Конспект занятия звук х в старшей логопедической группе
Обновлено: 04.07.2024
Демонстрационный материал: картинки: банан, диван, альбом, витамины, хомяк, холодильник, хвост, хлеб, хобот, халат, художник, помидор, паук, апельсин, барабан, машина; символ звука: дедушка храпит: ХХХ….
I. Организационный момент.
1. Педагог предъявляет детям картинку и просит послушать название нарисованного предмета. Если дети услышат правильное название, то они должны хлопнуть в ладоши, а если искаженное-то нет: баман-панам-банан-банам; ваван-даван-диван-ванан; альбом-альбон-аньбом-аблем-альпом; витавин-митанит-фитамин-митавим-витамин-виталим.
Дети выполняют задание педагога.
II. Работа по теме занятия.
3. Характеристика звука [Х]. Дети отвечают на ряд вопросов: Какой это звук? (согласный). Почему? (язычок создаёт преграду воздуху). Как обозначаем? (синим квадратиком).
Напоминаем ребятам о том, что звук мы слышим и говорим.
4. Фонетическое упражнение.
Девочка греет замерзшие ручки: ХХХХХ… (на плавном длительном выдохе).
Чтобы всем проснуться,
Нужно потянуться,
Ножками потопать,
Ручками похлопать,
Покружиться и присесть
И на место всем нам сесть.
IV. Продолжение работы по теме занятия.
Дети отвечают на ряд вопросов: с каким звуком познакомились? Как храпит дедушка?
Звук [Х] какой? Как обозначаем?
Раздаем детям сладкие сюрпризы.
Знакомство с буквой Х
Тема: знакомство с буквой Х.
Цель: познакомить детей с буквой Х.
1. Учить детей выкладывать букву Х из различных материалов (карандашей, счетных палочек, из камешков);
2. Учить детей искать букву Х среди других букв.
3. Продолжать учить детей выполнять графические упражнения.
4. Совершенствовать умение детей отгадывать загадки.
Демонстрационный материал: картинка хомяка, изображения буквы Х.
Раздаточный материал: карандаши, счетные палочки, камешки, индивидуальные карточки для работы с буквой Х.
I. Организационный момент.
II. Работа по теме занятия.
Отдых наш - физкультминутка,
Занимай свои места:
Раз - присели, два - привстали.
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали
Ванькой-встанькой словно стали.
А потом пустились вскачь,
Будто мы упругий мяч.
IV. Продолжение работы по теме занятия.
2. Загадки.
Летом папа наш привез
В белом ящике мороз.
И теперь мороз седой
Дома летом и зимой.
Бережет продукты:
Мясо, рыбу, фрукты.
( Холодильник ).
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
( Хлеб ).
Этот маленький зверек
Зерна запасает впрок.
Щеки набивает так.
Это делает…( хомяк ).
Педагог спрашивает у детей, с какой буквой познакомились и на что она похожа. Просит поискать дома предметы, которые начинаются на звук Х.
Цель: Закрепление знаний о звуках Х-Хь, знакомство с буквой Х.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Закрепление знаний о звуках Х — Хь, знакомство с буквой Ха;
-Закрепление умения соотносить звук с буквой;
- Закрепление зрительного образа буквы;
Коррекционно-развивающие:
- Закрепление понятия: согласный, глухой;
- Упражнять в определении места звука в словах;
- Продолжать развивать фонематическое восприятие;
- Развитие внимания, мышления, памяти.
- Закрепление понятий буква и представление о том, чем звук отличается от буквы.
- Совершенствование навыка составления букв из палочек, выкладывание из мозаики.
- Развитие зрительного внимания;
- Продолжать учить отвечать на вопрос полным предложением
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитание волевых качеств личности (усидчивость, дисциплинированность, сдержанность);
- Воспитание умеренного темпа речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.
Оборудование: яркая карта страны Буквария; карточки камня и подушки; непрозрачный мешочек; объемные буквы Х, О, У, С; презентация.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
- С добрым утром! Начат день!
Первым делом гоним лень!
На занятии не зевать,
Красиво, чётко отвечать!
- Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие по стране Буквария. В этой стане живут буквы и звуки. А путешествовать мы будем на ковре самолете. Ковер наш волшебный и попасть на него сможет лишь тот кто правильно произнесет заклинание.
(Каждому ребенку предложить повторить слоговое сочетание в зависимости от уровня его речевых возможностей. Ребенку с которым автоматизируется звук Ш, предложить повторить: ША – ШО – ШИ. Ребенку с которым автоматизируется звук Л твердый, предложить: ЛА-ЛУ-ЛЭ и тд.)
- Молоды ребята, а для того чтобы наш ковер самолет заработал и поднялся в воздух, нужно вспомнить как нужно вести себя на занятии?
(Дети хором повторяют правило поведения на занятии):
Другим не мешай!
Когда тебя спросят,
- Молоды! Вот и поднялись мы вверх! Но ковер не летит. Чтобы он начал двигаться нужно выполнить специальные упражнения:
*Развитие артикуляционной моторики:
Язык у нижних зубов. (5-р.)
*Развитие дыхания и голоса:
А – О – У; А – О – У; А – О – У
II. Основная часть:
1. Объявление темы занятия:
- Молоды ребята! Вот и полетел наш ковер-самолет! Но куда же нам лететь? Как добраться до страны Буквария? Что нам для этого понадобиться? (Карта)
- Правильно! Нам нужна карта! (Показывает яркую карту, в которой основные пункты отмечены названиями букв по программе)
2. Акустико-артикуляционный анализ звука:
- Звук [Х] — какой он? (Согласный потому, что воздушная струя встречает преграду в виде языка. Корень языка отодвигается назад, к горлышку и мешает воздушной струе проходить легко) Какой еще этот звук? (Твердый, глухой – когда мы его произносим, горлышко наше спит и не вибрирует. Этот звук обозначается синим кружочком);
- Звук [Х'] — давайте произнесем его вместе. Воздушная струя выходит свободно или встречает преграду? Что мешает воздушной струе выходить изо рта? Значит звук [Хь] какой? Согласный. Он звонкий или глухой? Каким кружочком мы его обозначим?
2. Фонематическое восприятие:
Жил на свете старичок маленького роста,
И смеялся старичок чрезвычайно просто:
«Ха-ха-ха да хе-хе-хе!
Хи-хи-хи да бух-бух!
Хо-хо-хо да хе-хе-хе!
- Ребята, вы запомнили, как смеялся старичок? Какие звуки вы слышали чаще всего, когда старичок смеялся (Звуки [х — х']).
- Ребята, а вы заметили, что звук в смехе старичка звучал по-разному? Давайте на слух определим твердый и мягкий звук [х — х'].
(раздать карточки с изображением камня и подушки)
3. Отгадывание загадок. Произношение звуков в словах. Развитие фонематического восприятия и анализа.
- А теперь ребята, мы с вами отправимся на фото-охоту. Кто мне скажет, чем занимаются на фото-охоте? (фотографируют)
- А для этого нам нужно фото-ружье. (Логопед просит выставить большие и указательные пальчики на обеих руках, остальные зажать в кулачок. После чего соединить большой палец левой руки с указательным пальцем правой руки. И Указательный пале левой руки с большим пальцем правой руки. Получился прямоугольник - видоискатель). Фотографировать мы будем только тех зверей в названиях которых есть звуки [Х] или [Хь].
- На полянке появился первый зверек. Он очень хочет попасть в кадр. (На экране появляется изображение хорька)
Ходит по лесу зверек — Хитрый маленький. (хорек).
- Сколько слогов в слове хорек? (В этом слове два слога: хо-рек.)
- А вот еще одно животное (демонстрация картинка с изображением черепахи ).
Кто на свете ходит в каменной рубахе?
В каменной рубахе ходят. (черепахи).
- Дети определяют на слух, какой в слове черепахи звук [х] — твердый или мягкий?
- А это что за насекомое?
Жужжит она у уха. Летает всюду. (муха).
В темном лесу есть избушка – дети шагают
Стоит задом наперед – дети поворачиваются
В этой избушке есть старушка – Грозят пальцем
Бабушка Яга живет – грозят пальцем другой руки
Нос крючком, - показывают пальчиком
Глаза большие – показывают
Словно угольки горят- покачивают головой
Ух, сердитая какая! – бег на месте
Дыбом волосы стоят – руки вверх
5. Знакомство с буквой Х. Связь звука и буквы:
- У звуков [х — х'] — один образ-буква. (Буква Ха появляется на экране. Логопед читает четверостишие):
Но в работе, а не лежа.
Хочешь — порешь, хочешь — шьешь,
Хочешь — сам себя стрижешь.
6. Закрепление образа буквы:
- На что похожа буква Ха?
- Ребята, давайте пальчиком нарисуем букву Ха в воздухе.
- А кто мне скажет, чем звук отличается от буквы? (Буквы мы пишем и читаем, а произносим звуки)
Предложить детям опустить руку волшебный мешочек и на ощупь определить букву Х.
III. Итог занятия:
- Ребята, на сегодня наше путешествие заканчивается. Пора возвращаться назад. А чтобы вернуться домой короткой дорогой, давайте ответим на вопросы:
- С какой буквой мы познакомились на занятии? (Мы познакомились с буквой Ха)
- Какие звуки обозначает эта буква?
- Чем звуки [Х] и [Х`] отличаются?
- В чем отличие звуков от буквы?
Все мы дружные ребята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем,
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!
- На этом наше занятие окончено.
Прикреплённые файлы:
Аннотация. Данная методическая разработка – конспект логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей логопедической группе содержит игры на различение звуков по их акустическим признакам, задания на развитие пространственных представлений и на развитие навыков звукового анализа и синтеза. Эти задания, на мой взгляд, являются неотъемлемым условием предупреждения дисграфии у детей с ОНР в младшем школьном возрасте.
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей логопедической группе.
- Закрепить умение дифференцировать на слух и в произношении звуки х-хь. Познакомить с буквой Х.
- закреплять умение различать звуки х-хь по их акустическим признакам; продолжать формировать навыки звукового анализа и синтеза слов;
- развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;
- развивать зрительное и слуховое внимание, общую и мелкую моторику, речевое дыхание, умение передавать разнообразные интонации (высота, сила голоса).
- Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами.
- Развивать пространственную ориентацию.
- Совершенствовать динамическую и статическую организацию движений.
- Укреплять мускулатуру щёк.
- воспитывать положительное отношение к занятиям, умение контролировать собственную речь, навыки сотрудничества с группой детей.
Материалы и оборудование.
Ход занятия
1. Оргмомент.
- Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вас, а вы улыбнитесь мне и друг другу. Как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры, приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через рот все обиды и огорчения.
- Говорим всегда красиво,
Четко и неторопливо,
Ясно, громко говорим,
И, конечно, не спешим!
Я устраиваюсь ловко,
У меня с собой кладовка,
Где кладовка? за щекой!
Вот я хитренький какой.
Кто это? (хомяк)
Сегодня у нас в гостях хомяк Хома и хорёк Хим. (Кто это?) Покажите, какие у Хомы щёки (толстые), какие у хорька Хима (худые). Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня будем работать? (х,хь). Мы будем продолжать упражняться в различении этих звуков.
Расскажите Хоме и Химу про эти звуки, дайте характеристику звуку Х. С кем будет дружить х с Хомой или с Химом? Почему?
Звуку Хь. С кем будет дружить хь. Почему?
Дети дают характеристику звукам, выставляются соответствующие обозначения: синий и зелёный колокольчики без язычка.
Молодцы! Хома и Хим довольны тем, как вы справились с заданием.
2. Физминутка.
- А сейчас: раз, два, три, четыре, пять –
Становитесь в круг играть.
(Дети встают в полукруг у доски).
В русском языке с этими звуками много слов, а я предлагаю вам поиграть с маленькими словами: ОХ, АХ, УХ, ЭХ. Когда мы можем употребить их? Бабушка несёт тяжёлую сумку ОХ! ОХ! ОХ! Вместе с детьми имитируем ходьбу с тяжёлыми сумками. Мы помогли бабушке донести сумки. Потом нарубили бабушке дров – УХ! УХ! УХ! Бабушка заахала от радости– АХ! АХ! АХ! А мы пляшем в хороводе ЭХ! ЭХ! ЭХ!
3. Введение в тему.
- Как славно мы поиграли со звуками х,хь! – Ребята, звуки мы слышим и произносим. А чтобы обозначить звуки на письме, люди придумали специальные знаки – буквы. Хома и Хим принесли нам букву, которой обозначают звуки Х и Хь на письме. Это буква Х. (Выставляю букву Х на магнитную доску).
- Хорошо уметь читать, букву Х нам надо знать.
- На что похожа буква Х?
- Их скольких элементов она состоит?
- Давайте изобразим букву Х в воздухе пальчиком. Нарисуем на ладошке друг у друга. Соорудим её из рук.
- Напишем её на волшебной доске.
(Аня напишет букву Х синим маркером в правом верхнем углу и т д.). Дети комментируют свои действия. Хома и Хим довольны тем, как изобразили их букву Х на доске.
4. Наши глазки устали.
- А теперь мы сделаем гимнастику для глаз. Напоминаю правила выполнения гимнастики.
Хома, хома, хомячок, полосатенький бочок.
Хомка рано встаёт, глазки свои хомка трёт.
Поморгает, раз,два, три. Вдох и выдох – посмотри.
Далеко ручей бежит, на носу комар сидит.
Смотрит хомка выше, ниже, вправо, влево, дальше, ближе.
Осмотрел он всё кругом – оп, и в норочку бегом.
6. Какие интересные игры нам предложили хомяк и хорёк! Я предлагаю составить звуковые схемы слов – ХОМА и ХИМ. Дети садятся за столы.
7. Хома и Хим хотят убедиться в том, что вы хорошо запомнили букву Х. Они предложили вот такое задание на внимание: среди других букв отыскать букву Х и обвести её в кружок красного цвета. Перед началом задания дети выполняют самомассаж пальцев рук карандашом. Дети выполняют задание за столами.
9. Итог.
С какой буквой познакомились? Какие звуки она обозначает? Молодцы. Хома и Хим довольны тем, как вы работали на занятии.
Программное содержание
Коррекционно-образовательные задачи:
- Познакомить детей со звуком [Х] и способом его характеристики с опорой на артикуляционные признаки.
- Закреплять понятие согласный звук.
- Продолжать учить определять позицию звука в слоге.
- Продолжать учить определять позицию звука в слове: начало, конец;
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать общую, мелкую моторику детей;
- Развивать голос и дыхание;
- Развивать фонематический слух, слуховое и зрительное внимание, логическое мышление.
- Развивать внимание, память, словесно-логического мышление
Коррекционно-воспитательные задачи:
-Воспитывать у детей усидчивость, умение слушать педагога, сверстника.
Материал: картинки, в названии которых есть звук (Х), схема слога, слова, рабочие тетради.
Оценить 215 0
Программное содержание
- Познакомить детей со звуком [Х] и способом его характеристики с опорой на артикуляционные признаки.
- Закреплять понятие согласный звук.
- Продолжать учить определять позицию звука в слоге.
- Продолжать учить определять позицию звука в слове: начало, конец;
- Развивать общую, мелкую моторику детей;
- Развивать голос и дыхание;
- Развивать фонематический слух, слуховое и зрительное внимание, логическое мышление.
- Развивать внимание, память, словесно-логического мышление
-Воспитывать у детей усидчивость, умение слушать педагога, сверстника.
Материал: картинки, в названии которых есть звук (Х), схема слога, слова, рабочие тетради.
Выставляется игрушка Хомяк.
- Сегодня у нас в гостях Хомяк- Хомка.
– Хомяк, а знаешь ли ты, с какого звука начинается твоё имя - Хомка? (со звука [к]). Вы согласны с ним?
Сегодня мы будем слушать и произносить звук [х].
3. Характеристика звука.
Символ звука: греем ручки: ХХХ…
- Посмотрите в зеркало, как правильно произносится звук [х]:
- губки и зубки свободны;
- кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твёрдому нёбу, образуя щель для тёплого воздуха;
Х, П, М, Х, К, Р, Т, Х, Л, Т, К, Х
Ха, хо, пу, кы, хы, та, па, ха, ах, ом, ох, ап, эт, эх
Хлеб, молоко, батон, мох, ухо, утка, рыба, хвосты, тучи, посуда, хобот.
Ха-ха-хо, хо-хо-хи, ху-хи-ха, ах-ух-их, эх-ух-ах.
Пету…, пасту…, лопу…, горо. отды…, запа…, шоро…, мо. сме…, стра….
Мягкий, душистый, вкусный свежий, с хрустящей корочкой, (ХЛЕБ).
С красным гребнем, зерно клюёт, голосисто поёт. (ПЕТУХ).
Маленькая, чёрная, по комнате летит, звонко жужжит. (МУХА).
Хомка - хомка, хомячок, полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт щёчки моет, шейку трёт.
Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.
Сделать букву из палочек. Работа в тетрадях. Обвести в кружок только букву Х.
11. Звуковой анализ слога
Согласные звуки любят ходить в гости к гласным звукам и петь веселые песенки (ХО, ХА, ХУ, ХИ, УХ, АХ, ОХ, ИХ). Дети выкладывают схемы слогов.
- Ребята, вспомните, какой звук мы сегодня повторяли на занятии?
- Какой это звук?
- Каким цветом обозначаем?
- Что понравилось больше всего?
- Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.
У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.
Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)
Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.
Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь
Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение
Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника
Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС
- Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
- Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
- В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.
Читайте также: