Конспект занятия знакомство со стеклом

Обновлено: 06.07.2024

— развивать любознательность, наблюдательность, внимательность; -воспитывать бережное отношение к вещам.

Планируемые результаты: уметь поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения;

выражать положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при участии в решении игровых и познавательных задач; иметь представление о свойствах стекла;

активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и сверстниками.

Материалы и оборудование: небольшие стеклянные предметы, шарик, карандаши, стеклянная ваза, рамка, краски гуашь, кисть для рисования.

Ход занятия.

В: Здравствуйте, ребята! Сегодня утром к нам пришло письмо.

Это письмо прислала Королева Стеклянной Страны. Давайте почитаем! (дети стоят полукругом на коврике)

«Здравствуйте, дорогие ребята!

Пишет вам Королева Стеклянной Страны. Жители моей страны все сделаны из стекла. И я хочу познакомить вас с ними. Если вы будете внимательными и активными, то узнаете много интересного и нового. А для того, чтобы начать наше знакомство, вы должны выполнить несколько заданий.

Воспитатель: Дети, вы хотите познакомиться с жителями стеклянной страны? Ну, тогда давайте выполним задание Королевы.

1.Организационный момент :

3.Обучающий этап.

(Воспита34ен67тель убирает салфетку, и дети видят различные предметы из стекла.) Дети садятся на стульчики.

Воспитатель: Были времена, когда человек не знал, что есть такой материал — стекло. Как вы думаете, стекло – это природный материал или рукотворный? (Это дело рук человека.)

Воспитатель: Все эти предметы сделаны из стекла. Сегодня поговорим о стекле, о его свойствах, то есть какое оно. Предметы, сделанные из стекла, называются стеклянными. Повторите это слово – стеклянные. А хотите узнать, как из чего появилось стекло?

Воспитатель: Однажды в давние временам моряки причалили к чужому берегу. Они вышли на сушу, развели на песке костер и завели разговор. Чтобы костер не погас, они обложили его комками соды. Ночь и усталость взяли свое, моряки заснули крепким сном. Каково же было их удивление, когда утром вокруг костра они нашли блестящие камушки – камни, которые образовались из сплава песка и соды. Как вы думаете, из чего образовалось стекло? (ответы детей). Ребята посмотрите на предметы которые лежат на столе? Давайте их назовем. (Воспитатель предлагает рассмотреть все эти вещи, просит их назвать). Обращает внимание на то, что вещи похожи друг на друга, так как все они – все сделаны из стекла.)

В: Очень много изделий делают из стекла.

Ребята посмотрите на стаканчик? А как вы узнали, что в стакане цветной шарик? Посмотрите через окно, что вы там видите?

Почему мы видим, что лежит в стакане, что у нас на улице? (Потому, что стекло прозрачное). Стекло прозрачное, поэтому из него делают оконные стёкла. Где ещё используют это свойство? (Стёкла в машинах, градусниках, аквариумах и т. д.)

В: Стекло бывает светлое, но бывает и цветное стекло. Назовите изделия из цветного стекла, которые стоят на столе, и определите цвет (зелёный стакан, синий графин и т. д.)

В: Ребята давайте возьмем эти предметы в руки. Какое стекло на ощупь?

(Берут стеклянные изделия в руки, определяют, какое стекло на ощупь: гладкое, холодное, скользкое и т. д.) .

В: Предметы из стекла ребята делают из толстого и тонкого стекла. Из толстого стекла делают витрины, а из тонкого бокалы, лампочки, посуду. (Воспитатель помогает выделить ещё одно свойство. Есть изделия из тонкого стекла, а есть – из очень толстого).

Отгадывание загадок.

Воспитатель: Ребята, а теперь отгадайте загадки:

А ударь – разобьюсь. (Стекло)

Холод терпит, а палку нет. (Стекло)

Я, молча, смотрю на всех,

И смотрят все на меня.

Весёлые видят смех

С печальными плачу я.

Глубокое, как река

Я дома на вашей стене.

Увидит старик старика

Юбю т Ребёнок — ребёнка во мне. (Зеркало)

3.Обучающий этап .

Воспитатель: Мы сегодня знакомимся со свойствами стекла, а загадку я загадала про зеркало. Как вы думаете почему? (ответы детей)

Воспитатель: Зеркало это тоже стекло, но не прозрачное, а умеющие отражать изображения.

Физкультминутка:

А сейчас у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

А теперь назад прогнулись.

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка

Воспитатель: Ребята, вы хотите узнать о свойствах стекла, тогда мы с вами станем исследователями и будем экспериментировать с различными предметами и узнаем много нового. Готовы? (ответы детей)

Воспитатель: Ребята хочу с вами поиграть в игру. Я буду прятать шарик в различные предметы, которые находятся на столе, а вы должны догадаться, куда же я спрятала шарик. ( Дети закрывают глаза, шарик кладем в непрозрачную коробку)

Воспитатель: 1, 2, 3 – шарик скорее найди! (Дети ищут шарик)

Воспитатель: Попробую ещё раз спрятать шарик, что бы вы его точно не нашли. (Шарик кладем в стеклянную банку)

Воспитатель: Молодцы ребята! А когда вам было сложнее искать шарик? Почему? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, потому что стекло прозрачное. (Беру стеклянный предмет и чуть не роняю его)

Воспитатель: Ой, ребята, а что было бы, если уронить стакан на пол? (ответы детей)

Воспитатель: Кто же быстрее соберёт? Мы сейчас и посмотрим.

Воспитатель: Значит, стекло обладает еще одним свойством. Что это за свойство? (стекло хрупкое)

Воспитатель: Вывод, значит, стекло прозрачное и хрупкое.

Воспитатель: Назовите изделия из стекла, в которые мы можем налить воду. (Воспитатель предлагает детям налить воду в стакан.) Пропускает ли стакан воду? Значит стекло – водонепроницаемое, то есть в любую стеклянную посуду мы можем налить воду.

Воспитатель: А сейчас покажу вам, какие произведения искусства из стекла делают талантливые люди.

Воспитатель: Проведём эксперимент. Опустите предмет из стекла в воду. Что с ним произойдёт? (Правильно он утонул)

Воспитатель: А если положить деревянный предмет? (кладем в воду карандаш)

Воспитатель: Будет плавать. Значит, стекло какое? (тяжелое) А дерево какое? (легкое) ответы детей.

Воспитатель: Возьмите в руки стекло. Какое оно на ощупь?

(гладкое, холодное, скользкое) ответы детей.

Воспитатель: А по запаху можно различить? (ответы детей)

Воспитатель: А по звуку? (ответы детей)

Воспитатель: П ослушайте классическую мелодию и попробуйте отгадать на каком инструменте его играют (включаю музыку на муз.диске ответы детей.)

Воспитатель: Ребята, у стекла есть и ещё одно свойство — оно может издавать звук. (Ударяется по хрустальному стакану карандашом).

Воспитатель: Ребята а как вы думаете на стекле можно рисовать?

Конечно можно. Давайте мы с вами нарисуем рисунок на стекле?

4.Коллективная работа.

(Дети рисуют на стекле краской гуашь) Рисунок на выбор детей, или предложенный рисунок педагогом.

Рефлексия

Воспитатель: Дети, скажите, что нового вы узнали про жителей Стеклянной Страны? Какими они обладают свойствами (ответы детей)

Воспитатель: Сегодня хорошо постарались. Молодцы! А работу которую мы нарисовали на стекле можно повесить в вашей группе.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Составила: Линченко Ирина Владимировна

Тема занятия: Знакомство со стеклом (как материалом)

Цель: Познакомить с историей возникновения стекла, его свойствами

(гладкое, твердое, прозрачное, хрупкое,холодное).

Коррекционные: развивать зрительно-образную память, развивать зрительное восприятие, внимание. Развивать зрительно-пространственную ориентировку, цветовое восприятие, наблюдательность. Развивать умение зрительно различать группы предметов с однородными признаками. Развивать тонкую зрительную дифференцировку предметов по величине и свойству. Развивать тактильную чувствительность звуков, слуховое восприятие.

Материалы: Небольшие стеклянные предметы (бутылочки от духов, шарики разной формы и т.д.), палочки для проверки звонкости стекла, стеклянный стакан, иллюстративный материал.

Ход занятия.

Контроль исходного уровня знаний .

Воспитатель: Что это? (показывает мяч) ответы детей.

Воспитатель: А из чего он сделан? (он сделан из резины)

Воспитатель:Значит он какой? (Резиновый)

Воспитатель: Что это? (показывает карандаш) ответы детей.

Воспитатель: А из чего он сделан? (он сделан из дерева)

Воспитатель: Значит он какой? (деревянный)

Воспитатель: Что это? (показывает бутылку) ответы детей.

Воспитатель: А из чего она сделана? (сделана из пластмассы)

Воспитатель: Значит это какая бутылка? (пластмассовая)

Воспитатель: А это что, ребята? (показываю стакан) ответы детей.

Воспитатель: А из чего он сделан? (он сделан из стекла)

Воспитатель: Значит стакан какой? (стеклянный)

Обучающий этап.

Воспитатель: Были времена, когда человек не знал, что есть такой материал - стекло. Как вы думаете, стекло – это природный материал или рукотворный? (Это дело рук человека.)

Воспитатель: А хотите узнать, как из чего появилось стекло?

Воспитатель: Однажды в давние временам моряки причалили к чужому берегу. Они вышли на сушу, развели на песке костер и завели разговор. Чтобы костер не погас, они обложили его комками соды. Ночь и усталость взяли свое, моряки заснули крепким сном. Каково же было их удивление, когда утром вокруг костра они нашли блестящие камушки – камни, которые образовались из сплава песка и соды. Как вы думаете, из чего образовалось стекло? (ответы детей).

Зрительная гимнастика (проводиться зрительная гимнастика улучшение питания глаз кровью и усиливает циркуляцию внутриглазной жидкости).

Открываем глазки – раз

А зажмуриваем два

Раз, два, три, четыре

Раскрываем глазки шире

А теперь опять сомкнули

Наши глазки отдохнули.

1,2,3 красоту стекла смотри.

Воспитатель: Рассмотрите, что стоит на столе. (Бутылочки, флаконы отдухов, стаканчики.)

- Из чего сделаны эти предметы? (Из стекла.) Правильно эти предметы сделаны из стекла. Познакомимся со свойством стекла.

- Осторожно возьмите в руки стеклянные предметы со стола и скажите, какие они на ощупь? (Гладкие, холодные.)

Воспитатель кладет в стакан пуговицу (игрушку.)

- Скажите, что я опустила в стакан? Почему вы узнали, что там именно пуговица? (Ответы детей.)

- Правильно, стекло прозрачное, поэтому мы и видим пуговицу. Это одно из свойств стекла.

ВЫВОД: Стекло прозрачное.

- Где используется прозрачность стекла? Что делают из стекла? (Из него делают окна в домах, стекло в машине, очки, люстры, лампочки, витрины и т. д.).

Воспитатель: Аккуратно налейте в стакан воду. Пропускает ли стакан воду?

Почему? (Ответы детей.)

ВЫВОД: Стекло водонепроницаемое.

Воспитатель: А ещё стекло может быть разной толщины. Предметы из толстого стекла прочные, а из тонкого стекла хрупкие. Ребята, назовите предметы, из толстого стекла? ( Витрина, стакан.)

- Хорошо, а теперь назовите предметы из тонкого стекла? (Вазы, бокалы.)

Воспитатель: У вас на столах стеклышки, какие они? (Цветные.) Стекло бывает и цветное (зеленая бутылка, коричневый пузырек, синяя лампочка и различные цветные вазочки, посуда).

- Посмотрите через стекло, вы что-нибудь видите? (Ответы детей.)

-Это еще одно свойство стекла. Оно может окрашивать предметы в тот цвет, через какое стекло смотришь.

-А что будет со стеклом, если его уронить? (Ответы детей.)

- Если стекло может легко разбиться, то оно какое? (Ответы.) Это еще одно свойство стекла. Стекло хрупкое.

- Любое стекло может расколоться от удара, нажима, падения. К предметам из стекла нужно относиться очень бережно и аккуратно. А что делать, если стекло разбилось, его можно брать руками? Почему? (Ответы детей.)

Воспитатель: Есть у стекла еще одно интересное свойство, хотите определить какое?

- Посмотрите, у меня на столе стоят бокалы. Послушайте, что-нибудь слышите? (Нет.) А теперь?

Воспитатель стучит по краю бокала.

- В первый бокал я налью немного воды, в следующий – больше, а в следующий еще больше. Возьму ложку и ударю по бокалам по очереди, один за другим. Что вы услышали? (Ответы детей.)

- А сейчас я ударю в любом порядке. Можно ли сыграть мелодию? Чем больше воды, тем звук ниже, чем меньше воды – звук выше.

- Это еще одно свойство стекла. Стекло издает звук.

Вот цветы на тонких ножках (ходьба на носках руки на поясе)

На заснеженных окошках перепутав зиму с летом (низко приседают, потом медленно поднимаются).

Расцветают белым цветом, мерзнет нос, а только мало, их зима нарисовала, (ходьба на месте) ни понюхать, ни сорвать.

Воспитатель: А теперь предлагаю вам сесть на ковер и отгадать загадки:

Капаем из нее лекарство без опаски. (Пипетка)

Вот стеклянный карандаш-

Он в беде помощник наш.

Определит без докторов,

Кто заболел, а кто здоров. (Градусник)

Не залезла чуть в трубу,

А они нашлись на лбу.

Всюду их искала (Очки)

Вот стеклянный пузырек,

А живет в нем – огонек

Днем он спит, а вечером проснется,

Ярким пламенем зажжется. (Лампочка)

Стеклянный домик на окне,

С прозрачною водой.

И с рыбкой золотой.

С песком и камешком на дне. (Аквариум)

У Золушки с ножки

Была не простою она,

Хоть целый день,

Смотреть не лень. ( Зеркало)

Воспитатель: А сейчас давайте повторим все свойства стекла. Какое бывает

стекло? (Цветное и прозрачное.)

- Какое стекло на ощупь? (Гладкое, холодное.)

- Стекло пропускает воду? (Нет, стекло водонепроницаемое.)

Какое стекло бывает по толщине? (Стекло бывает тонкое и толстое. Хрупкое. Со стеклом нужно бережно обращаться и аккуратно.).

Занятие проходит в заранее подготовленном зале, где расположены на столах небольшие стеклянные предметы. Дети входят в зал и встают лицом к гостям, здороваются с ними.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
На окошечках простое,
А в бутылочках цветное,
Не бежит, не льется,
А ударишь - разобьется.

1. – Дети, сегодня мы поговорим о стекле, о его свойствах, какое оно бывает. Подойдите, пожалуйста, к столу, посмотрите на предметы, которые лежат на столе (дети встают полукругом возле стола). Ручками ничего не трогаем. Давайте назовем эти предметы (ответы детей). Все эти предметы похожи друг на друга. Подумайте, чем? Правильно, они все сделаны из стекла. Значит они? (стеклянные) Ребята, а делают эти красивые вещи стеклодувы, посмотрите на экран. Мастер, который выдувает стекло – стеклодув. Так называется его профессия – стеклодув. Как называется профессия этого человека? (индивидуальные ответы). Хорошо. Пройдите, пожалуйста, на стульчики. (дети садятся на стульчики, установка на посадку).

2. – Очень много изделий делают из стекла. (воспитатель показывает стакан, внутри которого лежит цветной шарик). Посмотрите внимательно на стакан, что вы видите? (шарик). Посмотрите через окно, что вы там видите? (деревья, небо..) Почему мы видим в стакане шарик, а за окном дерево? (потому что стекло прозрачное). Стекло прозрачное, поэтому из него делают оконные стёкла. А вы где-нибудь видели прозрачное стекло? (Стёкла в машинах, градусниках, аквариумах и т.д.)

3. – Стекло бывает прозрачное, а бывает и цветное. Кто может сказать, какие предметы из цветного стекла стоят на столе? Определите их цвет (зелёный стакан, синий графин и т. д.) Замечательно.

4. – Ребята, сейчас я открою коробочку и раздам вам. (шарики). Какой они формы? А вы мне скажете какие шарики на ощупь (холодные, гладкие, скользкие, твердые, прозрачные и т. д). Совершенно верно, вот какими свойствами обладает стекло. Молодцы, а сейчас уберём шарики в коробочку.

5. – Как мы уже сказали, стеклянные предметы бывают из прозрачного и цветного стекла. А ещё их делают из тонкого и толстого стекла. Например, из толстого стекла делают витрины, а из тонкого бокалы, лампочки, посуду. Саша, подойди, потрогай бокал и вазу. Как ты думаешь, из какого стекла сделан бокал, тонкого или толстого? А ваза? Соня, потрогай вазу. Как ты думаешь, ваза сделана из толстого или тонкого стекла? Превосходно!

6. – Дети, а вы знаете, что случится, если вдруг уронить или бросить стеклянную вещь? (она разобьётся). Значит, стекло очень хрупкое, оно легко бьётся (аудио). А при вас разбивалось когда-нибудь стекло? Можно ли трогать разбитый предмет? Почему?

7. – А сейчас мы проведём с вами эксперимент. Кто из вас назовёт стеклянный предмет, в который можно налить воду? (стакан) Хорошо, я попробую налить воду в стакан. Ира, как ты считаешь, вода не прольётся мимо? (воспитатель наливает воду из бутылки). Пропускает ли стакан воду? (воспитатель предлагает детям потрогать стакан) Нет. Значит, в любую стеклянную посуду мы можем налить воду и она не прольется мимо. Стекло не пропускает воду.

8. – Есть у стекла еще одно свойство. Оно издаёт приятный мелодичный звон. Послушайте. Воспитатель прикасается одним бокалом к другому, ударяет карандашом по изделию из тонкого (толстого) стекла. - Никита, иди постучи по изделию из толстого (тонкого) стекла (воспитатель предлагает детям повторить опыт). Прекрасно.

9. – Молодцы. А теперь я приглашаю вас на физкультминутку. Вставайте в круг и повторяйте за мной.

Физкультминутка
Динь-динь, динь-день,
Начинаем новый день. (шагаем на месте)
Дили, дили, дили, дили,
Колокольчики будили (руки на поясе, повороты влево – вправо)
Всех зайчат, всех ежат, (руки на поясе, наклоны влево – вправо)
И воробышек проснулся, (прыжки на месте)
И зайчонок встрепенулся. (приседания)
На зарядку, кто вприпрыжку, (прыжки с ноги на ногу)
Кто вприсядочку, (приседания)
Через поле напрямик (бег на месте)
прыг-прыг-прыг-прыг. (прыжки на месте)

11. – И я вас приглашаю в изостудию (дети проходят к другому столу, на котором лежит зеркало. Песок насыпан на зеркало. Оно закрыто). Встаньте красиво (дети встают полукругом, лицом к гостям). Вы знаете, есть такие мастера-художники, которые расписывают стекло красками. Давайте и мы с вами сегодня художниками. Но рисовать мы с вами будем не на стекле, а на зеркале. Ведь, зеркало тоже сделано из стекла. И не красками, а пальчиками на песке( открываем зеркало). Давайте нарисуем солнышко. Алина нарисует кружок, а каждый из вас по очереди нарисует лучик. Вот, какое солнышко у нас получилось. Просто шедевр! Присаживайтесь.



Ребята, наше занятие подошло к концу. Давайте вспомним, о чём мы сегодня с вами говорили на занятии? (о стекле). Какое бывает стекло? (прозрачное, цветное, толстое, тонкое, хрупкое, звонкое, на нем можно рисовать, оно не пропускает воду, гладкое, твердое).
Наше занятие окончено, всем большое спасибо. А всем нашим гостям спасибо за внимание!

Цель: Познакомить детей со способом получения стекла.

Задачи:

1. Развивать у детей познавательный интерес, мыслительную деятельность: уметь рассуждать,делать выводы;

2. Учить проводить элементарные опыты и эксперименты со стеклом;

3. Расширять словарный запас детей;

4. Воспитывать аккуратность при работе со стеклом.

Ход занятия.

Ребята, послушайте мои загадки, отгадайте их и тогда вы узнает, с чем мы будем работать сегодня.

А ударь — разобьюсь.

Очень хрупко и прозрачно

В пользу людям предназначено

На окошечках простое,

А в бутылочках цветное.

Не бежит, не льется,

А ударишь — разобьется.

Воспитатель подводит детей к столу, где расставлены небольшие стеклянные предметы и просит назвать их. (Дети называют, а воспитатель обобщает предметы, говоря о том, что они сделаны из стекла, т.е. как их можно назватьодним словом.)

Далее воспитатель постепенно выкладывает на свой стол прозрачные и цветные камешки и объясняет детям, что стекло бывает цветное и прозрачное.

Воспитатель: Ребята, какие предметы из цветного и прозрачного стекла вы знаете? А сейчас я вам расскажу, как изготавливают стекло.

- Ребята, назовите ещё предметы из стекла в наше группе, которых нет на столе. (окно, лампочки). Ну а сейчас давайте пройдём в нашу лабораторию и немного поэкспериментируем, чтобы подробнее узнать о свойствах стекла. Но сначала мы должны запомнить и выучить одно самое главное правило обращения со стеклом.

Со стеклом будь осторожен –

Ведь оно разбиться может.

А разбилось – не беда,

Есть ведь верные друзья:

Шустрый веник, брат – совок

И для мусора бачок –

Вмиг осколки соберут,

Наши руки сберегут.

Давайте убедимся в правильности этого правила. (Воспитатель в специальной коробочке роняет стеклянный стаканчик, и он разбивается.) Если стекло бьётся, значит, оно хрупкое. Запомнили, что со стеклом надо работать аккуратно и бережно. А теперь займите свои места.

Опыт №1

Дети кладут в прозрачный стакан цветные камешки тем самым показывая, что стекло обладает свойством прозрачности.

Эксперимент №2

Воспитатель предлагает взять в руки стеклянные предметы, лежащие на столах, и потрогать их. Спрашивает, какие ощупь стеклянные предметы. (Дети отвечают, что | гладкие, холодные, ребристое.)

Эксперимент №3

Дети вместе с воспитателем демонстрирует водонепроницаемость стекла, для чего в стакан наливает воду, убеждаются, что стекло не пропускает воду, т.е. оно водонепроницаемо.

Эксперимент №4

Воспитатель предлагает дни слегка ударить карандашом по стеклянному предмету и послушать, как оно звучит. (Стекло издаёт звонкий звук.) Сравнивают простой бокал и хрустальный.

Далее воспитатель рассказывает, что стекло может быть разной толщины, поэтому оно отличаются прочностью. (Показывает несколько примеров: тонкий, толстый, хрустальный.)

Воспитатель: Молодцы, справились с заданиями. Итак, чем мы сегодня занимались? (Ответы детей.) Что вы всегда должны помнить при работе со стеклом? (Ответы детей.) Это правило всегда будет находиться в нашей лаборатории как многие другие. Спасибо всем за работу.

Читайте также: