Международные отношения и региональные конфликты конспект

Обновлено: 05.07.2024

Межнациональные (этносоциальные) конфликты — одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг другу, имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооружённых столкновений, открытых войн.

Международный конфликт – открытое политическое столкновение двух и более государств на основе несовпадения или противоречия их интересов.

Основной причиной конфликтов между представителями разных национальностей выступает этноцентризм — совокупностъ предубеждений одной нации по отношению к другой, уверенность в правоте собственной культуры, склонность отвергать стандарты другой культуры как неправильные, низкие, неэстетичные.

↑ Причины межнациональных (международных) конфликтов

  • соперничество государств;
  • напряженность в отношениях между этническим большинством и этническим меньшинством;
  • несовпадение национальных интересов;
  • территориальные споры, несовпадением государственных или административных границ с границами расселения народов
  • неравенство в уровне жизни, различное представительство этносов в престижных профессиях, социальных слоях, органах власти
  • неравномерное распределение в мире природных ресурсов;
  • недостаточное, с точки зрения этнического меньшинства, использование его языка и культуры в общественной жизни)
  • исторические (исторически сложившаяся традиция: войны в прошлом, былое соотношения господства-подчинения и др.)
  • принадлежность к различным религиям и конфессиям, различиями в уровне современной религиозности населения
  • дискриминация – ограничение в правах, лишение равноправия какого-либо государства или группы населения и др.

Причиной возникновения межэтнических конфликтов могут стать также любые необдуманные или провокационные заявления политиков, национальных лидеров, представителей духовенства, СМИ, происшествия бытового характера.

↑ Виды международных конфликтов

  • Государственно-правовой конфлик т
  • Этнотерриториальный конфликт
  • Этнодемографический конфликт
  • Социально-психологический конфликт
  • глобальные конфликты (международные конфликты, которые не имеют пространственных границ, от исхода которых зависят судьбы практически всех государств, например, Первая и Вторая мировые войны);
  • региональные конфликты (конфликты, которые затрагивают международные отношения в пределах одного региона);
  • локальные конфликты (развиваются на местном уровне)

↑ Предотвращение/решение межнациональных конфликтов

  • отказ от насилия и принуждения;
  • поиск согласия (консенсуса);
  • признание прав и свобод человека важнейшим принципом;
  • готовность к мирному урегулированию спорных проблем.
  • Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики;
  • Обеспечение равенства всех народов и недопустимость дискриминации;
  • Расширение культурных связей с целью знакомства с культурами других народов (дни дружбы народов, фестиваль национальной кухни, гастроли национальных ансамблей и др.)
  • Материальная поддержка национальных культур (финансирование народных театров, краеведческих музеев, книгоиздания на национальных языках и др.
  • Создание в регионах со смешанным национальным составом населения культурной инфраструктуры (национальные общества и центры, школы с национально-культурным компонентом для обучения детей на родном языке и в традициях национальной культуры);
  • Информационная работа по пропаганде взаимного уважения культур, воспитание в духе толерантности и т.п.
  • Использование экономических рычагов для нормализации этнополитической ситуации.
  • Организация эффективно действующих международных комиссий, советов, других структур для мирного разрешения национальных споров.
  • Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, овладение культурой межнациональных отношений, требующей безусловной реализации прав и свобод лиц любой национальности, уважение самобытности их национального самосознания, языка, обычаев, исключающей малейшее проявление национального недоверия, вражды.
  • Отказ от насилия, следование гуманистическим принципам, переговоры.
  1. прекращение вооруженного насилия;
  2. установление личных контактов между конфликтующими сторонами;
  3. переговоры;
  4. реализация достигнутых договоренностей.

При разрешении международных конфликтов в качестве третьей стороны могут выступать другие суверенные государства и международные межправительственные организации.

Средства, которые может использовать третья сторона, можно разделить на две группы.

мирные меры: посредничество, наблюдение за ходом переговоров, наблюдение за соблюдением достигнутых соглашений, осуществление арбитража.

меры принудительного характера: применение санкций, принуждение к миру, миротворческие операции.

Деятельностная: Формулировать сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX-начале XXI в, совершенствовать умение выстраивать линии сравнения, выявлять взаимосвязи между понятиями, классифицировать, анализировать события, обобщать, осознанно и аргументированно давать оценку историческим событиям - в процессе практической работы, работать в паре.

Содержательная : рассмотреть понятие конфликтов, причины их появления, причины международных конфликтов, их положительные и отрицательные стороны, рассмотреть классификацию конфликтов в современном мире.

Воспитательная: способствовать воспитанию личности с активной гражданской позицией, свободному представлению индивидуальной точки зрения

Образовательные технологии: информационно – коммуникационные технологии , проблемно – диалогическая технология;

Формы организации обучения : групповая, фронтальная

Методы обучения: Практические методы: анализ, синтез, дедукция, индукция, сбор информации, моделирование, проектирование

Образовательные ресурсы:

Уткин А.И. Мировой порядок XXI века. М., 2002 г.

Звягельская И.Д. Специфика этнополитических конфликтов и подходы к их урегулированию. М., 2008.

Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов: подходы, решения, технологии. М., 1999.

Малышева Д.Б. Конфликты в развивающемся мире, России и СНГ. М., 1997.

Международные отношения: теории, конфликты, движения, организации (под ред. Цыганкова П.А.). М., 2007.

Региональные конфликты на постсоветском пространстве (Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах, Приднестровье, Таджикистан). М., 2004.

Современные международные отношения и мировая политика (под ред. Торкунова А.В.). М., 2004.

Фельдман Д.М. Конфликты в мировой политике. М., 1998.

Шишов А.В. Военные конфликты ХХ века: от Южной Африки до Чечни. М., 2005.

Этнические и конфессиональные конфликты на Востоке (под ред. Воскресенского А.Д.). М., 2008.

м\ф режисёра Г.Бардина "Спички"

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Цели, приемы и методы обучения

1. Организационный Приветствие.

Контроль посещаемости. Проверка готовности к уроку.

- Обучающиеся приветствуют преподавателя.

- Эмоционально настраиваются на учебно - познавательную деятельностью

Цель: Включение в деятельность на личностно-значимом уровне.

2. Проверка изученного материала

- защита электронной модели

Выявление уровня подготовленности по выполнению домашнего задания.

Применение практикоориентированных технологий

3. Подготовка к основному этапу урока:

3.1. Актуализация опорных знаний.

3.2. Обозначение темы.

3.4. Постановка познавательной задачи

Как вы оцените происходящее.

Конфликт. Что такое конфликт? Сегодня Вам не пришлось быть свидетелями и участниками конфликтов? Какие это конфликты? Бытовые. Любой конфликт в обществе является социальным. Почему происходит конфликт? Универсальный источник конфликта – несовместимость претензий сторон при ограниченности возможностей их удовлетворения.

- Если рассматривать понятие конфликта более глобально, то какие могут быть конфликты.

- Тема: Международные конфликты.

- Что здесь является причиной конфликта.

- Причина та же, но последствия глобальнее.

- Дать определение конфликту пытались многие политологи К. Райт в середине 60-х годов дал определение конфликту: “Конфликт есть определенное отношение между государствами, которое может существовать на всех уровнях, в самых различных степенях.

- Рассмотрим более подробно.

- Просмотр видеоролика и отвечают на вопрос.

Мотивация, подведение обучающихся к формулировке темы урока, проверка Д\з

4. Практическая работа.

- Ваша работа будет строиться по инструкционной карте. Работа будет проходить в группе.

- Выполняют практическую работу.

Знакомство с новым материалом в процессе работы группы на едином проблемном поле;

развитие навыков работы в команде;

применение в уроке информации, самостоятельно отобранной дома;

развитие навыков работы практической;

включение в деятельность на личностно-значимом уровне.

Приемы и методы:

8. Рефлексия

- Предоставление возможности оценить свою деятельность

- Анализируют и оценивают свою работу на уроке

осмысление обучающимися собственной учебной деятельности в процессе мониторинга информационных источников, выполнение задания по инструкции, осознание исследуемой темы и формулирование выводов, составление логических таблиц, карт, цепочек.

Почему возникают конфликты в отношениях между государствами?

За период с 1945- 1985 г.г. в мире произошло 160 вооруженных конфликтов, 151 из которых приходился на развивающиеся страны. Свыше половины государств, составляющих мировое сообщество, были за этот период вовлечены в конфликт хотя бы один раз. Общее число погибших в этих конфликтах составило от 25 до 35 млн. человек.

В широком смысле под вооруженным конфликтом понимается любая военная акция с применением вооруженной силы. В узком смысле он представляет собой открытое вооруженное столкновение(чаще всего на государственной границе), связанное с ее нарушением, ущемлением суверенитете того или иного государства или возникшее на почве политических противоречий внутри государства.

В войнах и военных конфликтах задействованы два основных фактора- люди и оружие. Поэтому радикальный путь исключения этих явлений из жизни современного общества состоит в решительном сокращении вооруженных сил и вооружений, в демилитаризации международных отношений. Однако после эйфории конца 80- начала 90-х г.г. , связанной с прекращением противостояния социализма и капитализма, СССР и США, появились новые военные угрозы. Их источниками стали международный терроризм, претензии США на лидерство в современном мире и продвижение НАТО на восток- непосредственно к границам России.

Наибольшую опасность представляют межэтнические конфликты. Межэтнический вооруженный конфликт, как правило, не вспыхивает сразу. Он возникает незаметно. Обычно они начинались на территории какого- либо территориально- этнического образования. Национальное меньшинство подвергается дискриминации: ущемляются права при трудоустройстве и получении образования. Далее резко обостряются социальные противоречия, создаются национальные вооруженные формирования, осуществляется силовое и моральное давление на государственные органы, и, это прежде всего, суды, прокуратура, милиция. Различные органы управления. В органы государственной власти и управления пытаются проникнуть преступные элементы. Между сотрудниками милиции и вооруженными формированиями возникают перестрелки, причем каждая из сторон обвиняет друг друга в нападении. Резко обостряется криминогенная обстановка, увеличивается количество тяжких преступлений и убийств. В вооруженный конфликт активно втягивают гражданское население. В зоне конфликта нередки откровенные акты терроризма, убийства, мародерство, волны погромов. Увеличивается число вынужденных переселенцев и беженцев.




Каждому гражданину, прежде всего следует знать, что война как и любой род деятельности в цивилизованном обществе, регламентирована законодательно. Юридические нормы, предписывающие правила ведения войны, направлены на максимальное соблюдение прав военного человека и защиту мирного населения, оказавшегося в зоне боевых действий.

Нормы Международного права закреплены в Гаагских конвенциях о законах и обычаях войны (1899, 1907 г.г.), Женевской конвенции о защите жертв войны(1949 ), Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта(1954), Конвенции о неприменении срока давности к военным преступникам и преступлениям против человечности, принятой Генеральной Ассамблеей ООН(1968)

Следует подчеркнуть, что стороны обязаны соблюдать международные правовые нормы. Однако во всех вооруженных конфликтах, происходивших на территории бывшего СССР, эти нормы нарушались практически всеми противоборствующими сторонами. Это касается и наиболее масштабного вооруженного конфликта на территории России- чеченского. От рук боевиков погибло много не только военных, но и мирных жителей, вошел в норму захват заложников, да и федеральные войска нередко наносили удары по районам, где находилось гражданское население, и проводили массовые зачистки. Грубейшее нарушение международного права заключалось и в том, что мирное население не выводилось из районов военных действий.

Таким образом, можно говорить о том, что конфликты в различных областях общественной жизни и разной степени интенсивности- достаточно распространенное явление в современном мире. Они охватывают отдельные регионы мира или государства, но чреваты расширением сферы распространения, переходом к более жестким методам ведения военных действий

Почему возникают конфликты в отношениях между государствами?

За период с 1945- 1985 г.г. в мире произошло 160 вооруженных конфликтов, 151 из которых приходился на развивающиеся страны. Свыше половины государств, составляющих мировое сообщество, были за этот период вовлечены в конфликт хотя бы один раз. Общее число погибших в этих конфликтах составило от 25 до 35 млн. человек.

В широком смысле под вооруженным конфликтом понимается любая военная акция с применением вооруженной силы. В узком смысле он представляет собой открытое вооруженное столкновение(чаще всего на государственной границе), связанное с ее нарушением, ущемлением суверенитете того или иного государства или возникшее на почве политических противоречий внутри государства.

В войнах и военных конфликтах задействованы два основных фактора- люди и оружие. Поэтому радикальный путь исключения этих явлений из жизни современного общества состоит в решительном сокращении вооруженных сил и вооружений, в демилитаризации международных отношений. Однако после эйфории конца 80- начала 90-х г.г. , связанной с прекращением противостояния социализма и капитализма, СССР и США, появились новые военные угрозы. Их источниками стали международный терроризм, претензии США на лидерство в современном мире и продвижение НАТО на восток- непосредственно к границам России.

Наибольшую опасность представляют межэтнические конфликты. Межэтнический вооруженный конфликт, как правило, не вспыхивает сразу. Он возникает незаметно. Обычно они начинались на территории какого- либо территориально- этнического образования. Национальное меньшинство подвергается дискриминации: ущемляются права при трудоустройстве и получении образования. Далее резко обостряются социальные противоречия, создаются национальные вооруженные формирования, осуществляется силовое и моральное давление на государственные органы, и, это прежде всего, суды, прокуратура, милиция. Различные органы управления. В органы государственной власти и управления пытаются проникнуть преступные элементы. Между сотрудниками милиции и вооруженными формированиями возникают перестрелки, причем каждая из сторон обвиняет друг друга в нападении. Резко обостряется криминогенная обстановка, увеличивается количество тяжких преступлений и убийств. В вооруженный конфликт активно втягивают гражданское население. В зоне конфликта нередки откровенные акты терроризма, убийства, мародерство, волны погромов. Увеличивается число вынужденных переселенцев и беженцев.

Каждому гражданину, прежде всего следует знать, что война как и любой род деятельности в цивилизованном обществе, регламентирована законодательно. Юридические нормы, предписывающие правила ведения войны, направлены на максимальное соблюдение прав военного человека и защиту мирного населения, оказавшегося в зоне боевых действий.

Нормы Международного права закреплены в Гаагских конвенциях о законах и обычаях войны (1899, 1907 г.г.), Женевской конвенции о защите жертв войны(1949 ), Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта(1954), Конвенции о неприменении срока давности к военным преступникам и преступлениям против человечности, принятой Генеральной Ассамблеей ООН(1968)

Следует подчеркнуть, что стороны обязаны соблюдать международные правовые нормы. Однако во всех вооруженных конфликтах, происходивших на территории бывшего СССР, эти нормы нарушались практически всеми противоборствующими сторонами. Это касается и наиболее масштабного вооруженного конфликта на территории России- чеченского. От рук боевиков погибло много не только военных, но и мирных жителей, вошел в норму захват заложников, да и федеральные войска нередко наносили удары по районам, где находилось гражданское население, и проводили массовые зачистки. Грубейшее нарушение международного права заключалось и в том, что мирное население не выводилось из районов военных действий.

Таким образом, можно говорить о том, что конфликты в различных областях общественной жизни и разной степени интенсивности- достаточно распространенное явление в современном мире. Они охватывают отдельные регионы мира или государства, но чреваты расширением сферы распространения, переходом к более жестким методам ведения военных действий


Урок знакомит с развитием отношений СССР и США в условиях биполярного мира. Рассматривается деятельность Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Движения неприсоединения. Анализируются причины обострения международных отношений в 1980-е годы. Говорится о роли ООН в поддержании мира и урегулировании конфликтов.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Международные отношения во второй половине XX века. 1950-е – конец 1980-х годов"

Вопросы занятия будут такими:

биполярный мир: от конфронтации к разрядке. Гонка вооружений;

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Движение неприсоединения;

обострение международных отношений в 1980-е годы;

международные и региональные конфликты 1950-х – 1980-х годов;

роль Организации Объединённых Наций.

В первое послевоенное десятилетие утвердилась биполярная система международных отношений.

Началось глобальное противостояние двух сверхдержав – СССР и США. Конфронтация военно-политических блоков – НАТО и ОВД.

В основе противоборства сторон лежали идеологические причины. Советский Союз пытался расширить зону влияния социализма, следовал идеям мировой революции. США стремились укрепить капиталистическую систему, способствовали распространению демократии, правда её американской версии.

Внешнеполитическая доктрина США преследовала цели:

В советской идеологии США отводилась роль главного мирового агрессора. Но прямого военного конфликта двух сверхдержав удалось избежать.

Угроза тотального уничтожения сохраняла шаткое равновесие в отношениях двух сверхдержав. Мир постоянно балансировал на грани войны.

Появление тактического ядерного оружия стёрло различия между локальным конфликтом с применением данного вида вооружений и мировой ядерной войной.

В 1962 году разразился Карибский кризис. Конфликта удалось избежать в последний момент благодаря компромиссу между Кеннеди и Хрущёвым.

В августе 1963 года состоялось подписание Московского договора. Он запрещал ядерные испытания в трёх средах – в атмосфере, в космосе, под водой. Правда, от участия в нём отказались Франция и Китай. Московский договор стал первым соглашением по ограничению гонки вооружений.

Но соперничество в области ядерного оружия не прекратилось. В 1970 году СССР заявил о достижении стратегического паритета с США.

То есть, страна создала равное американскому количество ядерных зарядов и средств их доставки. Но к этому времени стороны уже располагали количеством ядерного оружия, превышающим разумную достаточность.

Его хватало не только для взаимного гарантированного уничтожения, но и для того, чтобы несколько раз превратить в пепел весь мир.

К тому же появилась угроза распространения ядерных вооружений. Такая ситуация вынудила стороны начать переговоры о разоружении.

В 1970 году вступил в силу Договор о нераспространении ядерного оружия. Впоследствии к нему присоединились более 170 стран.

В мае 1972 года состоялся первый в истории официальный визит президента США (на тот момент им являлся Ричард Никсон) в Москву.

Главы государств подписали договоры об основах взаимоотношений двух стран, документы, фиксирующие паритет в ядерных вооружениях, соглашения, ограничивающие гонку вооружений.

Среди этих договорённостей особое значение имели:
Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1);

Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО).

Одним из его условий являлось ограничение числа участков, защищённых системами ПРО, до одного. СССР развернул такую систему вокруг Москвы. США защитили ракетный комплекс в Гранд Форкс в Северной Дакоте. Для иных территорий СССР и США противоракетной защиты не предусматривалось.

В 1950–1970-е годы угроза новой мировой войны была особенно ощутима в Европе. Регион стал одной из главных арен противостояния СССР и США. ОВД и НАТО сосредоточили в Европе огромное количество оружия, в том числе ракетно-ядерного. Напряжения добавлял тот факт, что страны, входившие в противоборствующие блоки, граничили друг с другом.

Желая ослабить риски, социалистические государства, входившие в ОВД, предложили созвать Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). После нескольких лет переговоров, 1 августа 1975 года в Хельсинки был подписан Заключительный акт СБСЕ. Свои подписи под ним поставили главы 33 европейских государств, а также Канады и США.

Несмотря на ряд договорённостей, СССР и США не могли отказаться от противостояния. Сверхдержавы пытались вовлечь в сферу своего влияния как можно большее количество стран.

Ввиду этого большая группа государств, представлявшая все регионы мира, решила занять нейтральную позицию. В 1955 году данные государства провели Бандунгскую конференцию. В 1961 году состоялась конференция неприсоединившихся государств в Белграде.

Инициаторами этого совещания выступили глава Югославии Иосип Броз Тито, премьер-министр Индии Джавахарлал Неру, президент Египта Абдель Насер.

Так было положено начало Движению неприсоединения.

Но мирные инициативы не возымели должного эффекта и на рубеже 1970–1980-х годов напряжённость в международных отношениях усилилась.

Ряд стран пережил революции. В 1974 году – Эфиопия. В 1978 – Афганистан. В 1979 – Иран. В этом же году сменился режим в Никарагуа.

В 1975 году получили независимость Ангола и Мозамбик. Страны заявили о приверженности социализму.

В итоге обстановка в мире снова накалилась. В 1979 году США отказались ратифицировать договор ОСВ-2. Начался очередной виток гонки вооружений.

Практика переговоров между СССР и США была возобновлена при Михаиле Горбачёве.

В 1986 году состоялась встреча советского лидера и президента США Рональда Рейгана в Рейкьявике. Она открыла путь переговорам о сокращении ракетно-ядерного оружия сторон.

В 1987 году был подписан советско-американский Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности. В 1991 – Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1).

Самыми острыми международными конфликтами второй половины 20 века стали:

Корейская война 1950–1953 годов;

Войны во Вьетнаме.

Тем не менее, благодаря достигнутым договорённостям, в 1970-е годы удалось сгладить международные противоречия в Европе.

Но это не означало распространения политики разрядки на другие регионы мира. Наоборот, зона конфликтов переместилась на периферию – в развивающиеся страны. В послевоенные десятилетия главным очагом напряжённости стал Ближний Восток.

Сохранение палестинской проблемы, агрессивная политика Израиля к арабским странам, деятельность ближневосточных террористических организаций создавали постоянную угрозу безопасности. Только с 1947 по 1973 год произошло пять крупномасштабных арабо-израильских войн.

Восстановление мирных отношений Израиля с арабскими странами началось в 1978 году вместе с заключением Кэмп-Дэвидских соглашений.

После 30 лет в состоянии войны Египет и Израиль заключили мир.

Во второй половине 20 века международное значение приобрели и иные военные конфликты на Ближнем и Среднем Востоке:

Ирано-иракская война 1980–1988 годов.

Последняя началась из-за старого пограничного спора. В войне погибли сотни тысяч иранцев и иранцев, но убедительной победы не одержала ни одна из сторон.

В августе 1990 года началось вторжение Ирака в Кувейт. Страна была оккупирована и объявлена иракской провинцией. Целью войны был захват богатейших залежей нефти.

В ответ на агрессию по решению Совбеза ООН в район Персидского залива была направлена коалиция Многонациональных Сил во главе с США.

Война в Персидском заливе имела особое значение для США. В её ходе была отработана стратегия вмешательства Соединённых Штатов в региональные конфликты.

После деколонизации, Африка превратилась в одну из самых напряжённых зон конфликтов. На этом континенте столкнулись интересы СССР и США.

Кроме того, здесь сплелись пограничные, территориальные, племенные, этнические противоречия. Они привели к громадным человеческим жертвам и разорению многих стран континента.

Вторая половина 20 века была не только временем глобального противостояния, но и периодом борьбы за мир. Проводником такой политики стала Организация Объединённых Наций. Особое значение имела деятельность различных миротворческих миссий и вооружённых сил ООН в разрешении региональных конфликтов.

Миротворцы действовали в самых различных районах:

на Ближнем и Среднем Востоке;

в Конго и в иных районах Африки и Азии.

Международный авторитет позволял ООН принимать важные резолюции. Они осуждали конфронтацию и гонку вооружений, выдвигали предложения о разоружении, призывали к демократизации международных отношений, осуждали колониализм и политику апартеида.

Таким образом, к концу 1980-х годов лидерам СССР и США удалось преодолеть конфронтацию.

Во второй половине 20 века было создано СБСЕ. Появилось Движение неприсоединения.

В 1980-е годы основными очагами международных конфликтов оставались Ближний и Средний Восток, Африка.

Важную роль в поддержании мира и урегулировании конфликтов стала играть ООН.

Читайте также: