Кровеносная нервная и дыхательная система конспект

Обновлено: 06.07.2024

Процесс дыхания, поступление кислорода в организм при вдохе и удаление из него углекислого газа и паров воды при выдохе. Строение респираторной системы. Ритмичность и различные типы дыхательного процесса. Регуляция дыхания. Разные способы дыхания.

Для нормального протекания обменных процессов в организме человека и животных в равной мере необходим как постоянный приток кислорода, так и непрерывное удаление углекислого газа, накапливающегося в ходе обмена веществ. Такой процесс называется внешним дыханием.

Дыхание – это совокупность процессов, обеспечивающих потребление организмом кислорода и выделение углекислого газа.

Таким образом, дыхание – одна из важнейших функций регулирования жизнедеятельности человеческого организма. В организме человека функцию дыхания обеспечивает дыхательная (респираторная система).

В дыхательную систему входят легкие и респираторный тракт (дыхательные пути), который, в свою очередь, включает носовые ходы, гортань, трахею, бронхи, мелкие бронхи и альвеолы (смотри рисунок 1.5.3). Бронхи разветвляются, распространяясь по всему объему легких, и напоминают крону дерева. Поэтому часто трахею и бронхи со всеми ответвлениями называют бронхиальным деревом.

Кислород в составе воздуха через носовые ходы, гортань, трахею и бронхи попадает в легкие. Концы самых мелких бронхов заканчиваются множеством тонкостенных легочных пузырьков – альвеол (смотри рисунок 1.5.3).

Альвеолы – это 500 миллионов пузырьков диаметром 0,2 мм, где происходит переход кислородом в кровь, удаление углекислого газа из крови.

Здесь и происходит газообмен. Кислород из легочных пузырьков проникает в кровь, а углекислый газ из крови – в легочные пузырьки (рисунок 1.5.4).

Рисунок 1.5.4. Легочный пузырек. Газообмен в легких

Важнейший механизм газообмена – это диффузия, при которой молекулы перемещаются из области их высокого скопления в область низкого содержания без затраты энергии (пассивный транспорт). Перенос кислорода из окружающей среды к клеткам производится путем транспорта кислорода в альвеолы, далее в кровь. Таким образом, венозная кровь обогащается кислородом и превращается в артериальную. Поэтому состав выдыхаемого воздуха отличается от состава наружного воздуха: в нем содержится меньше кислорода и больше углекислого газа, чем в наружном, и много водяных паров (смотри рисунок 1.5.4). Кислород связывается с гемоглобином, который содержится в эритроцитах, насыщенная кислородом кровь поступает в сердце и выталкивается в большой круг кровообращения. По нему кровь разносит кислород по всем тканям организма. Поступление кислорода в ткани обеспечивает их оптимальное функционирование, при недостаточном же поступлении наблюдается процесс кислородного голодания (гипоксии).

Недостаточное поступление кислорода может быть обусловлено несколькими причинами как внешними (уменьшение содержания кислорода во вдыхаемом воздухе), так и внутренними (состояние организма в данный момент времени). Пониженное содержание кислорода во вдыхаемом воздухе, так же как и увеличение содержания углекислого газа и других вредных токсических веществ наблюдается в связи с ухудшением экологической обстановки и загрязнением атмосферного воздуха. По данным экологов только 15% горожан проживают на территории с допустимым уровнем загрязнения воздуха, в большинстве же районов содержание углекислого газа увеличено в несколько раз.

При очень многих физиологических состояниях организма (подъем в гору, интенсивная мышечная нагрузка), так же как и при различных патологических процессах (заболевания сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем) в организме также может наблюдаться гипоксия.

Природа выработала множество способов, с помощью которых организм приспосабливается к различным условиям существования, в том числе к гипоксии. Так компенсаторной реакцией организма, направленной на дополнительное поступление кислорода и скорейшее выведение избыточного количества углекислого газа из организма является углубление и учащение дыхания. Чем глубже дыхание, тем лучше вентилируются легкие и тем больше кислорода поступает к клеткам тканей.

К примеру, во время мышечной работы усиление вентиляции легких обеспечивает возрастающие потребности организма в кислороде. Если в покое глубина дыхания (объем воздуха, вдыхаемого или выдыхаемого за один вдох или выдох) составляет 0,5 л, то во время напряженной мышечной работы она увеличивается до 2-4 л в 1 минуту. Расширяются кровеносные сосуды легких и дыхательных путей (а также дыхательных мышц), увеличивается скорость тока крови по сосудам внутренних органов. Активируется работа дыхательных нейронов. Кроме того, в мышечной ткани есть особый белок (миоглобин), способный обратимо связывать кислород. 1 г миоглобина может связать примерно до 1,34 мл кислорода. Запасы кислорода в сердце составляют около 0,005 мл кислорода на 1 г ткани и этого количества в условиях полного прекращения доставки кислорода к миокарду может хватить для того, чтобы поддерживать окислительные процессы лишь в течение примерно 3-4 с.

Миоглобин играет роль кратковременного депо кислорода. В миокарде кислород, связанный с миоглобином, обеспечивает окислительные процессы в тех участках, кровоснабжение которых на короткий срок нарушается.

В начальном периоде интенсивной мышечной нагрузки увеличенные потребности скелетных мышц в кислороде частично удовлетворяются за счет кислорода, высвобождающегося миоглобином. В дальнейшем возрастает мышечный кровоток, и поступление кислорода к мышцам вновь становится адекватным.

Все эти факторы, включая усиление вентиляции легких, компенсируют кислородный “долг”, который наблюдается при физической работе. Естественно, увеличению доставки кислорода к работающим мышцам и удалению углекислого газа способствует согласованное увеличение кровообращения в других системах организма.

Саморегуляция дыхания. Организм осуществляет тонкое регулирование содержания кислорода и углекислого газа в крови, которое остается относительно постоянным, несмотря на колебания количества поступающего кислорода и потребности в нем. Во всех случаях регуляция интенсивности дыхания направлена на конечный приспособительный результат – оптимизацию газового состава внутренней среды организма.

Частота и глубина дыхания регулируются нервной системой – ее центральными (дыхательный центр) и периферическими (вегетативными) звеньями. В дыхательном центре, расположенном в головном мозге, имеются центр вдоха и центр выдоха.

Дыхательный центр представляет совокупность нейронов, расположенных в продолговатом мозге центральной нервной системы.

При нормальном дыхании центр вдоха посылает ритмические сигналы к мышцам груди и диафрагме, стимулируя их сокращение. Ритмические сигналы образуются в результате спонтанного образования электрических импульсов нейронами дыхательного центра.

Сокращение дыхательных мышц приводит к увеличению объема грудной полости, в результате чего воздух входит в легкие. По мере увеличения объема легких возбуждаются рецепторы растяжения, расположенные в стенках легких; они посылают сигналы в мозг – в центр выдоха. Этот центр подавляет активность центра вдоха, и поток импульсных сигналов к дыхательным мышцам прекращается. Мышцы расслабляются, объем грудной полости уменьшается, и воздух из легких вытесняется наружу (смотри рисунок 1.5.5).

Рисунок 1.5.5. Регуляция дыхания

Процесс дыхания, как уже отмечалось, состоит из легочного (внешнего) дыхания, а также транспорта газа кровью и тканевого (внутреннего) дыхания. Если клетки организма начинают интенсивно использовать кислород и выделять много углекислого газа, то в крови повышается концентрация угольной кислоты. Кроме того, увеличивается содержание молочной кислоты в крови за счет усиленного образования ее в мышцах. Данные кислоты стимулируют дыхательный центр, и частота и глубина дыхания увеличиваются. Это еще один уровень регуляции. В стенках крупных сосудов, отходящих от сердца, имеются специальные рецепторы, реагирующие на понижение уровня кислорода в крови. Эти рецепторы также стимулируют дыхательный центр, повышая интенсивность дыхания. Данный принцип автоматической регуляции дыхания лежит в основе бессознательного управления дыханием, что позволяет сохранить правильную работу всех органов и систем независимо от условий, в которых находится организм человека.

Ритмичность дыхательного процесса, различные типы дыхания. В норме дыхание представлено равномерными дыхательными циклами “вдох – выдох” до 12-16 дыхательных движений в минуту. В среднем такой акт дыхания совершается за 4-6 с. Акт вдоха проходит несколько быстрее, чем акт выдоха (соотношение длительности вдоха и выдоха в норме составляет 1:1,1 или 1:1,4). Такой тип дыхания называется эйпноэ (дословно – хорошее дыхание). При разговоре, приеме пищи ритм дыхания временно меняется: периодически могут наступать задержки дыхания на вдохе или на выходе (апноэ). Во время сна также возможно изменение ритма дыхания: в период медленного сна дыхание становится поверхностным и редким, а в период быстрого – углубляется и учащается. При физической нагрузке за счет повышенной потребности в кислороде возрастает частота и глубина дыхания, и, в зависимости от интенсивности работы, частота дыхательных движений может достигать 40 в минуту.

При смехе, вздохе, кашле, разговоре, пении происходят определенные изменения ритма дыхания по сравнению с так называемым нормальным автоматическим дыханием. Из этого следует, что способ и ритм дыхания можно целенаправленно регулировать с помощью сознательного изменения ритма дыхания.

Человек рождается уже с умением использовать лучший способ дыхания. Если проследить как дышит ребенок, становится заметным, что его передняя брюшная стенка постоянно поднимается и опускается, а грудная клетка остается практически неподвижной. Он “дышит” животом – это так называемый диафрагмальный тип дыхания.

Диафрагма – это мышца, разделяющая грудную и брюшную полости.Сокращения данной мышцы способствуют осуществлению дыхательных движений: вдоха и выдоха.

В повседневной жизни человек не задумывается о дыхании и вспоминает о нем, когда по каким-то причинам становится трудно дышать. Например, в течение жизни напряжение мышц спины, верхнего плечевого пояса, неправильная осанка приводят к тому, что человек начинает “дышать” преимущественно только верхними отделами грудной клетки, при этом объем легких задействуется всего лишь на 20%. Попробуйте положить руку на живот и сделать вдох. Заметили, что рука на животе практически не изменила своего положения, а грудная клетка поднялась. При таком типе дыхания человек задействует преимущественно мышцы грудной клетки (грудной тип дыхания) или области ключиц (ключичное дыхание). Однако как при грудном, так и при ключичном дыхании организм снабжается кислородом в недостаточной степени.

Недостаток поступления кислорода может возникнуть также при изменении ритмичности дыхательных движений, то есть изменении процессов смены вдоха и выдоха.

В состоянии покоя кислород относительно интенсивно поглощается миокардом, серым веществом головного мозга (в частности, корой головного мозга), клетками печени и корковым веществом почек; клетки скелетной мускулатуры, селезенка и белое вещество головного мозга потребляют в состоянии покоя меньший объем кислорода, то при физической нагрузке потребление кислорода миокардом увеличивается в 3-4 раза, а работающими скелетными мышцами – более чем в 20-50 раз по сравнению с покоем.

Интенсивное дыхание, состоящее в увеличении скорости дыхания или его глубины (процесс называется гипервентиляцией), приводит к увеличению поступления кислорода через воздухоносные пути. Однако частая гипервентиляция способна обеднить ткани организма кислородом. Частое и глубокое дыхание приводит к уменьшению количества углекислоты в крови (гипокапнии) и защелачиванию крови – респираторному алкалозу.

Подобный эффект прослеживается, если нетренированный человек осуществляет частые и глубокие дыхательные движения в течение короткого времени. Наблюдаются изменения со стороны как центральной нервной системы (возможно появление головокружения, зевоты, мелькания “мушек” перед глазами и даже потери сознания), так и сердечно-сосудистой системы (появляется одышка, боль в сердце и другие признаки). В основе данных клинических проявлений гипервентиляционного синдрома лежат гипокапнические нарушения, приводящие к уменьшению кровоснабжения головного мозга. В норме у спортсменов в покое после гипервентиляции наступает состояние сна.

Следует отметить, что эффекты, возникающие при гипервентиляции, остаются в то же время физиологичными для организма – ведь на любое физическое и психоэмоциональное напряжение организм человека в первую очередь реагирует изменением характера дыхания.

При глубоком, медленном дыхании (брадипноэ) наблюдается гиповентиляционный эффект. Гиповентиляция – поверхностное и замедленное дыхание, в результате которого в крови отмечается понижение содержание кислорода и резкое увеличение содержания углекислого газа (гиперкапния).

Количество кислорода, которое клетки используют для окислительных процессов, зависит от насыщенности крови кислородом и степени проникновения кислорода из капилляров в ткани.Снижение поступления кислорода приводит к кислородному голоданию и к замедлению окислительных процессов в тканях.

В 1931 году доктор Отто Варбург получил Нобелевскую премию в области медицины, открыв одну из возможных причин возникновения рака. Он установил, что возможной причиной этого заболевания является недостаточный доступ кислорода к клетке.

Используя простые рекомендации, а также различные физические упражнения, можно повысить доступ кислорода к тканям.

  • Правильное дыхание, при котором воздух, проходящий через воздухоносные пути, в достаточной степени согревается, увлажняется и очищается – это спокойное, ровное, ритмичное, достаточной глубины.
  • Во время ходьбы или выполнения физических упражнений следует не только сохранять ритмичность дыхания, но и правильно сочетать ее с ритмом движения (вдох на 2-3 шага, выдох на 3-4 шага).
  • Важно помнить, что потеря ритмичности дыхания приводит к нарушению газообмена в легких, утомлению и развитию других клинических признаков недостатка кислорода.
  • При нарушении акта дыхания уменьшается приток крови к тканям и понижается насыщение ее кислородом.

Необходимо помнить, что физические упражнения способствуют укреплению дыхательной мускулатуры и усиливают вентиляцию легких. Таким образом, от правильного дыхания в значительной мере зависит здоровье человека.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект пробного урока по окружающему миру

Класс: 3

Проект урока

Класс: 3

Продолжительность: 45 минут

Раздел: Мы и наше здоровье

Тема: Дыхательная, кровеносная и нервная системы человека

Тип урока: открытия нового знания

Планируемые личностные результаты освоения:

У учащихся будет сформирован: И нтерес к внутреннему строению организма человека и здоровому образу жизни;

У учащихся может быть сформирована: Установки на безопасный, здоровый образ жизни;

Планируемые метапредметные результаты освоения:

Регулятивные

Учащиеся научатся: контролировать и корректировать свои действия, результаты знаний с заданным эталоном;

Учащиеся получат возможность: оценивать, что усвоено и что ещё нужно, усвоить;

Познавательные

Учащиеся научатся: определять деятельность дыхательной и кровеносной системы органов человека и обосновывать свое мнение;

Учащиеся получат возможность: с троить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные

Учащиеся научатся: умению чётко и громко выражать свои мысли, умению слушать;

Учащиеся получат возможность: учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию;

Планируемые предметные результаты освоения:

Учащиеся научатся: различать дыхательную, кровеносную и нервную системы органов, понимать принцип их работы;

Учащиеся получат возможность научиться: различать части тела человека, называть внутренние органы, основные системы органов, объяснять их значение и меры по сохранению их здоровья;

Ведущий метод - ТДМ

Форма организации деятельности учащихся - фронтальная, индивидуальная работа

Методическая цель : Дать основные сведения о функционировании дыхательной, кровеносной и нервной систем.

Дидактическое сопровождение: мультимедийное представление материала

Используемая литература Основная: Окружающий мир, 3 класс, часть 2, Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня урок окружающего мира у вас проведу я. Зовут меня Ирина Андреевна.

-Проверьте, пожалуйста, вашу готовность к уроку (учебник, рабочую тетрадь, ручку, дневник).

Л Самоопределение (мотивация учения)

(Логические универсальные дей-я)

Актуализация опорных знаний и способов действий

- Давайте повторим с вами прошлую тему урока.
Какое строение имеет тело человека?

Что подразумевается под внешним и внутренним строении человека?

Что находится внутри человека?
Что такое орган?

Что такое система органов?

Какие системы органов вы изучили?

Какую работу выполняет опорно-двигательная система?

Из чего она состоит?

Что такое скелет?

Для чего он нужен человеку?

Какую работу выполняют мышцы?

- Значит, опорно-двигательная система нужна, чтобы обеспечить опору и движение тела человека.

- Что необходимо для того, чтобы опорно-двигательная система выполняла свои функции?

Что относим к пищеварительной системе?

Какую работу она выполняет? Какие органы к ней относятся?

- Пищеварительная система нужна для поддержания жизни организма.

- Ребята, а без чего еще человек не может жить?

- Без чего человек не сможет прожить и 5 минут?

- Давайте попробуем задержать дыхание и проверим, как долго мы можем не дышать.

Я засекаю время, все делают вдох и задерживают дыхание. Когда вам станет не хватать воздуха и вы не сможете больше не дышать – поднимайте руку и опускайте. Потом проверим, кто продержится дольше всех.

- Итак, какой вывод мы делаем?

-Какая часть воздуха нам необходима для дыхания?

- С помощью чего кислород разносится по организму?

- Как по-другому назвать? Какая это система?

- Предположите, какой будет тема нашего урока?

- Каким образом утроена дыхательная система? Какие органы в нее входят?

Откройте стр. 54 учебника и прочитайте, что представляет собой дыхательная система.

- Итак. Мы вдыхаем воздух. Куда сначала он попадает?

- Итак, какие же пять машин работают в нашем носу?

Когда воздух попадает в нос, какая машина его встречает? пылесобиралка.
Что она делает?
Верно, своими волосками и липкой массой на стенках, она собирает пыль, очищает воздух от микробов.
Продвигаясь дальше по носовой полости, какую машину встречает воздух? Что же она делает? Она, ребята, увлажняет горячий сухой воздух, чтобы не обжечь нежные легкие.
Еще одна машина, которую встречает на пути воздух. нагревает холодный воздух с помощью тонюсеньких трубочек, по которым течет кровь.

А если воздух отравлен, то в дело вступает какая машина? Что она делает? Перекрывает все входы в легкие, чтобы в них не проникали вредные вещества.

- Ребята, а что еще умеет нос? Про что мы забыли?

Верно, пятая машина отвечает за то, как мы улавливаем, различаем запахи.

- Хорошо. Как вы теперь думаете, почему не нужно дышать через рот?

- Верно. Куда дальше попадает воздух?

А что здесь располагается? (показать) как вы думаете, что делают голосовые связки? /положить пальцы на область гортани, не надавливая. Произнесем слова (дом, мама, солнце, корова, цветок). Что вы ощущали?

Это колебания голосовых связок. В оздух, проходя через голосовые связки, вызывает их вибрацию.
Так образуется звук.

- Двигаясь дальше, куда попадает воздух?

Бронхи изнутри покрыты крохотными ресничками, которые захватывают пылинки, которым удалось проскользнуть вместе с воздухом через трахею.

- Как же представлены собой трахея и бронхи?

Верно, по этим трубкам проходит воздух дальше в.

- Из чего состоят легкие?

- Кто знает, как называются эти пузырьки?

Они называются альвеолы. Давайте вместе произнесем аль-ве-о-лы.

Внешне они напоминают грозди винограда.

- Зачем же нужны эти пузырьки - альвеолы?

Когда свежий воздух заполняет пузырьки, кровь берет из воздуха кислород, а отдает углекислый газ. Поэтому альвеолы никогда не бывают пустыми. Там все время происходит газообмен.

- Как вы думаете, что угрожает здоровью дыхательной системы?

- Самый большой вред нашей дыхательной системе наносит – курение.

Сейчас я проведу опыт, чтобы показать вам сколько грязи содержится в сигарете.

- А как же сохранить здоровье дыхательной системы?

Нужно дышать через нос, если нос заложен – высмаркиваться, чтобы очищать стенки носа от микробов, принимать лекарства, которые выписал врач, при болезни; не курить.

Внешнее и внутреннее

Внешнее – которые видны снаружи – голова, шея, туловище (грудь, спина, живот), верхние конечности, нижние конечности.

Внутреннее – скрыто от наших глаз.

Орган – часть организма, которая имеет определенное строение и выполняет определенную работу.

Система органов – органы, выполняющие общую работу.

Опорно-двигательную и пищеварительную

Опора тела и его движение. Скелет-это множество различных костей, которые защищают внутренние органы от повреждения и дают опору нашему телу. Рессорная функция, кровотворение, формообразование. (спросить коротко о каждой)

Перемещение тела и его частей.

Ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, печень, кишечник.

Измельчение и переваривание пищи в организме.

Без еды, воды, воздуха

Без дыхания, кислорода

Мы не можем жить без дыхания

С помощью крови

Дыхательная и кровеносная системы

Носовая полость, трахея, легкие, бронхи

В носовую полость

увлажняет горячий сухой воздух, чтобы не обжечь нежные легкие.

нагревает холодный воздух с помощью тонюсеньких трубочек, по которым течет кровь

Перекрывает все входы в легкие, чтобы в них не проникали вредные вещества.

Потому что во рту нет машин, которые способны очистить воздух. Через рот он будет попадать в легкие грязным

Из множества маленьких пузырьков

В них происходит газообмен. Когда свежий воздух заполняет пузырьки, кровь берет из воздуха кислород, а отдает углекислый газ.

Пыль, пыльца, бактерии, вирусы, химические загрязнители воздуха.

Построение логической цеп рассуждения

К (планирование, постановка вопросов)

П(общеучебные универсальные действия)

Поиск и выделение информации

Выявление места и причин затруднения

- Давайте теперь откроем рабочие тетради на странице 30 и выполним 3 задание.

Итак, красным карандашом нумеруем путь, который проделывает воздух при вдохе.

Теперь синим нумеруем путь, который проходит воздух при выдохе.

- Кто же дальше кислород доставляет к органам? Какая система?

От каких двух слов образовано слово Кровеносная?

- А как вы думаете, что заставляет кровь двигаться? Она ведь не стоит на месте.

- Это наше сердце. Сердце – главный двигатель крови в нашем организме. Оно подобно насосу подаёт кровь ко всем тканям и органам. Это плотный мышечный мешочек.

- А что у нас делают мышцы?
Вот и сердце у нас постоянно сокращается (сжимается) и расслабляется. Прижмите ладонь к левой части своей груди, вы почувствуете равномерные удары – это работает ваше сердце.
Сожмите кулак, вот такое сердечко бьется каждый день у вас в груди.

- Почему оно не устает?

- Сердечная мышца приспособлена для быстрого отдыха, поэтому, расслабляясь, оно отдыхает.

- А знали ли вы, что 1. Кухонный кран должен быть включен во весь напор на протяжении 45 лет, чтобы вылить количество воды, равное количеству крови, перекачанной сердцем за человеческую жизнь средней продолжительности. 2. Так как сердце вырабатывает свои собственные электрические импульсы, оно может продолжать биться даже тогда, когда отделено от тела, до тех пор, пока будет получать достаточное количество кислорода. 3. Новорожденный ребенок имеет примерно одну чашку крови в обращении. 4. Когда тело находится в покое, у крови занимает всего 6 секунд, чтобы дойти от сердца к легким и обратно. 5. Тоны сердца различаются как 2 последовательных звука. Первый – протяжный, низкий и глухой звук, слышится при сокращении. Второй тон – короткий и высокий – при расслаблении сердечной мышцы, когда клапаны захлопываются.

- Давайте теперь посмотрим на иллюстрацию в учебнике на стр.54. Из каких частей состоит наше сердце?

Предположите, для чего оно разделено на две половинки?
Из одной половинки сердца выходят кровеносные сосуды - Артерии. По ним кровь течёт от сердца. А из другой половинки выходят кровеносные сосуды - Вены. По венам кровь течёт к сердцу.

Давайте посмотрим на схему.

Традиционно, красным цветом принято обозначать артерии, по которым кровь движется от сердца, а синим цветом – вены, по которым кровь движется к сердцу.

Цель: активизация учебной деятельности учащихся на уроке биологии с помощью различных форм и методов обучения.

- Обсуждая вопросы о кровообращении, о взаимосвязи строения и функций органов дыхания и сердечно-сосудистой системы развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, речь учащихся;

- Развивать творческое мышление, применяя логические биологические задачи, обобщающие вопросы, загадки, игровые моменты;

- закрепить и повторить практические умения и навыки оказания первой доврачебной медицинской помощи;

- продолжать нравственное, гигиеническое воспитание, доказывая вред курения на органы дыхательной и сердечно-сосудистой систем, пользу физических упражнений для сердца и сердечно-сосудистой системы в целом.

Тип урока : повторительно-обобщающий.

Формы, используемые на уроке:

  1. Фронтальная ( тест, работа с терминами)
  2. Групповая ( работа с карточками-заданиями)
  3. Индивидуальная (работа с таблицами, блиц-турнир)

- словесный - беседа, рассуждения учащихся;

- наглядный – таблицы, работа с манекеном;

- практические – отработка навыков работы с тонометром, оказания первой помощи.

Для активизации познавательной деятельности учащихся используются:

I этап. Организационный момент.

Цель: повторить основные вопросы данных тем и при необходимости уметь применять их на практике.

В конце урока вы должны будете ответить, что означают эти слова.

II этап. Практическая работа.

Работа в парах по заданиям карточки. Педагог объясняет правила выполнения заданий.

1.У соседа по парте измерьте кровяное давление.

2. Что такое гипертония, гипотония? Чем опасны эти заболевания?

  1. У соседа по парте обильное кровотечение ниже локтя. Кровь ярко-алого цвета вытекает

пульсирующей струей. Окажите первую доврачебную помощь и обоснуйте свои действия.

1.Что такое клиническая и биологическая смерть? Признаки клинической смерти.

2.Вы стали свидетелем автокатастрофы, есть пострадавший, у которого произошла остановка сердца и дыхания.

3.Окажите первую доврачебную помощь и обоснуйте правильность своих действий.

III этап. Работа с терминами (фронтальный опрос)

Работа с понятиями: (названия вывешиваются на доску на магнитах). (Педагог предлагает обучающимся раскрыть и объяснить понятия).

1) эритроцит; 4) легкие;

2) артерии; 5) сердце;

3) вены; 6) легочная плевра.

IY этап. Блиц-турнир для эрудитов ( вызываются два человека, которые в течение 1 минуты необходимо ответить на максимальное количество вопросов)

Педагог предлагает провести небольшую игру – кто быстрее и более точно ответит на большее количество вопросов за 1 минуту.

1. Какие органы относятся к сердечно- 1. Органы дыхательной системы.

2. Дайте определение понятия 2. Что такое кровообращение?

3. Функции носовой полости. 3. Сколько кругов кровообращения у

4. Сколько камер в сердце у человека? 4. Какие мышцы принимают участие

в дыхательных движениях человека.

- Кто по вашему мнению отвечал более точно и правильно. (Выставляется оценка, второму эрудиту можно задать еще один вопрос и так же оценить).

Y этап. Работа с таблицами.

- И так, следующее задание: по таблице показать и рассказать :

1. Путь крови по большому кругу кровообращения.

2. Путь крови по малому кругу кровообращения.

3. Каковы причины движения крови по сосудам? (дополнительный)

  1. Показать органы дыхательной системы и их функции.

(Педагог предлагает дать анализ и оценку выполненным заданиям). Правильно ли группы выполнили свое задание и есть ли у вас дополнения и исправления? ( оценить учащихся группы № 1)

- Как в организме происходит саморегуляция кровяного давления?

YI этап: по таблице показать строение сердца и ответить на вопросы:

- каковы размеры сердца?

- сколько камер в сердце?

- где находится артериальная, а где венозная кровь?

- что такое сердечный цикл и из чего он состоит?

- Так что же такое сердце? Просто мышечный орган, механически перегоняющий кровь в течении всей жизни человека или что то большее? Почему оно сжимается от горя и начинает сильнее биться от радости? Пока сердце работает - человек живет, а как только остановится – остановится и жизнь человека. Так значит, сердце – это жизнь! И поэтому мы должны беречь его, заботится о нем.

- Очень важно, чтобы все те правила первой доврачебной медицинской помощи, что мы изучили с вами, вы запомнили и знали как и когда их надо применять.

(Дополнения и исправления класса, если они есть и выставления оценок учащимся групп № 2 и № 3.)

YII этап. Вред курения для сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

- 18 ноября – День Всемирного отказа от курения. Почему мы так много говорим о вреде курения, о вреде никотина? В чем же вред курения? Как влияет курение на сердечно-сосудистую и кровеносную системы?

А о том, какой вред оказывает курение на дыхательную систему, мы узнаем, посмотрев юмористическую сценку.

Кроха –сын к отцу пришел,

И спросила кроха:

«Если я курить начну-

Видимо, врасплох застал

Сын отца вопросом.

Папа быстро с кресла встал,

И сказал отец тогда,

Глядя сыну в очи:

«Да, сынок, курить табак-

Сын, услышав сей ответ,

«Ты ведь куришь много лет

«Да, курю я много лет,

Я не ведал страшных бед.

А голова - седая.

Закурил я с юных лет,

Чтоб казаться взрослым,

Ну, а стал от сигарет

Меньше нормы ростом.

Я уже не побегу

За тобой вприпрыжку,

Бегать быстро не могу,

Сердце, легкие больны,

В этом нет сомненья.

Я здоровьем заплатил

За свое куренье.

Никотин- опасный яд,

А смола от сигарет

В бронхах оседает.

Как ты много знаешь

Про смолу про никотин,

« Дорогой, сыночек мой,

Я б тебе слукавил,

Но признаюсь, лишь с тобой

Я бросал курить раз 5,

Может быть и боле,

Да беда курю опять –

«Нет, ты сильный, мой отец,

Волевой и смело

Завершишь ты, наконец,

Я хочу. Чтоб ты курить

Бросил эту гадость,

Некурящим начал жить

Всем родным на радость.

«Ну и кроха! Вот так сын-

Все проблемы в раз решил,

И решили впредь еще-

« Будем делать хорошо

Подведение итогов урока .

- А теперь ответьте: «Почему для девиза урока были взяты именно эти слова:

« Учиться – чтобы знать.

Завершающий, этап. Тестирование – время 5 минут.

(Учащиеся отвечают на вопросы теста под копирку на двух листках - один сдают педагогу, другой проверяют сами и выставляют оценки).

Принцип : доверяй, но проверяй!

Жюри подводит итоги.

Урок окончен! Спасибо за работу! – учащимся.

Спасибо за внимание! - жюри.

Для выполнения нужен тонометр.

  1. У соседа по парте измерьте кровяное давление.
  2. Что такое гипертония, гипотония? Чем опасны эти заболевания?

Для выполнения нужен жгут, бинт.

  1. У соседа по парте обильное кровотечение ниже локтя. Кровь ярко-алого

цвета вытекает пульсирующей струей. Окажите первую доврачебную помощь и обоснуйте свои действия.

Для выполнения нужен тренажер для ИВЛ и непрямого массажа сердца.

  1. Что такое клиническая и биологическая смерть? Признаки клинической смерти.
  2. Вы стали свидетелем автокатастрофы, есть пострадавший, у которого произошла остановка сердца и дыхания.

Окажите первую доврачебную помощь и обоснуйте правильность своих действий.

Дыхательная и кровеносная системы человека неразрывно связаны, так как отвечают за одну и ту же важную функцию – насыщение каждой клетки организма кислородом, без которого невозможна жизнь человеческого организма.

Дыхательная система человека.

Дыхание – это жизненно-важный процесс, благодаря которому все ткани и органы человека насыщаются кислородом, а углекислый газ – продукт жизнедеятельности клетки – выводится наружу.

Кровеносная система человека состоит из сердечно-сосудистой системы, которая обеспечивает кровообращение, а также кроветворных органов, к которым относится красный костный мозг. Также во время внутриутробного развития человека кроветворную функцию выполняет печень и селезенка.

Кровеносная система человека.

Кровообращение человека обеспечивается благодаря сердцу – мышечному органу, который прогоняет кровь по двум кругам кровообращения:

- малому кругу кровообращения (легочному);

- большому кругу кровообращения.

Малый круг кровообращения начинается в правом желудочке и заканчивается в левом предсердии. Малый круг кровообращения прогоняет кровь, насыщенную углекислотой, через легкие, где происходит газообмен и насыщение кислородом.

Большой круг кровообращения начинается в левом желудочке и заканчивается в правом предсердии. Большой круг кровообращения забирает артериальную кровь (насыщенную кислородом) и прогоняет ее через все артерии, сосуды и капилляры тела для того, чтобы насытить каждую клетку кислородом. Кровь человека полностью разделяется на венозную (насыщенную углекислым газом) и артериальную (насыщенную кислородом) в сердце за счет хорошо развитой системы клапанов.

Кроме крови, есть еще одна жизненно-важная жидкость – лимфа. Лимфа – это вязкая бесцветная жидкость, в которой содержится большое число лейкоцитов. Лимфа принимает активное участие в защитных системах организма, в том числе и в образовании иммунитета – устойчивости человека к болезням. Лимфатическая система обеспечивает лимфообращение – циркулирование лимфы в организме. В отличие от крови, лимфа движется от кончиков пальцев к сердцу, только в одном направлении.

Читайте также: