Корень слова 5 класс конспект урока рыбченкова

Обновлено: 03.07.2024

Обучающая – Дать понятие о корне слова как о морфеме. Формировать умение находить корень через подбор однокоренных слов и разбор лексического значения.

Коррекционно-развивающая – Развивать умения анализировать, сравнивать в процессе тренировочных упражнений.

Воспитательная - Развивать интерес к предмету через проведение урока-путешествия.

Здоровьесберегающая – Профилактика нарушений зрения в ходе проведения зрительной гимнастики и осанки через режим смены динамических поз.

Форма проведения: Урок – путешествие с применением ИКТ. (Приложение 2)

Тип урока: объяснение нового материала

Класс: 5 (ККО)

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя:

- Добрый день, ребята! Меня зовут Ольга Евгеньевна! Сегодня я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие по стране “Морфемика”. (слайд 1, Приложение 2)

2. Мотивация.

- Во время нашего путешествия мы будем собирать “секреты”, которые помогут вам лучше разобраться в теме урока и правильно выполнить задания на уроке. Вы должны быть дружными, активными, внимательными. Только таким ребятам страна Морфемика открывает свои секреты!

А в конце урока вы сами оцените свою работу.

3. Актуализация знаний.

  • Что изучает наука морфемика?
    Морфемика – наука, которая изучает . . . . (морфемы)
  • Что называют морфемой?
    Морфема – это. . . (значимая часть слова)
  • Какие морфемы вы знаете?
    Я знаю морфемы: . . ., . . ., . . ., . . . (приставка, корень суффикс, окончание)

Молодцы! Страна Морфемика радостью открывает двери перед вами!

Итак, мы с вами попали в страну Морфемику. (слайд 3) Кто здесь живет? А теперь угадайте: кто ждет нас в гости, чтобы поделиться своей мудростью? Чьи секреты мы сегодня будем собирать?

Уберите повторяющиеся буквы в словах и узнаете.

Верно, ребята! Сегодня на уроке мы отправляемся в гости к Корню слова, чтобы узнать все его секреты и научиться правильно находить корень в слове. На листах запишите число и тему. (слайд 4)

4. Объяснение нового материала.

1. Раскрываем первый секрет! (слайд 5)

На нашем пути первый секрет. Для того чтобы раскрыть 1 секрет, нужно выполнить задание, которое оставил нам КОРЕНЬ.

Я, как морфема, очень важна!
“Слова не может быть без меня!”

- Посмотрите внимательно, какие морфемы вы видите?

- Какая морфема потерялась?

- Можно ли без корня понять значение слова?

Задание: запишите слова и выделите главную значимую часть.

Вывод (1 секрет): Корень – главная значимая часть слова.

Молодцы! Ребята, мы с вами положили в наш рюкзак знаний 1 секрет!

2. Раскрываем второй секрет! (слайд 6)

Для того чтобы раскрыть секрет, нужно выполнить задание КОРНЯ.

Есть у слова корень, ветви и листва,
Ствол как смысл, которым наша речь жива.

- Что общего у всех слов? Значение

- Как называются слова, каждого дерева? Однокоренные

- В какой морфеме заключено общее лексическое значение?

- Назовите эту морфему

- А теперь присмотритесь внимательнее: Все ли слова с этого дерева? Все ли слова являются однокоренными?

Задание: найти слова с другим лексическим значением. Придумать 2 предложения со словами ПРОВОД и ВОДА.

Вывод (2 секрет): В корне заключено общее лексическое значение однокоренных слов.

ТРЕНИРОВКА (слайд 7). Найди лишнее слово по значению. (У ребят на парте прикреплен лист со словами. Учащиеся работают в парах. Задание: взять лист, найти лишнее слово, объяснить значение)

1 парта Соль, солонка, солнце

2 парта Лес, лестница, лесник.

3 парта Больной, больница, большой.

4 парта Гора, горный, гореть.

5 парта Нос, выносить, носовой

6 парта Косичка, косить, покос.

ПРОВЕРКА: Молодцы! Ребята, мы с вами положили в наш рюкзак знаний 2 секрет!

3. Раскрываем 3 секрет. (слайд 8)

Для того чтобы раскрыть секрет, нужно выполнить задание КОРНЯ.

Есть у слова формы, а есть родня
Корень вам поможет найти лишь она.

- Как найти корень в слове?

- В каком столбике записаны слова, помогающие найти корень?

- Как они называются? Как назовем остальные слова?

Задание: найдите корень слова

Вывод (3 секрет): Чтобы найти корень, нужно подобрать однокоренные слова.

ТРЕНИРОВКА. (слайд 9)

Продолжи ряд однокоренных слов, чтобы правильно выделить корень. Учащиеся выполняют задание на выбор:

1 –вариант 2 – вариант
Грязный Темный
Грязненький темнота
Грязнуля потемнеть
Загрязнить… затемнение…
ГРЯЗЬ, грязевый ПОТЕМКИ, темень

ПРОВЕРКА: Молодцы! Ребята, мы с вами положили в наш рюкзак знаний 3 секрет!

4. Раскрываем 4 секрет! (слайд 10)

Для того чтобы раскрыть секрет, нужно выполнить задание КОРНЯ

Одной или разных частей речи слова
Помогут вам корень найти всегда

Заполни таблицу, подбери однокоренные слова.

Какой частью речи могут быть однокоренные слова?

Глагол (что делать?)

ПРОВЕРКА (по цепочке)

Вывод (4 секрет): Однокоренные слова могут быть одной частью речи, а могут относиться к разным частям речи.

Молодцы! Ребята, мы с вами положили в наш рюкзак знаний 4 секрет!

5. Физминутка. (слайд 11,12,13,14,15,16)

Встать, потянуться, разминка плеч.

Выполняются упражнения на снятие утомления с глаз.

6. Закрепление. (слайд 17, 18 включается музыка)

- Ребята, вот мы и добрались до дома Корня. Стал ли наш рюкзак тяжелее? А что принесли мы в своем рюкзаке? (Секреты корня) Корень решил проверить, хорошо ли вы запомнили все его секреты.

Ребята переворачивают листок и выполняют задания самостоятельно. (Приложение 1)

Задание :1)теория - выбрать верное утверждение, 2) практика – выбрать букву в слове, подобрать проверочное слово.

Секреты КОРНЯ:

1. Теория: Выбери верное утверждение

А) главная значимая часть слова

В) часть предложения

В корне заключено

А) значение одного слова

Б) значение предметности

В) общее лексическое значение однокоренных слов.

Чтобы найти корень, нужно

А) изменить слово

Б) подобрать однокоренные слова

В) объяснить значение слова.

А) могут быть только одной частью речи

Б) могут быть только разных частей речи

В) могут быть одной частью речи, а могут относится к разным частям речи.

2. Практика: Какие из двух предлагаемых написаний вы выберете в следующих предложениях? Почему? Запишите проверочные слова.

  1. На скалу набрасывались яростные во/алы. (___________)
  2. Ветер разви/евает праздничные флаги. (_______________)
  3. Я да/ою сигнал. (____________)
  4. Яков настойчиво разви/евает силу. (_________________)
  5. Я да/ою корову.
  6. У реки пасутся во/алы. (___________)

ПРОВЕРКА (слайд 19,20)

7. Подведение итогов. Рефлексия. (слайд 21)

- А сейчас сами оцените свою работу. (Учащиеся поднимают карточку с выбранным цветом)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Русский язык в 5-В классе по УМК Рыбченковой Л.М.

Учитель: СМАЛЬ ОЛЬГА ПЕТРОВНА

6 октября 2016 год

ТЕМА урока: Корень слова. Родственные слова

Цель урока: формировать навыки морфемного анализа состава слова, обобщить и углубить знания о корнях как словообразовательных морфемах, познакомить с историческими процессами в корне слова, развивать умение учащихся сопоставлять древний состав слова и значение со структурой и значением слов в современном языке.

Задачи урока:

· образовательные: дать определение корня, разъяснить его смысловое значение , формирование умения находить корень через подбор однокоренных слов и анализ лексического значения, знакомство и с омонимичными корнями, формирование навыков разграничения омонимичных корней, применять на практике правила правописание корней;

· развивающие: развитие наблюдательности и логического мышления, умение сравнивать правописание корней, выяснение влияние корня на лексическое значение слова, развитие орфографической зоркости;

· воспитательные: развитие интереса к предмету через элементы занимательности, воспитание чувства любви и бережного отношения к природе , вуоспитание уважительного отношения к родному языку, культуру речи.

Планируемые результаты обучения:

· ЛичностныеУУД: осознание эстетической ценности русского языка, потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию.

· познавательные: классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, уметь самостоятельно работать по плану, извлекать информацию из различных источников ( словари, тексты учебника, художественные тексты);

· коммуникативные: формировать собственное мнение и позицию, быть готовым к обсуждению разных точек зрения и выработке общей ( групповой) позиции; способность осуществлять речевой самоконтроль, применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни.

· Предметные УУД: освоение базовых основ лингвистики, опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста, осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текста, разбираться в понятии морфемика, владеть алгоритмом определения корня слова, различать однокоренные слова и формы слова, подбирать однокоренные слова, знать определение корня, осознать роль коней в словообразовании, образовывать производные слова от исходных при помощи приставок; объяснять значения, выражаемые приставками,

· Тип урока : урок общеметодологической направленности, урок изучения и первичного закрепление новых знаний..

· Форма проведения урока : урок - практикум

Форма организации учебной деятельности : фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения : частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, создание проблемных ситуаций, эвристический метод..

Межпредметные связи : литература, изобразительное искусство.

Средство обучения: презентация, иллюстрации, текст из художественного произведения, высказывания о морфемах ( корне слова, основе, приставке, суффиксе), дидактический материал, индивидуальные задания, словари.


Цель урока: сформировать у учащихся понятия о корне как о морфеме и однокоренных словах; научиться находить корень слова, подбирать однокоренные слова.

Образовательные: формировать умение формулировать определение понятий; формировать умение находить корень через подбор однокоренных слов и разбор лексического значения; познакомить с омонимичными корнями; формировать навыки разграничения омонимичных корней; совершенствовать орфографические умения.

Развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, логически мыслить.

Воспитательные: развивать интерес к предмету, используя элементы игры и занимательности.

Оборудование: учебник, дидактический материал.

Организационный этап.

II. Актуализация знаний.

Морфемика – это наука, которая изучает. (морфемы).

Морфема – это. (значимая часть слова).

Я знаю морфемы: . (приставка, корень суффикс, окончание).

Задание: уберите повторяющиеся буквы в словах и узнаете тему урока

III. Мотивационный этап.

Сегодня на уроке вы должны быть внимательны и активны: мы отправляемся в гости к КОРНЮ слова, чтобы узнать его секреты, которые помогут нам лучше разобраться в теме урока и правильно выполнить задания.

- Назовите тему нашего урока. (Корень слова) Запишите её в тетрадь.

- Каковы цели нашего путешествия? (Познакомиться с корнем слова, научиться выделять его в словах).

Введение в тему урока.

Начнём с загадки:

Я у дуба, я у зуба, Я у слов и у цветов. Я упрятан в темноту, Я не вверх, а вниз расту. - Что это? (Корень)

IV. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

1. Работа над определением “корень слова”.

2.. Выяснение лексического значения слова КОРЕНЬ. Работа с толковым словарём С. И. Ожегова.

Значение слова КОРЕНЬ по толковому словарю С. И. Ожегова:

1. Подземная часть растения, служащая для укрепления его в почве и всасывания из нее воды и питательных веществ.

2. Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя.

3. перен. Начало, источник, истоки чего-н.

4. В языкознании: часть слова без приставок и суффиксов.

- Как называются слова, имеющие несколько лексических значений? (Многозначные).

- О каком значении этого слова мы будем говорить на уроках русского языка? (Корень – это часть слова)

Раскрываем первый секрет! Корень – часть слова. Слов на свете нам не счесть, в каждом слове корень есть.

2. Для того чтобы раскрыть второй секрет, нужно выполнить задание: угадайте слово. - Посмотрите внимательно, какие морфемы вы видите? (Варианты слова демонстрируются по очереди). Попробуйте прочитать слова без корня.

- Без какой морфемы невозможно понять значение слова? (Без корня)

- Какая часть для растения самая главная? (Корень.) Почему? (Без корня растение не может жить). У слов тоже самая важная, самая главная часть – корень.

Раскрываем второй секрет! Корень – главная значимая часть слова.

3. Лингвистическая сказка.

Давно это было. Нашли люди корень -сад- и подумали: “Что с ним делать?” А корень и говорит: “Посадите меня, и я разрастусь в большое дерево”. Посадили люди корень, стал он расти. Сначала один росток пустил, потом второй, третий. Много ростков появилось от корня-сад-.

Вот такое выросло Чудо-дерево, на котором вместо фруктов растут новые слова. (Вывешивается иллюстрация дерева с корнем -сад-).

- Какие слова выросли из корня -сад-?

- Что общего у всех слов? (Значение)

- Как называются слова этого дерева? (Однокоренные или родственные)

- В какой морфеме заключено общее лексическое значение однокоренных слов? (В корне)

Раскрываем третий секрет! В корне заключено общее значение всех однокоренных слов.

Давайте остановимся и вспомним три секрета корня.

- Что же такое корень слова?

Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

4. Работа над понятием “однокоренные слова”.

Для того чтобы раскрыть следующий секрет коня, нужно выполнить задание:

заполните таблицу, выбирая из предыдущего задания однокоренные слова, относящиеся к определенным частям речи.

Существительное (кто? что?) Садовник, садовод, садик, высадка

Прилагательное (какой?) Садовый

Глагол (что делать?) Посадить

- Какой частью речи могут быть однокоренные слова?

Раскрываем четвёртый секрет! Однокоренные слова могут быть одной частью речи, а могут относиться к разным частям речи.

- Как же корням удаётся обзавестись большой роднёй?

Все слова похожи на корень, но и своё в каждом есть.

- Чем они отличаются?

5. Задание: выделите корни, суффиксы, приставки в выписанных словах.

Когда у Корня спрашивали, как ему удалось обзавестись такой большой родней, он уточнял: “Вас, наверное, интересует словообразование?” И был прав: одно слово, как в сказке, может превратиться в другое, стоит к нему приставить приставку или суффикс.

- С помощью каких морфем (частей слова) корням удаётся обзавестись большой роднёй? (Корням на помощь приходят суффиксы и приставки)

Раскрываем пятый секрет! Однокоренные слова образуются с помощью суффиксов и приставок.

6. Работа над омонимичными корнями.

. Чтение сказки “Чужак”

Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.

Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

– Подчеркните родственников Воды.

– Кто же оказался чужаком среди родственников Воды? (Водитель).

– Почему гости не сразу приметили чужака? (В этих словах одинаковый корень –ВОД-. Но смысл этих слов разный. Вода – это прозрачная жидкость, водитель –тот, кто водит машину. Следовательно, однокоренные слова у этих слов будут разные.)

- Не поможете ли вы слову “водитель” найти своих родственников? (Водитель - водит, водительский, вождение)

Раскрываем шестой секрет! Секрет родственных слов.

Слова, звучащие похоже или одинаково, не обязательно однокоренные: между ними должна быть ещё связь по смыслу

Раскрываем седьмой секрет! Секрет родственных слов.

Корни называются омонимичными, если они одинаковые по произношению и написанию, но разные по лексическому значению.

7.Прочитайте скороговорку и найдите однокоренные слова.

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.

- Что же надо сделать, чтобы правильно выделить корень слова? (Подобрать однокоренные слова)

Раскрываем восьмой секрет!

Чтобы найти корень слова, нужно подобрать однокоренные слова.

Физкультминутка

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

И работать продолжаем

V. Закрепление изученного материала.

Найди лишнее слово по значению ( учащиеся работают в парах) :

У ребят на парте лист со словами

Гора, горный, горю.

Нос, выносить, носовой

Косичка, косить, покос.

Вода, водитель, подводный

Соль, солонка, солнце

Лес, лестница, лесник.

Мир, замирать, мирный

Больной, больница, большой.

- Хорошо ли вы запомнили секреты корня? Выполните самостоятельно задания.

Выбери верное утверждение.

Корень – это.

А) главная значимая часть слова

В) часть предложения.

2. В корне заключено.

А) значение одного слова

Б) значение предметности

В) общее лексическое значение однокоренных слов.

3. Чтобы найти корень, нужно.

А) изменить слово

Б) подобрать однокоренные слова

4. Однокоренные слова.

А) могут быть только одной частью речи,

Б) могут быть только разных частей речи,

В) могут быть одной частью речи, а могут относиться к разным частям речи.

5. В какой строке записаны однокоренные слова?

А) (длинная) коса, косить (траву), косой (заяц);

Б) купить, купаться, купание

В) трава, травяной, травинка.

VI. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

- Что узнали на уроке?

- Чему научились на уроке?

- Что такое корень слова?

- Как называются корни, одинаковые по написанию, но одинаковые по значению?

- Как называются корни, одинаковые по написанию, но разные по значению?

VII. Домашнее задание. Дома каждый из вас превратится в садовода и вырастит свою ромашку. Это будет необычная ромашка – ее лепестки будут состоять из родственных слов с корнем -лес- и –стар- (старый).


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: прививать обучающимся навык определять корни слов с учётом их лексического значения; учить составлять ряд родственных слов; развивать аналитическое мышление, умение точной проверки безударных гласных корня путём подбора родственных слов; воспитывать стремление к грамотности.

Оборудование: иллюстративный и раздаточный материал.

Тип урока: комбинированный.

Конспект урока русского языка в 5 классе на тему:

Цель урока: прививать обучающимся навык определять корни слов с учётом их лексического значения; учить составлять ряд родственных слов; развивать аналитическое мышление, умение точной проверки безударных гласных корня путём подбора родственных слов; воспитывать стремление к грамотности.

Оборудование: иллюстративный и раздаточный материал.

Тип урока: комбинированный.

Опрос по домашнему заданию.

Актуализация опорных знаний.

Фронтальный опрос.

- Что такое морфемика?

- Какие части слова вы знаете?

- В какой части слова заключено значение родственных слов?

- Чем отличаются формы слова от однокоренных слов?

Выборочный диктант.

- Выпишите однокоренные слова. Обозначьте корень, окончание.

Проплясали по снегам

У заснеженной реки

В снежном переулке

Звонко носятся снежки,

Режут лёд снегурки.

- Докажите, что это однокоренные слова, а не формы слов.

Словарная работа.

Мотивация учебной деятельности.

- Прослушайте отрывок из стихотворения.

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сырым кустом.

И когда я слышу:

- Спрячь меня за щитом!

Вслушайся. Вникни. Не позабудь.

У слова свой норов. Своё нутро.

И если ты в эту проникнешь суть –

Слово тебе сотворит добро.

- О какой части слова в отрывке идет речь? Как вы считаете, какова тема сегодняшнего урока?

- При изучении какого предмета вы ещё знакомились с корнями?

- О соприкосновении каких двух разделов науки о языке говорится в стихотворении? (Лексикологии и словообразования).

Постановка целей и задач урока.

Работа над темой урока.

Изучение нового материала по учебнику.

Слово учителя.

- Корень – это общая часть однокоренных (родственных слов) слов, в нем заключено лексическое значение, общее для всех слов. рассмотрим особенности корня как части слова. Корни бывают без чередования согласных и гласных (дом, домик, домишко), а бывают с чередованием (друг, дружок; свет, свеча).

- Вы уже выучили много правил, которые касаются важнейшей части слова – корня. Вспомним их. Как проверить написание букв в корнях?

- В зависимости от значения корня слова могут образовывать разные родственные группы. Поэтому лексикология поможет нам при изучении словообразования. Корни бывают омонимичными.

- Что такое омонимы?

- Возьмём корень ВОД-. Водитель и водный – это не однокоренные слова. Хотя в них корни одинаково произносятся и пишутся, но у них разное значение.

Выполнение тренировочных упражнений.

- Запишите слова, обозначьте в них корень.

1) Держать, поддержать, содержание, содержательный.

2) Белизна, побелка, белый, белеет, белить, забелеть.

3) Смелый, смельчак, смелость, осмелеть.

4) Друг, дружок, друзья, подруги.

- Запишите две группы однокоренных слов, которые содержать омонимичные корни.

1) Водяной, водить, водный, водопад, водитель, подводник, заводить.

2) Мирный, вымирать, миротворец, миролюбивый, замирать, мир.

Выполнение упражнений по учебнику.

Убежал, бегать, бег, бежевый.

Заседания, сесть, седой, присесть.

Лето, летать, лётчик, прилететь.

- Составьте ряды родственных слов. Проверьте безударные гласные корней, подчеркнув проверочные слова и поставив в них ударение.

- Продолжите предложения. Сегодня я узнал(а)… Интереснее всего было… Мне это пригодится, чтобы…

Домашнее задание.

Нарисовать дерево на альбомном листе. В его корнях написать корень слова, а на ветках – слова, которые сможете образовать от него.

Читайте также: