Конспект логопедического занятия дифференциация

Обновлено: 05.07.2024

- Совершенствование навыков языкового анализа и синтеза:

а) звуко-буквенного анализа и синтеза слов сложной звуковой структуры;

б) анализа и синтеза предложения из 5-7 слов

- Уточнение и обогащение словарного запаса детей

- Развитие фонематического восприятия

- Развитие мышления, зрительного и слухового внимания и памяти

- Развитие навыков самоконтроля и самопроверки

- Расширение представления об окружающем мире

- Воспитание познавательного интереса

- Воспитание положительной мотивации к логопедическим занятиям

- Воспитание усидчивости и аккуратности в работе

- Совершенствование навыка адекватно оценивать свою работу на логопедическом занятии

Регулятивные:

- выделение и сознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

- осознание качества и уровня усвоения

Познавательные:

- самостоятельное формулирование познавательной цели

- умение структурировать знания

- выбор наиболее эффективных способов решения задач

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

- рефлексия способов действия

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем-логопедом и сверстниками

- Дифференциация понятия звук и буква

- Дифференциация звуков [П]-[Б] на слух, по артикуляции, написанию

- Развитие умения подчиняться разным правилам

- Развитие способности активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми

I Организационный момент

(мотивация к учебной деятельности)

Цель: создать положительную мотивацию, настроить на результативную работу, воспитание познавательного интереса

«Вот уж осень готова проститься

Хмурой тучей, холодным дождём.

Скоро в окна зима постучится

-Природа уже подготовилась к приходу зимы, перелётные птицы улетели в тёплые края, многие животные подготовили свои жилища к наступлению холодов и лишь гость, который пришёл к нам на урок, не успел построить себе домик.

-Ребята, я предлагаю построить на нашем занятии хатку для бобра. Мы должны помочь гостю подготовиться к зиме, но для этого вам необходимо выполнить ряд заданий.

II . Этап формулировки темы и целей урока

Цель: сориентировать учащихся по теме и целям урока, выявить причины затруднения и постановки цели урока, актуализировать умение вступать в диалог.

Учитель-логопед предъявляет 3-4 предметные картинки, в названии которых есть звук [П]:

- Посмотрите на картинки, назовите одинаковый звук в словах [П].

- Какой буквой обозначается этот звук? (пэ).

Вывешивается табличка с буквами П п.

«На хоккее, на футболе

и одновременно вывешивает карточку-символ с буквой П.

Учитель-логопед предъявляет 3-4 предметные картинки, в названии которых есть звук [Б]:

- Назовите одинаковый звук в этих словах [Б].

- Какой буквой обозначается этот звук? (бэ).

Вывешивается табличка с буквами Б б.

«Буква Б с большим брюшком,

и одновременно вывешивает карточку-символ с буквой Б.

- Кто догадался, чем мы будем сегодня заниматься? Сформулируйте тему нашего занятия.

(Будем учиться различать между собой звуки [П]-[Б])

Используя опорную запись, поставьте цели урока.

Установить сходство…. (между звуками [П]-[Б])

Установить различие ….(между звуками [П]-[Б])

Упражняться в написании…(букв П-Б)

- Итак, сегодня мы с вами будем учиться находить сходство и различие межу звуками [П]-[Б], будем упражняться в правильном написании букв П-Б.

- Для того, чтобы каждый из вас достиг поставленной цели что нужно делать на уроке? (быть внимательными, старательными, активными)

III . Актуализация знаний. Сравнение звуков [П]-[Б] по звучанию и артикуляции. Работа с индивидуальными зеркалами

Цель: создать проблемную ситуацию, выявить уровень знаний детей

- Посмотрите в зеркала, произнесите звук [П], дайте ему характеристику.

- согласный, потому что воздух встречает во рту преграду (губы), - твёрдый,

- глухой (произносится без голоса).

- Посмотрите в зеркала, произнесите звук [Б], дайте ему характеристику.

- согласный, потому что воздух встречает во рту преграду (губы),

- звонкий (произносится с голосом).

-Скажите, чем похожи эти звуки. (Оба согласные, твёрдые, у них одинаковая преграда - губы.)

- Скажите, чем они отличаются друг от друга?

( звук [П] - глухой, звук [Б] - звонкий).

- Напомните, как можно проверить звонкость-глухость звуков.

(двумя способами: 1- руку на горло, 2-закрыть уши).

- Ребята, вы правильно определили сходство и различие между звуками [П]-[Б]

Учитель-логопед зачитывает стихотворение:

«Глухие звуки звучат глухо,

Голоса в них нет.

Звонкие звуки тревожат ухо,

В них скрыт особый секрет.

Послушаем вместе: ПУГАТЬСЯ, ПУСКАТЬ-

Здесь голоса нет в звуке П,

А в слове БОРОТЬСЯ и в слове БРОСАТЬ

Слышится звонкий Б.

П - это капают капли дождя,

Б – барабанов бой.

Можно все звонкие прокричать,

-Вы справились с заданием, положим первое брёвнышко и начнём строить хатку бобра.

-Запишите характеристику звуков [П]-[Б] в тетрадь, отличия подчеркните.

-Допишите в карточке с элементами букв буквы П-Б.

IV . Дифференциация звуков [П]-[Б] в слогах.

Чтение слогов с буквами П-Б

Цель: актуализация знаний, выполнение заданий, тренирующих мыслительную деятельность, развитие фонематического восприятия на уровне слогов

па – ба пап - бап пфа - бва

по – бо поп - боп пко - бго

пу – бу пуп - буп пшу - бжу

пэ – бэ пэп - бэп пфэ - бвэ

пы - бы пып – бып пты - бды

Дети читают слоги.

Слова: Шу…ба, тро…па, гу…ба, кру…па, сдо…ба, ли…па, кол…ба, ла…па, сто…па, клум…ба, тру…ба, па…па, про…ба, жа…ба, плом….ба, тол…па, вер…ба, глы…ба, лам…па, ры…ба.

- Сели все ровненько.

V . Дифференциация звуков [П]-[Б] на слух

Цель: актуализация знаний, выполнение заданий, тренирующих мыслительную деятельность, развитие фонематического восприятия

5.1. Учитель-логопед произносит слова со звуками [П]-[Б].

Дети поднимают сигнальные карточки с соответствующими буквами.

Слова: Бумага, помощь, банка, добро, тополь, суп, собака, сапоги,

5.2. Детям молча предъявляются картинки, в названиях которых

есть звуки [П]-[Б], они поднимают соответствующую букву.

5.3. На доску вывешивается 4 предметные картинки.

(В названии 2-х картинок есть звук [П], 2-е остальные картинки – со звуком [Б])

Дети отчётливо называют, что изображено на картинках, запоминают слова.

Картинки убираются, ученики называют, что они увидели, определяют наличие звуков [П]-[Б] в словах.

5.4. а) Предлагается картинка с изображением полушубка.

- Назовите, что изображено на картинке.

- Чем интересно это слово? (есть оба звука [П]-[Б])

- Покажите на цифровой линейке, какое место в слове занимает звук [П], звук [Б]. (Дети закрывают цифру нужной буквой).

б) Учитель-логопед произносит слова:

-букет, забор, грибы;

-пакет, лопата, тулуп.

Дети определяют по цифровым линейкам место звуков [П]-[Б]

в словах. (Каждое слово проверяется учителем-логопедом совместно с детьми).

- Вы справились с очередным заданием, добавим брёвнышко в домик бобра.

VI . Анализ слов-паронимов

Цель: актуализация знаний, выполнение заданий, тренирующих мыслительную деятельность, развитие фонематического восприятия на уровне слова, развитие способности активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми

Учитель-логопед раздаёт детям по 2-е карточки со словами паронимами.

- Вы должны прочитать слово. Тому, кто прочитает слово, должен откликнуться тот, у кого есть слово, отличающееся одним звуком.

почка – бочка (устанавливается сходство и различие между словами),

порт – борт (устанавливается сходство и различие между словами),

пашня – башня (с каждым словом составляется предложение),

папочка – бабочка (с каждым словом составляется предложение, устанавливается количество звуков [П]–[Б] в каждом слове).

- Итак, сейчас мы увидели, как звуки [П]–[Б] влияют не только на звучание слова, но и на его смысл.

VII .Физминутка

Цель: развитие общей и мелкой моторики, развитие слуховой памяти и внимания

7.1 Расширение сенсомоторного репертуара.

Речь с движениями.

«Бобёр в бору затеял бал, Дети маршируют в такт стихотворения.

Бобёр на бал гостей позвал. Приглашающее движение руками к себе.

Паучки во флейты дуют, Изображение игры на флейте.

Польку бабочки танцуют. Взмахи руками, подобно крыльям бабоч ки.

Даже тихий барсучок Маршировка на носочках, руки на пояс.

- Назовите слова из скороговорки со звуком [П] (Позвал, паучки, полька).

- А теперь вспомните слова со звуком [Б] (Бобёр, бор, бал, бабочки, барсучок, каблучки).

7.2 Развитие мелкой моторики

Изображение пальцами букв.

- Дети, выпрямите кисть левой руки и поставьте её вертикально. Зажмите между указательным и средним пальцами конец карандаша (он должен располагаться горизонтально).

Правой кистью образуйте полукруг (большой палец снизу) и приставьте его к левой ладони. Какая получилась буква? (Б).

- Выпрямите кисти рук и поставьте их вертикально, ладонями друг к другу. Между кончиками указательного и среднего пальцев зажмите карандаш. Какая получилась буква? (П).

- Вы справились со следующим заданием, добавим брёвнышко в хатку бобра.

VIII . Дифференциация звуков (П-Б) в словах.

Цель: актуализация знаний, выполнение заданий, тренирующих мыслительную деятельность, развитие фонематического восприятия на уровне слова

8.1 Учитель-логопед зачитывает стихотворение:

« Чтоб ошибок избежать,

Зоркость будем развивать.

В игре проверить можешь сам

На доске - 2 плоские фигурки лодок с парусами. На парусах – кармашки, в кармашках – буквы П-Б. На доске столбиком записаны слова с пропущенными буквами. Дети по порядку выходят к доске и выбирают нужную букву, подставляя её к данному слову.

Учитель-логопед сообщает, что лодки могут причалить только к

своим словам (в зависимости от написания букв П-Б).

-К каким словам причалят лодки?

-Запишем слова в 2-е колонки, в зависимости от наличия букв П-Б.

-Подчеркните букву П – одной чертой, Б – двумя.

8.2. Учитель-логопед просит детей ответить на вопросы.

- Ответьте на мой вопрос одним словом, определите в названных вами словах наличие звуков [П] – [Б] и продолжите запись слов в две колонки.

- Подчеркните букву П – одной чертой, Б – двумя.

- Кого ловят рыболовы? (рыба).

- Какой день начинает рабочую неделю? (понедельник).

- Какой день наступает после пятницы? (суббота).

-Тарелки, чашки, блюдца, кастрюли – это…? (посуда).

- Где растут клюква и брусника? (болото).

- Вы справились с новым заданием, добавим очередное брёвнышко в домик бобра.

IX Дифференциация звуков [П-Б] в предложениях

Цель: актуализация знаний, выполнение заданий, тренирующих мыслительную деятельность, развитие фонематического восприятия на уровне предложения

- А сейчас проведём графический диктант.

Учитель-логопед зачитывает предложения, совместно с детьми подсчитывается количество слов в предложении, уточняется наличие звуков [П]–[Б]. По одному дети выходят к доске для записи предложения, остальные выполняют записи в тетрадях.

-Итак, вы вновь справились с заданием, добавим новое бревнышко в домик бобра.

X . Дифференциация звуков (П-Б) в текстах.

Самостоятельная работа детей

Цель: актуализация знаний, выполнение заданий, тренирующих мыслительную деятельность, развитие фонематического восприятия на уровне текста, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

- Прочитайте текст (по перфокартам), подставьте в слова нужную букву.

П ришёл п оследний месяц осени – ноя б рь. П огода п асмурная. П одул п орывистый ветер. С деревьев п олетели б урые листья. В лесу можно на б людать листо п ад. Улетели п оследние п тицы. Всё в п рироде готово к насту п лению зимы.

Проводится проверка выполненной работы. Дети по цепочке зачитывают предложения, уточняя наличие букв П-Б.

- Назовите, какой месяц наступит после ноября. (Декабрь).

- Определите, какой из изучаемых нами звуков есть в этом слове. [Б].

- А знаете ли вы, что размер хаток у бобров различен. Они служат бобрам многие годы, ежегодно ремонтируются, достраиваются и иногда достигают огромных размеров.

Так, в Воронежской области есть хатка, высота которой 2,5 м, а ширина её – 12 м. А самая большая бобровая плотина находится в Северной Америке. Её длина – 625 м, ширина – 7 м, а высота –

XI . Подведение итога занятия. Рефлексия

Цель: рефлексия способов действия

- Итак, подведем итог урока. Вспомним цели занятия. Мы их достигли? (да)

- Чем мы занимались на занятии? (Устанавливали сходство и различие между звуками [П]-[Б]).

- Что общего между звуками [П]-[Б]? (согласные, твёрдые, одинаковая преграда во рту - губы).

- Чем отличаются звуки друг от друга? ( звук [П] – глухой,

звук [Б] - звонкий).

XII . Оценивание работы учащихся

Цель: организация оценивания учащимися собственной деятельности на уроке, осознание учащимися того, что ими усвоено, а что нет

- Оцените свою работу на уроке, дополняя предложения:

Мне удалось на уроке… быть внимательным,

все задания выполнить без ошибок

Я могу похвалить себя за … старательность, активность, аккуратность

Мне надо еще поработать над… этой темой, еще допускаю много ошибок

- Сегодня на уроке хорошо работали… Урок окончен.

Предъявляются картинки с изображением осенних пейзажей

Показ картинки с изображением бобра. Под картинкой бобра – осенние листья клена с написанными слогами

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель-логопед: Жидкова Л.В.

Конспект открытого фронтального логопедического занятия для детей 1 класса

Тема: Дифференциация звуков [б – п].

Цель: Сформировать у учащихся умение различать согласные [б - п] в устной и письменной речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1.Различение звуков [б – п] на слух и в произношении в слогах, словах и предложениях.

2.Уточнение различий между парными звонкими и глухими согласными.

3.Закрепление навыков звукового анализа и синтеза.

4.Закрепление понятия твердый и мягкий согласный звук.

Коррекционно-развивающие:

1.Развитие фонематического восприятия .

2.Развитие координации речи с движением.

3.Развитие внимания, памяти, воображения и мышления.

4.Развитие мелкой и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные:

1.Воспитание нравственно-этических чувств. Воспитывать у школьниках умение работать в коллективе.

2.Развивать умение слушать и анализировать.

Оборудование:

Компьютер, муз.диск., картинки в названиях которых есть звуки [ Б и П ] (барабан, кубики, тапочки, бочка, сапоги, ботинки, буратино, повар, лопата и др.), картинки-ответы к загадкам, картинки к песенке, для физ. минутки, индивидуальные карточки со слогами ( ры__, тру__, тро__, Лю__, __ран, __латка, __лец, ло__та, при__вил, за__ва, __гаж, __нан, __рта, __лата, ры__лка ), тетради , ручки, карандаши.

Маленькие зеркала. Бомбочка.

План занятия.

I. Организационный момент.

Времена года. Зимние месяцы. Число.

II. Основная часть.

2.Артикуляционная гимнастика. Упражнения на развитие речевого дыхания, голоса.

3.Отгадывание загадок. Назови первый звук и дай характеристику. Устно.

4.Игры со звуками [б – п]. Поймай звук, хлопни в ладоши. Устно.

5.Напиши под диктовку слоги и слова со звуками [б - п]. Подчеркните твердые согласные одной чертой, мягкие согласные двумя чертами. Работа у доски и в тетрадях. Письменно.

6.Игра наоборот. Преобразование слогов, слов. Устно.

8..Измените слова так, чтобы после согласных П и Б, появился гласный. Запишите слова в тетради. Письменно.

9. Воспроизведение слоговых рядов. Напишите под диктовку. Устно затем письменно.

10.Прослушайте предложения. Назовите слова со звуками П и Б, сделайте схему в тетрадях. Письменно.

12.Слоговая мозаика на дом. Письменно.

III. Подведение итогов занятия. Самооценка – дети оценивают себя сами. На доске висит список детей, занимающихся на логопункте. После окончания урока дети приклеивают напротив своей фамилии фишку красного или зеленого цвета в зависимости от того, как они себя оценивают.

Ход занятия

1.Оргмомент.

Здравствуйте, ребята! Ребята, какое сейчас время года? Какой месяц? Какое число? Давайте запишем сегодняшнее число в тетради. Вы уже знаете, что существуют звонкие и глухие согласные звуки. Сегодня мы с вами научимся различать звуки [Б] и [П] и узнаем, какой из них глухой, а какой звонкий. Но, сначала проведем артикуляционную гимнастику.

2.Артикуляционная гимнастика и упражнения для развития речевого дыхания.

Артикуляционная гимнастика проводится сидя за партами с маленькими зеркалами.

Песенка гласных звуков с имитацией движения [А О У Ы Э]для развития речевого дыхания и голоса.

3. Ребята отгадайте, пожалуйста, мои загадки.

Гость из Африки приехал,
И морозы не помеха,
Пожелтел слегка в дороге,
Чтоб понравиться здесь многим.
Шлёт привет от обезьян
Снятый с пальмы фрукт – (банан)

Круглый, красный, кислый, сладкий,
Можно съесть его нам с грядки,
Если же сорвать зелёным,

Будет он к зиме солёным.
Знают люди с давних пор,
Как прекрасен
(помидор).

Над цветочками порхает,
Кто красавицу не знает?
Ее крылья расписные,
Ее танцы заводные.
Только очень беззащитна,
Совершенно безобидна.
Не спеши ее пугать,
Слабых надо защищать. (бабочка)

Пушистой маленькой хозяйке

Морозы не страшны:

Приберегла она на ветках

Сушёные грибы. (белка)

Голос густой,

Дробь отбивает,

Шагать помогает. (барабан)

Кто кричит во дворе,
Будит нас на заре?
У него есть перья - пух!
И зовут его . ! (Петух)

- Какой первый звук вы слышите в отгадках? Дайте характеристику каждому первому звуку (согласный, твердый или мягкий, глухой или звонкий).

4. Игры со звуками [Б] - [П] в слогах и словах.

а) слоги: ба бо па бы пу бу пы пя бё пе бю и т.д.

Хорошо! Задание то же, но в словах.

б)слова: пыль, баран, работа, пылесос ,булка, рупор, боты, лопата, лапти, банка, быль, карп.

То же самое по картинкам. ( предметные картинки со звуками [Б] и [П]

5.Напишем под диктовку слоги и слова со звуками [Б] и [П] в два столбика.

Работа у доски и в тетрадях.

В первый столбик напишем слоги и слова со звуком [Б], а во второй со звуком [П].

Ба, па, пу, бе, апа, упу, обу, упи, ибо, упи, опе, обе, пю, бю, пя, бя.

Пенал, боты, рыба, арбузы, белка, попугай, работа, аптека, платок.

Подчеркните твердые согласные одной чертой и мягкие согласные двумя чертами.

6.Игра наоборот. Преобразование слогов, слов.

Правила такие: я говорю слог. Если в слоге звонкий звук [Б], то вы мне меняете этот звук на глухой [П], и наоборот.

Слоги: ба-па бу-пу пы-бы бо-по пэ-бэ

Теперь я буду произносить предложения, которые вы должны будете закончить словами подходящими по смыслу. Чем различаются эти слова?

В синем небе звезды (плещут или блещут)

В синем море волны (плещут или блещут)

На траву выкатили (почки или бочки)

На деревьях набухают (почки или бочки)

Повалился старый (запор или забор)

На воротах крепкий (запор или забор)

7.Физкультминутка

8. Измените слова так, чтобы после согласных [б] и [п], появился гласный, подчеркните последний слог. Работа у доски и в тетрадях.

Например; зуб-зу бы , гриб-грибы, карп-карпы, суп-супы, краб-крабы, столб-столбы.

9.Воспроизведение слоговых рядов.

а) Сначала хором .

Слоги: ба-па-па бо-бо-по бэ-пэ-бэ бу-пу-пу бы-пы-бы

б) Индивидуальное повторение слогов

Слоги: ба-ба-па пу-пу-бу бы-пы-бы бэ-пэ-бэ

Напишите под диктовку. Логопед проговаривает слоги в определенной последовательности один раз н-р: ба-па-па, а дети пишут как запомнили.

10. Прослушайте предложения. Назовите слова со звуками П и Б, Сделайте схему в тетради.

Бабушка купила Борису барабан. Б п Б бб.

Боря будет рисовать петушку. Б б - п.

Папа купил Полине яблоки. П п П б.

12.Слоговая мозаика

( ры__, тру__, тро__, Лю__, __ран, __латка, __лец, ло__та, при__вил, за__ва, __гаж, __нан, __рта, __лата, ры__лка )


Основные цели занятия: - дифференциация гласных А-Я в слогах, словах, предложениях; - учить сравнивать согласные по твёрдости и мягкости перед гласными А-Я; - развивать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза, слухового и зрительного внимания; - совершенствовать грамматический строй речи; - формировать навыки работы со словами близкими по звучанию, но разными по написанию и смыслу (мал-мял); - воспитывать интерес к жизни и повадкам животных, заботливое отношение к ним.

Содержимое разработки

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

с группой обучающихся 2-го класса,

имеющих нарушения чтения и письма,

обусловленные фонетико-фонематическим нарушением речи.

Учитель-логопед методического центра управления образования

администрации города Макеевки

Долматова Л.Д.

дифференциация гласных А-Я в слогах, словах, предложениях;

учить сравнивать согласные по твёрдости и мягкости перед гласными А-Я;

развивать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза, слухового и зрительного внимания;

совершенствовать грамматический строй речи;

формировать навыки работы со словами близкими по звучанию, но разными по написанию и смыслу (мал-мял);

воспитывать интерес к жизни и повадкам животных, заботливое отношение к ним.

Ход занятия.

I. Организационный момент. Прочитайте написанное на доске.

Аня Яша Надя Ярослав Вася Яна

Как одним словом это можно назвать (имена). Как надо писать имена людей? Какие буквы чаще других встречаются в этих именах (А-Я).

Расскажите, что вы знаете о буквах А-Я? (Гласные, парные, на что похожи).

Работа со стихотворением. Прослушайте стихотворение.

Вот буква вроде шалаша.

Не правда ль буква хороша!

И хоть она проста на вид.

А начинает алфавит.

Так, какую первую букву вы будете сегодня различать? (А)

Определите, какая вторая буква.

Я – бродяга с рюкзаком.

Путешествую пешком. (Я)

Отличаются ли они по звучанию и написанию?

II. Основная часть.

Артикуляция гласных А-Я. Сравнение гласных А-Я по артикуляции, установление сходства и различия (зеркало).

Какую гласную А или Я легче произнести?

Как образовалась гласная второго ряда Я? (Й+А=Я, двузвучная буква Я)

2. Дифференциация А-Я в слогах (развитие фонематического анализа и синтеза).

МА-МЯ НЯ-НА СА-СЯ ЛЯ-ЛА ФА-ФЯ

ТА-ТЯ ДЯ-ДА БА-БЯ ВЯ-ВА РА-РЯ

Как звучат согласные перед гласной А (твёрдо), а перед гласной Я (мягко). Почему? Какую гласную выберем после твёрдого согласного? А после мягкого?

б) Работа в тетрадях. Запишите в две строчки слоги, в первую – с буквой А, во вторую с буквой Я. Прочтите слоги, которые вы записали в первую строчку, во вторую.

ЛА, МЯ, СЯ, ТА, СА, ПА, РЯ, ЛА, ДА, ВЯ.

3. Дифференциация гласных А-Я в словах.

Картинки: моряк, парус, шляпа, маска, рябина, дятел, дыня, башня, сумка, вишня, лягушка.

МАЛ – … ЗАВАЛ – … МАТЬ – …

РЯД – . ГЛЯДИТ – … ТЯПКИ – …

мял – мал, мать – мять тапки – тяпки

Петя был …… и мяту …….. . Ребята взяли ……. и разрыхлили грядки.

Увидала ……. не велела …… Котята обули ……. чтоб не мёрзли лапки.

ряд – рад гладит - глядит

Вася был …, что попал в первый … . Ваня …, как мама … бельё.

4. Физминутка.

Рыбки весело плескались

В чистой светленькой воде. (плавные движения кистями)

То сожмутся, разожмутся, (сжимаем кулачки)

То зароются в песке. ("моют" руки)

утки козл…та .

медведя ут…та .

У лося еж…та .

лисы жереб…та .

козы медвеж…та .

лошади лис…та .

ЗАПАСЫ НА ЗИМУ

Сколько грибов на полянке! Суетится рыженькая белоч­ка-хлопотунья. Срывает она крепкий гриб-боровик и осто­рожно взбирается с ним на дерево. Там выберет веточку по­крепче и наколет на неё гриб. Грибы на ветках высохнут. Осенью переменит она свою рыжую шубку на серую. А когда придет зима…

Выпадет снег. Он укутает землю пушис­тым одеялом. Белочка уже не сможет собирать корм на земле.

Зимой белка с бельчатами будет грызть в дупле ореш­ки и шишки. Она будет прыгать по веткам деревьев и под­крепляться сушеными грибами.

Так и проживёт белка с бельчатами холодную зиму.

Вопросы: Как белка готовилась к зиме? Что произошло с ней осенью? Как белка проведёт зиму?

III. Итог занятия.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оборудование: демонстрационные картинки, конверт с карточками, графические профили звуков [В – Ф].

Ход занятия

I. Организационный момент

- Здравствуйте, дети. Садитесь.

- Сегодня у всех хорошее настроение, поэтому посмотрите друг на друга, мило улыбнитесь и приготовьтесь к занятию. Для начала, прослушайте задание и подготовьтесь ответить.

- Определите количество звуков в своей фамилии.

II. Основная часть

Введение в тему

- А сейчас предлагаю задание отдельно для мальчиков и девочек. Мальчики выполняют первую строку, а девочки – вторую.

- По первым звукам слов-картин составить слова.

(на доске картинки: василек, автобус, нож, яблоко, фартук, аист, ягода)

- Кто готов? Слушаем.

- Совершенно верно. Ваня, Фая.

- Что означают эти слова? (Имена) (Вывешиваются портреты Вани и Фаи)

- Назовите первые звуки в их именах. (Звуки В-Ф)

- Кто догадался и готов озвучить тему нашего занятия.

- Запишите сегодняшнее число и тему занятия.

- А также запишите имена героев сегодняшнего занятия: ВАНЯ, ФАЯ.

- Подчеркните буквы: В – двумя чертами, Ф – одной.

1. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам, опираясь на графические профили звуков (на доске, сопровождая показ указкой)

- При произнесении звуков [В-Ф] нижняя губа немного втянута и прижата к верхним зубам, верхняя губа слегка приподнята. Верхние зубы видны. Кончик языка немного отходит от нижних зубов, язык плоский. Выдыхаемый воздух прорывается в щель между верхними зубами и нижней губой. Звук [В] произносится голосом, значит, работают голосовые связки. Звук [Ф] – без голоса, голосовые связки отдыхают.

- Приложите тыльную сторону ладони к горлу и произнесите долго звук [В]. Чувствуете, как голосовые связки дрожат?

- А теперь произнесите звук [Ф]. Что ощущаете? (голосовые связки не дрожат, отдыхают)

- Сделайте вывод, какой из звуков звонкий, а какой – глухой. Почему?

- Итак, звук [В] – согласный, звонкий; звук [Ф] – согласный, глухой.

- А теперь, давайте подумаем и скажем, где эти звуки мы слышим в окружающем нас мире. (Звук [В] мы слышим, когда гудит мотор (машины, самолета, вертолета, мотоцикла). Так играют маленькие дети с машинами)).

(Звук [Ф] мы слышим, когда закрываются или открываются двери автобуса, останавливается машина Камаз; так сдуваем свечку, спичку; так фырчит ёжик)

2. Речевая разминка

- Повторяете за мной по цепочке чистоговорки:

Ва-ва-ва - во дворе трава
Фа-фа-фа – у невесты фата
Во-во-во - бушуют волны
Фо-фо-фо – горят фонари
Вы-вы-вы – глазки у совы
Фы-фы-фы – фыркают ежи

( корова, лифт, филин, сова, кровать, вата, шкаф, фуражка, кафтан, ворона)

4. Нахождение картин со звуками [В – Ф], определение места звука в слове (в начале, середине, конце)

- Перед вами слова-картинки, в которых произносятся звуки[ В-Ф]. Предлагаю распределить картинки между Ваней и Фаей. У доски будут работать двое, а остальные будут проверять правильность выполнения задания.

(После того, как дети распределят картинки, следует уточнить место звука в слове: в начале, середине, конце.)

- Называем предмет и место звука в слове: в начале, середине, конце.

Коро.а, с.екла,.утбол, кла.иши.

Ту. ли,.онтан, ке.ир,.аленки.

.ерба, ко.рик, шар.ик, сло.а.

6. Графическое изображение слова.

- Поупражняемся в выделении слогов с буквами В-Ф в словах. Изобразим это графически. Работу продолжаем в тетрадях.

Образец: вок ___,

вокзал, соловей, фиалки, кофе, ворота, вагон, веник, фонарь.

- Напоминаю последовательность работы. Читаете слово, считаете количество слогов, опираясь на количество гласных, чертите количество слогов, определяете место буквы в слове, записываете слог.

7. Разгадывание кроссворда.

- Подошло время для смекалки. Если отгадаете загадки, то и отгадаете кроссворд.

  • За водой идут –
    Песни звонкие поют.
    А назад идут –
    Слезы льют. (Ведра)
  • Зазвенели ручьи,
    Прилетели грачи.
    В дом свой, улей, пчела
    Первый мед принесла.
    Кто скажет, кто знает,
    Когда это бывает? (Весной)
  • По полю рыщет,
    Поет да свищет,
    Деревья ломает,
    К земле приклоняет. (Ветер)
  • Без ног и без крыльев оно,
    Быстро летит,
    Не догонишь его. (Время)
  • Знак, обозначающий число. (Цифра)
  • Обувь. (Туфли)
  • Полезное ископаемое. Из чего получают бензин, керосин, мазут? (Нефть)
  • Водитель автомобиля. (Шофер)

Дует ветер нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Деревцо все выше-выше,
Ветерок все тише-тише…

9. Составление слов из отдельных слогов. (На доске картинки: ворона, фазан)

- Узнали птиц? Назовите их.

- Обратите внимание, как пишется слово: ВОРОНА

- Прилетела ворона и принесла конверт. Конверт не простой, а с заданием. Каждый из вас получит карточку и составит слово из слогов. По цепочке будем работать у доски, остальные у себя в тетрадях.

В конверте находятся карточки со слогами на каждого ребенка:

рон, во
нуш, во, ка, ро
нё, ро, нок, во
ний, ро, во
е, ронь, во

Запись слов на доске:

Ворон, ворона, воронушка, вороненок, воронята, вороний, воронье.

- Обведите букву О в словах красным карандашом, поставьте ударение во всех словах, опираясь на гласные буквы, разделите слова на слоги, выделите одинаковый корень в словах.

- Как называется такая группа слов? (Однокоренные)

- Подчеркните букву В – двумя чертами.

- Устно образуем родственные слова и со словом ФАЗАН. (прослушать)

- А теперь я диктую, а вы записываете:

фазан, фазанёнок, фазанята, фазаний (глаз), фазанье (гнездо).

- Как называются эти слова? (однокоренные)

- Выделите общий корень, Ф – подчеркните одной чертой.

- Назовите первые звуки в словах ВОРОНА И ФАЗАН. Охарактеризуйте эти звуки. (В слове ВОРОНА, В – согласный, звонкий; в слове ФАЗАН, Ф – согласный, глухой.)

10. Работа над пословицей. (На доске записано предложение)

Ворона проворонила воронят.

- Это пословица. Давайте попытаемся объяснить значение пословицы. (Выслушать детей)

- Поупражняемся в запоминании этой пословицы. Сначала хором произнесем 2 раза, а затем каждый самостоятельно – в полголоса.

- Еще раз - с закрытыми глазами.

- Обратите внимание на все слова в предложении, корень у них - одинаковый. А теперь я закрываю запись, а вы запишите это предложение по памяти.

- Во всех словах выделите общий корень. Подчеркните букву В – двумя чертами.

- Поупражняемся в быстром проговаривании этого предложения.

- Придумайте предложение со словом ФАЗАН. Слушаем.

- Чье предложение вам понравилось? Давайте его запишем. Подчеркните букву Ф- одной чертой.

III. Итог занятия.

- Какие звуки мы сегодня учились различать?
- Дайте характеристику этим звукам.
- Спасибо всем за занятие.

Читайте также: