Конспект занятия в средней группе мой дом моя крепость

Обновлено: 04.07.2024

Цель: развитие способности понимать ценность пространственно-предметной среды дома в жизни человека.

-Познакомить детей с историей жилища;

-систематизировать знания детей о домах и их видах.

Развивать речь, творческое воображение детей.

Воспитывать бережное отношение к своему дому.

Оборудование: презентация, альбомные листы, карандаши.

  1. Беседа о доме.
  2. Проблемная ситуация.
  3. Рассказ воспитателя о разных видах жилищ человека.

5. Проблемная ситуация.

1. Беседа о доме. (слайд 1)

  • Мы с вами живём в поселке Каджером и дома у всех разные.
  • Посмотрите на фото домов, которые есть в нашем посёлке. (Слайды с 3 по 16 ).
  • Чем они отличаются друг от друга?

-Правильно. Одни дома построены из бетона, другие из кирпича, у них разное количество этажей, наши дома разного цвета.

  • Дети, я хочу рассказать вам о деревенском доме.

Деревенские дома отличаются от городских своей архитектурой. В очень далекие времена дом прежде всего должен был спасать хозяина от жары и холода, дождя и ветра, диких зверей и драчливых соседей. У дома было деревянное крыльцо со ступеньками.

Обогревались дома русской печкой, она давала тепло зимой, на ней готовили еду. По вечерам старики, забравшись на печь погреться, рассказывали детям сказки.

  • Посмотрите на слайде внутреннее убранство избы. (слайд 20)
  • А кто из вас был в деревенском доме?
  • Деревенские дома бывают деревянными и глиняными.
  • Камень, глина, кирпич, дерево полезны для здоровья человека, так как они считаются экологически чистым материалом. Вот какие разные деревенские и городские дома.
  1. Проблемная ситуация. (Слайд 22)
  • Ребята, а всегда ли были дома, как вы думаете? 1
  1. Рассказ воспитателя о разных видах жилищ человека.

Домом древнего человека служила пещера.

Люди искали сухие пещеры, в которые не задувал ветер. На ночь вход в пещеру закладывали камнями или загораживали ветками. Как вы думаете, для чего?

  • Это делалось для того, чтобы защитить себя от диких животных. На землю они клали подстилку из сухих листьев и потом на них стелили шкуры животных. Стены пещер древние люди украшали рисунками. (слайд 24)

(Слайд 25) -Во время охоты люди жили в палатках. Палатка древнего человека - это палки,

скрепленные вверху и покрытые шкурами животных. У индейцев до сих пор есть такие палатки, их называют типи. Это древнее жилище человека, сохранившееся до наших дней

  • Деревянные стойки вбивались в землю по кругу, а вверху связывались кожаным ремнём. Снаружи всё покрывали сшитыми шкурами, чаще из бизона. Они были прочными, и через них не протекала вода.
  • А вы знаете, как называется это жилище?
  • Это тоже жилище индейцев - вигвам. Чем оно отличается от типи?
  • У вигвама прямые стены и куполообразная крыша в отличие от типи. Сверху шкур снаружи вигвам обшивали корой берёзы, которую соединяли при помощи костяной иглы и тонких кожаных ремешков. А зимой внутри вигвама каркас из дерева и на него вешали чехол из пушистых звериных шкур.

В нашей стране на Севере тоже сохранились древние дома. Может быть вы слышали о домах из снега?

Существует ещё один вид жилища - чум.

Чум - переносное жилище у народов Сибири. Каркас в виде конуса из жердей, покрытый зимой оленьими шкурами, и парусиной или берестой летом. Ещё вид - юрта. (Слайд 29)

Юрта - переносное жилище из войлока у народов Азии. Круглое в плане с куполообразной крышей. Стены составлены из решёток, крыша - из шестов, верхними концами соединённых в центральный обруч, обрамляющий свето- дымовое отверстие над очагом. Каркас юрты кроется войлоком.

Сакля - жилище кавказских горцев, которое часто строят прямо на скалах. Саклю делают из камня или глины. Крыша ее плоская. В каждой сакле прорезают одно или два маленьких окна и одну или две двери.

В жаркйх сырых местах строят дома на сваях. Двух - или трехметровые сваи, на которые ставят дома, обеспечивают помещению прохладу и сухость даже в сезон дождей или во время шторма. Стены делают из плетеных бамбуковых матов. Окон обычно не делают, свет проникает сквозь щели в стенах или через дверь. Крышу настилают из пальмовых веток.

В средние века люди воевали друг с другом. И деревянные дома не могли защитить людей. Стали строить замки — крепости. Они строились из камней или кирпичей, у таких построек были толстые стены, которые не могли пробить снаряды противника. Вокруг замка делали стены из камня, окошки у такого жилища были маленькие.

  • Как вы думаете, почему сейчас не строят такие замки?
  1. Физкультминутка (слайд 33)
  2. Проблемная ситуация (слайд 34)
  • Ребята, представьте, что вы оказались на необитаемом острове, где всегда тепло и растут пальмы и различные цветы. Но бывают сильные дожди. Из чего бы вы построили себе дом?

- Ребята, дома могут быть разной формы, сделаны из различных материалов.

7.Чудо – домики. – Как называется профессия людей, которые строят дома? (ответы детей)

– Что нужно сделать, прежде чем строить дом? (ответы детей)

(Дом надо придумать и нарисовать).

- Человек, который придумывает новые дома ,называется архитектором. Бывают дома необычные.

(слайды с 36 по 39)

8. Рисование дома.

(дети садятся за столы, рисуют)

Какие прекрасные дома у вас получились! И как, наверно, в них будет хорошо жить. Пусть у каждого из вас будет тёплый, светлый, уютный дом. А вы берегите и любите свой дом. (слайд 41)

1. Скорая помощь для воспитателя: конспекты занятий и других мероприятий в ДОУ по образовательным областям.Н.В. Елжов. – Ростов- на-Дону: Феникс , 2013г.

Доминирующая образовательная область социально-личностное развитие.

Цель: Познакомить детей с правом на жилье и его неприкосновенностью.

- продолжать знакомить детей с историей жилища как строения, с видами домов;

- расширять знания детей о своей Родине, улицах, жилых домах, общественных зданиях, их назначении, закрепить умение называть свой адрес;

- развивать связную речь через диалогическую речь, образное мышление и память; развивать внимание, воображение, творческие способности;

- воспитывать любовь, чувство привязанности к родному дому, поселку; воспитывать уважение к людям, проживающим рядом, учить соблюдать элементарные правила гигиены, умение работать в команде.

Сформировать у детей знания о видах домов, об истории их возникновения; закрепить умение называть свой домашний адрес.

Оборудование: музыкальный центр, диски с записями песен и мелодий.

Методы и приемы:

Наглядный: показ, рассматривание иллюстраций.

Словесный: объяснение, вопросы, рассматривание, беседа, сравнение, художественное слово.

Материал: цветной пластилин, салфетки, стеки, готовые формы для аппликации, клей, салфетки, строительный материал для заборчика.

Словарная работа: неприкосновенность, жилье, порядок, беспорядок, жилище, жилой дом, общественное здание, пещера, изба, юрта, вигвам, шатер.

- Посмотрите, как много сегодня у нас гостей, давайте с ними поздороваемся и своими улыбками подарим друг другу хорошее настроение.

- Ребята, посмотрите какой красивый домик. Интересно, чей же он? Кто здесь живет? (версии детей и воспитателя).

- Как же узнать, кто из нас прав. Посмотрите, что это за листочек здесь лежит, кажется, он не простой, здесь что-то написано. Может это загадка? Давайте прочитаем:

Носик – круглым пятачком

Хвостик маленьким крючком

Трое их и до чего же,

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки

- Правильно, это домик трех поросят. Давайте постучим и поздороваемся с ними. (Стучат.) Поросята, выходите скорее мы к вам в гости пришли!

(Из домика выходит волк.)

Волк: Зрасьте! Зрасьте! Нет здесь никаких поросят! Я теперь здесь живу! Это теперь мой дом! А поросята ваши в лес убежали, а дверь забыли закрыть. Вот я и зашел, а их выгнал. (Уходит обратно в домик.)

- Ребята, что же случилось? Почему волк у трех поросят в домике живет? И где же сами поросята?

Правильно поступил волк, выгнав поросят из их собственного домика? (Ответы детей.)

Конечно, ведь это их дом и никто не имеет права их выгонять из собственного дома. Что же нам делать? Давайте позовем волка.

(Дети стучат в домик.)

- Волчок-серый бочок, выходи, пожалуйста, мы хотим с тобой поговорить. (Волк выходит.)

- Ты не хорошо поступил, у тебя нет права выгонять поросят из их дома. Ведь собственное жилье по закону неприкосновенно.

Волк: А как это неприкосновенно?

Волк: А как же я? Где же мне жить? У меня же нет дома?

- Ребята, сложная ситуация у волка. Действительно, как же быть волку? Ведь, каждый имеет право на жилье.

- Мы с ребятами тебе поможем. Сейчас мы постараемся найти для тебя подходящий домик.

- Вот, волк, нашли мы твой домик, твое логово. А вот и твои волчата с мамой волчице? Ты рад? (Волк благодарит ребят.)

- Волк, оставайся у нас, наши ребята расскажут тебе еще много интересного и поучительного.

- Ребята: Медведь живёт в ……..берлоге,

Лиса, барсук – ……….в норе,

Бобёр построил …………хатку,

А белка живёт в……….. дупле,

Крот под землёй ютится –

Там он с семьёю всей.

А где живём мы с вами,

Кто скажет мне скорей?

- Правильно, мы с вами живем в домах (квартирах).

- Вы, хотите поговорить о домах, в которых мы живем, о том, какие разные они бывают.

Дома бывают разные:

Высокие и низкие.

Зеленые и красные

Далекие и близкие.

Вроде бы обычные.

Дома бывают разные.

- Для чего нужны людям дома?

- Вот посмотрите на эти картинки. Вы, наверное, знаете как называются эти жилища людей? (Пещера, изба, юрта, вигвам, шатер.)

Сейчас люди живут в домах. В каждой стране дома разные. Они отвечают своеобразному образу жизни людей. (Показ иллюстраций.)

- Ребята, а из чего строят у нас в поселке дома? Какие это дома? Много ли у нас домов многоэтажных? А, в городе? (Показать картину города.)

- Почему в городе такие высокие дома? (Места мало, а людей много. Что бы у всех были отдельные квартиры.)

- Как же в таком большом городе найти свой дом, свою квартиру? (Необходимо знать свой адрес.)

- Что такое адрес?

- Молодцы, вы все правильно сказали. У каждого дома есть свой номер. Каждый дом находится на какой-либо улице, у каждой улицы есть свое название. Для чего же людям нужен адрес? (Отвечают.)

- Ребята, а вы знаете свой домашний адрес? Может, поросята захотят прийти к вам в гости.

- Сейчас волшебный мяч поможет нам узнать, по какому адресу вы проживаете?

- Вы назвали улицы, на которых живете. А вы знаете, почему они так называются? Например, улица Гагарина?

- Кто из героев нашей сказки построил себе крепкий, надежный дом? Как звали этого поросенка? (Наф-Наф). Из чего он построил дом? (Рассматривание камней.)

- Какой домик у Наф-Нафа? Возьмитесь крепко за руки. Прочный, крепкий дом.

- Из чего сделан дом у Ниф-Нифа? (Дом какой: легкий, желтый, соломенный.)

- А этот дом из чего? (Из веток: не прочный, холодный, дырявый.)

- Посмотрите, что вы видите на столе? (Солома, деревянные прутики, камни.)

Что все это? (Строительный материал.)

Опытно-исследовательская деятельность (подуем, помнем, определение веса и прочности материала).

- Давайте представим, как братцы строили свои дома! Из соломы, из веток, из кирпича или камней!

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем строить и играть.

Дом большой, высокий строим.

Окна ставим, крышу кроем.

Вот какой красивый дом!

Будут жить поросята в нем!

- Как вы думаете, за что поросята наказали волка?

- Правильно, никому не позволено врываться в чужой дом. Каждый из нас должен чувствовать себя дома в безопасности. А у вас есть свой дом, своя квартира? С кем вы живете?

- Ребята, а как вы думаете, у животных есть право жить в своем доме? Почему?

- Что делать, что бы в доме было всем хорошо жить? Ведь в доме кроме вас живут другие люди. (Соблюдать правила культуры проживания в доме.)

- Что вы никогда не сделаете в доме, и не хотите, чтобы сделали другие?

(Не стоит бросать мусор на лестнице, рисовать на стенах, не шуметь, вдруг кто-то из соседей болен или отдыхает, а может кто-то работает, а всякий шум мешает этим людям, поэтому, играть удобнее во дворе.)

- Дети, есть ли у вас обязанности по дому? Какие?

- Ребята, дом всегда немножко похож на своего хозяина. Если хозяин аккуратный, то в доме у него будет порядок. Если же хозяин неряха, то в его доме, скорее всего, будет беспорядок.

(Ребята фантазируют, какие дома могут быть у этих людей.)

- Посмотрите на домик Наф-Нафа, что можно сказать о его хозяине? Как вы думаете?

- Наф-Нафу трудно было построить такой надежный дом? А все ли он успел сделать? А мы могли бы ему помочь? Что мы сможем сделать?

- Посмотрите, а вот и наши братья поросята возвращаются с прогулки. Сейчас мы спросим, чего у них еще нет.

(Воспитатель делает вид, что разговаривает с поросятами.)

Продуктивная подгрупповая деятельность детей:

- Молодцы, вы очень хорошо потрудились: построили прочный забор, подарили много посуды и очень красивые коврики. Этот дом станет для трех братьев родным домом.

- Ребята, родной дом – это дом, в котором мы живем, это наш двор, наша улица, наш родной поселок Каменка - это наша малая родина, а еще есть наша большая Родина – Россия – это тоже наш дом.

И чтобы хорошо жилось нам в нашем доме, мы должны с детства не ссориться, уважать и беречь друг друга, быть дружными. Как поется в нашей любимой песенке.

- Волк, понравилось тебе у нас?

Волк: Да понравилось. Спасибо, вам ребята! Я понял, что у каждого должен быть свой дом. И никто не имеет права выгонять хозяина из его собственного дома.

В ходе продуктивной деятельности, в технике оригами, были изготовлены домики, которые каждый ребёнок дополнил графическими детелями. Техника оригами для детей является неким волшебством, где в процессе работы с бумагой незаметно появляются объёмные изображения окружающего нас мира.

На таких занятиях у детей формируются умения действовать в соответствии со словесными инструкциями воспитателя, развиваются творческие способности и фантазия, художественный вкус, глазомер. Воспитывается трудолюбие, и желание доводить начатое дело до конца. Оригами помогает развивать мелкую моторику пальцев и творческое мышление.

Далее началась практическая работа.
Домики готовы, осталось их украсить.
Раскрасили крышу, нарисовали окна и двери.
Ребята с лёгкостью справились с работай.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛИ: воспитывать чувство любви и уважения к родителям, гордости за свою семью, сплочение классного коллектива; развивать познавательную деятельность, умение работать в коллективе, умение использовать ранее полученные знания, связную речь; расширять и закреплять словарный запас по теме.

ЦЕЛИ: воспитывать чувство любви и уважения к родителям, гордости за свою семью, сплочение классного коллектива;
развивать познавательную деятельность, умение работать в коллективе, умение использовать ранее полученные знания, связную речь;

расширять и закреплять словарный запас по теме.

ОБОРУДОВАНИЕ: карточки с заданиями, игровое поле,
кроссворд, иллюстрации.

Веселья вам и радости.

Давно вас здесь мы ждем и поджидаем,

И праздник мы без вас не начинаем!

2-й вед. : Добрый день, друзья. Мы рады видеть вас на нашем празднике.

В семейном кругу мы с вами растем,

Основа основ-родительский дом
В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входил из семьи.

1-й вед. Так как появилось слово “семья"?

Когда-то о нем не знала Земля.

Но Еву спросил перед свадьбой Адам:

-Сейчас я тебе семь вопросов задам.

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила "Я".

-Кто пищу сготовит, радость моя?

И Ева все также ответила "Я"

-Кто платье сошьет, постирает белье?

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопрос, подруга моя?

-Я.-тихо ответила Ева,-Я,Я.

2-й вед. Семья-самое главное в жизни для каждого из нас. Семья-это близкие и родные люди, те, кого мы любим, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Это забота о доме.

Дом-не просто жилье, где четыре стены и крыша над головой.

Дом-это судьба детей и внуков. Каков он будет? Это зависит
от того, насколько крепки его добрые стены, тверд ли фундамент, царит ли в нем любовь.

2-й вед А сейчас мы с вами построим дом своей мечты. Вы по очереди будете брать кирпичики с теми словами, которые нужны для крепкого дома.

(дети строят дом)

*ответственность пьянство
*гостеприимство грубость
‘надежда, вера, болезни

1-йвед. Сегодня мы с вами поиграем игру "Крестики-нолики". Тема нашей игры "Мой дом-моя крепость."

2-й вед Сначала мы с вами разделимся на команды команду крестиков и команду ноликов.

1-й вед. А чтобы узнать, какая команда начнет игру, я задам вам вопросы. Кто первым ответит, та команда и начнет игру.

ВОПРОСЫ В каком числе столько цифр, сколько и букв?

Что случилось 31 февраля?

За чем во рту язык?

2-й вед. Игру начинает команда…

В этом задании вам надо найти продолжение пословиц и поговорок.

У детины заболит пальчик,- а у матери сердце.

Гость на пороге – счастье в дом.

Семья сильна, - когда над ней крыша дана.

Где любовь и совет, - там и горя нет.

Из представленных продуктов вам надо отобрать те, из которых можно приготовить борщ.

В этом задании надо разгадать кроссворд.

Дочь твоего папы. Кто это? (сестра)

Отец твоего папы. (дедушка)

Самая ласковая, добрая, внимательная. Кто это? (мама)

Девочка папе и маме. (дочь)

Родная сестра папы или мамы.(тетя)

Вам надо внимательно посмотреть на ребусы и отгадать их.

ЯЯЯЯЯЯЯ (семья); Сон (сын); дочка

Надо найти ошибку и прочитать пословицу в правильном варианте.

Не родись красивой, а родись богатой (счастливой)

Милые бранятся, только по пятницам (тешатся)

На что и клад, коли в семье ссора (лад)

В гостях хорошо, а дома хуже (лучше)

В этом задании буквы в словах перемешались, вам надо их правильно составить. А слова эти обозначают то, без чего не может быть крепкой и дружной семьи.

Родстагоблво – благородство.

Дрообта – доброта.

Женуваие – уважение.

Овбюль – любовь.

Наш дом – это не только люди, которые в нем живут, но и вещи, которые нас окружают в нем. Вашей команде надо прочитать и отгадать загадки.

Он плывет по простыне, как кораблик по волне.

Он хозяйкам добрый друг…(утюг)

Разогреваем в ней еду,

Заменяет нам –плиту.(микроволновая печь)

Застрочит, как пулемет,

Платье новое сошьет.(швейная машинка)

В ящике этом- холод живет,

Наши продукты он стережет.(холодильник)

Из набора слов, которые вы видите на доске, надо составить пословицу. Можно изменять падеж.

Семья, в, куча, страшна,не, туча. (Семья в куче, не страшна туча).

Дети, тягость, не, в, радость, в, а. (Дети не в тягость, а в радость).

Семья, место, душа, вместе, так, и, на, когда(Когда семья вместе, так и душа на месте)

Составьте из отдельных фраз стихотворение и прочитать его.

Семья-это труд, друг о друге забота,

Семья- это много домашней работы.

Семья- это важно! Семья- это сложно.

Но счастливо жить одному невозможно!

(во время игры пауза. Сценка "Мир всего дороже")

1-й вед Сегодня победила команда.

2-й вед : В завершении нашего праздника мы с вами соберем цветок

пожеланий всем семьям

1-й вед. Мы хотим пригласить 8 гостей. Проведем театр-

экспромт "КРАСНАЯ ЯГОДКА."

Красная ягодка.

действующие лица: Красная ягодка. Могучий дуб, Ветер, Комарики,

Шмель, Медведь, Заяц.

На зеленой опушке леса рядом с Могучим дубом росла Красная ягодка.
Она весело кивала своей головой то влево, то вправо, потом поднимала
свои листики вверх и весело встряхивала ими. Могучий дуб махал
ягодке в ответ своими ветками. Вдруг на поляну прилетел проказник
Ветер. Он закружил возле Красной ягодки, стал на нее дуть. Красная
ягодка закачалась на своей тоненькой ножке. Ветер закружился вокруг
Могучего дуба, ветки дуба закачались. Потом Ветер улетел, громко
свистнул на прощание. Красная ягодка облегченно вздохнула, но к ней
подлетели 2 комарика. Они тоненько пищали и кружились вокруг, пока
у нее не закружилась голова. Потом комарики сели покачаться на
ветвях Могучего дуба. Тут вернулся Ветер, стал дуть на комариков
те с писком полетели прочь, а Ветер помчался за ними. Неожиданно
на поляну Заяц. У него были длинные уши и косые глаза. Он весело
скакал у Могучего дуба, потом убежал прочь. Тут на поляне появился
веселый полосатый Шмель. Он громко жужжал, кружился вокруг
Красной ягодки и снова жужжал. Потом Шмель тоже покачался на ветвях
Могучего дуба. Устав, Шмель лег отдохнуть под листиком Красной
ягодки и уснул. Красная ягодка весело покачалась на тонкой ножке,
кивая красной головой. Но вот на поляну приковылял лохматый
Медведь. Он громко ревел и шел медленно, переваливаясь с ноги на ногу.
Вот Медведь подошел к Могучему дубу и стал тереться спиной о него.
Могучий дуб зашатался. Тут Медведь увидел Красную ягодку. Он
подошел, наклонился к ней, и Красная ягода затрепетала. Но Медведь
не торопился ее срывать. Он шумно плюхнулся на землю, где спал
полосатый Шмель, и чуть не раздавил его. Шмель взвился и со всего
маху впился Медведю в нос. Медведь заревел и бросился на утек.

Шмель не отставал, пока Медведь не убежал с полянки. И вновь на
поляне кружился Ветер, качалась Красная ягодка, шумел ветвями
Могучий дуб, лет ал и с писком Комарики, скакал Заяц. И лишь
вдалеке ревел одиноко Медведь.

2-й вед : На этом наш праздник заканчивается. Все приняли активное

участие, старались правильно говорить Всем большое спасибо
До новых встреч.

Читайте также: