Ключевые знаки и тональности 4 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

РАСПОЛОЖЕНИЕ ЗВУКОВ НА
ИНСТРУМЕНТЕ
Низкие звуки. Звуки средней высоты. Высокие звуки.
Эти три отрезка звучания по высоте называются
РЕГИСТРАМИ : низкий , средний и высокий.
3
3

НОТНОЕ ПИСЬМО.
5
4
3
2
1
Нотный стан (нотоносец) – строчка из 5 линеек.
Ноты обозначаются кружочками и пишутся на нотном
стане.
4
4


Какой диапазон у каждого из этих исполнителей и
каким ключом будет открываться нотоносец?
Детский и женский голоса звучат в верхнем и среднем
регистрах и нотный стан будет начинаться скрипичным
ключом.
А для мужского голоса на нотоносце стоит басовый ключ.
7
7

РАСПОЛОЖЕНИЕ НОТ НА НОТНОМ
СТАНЕ.
На линейках
Под линейками
Между линейками
Над линейками
На верхних добавочных
На нижних добавочных
8
8

РАСПОЛОЖЕНИЕ НОТ НА НОТНОМ
СТАНЕ.
Скрипичный ключ рисуется на второй линейке.
Иногда его называют Ключ Соль в честь звука соль.
От соль звуки разбегаются в разные стороны:
направо - вверх, налево - вниз.
9
9

План-конспект урока музыки в 4 классе. Тема: Музыкальная грамота.

ВложениеРазмер
muzykalnaya_gramota._osnovy_muzykalnoy_gramoty._klyuchevye_znaki_i_tonalnosti_do_dvuh_znakov._chteni.docx 480.84 КБ
muzykalnaya_gramota.pptx 1.86 МБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

4 класс. Музыка. 4 урок. 1 четверть.

Тема: Музыкальная грамота.

Основы музыкальной грамоты. Ключевые знаки и тональности. Чтение нот.

- сформировать представления о музыкальной грамоте - записи нот;

- разнообразии знаков в музыке, несущие в себе смысловую значимость;

- сформировать интерес к музыкальному письму.

- развитие представления о музыке, как об искусстве, которое имеет свои законы и правила письменности.

- воспитание уважения к культурному музыкальному наследию прошлого разных народов.

- воспитание потребности в общении с музыкальным искусством, стремления к музыкальному самообразованию;

- приобщение к музыке как к эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений;

- развивать у детей эстетическое восприятие: чувство красоты (природы, музыки, живописи, поэтического слова).

- формирование развития музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;

- формирование ответственного отношения к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование эстетической потребности, ценности и чувства, как результата освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

- целеполагание в постановке учебных задач, в опоре на имеющийся жизненно-музыкальный опыт при восприятии музыкальных и художественных произведений;

- коррекция и оценка собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников .

- освоение основных понятий урока путём включения учащихся в различные виды практической деятельности (слушательской, музыкальной, исполнительской);

- выполнение логических действий, работа с информацией (сопоставлять и отбирать информацию, анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты).

-расширение представлений учащихся о музыкальной изобразительной культуре;

- умение участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки.

- научится понимать ключевые понятия и термины (нотный стан, скрипичный и басовый ключ, интервал октава, бекар, бемоль, диез, тональность);

- приобретут интонационно-слуховой опыт на основе метода визуального и слухового сравнения.

нотный стан, скрипичный и басовый ключ, интервал октава, бекар, бемоль, диез, тональность

Музыка, русский язык

Метод визуального и слухового восприятия.

Беседа, работа в тетрадях, слушание и анализ музыкальных произведений, индивидуальная работа, фронтальная, групповая.

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

2. Актуализация знаний.

3. Постановка учебной задачи. Введение в тему.

4. Изучение нового материала.

5. Первичное осмысление и применение изученного материала

6. Подведение итогов урока, рефлексия.

I Организационный. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: создание доброжелательной атмосферы, способствующей сотрудничеству.

Задача: мотивировать обучающихся к учебной деятельности

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Обучающиеся приветствуют учителя. Выполняют указания учителя: садятся на свои места и проговаривают текст.

II Актуализация знаний. Определение темы урока.

Цель: создание условий для формирования мотивации к учению

- актуализация знаний обучающихся,

- вовлечь в определение темы урока.

- давайте вспомним о чём мы говорили на предыдущих уроках.

- Взгляните на экран и постарайтесь определить тему урока, зашифрованную в ребусе.

Беседа, ответы детей на вопросы учителя:

- о песнях наров мира…

III Постановка учебной задачи.

Цель: вовлечь учащихся в постановку учебных задач.

Задачи : вовлечь в определение целей урока.

Открываем тетради и записываем тему урока.

- на каком уроке мы говорим о грамоте, что это слово обозначает?

- а что ещё означает это слово?

- нам предстоит узнать на уроке:

Как записывают музыку, какие знаки и символы записи музыки существуют.

Мы запишем ноты, и будем с вами учиться читать нотную запись.

Беседа. Слушают учителя.

Дети записывают тему урока в тетрадь.

- на уроке русского языка

- когда кого-то награждают.

- как правильно записывать музыку

IV Изучение нового материала.

Цель: создание условий для знакомства с новым материалом

-способствовать формированию ассоциативного мышления;

-развивать у учащихся способность к художественному восприятию произведений музыкального ннародного искусства;

-создать условия для пробуждения у учащихся чувства восхищения при общении с искусством и сопричастности с ним.

Рассказ учителя. Работа с раздаточным материалом. Объяснение нового материала.

Возьмите листочки на вашем столе. Все записи мы будем делать на нотных линеечках – нотном стане.

Прежде, чем записать мелодию из нот, композитор в начале нотного стана поставит ключ. Скрипичный ключ или басовый:

И только потом напишет ноты композитор, сочиняя музыку Ключ – это как заглавная буква в предложении, без которой мы бы не знали, где начало предложения, а где конец.

Взгляните звукоряз наш начинается и заканчивается нотой ДО. Этот интервал (расстояние между звуками) называется ОКТАВА.

На клавиатуре у нас есть и чёрные клавиши, в нотной записи это может быть знак ДИЕЗ, БЕМОЛЬ, БЕКАР.

Знаки при ключе дают нам определённую тональность. ТОНАЛЬНОСТЬЮ мы называем высотное положение музыкального лада. А как мы уже с вами знаем в музыке есть два основных лада: МАЖОР и МИНОР

Беседа. Слушание учителя. Чтение. Работа с раздаточным материалом. Запись в тетрадь.

V Осмысление и применение изученного материала

Цель: создание условий для воспитания у учащихся чувства восхищения произведениями искусства

-развивать образное, творческое мышление учащихся.

Беседа, вокально-хоровая работа.

- Мы с вами узнали как записывают ноты, а теперь попробуем прочитать мелодию…

VI Проверка домашнего задания.

VII Подведение итогов урока, рефлексия.

Цель: создание условий для рефлексивной деятельности учащихся.

Задача: обобщить визуальное и слуховое восприятие произведений искусства.

- Что вы сегодня узнали на уроке?

- Я узнал на уроке….

VII Домашнее задание.

Записывают домашнее задание.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Разгадайте ребус : Знамя Грамота

Тема урока: Музыкальная грамота.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный материал является программным и соответствует календарно-тематическому планированию уроков "Музыка" 6 класс. Урок разработан с применением технологии УДЕ академика П.Эрдниева.


презентация к уроку музыки 1 класс тема "Музыка ночи"


разработка урока музыки 4 класс тема: "Музыка Италии"

Данная презентация разрпаботана для урока музыки в 4 классе. тема года: "Между музыкой разных народов мира нет границ!", тема урока "Музыка Италии". в ходе урока учащиеся знакомятся с культурой красив.

Урок музыки 3 класс, тема"Музыкальная азбука"

Описание методической разработки урока музыки в 3 классе "Музыкальная азбука". Цель урока:познакомить учащихся с нотной грамотой и закрепить знания музыкальной азбуки. На данном уроке осуществляется д.


Урок музыки 5 класс.В музыкальном театре.Опера

Архив содержит презентацию к уроку на тему "в музыкальном театре. опера", а также тест, выполненный в программе Power.Point, на закрепление материала по изученной теме.


Тип урока: музыкально-творческий практикумформа: урок-исследованиеЦель: Определить роль марша в жизни людей путем исследования исторических фактов и.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дата: 3.10.2018
ОО: ООШИ № 27

Метапредметный: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (целеполагание в постановке учебных задач, в опоре на имеющийся жизненно-музыкальный опыт при восприятии музыкальных и художественных произведений; коррекция и оценка собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников);

обучающиеся демонстрируют познавательные УУД (прогнозирование результатов музыкальной деятельности, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное построение речевых высказываний, осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования);

обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД (планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, контролировать и оценивать действия партнёров, умение точно выражать свои мыслив устной форме).

Предметный: знают ключевые понятия и термины (нотный стан, скрипичный ключ); приобрели интонационно-слуховой опыт на основе метода визуального и слухового сравнения, ; ясно выговаривают слова песни, поют гласные округленным звуком, отчетливо произносят согласные; умеют определять характер музыкального произведения.
Задачи:
Воспитательная: способствовать формированию интереса у обучающихся к уроку музыки, способствовать формированию умения работать с учителем и сверстниками, способствовать формированию умения осуществляют рефлексивную самооценку.

Развивающая: способствовать развитию у обучающихся:
регулятивных УУД (целеполагание в постановке учебных задач, в опоре на имеющийся жизненно-музыкальный опыт при восприятии музыкальных и художественных произведений; коррекция и оценка собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников);

познавательных УУД (прогнозирование результатов музыкальной деятельности, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное построение речевых высказываний, осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования);

коммуникативных УУД (планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, контролировать и оценивать действия партнёров, умение точно выражать свои мысли в устной форме).
Образовательная: способствовать пониманию обучающихся ключевых понятий и терминов (нотный стан, скрипичный ключ); способствовать приобретению интонационно-слуховой опыт на основе метода визуального и слухового сравнения; способствовать умению ясно выговаривать слова песни, петь гласные округленным звуком, отчетливо произносить согласные; уметь определять характер музыкального произведения
Коррекционно-развивающие задачи:

стимулировать познавательную деятельность в процессе слушания музыкальных произведений; развивать фонетико-фонематическую сторону речи посредством артикуляционной гимнастики и распевки; коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной).
Принципы обучения и воспитания

Принципы воспитания:

* создание положительного эмоционального подъёма;

* воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения:

* принцип систематичности и последовательности;

* принцип психологической комфортности.

Принципы урока музыки по Е.Д. Критской:

* принцип триединства деятельности;

Методы обучения и воспитания:

Методы воспитания:

1. Методы формирования соц. опыта:

2. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе:

* Поощрение, создание ситуации успеха.

* Методы обучения:

1. По источнику получения знаний:

* словесные: беседа, рассказ;

* наглядные: демонстрация, иллюстрация;

2. По дидактическим целям:

* метод проверки и оценки знаний.

3. По уровню включения в продуктивную деятельность:

* проблемное изложение изучаемого;

4. Методы организации учебно – познавательной деятельности:

* словесные: беседа, рассказ;

* методы самостоятельной работы.

5. Метод наглядно-слуховой

Формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная и парная.

Средства обучения:

1. Демонстрационные:

Информационные источники

3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития: текст/Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2016. – 186 с.

4. Программно-методические материалы: Музыка начальная школа. Принципы Е.Д. Критской.

5. Учебник. Е.Д. Критская, Г. П. Сергеева, Г. С. Шмагина. Уроки музыки: Поурочная разработка 1-4 класс.

Тип урока: Урок совершенствования способов действий (урок закрепления)

Мотивация к учебной деятельности.

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Усвоение новых знаний и способов действий по изученному материалу.

Организация контроля и самоконтроля (взаимоконтроля).

Рефлексия учебной деятельности (предметные, метапредметные и личностные результаты).

1.Организационный. Мотивация к учебной деятельности.

Задача: мотивировать обучающихся к учебной деятельности.

Методы формирования ответственности и обязательности: Предъявление педагогических требований.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Виктория Михайловна, сегодня я проведу у вас урок музыки.
- Сейчас тихо сядут девочки, и еще тише сядут мальчики.
- Для того, чтобы наш урок прошёл успешно и плодотворно, я предлагаю вам произнести слова-заклинания.

Громко прозвенел звонок-

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Ни минутки не теряем.

Обучающиеся приветствуют учителя. Выполняют указания учителя: садятся на свои места и проговаривают текст.

Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование. Коммуникативные УУД: проявляют умение слушать и понимать других. Регулятивные УУД: волевая саморегуляция.


План- конспект открытого урока по сольфеджио 4 класс "Главные гармонические функции в ладу".

Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

План- конспект открытого урока

Сольфеджио 4 класс.

Преподаватель: Локтева Н.В.

Сольфеджио – одна из важнейших музыкально-теоретических дисциплин, способствующих развитию музыкального слуха, как мелодического, так и гармонического, а также формированию музыкально-эстетических взглядов и вкуса. Знакомясь с лучшими образцами русской и западно-европейской музыки, учащиеся обогащают свои музыкальные представления, расширяют кругозор, развивают слух, ритм, память.

Знание теоретических основ способствует воспитанию музыкального мышления учащихся, выработке сознательного отношения к исполняемому произведению. Поэтому важнейшей составляющей в работе сольфеджио является воспитание слуховых представлений, которые необходимы для исполнительской деятельности музыканта.

Теоретическое изучение, пение, слышание главных тональных функций составляют основу ладогармонического слуха и мышления учащихся. Поэтому в работе над гармоническим слухом необходимо петь с аккомпанементом, петь a cappella трехголосные последовательности аккордов, анализировать на слух гармонический строй музыкального произведения.

Цель урока: закрепление теоретических знаний, а также практических интонационных и слуховых навыков.

Задачи урока:

Образовательные:

- научиться использовать разные формы работы с гармоническими функциями: записывать, слышать, проигрывать;

- применять полученные знания в незнакомом музыкальном материале.

Развивающие:

- расширять слуховые представления о гармонических оборотах, уметь их анализировать;

- закрепить навыки слухового анализа музыкальных произведений.

Воспитательные:

- повышать у учащихся интерес к предмету сольфеджио через применение различных форм деятельности;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость на гармонические особенности музыкальных произведений;

- поддерживать стремление к самостоятельной работе с гармоническими функциями и подбору аккомпанемента к мелодии.

- развивать творческие способности.

Тип урока:

Урок комплексного применения знаний и умений.

Продолжительность урока: 1 час (1,5 академического часа)

Формы работы:

Опрос учащихся в устной и письменной форме.

Методы обучения:

Методическая база урока:

3.Г.Ф.Калинина Сольфеджио. Рабочая тетрадь 4 класс. М., 2012 г.

Музыкальный материал:

3. П.И. Чайковский. Старинная французская песенка из Детского альбома.

Материалы и оборудование.

Наглядный материал:

4.Таблица с обозначением главных трезвучий лада и их обращений

6.Карточки гармонических оборотов

Оборудование:

- нотные тетради, карандаши, ластики,

-учебные пособия учащихся

Ю. Фролова Сольфеджио 4 класс ДМШ; Калинина Г. Сольфеджио. Рабочая тетрадь 4 класс.

Краткая характеристика группы:

В открытом уроке участвуют учащиеся 4 класса фортепиано семилетнего курса обучения. Возраст учащихся: 10-11 лет. Учащиеся группы активны на уроке, восприимчивы к новому материалу, выполняют домашние задания, проявляют интерес к сольфеджио, стремятся получить новые знания.

План урока:

Вводный раздел (5 минут)

- вступительное слово преподавателя;

- организационный момент: проверка готовности учащихся к работе.

2. Основной раздел (50 минут)

Проверка домашнего задания (15 мин):

- расположение главных трезвучий лада и их обращений;

- пение в тональности A-dur: звукоряд, ступени, аккорды;

Изучение нового материала (10 мин):

- роль тональных функций в организации движения в музыке; Закрепление пройденного материала (25 минут):

- подбор аккомпанемента к диктанту и исполнение;

- пение гармонических последовательностей.

3. Заключительный раздел (5 минут)

- подведение итогов, оценка работы группы в целом и каждого учащегося;

- запись домашнего задания.

Этапы работы

Вступительное слово преподавателя.

Настрой учащихся на учебную деятельность(5 мин):

Проверка готовности группы, отметка в журнале присутствующих и объявление темы урока.

Задача учащихся: настроиться и сосредоточиться для выполнения заданий.

Задача преподавателя: добиться внимания и работоспособности учащихся, активизировать их деятельность на уроке.

2.Опрос учащихся по домашнему заданию

Проверка домашнего задания (15 минут):

2).Проверка теоретических знаний о расположении главных трезвучий лада и их обращений. Какие ступени являются главными в ладу. Как называются трезвучия, которые на них строятся. Что такое обращение трезвучия. Какие обращения трезвучия существуют. На каких ступенях в ладу строятся T6, S6, D6. На каких ступенях в ладу строятся T64, S64, D64.

Назовите общие ступени у Т и S, у Т и D.

Учащиеся поочередно отвечают на поставленные вопросы.

3).Вокально-интонационная работа в тональности A-dur:

- пение гаммы вверх и вниз с названием нот и знаков с дирижированием в ритме в размерах на 2/4 и 3/4;

- пение звукоряда гаммы ступенями с ручными знаками;

- пение цепочек ступеней с ручными знаками ;

- пение трезвучий главных ступеней и их обращений

Задача преподавателя: проверить теоретические знания учащихся и практические навыки, закрепить работу в тональности, добиться осознанного исполнения и точного интонирования.

Задача учащихся: показать теоретические знания, навыки интонирования гаммы и всей работы в тональности, умение слышать преподавателя и продолжать пение по группам или по одному.

3.Изучение нового материала

Знакомство с новым материалом. (10 мин.) Рассказать о значении главных функций лада, об их роли в организации музыкального процесса и движения в музыке. Тоника – это устойчивая функция, она выполняет роль покоя, устоя. Субдоминанта – это неустойчивая функция, ее роль движение от Тоники. Она имеет общую I ступень с Тоникой и звучит всегда после Тоники. Доминанта – это тоже неустойчивая функция, ее роль движение к Тонике. Она имеет вводные ступени, крайне неустойчивые и потому ее разрешение в Тонику становится безусловным и необходимым. Доминанта всегда разрешается в Тонику и имеет общую V ступень (вместе с учащимися проанализировать звукоряд гаммы, определяя функциональное значение каждой ступени).

Теперь рассмотрим на клавиатуре соединение гармонических функций в Ля мажоре: Т-S, D-T. ( Наглядно показать движение Субдоминанты от Тоники в соединении T S64, и движение Доминанты к Тонике в соединении D-T64, подчеркивая их функциональное значение).

Обратимся к музыке.

4.Закрепление учебного материала

Закрепление учебного материала по теме. (25 мин.)

Учащиеся делятся на две группы для конкурсной работы по точному определению гармонического сопровождения мелодии в музыкальном произведении, а также элементов музыкальной речи, предварительно вспомнив все ее особенности. Учащиеся пользуются карточками с гармоническими оборотами. Если группа правильно определила, она набирает один балл. В конце игры определяем победителя. Звучат такие музыкальные произведения:

- П.И. Чайковский. Старинная французская песенка из Детского альбома (фрагмент).

(Учащиеся, прослушивая музыкальные фрагменты, показывают карточки гармонических оборотов, которые звучат в музыке.)

Задача учащихся: максимально быстро и точно определить гармонические функции произведения, а также элементы музыкальной речи.

Задача преподавателя: Сконцентрировать слуховое восприятие и быстрое внимание учащихся на звучании музыки.

В конце игры определяется команда-победитель.

2. Работа с мелодией диктанта: (7 мин.)

- пение с последующим анализом функциональных свойств каждой ступени;

- определение и запись гармонических функций;

- определение жанровых особенностей мелодии и выбор соответствующей фактуры – способа изложения гармонии.

- исполнение мелодии с сопровождением и дирижированием;

- транспонирование мелодии диктанта в близлежащие тональности.

Задача учащихся: интонационно чисто исполнить мелодию, максимально точно определить тональные функции, применяя теоретические знания.

Задача преподавателя: воспитание гармонического слуха учащихся и умения грамотно применять теоретические знания.

3.Пение гармонических оборотов. (8 мин.)

На примере фрагментов музыкальных произведений определить три наиболее часто звучащих гармонических оборота: T-S-T , T-D-T, T-S-D-Т. Учащиеся записывают в тетради обозначениями эти три оборота, а затем поют их в разных тональностях.

Задача учащихся: правильно записать и запомнить гармонические обороты.

Задача преподавателя: проверить правильность написания и оформления в нотной тетради.

5.Задание на дом

Заключительное слово преподавателя: (5 мин.)

Оценка усвоения пройденного материала, работы группы в целом и каждого учащегося в отдельности.

Изучение тональностей в детской музыкальной школе начинается с первого класса и продолжается до выпускного экзамена практически на каждом занятии.
Впечатление от музыкального материала будет полнее, яснее, если учащийся хорошо настроился в тональности, услышал тонику, начальную ступень и первый мелодический интервал, ладовые и формообразующие элементы прозвучавшего образца. Изучение тональностей включается в календарно-тематическое планирование. Для эффективного запоминания учащимися материала необходимо предусматривать наглядные формы работы (таблицы, карточки)

Оценить 975 0

Открытый урок сольфеджио в четвертом классе

Преподаватель М.В. Князева

Тема урока: изучение тональностей на примерах народных мелодий

(на уроках сольфеджио)

Изучение тональностей в детской музыкальной школе начинается с первого класса и продолжается до выпускного экзамена практически на каждом занятии.

Впечатление от музыкального материала будет полнее, яснее, если учащийся хорошо настроился в тональности, услышал тонику, начальную ступень и первый мелодический интервал, ладовые и формообразующие элементы прозвучавшего образца. Изучение тональностей включается в календарно-тематическое планирование. Для эффективного запоминания учащимися материала необходимо предусматривать наглядные формы работы (таблицы, карточки)

Продемонстрировать работу по изучению тональностей

Задачи :

Обучающаянаучить учащихся слышать мажорный и минорный лады, чистое интонирование ступеней, гамм, отрабатывать навыки чтения с листа, уметьопределять тональности по знакам, уметьтранспонировать мелодию, закреплениеобозначения тональностей, расположение их в квинтовом круге,

воспитательная - формирование качеств личности: умение дружить, сочувствовать друг другу

развивающая - развитие речи, мышления, интереса к предмету, умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы

методическая - показать способы развития звуковысотного, гармонического и мелодического слуха, памяти, развития навыков музицирования на начальном этапе

Тип урока: комбинированный, выполнение комплексных заданий.

Вид урока: деловая игра.

Способ организации деятельности учащихся:коллективный.

Наглядные пособия: карточки с обозначением тональностей, презентация, учебник сольфеджио часть I , составители Б. Калмыков и Г. Фридкин.

1. Организационная часть.

Здравствуйте! Тема нашего урока: изучение тональностей на уроках сольфеджио (четвертый год обучения). И я попрошу ребят представиться: назвать свое имя и фамилию, инструмент, на котором вы обучаетесь.

Итак, начнем урок!

2. Основная часть (теоретическая)

Послушайте, пожалуйста, что я играю(играю трезвучия квинтового круга диезные, затем бемольные тональности)

Что такое квинтовый круг? - Система расположения тональностей по ч.5

А кто может сыграть и рассказать диезные тональности?

Учащиеся выходят к инструменту и играют тональности, называя количество знаков в них.

Давайте вспомним, что мы знаем про тональности. Во- первых, определение тональности.Тональность – это высота лада.

Какие бывают лады? – мажорный и минорный

Чем лады отличаются? - строением и ладовой окраской

Учащиеся называют строение мажорного и минорного лада.

3.Определение на слух тональностей по звучанию тонического трезвучия:

Я поиграю вам трезвучия тональностей, а вы называйте их (играю C - a - C - D - d - e - F - f – G - C – G - C ).

4.Распевание.Пропеваем распевку по квинтовому кругу, ученик показывает тональности на таблице. До-ре-ми-фа-соль; до-ми-соль.

5. Пение мелодии с листа, исполнение с аккомпанементом.

Сейчас мы споем упражнение №346. Определяем тональность. Как по знакам определить тональность? – последний диез является 7 ступенью, надо построить м.2. вверх и получим тонику. Хорошо!

Разберем строение мелодии. Есть ли одинаковые или похожие фразы, есть ли движение по звукам трезвучий?

Скажите, каким способом можно хорошо настроиться в тональности перед пением мелодии? – сыграть T - S - D - T

Булат настроит нас сегодня на Ми мажор. Ученица выходит, играет T - S - D - T . Давайте пропоем ступени – I - III - V - III - I - II - III - IV - V - VI - V - IV - VII - II - I

Поем упражнение №346 с пульсом, с дирижированием.

Поем упражнение №360. Определяем тональность. Как по знакам определить тональность? – предпоследний бемоль является тоникой ( I ступень).

Разберем строение мелодии. В этой мелодии 2 фразы, повторяющихся фраз нет, в основном движение поступенное. Есть секвенция во второй фразе.

Настя настроит нас на тональность Ля ь мажор. Ученица выходит, играет T - S - D - T .

Давайте пропоем ступени – I - II - III - IV - V - IV - II - I - VII - VI - V - VI - VII - I - V - VII - I

Поем упражнение №360 с пульсом, с дирижированием.

Поем упражнение №320. Определяем тональность. Ми ь мажор – до минор.

Разберем строение мелодии. Сколько фраз в мелодии? Строение ААВВ. Мелодия очень простая.

Давайте пропоем ступени – I - III - V - III - I - III - V - IV - III - II - I

Поем и слушаем внимательно, не меняется ли лад в мелодии. Поем с аккомпанементом преподавателя. Как называется такой лад? – переменный. Чередование мажора и минора в мелодии. Это одноименные или параллельные тональности? Чем отличаются одноименные и параллельные и одноименные тональности?

Настя выходит, играет T - S - D - T в Ми ь мажоре и до миноре.Подбираем аккомпанемент.

Поем упражнение №320 с аккомпанементом учащейся, с дирижированием.

Транспонирование в F - d (устно). Пропеваем с дирижированием.

Игра – кто быстрее сложит свой ряд тональностей: одна группа бемольный круг, другая группа – диезный.

Делимся на 2 команды.

8.Обобщение урока.Тональности располагаются по кругу на расстоянии интервала чистой квинты. Это четкая система. Зная порядок появления знаков в тональности, можно определить тональность по знакам.

9. Домашнее задание. Играть трезвучия по квинтовому кругу, петь распевку, выучить упражнение 320 наизусть, петь в разных тональностях.

Читайте также: