Конспект занятия в подготовительной группе по нетрадиционному рисованию в

Обновлено: 05.07.2024

Цель: развитие художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционного рисования. Задачи: • совершенствование мелкой моторики и двигательной координации рук, • подготовка кисти к письму, • формирование представления о свойствах некоторых материалов через исследования и экспериментирование, • развитие образного и логического мышления, • развитие чувства цвета и формы, • сохранение психоэмоционального здоровья детей, • стимулирование фантазии, • формирование устойчивого интереса к самостоятельному продумыванию замысла и воплощению, • развитие эстетического вкуса.

Содержимое публикации

Комплекс занятий по нетрадиционной технике рисования с детьми в подготовительной группе

Цель: развитие художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционного рисования.

совершенствование мелкой моторики и двигательной координации рук,

подготовка кисти к письму,

формирование представления о свойствах некоторых материалов через исследования и экспериментирование,

развитие образного и логического мышления,

развитие чувства цвета и формы,

сохранение психоэмоционального здоровья детей,

формирование устойчивого интереса к самостоятельному продумыванию замысла и воплощению,

развитие эстетического вкуса.

Ход занятия

Воспитатель: упражнение на расслабление.

Вот сейчас закроем глазки
И окажемся мы в сказке.

Воспитатель: В одной красивой яркой коробочке жили-были разноцветные Красочки. Надоело им в тесной коробке, и решили они мир посмотреть и раскрасить его в разные цвета. И вот коробочка открылась, и Красочки взялись за дело, стали рисовать: Желтое солнце, Синий мячик, Красный помидор, Зеленый лист. Краски старались, рисовали, чтобы порадовать всех вокруг. Так здорово делать что-то приятное для других: дарить улыбки, тепло, делать подарки, помогать кому-то.

Воспитатель: Знаете, ребята, жители одной прекрасной страны, просят нас о помощи.

- Злой волшебник, заколдовал их страну. У них исчезли растения и деревья, цветы и трава, солнышко. Они прислали фотографии своей страны.

- Что-же делать, как мы им можем им помочь?

- Кажется я придумала, давайте превратимся в добрых волшебников и нарисуем всё то, что у них исчезло.

- А поможет нам в этом волшебная палочка и обычная клякса, которая живёт в красках

В каждой кляксе
Кто-то есть,
Если в кляксу
Пальцем влезть.
В этой кляксе —
Кот с хвостом,
Под хвостом —
Река с мостом,
Судоходная река
Для судов и судака.
На мосту —
Чудак с чудачкой.
Под мостом —
Судак с судачкой,
И плывут туда-сюда
Всевозможные суда:
Туда плывут с тудачками,
Сюда плывут с сюдачками,
Отражаются в реке
Судаки с чудачками,
Чудаки с судачками.
Этой кляксе — конец,
Надо сделать новую,
В ней — огромный дворец
И балкон с коровою!

Мы будем рисовать деревья с помощью нашей волшебной палочки-трубочки. Сначала мы возьмем ложечкой краску и сделаем кляксу на том месте, где будет начинаться ствол дерева. Затем трубочкой начинаем раздувать кляксу, не задевая ею ни краску, ни бумагу. Лист можно поворачивать, создавая ствол. Далее рисуем крону дерева с помощью салфетки (берем салфетку, сминаем ее и обмакнув в краску рисуем крону дерева (примакиваем)

Воспитатель: Итак, превращаемся…

- Завертелись, закружились… и в волшебников превратились!

- Вот вы и превратились в волшебников.

Воспитатель: Тогда, я приглашаю вас к столу где все готово для волшебства, но перед тем, как начать, мы сделаем зарядку для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика:

У девочек и мальчиков
На руке пять пальчиков.
Палец большой - парень с душой,
Палец указательный - господин влиятельный,
Палец средний - тоже не последний,
Палец безымянный- с колечком ходит чванный,
Пятый - мизинец, принес вам гостинец!

По окончании работы, дети выкладывают свои рисунки на стол и рассматривают их, обмениваются мнениями, обсуждают работы с Кляксой и воспитателем.

Предварительная работа:

1. Рассматривание натюрмортов.

2. Беседы, рассказы о творчестве художников.

3. Рассматривание фруктов, овощей.

4. Рисование с натуры различных предметов.

Оборудование:

1. Натюрморты, составленные из керамических изделий, овощей и фруктов.

3. Тонированная бумага А4, краски: гуашь, акварель, карандаши, кисти двух размеров.

Методические приемы:

1. Показ со словесным сопровождением.

2. Вопросы к детям.

3. Художественное слово.

4. Индивидуальная помощь.

5. Привлечение детей к анализу.

ХОД ЗАНЯТИЯ (часть 1)

Воспитатель: Дети, представьте, что мы на экскурсии в картинной галерее.

Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш
Обязательно картина называется …

Дети: Пейзаж.

Воспитатель:

Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на вас,
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз.
Летчик или балерина
Или Колька – твой сосед,
Обязательно картина называется …

Дети: Портрет.

Воспитатель:

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или вазу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это …

Дети: Натюрморт.

Воспитатель: Дети, что такое натюрморт?

Это большой красивый букет в вазе или пышная ветка в стакане, которые нарисовал художник

Это фрукты и овощи, которые нарисовал художник.

Это красивые предметы и вещи, которые увидел и нарисовал художник.

Воспитатель: Что на ней изобразил художник?

Дети: Арбуз в темно-зеленом кафтане. Он разрезан и видна сладкая, яркая, сахарная сочная мякоть.

Воспитатель: А что еще вы увидели?

янтарная спелая, желтая, вкусная груша,

зеленый, крупный, тугой виноград.

Воспитатель: Художник постарался изобразить все так, чтобы нам захотелось полюбоваться дарами знойного лета.

Дети: Конечно.

Воспитатель: Посмотрите, за окном морозная вьюжная зима. А в тепле, на подоконнике расцвел маковым цветом амариллис. Он как бы напоминает нам, что не вечно будет злиться зима, сменит его теплое, богатое на краски лето.

Воспитатель: Чем еще напомнил нам художник о лете?

Дети: Он нарисовал спелый сочный апельсин.

Воспитатель: Да, он как осколок маленького солнца радует нас.

Воспитатель: Художник в каждом предмете видит только красоту, он заинтересовывает и заставляет нас завороженно остановиться перед его картинами.

Воспитатель: Мы с вами тоже художники, но только маленькие. Попробуем нарисовать натюрморты. Обратите внимание на предметы, которые находятся на столе.

Воспитатель: Какие предметы входят в наш натюрморт?

Воспитатель: Что вы можете рассказать о вазе?

Дети: Она высокая с узким горлышком.

Воспитатель: А теперь расскажите о яблоке?

Дети: Яблоко ровное, круглое, с розовым бочком.

Воспитатель:Как передать цвет яблока?

Дети: Нужно яблоко раскрасить желтой краской и на невысохшую краску капнуть красной краски.

Воспитатель: Какую кружку вы видите?

Дети: Низкая, тяжелая, внизу широкая.

Воспитатель: Что еще присутствует в нашем натюрморте?

Лимончик желтый, овальный.

На круглом розовом блюде хорошо виден зеленый овальный огурчик.

В нашем огороде много овощей
Их пересчитаем, станет веселей.
(сжимаем – разжимаем пальцы)
Морковка, лук и огурец,
Помидор и перец.
(загибаем пальцы, начиная с большого)
Пять видов овощей назвали,
Пять пальчиков в кулак зажали.
(сжимаем – разжимаем пальцы)

Воспитатель: Дети, не забывайте чаще смотреть на натуру. Приступаем к работе.

2 часть. Самостоятельная работа

3 часть. Анализ. Готовые работы вывешиваются на стенде

Воспитатель: Внимание! Теперь рассмотрим работы маленьких художников в галерее. Наши экскурсоводы познакомят вас с ними.

Дети: Все художники передали форму вазы, ее цвет. Показали, какое душистое, спелое яблочко.

Воспитатель:

Сока спелого полно
Так свежо и так душисто,
Так румяно, золотисто,
Будто медом налилось,
Видим семечки насквозь.

Дети: Посмотрите! Как точно художники передали овальную форму и золото лимончика. А рядом низкая тяжелая кружка.

Воспитатель:

Что за чудо – молодцы
Здесь у блюда огурцы!

Дети: Обратите внимание, какое ровное круглое блюдо, а цвет его такой же, как в натюрморте.

Воспитатель: Спасибо всем маленьким художникам.

1. Вступление.

Техника рисования ватными палочками имеет глубокие корни. Наши предки рисовали картины тиской - размочаленной палочкой, выдернутой из обычного веника. В живописи существует такое стилистическое направление - пуантилизм. В его основе лежит манера письма раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы, капель другим цветом. А теперь из трубочек подуем на листок, наши капли превращаются в причудливые кляксы.

Показ способа рисования

Хотите попробовать сами? Мне кажется, что у вас получатся просто замечательные картины.

Займите свои места и попробуйте сами создать волшебные рисунки.

Практическая работа детей.

Воспитатель помогает при затруднении.

Давайте посмотрим, какие рисунки вы нарисовали? Кто у вас получился?

Ход занятия

- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, друзья! Всех вас видеть рада я!

- Ребята, вы любите отгадывать загадки? Давайте я вам загадаю загадку:

Кто, угадай-ка
Седая хозяйка?
Тряхнет перинки -
И над миром полетят снежинки.

- А давайте вспомним, какой бывает зима? Какими словами можно о ней рассказать?

(Зима бывает белая, снежная, белоснежная, холодная, красивая, морозная, пушистая, блестящая, лютая).

- А вы любите зиму?

- Почему? (Кататься на санках, коньках, лыжах)

- Но еще мы любим зиму за ее красоту. Сейчас мы рассмотрим насколько бывает зима красива.

- Ребята, а вы знаете, что такое пейзаж?

- Верно, пейзаж – это изображение природы. Это картина, на которой изображены лес, поле, река, озера.

Зима – замечательное время года! Зимой происходят разные чудеса!

Воспитатель: Я предлагаю вам стать художниками-пейзажистами и нарисовать зимний сказочный лес. Вы согласны?

- Рисовать, мы будем сегодня необычным способом, с помощью капустного листа и белой гуашевой краски на синем фоне. (педагог рассказывает детям последовательность выполнения рисунка в данной технике)

Подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.

Ход занятия

Если на деревьях листья пожелтели,
Если в путь далёкий птицы улетели,
Если небо хмурится, если дождик льётся
Это время года … зовётся (Осенью)

Дети: Осень. Основная часть.

Воспитатель: да осень – замечательное, очень красивое время года. Какая бывает осень?

Дети: Ранняя, золотая, поздняя. Воспитатель: Правильно осень разная то яркая, нарядная, громкая, то тихая, грустная, серая. Об осени много сказано, Композиторы посвящали ей свои музыкальные произведения и песни, о ней писали поэты, посвящали ей свои стихи (чтение стихов).

Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник и зарделись клены,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый.
Утешает осень: –
Не жалейте лета!
Посмотрите – роща золотом одета.
(З.Федоровская)

Осенью в саду пожелтели, осыпались клены,
И только скамейка осталась зеленой..
Стоит она в тихой аллейке,
И дождик стучит по скамейке.
(А.Барто)

Улетели птицы разные,
Смолк их звонкий перепев,
А рябина осень празднует,
Бусы красные надев.
(О.Высотская)

Художники писали об осени картины. Дети, как называются картины о природе?

Дети: Пейзаж. Да, это пейзажи – такие особые картины, на которых художники изображают картины природы. Рассматривая пейзажи, мы будто смотрим в окошко и видим настоящий лес или речку, поле или луг…И нам хочется выбежать на улицу, чтобы побегать по траве, понюхать цветочки, потрогать кору деревьев, полюбоваться листочками… Давайте мы посмотрим на репродукции картин русских художников. Какая осень здесь изображена? (показ слайдов)

Дети: Красные, жёлтые, оранжевые краски и даже зелёные.

Воспитатель: Посмотрите, как в воде отражаются деревья.

Почему так происходит? (вода отражает) Это свойства воды отражать предметы.

Дети встают попарно. Им предлагается такая ситуация: один ребенок смотрит в зеркало, второй является его отражением в зеркале.

Первый ребенок медленно делает любое движение (улыбается, причесывается, достаёт пальцем кончики носа, поднимает руки вверх, хлопает в ладоши, приседает т.д.), а второй, стоящий напротив, повторяет за зеркалом все движения первого. Затем дети меняются ролями.

Воспитатель. Молодцы, ребята, теперь давайте, и мы нарисуем пейзаж, на котором деревья стоят на берегу озера и отражаются в воде. Как вы думаете, как это можно сделать? (Дети высказывают свои соображения). Трудная задача? Нам поможет мастер изображения по созданию монотипии. Монотипия – способ изображения - отпечатыванием.

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам самим стать волшебниками и нарисовать волшебную осеннюю картину. А почему волшебную? А потому, что рисовать мы будем не так как обычно, карандашами или красками, а по волшебному, необычно. Объяснение приемов выполнения работы. - А сделаем это мы вот так: - Садитесь за столы. Возьмите лист бумаги, положите его вертикально и сложите пополам.

Потом разверните. Выше линии сгиба – земля и небо, а ниже – вода (речка, озеро). На верхней части листа можно нарисовать деревья, улетающих в теплые края птиц. А когда закончите рисунок, смочите чистой водой нижнюю часть листа при помощи широкой кисти, сложите и прижмите ко второй половине. Внизу получится озеро, в котором отражаются деревья, небо и все, что вы нарисовали в верхней части листа. Рисунок в верхней части можно потом подкрасить.

Воспитатель. Прежде чем мы начнём рисовать, давайте разомнем свои пальчики 1,2,3,4,5 нам пора и поиграть.

Проводится пальчиковая гимнастика: В гости пальчику большому приходили прямо к дому. Указательный и средний, безымянный и последний. Сам мизинчик малышок постучался на порог. Вместе пальчики друзья, друг без друга нам нельзя. 1,2,3,4,5 теперь мы будем рисовать.

Самостоятельная деятельность детей.

- Вам понравился такой способ изображения? Получается и быстро, и красиво. А сейчас попробуйте сами нарисовать дерево с отражением таким способом. Выполнение работы с детьми: - А сейчас возьмите бумагу, положите ее вот так (вертикально) и начинайте рисовать. После повторения последовательности работы, педагог включает спокойную музыку, дети приступают к самостоятельной работе.

непосредственной образовательной деятельности на тему :

для детей подготовительной к школе группы по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования

Образовательная область : художественно - эстетическое развитие

Тип НОД : комбинированное.

Вид НОД : художественно - эстетическое.

Возрастная группа детей: дети подготовительной к школе группы.

Цель : развитие у детей творческих способностей; закрепление умения рисовать разными нетрадиционными способами.

Образовательная. Формировать умения детей рисовать нетрадиционными способами; реализация самостоятельной творческой деятельности. Виды детской деятельности : познавательно – исследовательская, игровая, продуктивная, художественная.

Развивающая. Развитие творческого мышления и воображения при создании рисунка нетрадиционным методом. Развивать мелкую моторику рук, фантазию, умение ориентироваться на плоскости, развивать художественные навыки и умения, художественный вкус. Развивать умения поддерживать беседу.

Воспитательная. Воспитывать интерес и любовь к нетрадиционной технике рисования, аккуратность в работе с гуашью с нетрадиционными материалами.

Словесные : вопросы, объяснения, поощрение, напоминание.

Практические : пальчиковая гимнастика, физминутка.

Наглядный (показ способов действий) .

Словесный (беседа, обсуждение, диалог, пояснение, повторение, разъяснение, просьба).

Игровой (сюрпризный момент) .

Практический (нетрадиционное рисование – рисование мятой бумагой, рисование ватной палочкой, одноразовой вилкой).

Форма организации : фронтальная, индивидуальная, групповая.

Форма реализации : проблемная ситуация, самостоятельная деятельность, пальчиковая игра, двигательная активность.

Виды детской деятельности : познавательно – исследовательская, игровая, продуктивная, художественная.

Интеграция образовательных областей :

• Художественно – эстетическое развитие;

Приоритетная : художественно – эстетическое развитие.

• Нетрадиционные техники рисования;

• Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования.

Материалы и оборудование к занятию : альбомные листы формата А – 4 на каждого ребёнка с готовым фоном; баночки с водой на каждого ребёнка - непроливайки; гуашь разного цвета; палитры, нарезанные кусочки газеты; одноразовые вилочки ; ватные палочки; влажные салфетки; ноутбук, экран, проектор; широкие тарелочки.

Наглядный материал : слайд шоу, письмо.

Индивидуальная работа : показ способа изображения.

Структура занятия и методические приемы :

1часть – вводная – 5 минуты

• - заинтересовать детей, чтение письма из страны Рисовандии от Мастера - Карандаша,

2 часть – основная – 23 минуты

• - показ способа рисования,

• - самостоятельная деятельность детей,

3 часть – заключительная – 2 минуты

• - беседа, анализ детских работ.

1. Вводная часть :

Звучит спокойная музыка, воспитатель с детьми входит в группу, останавливаются.

Воспитатель : Здравствуйте, ребята!

Затем педагог предлагает детям встать в круг, взяться за руки, улыбнуться друг другу и создать хорошее настроение.

Собрались все дети в круг,

Ты – мой друг и я – твой друг!

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Дети давайте улыбнемся солнышку

и нашим гостям и поздороваемся с ними.

Воспитатель : Молодцы ребята, а теперь подходите ко мне поближе, я вам сейчас что-то расскажу. Сегодня, когда я зашла в группу, вдруг от ветра открылось окно, и влетело письмо. Вот оно (педагог показывает письмо детям) . А теперь давайте мы его откроем и прочитаем от кого оно…

Воспитатель : А вы, внимательно слушайте.

Воспитатель открывает письмо, а на экране появляется Мастер - Карандаш. Звучит звуковое письмо с голосом Мастера - Карандаша. Дети слушают.

Воспитатель : Ребята, а вы хотите, стать маленькими волшебниками и творить чудеса?

Воспитатель : Тогда давайте закроем глаза и скажем волшебные заклинание :

«Топ - топ Хлоп - хлоп,

Вокруг себя повернись

Звучит волшебная музыка, гаснет свет. Когда включается свет, то появляются волшебные колпачки.

Воспитатель : Посмотрите, что у нас появилось?

Воспитатель : Давайте, мы их наденем.

Дети надевают волшебные колпачки, и воспитатель тоже.

Воспитатель : Вот мы и превратились в волшебников, и я вас приглашаю, отправится в волшебную страну Рисовандию. Вы готовы?

На экране появляется картинка закрытой двери.

Воспитатель : Чтобы попасть в волшебную страну Рисовандию, надо открыть эту дверь. А ключами к этой двери являются ваши волшебные пальчики, давайте с ними поиграем.

На двери замок висит (ритмичные соединения пальцев рук в замок)

Кто открыть его бы смог?

Потянули (руки тянутся в стороны)

Покрутили (круговые движения пальцев от себя)

Постучали (основания ладоней стучат друг о друга)

И открыли (разомкнули пальцы) .

Воспитатель : Посмотрите, не открывается, давайте попробуем ещё раз.

Дети повторяют пальчиковую гимнастику ещё раз.

Воспитатель : Посмотрите, дверь открылась.

2. Основная часть :

На экране появляется слайд с открытой дверью, за которой дети видят не цветную полянку.

На экране появляется слайд с карандашом. И полянка цветов не цветная.

Воспитатель : Посмотрите, мы очутились на заколдованной полянке, она у нас не красивая, грустная? Давайте поможем полянке стать яркой, сказочной, по – настоящему волшебной. Раскрасим её?

Воспитатель: Скажите обычно мы с вами, чем рисуем? Вот досада! В стране Рисовандии исчезли все кисточки и карандаши. Как быть? Может, попробуем рисовать без кисточек и карандашей? А чем можно рисовать?

Дети: ватными палочками, пальчиками, ладошкой, стирательной резинкой.

Воспитатель : молодцы, А для того, чтобы полянка стала яркой, и по – настоящему волшебной, я приглашаю вас подойди к столу, на этом столе у нас есть всё, чтобы свершить чудо. И так, посмотрите на полянки, которые лежат перед вами, посмотрите на небо, чего на нем не хватает?

Воспитатель: А какого цвета облака?

Дети: Белые, голубые, синие

Воспитатель: правильно, берем кусочек газеты, сминаем его и макаем в белую краску, делаем отпечаток на верхней части листа, т.е. на небе, другой кусочек газеты мы макаем в голубую краску, печатаем голубое облако.

Педагог показывает детям, как это сделать.

Воспитатель : А теперь, попробуйте вы.

Воспитатель : Расскажите, что у вас появилось?

Ответы детей: облака

Воспитатель : все нарисовали облака?

На экране появляется полянка но уже с облаками.

Воспитатель : ребята, скажите, а чего еще не хватает на нашем весеннем небе?

Воспитатель: Правильно, солнышка, у вас на столе, лежат ватные палочки, макаем палочку в желтую краску и рисуем маленький круг, закрашиваем его, теперь берем одноразовую вилку, острые кончики макаем в краску и рисуем солнышку лучики. Молодцы!

Воспитатель : следующее, что мы будем рисовать на нашей полянке, это цветы, а какие именно, вы узнаете отгадав загадку мастера карандаша

В весенний солнечный денек

Золотой расцвел цветок.

На высокой тонкой ножке

Все дремал он у дорожки,

А проснулся - улыбнулся: -

Вот пушистый я какой!

Ах, боюсь, что разлечусь,

Тише, ветер луговой!

Воспитатель : Что это за цветок ребята?

На слайде появляется изображение цветка одуванчика.

Воспитатель: Итак, рисовать одуванчики мы будем так же как и солнышко, вилкой, макаем острые кончики вилки в желтую краску и рисуем одуванчик, а ватной палочкой нарисуем одуванчику стебелек.

Воспитатель: Ребята получился у вас цветочек желтый, пушистый. (Да) Давайте все подуем на свои одуванчики, чтобы они у вас высохли. Какие замечательные получились цветы. Нам пора отправляться дальше, давайте встанем и отдохнем.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке (подскоки на правой ноге)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке (подскоки на левой ноге)

По тропинке побежим

До лужайке добежим (бег на месте)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки (прыжки на месте на обеих ногах)

Стоп. Немного отдохнём

И опять пешком пойдём (ходьба на месте) .

На экране появляется картинка сундучка.

Воспитатель : Посмотрите, а что это?

Воспитатель : Правильно, дети, это - волшебный сундучок. Хотите его открыть?

Воспитатель : Давайте посмотрим, что там.

Педагог открывает сундучок, удивляется и достаёт печати, сделанные из картофеля.

Воспитатель : А этот картофель необыкновенный, с его помощью можно рисовать. А я даже знаю, что можно нарисовать с помощью картофеля.

Давайте присядем за столы и будем дальше творить чудеса. Посмотрите на наши полянки, на наших цветочках, не хватает бабочек. Берём волшебный предмет, окунаем его в краску любого цвета, который вам нравится, и на нашей полянке делаем отпечаток, а сейчас вы попробуете сами. Вот какие волшебные полянки у нас получились, давайте все наши полянки сложим на один стол и соберем в единую полянку. Красиво получилось?

А нам пора возвращаться. Давайте встанем в круг и произнесем волшебное заклинание и возвратимся в детский сад, и станем обычными ребятишками.

Звучит волшебная музыка, дети и воспитатель произносят волшебное заклинание.

«Топ - топ Хлоп - хлоп

Вокруг себя повернись

3. Заключительная часть :

Воспитатель : Вот мы и вернулись в детский сад.

Воспитатель : Ребята, где мы с вами побывали? А что мы там делали? Что больше понравилось? Что для вас сегодня на занятии было интересно, необычно? А тебе что запомнилось? Скажите, а вам понравилось наше путешествие? (если да, то похлопайте, если нет, то потопайте) . А сейчас давайте посмотрим на нашу коллективную работу из далека.

-На что похожи наши полянки? (на планету яркую, красивую, зеленую)

-Верно, очень хочется сохранить ее зелено красивой, поэтому не надо рвать на лугах и в лесах цветы, губить деревья.

На экране появляется Мастер – Карандаш.

Мастер – карандаш : А мне так понравилось с вами путешествовать, я хочу вас поблагодарить что вы нам помогли вернуть наши краски и у нас в нашей стране наступила весна, и я хочу вас наградить за отличные знания и умения высшей наградой сказочной страны Рисовандии – волшебные раскраски. Всем огромное спасибо!

Воспитатель : Ребята, давайте поблагодарим Мастера – карандаша, за такие замечательные подарки.

Воспитатель : Ну, а на этом наше путешествие и подошло к концу. Молодцы, ребята, все старались, даже, если что – то не получалось.

Подготовительная группа. Старший дошкольный возраст. Дети 6-7 лет

Занятие в подготовительной к школе группе в нетрадиционной художественной технике-пластилинография

Занятие в подготовительной к школе группе в нетрадиционной художественной технике-пластилинография Работа подготовительной к школе Группы в нетрадиционной художественной технике-пластилинография. Цель: Развить индивидуальные творческие способности, и мелкую моторику детей дошкольного возраста интерес к искусству в целом в процессе занятий пластилинографией. Задачи: -.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: Развитие у детей творческих способностей; закрепление умения рисовать разными нетрадиционными способами.

-воспитывать интерес и любовь к нетрадиционной технике рисования, аккуратность в работе с гуашью с нетрадиционными материалами;

- развивать умения поддерживать беседу;

- формировать умения детей рисовать нетрадиционными способами; реализация самостоятельной творческой деятельности.

Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, игровая, продуктивная, художественная.

Раздаточный материал: бумага белого цвета, гуашь разного цвета, непроливайки, кисточки, салфетки, широкие тарелочки, палочки ватные.

Наглядный материал: картинки, письмо.

Ход занятия

Здравствуйте, ребята! День у вас сегодня необычный. К вам пришло много гостей. Подойдите все ко мне, повернитесь лицом к гостям, поздоровайтесь с ними.

Дети: Здравствуйте ( на трёх языках)

Давайте представимся нашим гостям.

Сегодня, когда я зашла в группу, вдруг от ветра открылась окно, и влетело письмо. Давайте вместе посмотрим и прочитаем, а вы внимательно слушайте:

Рисовандия- это страна где много волшебников.Эта очень красивая страна потому что там много разных красок акварель, гуашь.

Ребята, а вы хотите, стать маленькими волшебниками и творить чудеса?

Посмотрите, что у нас появилось? Это же волшебные колпаки(ответы детей). Давайте, мы их наденем (дети надевают волшебные колпачки, и воспитатель тоже)

Ребята прежде чем попасть в страну давайте немножко отдохнём.

Держим кисточку вот так: Рука на локте. Кисточку держат тремя

Это трудно? Нет, пустяк! пальцами выше ее металлической части.

Вправо – влево, вверх и вниз Движения кистью руки по тексту.

Побежала наша кисть.

А потом, а потом Кисточку держат вертикально.

Кисточка бежит кругом. Выполняют тычки без краски на листе.

Закрутилась, как волчок.

За тычком идет тычок!

Ребята посмотрите мы попали в страну Рисовандия, присаживаемся за столы сегодня мы с вами будем творит чудеса . В этой стране дети рисуют не только кисточкой. Давайте посмотрим внимательно чем же рисуют в этой стране.

В стране рисовандия применяют различные способы рисования это рисование поролоном, комканой бумагой, трубочками, ниточками, пенопластом, парафиновой свечой, восковыми мелками, сухими листьями , рисование ладошками, пальчиками, тупыми концами карандашей, ватными палочками всё это называется нетрадиционное рисование.

На доске мы видим несколько выполненных техник нетрадиционного рисования: рисование ватными палочками, ватными дисками , губкой, мятой бумагой итд

Присаживайтесь на свои места. Ребята давайте приступим к работе, первую техники которою мы возьмем называется рисование ватными палочками.

Маша сейчас нам расскажет что же понадобится для рисование ватными палочками.

При помощи такой техники удобно рисовать различные деревья, цветы фрукты. Создавайте яркие и неповторимые рисунки. Творите чудеса.

Следующая техника называется рисование мятой бумагой.

(Дина)Рисование мятой бумагой — это очень интересная и необычная техника рисования . Нам нужно из салфеток сделать два комочка маленького и большого размера. Макаем наш комочек в гуашь и начинаем рисовать. Такая техника подходит для рисования фруктов, овощей, облаков и деревьев.

Следующая наша техника р исование ватными дисками . Ватными дисками можно рисовать , сложив их пополам, в четверть или целым. (Луна, сугробы, разнообразные цветы) .

Следующая наша техника очень интересная р исование отпечатками стаканчиков Краску наливаем в плоскую тарелочку. Опускаем стаканчик в краску и наносим рисунок на лист бумаги.

Мы с вами показали несколько техник нетрадиционного рисования давайте с вами немножко отдохнем , пока наши рисунки сохнут.

Оң қолымда бес саусақ,

Сол қолымда бес саусақ.

Беске бесті қосқанда

Болады екен он саусақ.

Оңға, солға бұрамыз,

Сосын қайта жазамыз.

Я предлагаю вам ребята наши рисунки показать нашим гостям вывесив их на доску.

Запомните ребята используя нетрадиционные техники рисования происходит развитие мышления, воображения, фантазии, творческих способностей . А наше занятие подходит к концу и нам пора возвращаться в детский сад. Давайте встанем в круг и произнесем волшебное заклинание и возвратимся в детский сад, и станем обычными ребятишками. (волшебная музыка)

Вот мы и вернулись в детский сад.

Ребята, где мы с вами побывали?

А что мы там делали? Что больше понравилось?

А тебе что запомнилось? Скажите, а вам понравилось наше путешествие? (если да, то похлопайте, если нет, то потопайте).

А мне так понравилось с вами путешествовать, что я хочу вас наградить за отличные знания и умения высшей наградой сказочной страны Рисовандии – волшебные раскраски.

Цель: развитие художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционного рисования.

Задачи:

  • совершенствование мелкой моторики и двигательной координации рук,
  • подготовка кисти к письму,
  • формирование представления о свойствах некоторых материалов через исследования и экспериментирование,
  • развитие образного и логического мышления,
  • развитие чувства цвета и формы,
  • сохранение психоэмоционального здоровья детей,
  • стимулирование фантазии,
  • формирование устойчивого интереса к самостоятельному продумыванию замысла и воплощению,
  • развитие эстетического вкуса.

Ход занятия

Воспитатель: упражнение на психомышечное расслабление.

Вот сейчас закроем глазки
И окажемся мы в сказке.

Воспитатель: В одной красивой яркой коробочке жили-были разноцветные Красочки. Надоело им в тесной коробке, и решили они мир посмотреть и раскрасить его в разные цвета. И вот коробочка открылась, и Красочки взялись за дело, стали рисовать: Желтое солнце, Синий мячик, Красный помидор, Зеленый лист. Краски старались, рисовали, чтобы порадовать всех вокруг. Так здорово делать что-то приятное для других: дарить улыбки, тепло, делать подарки, помогать кому-то.

Воспитатель: Знаете, ребята, жители одной прекрасной страны, просят нас о помощи.

- Злой волшебник, заколдовал их страну. У них исчезли растения и деревья, цветы и трава, солнышко. Они прислали фотографии своей страны.

- Что-же делать, как мы им можем им помочь?

- Кажется я придумала, давайте превратимся в добрых волшебников и нарисуем всё то, что у них исчезло.

- А поможет нам в этом волшебная палочка и обычная клякса, которая живёт в красках

В каждой кляксе
Кто-то есть,
Если в кляксу
Пальцем влезть.
В этой кляксе —
Кот с хвостом,
Под хвостом —
Река с мостом,
Судоходная река
Для судов и судака.
На мосту —
Чудак с чудачкой.
Под мостом —
Судак с судачкой,
И плывут туда-сюда
Всевозможные суда:
Туда плывут с тудачками,
Сюда плывут с сюдачками,
Отражаются в реке
Судаки с чудачками,
Чудаки с судачками.
Этой кляксе — конец,
Надо сделать новую,
В ней — огромный дворец
И балкон с коровою!

Мы будем рисовать деревья с помощью нашей волшебной палочки-трубочки. Сначала мы возьмем ложечкой краску и сделаем кляксу на том месте, где будет начинаться ствол дерева. Затем трубочкой начинаем раздувать кляксу, не задевая ею ни краску, ни бумагу. Лист можно поворачивать создавая ствол. Далее рисуем крону дерева с помощью салфетки (берем салфетку, сминаем ее и обмакнув в краску рисуем крону дерева (примакиваем)

Воспитатель: Итак, превращаемся…

- Завертелись, закружились… и в волшебников превратились!

- Вот вы и превратились в волшебников.

Воспитатель: Тогда, я приглашаю вас к столу где все готово для волшебства, но перед тем, как начать, мы сделаем зарядку для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика:

У девочек и мальчиков
На руке пять пальчиков.
Палец большой - парень с душой,
Палец указательный - господин влиятельный,
Палец средний - тоже не последний,
Палец безымянный- с колечком ходит чванный,
Пятый - мизинец, принес вам гостинец!

По окончании работы, дети выкладывают свои рисунки на стол и рассматривают их, обмениваются мнениями, обсуждают работы с Кляксой и воспитателем.

Занятие 2

Предварительная работа:

1. Рассматривание натюрмортов.

2. Беседы, рассказы о творчестве художников.

3. Рассматривание фруктов, овощей.

4. Рисование с натуры различных предметов.

Оборудование:

1. Натюрморты, составленные из керамических изделий, овощей и фруктов.

3. Тонированная бумага А4, краски: гуашь, акварель, карандаши, кисти двух размеров.

Методические приемы:

1. Показ со словесным сопровождением.

2. Вопросы к детям.

3. Художественное слово.

4. Индивидуальная помощь.

5. Привлечение детей к анализу.

ХОД ЗАНЯТИЯ (часть 1)

Воспитатель: Дети, представьте, что мы на экскурсии в картинной галерее.

Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш
Обязательно картина называется …

Дети: Пейзаж.

Воспитатель:

Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на вас,
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз.
Летчик или балерина
Или Колька – твой сосед,
Обязательно картина называется …

Дети: Портрет.

Воспитатель:

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или вазу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это …

Дети: Натюрморт.

Воспитатель: Дети, что такое натюрморт?

Дети:

  • Это большой красивый букет в вазе или пышная ветка в стакане, которые нарисовал художник
  • Это фрукты и овощи, которые нарисовал художник.
  • Это красивые предметы и вещи, которые увидел и нарисовал художник.

Воспитатель: Что на ней изобразил художник?

Дети: Арбуз в темно-зеленом кафтане. Он разрезан и видна сладкая, яркая, сахарная сочная мякоть.

Воспитатель: А что еще вы увидели?

Дети:

  • янтарная спелая, желтая, вкусная груша,
  • зеленый, крупный, тугой виноград.

Воспитатель: Художник постарался изобразить все так, чтобы нам захотелось полюбоваться дарами знойного лета.

Дети: Конечно.

Воспитатель: Посмотрите, за окном морозная вьюжная зима. А в тепле, на подоконнике расцвел маковым цветом амариллис. Он как бы напоминает нам, что не вечно будет злиться зима, сменит его теплое, богатое на краски лето.

Воспитатель: Чем еще напомнил нам художник о лете?

Дети: Он нарисовал спелый сочный апельсин.

Воспитатель: Да, он как осколок маленького солнца радует нас.

Воспитатель: Художник в каждом предмете видит только красоту, он заинтересовывает и заставляет нас завороженно остановиться перед его картинами.

Воспитатель: Мы с вами тоже художники, но только маленькие. Попробуем нарисовать натюрморты. Обратите внимание на предметы, которые находятся на столе.

Воспитатель: Какие предметы входят в наш натюрморт?

Воспитатель: Что вы можете рассказать о вазе?

Дети: Она высокая с узким горлышком.

Воспитатель: А теперь расскажите о яблоке?

Дети: Яблоко ровное, круглое, с розовым бочком.

Воспитатель:Как передать цвет яблока?

Дети: Нужно яблоко раскрасить желтой краской и на невысохшую краску капнуть красной краски.

Воспитатель: Какую кружку вы видите?

Дети: Низкая, тяжелая, внизу широкая.

Воспитатель: Что еще присутствует в нашем натюрморте?

Дети:

  • Лимончик желтый, овальный.
  • На круглом розовом блюде хорошо виден зеленый овальный огурчик.

В нашем огороде много овощей
Их пересчитаем, станет веселей.
(сжимаем – разжимаем пальцы)
Морковка, лук и огурец,
Помидор и перец.
(загибаем пальцы, начиная с большого)
Пять видов овощей назвали,
Пять пальчиков в кулак зажали.
(сжимаем – разжимаем пальцы)

Воспитатель: Дети, не забывайте чаще смотреть на натуру. Приступаем к работе.

2 часть. Самостоятельная работа

3 часть. Анализ. Готовые работы вывешиваются на стенде

Воспитатель: Внимание! Теперь рассмотрим работы маленьких художников в галерее. Наши экскурсоводы познакомят вас с ними.

Дети: Все художники передали форму вазы, ее цвет. Показали, какое душистое, спелое яблочко.

Воспитатель:

Сока спелого полно
Так свежо и так душисто,
Так румяно, золотисто,
Будто медом налилось,
Видим семечки насквозь.

Дети: Посмотрите! Как точно художники передали овальную форму и золото лимончика. А рядом низкая тяжелая кружка.

Воспитатель:

Что за чудо – молодцы
Здесь у блюда огурцы!

Дети: Обратите внимание, какое ровное круглое блюдо, а цвет его такой же, как в натюрморте.

Воспитатель: Спасибо всем маленьким художникам.

Занятие 3

1. Вступление.

Техника рисования ватными палочками имеет глубокие корни. Наши предки рисовали картины тиской - размочаленной палочкой, выдернутой из обычного веника. В живописи существует такое стилистическое направление - пуантилизм. В его основе лежит манера письма раздельными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы, капель другим цветом. А теперь из трубочек подуем на листок, наши капли превращаются в причудливые кляксы.

Показ способа рисования

Хотите попробовать сами? Мне кажется, что у вас получатся просто замечательные картины.

Займите свои места и попробуйте сами создать волшебные рисунки.

Практическая работа детей.

Воспитатель помогает при затруднении.

Давайте посмотрим, какие рисунки вы нарисовали? Кто у вас получился?

Ход занятия

- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, друзья! Всех вас видеть рада я!

- Ребята, вы любите отгадывать загадки? Давайте я вам загадаю загадку:

Кто, угадай-ка
Седая хозяйка?
Тряхнет перинки -
И над миром полетят снежинки.

- А давайте вспомним, какой бывает зима? Какими словами можно о ней рассказать?

(Зима бывает белая, снежная, белоснежная, холодная, красивая, морозная, пушистая, блестящая, лютая).

- А вы любите зиму?

- Почему? (Кататься на санках, коньках, лыжах)

- Но еще мы любим зиму за ее красоту. Сейчас мы рассмотрим насколько бывает зима красива.

- Ребята, а вы знаете, что такое пейзаж?

- Верно, пейзаж – это изображение природы. Это картина, на которой изображены лес, поле, река, озера.

Зима – замечательное время года! Зимой происходят разные чудеса!

Воспитатель: Я предлагаю вам стать художниками-пейзажистами и нарисовать зимний сказочный лес. Вы согласны?

- Рисовать, мы будем сегодня необычным способом, с помощью капустного листа и белой гуашевой краски на синем фоне. (педагог рассказывает детям последовательность выполнения рисунка в данной технике)

Подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.

Ход занятия

Если на деревьях листья пожелтели,
Если в путь далёкий птицы улетели,
Если небо хмурится, если дождик льётся
Это время года … зовётся (Осенью)

Дети: Осень. Основная часть.

Воспитатель: да осень – замечательное, очень красивое время года. Какая бывает осень?

Дети: Ранняя, золотая, поздняя. Воспитатель: Правильно осень разная то яркая, нарядная, громкая, то тихая, грустная, серая. Об осени много сказано, Композиторы посвящали ей свои музыкальные произведения и песни, о ней писали поэты, посвящали ей свои стихи (чтение стихов).

Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник и зарделись клены,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый.
Утешает осень: –
Не жалейте лета!
Посмотрите – роща золотом одета.
(З.Федоровская)

Осенью в саду пожелтели, осыпались клены,
И только скамейка осталась зеленой..
Стоит она в тихой аллейке,
И дождик стучит по скамейке.
(А.Барто)

Улетели птицы разные,
Смолк их звонкий перепев,
А рябина осень празднует,
Бусы красные надев.
(О.Высотская)

Художники писали об осени картины. Дети, как называются картины о природе?

Дети: Пейзаж. Да, это пейзажи – такие особые картины, на которых художники изображают картины природы. Рассматривая пейзажи, мы будто смотрим в окошко и видим настоящий лес или речку, поле или луг…И нам хочется выбежать на улицу, чтобы побегать по траве, понюхать цветочки, потрогать кору деревьев, полюбоваться листочками… Давайте мы посмотрим на репродукции картин русских художников. Какая осень здесь изображена? (показ слайдов)

Дети: Красные, жёлтые, оранжевые краски и даже зелёные.

Воспитатель: Посмотрите, как в воде отражаются деревья.

Почему так происходит? (вода отражает) Это свойства воды отражать предметы.

Дети встают попарно. Им предлагается такая ситуация: один ребенок смотрит в зеркало, второй является его отражением в зеркале.

Первый ребенок медленно делает любое движение (улыбается, причесывается, достаёт пальцем кончики носа, поднимает руки вверх, хлопает в ладоши, приседает т.д.), а второй, стоящий напротив, повторяет за зеркалом все движения первого. Затем дети меняются ролями.

Воспитатель. Молодцы, ребята, теперь давайте, и мы нарисуем пейзаж, на котором деревья стоят на берегу озера и отражаются в воде. Как вы думаете, как это можно сделать? (Дети высказывают свои соображения). Трудная задача? Нам поможет мастер изображения по созданию монотипии. Монотипия – способ изображения - отпечатыванием.

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам самим стать волшебниками и нарисовать волшебную осеннюю картину. А почему волшебную? А потому, что рисовать мы будем не так как обычно, карандашами или красками, а по волшебному, необычно. Объяснение приемов выполнения работы. - А сделаем это мы вот так: - Садитесь за столы. Возьмите лист бумаги, положите его вертикально и сложите пополам.

Потом разверните. Выше линии сгиба – земля и небо, а ниже – вода (речка, озеро). На верхней части листа можно нарисовать деревья, улетающих в теплые края птиц. А когда закончите рисунок, смочите чистой водой нижнюю часть листа при помощи широкой кисти, сложите и прижмите ко второй половине. Внизу получится озеро, в котором отражаются деревья, небо и все, что вы нарисовали в верхней части листа. Рисунок в верхней части можно потом подкрасить.

Воспитатель. Прежде чем мы начнём рисовать, давайте разомнем свои пальчики 1,2,3,4,5 нам пора и поиграть.

Проводится пальчиковая гимнастика: В гости пальчику большому приходили прямо к дому. Указательный и средний, безымянный и последний. Сам мизинчик малышок постучался на порог. Вместе пальчики друзья, друг без друга нам нельзя. 1,2,3,4,5 теперь мы будем рисовать.

Самостоятельная деятельность детей.

- Вам понравился такой способ изображения? Получается и быстро, и красиво. А сейчас попробуйте сами нарисовать дерево с отражением таким способом. Выполнение работы с детьми: - А сейчас возьмите бумагу, положите ее вот так (вертикально) и начинайте рисовать. После повторения последовательности работы, педагог включает спокойную музыку, дети приступают к самостоятельной работе.

Рефлексия

Читайте также: