От секунды до столетия 3 класс конспект внеурочного занятия

Обновлено: 05.07.2024

Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас в царство смекалки!

Добрый день, ребята! Будьте наблюдательными и тогда вы заметите геометрию вокруг нас! Это интересно!

Здравствуйте, ребята! Сегодня я предлагаю вам пройти математический числовой лабиринт.

Спасибо за работу!

Добрый день, ребята! Начинаем интеллектуальную разминку! Просмотрите и выполните интересные задания из данной презентации. Узнаете много нового! Желаю успехов!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: Пробудить интерес к предмету математике. Развивать у детей познавательные способности, память, внимание, эрудицию.

Личностные УУД. Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД. Преобразовывать практическую задачу в познавательную; Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД. строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

Цели: Пробудить интерес к предмету математике. Развивать у детей познавательные способности, память, внимание, эрудицию.

Личностные УУД. Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД. Преобразовывать практическую задачу в познавательную; Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД. строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

Оборудование:

карточки с заданиями,

магнитофон с аудиозаписями.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Учитель: Сейчас мы определим маршрут нашего следования.(Слайд №2)

Тут затеи и задачи

Игры, шутки всё для вас.

Пожелаем вам удачи –

За работу, в добрый час!

- Наш поезд сделает остановки на некоторых станциях.

- Пассажиры каждого вагона – это команда.

- Нам осталось только выбрать название для каждой команды. Оно должно быть геометрическим.

Команды, представьтесь.

Нет углов у меня,

А похож на блюдце я.

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья,

Назовите вы меня!

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нём – прямой,

Все четыре стороны одинаковой длины.

Вам его представить рад:

Три вершины, три угла,

Три сторонки вот и я!

Ознакомьтесь с правилами поведения во время движения нашего поезда. (Слайд №3)

На слайде появляются строчки. Каждый ученик читает по правилу.

Вести себя спокойно.

Не говорить всем сразу.

Каждому необходимо активно участвовать в работе группы.

Работать дружно: быть внимательным друг к другу, вежливым, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего.

Нужно уметь договариваться.

Нужно слушать и понимать друг друга.

Своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца.

- Что это за правила? Правила дружной работы.

Прочитайте слова, зашифрованные в ребусах и вы узнаете, чем мы будем заниматься во время путешествия? (Слайд №4)

Дети отгадывают ребус и если правильно отгадают, то появляются слова.

Ви 3 на Сви 100 к Сказка

Решать отгадывать Смекать

А чем мы ещё будем заниматься, вы узнаете послушав сказку, которую прочитает …

— Как вы думаете, что помогло герою сказки сохранить себе жизнь?( смекалка)

Итак, ребята, прочитаем хором, что мы сегодня будем делать.

Смекать, отгадывать, решать.

На столе у каждой команды карточки.

Разгадайте высказывание величайшего греческого математика Пифагора о числах.

- Он считал, что числа очень важны для жизни людей. Попробуйте сами прочитать, что он говорил о числах.


Дети: Миром управляют числа.

Учитель: Да, действительно, при помощи чисел мы сможем записать пример, решить задачу или уравнение, сравнивать, производить вычисления и многое другое. Все эти знания нам пригодятся в нашем путешествии по Стране занимательной математики.

Я вам предлагаю отгадать математический фокус. (Слайд №:6) Слайд Пифагор + фраза

Я могу отгадать задуманное вами число.

Задумайте число от 1 до 10

Прибавьте к нему 5

Результат умножьте на 3

От того, что получилось, отнимите 15 и запишите ответ.

Если вы назовёте мне ответ, я скажу какое число вы загадали.( Для этого названный ответ нужно разделить на 3).

С помощью чего записываются числа? (с помощью цифр)

Возьмите карточку зелёного цвета.

Перед вами человечек из цифр.

Найдите и отгадайте, сколько цифр в нём спряталось?

Впишите полученное число в окошечко.

Найти в тексте числа.

У дорожки стоит смородина. Потри её листок. Почувствуй густой аромат. Осторожно подними нижнюю ветку. Смотри ! Там сороконожка. 8 чисел

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Внеурочное занятие

по общеинтеллектуальному направлению

Цели:

Содействовать активизации познавательной деятельности учащихся; развитию кругозора, процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения.

Формировать творческие способности, повышать уровень математической культуры.

Глубже раскрыть роль математики в жизни; способствовать воспитанию коллективизма, воспитанию уверенности в своих силах.

Ход занятия.

– Прочитайте загадку:

– Правильно! Сегодня главным действующим лицом на нашем занятии будет время.

– Что такое время?

Рассказ учащегося .

Еще древнейшие мудрецы мучились над этой загадкой. Казалось бы, что может быть проще времени? Ведь оно существует как бы повсюду – любое событие протекает во времени, да и наша жизнь тоже.… Но если немного задуматься, то мы окажемся перед Великой Тайной времени. И тогда уж возникнет не один, а целое море вопросов.

Почему время вездесуще? Почему оно течет повсюду?

Так и со временем. Оно течет повсюду и постоянно. И нельзя войти дважды в реку Времени.

И поэтому ни одна секунда не похожа на другую. А все потому, что время течет только в одном направлении – из прошлого в будущее – и никогда в обратную сторону.

Но опять, же почему именно так?

А кстати, что такое будущее и прошлое? Что такое настоящее? (ответы детей)

Ведь если хорошенько вдуматься, то настоящего-то и вовсе нет. Настоящее – это лишь “ мимолетное виденье”, почти неощутимый миг между прошлым и будущим.

Учёные-физики вообще очень серьезно размышляют над Великой Тайной Времени. Из чего, например, “ сделано” время? Откуда оно вообще “берется”? И можно ли временем управлять?

Да, когда-нибудь Великая Тайна Времени должна быть разгадана. А пока еще никто толком не знает, что же такое время. В одном лишь все единодушны: нельзя тратить время по пустякам – оно ведь никогда больше не возвращается.

– Прочитайте, пословицы. Читают:

На час отстанешь – за день не догонишь.

Минутка час бережет.

Делу – время, потехе – час.

Век живи – век учись.

– С помощью чего измеряют время, вы ответите, отгадав загадки:

Идут минуты и года,

Но мы не дремлем никогда.

Что это? (Часы.)

Теперь о часах начинаем рассказ,

О тех, что придуманы были до нас,

О древних часах, о неточных вчерашних,

О том, как часы появились на башнях,

О том, как точней стали в тысячу раз.

Время пришло. Начинаем рассказ.

Когда-то часов электронных не ведали.
По солнцу вставали, по солнцу обедали.
Капризней часов не знавали в природе.
Но все ж опоздания были не в моде.

Учитель: История часов является одной из увлекательнейших страниц борьбы человеческого гения за понимание сил природы и овладение ими.

Вот шест из железа, по-гречески “гномон”.
Показывал время на площади днем он.
И где б ни бродил человек, целый день
“Время” за ним по пятам, словно тень.

Ученик 3 . Солнечные часы.

Солнечные часы были известны очень давно, более чем за 500 лет до нашего летосчисления. Они были гениально простыми: воткнутый в землю шест. Вокруг него нарисована шкала времени. Тень от шеста, передвигаясь по ней, показывала, который сейчас час. Позднее такие часы делали из дерева или камня и устанавливали на стенах общественных зданий. Затем появились переносные солнечные часы, которые изготавливали из ценных пород дерева, слоновой кости или бронзы.

Шли годы. Часы появились иные.
Клепсидрою звались часы водяные.
Ораторам время считали они.
Лить воду в речах запрещалось в те дни.

Ученик 5. Водяные часы.

Хитрый будильник придуман в Китае.
Тонкая нить равномерно сгорает.
Падает шар, и гремя, и звеня…
Сони боялись часов, как огня.

Ученик 7. Огненные часы.

Огненные часы впервые появились в Китае. Они состояли из спирали или палочки из горючего материала с подвешенными металлическими шариками. При сгорании материала шарики падали в фарфоровую вазу, производя звон.

Впоследствии разновидность огненных часов появилась и в Европе. Здесь использовались свечи, на которые равномерно наносились метки. Расстояние между метками служило единицей времени.

И вот появляются более точные –
Их называли часами песочными.
Впрочем, для лодырей и лежебок
Время всегда уходило в песок.

Ученик 9. Песочные часы.

Рождались открытия, со временем споря,
Это случилось в церковном соборе.
Вверх посмотрел человек мимоходом,
Увидел, как люстра качалась под сводом.
И наступило в тот миг просветление:
Маятник – вот эталон измерения.

Маятник сделал часами часы.
Пусть у кого-то они для красы,
Но без часов человеку никак:
Ошибка в секунду порой не пустяк!

Нынче хронометр кажется старцем,
Всюду часы электронные с кварцем.
И все же, хоть время несется стремительно,
Над прошлым не смейся,
Ведь все относительно.
Вдогонку за временем следуй, за веком,
Будь современным во всем человеком.

Физкультминутка.
Делу время, а потехе час.
Отдохнем мы все сейчас.
Раз-два – повернись голова!
3, 4 – руки шире.
5 – руками помахать.
6 – тихонько сесть.

Задание с часами :

Какое время показывают часы?

Часы показывают ровно 12 часов 45 минут. Какое время было 3 часа назад? Какое время будет через 4 часа?

Часы показывают без 15 минут 1 час. Меняем местами минутную стрелку и часовую. Который сейчас час?

Который час показывали дворцовые часы, когда великолепный наряд Золушки превратился в старое домашнее платье?

Сколько времени длятся сутки?

Когда сутки короче: зимой или летом?

Если до полночи оставалось три часа, то сколько было времени?

Профессор лег спать в 9 часов вечера, а будильник поставил на 10 часов утра. Сколько времени спал профессор?

Каждый день и каждый год
Путник движется вперед.
Не свернет куда-нибудь,
Не присядет отдохнуть.
И проходит всякий раз
Шестьдесят минут за час. (Время)

Брат и сестра. Кто их приметил ?
Сестра черна, а братец светел.
Она всегда растет зимой, он летом.
Что за брат с сестрой? (День и ночь )

Он рождается в пургу и растет в метели.
Снег растаял на лугу- прыг из колыбели.
Он мальчишкою весной носится по лужам.
К лету бреется, а в зной статным смотрит мужем.
К осени седеет он, с палочкою бродит
В декабре под ветра стон смерть за ним приходит. (Год)

Ходит по небу луна
то ущербна, то полна.
Как луну мы звали встарь?
Вам подскажет календарь. (Месяц)

Я вам скажу заранее,
Она известна всем.
Не делится в названии,
Но делится на семь. (Неделя)

Братьев этих ровно семь.
Вам они известны всем:
Каждую неделю кругом
Ходят братья друг за другом. (Дни недели)

На блестящем циферблате
Три бегуна спешат куда-то.
Бегут и день, бегут и ночь
И убегают … (сутки) прочь.

Мы на математике время изучали,

О минутах и секундах все-все-все узнали.

И можем вам сказать сейчас,

Что 60 минут есть. (час)

- О чём были эти загадки? (О единицах измерения времени)

-Какие ещё единицы измерения времени вы услышали в последней загадке? (Минута, секунда)

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

программа внеурочной деятельности

по общеинтеллектуальному направлению

учитель начальных классов

Ковалева Марина Ивановна

Общая характеристика факультатива .

В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход – ответ.

Место факультатива в учебном плане .

Ценностными ориентирами содержания факультатива является:

- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

- освоение эвристических приёмов рассуждений;

- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

- развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;

- формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

- привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива. Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:

- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

- развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолеть трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

- воспитание чувства справедливости, ответственности;

- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Предметные результаты отражены в содержании программы.

Числа. Арифметические действия. Величины.

Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Форма организации обучения – математические игры:

Универсальные учебные действия:

- сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

- моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

- применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

-включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия . Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.

Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ= ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Универсальные учебные действия:

- анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

- искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

- моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково – символические средства для моделирования ситуации;

- конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

- объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

- воспроизводить способ решения задачи;

- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

- анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

- оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

- участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

- конструировать несложные задачи.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур в фигурах сложной конфигурации.

Форма организации обучения – работа с конструкторами:

Универсальные учебные действия:

- проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

Читайте также: