Конспект нод по экологии в средней группе по фгос комнатные растения

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Отдел образования администрации Петровского района г. Донецка

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по экологии с использованием схем-таблиц

Воспитатель средней группы

Программное содержание :

Продолжать систематизировать знание детей о комнатных растениях.

расширять представления детей о целебных растениях и их использовании человеком, упражнять в их распознавании с использованием схем-таблиц.

Продолжать формировать у детей интерес к растительному миру;

Подвести детей к пониманию того, что комнатные растения – это живые организмы, требующие определенного ухода;

Дать детям представления о жизни алое;

Закрепить знания об основных потребностях комнатных растений;

Воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать и заботиться о них.

Предварительная работа:

наблюдение за ростом и развитием растений в группе;

уход за комнатными растениями уголка природы (полив,рыхление, протирание листьев);

Дидактические игры:

Ход занятия

Воспитатель : Ребята, сейчас я загадаю вам загадку, а вы постарайтесь ее отгадать.

Без рук, без ног, а двигается. Дышит, но не говорит. Питается, а рта нет. (Ответы детей).

Правильно - это растение . Мы побеседуем сегодня о комнатных растениях . А вы знаете, что все растения живые ?

Воспитатель : Подскажите, пожалуйста, как называются растения , которые растут в комнате ? Правильно, комнатные .

А давайте сравним комнатные растения и те растения, что растут на улице. Что у них общего? (Ответы детей). Правильно. У всех растений есть корень, стебель.

А чем отличаются комнатные растения от уличных? (Ответы детей). Правильно. Дети на дворе весна, но еще очень холодно. Поэтому растения на улице пока еще не распустили свои зеленые листочки. У комнатных растений не желтеют и не опадает осенью листочки, как у уличных. А сейчас я предлагаю немного поиграть.

Игра с мячом " Назови ласково "

Воспитатель : Зайчонок, что у тебя случилось? Почему ты плачешь? И что это ты нам принес?

Зайчонок: Я хотел маме подарить красивый цветок, но он почему-то засох.

Воспитатель : Ребята, вы не знаете почему засох цветок? (Ответы детей)

Воспитатель : Да, я тоже так думаю, ты, наверно, плохо за ним ухаживал, забывал поливать свой цветок, вот он и погиб. Мы знаем, что без воды не могут жить ни люди, ни животные, ни растения.

Зайчонок: Нет! Я очень хорошо за ним ухаживал. Я его кормил и поил: супом, компотом, а еще я очень люблю кефир, ведь он такой вкусный и полезный, и чтоб моему цветочку было так же вкусно, я поливал его кефиром.

Воспитатель : Все понятно, ты совсем не умеешь ухаживать за цветами.

Воспитатель: Ребята давайте поможем зайчонку!

Динамическая пауза :

Я прошу тебя, цветок:

Подними-ка свой листок,

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой.

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай.

Стебель наклони слегка –

Вот зарядка для цветка.

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся.

Наконец готовы все

День встречать во всей красе!

(дети выполняют действия согласно тексту/

А сейчас давайте рассмотрим вот этот рисунок-схему и вспомним, что он обозначает. /ответы детей/

Давайте выберем из этих рисунков-схем только то, что нужно для жизни наших растений.

hello_html_m5629f9d3.jpg


Правильно! Лейкой мы поливаем растения. Без солнечного света, тепла растения не растут. Растениям нужны земля, воздух, вода. Чтобы растения были красивыми, хорошо росли и цвели, нужно их подкармливать специальными удобрениями. И обязательно им нужна наша забота и любовь!

Воспитатель : Давайте закрепим какие условия необходимы всем растениям чтобы они хорошо росли? (Вода,свет,тепло,воздух,почва)

Воспитатель: Правильно, если за ними будет хороший уход, то они будут красивыми, здоровыми. А для этого нужно растения поливать? (Чтобы оно не засохло.)

Воспитатель: Правильно, что еще надо делать, чтоб растение хорошо росло? (Рыхлить почву и протирать листочки от пыли, поливать).

Воспитатель : Молодцы. Зайчонк, теперь ты понял, что нужно делать? И что поливать растение компотом и кефиром нельзя. Ребята, дайте подарим зайчонку один из наших цветов?

Зайченок: Спасибо, ребята, я буду хорошо за ним ухаживать.

Воспитатель:А сейчас мы ребята с вами с помощью схемы-таблицы рассмотрим и расскажем о целебном растении и использовании человеком (Алоэ)

Дидактическая игра по экологии с комнатными растениями

(работа по мнемотаблице)

hello_html_m917ff30.jpg

Воспитатель: - Молодцы ребята!! Мы с вами будем продолжать ухаживать за нашими зелеными друзьями, чтобы им хорошо жилось в нашей группе.

Рассказывание ребенком стихотворения Е. Благининой.

Ведь приятно им

Посмотреть на это

Воспитатель : - Вы молодцы

Воспитатель : Мы много сегодня говорили о комнатных растениях . Давайте вспомним какие условия необходимы всем растениям , чтобы они хорошо росли? (Вода, свет, тепло, питательная почва.)

Воспитатель : Правильно, если за ними будет хороший уход, то они будут красивыми, здоровыми. А для этого нужно растения поливать ? (Чтобы оно не засохло.)

Воспитатель : Правильно, что еще надо делать, чтоб растение хорошо росло? (Рыхлить почву и протирать листочки от пыли).

Воспитатель : Молодцы. Зайчонок, теперь ты понял, что нужно делать? И что поливать растение компотом и кефиром нельзя. Ребята, давайте подарим зайчонку один наш цветок?

Воспитывать бережное отношение и любовь к природе; желание ухаживать за растениями.

Словарная работа: комнатные растения, сухая, лейка, влажная

Материалы и оборудования: Два растения – с сухой землей, с пыльными пушистыми листьями, лейка с водой, лопаточка, 2 тряпочки, 2 тазика с водой.

Этапы проведения Содержание Примечание

Вводная часть Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у вас стоит на подоконниках? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, это комнатные растения. А как вы думаете, для чего они нам нужны? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, для красоты. С растениями красиво и уютно. А ещё для чего?

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно, растения очищают воздух.

Воспитатель: Ребята, а все ли растения одинаковые?

(ответы детей)

Воспитатель: Да, вы правы, все растения очищаются стеблями, листья, у одних растений листья большие, их мы протираем тряпочкой, у других растений листья маленькие, их мы протираем кисточкой, а если листьев много и они маленькие, то их мы опрыскиваем, и цветами.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в мир растений. Поможем им стать еще красивее и здоровее. Дети сидят на стульчиках полукругом, на столе посередине – 2 растения с сухой землей; с чистыми и пыльными листьями.

Воспитатель вызывает одного ребенка, вместе с ним определяет, какая земля в горшке.

Основная часть Практическая работа 1

Воспитатель: Ребята посмотрите, на столе стоят растения.

Вот в этом горшке, какая земля? Давайте с вами определим.

(ответы детей)

Воспитатель: правильно, земля сухая, ее давно не поливали. Цветок засох, его нужно скорей напоить водичкой. А для того, чтобы его напоить водичкой, что надо сделать?

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно, нужно взять лейку и полить цветок. Только поливайте немного, чтобы не залить цветочек водой.

Ведь этот цветок не любит сильно влажную почву.

Воспитатель: А сейчас мы будем рыхлить землю. Берем лопатки и начинаем лопатками рыхлить землю. Только аккуратно, не торопитесь, чтобы не запачкаться и не повредить корни.

Воспитатель: Этому цветку теперь хорошо дышится. А сейчас мы немного отдохнем:

На лужайке, над ромашкой

Жук летал в цветной рубашке –

«Жу – жу – жу, жу – жу – жу,

Я с ромашкою дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

Практическая работа 2

Воспитатель: вот мы и отдохнули, а теперь посмотрите за второй цветок. Что ему необходимо? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, цветок надо полить, протереть листья.

Воспитатель: Берем леку и аккуратно поливаем цветок, этот цветок любит, чтобы вода осталась в поддоне, так что этому цветку лейте больше воды.

Воспитатель: посмотрите ребята, какие листья у этого растения? (ответы детей)

Воспитатель: правильно, листья пыльные, тусклые, цветок грустит, жалуется нам, что ему не весело и тяжело от пыли. Давайте поможем цветку. Что нужно для этого сделать? (ответы детей)

Воспитатель: правильно, нужно протереть листья. Для этого возьмите тряпочку, намочите ее в тазике, выжмите, чтобы водой не закапать пол, возьмите в ладошку лист и осторожно протирайте его тряпкой, придерживая ладошкой по всей длине листа, не забывая прополаскивать тряпочку.

Воспитатель: Молодцы ребята, цветок снова легко дышит. А как правильно ухаживать за растениями, кто был самым внимательным и мне расскажет (ответ ребенка)

Воспитатель: Правильно, цветок надо поливать, рыхлить землю, протирать листья.

Перед вами: …Посмотрите, пожалуйста, внимательно на растения, запомните, как они стоят.

Теперь закройте глаза.

Открываем глаза и скажите, какого растения не стало. Воспитатель вызывает одного ребенка и даёт ему полить цветок.

Воспитатель вызывает одного ребенка и вместе с ним рыхлит землю.

Дети выполняют физминутку.

Дети ухаживают за растением

Дети играют в игру

Заключительная часть Воспитатель: вот наше занятие подошло к концу.

Чем мы сегодня занимались?

Что нового узнали?

Вам понравилось занятие? Итог занятия



Автор:Антонова Мария Васильевна
Описание: Предлагаю конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 4-5 лет. В ходе занятия закрепляются знания детей комнатных растениях.Данный материал будет интересен воспитателям детского сада.
Цель: расширение и закрепление представлений детей о комнатных растениях;
Задачи:
- Уточнить представления детей о строении, потребностях комнатных растений, об их пользе для человека.
- Совершенствовать умение различать комнатные растения внешнему виду и описанию.
- Воспитывать бережное отношение к растениям, доброту,отзывчивость.








Цель: систематизировать знания детей о комнатных растениях, правилах ухода за ними. Задачи: образовательные: расширять знания детей о комнатных растениях, закреплять умение узнавать знакомые растения, называть их части, пополнять словарный запас детей, познакомить со способами содержания растений в чистоте; развивающие: развивать интерес к комнатным растениям, развивать образное восприятие, воображение; развивать у детей представление об основных потребностях растений ( свет, тепло, влага); воспитательные: воспитывать бережное отношение и любовь к природе, желание ухаживать за растениями.

Содержимое разработки

Цель: систематизировать знания детей о комнатных растениях, правилах ухода за ними.

Задачи: образовательные: расширять знания детей о комнатных растениях, закреплять умение узнавать знакомые растения, называть их части, пополнять словарный запас детей, познакомить со способами содержания растений в чистоте;

развивающие: развивать интерес к комнатным растениям, развивать образное восприятие, воображение; развивать у детей представление об основных потребностях растений ( свет, тепло, влага);

воспитательные: воспитывать бережное отношение и любовь к природе, желание ухаживать за растениями.

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, коммуникативное.

Методы и приёмы: игровой, наглядный, словесный.

Оборудование: лейки, пульверизаторы, влажные тряпочки.

Средства ИКТ: презентация, проектор, экран, ноутбук.

Предварительная работа: рассматривание комнатных растений в уголке природы; разучивание пословиц и поговорок о растениях; рассматривание иллюстраций на тему"Комнатные растения"; беседы и чтение художественной литературы, разгадывание загадок.

Приходит почтальон Печкин.

Печкин. Ребята, на ваш адрес пришла посылка. Но я вам её не отдам, если вы не отгадаете загадки.

Воспитатель. Ну что ты, Печкин, наши дети хорошо отгадывают загадки.

Вот послушай. ( загадываю загадки )

1. Без рук, без ног. но двигается

Дышит, но не говорит,

Питается, а рта нет. ( растение )

2. На окнах растут - людям радость несут. ( комнатные цветы )

Печкин. Ну хорошо, получайте свою посыпку.

(отдаёт посылку - коробку - на коробке наклейки с героями мультфильма).

Воспитатель. Ребята, как вы думаете от кого? ( от Маши)

Воспитатель. Ребята, вы догадались, что в посылке?

Дети. Комнатное растение . (Дети открывают коробку, а там не живое комнатное растение, а фотография комнатного растения и письмо).

Воспитатель. Читаю письмо.( Дорогие ребята, мне Мишка подарил цветок, но я не знаю как он называется и как за ним ухаживать. Ребята расскажите мне , пожалуйста. ) Мы с вами сейчас поговорим об этом , а Маше потом напишем письмо.

Рассматриваем фотографию. Как называется это растение? ( дети называют)

- Вспомните, какие ещё комнатные растения вы знаете? (дети говорят названия).

Воспитатель. Я вам сейчас загадаю загадки, а вы отгадаете их и увидите ответ на экране. ( слайд №1 )

1. На окошке мы стоим, 2. Я цветок- забавный ёжик,

Вас порадовать хотим. Хоть без ручек и без ножек.

И глядим всегда на вас Жил в пустыне я всегда,

Синевою добрых глаз. Где отсутствует вода.

( фиалка ) А теперь живу в горшочке

Ваш зелёный я дружочек.

3.Листья мои пушистые, 4. Щучий хвост

Букеты мои душистые, В землю врос.

Цвету я круглый год, ( сансевьера )

Кто первый меня назовёт?

5. Очищают воздух,

На окнах зеленеют,

Круглый год цветут. ( комнатные растения )

Молодцы, все загадки отгадали правильно.

Воспитатель. Какие ещё бывают растения, кроме комнатных?

Дети. Садовые, луговые.

Воспитатель. Почему они так называются и чем они отличаются.

Дети. Комнатные растут в помещении, а садовые в саду, луговые - на лугу.

Дидактическая игра " Что лишнее?" ( слайд №2 )

Воспитатель. Ребята, посмотрите внимательно на все эти растения и скажите, какое из них здесь лишнее? (одуванчик ). Почему? (ответы детей)

- Правильно! Одуванчик растёт на лугу -это луговое растение, а все остальные растут в помещении - их называют комнатными.

Воспитатель. Какой цветок здесь лишний? ( фиалка ). Почему? ( ответы детей)

- Правильно! Фиалка комнатный цветок, а все остальные садовые.

Дидактическая игра "Разложи правильно". ( комнатные и садовые цветы). На столе фото садовых и комнатных цветов. Дети берёзке откладывают все садовые цветы , а к домику - комнатные.

Беседа о комнатных растениях.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, для чего нужны комнатные цветы?

Дети. Чтобы было красиво.

- Растения очищают воздух.

Воспитатель. Правильно, чтобы было красиво комнатными растениями человек украшает свой дом. Но они не только радуют нас своей красотой, но и очищают воздух от пыли "дают кислород".

Воспитатель. Как вы думаете, живые ли комнатные растения? Почему?

Дети. Они растут, дышат, пьют, двигаются.

- Как растение двигается? (поворачивается к свету).

- Как дышит растение? ( через листья, корни).

- Как питается? ( корнями).

Воспитатель. Когда мы поливаем землю в горшочке, корешок впитывает воду, и она поднимается по стеблю к листьям и цветам. Питание растений содержится в земле, в которой они растут. Если выдернуть растение из земли и оставить так, то оно погибнет.

Воспитатель. А сейчас мы с вами вспомним что ещё нужно для роста растений. Для этого рассмотрим рисунки-схемы и вспомним, что они обозначают. ( слайд №4 Рисунки - схемы )

- Правильно, лейкой мы поливаем растения. Без солнечного света и тепла растения не растут. Растениям нужны земля, воздух, вода. Чтобы растения были красивыми, хорошо росли и цвели, нужно их подкармливать специальными удобрениями. И обязательно им нужна наша забота и любовь!

Дидактическая игра "Собери цветок жизни". ( где каждый лепесток будет обозначать то, что нужно для роста растений. Дети называют необходимые элементы, подбирая лепесток с условным обозначением. )

- Вот какой красивый цветок у нас получился.

Воспитатель. А сейчас мы с вами немного отдохнём.

Физкультминутка "Наши красные цветы".

Наши красные цветки плавно поднимают руки вверх.

Ветерок чуть дышит качают руками влево вправо.

Наши красные цветки приседают, спрятались.

Головой качают движение головой влево вправо,

тихо засыпают. закрывают глаза.

Воспитатель. Ребята, что нужно делать, чтобы комнатное растение всегда было красивым, хорошо росло?

Дети. Ухаживать за ним.

Воспитатель. Давайте вспомним, как мы ухаживаем за растениями.

Дети. Поливаем, рыхлим землю, протираем листочки.

Воспитатель. Давайте подойдём к столам с цветами и будем за ними ухаживать. Показываю растение Бегонию.

- Как называется это растение?

Дети. Бегония.

Воспитатель. Обратите внимание на листочки, какие они?(Пыльные).

Что мы будем использовать, чтобы убрать пыль с крупных, гладких листьев? (влажную тряпочку). А как мы это будем делать?.

Дети. Кладём на ладошку лист растения и тряпочкой аккуратно от стебелька к концу листочка протираем.

Воспитатель. Показываю растение Хлорофитум.

- Как называется это растение? ( ответ Хлорофитум).

- Как мы будем убирать пыль с листочков?

- Опрыскивать, потому что у него узкие листья, протирать тряпочкой трудно. .

Воспитатель. Показываю цветок Фиалку.

-Как будем протирать листья у Фиалки? ( ответы детей).

- Правильно, мягкие листья Фиалки нельзя ни протирать, ни опрыскивать. С них будем удалять пыль мягкой кисточкой, т.к. листья Фиалки боятся воды. Они могут загнить.

Поливать нужно через поддон.

Воспитатель. Давайте, вспомним, как нужно рыхлить землю?.

Дети. Аккуратно, неглубоко у стебля, а с краю горшка можно глубже.

Воспитатель. Для чего нужно рыхлить землю?.

Дети. Чтобы хорошо проходила вода, корни дышали и хорошо росли растения.

Воспитатель. А как правильно поливать растения?

Дети. Носик лейки поставить на край горшка, лить по всей земле понемногу, ждать пока вода впитается.

Воспитатель. Молодцы, ребята. Вы так хорошо потрудились. А теперь давайте вспомним пословицы о труде.

- Дети рассказывают пословицы:

- Умелые руки не знают скуки.

- Дело мастера боится.

- Кончил дело - гуляй смело.!

- Без труда, не вытащишь и рыбку из пруда".

Рефлексия "Волшебный цветок".

Ребята! Если вам сегодня было интересно, и вам нравится ухаживать за растениями, то прикрепите, пожалуйста, на растение, изображённое на доске, красные цветы. А если вам было скучно - жёлтые. Мне очень приятно, что вы не скучали!

Читайте также: