Кружок экспериментирования в средней группе детского сада по фгос с конспектами

Обновлено: 05.07.2024

Оценить 1766 0

средняя группа

Руководитель кружка:

воспитатель: Абгарян Е.Н.

1. Расписание работы кружка

2. Пояснительная записка

3. Перспективное планирование

4. Работа с родителями

5. Список литературы

Расписание работы

Пояснительная записка

«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно,

но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз

В. А. Сухомлинский

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: игру, сон, прогулку, прием пищи и т. д.

Ребенок с самого рождения уже сам по себе является исследователем. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка,

позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

• у детей накопилась определенная сумма знаний (как известно, по совершенно незнакомой проблеме вопросов не возникает);

• сформировалась способность сопоставлять факты, устанавливать между ними хотя бы простейшие отношения и видеть пробелы в собственных знаниях;

• появилось понимание, что знания можно получить вербальным путем от взрослого человека.

Цель: создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

Формировать у детей знания о живой и неживой природе.

Развивать инициативу, активность, самостоятельность.

Воспитывать любовь и бережное отношение к живой и неживой природе.

Основное содержание исследований:

- о материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево);

- о природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т. д.);

- о мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа);

- о предметном мире.

В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т. д.).

Перспективное планирование работы

Название деятельности

Знакомство со свойствами почвы.

Уточнение представлений о свойствах сухого и мокрого песка.

Формирование знаний о естественном источнике света – солнцем.

Знакомство со значением света и его источниками: солнце, фонарик, свеча.

Знакомство детей со свойствами камней: твердые, тяжелые, большие, маленькие, тонут в воде, могут вдавливаться в мокрый песок.

Развитие познавательного интереса и воображения.

Пополнение знаний о свойствах воды: вода не имеет вкуса, но может его принимать и изменять.

Выявление свойств воды и краски, способность красок растворятся в воде и изменять цвет воды.

Знакомство со свойствами воды и бумаги.

Расширение знаний детей о различных видах бумаги.

Определение температуры веществ и предметов.

Знакомство детей с деревом.

Закрепление одного из свойств воды: замерзает при низких температурах.

Закрепление знаний о свойствах снега в зависимости от температуры воздуха.

Формирование представлений о свойствах льда (лед – это твердая вода, лед - тает в тепле).

Знакомство с таким природным явлением, как ветер, умение определять силу ветра.

Расширение знаний о свойствах мыла и его назначением, путем экспериментирования.

Знакомство с элементарными свойствами снега: холодный, в тепле тает, превращается в воду.

Пополнение знаний детей о плотности снега.

Формирование представлений о глазах человека, о значении в нашей жизни.

Формирование представлений детей о носе человека, о его функциях и значении в жизни человека.

Формирование представлений детей о языке человека, его значении.

Формирование представлений об органе слуха – ухе.

Знакомство с бумагой и тканью, с их свойствами и качествами.

Знакомство с глиной, ее качествами и свойствами.

Закрепление представления о свойствах бумаги (мнется, рвется, размокает в воде) и ткани (мнется, ее можно стирать и гладить).

Закрепление знаний о материалах (ткани, бумаге, глине, дереве, из которых сделаны предметы.

Закрепление знаний о легких и тяжелых предметах (одни остаются на поверхности воды, другие – тонут.

Формирование представлений детей о том, что для роста растений нужны вода и свет.

Наблюдение за появлением листочков на веточке.

Знакомство со свойствами воздуха.

Закрепление представлений о свойствах воздуха.

Определение эффективности занятий кружка в достижении поставленных задач.

Перспективное планирование работы в летний период

Цель:обогатить представления детей об объектах неживой природы, встречающихся в ближайшем окружении.

Название деятельности

2 неделя: ВОДА

Выявить свойства воды: имеет вес, прозрачная, льётся; может быть тёплой и холодной, некоторые вещества в воде растворяются (сахар, соль).

Выявить свойства воды: вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества: чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет и запах; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.

3 неделя: ВОЗДУХ

Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, лёгкий.

Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его.

Продолжать учить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

Помочь детям обнаружить воздух.

4 неделя: ВЕС, ПРИТЯЖЕНИЕ

Показать, что предметы бывают лёгкие и тяжёлые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (лёгкие-тяжёлые).

Показать, что в основном все лёгкие предметы обладают плавучестью.

1 неделя: ТЕМПЕРАТУРА (ТЕПЛОТА)

Научить определять на ощупь температуру воды, предметов.

Продолжать учить определять температуру жидких веществ и твёрдых предметов (металлические холоднее, деревянные – теплее).

2 неделя: ПЕСОК

Продолжать знакомство со свойством сухого песка – сыпучестью.

Продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок можно формировать.

3 неделя: ГЛИНА

Знакомить со свойствами глины: мягкость, пластичность. Учить узнавать вещи из глины, определять её качества и свойства (мнётся, бьётся, размокает).

Учить определять качества глины: мягкость, пластичность.

4 неделя: ЗВУК

Учить определять по издаваемому звуку предмет.

Учить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.

1 неделя: СВЕТ

Познакомить со значением света, источниками света (солнце, фонарик).

2 – 4 недели: СВОЙСТВА МАТЕРИАЛОВ: БУМАГА, ДРЕВЕСИНА, ТКАНЬ

Продолжать учить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять её качества (цвет, белизну, гладкость, степень прочности, толщину, впитывающую способность) и свойства (мнётся, рвётся, режется, горит).

Продолжать учить узнавать вещи, изготовленные из древесина; вычленять её качества (твёрдость, структура поверхности – гладкая, шершавая; степень прочности; толщина) и свойства (режется, горит, не бьётся, не тонет в воде).

Продолжать учить узнавать вещи из ткани, определять её качества (толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства (мнётся, режется, рвётся, намокает, горит).

Работа с родителями

Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса.

Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе.

Оформление наглядной информации в родительском уголке:

Практическая часть: Открытое занятие для родителей.

Список литературы

1. Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. Младшая группа. – М.: ЦГЛ, 2004.– 192с.

2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. / Под ред. О. В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 192с.

4. Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы: Игры-занятия для дошкольников. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.

7. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ авт. – сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 333 с.

9. Ребенок познает мир (игровые занятия по формированию представлений о себе для младших дошкольников) /авт. -сост. Т. В. Смирнова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 167 с.

Особой формой исследовательской деятельности является детское экспериментирование, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности.

В образовательном процессе дошкольного учреждения детское экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установление взаимосвязей, закономерностей. Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные действенным путем результата, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

В том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения.

Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателями и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло.

В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.

Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.

Программа разработана для детей 4-5 лет.

- на 9 календарных месяцев, для детей 4-5 лет;

- состоит из 35 тематического занятия, в каждом из которых преследуются свои цель и задачи;

- Занятия проходят во второй половине дня один раз в неделю по 20 минут.

Для решения поставленной цели реализуются следующие задачи:

1. Создавать условия для формирования у детей дошкольного возраста способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

2. Продолжать развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;

• Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;

• Развивать познавательные умения (анализировать, делать выводы, элементарно прогнозировать последствия);

• Расширять представления о физических свойствах окружающего мира:

• Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

3. Развивать у детей коммуникабельность, наблюдательность, самоконтроль своих действий.

4. Воспитывать ценность проживания в гармонии с природой.

Новизна программы заключается:

• в поэтапном развитии умственных способностей дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний;

• в создании специально организованной предметно-развивающей среды.

Создание проблемных ситуаций.

Самостоятельная деятельность детей.

Итогом в реализации программы: является презентация детских работ.

Основные направления работы, формы и способы их реализации:

2. Формирование у детей 4-5 лет навыков экспериментальной деятельности: обучение старших дошкольников методам и приемам экспериментальной деятельности на занятиях, в режимных моментах, в продуктивной и самостоятельной деятельности.

• умение опытным путем доказывать свойства воды (прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет формы, действовать по алгоритму;

• умение опытным путем доказывать свойства воздуха;

• умение опытным путем доказывать свойства песка;

• умение опытным путем выявлять свойства предметов, массу, размеры;

• расширение знаний об увеличительных приборах;

• умение делать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;

• овладение разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствующими развитию активной, самостоятельной, творческой личности.

Для достижения поставленной цели имеет место взаимодействие с родителями:

• Изготовление, сбор материала, оборудования для уголка экспериментирования.

• Буклеты для родителей.

• Фото отчет о кружковой работе.

• Рекомендации родителям о проведении экспериментов в домашних условиях.

Оборудование детской лаборатории:

природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;

утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;

разные виды бумаги, ткани;

медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр мерные ложки;

прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Рабочая программа

кружка по экспериментированию


(средняя группа)

Автор – разработчик :

Ардатов, 2018 год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена для детей 4-5 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на основе образовательной программы, используемой в детском саду, не противоречит федеральным государственным образовательным стандартам и обеспечивает целостность воспитательно – образовательного процесса.

Актуальность программы состоит в том, что в основе её лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Эксперименты

Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.

Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. За использование этого метода выступали такие классики педагогики, как Я.А.Каменский, Н.Н. Поддъяков, К.Д.Ушинский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и многие другие.

Цель : развитие у детей дошкольного возраста познавательного интереса, наблюдательности, любознательности в процессе экспериментирования.

Задачи: Познавательные:

Расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей.

Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

Развивающие:

Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.

Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Стимулировать желание детей экспериментировать.

Формировать коммуникативные навыки.

Организация работы идёт по следующим взаимосвязанным направлениям:

• О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

• О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром).

• О мире растений (способы выращивания из семян, условия роста).

• О предметном мире.

О сновными условиями реализации детского экспериментирования являются:

- взаимосвязь с другими сторонами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т.д.);

- использование разных видов деятельности;

- четкое определение содержания экологического воспитания;

- использование эффективных средств диагностики, контроля экологического воспитания.

- взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения;

- создание развивающей среды (книги, программы, дидактические игры, наглядные пособия и т.д.);

- экологическая грамотность самих взрослых.

Приёмы реализации рабочей программы:

Приёмы организации воспитанников в процессе обучения:

- создание ситуаций, побуждающих оказывать помощь друг другу.

Приёмы активизации умственной активности:

- включение игровых упражнений;

- активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;

- решение проблемных ситуаций.

Приёмы обучения:

- показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;

- инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;

- пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок.

Оборудование детской лаборатории:

природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;

утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;

разные виды бумаги, ткани;

медицинские материалы: ватные диски, пипетки;

прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.

Организационно-методическое обеспечение:

Срок реализации кружка – 1 год, сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей.

Программа разработана для детей среднего дошкольного возраста.

Возраст детей : 4-5 лет.

Режим занятий : 1 раз в неделю; продолжительность – 20 минут.

Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования

Диагностика уровня познавательной активности и любознательности детей

будет проводиться в 2 раза в год: сентябрь и май

Предполагаемые результаты:

Родители принимают участие в пополнении оборудованием детской лаборатории;

Дети проявляют активный интерес к познанию окружающего мира;

Дети самостоятельно проявляют познавательную активность в процессе экспериментальной деятельности.

В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут:

- представления о свойствах веществ;

- умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования;

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети дошкольного возраста отличаются удивительной любознательностью, готовность познать, приобрести знания. Но эти положительные качества постоянно входят в противоречие с отсутствием у него умений и навыков в познавательной деятельности. Ребенок стремиться разрешить эти противоречия путем бесконечных вопросов к взрослому и путем маленьких самостоятельных поисков.

Исследование, проведенные Н.Н Поддъяковым показали, что лишение детей возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитие и саморазвитие ребенка, на способности обучаться в дальнейшем. Именно экспериментирование, по мнению Н.Н Поддъякова является ведущем видом деятельности у детей.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребенок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и не живым в природе.

Использовались следующие нормативные документы:

Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) (утверждена ФКС по общему образованию МО РФ 17 июня2003 г.).

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва

"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

СанПин 2.4.1.3049- 13

Конвенция о правах ребенка.

Читайте также: