Состав слова конспект урока 6 класс рыбченкова

Обновлено: 05.07.2024

Цель: закрепить приобретенные знания о частях слова: корне, приставке, суффиксе, окончании.

Задачи: усовершенствовать на практике правила правописания значимых частиц слова; развивать коммуникативные умения, устную и письменную речь; воспитывать любовь и уважение к родному языку.

Вид урока : итоговый урок

Вступительная часть.

Учитель. Дети, сегодня у нас необычный урок. Мы совершим путешествие в страну Слова. Там живут части слова – корень, приставка, суффикс, окончание. Но у них случилось горе : каждая из частей слова хочет быть главной. А случилось это так: они строили дворец, работали дружно, а когда началось заселение – рассорились и разбежались. Остался лишь почтенный Корень. Мы должны своими знаниями помочь ему собрать части слова. Поспешим на помощь!

Основная часть.

Корень. Я - почтенный Корень.

Во мне слова смысл упрятан.

Это помните, ребята.

От меня растут всегда

Быстро новые слова.

Лес – лесник, лесной, лесок,

Дружный – друг, дружить, дружок.

В этих семьях есть глава,

Это корень слова – Я!

Корень ставит вопросы, а участники групп отвечают:

- Что называется корнем?

- Подбери однокоренные слова к словам ВОДА, ЗЕМЛЯ.

- Что называется приставкой?

Прочитайте загадки. Выберите из скобок нужную по смыслу приставку в словах. Запишите отгадки.

- Без воды кусок душистый не (от-, пере-)моет руки чисто.

- На зеленой тонкой ножке (до-, вы-)рос шарик у дорожки.

-Что называется суффиксом?

-Запишите ласковые формы слов МАМА, ДОЧЬ.

-Для чего служит окончание?

-Свяжите слова по смыслу с помощью окончаний, выделите окончания:

Ремонт, парта. Вымыть, доска. Рассказ, учитель. Конец, урок.

Бег, бежать, забег.

Лесной, лесник, лес.

Дерево, деревянный, дереву.

Береза, березонька, березовый.

Учитель. А теперь пришло время второго этапа соревнований. Разберите слова по составу и начертите их схемы:

Груз, нагрузка, грузовой.

Поход, ходить, походка.

Учитель. Ребята, с предыдущими заданиями вы справились хорошо. Но Король сомневается, умеете ли вы грамотно писать. Он предлагает вам работу с сигнальными карточками. Поэтому повторяем правило, как проверить безударную гласную. (Дети отвечают)

Л …сной - ____ , к …тенок -____ , гр …бок - _____ , р …ка - _____ ,

н …чной - ____ , м…рить - ____ .

Заключительная часть.

Учитель. Задания выполнили правильно. Корень доволен. Вот и пришло время правильно расставить части слова. (Ученик на магнитной доске располагает части слова).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Состав слова

Цель: продолжить работу по изучению основных частей слов; углублять понимание роли каждой морфемы, учить различать однокоренные слова и формы слова, словообразующие и формообразующие морфемы; развивать навыки морфемного и словообразовательного разбора; содействовать развитию орфоэпических, орфографических, пунктуационных навыков; воспитывать интерес к русскому языку.

Тип урока: развитие и применение умений и навыков

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знают определение терминов морфемный состав слова, морфема, морфемика, словообразующие и формообразующие морфемы, нулевое окончание ; объясняют роль каждой морфемы в слове; умеют выполнять составлять;

Личностные: адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в работе на уроке; проявляют положительное отношение к учебной деятельности, познавательный интерес к учебному материалу; высказывают своё мнение.

Метапредметные:

познавательные –

общеучебные : формулируют вопросы и ответы по изучаемой теме; внимательно слушают, строят речевые высказывания;

логические : развитие ассоциативного, логического и критического мышления учащихся (самостоятельное мышление, умение анализировать языковой материал, обобщать, делать выводы);

регулятивные – правильно воспринимают и понимают учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей; осуществляют взаимоконтроль; адекватно оценивают свою деятельность и деятельность сверстников на уроке;

коммуникативные – умеют конструктивно взаимодействовать в парной работе, учатся слушать и оценивать друг друга, адекватно воспринимать похвалу и замечания.

Актуализация опорных знаний

1) Проверка д/з (зачитать слова в паре с проверочными)

2) Терминологический диктант

Морфемика, словообразование, орфография, грамматика, синтаксис, лексикология, суффикс, приставка, окончание.

3) Задание на карточке. Выполнить синтаксический разбор предложения (2 ученика)

Девочка смотрела, смотрела на солнечного зайчика и уснула.

Бросились к солнечному зайчику быстрые солнечные лучи.

Мотивация учебной деятельности

Давайте вспомним, что изучает морфемика. (морфемы). С сегодняшнего урока мы продолжим исследовать части слова и углублять наши знания о структуре слова.

Определение темы и целеполагание

Восприятие нового материала

Назвать уже знакомую информацию, отметить то, что показалось новым. Особое внимание обратить на то, что было непонятным.

Вопросы для осознания (вопросы написаны на карточках, учащиеся подходят к доске, выбирают карточку, зачитывают вопрос и дают ответ):

Что такое морфема?

Какая самая главная морфема в слове?

Какая морфема служит для связи слов в предложении?

С помощью каких морфем образуются новые слова?

Какие слова называются однокоренными?

У каких слов нет окончаний?

Какие морфемы стоят после корня?

Практическое закрепление. Распределительный диктант: формы слова и однокоренные слова.

Ягода, ягодный, ягодник, ягоду, ягодка, на ягоде.

Поясните свой выбор. С помощью какой морфемы образуются формы слова? Если она образует формы, как бы вы ее назвали? (формообразующая)

Физкультминутка

Упр. 27, определить значение каждого слова и с помощью какой морфемы образуются эти слова? Что общего у всех слов? (корень) Как называются такие слова? (однокоренные)

Задание на карточках: с помощью приставок образовать как можно больше новых слов от данного слова (работа в парах)

1 пара: слушать ; 2 пара: ехать ; 3 пара: читать .

Какие морфемы помогали вам образовывать новые слова? (суффиксы и приставки)

Как бы вы их назвали? (словообразующие) С помощью схемы (стр. 22) определите, как еще называют формообразующие и словообразующие морфемы (корневые и служебные)

Работа с текстом (упр. 22) (по предложенным заданиями)

Слабые ученики: задание 1, 2

Сильные ученики: задание 1 – 4

Домашнее задание: повторить термины, упр. 29

Прочитайте задание, что необходимо повторить, чтобы его выполнить? (информацию про окончание)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок предназначен для учащихся 6 класса и поможет продолжить работу по изучению основных частей слова.

Дата проведения: 12. 09. 2016

Карабутова Ольга Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

Белогорского района Республики Крым

Предмет: русский язык

Тема: Состав слова

Место урока в структуре образовательного процесса – урок по учебному

плану в 6 классе. (Учебник под редакцией Рыбченковой Л.М.

Русский язык. 6 класс. Авторы: Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова,

О.В. Загоровская, А.Г.Нарушевич.)

продолжить работу по изучению основных частей слов;

углублять понимание роли каждой морфемы, учить различать однокоренные слова и формы слова, словообразующие и формообразующие морфемы;

развивать навыки морфемного и словообразовательного разбора;

содействовать развитию орфоэпических, орфографических, пунктуационных навыков;

воспитывать интерес к русскому языку.

Тип урока: развитие и применение умений и навыков.

Планируемые образовательные результаты:

знают определение терминов морфемный состав слова, морфема, морфемика, словообразующие и формообразующие морфемы, нулевое окончание;

объясняют роль каждой морфемы в слове;

умеют выполнять задания самостоятельно.

адекватно судят о причинах своего успеха/неуспеха в работе на уроке;

проявляют положительное отношение к учебной деятельности, познавательный интерес к учебному материалу;

высказывают своё мнение.

Метапредметные:

познавательные –

общеучебные: формулируют вопросы и ответы по изучаемой теме; внимательно слушают, строят речевые высказывания;

логические: развитие ассоциативного, логического и критического мышления учащихся (самостоятельное мышление, умение анализировать языковой материал, обобщать, делать выводы);

регулятивные – правильно воспринимают и понимают учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей; осуществляют взаимоконтроль; адекватно оценивают свою деятельность и деятельность сверстников на уроке;

коммуникативные – умеют конструктивно взаимодействовать в парной работе, учатся слушать и оценивать друг друга, адекватно воспринимать похвалу и замечания.

Актуализация опорных знаний

1) Проверка д/з (зачитать слова в паре с проверочными)

2) Терминологический диктант

Морфемика, словообразование, орфография, грамматика, синтаксис, лексикология, суффикс, приставка, окончание.

3) Задание на карточке.

Выполнить синтаксический разбор предложения (2 ученика)

Девочка смотрела, смотрела на солнечного зайчика и уснула.

Бросились к солнечному зайчику быстрые солнечные лучи.

Мотивация учебной деятельности

Давайте вспомним, что изучает морфемика. (морфемы). С сегодняшнего урока мы продолжим исследовать части слова и углублять наши знания о структуре слова.

Определение темы и целеполагание

Восприятие нового материала

Исследование теоретического материала (стр. 20)

Назвать уже знакомую информацию, отметить то, что показалось новым.

Особое внимание обратить на то, что было непонятным.

Вопросы для осознания (вопросы написаны на карточках, учащиеся подходят к доске, выбирают карточку, зачитывают вопрос и дают ответ):

Что такое морфема?

Какая самая главная морфема в слове?

Какая морфема служит для связи слов в предложении?

С помощью каких морфем образуются новые слова?

Какие слова называются однокоренными?

У каких слов нет окончаний?

Какие морфемы стоят после корня?

Практическое закрепление.

Распределительный диктант: формы слова и однокоренные слова.

Ягода, ягодный, ягодник, ягоду, ягодка, на ягоде.

Поясните свой выбор. С помощью какой морфемы образуются формы слова?

Если она образует формы, как бы вы ее назвали? (формообразующая)

Физкультминутка

Работа с учебником.

Упр. 27, определить значение каждого слова.

С помощью какой морфемы образуются эти слова?

Что общего у всех слов? (корень)

Как называются такие слова? (однокоренные)

Задание на карточках: с помощью приставок образовать как можно больше новых слов от данного слова (работа в парах)

1 пара: слушать;

2 пара: ехать;

3 пара: читать.

Какие морфемы помогали вам образовывать новые слова? (суффиксы и приставки)

Как бы вы их назвали? (словообразующие)

С помощью схемы (стр. 22) определите, как ещё называют формообразующие и словообразующие морфемы (корневые и служебные)

Работа с текстом (упр. 22) (по предложенным заданиями)

Слабые ученики: задание 1, 2

Сильные ученики: задание 1 – 4

Домашнее задание: повторить термины, упр. 29

Прочитайте задание, что необходимо повторить, чтобы его выполнить?(информацию про окончание)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока по русскому языку,проведенного в 6 А классе.

Цель: Организовать деятельность учащихся по формированию умения разбирать слова по составу.

  1. Развивать память, внимание, мышление, связную речь орфографическую зоркость; развивать умения ставить учебные цели; контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность.
  2. воспитывать потребность оценивать свою деятельность, воспитывать доброе отношение друг к другу; способствовать воспитанию сотрудничества, взаимопомощи; воспитывать интерес к родному языку.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация, карточки с морфемами.

Открытый урок на тему :

Учитель : Журтбаева Г.Т.

Урок русского языка

Тема урока: Состав слова.

Цель: Организовать деятельность учащихся по формированию умения разбирать слова по составу.

Развивать память, внимание, мышление, связную речь орфографическую зоркость; развивать умения ставить учебные цели; контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность.

воспитывать потребность оценивать свою деятельность, воспитывать доброе отношение друг к другу; способствовать воспитанию сотрудничества, взаимопомощи; воспитывать интерес к родному языку.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация, карточки с морфемами.

Мотивационно - ориентировочный этап.

- Проверьте, все ли у вас готово к уроку. Мысленно пожелайте друг другу удач, успехов. Я желаю вам удачной работы на уроке.

II. Операционно – содержательный этап

1. Словарный диктант:

Корень, приставка, окончание, суффикс, основа.

- Придумайте задания, что можно сделать с этими словами (поставить ударения, подчеркнуть орфограммы, разделить на слоги).

2. Постановка учебной задачи и цели урока.

-Прочитайте ещё раз слова, определите, чем будем заниматься на сегодняшнем уроке. (повторять части слова, разбирать слова по составу)

-Следовательно, какова же цель сегодняшнего урока? СЛАЙД 2.

- Что нам помогает действовать быстро, организованно и грамотно при разборе слов по составу? (алгоритм).

- Тема сегодняшнего урока. (Состав слова и словообразование) СЛАЙД 1.

3. Актуализация знаний.

Включиться в работу нам поможет “ Разминка для ума ”. Отвечаем хором, быстро.

1) Часть слова, которая служит для связи слов в предложении, называется…

2) Общая часть родственных слов называется …

3) ) Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, называется ….

4) Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов, называется ….

5) Часть слова без окончания называется …

III. Практическое применение знаний. Разбор слов по составу

- Молодцы. А теперь мы попробуем применить эти знания на практике.

Задание. Выписать из текста (стр. 48) однокоренные слова СЛАЙД 6

Для начала восстановим алгоритм разбора слова по составу: (У детей на партах пошаговый план алгоритма. Учащиеся работают в парах)

Помни, при разборе слова
Окончанье и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка впереди.

Изменяю слово, выделяю окончание

Отделяю основу от окончания и выделяю основу

Подбираю однокоренные слова и выделяю корень

Нахожу и обозначаю суффикс

Нахожу и обозначаю приставку

Ваша задача – выписать однокоренные слова, пользуясь алгоритмом, разобрать слова по составу.

Вывод: Какие знания вам пригодились, чтобы разобрать по составу слова? (знание алгоритма)

3.Чтение правила стр.45 . Нулевое окончание.

Найди слова с нулевым окончанием . СЛАЙД 8.

Вывод: Окончание ,не выраженное звуками, является нулевым.

4. СЛАЙД 9 Родственник. Даны слова : гусь, гусыня,гусята, гусеница . Что можете сказать об этих словах? Сколько здесь однокоренных слов?

Обобщение учителя: Слово “корень” употребляют в речи, когда говорят о чем-то важном, главном. “Смотри в корень” или “зри в корень”. Это означает: “Выдели самое главное”. Если речь идет о причине чего-то плохого, скажут “корень зла”. Если надо что – то основательно переделать, говорят о “коренной переработке”.

Обобщение учителя: Суффиксы – это мастера на все руки. Они могут образовывать названия предметов, менять род, число, могут образовывать от одной части речи другие: например – лес – лесной, сад – садил. Есть суффиксы, которые уже отживают свой век, а есть – которые часто используются в образовании новых слов СЛАЙД 10-11

7.СЛОВО учителя

Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она
А при помощи приставки
Образуются слова.

СЛАЙД 17.Подобрать к рисункам подписи и определить при помощи чего образованы новые слова.

IV. Рефлексивно – оценочный этап.

- А теперь подведем итог нашего урока. Над чем мы сегодня работали? (Работали над составом слова, учились разбирать слова по составу; кто с опорой, а кто и без).

- А кто самостоятельно может разбирать слова по составу?

Тестирование. СЛАЙД 20

1. Чтобы выделить корень…

А) подбираем проверочные слова

Б) выделяем окончание

В) изменяем форму слова

Г) подбираем однокоренные слова

2. В какой из строчек все слова являются однокоренными?

А. Горка, гористый, горячий.

Б. Ужалить, жалко, жалоба.

В. Дом, домашний, домишко.

Г. Водить, вода, водяной.

3. В какой из строчек все слова имеют приставку по-?

А. Подумать, побежать, поезд.

Б. Потеплеть, поверх, полк.

В. Покатить, подержать, покой.

Г. Пока, поход, побег.

4. В какой из строчек все слова имеют суффикс -ик- ?

А. Дворик, столик, облик.

Б. Носик, мячик, карандашик.

В. Стульчик, ключик, сникнуть.

Г. Пик, пальчик, домик.

5. Окончание …

А) служит для образования новых слов

Б) это изменяемая часть слова

Г) значимая часть слова

-Итак, подведем итоги тестирования. (Оценивание).

- Ребята, как вы думаете, а для чего мы изучаем эту тему и где нам могут пригодиться полученные знания?

(Правильно и грамотно писать, т. к. орфограмма может встретиться в любой части слова и уметь правильно определять место орфограммы в слове, расширять свой словарный запас)

- Что помогло достижению успеха? (Вера в свои силы, внимание, знание

предыдущего материала, взаимопомощь).

V Рефлексия. Слайд № .

Сегодня на уроке

Я не знал (а)… Теперь я знаю…

Мне было трудно…

Теперь я могу…

Мне было легко, потому что…

Мне захотелось…

VI Домашнее задание. СЛАЙД 21.

- Ребята, я хочу предложить на выбор два задания для домашней работы:

Придумайте и запишите 7–10 слов к схеме, где присутствуют все части слова

Читайте также: