Конспект занятия по развитию речи подводный мир в старшей группе

Обновлено: 05.07.2024

общую тему . Упражнять дет ей в образовании слов по анал огии.

Учить понимать и правильно исп ользовать в речи предлоги в, на, под, между .

Закрепить зна ния детей о м оре и морски х обитателя х.

Расширить и сист ематизировать знания детей о представите лях морского дна, об

их особен ностях, о приспосо бленности к жиз ни в водной среде, о в нешнем ви де,

питании, пере движении, желан ие у дете й активно изу чать подводный мир.

Развитие связной речи (учить стр оить небольшие рассказы).

Познакомить дете й с некоторыми форм ами защиты м орских обит ателей.

Развивать речь, наблюдательно сть, мыслитель ную активность, у мение

Развивать слу ховое и зрительн ое внимание, память , логическое м ышление.

Развивать конст руктивные и тв орческие способ ности, фант азию, творческое

Активизировать у мственные с пособности дете й, словарный запас: морские

обитатели, мо рская черепа ха, морской ё ж, морская звезда, осьминог, краб, корал л,

Развивать сам остоятельность, у мение планир овать свою работу .

Воспитывать н равственные чу вства, выражающи еся в сопережива нии природе,

потребность д етей в общен ии с живой п риродой, любовь к живому , повышать инте рес

Воспитывать стр емление оказ ывать помощь д ругим, кот орые оказались в трудной

Воспитывать д ружеские вза имоотноше ния между детьми, привычку зан иматься

Моделирован ие игровой ситу ации с целью поста новки проблемы и с оздания

мотивации, у пражнения на л огическое мышлен ие и творческог о характера, во просы к

детям, беседа, и спользование д идактических п особий, нагл ядного материала,

рассматрива ние картины, прове дение физку льтмину тки, пальчиковой гимнаст ики,

Передвижная доска; мольбе рт; конверт с тексто м письма; игру шки – морские

животные; ка ртины с изображе нием морских ж ивотных, проведе ние д / игры «По ймай

строения рыб ы, коллективная р абота – панно подводн ого мира.

обитателях, коллект ивная раб ота - изготовление м орского дна, проведение о пытов

Ход непосре дственной образ овательной деятельности

1. Организаци онный момент ( Дети стоят в кругу с воспитателем. )

Воспитатель: Ре бята, посмот рите, к нам в группу пришла не обычная посылк а,

давайте посм отрим, что в не й. (Открывает пос ылку,все дост ают)

- Без воды человек жить не может: он ее пьет, гот овит пищу, умывается, сти рает,

- Вода очень ну жна растениям, ж ивотным, рыб ам – всему живому на Земле!

- А что будет, если на Земле не будет воды –морей, рек, озер?

подводного м ира, превратитьс я в исследоват елей и вместе изучить этот загад очный

Вы, желаете загл януть в необыч ный подводный ми р? (ответы дет ей) В этом нам

- Вот мы и на бе регу моря. Дава йте посмотрим, чт о здесь интерес ного. Но что - то

странная здесь тиш ина? А это что за к оробка? \ открываю, в нем записка, читаю \

- «Мы – жител и волшебного п одводного царства. П росим о пом ощи. Нас

заколдовала м орская ведьма, и тепе рь нас никто не в идит. Волшебн ые чары можн о

- Ребята, поможем ж ителям подвод ного царства ? Для этого нам ну жно

Давайте сядем п оудобнее, закр оем глазки и послу шаем звуки при роды.

- Закройте глаза, п окачаемся на в олнах, как хорош о, приятно….

На что похожи эти з вуки, которые в ы слышите ? (Предполагаемые ответ ы детей:

Вот мы и на мо рском дне. Мо ре огромное, море пр екрасное, море си нее. Оно

восхищает и у дивляет. На морс ком дне расту т целые заросл и водорослей, есть

красивые, раз ноцветные камн и и моллюски с в олшебными р аковинами.

Вы готовы вы полнять з адания, чтобы помочь морским об итателям?

- Вот первое задан ие: - Каким бывает м оре? (тихое, с покойное, холодное, те плое,

Как вы ду маете, море – это только вода , только песок, только камн и? Или кто - то

живет в морско й пучине? - Дети пере числяют морских ж ителей. Отгада йте загадку:

Крылья есть, а не л етает, ног нет, а н е догонишь (р ыба)

А как приспособле но тело ры бы к жизни п од водой (строе ние рыбы? (ответ ы

Воспитатель показ ывает картины с о схемами ст роения рыб ы:

- Перечислим эл ементы ее строе ния: хвост, плав ники, тул овище, голова.

— совершенствовать грамматический строй речи, развивать фонематический слух и восприятие.

— развивать активный и пассивный словарь детей, совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы

— закрепить полученные знания о подводном мире, воспитывать интерес к окружающему миру и живой природе.

Ход занятия:

Дети входят в группу, садятся на стулья, перед ними на столе стоит пустой аквариум накрытый плотной тканью.

Воспитатель: Предлагаю отгадать вам две загадки, чтобы узнать, о ком сегодня пойдет речь!

1. В воде она живет. Нет клюва, а клюет. Кто это?

2. Посмотрите, дом стоит,

До краев водой налит,

Без окошек, но не мрачный,

С четырех сторон прозрачный.

В этом домике жильцы

Все умелые пловцы.

Дети: Рыба! Аквариум!

Воспитатель: Верно, именно о них мы сегодня поговорим. И разговор наш будет не простой, а волшебный: в благодарность за хорошие знания о своих подводных обитателях – рыбах, золотая рыбка подарит нам аквариум, наполненный рыбками.

Детям демонстрируется пустой аквариум на столе.

Воспитатель: Все вы знаете, что рыбы живут под водой, а дышат они жабрами, которые находятся на голове. Скажите, есть еще какие – то особенности строения, связанные с жизнью под водой?

Дети: У рыб вместо ног – плавники и хвост, с их помощью они плавают.

Воспитатель: А чем покрыто туловище рыбы?

Воспитатель: Да. Она защищает туловище рыб от повреждений.

-Развитие фонематического слуха.

Воспитатель: Ребята, перед вами лежат листы голубого картона и фигурки рыбок. Представьте, что картон – аквариум. Давайте поселим в аквариум столько рыбок, сколько слов со звуком [Р] вы услышите.

(Воспитатель называет ряд слов, например: рак, вода, волна, ракушка, галька, водоросли, чайка. Услышав слово со звуком [Р], дети кладут на картон рыбку).

Воспитатель: Сколько рыбок у вас в аквариуме?

Воспитатель: Почему только три?

Дети: Потому что мы услышали только три слова со звуком [Р].

-Образование родственных слов.

Плавники у нас росли бы

Мы бы плавали как РЫБЫ.

Я б хвостом махала гибко

И резвилась словно РЫБКА.

Вот с крючка срывает крошки

Очень мелкая РЫБЕШКА.

Выплывает корм ища

Рыба не клюет никак

Видно я плохой РЫБАК.

Если наживки вам не жалко,

Будет отличная РЫБАЛКА.

Ловить рыбу не судачить,

Очень я люблю РЫБАЧИТЬ.

Вот какой у нас улов,

Наша мама РЫБОЛОВ.

Про рыб все знает РЫБОВОД,

Только зайти на РЫБОЗАВОД.

-Называние слов, обозначающих действие предмета.

Воспитатель: Что рыбы делают в воде?

Ответы детей: Рыбы в воде плавают, ныряют, плещутся, резвятся, играют, прячутся, дышат, питаются, размножаются и т. д.

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Воспитатель: Мы делали все наоборот, а теперь будем придумывать слова наоборот. Во всех этих словах должны быть звуки [Р] и [Р`]. Итак, начали: рыба уродливая, страшная.

Дети: Огромная, громадная.

Дети: Быстрая, стремительная.

Воспитатель: Тихая спокойная.

Дети: Игривая, резвая, шустрая.

Воспитатель: блеклая, невзрачная.

Воспитатель: Задиристая, боевая.

— Вспомните, ребята, какие рыбы, где живут?

Дети: В аквариуме – аквариумные рыбки (гуппи, неоны, скалярии, сомики,

— в реке – речные … (щука, сазан, плотва, пескарь,

— в море – морские (акулы, камбала, мурена, семга,

— в океане – океанические… (кит, рыба-меч, касатка).

Воспитатель: Да, много у рыб сходств и различий. Одно из них по способу питания – одни едят водоросли (травоядные, другие – мальков, икринок, мелких рыб (хищники). Что ж, про рыб сказали мы немало, настало время чудесам! Золотая рыбка сдержала слово и пожелала наполнить наш аквариум, закрывайте глаза!

Воспитатель вносит рыбок и пускает их в аквариум. Дети открывают глаза и видят рыбок.

Воспитатель: Рыбки наши хороши!

Воспитатель: Наше занятие окончено, теперь ребята могут подойти и внимательнее рассмотреть рыбок.

В групповом помещении из стульев и ткани сконструирован корабль.
1.Организационный момент. Музыкальное сопровождение.
Звучит запись - шум моря.
Воспитатель:
- Ребята, вы слышите? Что-то шумит… Что это? (Шум моря). Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное морское путешествие!
-Давайте представим, что мы вышли из детского сада и пришли на берег моря. Над головой у нас голубое небо с облаками, под ногами песок. Как красиво вокруг! А теперь превращаемся в легкий ветерок и начинаем поднимать легкие волны.

2. Дыхательное упражнение.
Выносится тазик с водой. Дети дуют на воду направленной воздушной струей.
Воспитатель:
-Ветер усиливается! Дуем сильней!
-Затем разразилась буря!
Дети дуют на воду направленной воздушной струей в полную силу.
-Ветер стихает! Самое время отправится в морское путешествие!
3. Беседа, включающая проблемные вопросы.
Воспитатель:
-А какие транспортные средства плавают по морю ? (Лодка, катер, теплоход, пароход). Демонстрируются дидактические картинки.
-Как мы можем назвать транспортные средства, которые перемещается по воде? (Водные).
-А мы, на каком транспорте поплывем? (На корабле).
-А как мы назовём свой корабль?
Дети предлагают разные названия, поднимаются на импровизированный корабль.

С ним доктор в медпункте: команду лечить.
На камбузе кок, чтобы всех накормить.
Матросы плывут – паруса поднимать,
При встрече нам громко "Ура!" прокричать.

5. Слушание звуков и их имитация.
Воспитатель предлагает детям послушать разные звуки природы: шум ветра, шум моря, крик чаек, капанье воды и назвать каждый звук (упражнение повторяется несколько раз).

7. Обогащение и активизация словарного запаса, через использование слов названий признаков.
Воспитатель:
-Вот первое задание:
- Каким бывает море? (Тихое, спокойное, холодное, теплое, прозрачное, штормовое, бурлящее… )
-Какая вода в море? (Соленая).
-Как вы думаете, море – это только вода, только песок, только камни? Или кто-то живет в морской пучине?
Дети перечисляют морских жителей.

8. Отгадывание загадок.
Воспитатель:
-Второе задание. Отгадайте загадки.
По мере разгадывания загадок, выставляю картинки с изображением животных на доску.
Да, такому Великану
Океан пришёлся с ванну.
Океаны бороздит
Чудо - юдо синий (Кит )

Папа прячет детвору
В сумке словно кенгуру.
Детвора сидит в брюшке
В удивительном мешке.
Папа скачет весь денёк
Это кто? (Морской Конёк).

В водах прибрежных по дну ходят многие
Эти животные головоногие,
Щупалец восемь у них вместо ног,
Люди моллюска зовут (Осьминог).

Эта рыба — хищник злой,
Всех проглотит с головой.
Зубы показав, зевнула
И ушла на дно. (Акула)

И на суше, и в воде —
Носит дом с собой везде.
Путешествует без страха
В этом доме. (Черепаха)

10. Собирание пазлов.
Воспитатель:
-Мы поделимся на команды. При помощи считалки выбираем капитана. И каждая команда соберет картинку из пазлов за столами.
Дети делятся по жребию. В коробке находятся рыбки разных цветов. Команда собирается из детей кто вытянул рыбки одинакового цвета.
-Итак, ребята, кто у вас получился на картинках. (Рыбы).

11. Самостоятельное открытие нового знания.
Воспитатель:
- Ребята, подумайте и скажите, чем рыбы отличаются от других животных?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Всех рыб отличают от других животных общие признаки.
Предложить детям нарисовать на листочке форму тела рыбы. Капитаны выходят (или с места, как пожелает) описывают тело рыбы. Подвести к выводу, что у всех рыб вытянутое тело, голова плавно переходит в туловище, а туловище в хвост. У рыб есть плавники, чешуя, жабры).
-Ну что же! Нам необходимо вернуться на борт корабля и продолжить путешествие!

14. Итог
-Вам понравилось наше путешествие? Где мы были? Что мы делали? Кому помогли? Мы обязательно отправимся с вами в путешествие еще раз.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект НОД

по развитию речи в старшей группе

Подготовила воспитатель

Кованова Ю.И

— расширять представления об особенностях проживания, питания и строения рыб

— совершенствовать грамматический строй речи, развивать фонематический слух и восприятие.

— развивать активный и пассивный словарь детей, совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы

— закрепить полученные знания о подводном мире, воспитывать интерес к окружающему миру и живой природе.

Ход занятия :

Дети входят в группу, садятся на стулья, перед ними на столе стоит пустой аквариум накрытый плотной тканью.

Воспитатель: Предлагаю отгадать вам две загадки, чтобы узнать, о ком сегодня пойдет речь!

1. В воде она живет. Нет клюва, а клюет. Кто это?

2. Посмотрите, дом стоит,

До краев водой налит,

Без окошек, но не мрачный,

С четырех сторон прозрачный.

В этом домике жильцы

Все умелые пловцы.

Дети: Рыба! Аквариум!

Воспитатель: Верно, именно о них мы сегодня поговорим. И разговор наш будет не простой, а волшебный: в благодарность за хорошие знания о своих подводных обитателях – рыбах, золотая рыбка подарит нам аквариум, наполненный рыбками.

Детям демонстрируется пустой аквариум на столе.

Воспитатель: Все вы знаете, что рыбы живут под водой, а дышат они жабрами, которые находятся на голове. Скажите, есть еще какие – то особенности строения, связанные с жизнью под водой?

Дети: У рыб вместо ног – плавники и хвост, с их помощью они плавают.

Воспитатель: А чем покрыто туловище рыбы?

Воспитатель: Да. Она защищает туловище рыб от повреждений.

-Развитие фонематического слуха.

Воспитатель: Ребята, перед вами лежат листы голубого картона и фигурки рыбок. Представьте, что картон – аквариум. Давайте поселим в аквариум столько рыбок, сколько слов со звуком [Р] вы услышите.

(Воспитатель называет ряд слов, например: рак, вода, волна, ракушка, галька, водоросли, чайка. Услышав слово со звуком [Р], дети кладут на картон рыбку) .

Воспитатель: Сколько рыбок у вас в аквариуме?

Воспитатель: Почему только три?

Дети: Потому что мы услышали только три слова со звуком [Р].

-Образование родственных слов.

Плавники у нас росли бы

Мы бы плавали как РЫБЫ.

Я б хвостом махала гибко

И резвилась словно РЫБКА.

Вот с крючка срывает крошки

Очень мелкая РЫБЕШКА.

Выплывает корм ища

Рыба не клюет никак

Видно я плохой РЫБАК.

Если наживки вам не жалко,

Будет отличная РЫБАЛКА.

Ловить рыбу не судачить,

Очень я люблю РЫБАЧИТЬ.

Вот какой у нас улов,

Наша мама РЫБОЛОВ.

Про рыб все знает РЫБОВОД,

Только зайти на РЫБОЗАВОД.

-Называние слов, обозначающих действие предмета.

Воспитатель: Что рыбы делают в воде?

Ответы детей: Рыбы в воде плавают, ныряют, плещутся, резвятся, играют, прячутся, дышат, питаются, размножаются и т. д.

Рыбки весело резвятся

В чистой тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Воспитатель: Мы делали все наоборот, а теперь будем придумывать слова наоборот. Во всех этих словах должны быть звуки [Р] и [Р`]. Итак, начали: рыба уродливая, страшная.

Дети: Огромная, громадная.

Дети: Быстрая, стремительная.

Воспитатель: Тихая спокойная.

Дети: Игривая, резвая, шустрая.

Воспитатель: блеклая, невзрачная.

Воспитатель: Задиристая, боевая.

— Вспомните, ребята, какие рыбы, где живут?

Дети: В аквариуме – аквариумные рыбки (гуппи, неоны, скалярии, сомики,

— в реке – речные … (щука, сазан, плотва, пескарь,

— в море – морские (акулы, камбала, мурена, семга,

— в океане – океанические… (кит, рыба-меч, касатка) .

Воспитатель: Да, много у рыб сходств и различий. Одно из них по способу питания – одни едят водоросли (травоядные, другие – мальков, икринок, мелких рыб (хищники). Что ж, про рыб сказали мы немало, настало время чудесам! Золотая рыбка сдержала слово и пожелала наполнить наш аквариум, закрывайте глаза!

Воспитатель вносит рыбок и пускает их в аквариум. Дети открывают глаза и видят рыбок.

Воспитатель: Рыбки наши хороши!

Воспитатель: Наше занятие окончено, теперь ребята могут подойти и внимательнее рассмотреть рыбок.

Читайте также: