Конспект занятия звуки т д ть дь

Обновлено: 06.07.2024

Формировать навыки внимания и преодоления стереотипов.

воспитательные:

1.Воспитывать умение слушать, не перебивая; уважительное отношение друг к другу; целеустремленность.

Предварительная работа:

  1. Изображение гоночных машин , мяч.
  2. Схематичное изображение предложений.
  3. Схемы для выполнения определения позиции звука в слове.
  4. Символы гласных и согласных звуков.
  5. Изображения мальчика и девочки.
  6. Раздаточные карты на каждого ребенка.

Интеграция областей: коммуникация, здоровье, физкультура, познание.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

-Какое сейчас время года?

-Назовите предыдущее время года. Последующее время года.

- Вы помните, у нас лето убежало на прошлом занятии? Будем его догонять!

Чтоб скорее лето нам догнать

Надо смелыми гонщиками стать

Гонщик умный, гонщик ловкий

Приступаем к тренировке.

Язык и глазки влево, мы отводим смело!

Язык и глазки вверх, удивим мы всех!

Язык и глазки вправо, выполним мы браво!

Язык и глазки вниз, скорее, торопись!

-Нам нужно остановить машины. Мимо проезжает машина слева, машина справа.

-Руки вдоль тела опущены вниз, сжаты в кулаки, большой палец отставлен. Отводим левую руку вправо, голова не двигается, а глаза смотрят в одноименную сторону. Аналогичная работа проводится с правой рукой.

-Машины остановлены, рассаживаемся по машинам. Спинки приклеили к спинке кресла. Ноги ровно ставим на педали. Пристегнулись.

-У нас всего 2 машины, поэтому и мы разделимся на 2 команды.

  • за правильный ответ - машина продвигается вперед;
  • за неправильный ответ - машина стоит;
  • за нарушение правил – машина отъезжает назад.

Машины выезжают на старт.

-Сосчитайте количество слов в предложении.

-Найдите подходящую схему.

-Назовите последнее слово в предложении.

-Какой последний звук в слове старт. Охарактеризуйте его.

-Расскажите, как работают губы, зубы, язычок, горлышко.

Какой буквой мы его обозначаем? Расскажите стихотворение про букву Т. Найдите эту букву среди других и обведите ее.

Перед нами главная дорога.

-Сосчитайте количество слов в предложении. Найдите подходящую схему. Назовите последнее слово в предложении.

-Какой первый звук в слове дорога. Охарактеризуйте его.

-Расскажите, как работают губы, зубы, язычок, горлышко.

-Какой буквой мы его обозначаем? Расскажите стихотворение про букву Д. Найдите эту букву среди других и обведите ее.

-Сравним эти звуки. Чем они похожи и чем отличаются.

Давайте повторим, что звуки Т – Д парные согласные, т.к. произносятся одинаково, только звук т глухой, а звук Д – звонкий.

Т – шепчу, а Д - кричу – путать их я не хочу. Сегодня мы научимся их различать.

З. Дифференциация звуков [Т]- [Д], [Ть]-[Дь]

- Эти звуки не хотят путать еще 2 ребенка. Как их зовут, вы узнаете, правильно расставив буквы. Дети собирают из букв имя - Дима, Тома.

У Димы и Тома есть любимая игра, они хотят с вами поиграть на прощание. Если вы услышите слово со звуком [Т],[Ть]- превращайтесь в букву Т. Если услышите слово со звуком - [Д],[Дь]- превращаетесь в букву Д. Выходим из машин.

Дача, тачка, удочка, зонт, радуга, дождик, ведро, дети, цветы, лето.

До свидания, Дима и Тома.

4. Выделение звуков из состава слова

Едем дальше. На картинку посмотрите, слова со звуками[Т]-[Ть],[Д]-[Дь] найдите и место звука определите.

5.Физминутка с нейропсихологической гимнастикой, выполнение синхронных и ассиметричных движений.

Летний дождик озорной,

Поиграй скорей со мной.

Я по лужам не пойду,

Я все лужи обойду.

У меня на ножках,

Пестрый зонтик, плащ цветной

Поиграй скорей со мной!

6.Дифференциация звуков при чтении и на письме.

Вот и новый поворот

Кто подскажет, кто поймет?

Парные звуки уже заждались

И ты с последней буквой, скорей, определись.

-Прочитайте слова, в которых нет последней буквы.

-Какое правило поможет нам узнать

Какую букву здесь писать?

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным мой друг.

Парный сразу проверяй,

Слово смело изменяй.

Сад – сады, кот – коты.

Будешь грамотным и ты!

Работа на раздаточных картах.

7.Развитие связной речи. Составление синквейна.

-Вот и последняя эстафета и мы уже почти у финиша. Мы так спешили догнать лето, а сами про него ничего не рассказали.

Оборудование: компьютер, монитор, экран, тетради, карандаши.

1. Организационный момент.

Игра «Чей? Чья? Чьи? Ч ьё?

Педагог: Ребята, вспомните и назовите по порядку всех животных, которых вы видели в предыдущей игре.

Педагог: Ребята, посмотрите и запомните все картинки. Сейчас вы закроете глаза, а я спрячу одну картинку. Вам нужно будет ответить полным предложением, какую картинку я спрятала. (Играем 6 раз).

2. Объявление т емы

Педагог: Если вы отгадаете загадку, тогда узнаете, кто пришёл к нам в гости.

Ни минуты не сидит,

И куда-то всё бежит,

Озорник с пелёнок

Это маленький …ребёнок

П. :- Познакомьтесь с нашими гостями – это малыш Тима, а это малыш Дима.

Вы уже догадались какие звуки мы с вами сегодня будем вспоминать?

3. Акустико-артикуляционный образ звуков.

П. : Мы с вами гостям всегда что-то дарим. Подскажите что можно подарить таким маленьким малышам? (Соски)

- Хороший подарок, только вот кому какого цвета я не знаю, подскажите.

(Хоровое и индивидуальное произнесение звуков. Сравнительная характеристика звуков).

- Звук Ть — согласный, мягкий, глухой, значит мы Тиму дарим зелёную соску.

- Звук Дь — согласный, мягкий, звонкий, значит мы Диме дарим зелёно-жёлтую соску.

4. Дифференциация звуков Ть, Дь в слогах, словах, в предложени ях.

П. : Наши гости ещё совсем маленькие и разговаривают на своём детском языке. Хотите послушать их разговор? Ну тогда я буду говорить за Тима, а вы за Диму. Потом можно поменяться.

Тима – Тя, тя, тя. Дима — Дя, дя, дя и т. д. (те — де, ти — ди, тю — дю)

П. : Давайте представим, что наши гости малыши немного подросли и научились говорить некоторые слова.

— Дима – День, а Тима в ответ — тень (тело — дело, Дина – Тина,

П. : Посмотрите, наши малыши учатся ходить. Давайте будем им подсказывать куда идти и что делать. (Составление предложений с предлогами К, ПО, СО)

- Тима, иди к маме. Дима, иди к маме. Тима, иди к папе. Дима, иди к папе.

- Тима, иди по скамейке. Тима, спрыгни со скамейки.

- Дима, иди по скамейке. Дима, спрыгни со скамейки.

5. Связь звуков и бу кв.

П. : Ребята, посмотрите, наши мальчики уже подросли и учатся писать буквы.

П. : Мальчики выучили все буквы, а теперь учатся читать. Повторяйте за ними чистоговорки.

Ди-ди-ди — каждый день идут дожди.

Ти-ти-ти — как на улицу пойти?

Дя-дя-дя — зонтик нужен от дождя!

Тя-тя-тя — вот уже и нет дождя.

П. :[/b] Посмотрите, что делают мальчики? ….играют) И я вам предлагаю немного размяться.

Мы топаем ногами, (топают)

Мы хлопаем руками, (хлопают)

Качаем головой, (качают головой)

Мы руки поднимаем, (руки вверх)

Потом их опускаем, (руки вниз)

И бегаем кругом, (покружиться на месте)

Раз, два, три, (три хлопка)

Любая фигура замри! (изобразить любую фигуру)

П. : Мальчики отправились на прогулку. Предлагаю к ним присоединиться.

Раз, два, три, четыре, пять

Загибаем пальчики по одному

Мы во двор пришли гулять.

"Идём" по столу указательным и средним пальчиками

Бабу снежную лепили,

"Лепим" комочек двумя ладонями

Птичек крошками кормили,

Крошащие движения всеми пальцами

С горки мы потом катались,

Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки

А ещё в снегу валялись.

Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой

Все в снегу домой пришли.

Отряхиваем ладошки

Съели суп и спать легли.

Движения воображаемой ложкой, руки под щёки

П. : Пока мальчики гуляли их мама заглянула в дневник и увидела там 2-у.

8. Звуко-буквенный разбор слова Т ИМА

П. : Тиме нужно было написать своё имя. Задание было выполнено неправильно и ему поставили двойку. Поможем Тиме?

(Дети выполняют звуко-буквенный разбор слова ТИМА. Делят слово на слоги и ставят ударение)

Звуко-буквенный разбор слова Д ИМА

П. : Диме нужно было написать своё имя. Задание было выполнено неправильно и ему поставили двойку. Поможем Диме?

(Дети выполняют звуко-буквенный разбор слова ДИМА. Делят слово на слоги и ставят ударение)

П. : С вашей помощью ребята исправили свои двойки на пятёрки. Вы хотите узнать, что сказала мама Тиме, а потом и Диме, когда мальчики пришли со школы? Тогда в словах выделяя последние звуки, составьте слово.

Итог

П. : Вы тоже молодцы, справились со всеми заданиями. Надеюсь вы запомнили какие звуки мы с вами сегодня вспоминали?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Пояснительная записка

У большинства учащихся замедленный темп развития речи, ограниченный и не соответствующий возрастным нормам активный и пассивный словарь, отклонения в формировании фонетического, фонематического и грамматического строя, нарушения письменной речи. У значительной части обучающихся имеются те или иные нарушения речи: неправильное произношение звуков - фонетический дефект.
Нарушения устной и письменной речи усугубляют замедленный темп развития познавательной деятельности учащихся, затрудняют процесс овладения учебными предметами. Коррекция нарушений речи у таких детей требует организации специальной систематической логопедической работы.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учетом возрастных особенностей, программы по родному языку и особенностей речевого дефекта обучающихся.

Данный урок представлен в рамках систематической логопедической работы с учащимися 2 класса. У данной подгруппы имеется нарушение письма, обусловленное акустической дисграфией, т.е. дети испытывают трудности при соотнесении фонемы и буквы. Поэтому такие занятия проходят по следующим направлениям:

развитие фонематического восприятия;

обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов;

уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие;

выделение звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения.

На уроке сочетаются как учебные, так и игровые методы работы. Использование ИКТ помогло сделать занятие разнообразным, эмоционально-приятным, динамичным, не утомительным, что позволяет эффективно и в более короткие сроки корректировать речевые нарушения у детей.

Конспект занятия:

Тема занятия: Звуки Д, ДЬ-Т, ТЬ и буквы Д - Т.

Цель: Закрепить знания о согласных звуках и буквах Т - Д;

Обучающая: учить выделять согласные Т - Д из слогов, слов, словосочетаний и предложений;

Развивающая : развивать навыки звукового анализа и синтеза, слогового анализа и синтеза, языкового анализа и синтеза; обогащать словарь детей словами с буквами Д — Т; развивать память, внимание и мышление.

Воспитательная : воспитывать любовь к природе, животным.

1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. Педагог: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, на экран и подумайте, какая буква здесь чаще всего встречается?

Педагог: Сегодня мы с вами повторим звуки Д, ДЬ-Т, ТЬ.

Открываем тетради, записываем сегодняшнее число

— Ребята, давайте вспомним и охарактеризуем звуки Д, ДЬ-Т, ТЬ.

Педагог: Посмотрите на экран и скажите какие животные изображены (лиса, заяц, волк, медведь, лягушка, мышка).

— Как вы думаете, из какой сказки эти животные?

Педагог: Давайте прослушаем отрывок сказки. (Педагог читает отрывок из сказки.)

«…Стоял в поле теремок. Прибежала мышка-норушка и стучится:

- Терем - теоремок! Кто в тереме живет?

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: Педагог: Сегодня мы с вами придумаем новую сказку про Теремок. Но для этого нам нужно его построить.

Я буду называть слова, а вы заполните клетки квадрата крестиками и ноликами: есть услышите звуки Д, ДЬ – 0, если звуки Т, ТЬ – X . (Педагог называет слова, а дети заполняют клетки квадрата)

Слова: стэплер, медаль, телефон, радуга, светофор, торт, подарок, автобус, деньги.

Вот мы и построили Теремок. Теремок у нас принимает только тех животных, в названии которых есть звуки Д, ДЬ-Т, ТЬ. Давайте посмотрим на экран и догадаемся какие это животные (утенок, дикобраз, бурундук, петух, медведь, индюк, дятел).

Стоял Терем-теремок. Пролетал мимо дятел.

- Терем-теремок! Кто в тереме живет?

Никто не отзывается. Захотел дятел зайти, да не смог. Дверь не открывается. Давайте выполним с вами задание и поможем дятлу зайти в Теремок.

- Посмотрите на элементы букв и обведите только те, которые подходят для букв Д и Т.

Педагог: давайте проверим правильно ли мы выполнили задание.

Ребята, мы с заданием справились, поэтому наш дятел смог зайти в Теремок.

Педагог: Однажды проходил мимо Теремка дикобраз. Увидел он Теремок и говорит:

- Терем-теремок! Кто в тереме живет?

- Я дятел, а ты кем будешь?

- Я дикобраз. Пустите меня к себе жить.

- Сначала выполни мое задание.

Давайте поможем дикобразу. Вставьте в слова слоги с буквами Д — Т. Запишите слова и укажите место букв Д –Т.

Давайте проверим, правильно ли у нас получилось. Мы справились с заданием, поэтому дикобраз смог зайти в Теремок. Стали они жить вдвоем.

Педагог: Проходил мимо Теремка утенок. Увидел его и спрашивает:

- Терем-теремок! Кто в тереме живет?

- Я дятел, я дикобраз, а ты кем будешь?

- Я утенок. Пустите меня к себе жить.

- Сначала выполни наше задание.

Помогите утенку найти только те картинки, в названии которых есть звуки Д, ДЬ-Т, ТЬ и развести их под соответствующие буквы. Давайте проверим, правильно ли у нас получилось.

Мы выполнили это задание, поэтому теперь в Теремке живут трое животных.

Педагог: Проходил мимо Теремка бурундук. Увидел его и спрашивает:

- Терем-теремок! Кто в тереме живет?

- Я дятел, я дикобраз, я утенок, а ты кем будешь?

- Я бурундук. Пустите меня к себе жить.

- Сначала выполни наше задание.

Помогите бурундуку. Посмотрите на карточки и исправьте ошибки. Работа по карточкам.

Давайте проверим. Теперь в Теремке живут дятел, утенок, дикобраз, бурундук.

Физминутка . Педагог: Проходил мимо Теремка петух. Увидел его и спрашивает:

- Терем-теремок! Кто в тереме живет?

- Я дятел, я дикобраз, я утенок, я бурундук, а ты кем будешь?

- Я бурундук. Пустите меня к себе жить.

- Сначала выполни наше задание.

Помогите петуху. Следим глазками за движущимися предметами.

Мы выполнили это задание, поэтому теперь в Теремке живут дятел, утенок, дикобраз, бурундук и петух.

Педагог: Проходил мимо Теремка индюк. Увидел его и спрашивает:

- Терем-теремок! Кто в тереме живет?

- Я дятел, я дикобраз, я утенок, я бурундук, я петух, а ты кем будешь?

- Я индюк. Пустите меня к себе жить.

- Сначала выполни наше задание.

Вам нужно составить слова из слогов (бу-диль-ник, ко-ло-дец, ка-ран-даш, ком-пью-тер)

Давайте проверим, правильно ли у нас получилось.

Мы выполнили это задание, поэтому теперь в Теремке живут дятел, утенок, дикобраз, бурундук, петух и индюк.

Педагог: Проходил мимо Теремка медведь. Увидел его и спрашивает:

- Терем-теремок! Кто в тереме живет?

- Я дятел, я дикобраз, я утенок, я бурундук, я петух, я индюк, а ты кем будешь?

- Я медведь. Пустите меня к себе жить.

- Сначала выполни наше задание.

Соберите из слов предложения. Запишите предложения, выделите в словах буквы Д – Т.

Тёма, дрова, новым, рубит, топором.

Карандашами, Даша, цветными, рисует.

Тема, в, приехал, деревню, дедушке, к.

В, с, театр, дети, учителем, поехали.

Давайте проверим, правильно ли у нас получилось.

Мы выполнили это задание, поэтому теперь в Теремке живут дятел, утенок, дикобраз, бурундук, петух, индюк и медведь.

Продолжать учить правильно произносить звуки Т и ть, Д и дь в речи.

Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа.

Развивать фонематический слух.

Развивать умениее соотносить движение со словами

Воспитывать умение контролировать себя в процессе выполнения задания.

Словарная работа: Активизация – бегемот, крот, тюлень, тигр, леопард, панда, енот, антилопа, мангуст, утконос, выдра

Планируемые результаты занятия

Подготовительная работа: проведение занятий на тему животные Юга

проведение занятий на тему животные Севера

Материалы и оборудование:

Методы, формы и приемы

Предполагаемая деятельность детей

Организационно- мотивационный этап.

Привлечь внимание детей

Мне сегодня на почту пришло письмо. У меня пока не было времени его открыть.

Сюрпризный момент: Письмо от Тили и Дили

Слушают содержимое письма

Ребенок заинтересуется занятием

Этап постановки проблемы

Создать мотивацию участвовать в занятии

Усовершенствовать навыки звукового анализа

У Тили не получается определить в каких словах звучит звук Т, а в каких Д

А у Дили не получается определить в каких словах звучат мягкая или твердая Т и Д

Ребнок захочет помочь Тиле и Диле

Ребенок усовершенствует навык определения в словах звуков Т и Д, а также мягкие или твердые звуки Т и Д звучат в словах

Этап восприятия материала.

Размять артикуляционный аппарат

Закрепление полученных знаний

Ещё только начало дня и чтобы хорошо позаниматься сделаем артикуляционную гимнастику.

Напоминаю характеристику согласных звуков (мягкий-твердый, глухой, звонкий)

А вот и первое задание. Нужно будет поймать звонкий звук, а когда услышишь глухой поднять руки вверх

Во втором задании надо будет найти твердый или мягкий звук. Например твердый звук д, а мягкий дь, твердый с, а мягкий сь.

Повторяет артикуляционную гимнастику

Участвует в игре

Мышцы лица будут размяты и готовы к работе

Закрепление навыков звукового анализа

Этап практического решения проблемы.

Размять, переключить внимание ребенка, перезагрузить его, дать отдохнуть мышцам

Дать возможность применить полученные знания за занятие

Мы хорошо справились с заданиями. Только мы уже засиделись, пора подвигаться.

Даю задание на характеристику первых звуков в именах девочек

А теперь попробуем с тобой чистоговорки

“Наряди елку” дифференциацию звуков ( Д и Т, Дь и Ть) в их названии

Ура, мы нарядили елки!

Дается набор картинок для составления предложения. Ребенок должен будет составить предложение

Дает характеристику первым звукам в именах девочек

Дает характеристику первым звукам в названии животных

Ребенок отвлечется и будет готов продолжать занятие

Закрепит полученные навыки на занятии. Сможет дать характеристику звуку, на основе пройденного на занятии

Прощание с гостями

Мне сегодня на почту пришло письмо. У меня пока не было времени его открыть.

У Тили не получается определить в каких словах звучит звук Т, а в каких Д

А у Дили не получается определить в каких словах звучат мягкая или твердая Т и Д

Ещё только начало дня и чтобы хорошо позаниматься сделаем артикуляционную гимнастику.

Губы сложим в трубочку,

Чтобы сделать дудочку.

Дети свинку угощают, ее носик выбирает:

Справа рыженький Антошка предлагает ей картошку,

Слева – с яблоками Злата.

Вот худышка – щеки впали,

Видно, кушать ей не дали.

Оближем губки.

Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Водим языком по кругу по внутренней части губ

Чтобы выполнить задание нам нужно вспомнить какими бывают у нас звуки. Мы уже знаем, что есть звуки гласные и согласные. А какими могут быть согласные звуки? (При затруднении даю подсказку: показываю колокольчик) Например звонкий звук Д, а глухой т, звонкий з, а ещё глухой с, звонкий б, а глухой п. Давай выполним следующее задание, нужно будет “поймать” слово, в котором ты услышишь звонкий звук.

Бал, сом, ток, двор, сон, забор, поезд, пух, дверь, тень, синий, тонкий, дом, звон, бант.

Чем отличаются согласные звуки Б и бь, в и вь, к и кь? А теперь выполним следующее задание, где надо будет найти твердый или мягкий звук. ( если возникают затруднения даю подсказку: Например твердый звук д, а мягкий дь, твердый с, а мягкий сь) Когда услышишь мягкий зву, то подними синию карточку, а когда твердый - зеленую.

Лук, люк, суп, сироп, парк, пюре, крот, кит, дно, день.

Мы хорошо справились с заданиями. Только мы уже засиделись, пора подвигаться.

Мы зимой в снежки играем, мы играем.

(имитация лепки снежков)

По сугробам мы шагаем, мы шагаем.

(шагаем, высоко поднимая колени)

И на лыжах мы бежим, мы бежим.

(пружинистые движения на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)

На коньках по льду скользим, мы скользим.

(плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)

И снегурку лепим мы, лепим мы.

(соответствующие движения)

Гостью-зиму любим мы, любим мы.

(развести руки в поклоне и поставить на пояс)

Следующее задание в письме - чистоговорки.

Да-да-да — есть у деда борода.

Да-да-да - к детям он спешит всегда.

Ди-ди-ди - к нам на праздник приходи!

До-до-до - на дереве гнездо.

Де-де-де — сидит птица на гнезде.

Де-де-де — будут жить птенцы в гнезде.

Та-та-та – у нас дома чистота.
Ты-ты-ты – сметану съели все коты.
Ту-ту-ту – молоко налью коту.

Смотри, к нам пришли игрушки-зверушки, кажется они тоже хотят узнать какие звуки спрятались в их названии

Диля: А давайте искать в их названии звук Д или Т!

Давай повесим на елку со звездой игрушки у которых в названии Т, а на елку без звезды игрушки, в названии которых звук Д.

Бегемот, кот, антилопа, выдра, енот, крот, панда, тюлень, мангуст, тигр, утконос

Ура, какие красивые елочки у нас получились!

Ну что, Диля и Тиля, теперь вы научились отличать звуки Т и Д в словах?

Как ты думаешь что они хотели нам сказать этими картинками? (в наборе картинок изображение девочки и мальчика, утки, удочки, кот, дом, дрова, пила)

Читайте также: