Конспект экскурсии в библиотеку в начальной школе

Обновлено: 06.07.2024

Цель: приобщение школьников к чтению, дать учащимся представление о библиотеке, абонементе и читальном зале, книжных стеллажах; о структуре книги. Воспитывать бережное отношение к книге.

Знакомство с библиотекой

Правила обращения с книгой

Подведение итогов уроков

Вручение библиотечных символов.

I.Знакомство с библиотекой

Что такое библиотека? (Б. Это книжный дом. Населяют этот дом книги, их в нашей библ больше 16 тыс. Я хозяйка этого дома- библиотекарь)

Где еще живут книги? (Дома, в книжном магазине)

Кто знает, какие бывают книги?(Книги бывают толстые и тонкие, большие и маленькие, с иллюстрациями и без, в твердой и мягкой обложке)

Для чего в библиотеке стоят столы, диван? (Для того, чтобы можно было почитать книги в библиотеке. Место в библ, где можно почитать книгу называется читальным залом, где книга выдается на дом – абонемент)

Как называется шкаф для книги? (Стеллаж)

Давайте посмотрим где какие книги стоят в нашей библ.:

-программные произведения: книги на полке расставлены слева направо, как строки в книге, как слова пишутся в тетради, корешками наружу. Как же библ находит книгу? Тут секрет в том, что книги расставлены по алфавиту фамилий авторов и темам. Где какой автор или тема нам подсказывает книжный разделитель. Книгу можно брать и смотреть, но обязательно ставить на место.

методическая и научно-популярная литература

ящики с книгами для младших школьников.

3.Практическая часть. Найти книгу по названию и фамилии автора. (уч-ся получает карточку с названием книги и фамилией автора и пытается её отыскать)

Говорить не говорит,

Слышать не слышит,

И нам объясняет. (книга)

Большой и важный

Дом стоит многоэтажный

Мы на нижнем этаже

Всех жильцов прочли уже. (стеллаж)

Не куст, а с листочками

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (книга)

Кто говорит молча? (письмо)

Где носом ведет

Там заметку кладет. (карандаш)

Структура книги (рассказ библиотекаря)

Когда ты берешь в руки книгу, то не сразу начинаешь её читать, а бегло просматриваешь, решая читать или не читать. Что же помогает определить о чем эта книга, каков её характер, на кого она рассчитана? Поможет сама книга, все её элементы: обложка, форзац, титул, иллюстрации, оглавление… Я Вам расскажу о них

Форзац. Теперь откроем книгу. Первое, что тебе встречается, это лист бумаги, приклеенный к крышке. Он соединяет переплет с книжкой и называется форзац. Иногда это белый или цветной лист бумаги. Его оформление бывает связанным с содержанием. Посмотришь, и сразу поймешь о чем книга.

Титул . Перевернем форзац, и перед нами титульный лист. Это один из важнейших элементов книги. Название титул произошло от древних римлян, которые так называли дощечки, которые прикрепляли к футлярам с папирусными свитками. На титуле – дощечке писалось содержание и название свитка. Теперь это лист бумаги, первая страница книги. Но основное свое назначение – указывать название труда- титул сохранил до наших дней. «Титул – это опять дверь, но дверь уже полупрозрачная, как бы внутреннего характера, дающая возможность заглянуть внутрь книги.

Заголовок- название книги, подзаголовок (иногда его не бывает) он уточняет и дополняет заглавие. Подзаголовочные данные нередко раскрывают характер изложения и жанр произведения. Еще на титуле пишут издательство и год издания (не год написания книги, а когда книга была напечатана в типографии). На обороте титульного листа или в конце книги публикуются выходные данные: тираж, объем, цена.

Фронтиспис. На левой странице в развороте с титулом, это главная иллюстрация книги.

Но как бы не были важны части книги, о которых мы говорили, самое главное прочесть произведение.

Правила обращения с книгой.

Книжкина больница. Стихотворение Заходера:

Заболела эта книжка.
Изорвал её братишка

Я больную пожалею:

Я возьму её и склею.

Вы можете стать врачом для книжки.

Как подклеить книгу (рассказ библиотекаря)

Если Вы закончили читать и боитесь потерять место, где остановились, то не делайте значка ногтем, а вложите в меня закладку, чтобы я могла удобно и спокойно отдохнуть.

VI . Заключительный этап урока

Подведение итогов урока. Учащимся вручаются библиотечные символы:

Д.З.: изготовить закладки для книг.

Похожие документы:

. по смыслу). Мой брат пошёл в библиотеку, а я – в бассейн. VI. Найдите простое предложение . в театр или на экскурсию Подведение итогов урока. 8 класс, 1 четверть УРОК №27. ТЕМА: « Обстоятельство. Основные .

Тема: Деятельность библиотеки по информационному обеспечению участников образовательного процесса в условиях сельской малокомплектной школы

. -воспитательного процесса. Тема: Деятельность библиотеки по информационному обеспечению . март апрель библиотекарь 5. Библиотечные уроки и оформление стенда к знаменательным . Неделе детской книги 1. Экскурсия в библиотеку будущих первоклассников в «День .

Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не научили в школе

. чтобы читатель мог понять основную тему урока. Тем, кто захочет более подробно ознакомиться . Мы с ним съездили вместе на экскурсию, все классно получилось. (Экстраверсия . научили PR-y? — Ну. Существуют библиотеки, где также можно получать знания .

Урок раздел I. Жизнь первобытных людей тема I. Первобытные собиратели и охотники

. учащиеся знакомятся в форме воображаемой экскурсии (Прием описан в предшествующих . по проведению 1-го урока темы содержит предшествующее издание данного . Христе. Желательно рассказать о разгроме Александрийской библиотеки (391 г.) и расправе с женщиной .

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Знакомство с библиотекой, формирование интереса к книге.

Задача: Вызвать у школьников интерес к книге, научить их ориентироваться в библиотечном пространстве, обучить правилам пользования библиотекой.

Содержание темы: Экскурсия по библиотеке, правила пользования библиотекой, знакомство с фондом, тематическими полками, книжными выставками, просмотр имеющихся в библиотеке периодических изданий для начальной школы.

Библиотечный урок в 1 классе.

Тема: Экскурсия в школьную библиотеку.

Цель: Знакомство с библиотекой, формирование интереса к книге.

Задача: Вызвать у школьников интерес к книге, научить их ориентироваться в библиотечном пространстве, обучить правилам пользования библиотекой.

Содержание темы: Экскурсия по библиотеке, правила пользования библиотекой, знакомство с фондом, тематическими полками, книжными выставками, просмотр имеющихся в библиотеке периодических изданий для начальной школы.

Здравствуйте, ребята! Сегодня вы гости нашей школьной библиотеки, в гостях у своих друзей. Друзья – это книги. Книги встречают нас с самого раннего детства и сопровождают нас всю жизнь, они заставляют нас совершенствоваться. Огромный мир, заманчивый и разнообразный, врывается к нам в комнату со страниц любимых книг. Человек, любящий, умеющий читать – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. И живут наши друзья-книги в доме, который называется библиотека. Что же такое библиотека? Это книгохранилище (библио – книга, тека – хранить). Видите, как много у нас книг? Но книги в библиотеке не только хранят, но и выдают читать на дом. Наша библиотека состоит из двух частей: абонемент и читальный зал. На абонементе ребята выбирают книги, чтобы почитать их дома. Каждому из вас я заведу читательский формуляр (показать), в который будут записываться те книги, которые вы выберете для домашнего чтения (показать стеллажи с книгами).

Дети видят их, берут читать, и некоторые из них потом переходят на выставку любимых книг.

Вам, наверное, дома взрослые говорили, что книги нельзя рвать, пачкать, к ним нужно относиться бережно. Так вот, точно также нужно относиться и к библиотечной книге. В библиотеке книги читают многие дети, книги переходят из рук в руки, и поэтому нужно стараться, чтобы книга после тебя осталась чистой и аккуратной. Есть несколько правил о том, как нужно обращаться с книгой:

· Не рисовать, не писать ничего в книгах;

· Не вырывать листы, не вырезать картинки;

· Не перегибать книги, чтобы не выпадали листы;

· Не читать книги во время еды;

· Не класть в книги карандаши и ручки, чтобы не порвать их корешок;

Ребята, после того, как вы познакомились с нашей библиотекой, посмотрели наши выставки, узнали, как нужно правильно обращаться с книгой, давайте поговорим о книгах, которые вам читали ваши мамы, папы и бабушки. Вы любите сказки?

Конечно, любите. Сказки любят все. Вот мы и посмотрим, как вы их знаете. Вы должны отгадать загадки.

Он не птица, не тигренок, не котенок, не щенок.

Но заснята для кино

И известна всем давно

Эта милая мордашка, что зовется… (Чебурашка).

(Показать книгу о Чебурашке). Молодцы ребята, а теперь отгадайте другую загадку:

Городок их маленький, но в нем народ удаленький.

Знайка шар придумал сам, в нем расселись по местам:

Сел Ворчун и сел Авоська, не забыли про Небоську.

Ребята, в какой книге живут эти герои? (Показать книгу о Незнайке).

Ну, молодцы, ребята! А теперь отгадайте новую загадку.

В этом доме именины, много было там гостей.

И на этих именинах появился вдруг злодей.

Он хотел убить хозяйку, чуть её не погубил,

Но коварному злодею кто-то голову срубил.

В какой сказке происходит это действие?

Молодцы, ребята, хорошо знаете сказки. А теперь вам ещё одна загадка.

Бабусю знает целый свет,

Ей отроду лишь триста лет.

Там, на неведомых дорожках,

Изба её на курьих ножках. (Кто это?)

Как у Бабы-Яги, старой костяной ноги,

Есть замечательный аппарат летательный.

Что же это за аппарат?

И это вы, конечно, знаете. А, вот, попробуйте отгадать такую загадку.

У Аленушки-сестрицы унесли братишку птицы

Высоко они летят. Далеко они глядят.

Она на балу никогда не бывала,

Чистила, мыла, варила и пряла,

Когда же случилось попасть ей на бал,

То голову принц от любви потерял,

Она башмачок потеряла тогда же,

Кто она такая, кто мне подскажет?

Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом,

Кем же были эти маленькие дети?

И последняя загадка:

Убежали от грязнули

Чашки, ложки и кастрюли, Ищет их она, зовет

Ну вот. Разгаданы все загадки. Молодцы, ребята, хорошо знаете сказки и умеете разгадывать загадки. А теперь посмотрим, хорошо ли вы запомнили все то, что я вам сегодня рассказала.

Проводится викторина. Дети делятся на две группы, перед каждой на столе листочки с вопросами, обе группы одновременно берут билеты и готовят коллективный ответ, договариваются, кому отвечать. Для подсказки на столе лежат книги, в которых указаны полное имя и отчество писателя, энциклопедии, журналы и т.д.

В заключение урока библиотекарь рассказывает, что и как должны делать ученики при посещении библиотеки. Дети подходят по несколько человек к полкам с книгами, выбирают себе для чтения и подходят к столу библиотекаря для записи. Предварительно библиотекарь с помощью одного из детей в игровой форме показывает, что нужно делать, придя в библиотеку, как правильно выбрать и записать книгу. Проигрываются все действия ребенка, пришедшего в библиотеку. Тем самым закрепляется рассказ о правилах пользования библиотекой.

Библиотечный урок «Справочная литература

Цель: познакомить учащихся с основными типами словарей, пробудить любознательность и интерес к чтению.

Оформление: выставка словарей, портрет В.И.Даля, оформленные на листах задания.

Ход мероприятия

Библиотекарь: Мы с вами уже знаем, что есть такой вид литературы как справочная. В нее входят все справочники, энциклопедии, а так же те книги, без которых невозможно обойтись ни школьнику, ни врачу, ни рабочему, ни космонавту, - словари.

- Открой словарь музыкальных терминов.

- Возьми словарь иностранных слов или философский, там есть точный перевод этих слов и указано их значение.

Каждое слово в словаре – маленькая частица драгоценного народного опыта, его прошлое и настоящее.

Что же такое словарь? По определению В.Даля, это сборник слов, изречений какого либо языка с толкованием или переводом.

Сколько составлено словарей? На этот вопрос ответить не просто. Их немало. Есть научные и специальные, технические, библиографические, биографические, медицинские, исторические и педагогические.

Толковый словарь В.Даля

Русский язык очень богат фразеологизмами. Фразеологизмы – это устойчивые словосочетания, которые употребляются и в прямом, и в переносном значении. Например, говорят: цыплят по осени считают, - когда хотят сказать, что о результатах следует судить по окончании дела. Другие пословицы и поговорки употребляются в прямом значении: живи для людей, поживут люди и для тебя.

Источники фразеологических выражений различны. Одни из них (пословицы и поговорки) возникли на основе наблюдений человека над природными и естественными явлениями (Много снега – много хлеба), другие появились в связи с историческими событиями (Пусто, словно Мамай прошел); третьи вышли из песен, сказок, легенд. Фразеологический словарь дает нам возможность узнать, откуда пришло к нам какое-либо выражение.

(Огромный, колоссальный труд. Титаны – греческие божества старшего поколения – дети Урана и Геи (неба и земли) – были очень могучими, олицетворяли собой неукротимую стихию и грубую силу, отождествляются с гигантами.)

При изучении иностранных языков не обойтись без двуязычных словарей. Их по праву называют словарями-переводчиками. На полках библиотек и книжных магазинов вы можете увидеть десятки различных двуязычных словарей. Англо-русский и русско-английский, тибетско-русский, японско-русский … Чтобы перечислить все эти словари, изданные в нашей стране и за рубежом, понадобилось бы очень много времени. Есть и многоязычные словари, где дается перевод слова на несколько языков.

Назначение словарей иностранных слов – объяснить неизвестные слова иностранного происхождения.

Зачем нужен человеку, для которого русский язык является родным, словарь русского языка? Во-первых, есть словари орфографические. В них показано, как правильно писать то или иное слово. Без них ни одному человеку, стремящемуся писать грамотно, не обойтись. Есть словари орфоэпические, в которых показано, как правильно произносить русские слова, следует ли говорить, например, алфавит или алфавит, звонит или звонит.

Сомневаешься в том, как правильно надо произнести то или иное книжное слово, - смотри в словарь и найдешь ответ. У словарей особое назначение – как можно полнее раскрыть значение слов, их богатую и многообразную роль в речи.

Орфографические и орфоэпические словари – книги нужные, но увлекательным чтением их никак не назовешь. А вот словари толковые – это настоящая кладовая языковых богатств, и читать их одно удовольствие. Причем польза от этого чтения очень большая: вы узнаете значение десятков, сотен слов, которые слышали или встречали в книгах, а порой и вообще они являются для вас открытием.

Сегодня мы познакомились лишь с малой частью существующих словарей. Запомните, что, прежде чем употреблять в своей речи то или иное слово или словосочетание, вы должны точно знать его значение, и в этом вам лучшие помощники – словари.

Список использованной литературы:

1. Герасимова В.А. Классный час играючи. Выпуск 2. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 64 с.

2. Библиотека и юный читатель: Практическое пособие. – М: Книжная палата, 1987. – 256 с.

3. Гендина Н.И., Колкова И.И., Стародубова Г.А. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: учебно-методическое пособие. Ч. 1 и 2. – Кемеровская гос. академия Культуры и искусства, 1999.

4. Гецов Г.Г. Рациональные приемы работы с книгой. – М.: Книга,

5. Формирование основ библиотечно-библиографической грамотности в целях развития умений и навыков умственного труда: Метод. рекомендации в помощь учителю и школьному библиотекарю. – М., 1987. – 145с.

Оборудование: читальный зал библиотеки.

Василиса Премудрая.

О сколько в этом доме книг!
Внимательно всмотрись –
Здесь тысячи друзей твоих
На полках улеглись.
Они поговорят с тобой
И ты, мой юный друг,
Весь путь истории земной
Как бы увидишь вдруг…

Библиотекарь. В библиотеке много книг, журналов, и все это называется книжным фондом. Человек, любящий, умеющий читать, – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья – это книги. Книги рассказывают об интересных событиях, приключениях, приглашают в увлекательный мир, заманчивый и разнообразный, учат и заставляют совершенствоваться.

Василиса Премудрая.

Я книги выбираю с наслажденьем –
На полках, в тишине библиотек,
То радость вдруг охватит, то волненье,
Ведь книга каждая – как будто человек. …
Какая радость – открывать, читать
Рассказы, сказки, повести, романы!
Могу узнать, что было век назад,
И что когда-нибудь, наверно, будет.
О многом книги людям говорят,
Во многом книги помогают людям.

Л. Охотницкая

Библиотекарь. Библиотека – это удивительный город, где вместо проспектов и улиц ряды книжных стеллажей, вместо этажей – книжные полки, дома – тома книг, а у каждого дома своё название. И живут в этом чудесном городе ваши друзья – литературные герои.
Каждая книга стоит на своем месте. А хорошо ориентироваться в этом удивительном городе вам поможет библиотекарь.
В нашей библиотеке есть отделение – абонемент, где выдают книги на дом. Несколько дней книга твоя. Ты можешь читать, перечитывать, рассматривать картинки. И в назначенный срок книгу надо вернуть в библиотеку – она нужна другим ребятам. Но если не успел прочитать? Не беда. Ты можешь прийти в библиотеку и продлить срок чтения книги.
У нас есть книги, которые на дом не выдаются, но их можно прочесть в нашем читальном зале. Это справочная литература – энциклопедии, словари, книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. (Библиотекарь показывает справочную литературу).
В читальном зале очень интересные книжные выставки, посвященные важным и интересным событиям. Здесь можно прочесть свежие газеты и журналы. (Библиотекарь показывает журналы и газеты для детей).
И всегда готовы прийти на помощь читателю.
А вот это, ребята, читательский формуляр (показать), куда записываются все книги, которые вы прочтете.

Василиса Премудрая.

Книги любят бережное отношение и чистоту.

В библиотеке для ребят
На полках книги в ряд стоят.
Бери, читай и много знай,
А если сделаешь больной ты книжку –
Навсегда
страницы замолчат тогда.

Т. Блажнова

Василиса Премудрая. Давайте мы с вами запомним, как правильно обращаться с книгами. Вам дома взрослые говорили, что книги нельзя рвать, пачкать, к ним нужно относиться бережно. Так вот, точно также нужно относиться и к библиотечной книге. В библиотеке книги читают многие дети. Книги переходят из рук в руки, и поэтому нужно стараться, чтобы книга после тебя осталась чистой и аккуратной. Есть несколько правил о том, как нужно обращаться с книгой:

  • Прежде чем начать читать книгу, оберни ее бумагой или надень обложку.
  • При чтении книг пользуйся закладкой.
  • Не загибай книжные страницы.
  • Нельзя книги перегибать. Книга может рассыпаться на отдельные листочки.
  • Нельзя закладывать в книги карандаши и ручки.
  • Не читай во время еды. На страницах появятся пятна, которые невозможно очистить.
  • Не разбрасывай книги – ты можешь их потерять.
  • В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.
  • Четко и внятно назови свой класс и фамилию, чтобы библиотекарь вычеркнул книгу.
  • С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше учеников.
  • Библиотечные книги нельзя терять, иначе в библиотеке не останется ни одной книги.
  • Книги в библиотеке надо ставить точно на то место, где вы их взяли.

Василиса Премудрая. Ребята, после того, как вы познакомились с нашей библиотекой, давайте поговорим о книгах, которые вам читали ваши мамы, папы и бабушки и которые вы уже сами прочли. Вы любите сказки?Конечно, любите. Сказки любят все. Сейчас мы посмотрим, как вы их знаете. Вы должны ответить на наши вопросы. (Когда ученики будут давать правильный ответ – показывать книгу, из которой был взят вопрос).

Перед вами строчки сказочных повестей. Кто их автор? Как они называются?

2. Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай варёную полбу.

Вспомни, кто говорил такие волшебные слова:

Библиотекарь. Ребята, на этом наш урок подошел к концу. Я всегда рада видеть вас в школьной библиотеке. А сейчас вы можете самостоятельно выбрать книги на дом.

С помощью одного из учеников библиотекарь показывает, как правильно выбрать и записать книгу.
В заключение урока ученики подходят по несколько человек к полкам с книгами, выбирают себе для чтения и подходят к столу библиотекаря для записи.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Ознакомительная экскурсия в библиотеку – формирование представлений о библиотеке.

Цель : познакомить детей с профессией библиотекаря .

Расширять знания о профессиях работников социальной сферы : библиотекарь , библиограф .

Показать значимость библиотеки .

Формировать у детей реалистические представления о труде взрослых людей;

Учить детей ремонтировать порванные книги.

Воспитывать у детей интерес к книге, отзывчивость, уважение к труду взрослых.

Воспитывать трудовые навыки самостоятельного ухода за книгой.

Педагог : спрашивает детей : – какую книгу мы с вами почитаем?

(Педагог пытается найти сказку, но не находит, и предлагает детям сходить в библиотеку и взять там эту книгу.)

Педагог : дети, а вы знаете, что такое библиотека ?

Дети : да, это место, где хранится много книг.

Педагог : верно, в библиотеке находится огромное количество книг, и там мы можем найти книгу, которая нам нужна.

(Педагог и дети приходят в библиотеку , а там их встречает библиотекарь .)

Педагог : здравствуйте! Мы хотели почитать книгу, которая называется

Библиотекарь : У нас здесь очень много книг.

Библиотекарь : А хотите, я вам расскажу, чем я здесь занимаюсь?

Дети : очень хотим.

Библиотекарь : проходите, я вам расскажу про эту увлекательную профессию.

У каждой книги есть свой номер из букв и цифр – шифр. По этому шифру можно узнать адрес книги : этаж и полку, где она хранится. В ящиках – каталогах хранятся карточки с названиями и шифрами всех книг. Посмотрит библиотекарь на такую карточку , сходит в хранилище и принесёт тебе нужную книгу.

Но мне хотелось бы рассказать вам о работе библиотекаря в детской библиотеке . Как бы много книг не было собрано у вас дома, в библиотеке выбор книг неизмеримо больше! Библиотекарь выдаёт книги . Он постоянно общается с читателем, отвечает на его вопросы, советует, какую книгу прочесть. Библиотекарь рассказывает о детских писателях, их новых книгах, знакомит с последними номерами журналов для детей.

Библиотекарь устраивает красочные книжные выставки, посвящённые юбилею писателя или поэта. Эти выставки часто украшаются детскими рисунками. Библиотекари приглашают авторов известных и любимых ребятишками книг на встречу с маленькими читателями.

РЕБЯТА, А КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, КАКИМИ КАЧЕСТВАМИ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ БИБЛИОТЕКАРЬ ?

Дети : Библиотекарь должен любить книги , должна быть хорошая память.

Библиотекарь : Правильно! Самое главное свойство его души – бескорыстная и бесконечная любовь к книгам! Великолепная память – ведь библиотекарь должен прекрасно помнить, где находиться та или иная книга. Общительность, знание литературных произведений, их авторов. Кроме того, библиотекарь должен обладать выдержкой, умением слушать, тактичностью и внимательностью к читателю.

Ребята, а вы были когда-нибудь в библиотеке ?

Любите ли вы читать книги, умеете ли читать? Может быть, вам читают книги мама или бабушка?

Назовите свою любимую книгу. Кто её написал?

В чём заключается работа библиотекаря ?

Библиотекарь : Вот такая у меня профессия. А сейчас мы с вами найдём книжку, за которой вы пришли ко мне. Вы хотите почитать сказку

Библиотекарь : тогда пойдёмте со мной.

Педагог и дети благодарят за книгу и прощаются.

Педагог : спасибо за интересную экскурсию и за рассказ о вашей замечательной профессии, а мы с ребятами пойдём читать сказку. До свидания!

Библиотекарь : приходите ещё в библиотеку с мамами и папами , я буду очень рада вам, до свидания ребята,

Читайте также: