Конспект занятия триз по развитию речи в средней группе

Обновлено: 05.07.2024

2. Развивающие: развивать у детей логику, творческое воображение, фантазию; формировать интерес к придумыванию сказки.

3. Воспитательные: вызвать желание помочь герою.

Приемы: беседа, составление сказки

Ребята, к нам сейчас придет гость, угадайте, кто это?

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Заяц: ребята, вы узнаете, из какой мы сказки, когда отгадаете загадку.

Хорошо я жил в нем.

В.: лиса выгнала зайца, это хорошо или плохо? Почему плохо? Почему хорошо? (Т.к.заяц остался без дома. Т.к. у лисы теперь есть дом). Зайчик остался без дома, это хорошо или плохо? Почему плохо? Почему хорошо? (т.к. он может долго гулять. Т.к. он может замерзнуть).

Ребята, а кто хотел помочь зайцу? (Медведь и собаки). Смогли они выгнать лису? Почему? (Нет. Испугались). А медведь и собака хорошие или плохие? Почему хорошие? Почему плохие? (Хотели помочь).

Кто помог зайчику? (Петушок). Он хороший или плохой? Почему хороший? Почему плохой? (Помог зайке. Оставил лису без дома).

В.: ребята, а давайте представим, что сказка про Зайку и Лису только начинается, они только что построили свои домики… можем ли мы изменить эту сказку так, чтобы и Зайка и Лиса были довольны?

В.: давайте попробуем.

Жили-были лиса и заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца – лубяная.

Ребята, а из каких частей состоит домик? (Крыша, стены, окно, труба, крыльцо и т.д.)

Пришла весна, у лисы избушка растаяла, а у зайца стоит по-старому. Пришла лиса к зайцу, просится:

-пусти меня, заюшка, хоть на дворик к себе.

-нет, лиса, не пущу.

Стала лиса упрашивать зайца. Жалко ему стало лису и пустил ее к себе на двор.

На другой день лиса опять просится:

-пусти меня, заюшка, хоть на крылечко к себе.

-нет, лиса, не пущу.

Упрашивала, упрашивала лиса – согласился заяц и пустил лису на крылечко.

На третий день лиса снова просит:

-пусти меня, заюшка, в избушку.

Просилась, просилась – заяц пустил ее в избушку. Сидит лиса на лавочке, а заяц на печи лежит.

На четвертый день опять лиса просит:

-пусти меня, заяц, на печку к себе.

Просилась, просилась – заяц пустил ее на печку.

Ребята, как сделать так, чтобы лиса зайца не выгнала и сама не мерзла на улице?

Лиса: ладно, ладно, пущу зайку в домик. Только пусть сначала скажет, чем мы с ним похожи? (Два ушка, четыре лапки, хвостик и т.д.).

Предложили построить для лисы домик. Строим из магнитного конструктора на доске.

В.: молодцы, ребята! Зайка, Лисонька, вам понравился новый конец вашей сказки?

З., Л.: да, спасибо, ребята! За то, что вы нам помогли, мы хотим подарить вам раскраски по нашей сказке. До свидания!

ДАРЯТ РАСКРАСКИ, ДЕТИ САДЯТСЯ РАСКРАШИВАТЬ

Свидетельство эксперта педагогического сообщества

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Очень интересная деятельность, в ходе которой решаются поставленные задачи с использованием "ТРИЗ".
В конспекте ничего лишнего, всё очень гармонично. Возьму в свою педагогическую копилочку. Спасибо большое

Свидетельство активного участника педагогического сообщества

Оформить бесплатно документ можно здесь

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Цель: обогащать и активизировать речь детей, развивать связную речь. Задачи:

1. Закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи картинки – схемы (мнемотаблицы). Создать условий для решения доступных познавательных задач посредством игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ (метод-мозговой штурм, метод анализа, метод проб и ошибок).

Развивающие :

1. Продолжать закреплять умения давать полные ответы, пополнять словарный запас, развивать связную речь детей, умение рассуждать, а также развивать воображение, мышление, логику.

1. Воспитывать любознательность, дружелюбие, желание прийти на помощь, вызвать у детей позитивные эмоции.

2. развивать творческие способности детей, воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Предварительная работа: чтение сказок, применение в работе элементы ТРИЗ, мнемотехники.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

В группу заходят дети по очереди, сказав добрые волшебные слова.

Рассаживаются на стульчики.

-Добрый день всем девочкам! Добрый день всем мальчикам! Добрый день всем тем, кто сегодня чистил зубы! Добрый день тем, кто сегодня проснулся с хорошим настроением! Добрый день всем, кто хочет знать, чем мы сегодня будем заниматься! Добрый день тем, кто любит смотреть и слушать сказки! Молодцы! Как раз сегодня, ребята, мы с вами отправимся в волшебный мир сказок. А вы любите сказки? Я тоже люблю, ведь именно в сказках происходят настоящие чудеса.

На полу лежит книга.

Воспитатель: Посмотрите, книга лежит на полу. А разве книги должны лежать на полу? Где нужно хранить книги? Правильно, на книжной полке. Мы сейчас ее прочитаем сказку и поставим на полку. (воспитатель ее открывает - она пустая). Ребята, посмотрите, а книга пустая. А где же сказки? Ой, наверное, сказки обиделись, что с книгой плохо обращались и исчезли. Здесь есть какое-то письмо:

«Сказка – это чудеса и волшебная страна.

В сказках много приключений,

много сказочных свершений.

Но чтоб сказки вам найти,

нужно многое пройти:

Эй, ребята, торопитесь,

в сказках вы не заблудитесь!

Воспитатель: ребята, вы в Страну сказок? Готовы пройти испытания и вернуть сказки в книгу?

(Ответы детей)

А сейчас встанем все в круг и закроем глаза:

1,2,3, в Страну сказок попади!

2. Образовательная часть

1 ИСПЫТАНИЕ отправляемся на поезде

- Солнце желтого цвета как цыпленок

Появляется Игрушка мяч.

3 ИСПЫТАНИЕ (воспитатель бросает мяч детям, задает вопросы, дети ловят мяч и отвечают на вопросы воспитателя).

- Кто от бабушки ушёл и от дедушки ушёл?

- Кто съел козлят?

- Кто пришел в гости к медведям?

- В какой сказке дед бил, бил яичко и не разбил?

- Что случилось с ледяной избушкой?

- Какие птицы утащили братца Иванушку?

- Кого выгнала лиса из домика?

Воспитатель: молодцы, ребята, сказки хорошо знаете. Теперь мы с вами можем отправляться в путь дальше. Вы хотите? Вы готовы?

4 ИСПЫТАНИЕ ШКАТУЛКА С ЗАГАДКОЙ

Воспитатель: Ребята, нужно отгадать загадку:

Утащили злые птицы

Кроху-братца у сестрицы,

Но сестричка, хоть мала

Все же малыша спасла.

Что за птицы в сказке были

И кому они служили?

(Гуси лебеди и баба Яга)

Кого же встречает Сестрица в лесу, когда спешит найти братца? (Печка, яблоня, речка-кисельные берега, ежик).

- Назовите сказки, которые вы вспомнили?

- Что вам понравилось больше всего в нашем путешествии?

А теперь скажите, а откуда мы с вами столько всего знаем? Из чего мы узнаё м много интересного: и сказки, и стихи, и рассказы?

Ну, конечно же, из книг. А как нужно обращаться с книгами? Какое правило мы знаем?

Мы книгой будем дорожить,

И с книгою — всегда дружить!

1,2,3 – из сказки в группу попади

Заключительная часть – 2 мин

В: Ребята, наше занятие подошло к концу. Если вам сегодня было интересно, если вам понравилось играть в игры, находить противоречия, отгадывать загадки, то посадите на полянку яркие цветочки. Было неинтересно, скучно – посадите черные цветочки.

В. : Какая красочная полянка получилась! Я вижу, что вам понравилось!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект по развитию речи в средней группе с элементами технологии ТРИЗ и мнемотехники.

Цель : Закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи картинки – схемы (мнемотаблицы) . Создать условий для решения доступных познавательных задач посредством игровых приёмов и элементов методики ТРИЗ (метод-мозговой штурм, метод анализа, метод проб и ошибок) . Продолжать закреплять умения давать полные ответы, пополнять словарный запас, развивать связную речь детей, умение рассуждать, а также развивать воображение, мышление, логику, развивать творческие способности детей, воспитывать любовь к русским народным сказкам.

- формировать умение рассказывать сказку по алгоритму;

- учить эмоционально, воспринимать и понимать содержание сказки;

- воспитывать у детей доброжелательное отношение к героям сказки, интерес к художественной литературе;

- способствовать развитию всех видов памяти у детей посредством обучения их пересказу;

- повышать эффективность пересказа через схематизацию литературных текстов.

1. Учить детей узнавать знакомые сказки, сказочных героев.

2. Формировать умение решать логические задания; активизировать словарный запас детей.

3. Формировать коммуникативные навыки (диалогическую речь через совместное обсуждение; правильное слово произношение, ситуативно-деловое общение в работе над сказками, связную речь).

1. Продолжать развивать способность детей к эмпатии; умение мыслить с помощью приемов анализа, синтеза, сравнения.

2. Развивать познавательную активность, внимание, память, творческие возможности с помощью элементов методики ТРИЗ, мнемотехники.

1. Воспитывать любознательность, дружелюбие, желание прийти на помощь, вызвать у детей позитивные эмоции.

Предварительная работа : чтение сказок, применение в работе элементы мнемотехники.

Ход образовательной деятельности :

1. Психогимнастика – приветствие.

Собрались все детки в круг. (дети стоят в кругу, держась за руки)

Я твой друг, (руки к груди)

И ты мой друг. (протягивают руки друг к другу)

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель : Ребята, к нам сегодня, пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

(Здравствуйте)

Ребята, когда утром я зашла в группу, то увидела, красивый конверт, а кто его принес, я не знаю. Давайте вместе откроем и узнаем, что это за письмо и от кого оно.

(воспитатель открывает конверт и читает письмо)

Воспитатель : Ребята, колобок просит нашей помощи. Поможем ему?

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в волшебный мир сказок. А вы любите сказки? Я тоже люблю, ведь именно в сказках происходят настоящие чудеса. А сказки вы знаете? Сейчас проверим (воспитатель бросает мяч детям, задает вопросы, дети ловят мяч и отвечают на вопросы воспитателя).

- Кто от бабушки ушёл и от дедушки ушёл?

- Кто съел козлят?

- Кто пришел в гости к медведям?

- В какой сказке дед бил, бил яичко и не разбил?

- Что случилось с ледяной избушкой?

- Кто потерял в лесу рукавичку?

- Кого выгнала лиса из домика?

Воспитатель : молодцы, ребята, сказки хорошо знаете. Теперь мы с вами можем отправляться в путь. Вы хотите? Вы готовы?

Много сказок есть на свете,)

Сказки очень любят дети.

Все хотят в них побывать

И немного поиграть!

Давайте закроем глаза, вы потихоньку покружитесь на месте. Я взмахну волшебной палочкой и скажу волшебные слова :

- И раз, и два, и три, и восемь

- В сказку всех мы переносим.

- Вот мы с вами и попали в сказочную страну. Давайте погуляем по ней.

Давайте откроем и посмотрим, что же в нем лежит. (воспитатель заглядывает в сундучок) . Здесь лежат предметы из сказок. (достает Колобка) .

Это кто? (Колобок) . Вот он, где спрятался. Колобок будет путешествовать с нами. Мы будем помогать ему искать дорогу домой.

- А Колобок какой? (круглый, румяный, непослушный) .

- А что еще бывает такое же? (метод анализа) .

(шар, мяч, яблоко, булка, конфета)

- Что случилось с Колобком? (ответы детей) .

- Как бы ты спас Колобка? (Творческое задание – метод проб и ошибок)

Воспитатель : А теперь посмотрите, что это?

Воспитатель : Правильно, это рукавичка.

(воспитатель достает из корзинки рукавичку)

- А рукавичка какая? (теплая, шерстяная, яркая, красивая, красочная)

- А из чего она сделана? (из ниток, из ткани)

- А что еще делают из ниток и ткани? (ответы детей)

- Для чего нужна рукавичка (руки греть, что-то вытереть, взять горячее)

- А кто жил в рукавичке? (ответы детей)

Молодцы, дети, хорошо справились с первым испытанием. Но нам нужно уже отправляться дальше, потому что впереди нас ждут еще сказочные испытания, которые нам приготовила Лиса. Нам, нужно помочь колобку, проводить его в свою сказку.

(воспитатель бросает клубочек к мольбертам)

Ты катись, катись, клубок,

С овражка во лесок,

Только сильно не спеши,

Путь - дорожку укажи.

Воспитатель : Ребята клубочек привел нас к следующему заданию Лисы.

Воспитатель : - А теперь, ребята, присаживаемся на стульчики и давайте попытаемся рассказать, какая же наша лисонька.

- Что мы можем рассказать о шерстке лисы? (шерстка у лисы мягкая, пушистая, рыжая) .

-А что мы расскажем о мордочке лисы? (мордочка у лисы острая, хитрая, ушки острые, похожи на треугольники).

-А какой же хвост у лисы? (хвост у лисы длинный, мягкий, пушистый) .

- Зачем лисе такой пушистый хвост? (хвост у лисы длинный и пушистый, чтобы заметать свои следы) .

- А что можно сказать о характере лисы, какая она в сказках? (лиса в сказках хитрая, обманщица) .

Ребята вы молодцы, отлично справились с заданием. У Лисы не получилось нас запутать. И нам надо отправляться дальше – бросаем клубочек, он катится на коврик.

Воспитатель : Лисичка видит, что вы устали, и хочет с вами поиграть. Хотите поиграть с лисой?

Мышка быстренько бежала (бег на месте)

Мышка хвостиком виляла (имитация движения)

вот мы репку посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движения)

А теперь ее потянем (имитация движения)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

Воспитатель : Вот мы немного и отдохнули, а теперь отправляемся дальше в путь по сказочной стране (бросает клубочек доске)

- Проходите, дети, и присаживайтесь на стульчики, нас ждет последнее задание Лисы.

Лиса вам приготовила загадки, вы будете отвечать, как называется сказка, а затем, я вам буду показывать картинку.

1.Отворили дверь козлята

И пропали все куда-то!

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кем же были эти,

Дети : Семеро козлят.

Воспитатель показывает картинки с изображением этой сказки.

- Кто же всех козляток съел?

- Слушайте внимательно и отгадывайте, о какой сказке говорится в этой загадке?

2. В чистом поле вырос дом,

Кто-кто проживает в нем.

Видим мышка в нем, норушка,

Да Лягушка в нем, квакушка.

Дом не низок не высок,

А вот в этой сказке были такие зверюшки: зайчик-побегайчик, мышка-норушка, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок и медведь косолапый. Кто развалил теремок? (медведь)

3.Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца.

(Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

Но почему всё же с Иванушкой случилась беда?

4.Он в сказочке живет,

он не ёжик и не кот,

из муки он был печен,

на сметане был мешен.

На окошке он студился,

по дорожке он катился.

- Как называется сказка?

Кого встречал на своем пути колобок?

Колобок благодарит детей за помощь :

- «Ребята спасибо вам за помощь! Вы так хорошо знаете сказки, что благодаря вашим правильным ответам на хитрые вопросы Лисы снова оказался в своей сказке!

- В знак благодарности у меня для вас есть сюрприз, вот такой значок (МОЛОДЕЦ)

Воспитатель : Колобок, Вам дарит вот такие значки. Вы молодцы!

Ребята вы сегодня решали интересные и сложные задания Лисы. Помогали Колобку вернуться домой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект НОД в средней группе с элементами ТРИЗ

ХОД образовательной деятельности:

I этап. Организационный
Воспитатель: Ребятки, поздоровайтесь с гостями. А теперь давайте покажем нашим гостям, как мы умеем приветствовать друг друга.
1. Псисихогимнастика – приветствие (дети стоят в кругу, держась за руки).
Здравствуй - солнце золотое,
Здравствуй – небо голубое,
Здравствуй – легкий ветерок,
Здравствуй – маленький дружок,
Здравствуй – утро,
Здравствуй – день,
Нам здороваться не лень.

Читайте также: