Куб и квадрат конспект урока 1 класс

Обновлено: 07.07.2024

Программное содержание: Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, параллелепипеда.

Закрепить представления о составе числа 10, взаимосвязи целого частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке.

Оборудование: Карточки с цифрами 1-10, модели объемных фигур (куб, шар, параллелепипед, числовой отрезок, плоские фигуры.

Ход занятия:

- Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, пирамиды и использовать их названия в речи.

- Развивать память и внимание.

- Воспитывать желание помогать друг другу.

- Ребята, я очень рада видеть вас. Возьмитесь за руки, подарите друг другу улыбку. А теперь подарите свою улыбку мне. Отлично! Сейчас у нас начнется занятие – математика.

Введение в ситуацию (мотивация, постановка проблемы)

Ребята, чтобы узнать, тему нашего занятия, мы немного поиграем. Кто хочет поиграть?

- порядковый счёт до 10;

- обратный счёт от 10;

- счёт через 1 до 10;

- счёт от 4 до 9, от 7 до 2, от 9 до 3;

- назовите соседей чисел 5, 3, 6, 8;

- назовите предыдущее число чисел 8, 2, 6;

- назовите последующее число чисел 3, 5, 7.

Здесь мы с вами выполним математический диктант.

От точки вправо 2 клеточки, Вверх 1 клеточка, Вправо 1 клеточка, Вверх 1 клеточка, Вправо 1 клеточка, Вниз 4 клеточки, Вправо 3 клеточки, Вверх 1 клеточка, Вправо 1 клеточка, Вниз 5 клеточек, Влево 2 клеточки, Вверх 1 клеточка, Влево 2 клеточки, Вниз 1 клеточка, Влево 2 клеточки, Вверх 4 клеточки, Влево 2 клеточки, Вверх 2 клеточки.

- Что у нас с вами получилось? (Собака).

- Ребята, отгадайте загадки и разложите отгадки на листе бумаги:

(Дети садятся за столы и располагают ответы, на загадки располагая их на листке в заданном воспитателем порядке).

Каждый угол в нем прямой,

Все четыре стороны одинаковой длины. (Квадрат).

Воспитатель: - Положите квадрат посередине листа.

Нет углов у меня

И похож на блюдо я. (Круг).

Воспитатель: - Положите круг в правый верхний угол.

Четыре угла и четыре стороны,

Мои стороны разной длины:

Две длинные, и две короткие. (Прямоугольник).

Воспитатель: - Положите прямоугольник в левый нижний угол.

Я фигура – хоть куда,

Очень ровная всегда,

Все углы во мне равны

И четыре стороны.

Кубик – мой любимый брат,

Потому что я…. (квадрат).

Растянули мы квадрат

И представили на взгляд,

На кого он стал похожим

Или с чем-то очень схожим?

Не кирпич, не треугольник -

Стал квадрат… (прямоугольник).

Нет углов у меня,

А похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо и колесо.

Кто же я такой, друзья?

Назовите вы меня (круг)

Воспитатель: Молодцы, все фигуры назвали правильно. Давайте еще раз перечислим, с какими геометрическими фигурами мы будем работать (отвечают несколько детей).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что геометрические фигуры можно нарисовать, начертить в тетради, вырезать из цветной бумаги. А еще их можно выложить из счетных палочек. И не одну, а сразу несколько. Давайте попробуем.

Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах, воспринимать задание на слух, выкладывать из счетных палочек узоры; видеть и называть фигуры, составляющие узоры.

- отсчитайте четыре палочки и сделайте квадрат.

- отсчитайте еще три палочки и сделайте еще один квадрат

- какая фигура у вас получилась? (прямоугольник)

- сколько четырехугольников получилось? (три)

- а сколько многоугольников получилось? (три)

- назовите их (два квадрата и один многоугольник)

- отсчитайте еще три палочки и сделайте еще один квадрат.

Составить 2 равных квадрата из 7 палочек

Составить 3 равных квадрата из 10 палочек

- сколько палочек вы отсчитали?

- какие фигуры у вас получились?

2. Актуализация (повтор, закрепление) знаний и умений

Предлагаю детям на ощупь определить форму предмета в мешочке и назвать ее (в мешочке предметы формы шара, куба, пирамиды, круга, квадрата, треугольника). Показываю детям фигуры, форму, которых они определяли на ощупь. Дети называют их.

- Возьмите квадрат и куб.

- Что это? (фигуры)

- Что в них общего?

- Рассмотрим плоские фигуры на доске (квадрат, круг, прямоугольник)

Все фигуры, о которых мы сегодня вспомнили, называются ПЛОСКИМИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ.

Рассказать детям, что плоские фигуры можно расположить на плоскости., а объемные - нет, объемные фигуры располагаются в пространстве

А есть ещё ОБЪЁМНЫЕ ФИГУРЫ. Они называются ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ТЕЛАМИ. А объемные - нет, объемные фигуры располагаются в пространстве.

• Сегодня мы познакомимся с некоторыми геометрическими телами.

Он и мячик, и клубок,

И Луна, и колобок.

Задачи: Учить детей практически выделять модели шара из других предметов. Формировать сенсорно - перцептивную способность — узнавать форму зрительно, на ощупь. Учить совершать игровые действия с шаром. Раздаточный:

Пластилин, лист бумаги и карандаш. Такие колобки, сейчас называют шары (шарики). Интересно, а могут они катиться так же, как колобок из сказки или нет? (Дети показывают).

- Скажите, а как вы думаете, почему ваш шар может катиться (потому что круглый). Правильно, а у него есть углы, как у куба? Ему что-нибудь мешает катиться или нет? Значит, шар не имеет чего? Как вы думаете какой он?

- Чем ваши шары отличаются друг от друга? (Маленькие и большие.) Молодцы, правильно ответили.

- Посмотрите на шар сверху и скажите. Как вы думаете, на какую геометрическую фигуру он похож? (круг).

- У вас на подносах разные геометрические фигуры, посмотрите. Найдите ту фигуру и покажите, на какую геометрическую фигуру похож шар.

Дети подходят к другому столу, на котором лежат мяч, яблоко, апельсин,, книга, стакан, кубик, коробка из-под конфет. Воспитатель предлагает найти предметы шарообразной формы и показать их.

- Сколько мячей? (Один.)

- Сколько фруктов? (Два.)

- Какие еще предметы окружающей обстановки имеют форму шара?

Педагог предлагает достать из мешочка только шары и назвать их.

Шесть квадратов подружились

И в него навек сложились.

(Куб)2. Актуализация (повтор, закрепление) знаний и умений

Предлагаю детям на ощупь определить форму предмета в мешочке и назвать ее (в мешочке предметы формы шара, куба, круга, квадрата). Показываю детям фигуры, форму, которых они определяли на ощупь. Дети называют их.

- Возьмите квадрат и куб.

- Что это? (фигуры)

- Что в них общего?

Задачи: Учить детей практически выделять модели куба из других предметов. Продолжать учить обследовать объект осязательно-двигательным способом. Учить распознавать куб среди других объектов, совершать игровые действия.

Оборудование: Кубы одинакового цвета и размера по количеству детей.

1. Сюрпризный момент

Педагог достает мешочек, потряхивает им. Затем вместе с детьми смотрит, что в мешочке.

Педагог берет в руки кубик и предлагает детям покатить его по столу. Все убеждаются, что предмет не катится. Взрослый показывает детям, как можно обследовать кубик руками.

Вместе с детьми убеждается, что у кубика есть уголки. Каждый ребенок по просьбе надавливает пальцами на уголки своего кубика.

Каждый малыш на ощупь среди других предметов находит кубик, достает его, называет.

Вот кирпич, учебник новый,

Пастила, журналов тюк.

Назови их форму словом

Из четырнадцати букв (Параллелепипед)

Задачи: Учить детей практически выделять модели параллелепипеда из других предметов. Продолжать учить обследовать объект осязательно-двигательным способом. Учить распознавать параллелепипед среди других, совершать игровые действия.

Педагог знакомит детей с объёмными геометрическими фигурами. Вызывает детей подойти потрогать фигуры.

• Что с ним можно делать? (Катать, строить)

Дидактическая задача — выбрать заданную фигуру на ощупь, вынуть ее из мешочка и назвать.

3. Затруднение в ситуации (постановка проблемы)

Проблемно – поисковая технология.

Как вы думаете, они одинаковые?

Чем отличаются друг от друга?

Для того, чтобы узнать одинаковые ли эти фигуры, расположите эти фигуры на листе бумаги. Посмотрите внимательно и скажите, целиком ли фигуры уместились на плоскости листа?

- Что интересного вы заметили?

(квадрат полностью поместился на листе, а куб – нет).

- Какой возникает вопрос?

(почему куб не поместился на бумаге).

- Сколько мнений в группе? (2).

- Какой вопрос возникает? (кто прав)

Квадрат лежит на плоскости листа, а теперь обведите его карандашом. Какой след остался – квадрат, а теперь обведите куб и посмотрите, какой остался след? – тоже квадрат.

- Полностью ли куб лежит на плоскости листа? (нет).

- Да, на бумаге лежит только одна грань, а остальные расположены выше листа бумаги. Поэтому квадрат – это плоскостная фигура, а куб – объемная фигура.

Также сравнить круг и шар, прямоугольник и параллелепипед.

5. Включение нового знания в систему знаний и умений

Дети находят в окружающей обстановке предметы формы шара, куба и параллелепипеда.

Назовите предметы, имеющие форму куба.

Назовите предметы, имеющие форму шара.

Назовите предметы, имеющие формупараллепипеда.

Я буду называть предмет, а вы указываете его форму:

• коробка (параллелепипед);

• книга (параллелепипед);

• Поменяемся ролями. Я называю форму, а вы предмет, который имеет эту форму:

• шар (апельсин, яблоко);

• параллелепипед (пенал, аквариум).

• Мы с вами сопоставляли предметы и их форму, а теперь попробуем сравнить предметы различной формы. Возьмите в руки куб и параллелепипед. Опишите, что общего у данных фигур (У них все части плоские, не искривленные.)

• А чем они отличаются? (У куба все части одинаковые, а у параллелепипеда они отличаются.)

Учитель показывает объемные фигуры.

• Посмотрите на фигуры правой группы. Чем круг отличается от остальных фигур? (Нет углов, плавные края.)

• А чем квадрат отличается от прямоугольника? (Прямоугольник удлиненный, а у квадрата стороны одинаковые.)

• Как одним словом назвать предметы левой и правой группы? (Фигуры.)

- Сейчас мы приступим к заданию № 1 на странице 54 (Рассмотрим объемные фигуры и соединим объемные фигуры с предметами) - Рассмотрим плоские фигуры на доске (квадрат, круг, прямоугольник) чем отличаются от объемных?

-Закрепление моделей объемных фигур.

-Ребята, кто любит фотографироваться? Вот в задании №2 на стр., 54, фигуры куб, шар и параллелепипед решили сфотографироваться, давайте разберемся?

Закрепление счетных умений в пределах 10.

- Буратино любит решать задачки. Давайте решим одну из них. У Буратино 7 яблок пришла Мальвина и принесла еще 3 яблока. Сколько у них стало яблок?

(итог, рефлексия)Рефлексивная технология.

- Молодцы, ребята! Вы очень хорошо сегодня поработали!

Ребята, какое понятие мы сегодня с вами закрепили? Что нового узнали?Понравилось ли занятие?

Оборудование для учащихся : разрезные картинки кругов и квадратов, круг и квадрат, плоскостные фигурки квадратов и кругов с отверстиями, шнурки, прищепки, массажные шарики, графические опорные листы, цифровой ряд карандаши, счетные палочки, схемы для составления из счетных палочек

I. Организация начала урока

Нам дан звонок– начинается математики урок.

К нам в гости солнышко заглянуло и лучики протянуло. Решило солнышко прочесть, кто из ребят сегодня в классе есть.

Давайте ему поможем.

Учащиеся с помощью пиктограмм показывают себя

Основная часть урока

Изучение нового материала

Изучение нового материала

Солнце спит и небо спит

III. Организация окончания урока

Сегодня мы на уроке познакомимся с разными геометрическими телами и фигурами.

Посмотрите, что я принесла. Это кубики. Много кубиков.

У меня есть чудесный мешочек, в нем лежит один кубик и один шарик.

Я могу катать шарик. (предложить детям прокатить шарик)

А кубик прокатить нельзя, потому что у него есть углы (показать, затем предложить детям показать углы у кубика и попробовать прокатить его)

Предложить каждому из детей показать куб и шар и ответить с помощью пиктограмм может катиться шар и куб.

Сейчас мы с вами поиграем с колючими шариками

У шара и куба есть друзья. У шар друг круг, а кубика- квадрат. Предложить детям показать круг и квадрат

Обведите пальчиком круг. У него нет углов

Обведите пальчиком квадрат. У квадрата есть углы.

Помогите мне составить картинки

Покажите, где нарисован круг, квадрат

Положите на верхнюю полоску один круг

Покажите столько пальчиков, сколько кругов

Положите на нижнюю полоску квадрат

Покажите столько пальчиков, сколько квадратов

Их по одному. Покажите на цифром ряду цифру 1

А теперь пора настала нам немного отдохнуть. Вы скорее поднимайтесь и зарядку начинайте

Солнце спит и небо спит, (Сложенные ладони к левой щеке, к правой щеке.)
Даже ветер не шумит. (Качаем поднятыми вверх руками.)
Рано утром солнце встало, (Подняли руки вверх, потянулись.)
Все лучи свои послало. (Качаем поднятыми вверх руками.)
Вдруг повеял ветерок, (Качаем раскрытыми в сороны руками.)
Небо тучей заволок, (Закрыли лицо руками.)
И деревья раскачал. (Качание туловища влево-вправо.)
Дождь по крышам застучал, (Хопки в ладоши.)
Солнце спряталось за тучи, (Приседаем.)
Ни один не виден лучик. (Встали, спрятали руки за спину.)

Молодцы! Продолжаем наш урок.

Перед вами счетные палочки. Составьте из палочек 1 квадрат.

А теперь составьте из палочек цифру один

К нам в гости пришел Зайчик. Давайте поздороваемся с ним. Покажите, где у Зайчика глазки…

Зайка хочет своей маме подарить бусы. Давайте поможем их собрать.

Перед вами бусинки – круги, бусинки-квадраты. Покажите круги, покажите– квадраты.

Давайте посчитаем бусинки

Наденьте бусинки на шнурки.

Спасибо, что помогли Зайчику.

Зайчик вам принес картинки, но их нужно помочь раскрасить

На картинке нарисована большая тучка и маленькая тучка. Покажите большую тучку, маленькую тучку.

Возьмите карандаш и раскрасьте тучки и дорисуйте дождик.

Молодцы! Вот так дождик озорной, целый день идет за мной.

Посмотрите, перед вами веселые человечки с зонтиками.

Положите большого человечка под большой тучкой, а маленького человечка под маленькой тучкой.

Чтобы дождик прошел, надо позвать солнышко. Давайте сделаем Солнышко из прищепок

Очень хорошо, дождик прошел и наш урок заканчивается. Сегодня на уроке мы познакомились с кругом, квадратом, шаром и кубом. Узнали, что шар можно катать, потому что у него нет углов, а куб катать нельзя, у куба и у квадрата есть углы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Приложение к уроку.docx

hello_html_m3cffda82.jpg

hello_html_39d924f3.jpg

hello_html_m473e23fd.jpg

Выбранный для просмотра документ КУБ И КВАДРАТ.doc

Технологическая карта урока

Авторы учебника:

Куб. Различия между кубом и квадратом.

К концу урока каждый ученик будет:

- различия между кубом и квадратом;

- находить предметы, имеющие форму куба или квадрата;

- склеивать куб из развёртки;

- показывать грани куба, стороны квадрата.

Инструменты проверки достижения результата:

Карточки по пройденной теме (работа в классе)

Оборудование

Набор геометрических фигур

Карточки для каждого учащегося

Развёртка куба, клей

Домашнее задание (подготовка к осмыслению нового материала)

Изучение схемы куба по данной карточке.

Уберите те фигуры, у которых нет углов.

Уберите те фигуры, у которых стороны не равны.

- Какие фигуры остались?

- Остались две геометрические фигуры: квадрат и куб. (слайд 3)

- Есть ли в классе предметы похожие на эти геометрические фигуры? (слайд 4)

Овал, квадрат, треугольник, круг, куб, прямая, пятиугольник, отрезок.

1.Обучающиеся убирают овал, круг, прямую, отрезок.

2. Обучающиеся убирают треугольник и пятиугольник.

Остались квадрат и куб.

Интерактивная доска похожа на квадрат, шкаф похож на куб и т.д.

Первичная проверка понимания

Работа в парах (5 мин)

- Обсудите в парах внешние сходства и различия этих геометрических фигур.

- Что вы можете сказать об этих фигурах?

Какая фигура сливается с плоскостью парты? доски?

Какая фигура возвышается над плоскостью парты? доски?

Рассматривают предлагаемые геометрические фигуры, самостоятельно выделяют сходство и различие в них.

- Куб состоит из 6 квадратов.

- Квадрат плоский, а куб объемный.

Работа в малых группах (практическое задание)

- У каждой группы на партах развёртка куба и клей. Попробуйте склеить развёртку так, чтобы получился куб. (слайд 5)

Учащиеся работают над практическим заданием.

hello_html_m705a8d42.jpg

Учитель показывает фигуры – дети выполняют соответствующие упражнения.

Продолжение работы в группах

- Посмотрите на куб, обсудите элементы куба и заполните таблицу.

- Над какими геометрическими фигурами мы работали на уроке?

- Что мы можем рассказать о квадрате?

- Что нового вы узнали об объёмной фигуре – куб?

Плоская фигура укладывается на одной какой-либо плоскости.

Все ее точки принадлежат этой плоскости.

Объемная фигура не располагается на одной плоскости.

Объемные фигуры “возвышаются” над листом бумаги.

Выберите цвет карточки, который отражает ваше настроение на уроке:

У меня всё получилось!

Были небольшие трудности

Было трудно, надо поработать

Куб. Квадрат.

Дет дают предположение о геометрических фигурах.

Выбранный для просмотра документ КУБ КВАДРАТ.ppt

Урок математики 1 класс Тема: Куб. Различия между кубом и квадратом. Павлова.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок математики 1 класс Тема: Куб. Различия между кубом и квадратом. Павлова.





Куб — геометрическая фигура, каждая грань которого представляет собой квадрат.

Куб — геометрическая фигура, каждая грань которого представляет собой квадрат.

Физминутка - приседаем наклон хлопаем

Физминутка - приседаем наклон хлопаем

грань вершина ребро Построение куба.

грань вершина ребро Построение куба.

Квадраты, из которых составлен куб, - это грани куба. Стороны квадратов – рёб.

Квадраты, из которых составлен куб, - это грани куба. Стороны квадратов – рёбра куба. Концы рёбер – вершины куба. грань вершина ребро

Проверяем: У куба 8 вершин, 6 граней, 12 рёбер . грань вершина ребро

Проверяем: У куба 8 вершин, 6 граней, 12 рёбер . грань вершина ребро


Отличия квадрата и куба Плоская фигура Плоская фигура укладывается на од.

Отличия квадрата и куба Плоская фигураПлоская фигура укладывается на одной какой-либо плоскости. Все ее точки принадлежат этой плоскости. Объёмная фигураОбъемная фигура не располагается на одной плоскости. Объемные фигуры “возвышаются” над листом бумаги.

У меня всё получилось! - Были небольшие трудности – Было трудно - надо порабо.

У меня всё получилось! - Были небольшие трудности – Было трудно - надо поработать –

Выбранный для просмотра документ формат описания урока.docx

Фамилия Имя Отчество автора:

Тема: Куб. Различия между кубом и квадратом.

Цель (прописанная через результат): к концу урока каждый ученик будет:

- различия между кубом и квадратом;

- находить предметы, имеющие форму куба или квадрата;

- склеивать куб из развёртки;

- показывать грани куба, вершины куба, стороны квадрата, углы квадрата.

Инструменты проверки достижения результата:

Самостоятельная работа по карточкам.

Критерии/показатели/индикаторы оценки достижения результатов

Маршрутный лист. (Приложение)

Основные этапы урока и планирование времени на каждый этап:

Самостоятельная работа дома – 15 мин

Работа в классе:

Начало урока 10 минут

Завершение урока 10 минут

Организационно-педагогические условия и описание хода урока

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ДОМА

2. Рассмотреть схему куба на данной карточке.

Текст домашнего задания:

Если не понял тему, просмотри видео снова.

2.Возьми карточку с изображением куба рассмотри её. Попробуй объяснить родителям, что ты узнал, просмотрев видео и карточку.

Необходимые дидактические материалы

НАЧАЛО УРОКА

Перед уроком учителю необходимо проанализировать выполнение домашнего задания – и учесть результаты его выполнения при выборе сценария урока.

В зависимости от качества выполнения домашнего задания возможны следующие варианты: все (большинство) обучающихся выполнили домашнее задание; никто (меньшинство) из обучающихся не выполнил домашнее задание; половина обучающихся выполнили домашнее задание, вторая половина – нет или у них остались вопросы по пониманию материала.

В зависимости от выполнения домашнего задания сценарий урока может разворачиваться следующим образом:

Сценарий 1. Домашнее задание выполнило большинство обучающихся.

В данном случае можно сказать, что все ученики владеют той информацией, которая необходима для дальнейшей работы. Соответственно, перед тем как перейти непосредственно к самому уроку, идет актуализация знаний:

- Назови фигуры, изображённые на доске.

-Убери те фигуры, у которых нет углов.

- Убери те фигуры, у которых стороны не равны.

Далее (с опорой на презентацию), уточняются какие фигуры остались (куб, квадрат), есть ли в классе предметы похожие на эти геометрические фигуры.

Обсуждают в парах внешние сходства и различия квадрата и куба.

Дети выполняют практическое задание в малых группах: собирают куб из данной развёртки, обсуждают элементы куба и заполняют таблицу. Дают ответы по проделанной работе, затем сравнивают её с шаблоном на доске.

Сценарий 2. Домашнее задание выполнило меньшинство обучающихся.

Четыре угла и четыре сторонки,
Похожи точно родные сестренки.
В ворота его не закатишь, как мяч,
И он за тобою не пустится вскачь.
Фигура знакома для многих ребят.
Его вы узнали? Ведь это … Квадрат.

hello_html_m539300e8.jpg

Сценарий 3. Количество обучающихся, выполнивших и не выполнивших домашнее задание приблизительно равно.

Необходимое оснащение:

Компьютер с выходом в Интернет.

Необходимые дидактические материалы (приложение)

Набор геометрических фигур

Карточки для каждого учащегося

Развёртка куба, клей

ЗАВЕРШЕНИЕ УРОКА

В конце урока ученики выполняют самостоятельную работу по теме:

Выполняют взаимопроверку по шаблону в презентации.

Подводится итог урока и рефлексия.

Домашнего задания нет.

Необходимое оснащение:

Компьютер с выходом в Интернет.

Необходимые дидактические материалы:

Нажмите, чтобы узнать подробности

вспомнить правила изображения куба и квадрата, повторить нахождение площади фигуры и формулу вычисления объема куба.

принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: открытие новых знаний

Методы и формы обучения:

Оборудование: раздаточный материал (карточки), учебник математика 4 класс 2 часть А.Л. Чекин, ,компьютер,презентация

ЭТАПЫ УРОКА

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

Организацион ный момент

Организационный настрой на урок

Здравствуйте ребята !Сегодня урок математике проведу у вас я.

Переключают внимание на учителя. Настраиваются на работу.

Осознавать необходимость рабочего настроя на уроке.

Актуализация знаний

Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону

Ребята, для начала давайте проведем небольшую самостоятельную работу. У вас на партах лежат листочки, вам нужно будет выполнить деление столбиком для следующих пар чисел.

Посмотрите на слайд первый столбик решает 1 вариант, второй столбик — 2 вариант. Два человека (от каждого варианта пойдут решать с обратной стороны доски.

853 и 7(121 ост. 6) 327 и 32(10 ост.7)

2783 и 5(556 ост. 3) 2851 и 29(98 ост.9)

Приступаем к работе.

Верните работу обратно владельцу.

-Встаньте те,кто получил 5 , кто получил 4 поднимите руки, кто получил 3 похлопайте.

Выполняют самостоятельную работу

Выполняют взаимопроверку по эталону

Осознавать свои возможности в учении; судить осознано о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

дополнять и расширять имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям, находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу.

Мотивацион ный

Определение целей урока.

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать тему урока.

–На какие 2 группы делятся геометрические фигуры?(плоские и объёмные) Для того ,чтобы узнать с какими фигурами мы сегодня будем работать , вам нужно будет отгадать загадку.

Не овал я и не круг,
Треугольнику не друг.
Прямоугольнику я брат,
А зовут меня . квадрат.

Квадрат — это плоская и объемная фигура?(плоская).

Как называется объемная фигура, гранью которой является квадрат?( куб).

Кто попробует сформулировать тему нашего урока(Квадрат и куб)

Давайте сформулируем цели урока:

-Вспомнить. (Вспомнить ,что такое квадрат и куб);

-Узнать( закрепить) … (Узнать(закрепить), как находить площадь квадрата и объем куба) ;

-Применять… (применять (использовать) данные знания при решении задач).

Давайте определим какой это урок будет (открытия новых знаний.)

Обсуждают тему урока.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют цели урока.

Устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Составлять план и последовательность действий.

Владеть монологичной и диалогичной речью.

Постановка учебной задачи и ее решение

(изучение нового материала)

Индивидуальная и фронтальная беседы

работа по учебнику (стр.78 №258)

Работа по учебнику (стр.78,№259)

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал

-Для урока нужны следующие знания. Давайте повторим, а вы запишите в тетрадь.

1) 1 м2 = (10 0000) см 2

1 м 3 = (1000) дм 3

Расскажите, что вы знаете о такой геометрической фигуре, как квадрат.(-Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны. -Периметр квадрата равен сумме четырех равных сторон:

Р = 4х а, где а — сторона квадрата. -Площадь квадрата: S= ах а, где а — сторона квадрата.)

На парте у каждого из вас лежат две геометрические фигуры: квадрат и заготовка для куба.

Обсудите в парах внешние сходства и различия этих геометрических фигур.

Итак, какие вы нашли сходства у данных геометрических фигур? Отличия?

Какая фигура сливается с плоскостью парты? (квадрат)

Какая фигура возвышается над плоскостью парты? доски?(куб)

Квадрат: Плоская фигура укладывается на одной какой-либо плоскости.

Все ее точки принадлежат этой плоскости.

Куб:Объемная фигура не располагается на одной плоскости.

Объемные фигуры “возвышаются” над листом бумаги.

Давайте попробуем дать определение — какую фигуру можно назвать кубом:

это геометрическая фигура;

сторонами данного куба является квадрат.

Давайте посмотрим, какое определение кубу даётся в словаре.(В толковом словаре Ожегова: куб-правильный многогранник, имеющий шесть граней.)

Какое слово вам мало знакомо?(грань)

Приложите квадрат к кубу , что вы заметили?

Посмотрите, у каждых соседних квадратов одна сторона общая, что тогда мы можем сказать о всех квадратах, из которых состоит куб?(они равны, их называют гранями)

Сколько граней у куба?Посчитайте. (6 граней)

У каждой грани есть граница. Проведем пальцем по границе каждого квадратика. Каждая граница называется ребро.

Сколько ребер у куба?Посчитайте.(12 ребер)

Сколько вершин имеет куб?

Давайте ещё раз повторим элементы куба.(грань,ребро,вершина.)

Теперь откройте учебники на странице 78 и прочитайте задание в упражнении 258

-Предположим, что поверхность куба состоит из квадратов, сторона которого равна 2 см.

-Чертим переднюю (видимую) грань куба в виде квадрата со стороной 2 см,

-Затем изображаем грань куба противоположную передней грани.

-Соединяем прямыми вершины куба.

-Вычислите площадь поверхности куба, ребро которого равно 2 см.(2 см*2см= 4 кв.см)

-Давайте проверим,кто сможет устно проговорить,как он вычислил?(Если площадь одной грани куба ,являющейся квадратом, равна 4 кв.см, то площадь всей поверхности куба ,состоящей из 6 граней равна 24 кв.см. 4 кв.см.* 6= 24 кв.см)

-Ребята прочитайте задачу № 259

-Вычислите самостоятельно площадь поверхности куба. Один ученик пойдет решать на доске.

-Давайте проверим.(1.Площадь одной грани куба с ребром 50 см равна 2500 кв.см

S1=50 см * 50 см =2500 кв.см

2.Площадь всей поверхности куба равна сумме площадей шести граней- S6= 2500 кв.см* 6=15000кв.см)

-Прочитайте задачу еще раз. Обратите внимание,что в её условии расход краски дан такой единицей ,как 100 г на 1 кв.м,а поверхность куба — 1500 кв.см.

-Что нам нужно сделать (нужно рассмотреть поверхности в одних единицах измерения.)

100г на 1кв. м = 100г на 10000 кв. см ,т.к. 1 кв. м =1000 кв. см.

-Далее как будем рассуждать ( надо покрасить 15000кв.см поверхности. Это 10000 кв. см и еще 5000 кв.см(15000=10000+5000)

Для покраски 10000 кв.см нужно 100г краски ,а для покраски 5000кв нужна половинная норма ,т.е. 50 г (100г: 2 = 50г) в результате получается ,что для покраски модели куба потребуется 150 г. краски :100г +50г=150 г.

Запись на доске:

1)S1=50 см * 50 см =2500 кв.см- площадь одной грани куба

2)S6= 2500 кв.см* 6=15000кв.см- площадь поверхности куба 15000кв.см =10000кв.см +5000 кв.см

4)100г +50г=150 г- краски потребуется для покраски модели куба

Ответ:150 г краски потребуется для покраски модели куба

А теперь давайте из ваших кубиков составим один большой куб. Сколько нам нужно взять кубиков если, ребро 2 см?(большой куб ,ребро которого равно 2 см,составлен из 8 кубиков,ребро каждого из которых равно 1 см.)

-Чему равен объем кубика ,ребро которого 1 см, и объем которого 2 см?(объем кубика ,ребро которого 1 см,равен 1 куб.см,а объем куба ,ребро которого 2 см,равен 8куб. см)

Записывают в тетрадь

рассказывают все ,что знаю о квадрате

Обсуждают в парах внешние сходства и различия куба и квадрата

Высказывают свое мнение.

Отвечают на вопросы

Дают определение кубу

Читают определение ,которое дается в словаре

Называют слово ,которое им мало знакомо

Отвечают на вопросы

Подсчитывают количество граней,ребер , вершин.

Называют элементы куба.

выполняют дидактические упражнения.

Читают текст задачи.

Отвечают на вопросы.

Высказывают свое мнение.

Один ученик решает у доски

Записывают решение задачи в тетрадь

Выходят несколько учеников с кубиками и собирают один большой куб.

-Осознавать свои возможности в учении;

-судить осознано о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием;

-Извлекать необходимую информацию из рассказа учителя;

-Уметь ориентироваться в учебнике;

-Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

-Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы;

проводить подведение под понятие, выведение следствий;

-устанавливать причинно-следственные связи; цепочки рассуждений.

Самостоятельно организовать свое рабочее место;

Уметь следовать режиму организации учебной деятельности;

определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, план выполнения заданий на уроке под руководством учителя;

Участвовать в диалоге;

Слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных ситуаций.

Физкультминутка

Физкультминутка в танцевальной форме

Организует физкультминутку.

Перенесите взгляд быстро по диагонали :направо вверх -налево вниз ,потом вдаль на счет 1-6; затем налево вверх -направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6.

Повторить 4-5 раз

Контролировать свои действия, соотнося их с действиями учителя и одноклассников.

Работа по учебнику(стр 78,

Задание №260 )

Теперь выполним №260

Прочитайте задачу вслух

-Какую форму будет иметь аквариум?(форму куба-без верхней грани)

-Чему равна вместимость этого аквариума?(объем куба с ребром 1 м равен 1 куб.м .Если объем равен 1 куб. м ,то очевидно,что вместимость аквариума равна 1000л,т.к 1 куб.м=1000куб.дм= 1000л. )

Сколько литров в 1 м 3 ?

Значит, V = 10 · 10 · 10 = 1000 дм 3 или 1000 л

Отвечают на вопросы

Решение частных задач

(первичное осмысление и закрепление)

Работа по учебнику

Задание №148)

Задает вопросы. Корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.

Теперь решим №261

Выполнять это задание вы будете в группах.

Разделимся мы на 6 групп(по 4-5 чел.) ,каждая группа получит листочки с вопросами (вам нужно будет ответить на них. Но сначала давайте прочитаем 1 часть задания.

Теперь можете приступать к работе на выполнение этого задания вам дается 5 минут.

Теперь давайте проверим, каждая группа ответит на один вопрос,а на какой именно,узнаете потом.

Читайте также: