологический дискомфорт, обучающиеся чувствуют себя более уверенно, свободно, охотно включаются в учебные диалоги, именно это и будет являться первым принципом здоровьесберегающей технологии.

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Здоровьесберегающие

Федотова Елена Геннадьевна

Здоровье – главная ценность жизни. Здоровый ребенок (подросток) с удовольствием и радостью включается во все виды деятельности, предлагаемые школой. Обучение химии – процесс длительный и достаточно сложный.[3] За четыре года обучения, обучающиеся должны усвоить сотни новых понятий, терминов, законов и научиться, свободно ими оперировать. По данным психологов только 30% обучающихся способны освоить программу химии в полном объеме. По статистике медиков, у многих школьников наблюдаются неврозы, у 60% - повышенное чувство тревожности, у половины плохое зрение. Как предотвратить ухудшение состояния здоровья школьников? Как внедрить сберегающую здоровья педагогику? Выход из сложившейся ситуации нужно искать с учетом возрастных особенностей обучающихся.

Школьники изучают химию в 13-15 лет. Это как раз переходный возраст, когда происходить изменение всех процессов психического развития, развитие процессов самосознания и самоопределение. Вслед за кризисом в 13 лет наступает посткризисный период, характеризующийся наличием у подростков множества личный проблем. Для построения отношений с подростком важно учитывать их потребность в личном общении с взрослыми, динамику поведения. Так, у восьмиклассников наблюдается высокий уровень проявления саморегуляции; подростки часто не доводят до конца начатое дело. Для большинства учеников 9-го класса уже свойственна способность к содержательному и глубокому самоанализу.

Критерии здоровьесбережения на уроке, их крат­кая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока представлены в таблице.

Критерии здоровьесбережения

Характеристика

Обстановка и гигиенические условия в классе

Количество видов учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д. )

4-7 видов. Отсутствие однообразной деятельности.

Творческие задания снижают утомляемость

Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности

Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа)

Чередование видов преподавания

Через 10-15 минут

Наличие и место методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся

Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества).
Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, ролевая и деловая игра, дискуссия, семинар). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки).

Место и длительность применения ТСО

Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения

Поза учащегося, чередование позы

Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы

Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления

Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек (на 15-20 минут урока 1 минута)

Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке, организация успеха ученика в учебной деятельности

Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

Психологический климат на уроке

Взаимоотношения на уроке: учитель — ученик (комфорт
— напряжение, сотрудниче­ство — авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик — ученик(сотрудничество — соперничество, дружелюбие — враждебность, активность — пассивность, заинтересованность — безразличие)

Эмоциональные разрядки на уроке

Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная кар­тинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие

Наличие в содержании урока материала о ЗОЖ

Выработка способов безопасного поведения, влияние различных веществ на организм человека

Организация условий для запоминания и применения учебного материала

Памятки, алгоритмы, схемы и т.д.

Количество времени, затраченное школьником на учебную работу не менее 60% и не более 80%

Момент наступления утомления и снижения учебной активности

Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности

Темп окончания урока

Спокойное завершение урока, комментирование д/з

Общение – ведущий вид деятельности подростков. Именно поэтому обучение химии следует строить как процесс общения. При правильной организации общения между участниками учебно-воспитательного процесса исчезает психологический дискомфорт, обучающиеся чувствуют себя более уверенно, свободно, охотно включаются в учебные диалоги, именно это и будет являться первым принципом здоровьесберегающей технологии.

Провожу рефлексию. На каждом уроке осуществляю индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей. Это – разноуровневые задания, работа в группах, в парах, назначаю консультантов для слабых учащихся при изучении сложных тем. Традиционно, с учителем биологии мы проводим интегрированные уроки, которые направлены не только на пропаганду вредных привычек, но и уроки согласно программному материалу. Такая совместная работа учителей – предметников по установлению интегрированный связей между естественными дисциплинами направлена на развитие качества образования и на снижения объема образовательных нагрузок. Интеграция – тот здоровьесберегающий компонент образовательного процесса, который позволяет оптимизировать организацию учебной деятельности не за счет сокращения учебного материала, а за счет необходимого синтеза естественных наук.[4]

Все выше изложенное, по моему мнению, и есть основные приемы здоровьесберегающей технологии на уроках химии. Важнейшие ее результаты – снятие учебных перегрузок и создание психологической комфортности процесса обучения.

Список использованных источников

Булычева В.Р. Универсальные дидактические карточки и методика их использования на уроках. //Приложение к газете 1 сентября. Химия. – 1999. - №40,41.

Шамова Т.И. Управление развитием здоровьесберегающей среды в школе. /Маленкова Л.И.// Сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса. Москва – 2008. С. 175 – 179.


-75%

Читайте также: