Крестьянские хоромы истоки 5 класс конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

Презентация на тему: " КРЕСТЬЯНСКИЕ ХОРОМЫ, РУССКАЯ ИЗБА ИСТОКИ 5 КЛАСС автор: Дитятьева О.С., учитель истории МБОУ «Тотемская СОш 3)" — Транскрипт:

2 КРЕСТЬЯНСКИЕ ХОРОМЫ, РУССКАЯ ИЗБА ИСТОКИ 5 КЛАСС автор: Дитятьева О.С., учитель истории МБОУ «Тотемская СОш 3)

4 СОСТАВ КРЕСТЬЯНСКИХ ХОРОМ Изба (жилая часть) Задворки, двор (хоз. помещения) Сени (помещение перед входом в избу) Подклет (холодное помещение для хранения продуктов) Хлев (помещение для скота) Поветь (помещение для хранения хоз. принадлежностей) Сеновал ( помещение для хранения сена) Зимовка (помещение, в котором жили в холодное время года)

5 Дом Терентьева, 19 век

6 Изба в нижегородской губернии, 19 век.

7 Сарай и дом, 19 век

9 Из чего и как строили хоромы Материал – дерево (ель, сосна, дуб) Заготавливали лес зимой Плотники собирали сруб Просушка 1-2 года Конопатили (мох, лен, пакля) Под угол – символический предмет (деньги, шерсть, ладан)

10 Красота крестьянского дома Фасад: окна, наличники, ставни Коньки крыш Подзоры и причелины (украшенные резьбой доски) Перила Дымник Во всем было чувство меры.

глаза, представьте себе крестьянский дом. Что вы видите, слышите и чувству ете.

Представили? Открывайте глаза. Давайте поделимся своими впечатлениями. У кого

в руках кукла, тот и будет говорить, а остальные будут внимательно слушать своих

- Вы молодцы, хорошо поработал и! Создается ощущение, ч то мы действитель но

прекрасно съез дили в деревню в гост и к бабушке с деду шкой. . Садитесь на свои

- Тема нашего у рока – вопрос, на кот орый вы найдете ответ на уроке

(по ходу объяс нения у чен ики делают се б е запис и в тетради)

(Объяснение у чи теля состоит в том, чт о учитель называет с оставные части и

поясняет зачем о ни нужны. Н еобходима я информация на сл ай дах пр езентации)

По ходу объяснения можно включить видео. Потом побеседовать о том, что

Наше занятие по дходит к концу . Сейчас я вас попрошу заполнить табл ицу Знал,

Узнал, Хочу узнать. В каждом ст о лбике можно написать по две –три фразы.

Ученики по жела нию з ачитывают резу льтат своей работы.

Молодцы. В ы активно сегодня р аботали. Изу чен ием крестья нского быта мы

продолжим за ниматься на следующем у ро ке. Дома я п рошу в ас рассказать

родителям о чем вы сегодня у знали. Для желающих творческое зада ние –

подготовить со общение об одном из эле ментов крестьянск их хором.

Спасибо за пл одотворну ю раб оту на у роке. Мне очень прия тно было с вами

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор Кумзерова Г.В.
Дата 17.12.2014
Формат doc
Изображения Есть

For-Teacher.ru - все для учителя

Конспект урока Истоки в 5 классе.

Тема урока: Крестьянские хоромы - чудо России

Технологическая карта урока

Предмет ____Истоки______________________________________ Класс 5 ______________

Базовый учебник Камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 5 класса общеобразовательных учебных заведений.

Тема урока: Крестьянские хоромы - чудо России _____________________________________________

Тип урока: Повторительно-обобщающий

Цели урока: 1. Обобщение знаний о традиционном русском домостроительстве и домоустройстве, в котором

наиболее ярко видны истоки народных представлений о семье как важнейшей ценности человеческого бы­тия.

2. Присоединение к истокам родного края посредством категорий: мир, деревня, помочи.

Задачи урока: 1. Способствовать развитию представлений о разумном русском домостроительстве и

домоустройстве, основой которого являются универсалии российской цивилизации: семья, лад с

людьми и согласие с Богом.

2. Организовать присоединение детей к пониманию важнейших ценностей человека в ближайшей

окружающей среде через категории: мир, деревня, помочи.

3. Создать условия для закрепления и освоения на уровне социокультурного опыта категорий: хоромы,

мера, лад, согласие, освященный мир, разумное домоустроительство, мир, деревня, помочи.

4. Способствовать формированию у учащихся умению работать с различными источниками информации,

самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать суждения, используя социокультурный

Основные понятия: хоромы - средоточие духовно-нравственных ценностей; разумное домоустроительство - есть место и для труда земного и для труда души; мера - граница, за которой происходит разрушение бытия; лад - взаимопонимание и почитание, единство семьи - идеальная основа разумного домоустроительства; согласие с Богом- соблюдение заповедей; освященный мир - обряд освящения дома, семьи; мир - несколько деревень, волость, истоки разумного согласия человеческих отношений; деревня - сельское поселение с прилегающими к нему угодиями, с разумной организацией пространства отношений между людьми; помочи - старинная традиция помощи нуждающемуся, которая становилась трудом для рук, праздником для души, согласием с совестью.

Ресурсы для проведения занятия: макет крестьянского дома, словарь категорий, ноутбук.

В кабинете истоков воссоздана экспозиция - интерьер крестьянской избы.

Задача для учителя: Включить детей в деятельность на личностно-значимом уровне, создать эмоциональный настрой.

Задача для учащихся: Выйти на мотивацию учебной деятельности на результат.

Используя технологию присоединения, создаёт эмоциональный настрой.

- Доброе утро, ребята! Мне приятно вас видеть. Я рада нашей встрече и вижу ваше желание работать. Сегодня мы поведём разговор о самом родном, близком и светлом, что есть у каждого из нас. Я думаю, вы уже догадались, что в центре нашего внимания будет….

На слайде появляется вначале в туманной дымке, затем всё яснее … дом, крестьянские хоромы.

- Сформулируйте тему урока, исходя из ключевых слов и особенностей нашего учебного пособия.

Учитель уточняет формулировку темы урока.

- Нам необходимо будет ответить на вопрос: Почему Крестьянские хоромы - одно из чудес России?

На уроке выполнить оценивающий тренинг, а дома - письменное задание.

Включаются в деятельность.

Вносят предложения - сформулировать цель урока в форме проблемного вопроса. Почему Крестьянские хоромы - одно из чудес России?

2. Определение цели деятельности на уроке.

3. Проявление интереса к познанию.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

II этап. Обобщение и систематизация.

Задача для учителя: Способствовать развитию представлений о разумном русском домостроительстве и

домоустройстве, основой которого являются универсалии российской цивилизации: семья, лад с

людьми и согласие с Богом.

Задача для учащихся: Воспроизвести материала на новом уровне - получить опыт освоение социокультурных

Учителем используется технология развития целостного восприятия и мышления - ресурсный круг.

1. Подготовительный этап.

- Ребята, мы с вами уже многое знаем о неповторимом образе жизни крестьян, ядром которого стал крестьян-ский дом, крестьянские хоромы.

Деревенька моя родная,

Снова вижу тебя во сне.

Вот усталая вышла мама,

Помахала рукою мне,

Вот отец в звездовые ворота

Бросил сена охапки две,

И соседка баская что-то

С налитушкой идёт к избе…

2. Основной этап. 2.1. Учитель передаёт клубочек и слово ученику, сидящему слева.

2.3. Учитель обобщает первую часть: крестьянские хоромы были по-своему красивы и величественны. Во всём присутствовало чувство меры и в обыденном можно было разглядеть сокровенное. И потолок, и стены, и порог, и окна дома - освящённый мир, который хранил человека от бед и несчастий.

Вопрос служит переходом ко 2-ой части. А сколько всего можно услышать в любое время года! Что же услышали вы?

(Учитель наблюдает, как идёт присоединение, слушают ли ученики друг друга)

2.5. Вывод по 2-ой части ресурсного круга: всё это мы можем услышать, а ещё голоса людей: детский лепет, мудрое наставление деда, напев колыбельной бабушки - дом наполнен людьми, каждый прислушивается друг к другу.

3.Рефлексия. Ребята, вы молодцы, поделились своими переживаниями.

На какой вопрос вам отвечать было легче (то, что слышали, видели или чувствовали?), а на какой сложнее?

Ребята, для чего был нужен и что помог понять этот разговор?

3.2. Продолжение разговора. Создание учителем усло-вий для получения опыта освоения социокультур-ных категорий. Используются межпредметные связи.

- Чем старше становится человек, тем острее он чувствует, как родной дом притягивает и манит к себе.

- Что значит родной дом для Егора Дрёмова?

- Воспоминание о родном доме, родном очаге согревает и оберегает человека в самую трудную минуту.

Учитель, опираясь на имеющийся социокультурный опыт учащихся, подводит их к пониманию роли дома, родного очага в духовно-нравственном становлении русского человека, акцентирует внимание на том, что старинное крестьянское жилище - изба - хоромы - на первый взгляд (для тех, кто не занимается истоками) не представляет ничего удивительного. Красота и мудрое устройство открывается не сразу, и постепенно человек понимает, что это настоящее чудо, это самое главное, что есть у каждого человека.

1. Проявляют готовность общаться в ресурсном круге.

2. 2.Основной этап.

Первый ученик отвечает на вопрос и передаёт клубочек и слово соседу, сидящему слева.

Высказываются все желающие по очереди.

(Примерные высказывания: Вижу

- большой дом, в котором жилая и хозяйственная часть под одной крышей;

- в доме красный угол, иконки обрамлены расшитыми полотенцами, горит лампадка;

-над дверью - крестик-оберег;

- над окном - рисунок в виде солнечных лучей;

(Скрип половиц, перекличка коклюшек, потрескивание дров, шаги отца, тяжело вздыхает корова…)

(тепло, спокойствие, свежесть вымытого пола, вкус парного молока, прикосновение маминых рук…)

3.1. В ответе учащиеся говорят о том, что этот разговор помог понять, что дом живёт не сам по себе, он наполнен людьми, в нём царит мир и согласие.

3.3. Проживают создав-шуюся ситуацию вместе с героем А. Толстого, прояв-ляют эмоциональную от-зывчивость, присоедине-ние, вступают в разговор о роли родного дома в жизни человека.

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из экскурсии.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Роль физкультурной паузы выполняет процесс моделирование учебной ситуации.

Задача: 1. Снять физическую нагрузку, переключить виды деятельности.

2. Получить опыт освоения социокультурных категорий.

- В самую трудную минуту человек вспоминает своих близких, родных…

- Сейчас передаю слово экскурсоводу.

2. Учитель контролирует выполнение задания.

Учитель побуждает к высказыванию.

Учитель делает общий вывод:

- В большой семье царит взаимопонимание, почитание старших, лад и согласие. Для каждого дела в доме - своё место: и для труда земного и для труда души.

Учащиеся обдумывают, отыскивают глазами предмет быта и по очереди занимают места, затем каждый объясняет свой выбор. Глава семьи за праздничным ужином - передний угол, может резать хлеб, прижав к груди каравай (имитация). Большуха - у печки (может взять чугун, ухват и т.д.)

Молодая женщина - бабий кут (может использовать прялку, станок для кружевоплетения и т.д.)

Дед - конник - мужской кут (может показать, как плетёт корзину или ушивает валенки и т.д.)

Дети: мальчики 7лет-играет деревянными игрушками, 9 лет - помогает деду, девочка 11 лет - с прялкой, швейкой или пяльцами - женский кут.

Бабушка - качает в колыбели младенца, плетёт (если учащихся в классе немного , то эту роль может на себя взять экскурсовод или учитель).

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из ролевой игры.

Регулятивные УУД

1. Осуществление самоконтроля

Коммуникативные УУД

1.Полное и точное выражение своих мыслей

Личностные результаты

1. Учебно-познавательный интерес

Задача: создать условия для накопления социокультурного опыта: навыков общения, управления собственной деятельностью, приёмов эффективного взаимодействия в паре.

Организует активное занятие, говорит о том, что мы отдохнули и в то же время подготовились к выполнению итогового тренинга.

1-ый этап - индивидуальный.

Работа рассчитана на 5- 7 минут.

- Все справились, приступаем к работе в паре.

2-ой этап - Придите к единому решению, подготовьтесь его озвучить. Время - 5 минут.

- Кто сегодня хотел бы поделиться решением?

Заслушивается выступление одной пары.

- У кого есть другое мнение?

Учитель подводит итог и даёт экспертную оценку.

- Вы все справились с заданием, верно отметили, что крестьянские хоромы всегда являлись средоточием духовно-нравственных ценностей. 4-ый этап. Рефлексия. (Два круга)

- Что нового узнали для себя в ходе данного активного занятия?

- Что больше всего вас удивило и восхитило?

выполняет задание в тетради: читает, анализирует, делает выбор, отмечает.

Обсуждают, приходят к согласию, записывают общее решению, готовятся представить. Сигнал о готовности - берутся за руки- построение дома.

Заслушивается выступление. Вносятся дополнения,пояснения.

Самопроверка и самооценка.

Каждый высказывает своё мнение.

Познавательные УУД

1. Устанавливать причинно-следственные связи.

2. Строить речевое высказы-вание в устной форме.

Регулятивные УУД

1. Управление собственной деятельностью, деятельностью группы.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

4. Договариваться о правилах общения и поведения, о приёмах эффективнгого взаимодействия.

Личностные результаты

1.Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности

IV. Получение новых знаний. Присоединение к истокам родного края.

Задача: 1. Наполнить новым содержанием и смыслом категорию крестьянские хоромы. Расширить представление об универсалиях: мир, деревня, помочи.

Обеспечивает развитие основной идеи о жизненном укладе, доме и семье как важнейшей ценности человеческого бы­тия.

Слушайте внимательно одноклассника и обдумывайте ответ на вопрос (обращается к презентации).

Учитель обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

- Благодарим ребят за интересные рассказы и ответим на вопрос…

Учитель подводит учащихся к выводу о том, что старинная традиция помощи становилась трудом для рук, праздником для души, согласием с совестью. Мир был главным защитником крестьян.

- Ребята, вы когда-нибудь уезжали надолго из дома? А когда возвращались, что чувствовали?

То есть, ребята, человеческие отношения между людьми, выработанные столетия назад, сохранились и в наши дни: лад, мир, согласие с Богом, согласие между людьми живут и сегодня.

Первый ученик, рассказываю-щий о деревне Фрязиново, использует план деревни довоенного периода.

Третий ученик рассказывает о Сямской волости.

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.

Приобретают способность к сопереживанию, происходит развитие ответственности, доброты, отзывчивости.

VI. Подведение итогов.

Задача: 1. Подвести итог проделанной работы, переосмыслить результаты своей деятельности.

1. Рефлексия на содержание.

- Ребята, давайте возвратимся к началу урока, вспомним, какую цель мы ставили.

1.2. - Как мы можем ответить на вопрос?

Мы с вами на многое посмотрели другими глазами, ответили на вопрос, поставленный в начале урока, так как работали дружно, серьёзно, делились опытом. Молодцы.

1.1. Вспоминают проблемный вопрос: Почему крестьянские хоромы - одно из чудес России?

1.2. Дают развёрнутые ответы.

Выходят к карте и маркером крепят свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние после урока.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

1.Обобщение знаний о традиционном русском домостроительстве и домоустройстве, в котором наиболее ярко видны истоки народных представлений о семье как важнейшей ценности человеческого бытия.

2.Подвести детей к пониманию значимости Крестьянских хором – как родного очага. Закладывается определенная мораль: уважение, преемственность, единение.

1.Способствовать развитию представлений о разумном русском домостроительстве и домоустройстве, основой которого являются универсалии российской цивилизации: семья, лад с людьми и согласие с Богом.

2.Закладывается определенная мораль: уважение, преемственность, единение.

3.Создать условия для закрепления и освоения на уровне социокультурного опыта категорий: хоромы, мера, лад, согласие, освященный мир, разумное домоустроительство, мир, деревня, помочи.

4.Способствовать формированию у учащихся умению работать с различными источниками информации, самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать суждения, используя социокультурный ряд.

I.Подготовительный этап. Присоединение к особенностям восприятия, мышления, чувствования.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Давайте пожелаем друг другу успешно поработать на уроке, узнать много интересного. Что мы делали на прошлом уроке?

(строили дом, крестьянские хоромы).

-Чтобы крестьянский дом раскрыл нам секреты своего внутреннего мира, мы должны с вами разгадать загадку в этом стихотворении:

«Плотник долго собирался,

Но на славу постарался.

Он построил наконец

Дома первый ряд - (венец)

В старом доме есть секрет

Тёмный с лестницей (подклет)

Чуден терема убор-

Устремлённый ввысь (шатёр).

Из колючек свили сеть,

Из венцов сложили (клеть).

Служит входом в дом оно

С крышей красное (крыльцо).

Затейлив, светел и высок

Серебрится, как вода,

-Молодцы! Все хорошо постарались.

Учитель: изба выстроена. Но прежде, чем поселиться и буднично жить, этот новый мир надо было проверить, хорошей ли получилась изба, можно ли в ней жить. Как же проверяли дом? (ученик рассказывает приметы)

Ученик: на первую ночь в новый дом закрывали кота с кошкой, на вторую – петуха с курицей, на третью – поросёнка, на четвёртую – корову, на пятую – овцу, на шестую – лошадь.

Учитель: И только на седьмую ночь в дом решался войти и заночевать человек, если все животные наутро оставались живые и здоровые.

-Какой обычай сохранился до сих пор, когда въезжают в новый дом? (вещи, иконы, огонь…).

Икона - защита, освящённый мир, божественное покровительство

Домовой сор - чтобы в доме был достаток

Огонь - очаг, дом теплее, жизнь.

Навоз - животина жила, не болела, давала корм людям.

Хозяева беспокоились о благополучии в своём доме. В этих обрядах соединилась языческая, православная культура нашего государства – традиции русского народа.

А в какое время лучше справлять новоселье? К какому времени изба была готова? (осень)

-14 сентября празднуется Симеон Столпник и поэтому этот день звали Семеонов день. (Рассказ ученика об этом празднике)

Учитель: в крестьянских домах собиралось много народа. Жили не одним поколением, а большими семьями из 15-20 человек.

-А что же было в крестьянском доме? (печь, иконы…)

-Ребята, как вы думаете, где любила собираться семья, особенно зимними вечерами, когда на дворе стояла стужа, кружили метели? (у печки)

-А почему у печки? (тепло, огонь,)

-С чем это связано? (Она служила источником тепла и света)

-Подумайте, почему это место было для хозяйки, чем отличался от других? (учащиеся называют предметы, которыми пользуется хозяйка, чем она там может заниматься)

-Если бы вы забежали на эту половину дома, чтобы вы услышали, почувствовали? (дети называют свои ощущения:тепло, заботу, мягкий хлеб, запахи: всё связано с мамой и.т.д.)

-Какое место в доме было самым почётным? (красный угол. Основным украшением красного угла является божница с иконами и лампадкой, поэтому его называют ещё «святым)

-На божнице стоят иконы, горит лампада. Всякий гость, входивший в избу, у порога снимал шапку первым делом, трижды осенял себя крестным знаменем и низко кланялся образам, а потом только здоровался с хозяевами. В красный угол сажали самых дорогих гостей. В обычный день здесь, за обеденным столом, сидел глава семьи.

Учитель: А чем занимался глава семьи дома, когда возвращался с поля или зимними вечерами? (дети называют свои предположения)

-Угол напротив печи был рабочим местом хозяина дома и назывался хозяйский кут. Здесь же стояла лавка, на которой он спал. Под ней хранились инструменты. В свободное время в своём углу хозяин занимался поделками и ремонтом сохи, бороны, сетей, грабель и других инструментов.

Учитель: Почему хозяев дома называли большак и большуха? (потому, что большие, взрослые, Б) потому, что большое хозяйство и дом на них держались)

Учитель: Мужчина – хозяин нёс ответственность за достаток и защиту интересов семьи. А женщина как хозяйка отвечала за чистоту и порядок, уют в доме. Заботились о старших и детях.

Для каждого дела было своё место: и для труда земного - держать дом в порядке и заботиться о семье, и для труда души. Родной дом, а в доме очаг и красный угол были средоточием хозяйственной жизни, центром крестьянского мира.

УХАЖИВАТЬ ЗА КОРОВОЙ УХАЖИВАТЬ ЗА ЛОШАДЬЮ

ПАХАТЬ И СЕЯТЬ РАБОТАТЬ ТОПОРОМ

ПРЯСТЬ И ТКАТЬ РАСТАПЛИВАТЬ ПЕЧЬ

ШИТЬ ЗАГОТАВЛИВАТЬ ДРОВА

Запиши в один столбик те виды работ, которым учились мальчики, а в другой – девочки.

-Мы живем с вами в городе, и наши семьи отличаются от тех крестьянских патриар-хальных семей. Мы увидели, что обязанности в доме были строго распределены. Но можно ли говорить, что каждый был сам по себе: дед на печи, мать у печи, отец за работой, ребята на полатях? Все выполняли свое дело, а дело было общее для всей семьи, каждый вносил свой вклад, старался для общего дела.

-Что бы вы увидели, услышали, почувствовали, если бы жили в такой семье?

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Читайте также: