Конспект занятия жизнь растений в старшей группе

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе

Тема: "Жизнь растений".

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Воспитательные:

воспитывать интерес и желание детей расширять свой кругозор;

воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Развивающие:

развивать у детей мыслительные операции: умение делать выводы.

развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности.

Образовательные:

Создать условия для развития интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности.

Дать детям представление о значении корня в жизни растения.

учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов;

Методы и приемы:

1. Словесный (беседа, вопросы к детям, поощрение);

2. Наглядно - демонстрационный (видео фрагмент , показ, рассматривание );

3. Практический ( эксперименты, физминутка );

5. Метод контроля и стимулирования в виде похвалы, одобрения.

Приемы: игровой, пояснения, указания, показ, художественное слово, поощрение, индивидуальная работа, анализ, беседа.

Оборудование: горшок с комнатным растением; искусственный цветок; слайды с изображением роста, видео фрагменты; компьютер, модель ствола дерева без корней; модель ствола дерева с корневой системой, 11тарелкок с подкрашенной водой; 11 модель корня растения без корня, 11 модель корня растения с корнем, 11 емкостей с землей и 11 емкостей без земли.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята посмотрите, какой у меня красивый цветок, я посажу его в горшок, чтобы он рос и становился ещё краше (если дети молчат, сажаю цветок). Что - то мой цветок не растет?

Ответ детей: (Дети говорят, что этого делать не надо, он искусственный, не живой)

Воспитатель: – Конечно этот цветок не живой, а искусственный. Ребята, давайте поиграть в игру, называется живое не живое.

(Мальчик, слон, машина, карандаш, краски, тигр, собака, мыло).

Воспитатель : Молодцы, мои друзья,

Удивили вы меня.

А скажите, мне тогда,

Что есть у каждого цветка?

(цветок в руке)

Ответы детей:

Воспитатель: – Правильно, ребята, А как вы думаете, зачем растению Стебель ?

Ответ детей:

Воспитатель: Ребята, стебель проводит воду к листьям, цветам, является местом их крепления. А зачем растению Листья?

Ответы детей:

Воспитатель: Через Лист – растение дышит, улавливает свет и тепло. Ну, а Цветок, наверно не нужен?

Ответы детей:

Воспитатель: Конечно, нужен, из цветка – появляется плод и семена. А где у цветка находится корень, в земле или над землей?

Ответ детей:

Воспитатель: А, зачем растению корень?

Ответы детей:

Воспитатель: – Давайте пройдем к столу номер 1 и проведём опыты.

Ребята, давайте возьмём стебель, без корня (сама взяла) и поместим его в стакан с землёй.

В стакан ставим стебель без корня (на каждого ребенка)

Воспитатель : Ого, стебель упал. Почему стебель упал?

1 Вывод: Потому, что у него нет корня.

Воспитатель : Но, а сейчас возьмите, стебель с корнем, (беру сама) и поместите во второй стакан, без земли.

Воспитатель : А этот стебель не упал, почему ребята?

Воспитатель : Как вы думаете, какой стебель оказался более устойчивым? С корнем или без корня?

Воспитатель : Более устойчив тот стебель, на котором есть корень.

2 Вывод: Значит, мы можем сказать, что корни удерживают растения в земле.

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, как растения питаются, у них ведь рта нет?

Посмотрите, у вас на столах стоят тарелки с окрашенной водой, и корень

(показывает макет, на каждого ребенка).

Возьмите корень и опустите его в тарелку с водой

(сама беру корень и опускаю его в воду)

(дети опускают макет корня растения в воду ) .

Воспитатель : Что произошло с корнем?

Воспитатель : Правильно, ребята!

3 Вывод: С помощью корней растения получают влагу , посмотрите, как она медленно поднимается по корням.

Ребята, а теперь пройдемте к столу под номером два.

Воспитатель: Ребята, возьмите в руку, этот закрытый бутон. И опустите его в воду, лепестками вверх.

Воспитатель: Жизнь проста и так мудра

Вот для этого цветка (показывает цветок из бумаги)

Новой жизни зарождение.

Лишь воды цветок касается,

Воспитатель : Посмотрите, что происходит с лепестками цветов?

Ответ детей: Лепестки цветов распускаются.

Воспитатель: А какого цвета, ваши распустившиеся цветы?

Ответ детей:

Воспитатель: Ребята, а почему цветы распускаются?

Ответы детей:

Воспитатель: Потому что вода, постепенно поднимается от корней по стеблю, к листьям, к цветкам, и они раскрываются.

Воспитатель: А ещё у меня есть семечко, я посадила его в горшок (показывает горшок с землёй), оно еще не выросло. А чтоб это семечко, стало большим растением, у меня есть машина времени. А вы знаете, что такое машина времени?

Ответы детей:

Ответ детей:

Воспитатель: Тогда отправляйтесь со мной и повторяйте движения.

Мы идём, мы спешим,

К машине времени бежим,

Выше ноги поднимаем, раз, два, раз, два,

Повороты выполняем, раз, два, раз, два,

Много разного узнаем, раз, два, раз, два.

Воспитатель: Ну, вот мы и пришли, (ставлю в машину времени) присаживайтесь на стульчики, чтоб вам было удобно наблюдать за ростом цветка.

(пока дети садятся на стульчики, переворачиваю машину времени, с готовым растением).

К сожалению, машина времени не работает, чтобы она заработала, нужно сосчитать от 1 до 10, давайте вместе с вами посчитаем?

Ответы детей:

Воспитатель: Тогда начнём (включаю презентацию и переключаю), считаем все вместе от 1 до10.

Воспитатель: Ребята, лейка? Для чего, эта лейка?

Ответ детей:

Воспитатель: Правильно дети, чтобы семечко проросло его нужно полить.

Воспитатель: а вот и первые всходы! Растут стебельки, тянутся .

Воспитатель : Посмотрите, солнце скрылось за тучу. А что станет с растением, если солнце не будет греть? (слайд растение засохло)

Ответ детей:

Воспитатель: А если мы не будем поливать? (слайд растение погибло)

Ответ детей:

Воспитатель: Растение будет засыхать.Наше растение было без воды очень долго и погибло, но расстраиваться не нужно, у нас ведь есть машина времени и мы можем все вернуть назад. Стоит лишь посчитать от 10 до 1(слайды в обратном порядке потом достаю большое растение).

Воспитатель :– Подхожу к машине времени, открываю её, достаю цветок, показываю. Вот какой красивый цветок, мы вырастили. Я хочу, подарить его вам, но должна быть уверена, что он у вас не погибнет, что необходимо цветку, чтобы он рос, креп, напомните мне, пожалуйста.

Ответы детей:

Воспитатель: Все правильно сказали. А как называется этот цветок?

Ответы детей:

Воспитатель: Сейчас мы пойдем в группу выберем место для цветка, и будем сравнивать картинки полевых, садовых и луговых цветов с нашим цветком. Узнаем, как называется этот цветок, а потом сделаем дневник наблюдений, куда вы будете зарисовывать все изменения, которые будут происходить с цветком. А чтобы вам было легче ухаживать за цветком, я дарю вам лейку и инструменты по уходу.

Ну, что, отправимся в группу.

Я иду и ты идешь раз, два, три,

Я пою и ты поешь раз, два, три,

Мы идем и мы поем раз, два, три,

Очень весело живем раз, два, три.

долго и погибло, но расстраиваться не нужно, у нас ведь есть машина времени и мы можем все вернуть назад. Стоит лишь посчитать от 10 до 1(слайды в обратном порядке потом достаю большое растение).

Воспитатель :– Подхожу к машине времени, открываю её, достаю цветок, показываю. Вот какой красивый цветок, мы вырастили. Я хочу, подарить его вам, но должна быть уверена, что он у вас не погибнет, что необходимо цветку, чтобы он рос, креп, напомните мне, пожалуйста.

Ответы детей:

Воспитатель: Все правильно сказали. А как называется этот цветок?

Ответы детей:

Воспитатель: Сейчас мы пойдем в группу выберем место для цветка, и будем сравнивать картинки полевых, садовых и луговых цветов с нашим цветком. Узнаем, как называется этот цветок, а потом сделаем дневник наблюдений, куда вы будете зарисовывать все изменения, которые будут происходить с цветком. А чтобы вам было легче ухаживать за цветком, я дарю вам лейку и инструменты по уходу.

Эколог: Здравствуйте, ребята. Сегодня я хочу рассказать вам интересную сказку. Садитесь поудобнее, ставьте ушки на макушке, слушайте .

1 часть.

В некотором царстве жили-были роза и акация, сосна, тыква, ель, незабудки, кабачки, яблоня, смородина и т.д.

Вы догадались как звали жителей этого царства?

Дети: растения.

Эколог: жалко, что я не волшебница и не могу перенести вас в царство растений, но я познакомлю вас сегодня с некоторыми жителями этого царства и вы узнаете много нового. А тот, кто много знает, тот уже немножко волшебник. Помните, как мы превращали воду?

Итак, мы говорили с вами про царство растений. Как вы думаете, жители этого царства - живые?

Дети: Да!

Эколог: Почему вы так решили? Вспомните признаки живого. (Дети называют, а эколог выкладывает на доске модели.)

дышит двигается размножается растет питается

Сказка продолжается. В царстве растений было 3 государства. А кто жил в этих государствах вы догадаетесь, если отгадаете 3 загадки.

Назовите, какие вы знаете деревья? ( дуб, береза, осина, тополь, ива, вяз, липа, рябина, черёмуха, яблоня, сосна, ель, пихта, кедр, лиственница, клён, каштан). А давайте спросим, какие деревья, которые мы не называли, знают наши гости: ( саксаул, хлебное, бутылочное, эвкалипт, секвойя, пальма).

Ребята, у меня на столе лежит много картинок, выберите из них только деревья и принесите.

Как вы узнали, что это деревья?

(высокие, один ствол, много веток, ствол покрыт корой ).

А ещё деревья зимой спят, но не отмирают.

Эколог: Как можно моделью обозначить дерево? Найдите у себя модель дерева и положите перед собой

2–я загадка: Послушайте, кто жил во втором государстве.

Никак не могу понять я:
Похожи кусты, как братья.
А ягоды у них разные –
Чёрные, белые, красные.
(смородина)

Какие вы знаете кустарники? (сирень, акация, шиповник, орешник, малина крыжовник, смородина, ирга, калина, боярышник.)

Как же вы узнаете, что всё это кусты, они такие разные?

Принесите картинки, на которых изображены кусты. Чем похожи все кусты, что у них общего? (ниже деревьев, несколько стволов растут из земли, стволы покрыты корой)

Найдите у себя на столе модель куста и положите рядом с деревом.

3–я загадка: и, наконец, кто же жители третьего государства?

Росла на лугу – оказалась в стогу (трава).

Эля, выбери картинки с травянистыми растениями.

Как ты их узнала? (они невысокие, стебель зеленый, мягкий, не покрыт корой.)

Эколог: В отличие от деревьев и кустарников травянистые растения на зиму отмирают, а весной отрастают вновь.

Найдите на столе модель травянистых растений и положите рядом с другими моделями.

Вот мы и познакомились с жителями царства растений.

Физминутка:

1,2,3 – выросли цветы.
К солнцу потянулись высоко,
Стало им приятно и тепло.
Ветерок пролетал - стебельки покачал.
Влево качнулись – низко пригнулись,
Вправо качнулись – низко пригнулись.
Ветерок убегай – ты цветы не сломай,
Пусть они цветут, растут
Людям радость несут.

2–я часть.

Эколог: Вы называли деревья, кусты, цветы, они такие разные. Почему же все они живут в царстве растений?

Прежде, чем ответить на этот вопрос, выложите у себя на столе растение из частей.

Скажите, чем похожи все растения, что у них общего? (корень, стебель, листья, цветы, плоды.)

Давайте подумаем, для чего растениям корень?

(дышит, питает, удерживает в земле)

Чтобы убедиться, что корень действительно удерживает растение в земле и не даёт ему упасть, мы проведём опыт.

Опыт № 1. У детей по 2 стаканчика из – под йогурта, в которые до половины рассыпан песок, и 2 палочки, имитирующие дерево без корней и с корнями. Дети втыкают палочки в песок и дуют на вершину палочек. Одна палочка падает, другая остаётся стоять.

Вывод: корни помогают растениям удержаться в земле.

Эколог: Как вы думаете, а зачем нужен стебель?

Дети отвечают на вопрос, используя схему:

Вывод: вода по стеблю поднимается к листьям, цветам и плодам.

3-я часть.

Про растения вы много рассказали. А знаете ли вы, что нужно растениям, чтобы они хорошо росли и не болели? (свет, тепло, вода, почва, удобрения).

А как растения помогают людям?

(рассказы детей о лекарственных растениях)

(Детям предлагается настой трав - мята, липа, душица, шиповник)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет воспитателю провести ООД на тему "Растения леса" в интересной форме ,с использование различных приемов.

Конспект организованной образовательной деятельности

Программное содержание:

Расширить представления детей о разнообразии растительного мира. Формировать представления о том, что для человека экологически чистая окружающая среда является фактором здоровья. Дать знания о видовом разнообразии лесов: лиственный, хвойный, смешанный. Учить называть отличительные особенности деревьев и кустарников. Формировать бережное отношение к природе. Систематизировать знания о пользе леса в жизни человека и животных, о правильном поведении в лесу.
Предварительная работа:

I.Организационный момент.

1.Приветствие.

Звучит аудиозапись звуков леса.

Воспитатель:

Здравствуй, Небо! Руки поднять вверх

Здравствуй, Солнце! Руками над головой описать большой круг

Здравствуй, Земля! Плавно опустить руки на ковер

Здравствуй, планета Земля! Описать большой круг над головой

Здравствуй, наша большая семья!

Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх.

Я очень рада вас видеть в хорошем настроении!

2.Отгадывание загадки.

Воспитатель загадывает загадку:

Ребята, улыбнитесь друг другу и послушайте загадку:

Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом —
Чудеса увидишь в нем.

Дети: Лес
II.Основная часть.

Воспитатель:Ребята, а хотели бы вы совершить прогулку в лес?

Воспитатель: Но, прежде чем, совершить эту удивительную прогулку, нам необходимо вспомнить, как надо себя вести в лесу.

*Ломать деревья и ветки, обрывать листья? (Нельзя)

*Сажать деревья в лесу? (Можно)

*Ходить и топтать на полянках траву? (Нельзя)

*Ходить по тропинкам? (Можно)

*Рвать большие букеты цветов? (Нельзя)

*Любоваться цветами? (Можно)

*Собирать грибы, ягоды? (Можно)

*Кричать в лесу? (Нельзя)

*Оставлять в лесу мусор? (Нельзя)

*Разжигать костер в лесу? (Нельзя)

*Беречь лес от пожара? (Можно)

*Разорять птичьи гнезда? (Нельзя)

Воспитатель: Правильно, ребята.

Ведь дерево, трава, цветы и птица

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они

На планете мы останемся одни…

Ну что ж, пора нам отправляться в путь, но только правила ты эти не забудь! ).

А на чем нам лучше добираться в лес? (Идет обсуждение проблемы. Приходим к выводу, что велосипед - лучший транспорт для прогулки, т.к. бесшумный, не загрязняет воздух, легко объезжать препятствия.) Садимся на велосипеды (дети имитируют движения езды на велосипеде).

А теперь закройте глазки, откройте и посмотрите на экран.

4.Гимнастика для глаз.

Воспитатель: Обратите внимание, как красиво в лесу. Давайте пройдемся по тропинкам. Сначала пойдем глазками по синей дорожке, потом по красной, повернули и идем по зелёной.

5.Беседа о видах леса.

Воспитатель: Мы с вами пришли в лес. Лес дружелюбно и приветливо принимает всех в своих владениях: защищает от палящих лучей солнца, раскрывает множество загадок, угощает лесными дарами.

(Ответы детей).

Воспитатель: Березы, клены, дубы, рябины. Такой лес ,в котором растут лиственные деревья и кустарники, называется лиственный.
На доске картинка лиственные деревья.
Воспитатель: Еще бывают хвойные деревья. Какие хвойные деревья знаете вы?

Воспитатель: Хвойные деревья —это сосна, кедр, ель, пихта и другие. Такой лес называют хвойным.
На доске картинка хвойные деревья.
Воспитатель: А лес, в котором растут лиственные и хвойные деревья называется смешанным.

Воспитатель: Сели на свои места.

На доске картинка кустарники.
Воспитатель: Чем отличаются деревья от кустарников?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Верно, у дерева от корня отходит один ствол, а у кустарника несколько довольно тонких стеблей — стволиков.

(Ответы детей.)

Воспитатель: Какие кустарники вы знаете?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Боярышнике, ежевике, облепихе, сирени, шиповнике и других.

(Ответы детей.)

Воспитатель: Малина и смородина —это тоже кустарники. Они растут и в лесу, и на даче. Плоды (ягоды) этих кустарников очень вкусные и полезные.

Воспитатель: Какие еще ягоды растут в лесу?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Земляника, черника, голубика, брусника.

Ребята, а вы знаете, что не все ягоды съедобные. Среди них есть и ядовитые, которые ни в коем случае нельзя есть. Это вороний глаз, волчье лыко и др.Запомните это.

Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру. Выходим на коврик. Для этого нам нужно разделится на две команды. Девочки это одно, а мальчики вторая. Подходим каждый к своему столу. Перед собой вы видите лото с изображением ягод. Вам нужно по моей команде, каждой картинке найти свое место.

Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием, садитесь.

9.Беседа о грибах.

Воспитатель: Какие еще растения есть в лесу?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Какие еще растения есть в лесу?

(Ответы детей.)

11. Беседа о травянистых растениях.

Воспитатель: Травянистых растений: одуванчик, подорожника, колокольчика, у них стебли мягкие, сочные. В лесу много красивых травянистых растений, которые очень красиво цветут!

На доске картинка травянистые растения.

Воспитатель: А теперь приготовили пальчики.

Тут в лесу растут цветы

(руки в вертикальном положении)

Небывалой красоты.

Ветер дует иногда,

(взмахи руками, изображая ветер)

Только это не беда.

Наклоняются цветочки,

(наклонить кисти рук)

Опускают лепесточки.

А потом опять встают

(распрямить кисти рук, пальцы раскрыты)

И по-прежнему цветут.
III. Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, что мы сегодня с вами узнали нового?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Что леса бывают трех видов: лиственные, хвойные и смешанные. Познакомились с некоторыми кустарниками, я годами и, грибами и цветами леса. Вы были у меня сегодня молодцы! За это я хочу вам подарить картинки с изображением растений леса. Предлагаю после занятия раскрасить все растения и вместе с вами оформить книгу „Растения леса”. И помните, ребята, прогулки по лесу очень полезны детям и взрослым! Всего вам доброго!

Давайте сначала определим основные факторы, характеризующие организмы этого царства.

Особенности клеточного строения:

1. Наличие хлоропластов в клетке. Эта органелла определяет в организме растения все: и физиологические процессы, и жизненные циклы, и экологическую роль.

фотосинтез

2. Вакуоли.

вакуоли

3. Клеточная стенка (запасное питательное вещество — углеводы (чаще всего крахмал или целлюлоза)) — дополнительная оболочка, утолщение мембраны клетки. Основная роль — защитная и небольшой запас вещества.

стенка

Физиология растений

Дыхание: кислородом, как у всех других живых организмов. Питание: как уже мы упомянули выше, растения — автотрофы — сами себе производят пищу.

Когда читаешь школьные учебники, то создается впечатление, что, кроме света, воды и углекислого газа растениям ничего больше не нужно.

Поговоришь с садоводами, волосы дыбом встают — одним растениям нужна почва более удобренная, другим — менее, щелочная, кислотная, песочная….

Получается, что растения ни одним воздухом и водой питаются…

питание

Очень рекомендую посмотреть фильм Марсианин. Там все объясняется очень доходчиво.

Растениям нужны питательные компоненты, и они их получают из почвы.

Это и органические, и неорганические (минеральные) вещества.

Конспект интегрированной НОД по познавательному развитию в старшей группе с презентацией





Воспитатель: Это необычное растение называется раффлезия. У него нет зеленых листьев и корней. Живет раффлезия за счет других растений. Присасывается к их корням. У раффлезии очень крупный цветок. Его диаметр почти 1 метр, а цветет он всего 3 -4 дня. Запах у этого цветка отвратительный, он пахнет гнилым мясом. Таким образом раффлезия привлекает к себе мух, которые переносят ее семена. А вот еще одно необычное растение.



Рекомендуем посмотреть:

Похожие статьи:

Занятие в старшей группе детского сада на тему 23 февраля

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Невидимка-воздух

Конспект организованной образовательной деятельности детей старшей группы

Конспекты занятий по математике в старшей группе

Представителями высших растений считаются мохообразные – наиболее просто устроенные. Для них не характерно расчленение тела на стебель и листья, отсутствуют корни. Прикрепляются к субстрату и всасывают воду с помощью ризоидов.

Мохообразные подразделяются на две группы: печеночные и листостебельные мхи.

  1. Для печеночных мхов характерно горизонтальное расположение тела по отношению к субстрату, тело редко ветвится. Одним из видов печеночных мхов считается маршанция. Растет она по болотам, на выжженных местах. От нижней стороны ее тела отходят ризоиды.



Маршанция

Еще одним представителем печеночных мхов считается риччия. Очень часто ее можно встретить в аквариуме. Внешний вид представляет собой разветвленный кустик. Она может свободно плавать в воде, не прикрепляясь к грунту. Однако при высыхании водоема риччия способна образовывать ризоиды. С помощью них она прикрепляется к поверхности почвы и поглощает воду и питательные вещества.



Риччия

  1. Листостебельные мхи имеют стебель и листья, за что и получили такое название. Познакомимся с листостебельными мхами на примере некоторых представителей.

Распространен в наших лесах и болотах мох, получивший название кукушкин лен. Растет он очень густо, иногда расстилается сплошным ковром.

Рассмотрим одно растение листостебельного мха. Невысокий стебель усажен темно-зелеными листочками. Корней у кукушкина льна нет. Вместо них на подземной части стебля отрастают корневидные нити – ризоиды.


Мох питается так же, как и другие растения. Из почвы он получает воду и питательные вещества. Из воздуха поглощает углекислый газ и производит органическое вещество.

Познакомимся с развитием листостебельного мха.

У кукушкина льна можно выделить растения двух родов – мужские и женские. Мужские растения отличаются красновато-буроватыми верхушками, на которых расположены органы размножения в виде мешочков. В них развиваются мужские клетки – сперматозоиды.

У женских растений органы размножения образуются также на верхушке стебля, но имеют форму бутылочек. В них развиваются женские половые клетки – яйцеклетки.

Во время дождя сперматозоиды с каплями воды попадают на верхушку женских растений. Передвигаясь с помощью жгутиков в воде, живчики проникают к яйцеклетке, и один из них сливается с ней. Происходит оплодотворение. Несмотря на то, что кукушкин лен считается наземным растением, его оплодотворение осуществляется только при наличии воды.

Рассмотрим цикл развития листостебельного мха на рисунке.


На женском растении из оплодотворенной яйцеклетки формируется расположенная на длинной ножке коробочка со спорами. Она закрыта крышечкой и снаружи прикрыта беловатым колпачком.

Когда споры созреют, колпачок с коробочки опадает, крышечка отваливается. Ветер раскачивает коробочку, и из нее высыпаются зеленоватые споры.

Попадая на влажную землю, споры прорастают. Из каждой споры образуется тонкая зеленая нить, похожая на нитевидную водоросль. Это – предросток мха. Из почек на предростке развиваются листостебельные растения мха.

Мхи очень неприхотливые растения. Они выдерживают большие морозы и сильное нагревание, хотя в это время они останавливаются в росте, но остаются живыми. Когда приходит тепло и появляется достаток влаги, они быстро оживают. Часто они сплошным ковром покрывают почву, вытесняя другие растения. В результате мох губит целые леса, формируя на их месте болота.

Именно на болотах можно встретить еще одного представителя листостебельных мхов – сфагнум.

У сфагнума лишь некоторые клетки листьев и стебля живые, то есть содержат хлорофилл. Остальные же клетки мёртвые, то есть пустые и с отверстиями. В сухой период эти клетки наполнены воздухом, а во время дождя они впитывают громадные количества воды – в 20-30 раз больше своего веса. Поэтому, поселившись где-либо в лесу или на лугу, он задерживает дождевую воду и делает это место сырым и заболоченным.


Ризоидов сфагнум не имеет. На верхушке стебля и на ветках у него образуются темно-красные коробочки, в которых созревают споры. Ими мох и размножается. Развитие сфагнума схоже с кукушкиным льном.

Значение мхов в природе также велико, как и других растений. Они способствуют закреплению верхнего слоя почвы, препятствуя ее эрозии. К примеру, значение печеночных мхов, заключается в том, что они могут поселяться там, где не растут другие растения. Мхи служат домом и пищей для почвенных беспозвоночных и грибов, без которых невозможен круговорот веществ. В сухих местообитаниях они в своем теле задерживают влагу, что способствует равномерному увлажнению почвы.

Немаловажным считается значение мхов и в жизни человека.Очень много в России болот, на которых образуется торф, широко используемый в хозяйстве.

Как же образуется торф?Значение мхов при формировании торфа велико, именно они разрастаются по берегам, а затем и по поверхности водоема, покрывая его сплошным ковром. Стебли мхов растут верхушкой, в нижней части они отмирают. Отмершие части мхов падают на дно и в течение сотен и тысяч лет заполняют весь водоем. В воде при отсутствии воздуха остатки мхов и других болотных растений не сгнивают, а превращаются в торф.



Торф на болоте

Торф используется для подстилки скоту и как удобрение на полях, в оранжерейном хозяйстве для выращивания растений применяются торфяные стаканчики. Из него получают древесный спирт, пластмассы.

Читайте также: