Конспект занятия по развитию речи подводный мир в старшей группе
Обновлено: 05.07.2024
общую тему . Упражнять дет ей в образовании слов по анал огии.
Учить понимать и правильно исп ользовать в речи предлоги в, на, под, между .
Закрепить зна ния детей о м оре и морски х обитателя х.
Расширить и сист ематизировать знания детей о представите лях морского дна, об
их особен ностях, о приспосо бленности к жиз ни в водной среде, о в нешнем ви де,
питании, пере движении, желан ие у дете й активно изу чать подводный мир.
Развитие связной речи (учить стр оить небольшие рассказы).
Познакомить дете й с некоторыми форм ами защиты м орских обит ателей.
Развивать речь, наблюдательно сть, мыслитель ную активность, у мение
Развивать слу ховое и зрительн ое внимание, память , логическое м ышление.
Развивать конст руктивные и тв орческие способ ности, фант азию, творческое
Активизировать у мственные с пособности дете й, словарный запас: морские
обитатели, мо рская черепа ха, морской ё ж, морская звезда, осьминог, краб, корал л,
Развивать сам остоятельность, у мение планир овать свою работу .
Воспитывать н равственные чу вства, выражающи еся в сопережива нии природе,
потребность д етей в общен ии с живой п риродой, любовь к живому , повышать инте рес
Воспитывать стр емление оказ ывать помощь д ругим, кот орые оказались в трудной
Воспитывать д ружеские вза имоотноше ния между детьми, привычку зан иматься
Моделирован ие игровой ситу ации с целью поста новки проблемы и с оздания
мотивации, у пражнения на л огическое мышлен ие и творческог о характера, во просы к
детям, беседа, и спользование д идактических п особий, нагл ядного материала,
рассматрива ние картины, прове дение физку льтмину тки, пальчиковой гимнаст ики,
Передвижная доска; мольбе рт; конверт с тексто м письма; игру шки – морские
животные; ка ртины с изображе нием морских ж ивотных, проведе ние д / игры «По ймай
строения рыб ы, коллективная р абота – панно подводн ого мира.
обитателях, коллект ивная раб ота - изготовление м орского дна, проведение о пытов
Ход непосре дственной образ овательной деятельности
1. Организаци онный момент ( Дети стоят в кругу с воспитателем. )
Воспитатель: Ре бята, посмот рите, к нам в группу пришла не обычная посылк а,
давайте посм отрим, что в не й. (Открывает пос ылку,все дост ают)
- Без воды человек жить не может: он ее пьет, гот овит пищу, умывается, сти рает,
- Вода очень ну жна растениям, ж ивотным, рыб ам – всему живому на Земле!
- А что будет, если на Земле не будет воды –морей, рек, озер?
подводного м ира, превратитьс я в исследоват елей и вместе изучить этот загад очный
Вы, желаете загл януть в необыч ный подводный ми р? (ответы дет ей) В этом нам
- Вот мы и на бе регу моря. Дава йте посмотрим, чт о здесь интерес ного. Но что - то
странная здесь тиш ина? А это что за к оробка? \ открываю, в нем записка, читаю \
- «Мы – жител и волшебного п одводного царства. П росим о пом ощи. Нас
заколдовала м орская ведьма, и тепе рь нас никто не в идит. Волшебн ые чары можн о
- Ребята, поможем ж ителям подвод ного царства ? Для этого нам ну жно
Давайте сядем п оудобнее, закр оем глазки и послу шаем звуки при роды.
- Закройте глаза, п окачаемся на в олнах, как хорош о, приятно….
На что похожи эти з вуки, которые в ы слышите ? (Предполагаемые ответ ы детей:
Вот мы и на мо рском дне. Мо ре огромное, море пр екрасное, море си нее. Оно
восхищает и у дивляет. На морс ком дне расту т целые заросл и водорослей, есть
красивые, раз ноцветные камн и и моллюски с в олшебными р аковинами.
Вы готовы вы полнять з адания, чтобы помочь морским об итателям?
- Вот первое задан ие: - Каким бывает м оре? (тихое, с покойное, холодное, те плое,
Как вы ду маете, море – это только вода , только песок, только камн и? Или кто - то
живет в морско й пучине? - Дети пере числяют морских ж ителей. Отгада йте загадку:
Крылья есть, а не л етает, ног нет, а н е догонишь (р ыба)
А как приспособле но тело ры бы к жизни п од водой (строе ние рыбы? (ответ ы
Воспитатель показ ывает картины с о схемами ст роения рыб ы:
- Перечислим эл ементы ее строе ния: хвост, плав ники, тул овище, голова.
— совершенствовать грамматический строй речи, развивать фонематический слух и восприятие.
— развивать активный и пассивный словарь детей, совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы
— закрепить полученные знания о подводном мире, воспитывать интерес к окружающему миру и живой природе.
Ход занятия:
Дети входят в группу, садятся на стулья, перед ними на столе стоит пустой аквариум накрытый плотной тканью.
Воспитатель: Предлагаю отгадать вам две загадки, чтобы узнать, о ком сегодня пойдет речь!
1. В воде она живет. Нет клюва, а клюет. Кто это?
2. Посмотрите, дом стоит,
До краев водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы
Все умелые пловцы.
Дети: Рыба! Аквариум!
Воспитатель: Верно, именно о них мы сегодня поговорим. И разговор наш будет не простой, а волшебный: в благодарность за хорошие знания о своих подводных обитателях – рыбах, золотая рыбка подарит нам аквариум, наполненный рыбками.
Детям демонстрируется пустой аквариум на столе.
Воспитатель: Все вы знаете, что рыбы живут под водой, а дышат они жабрами, которые находятся на голове. Скажите, есть еще какие – то особенности строения, связанные с жизнью под водой?
Дети: У рыб вместо ног – плавники и хвост, с их помощью они плавают.
Воспитатель: А чем покрыто туловище рыбы?
Воспитатель: Да. Она защищает туловище рыб от повреждений.
-Развитие фонематического слуха.
Воспитатель: Ребята, перед вами лежат листы голубого картона и фигурки рыбок. Представьте, что картон – аквариум. Давайте поселим в аквариум столько рыбок, сколько слов со звуком [Р] вы услышите.
(Воспитатель называет ряд слов, например: рак, вода, волна, ракушка, галька, водоросли, чайка. Услышав слово со звуком [Р], дети кладут на картон рыбку).
Воспитатель: Сколько рыбок у вас в аквариуме?
Воспитатель: Почему только три?
Дети: Потому что мы услышали только три слова со звуком [Р].
-Образование родственных слов.
Плавники у нас росли бы
Мы бы плавали как РЫБЫ.
Я б хвостом махала гибко
И резвилась словно РЫБКА.
Вот с крючка срывает крошки
Очень мелкая РЫБЕШКА.
Выплывает корм ища
Рыба не клюет никак
Видно я плохой РЫБАК.
Если наживки вам не жалко,
Будет отличная РЫБАЛКА.
Ловить рыбу не судачить,
Очень я люблю РЫБАЧИТЬ.
Вот какой у нас улов,
Наша мама РЫБОЛОВ.
Про рыб все знает РЫБОВОД,
Только зайти на РЫБОЗАВОД.
-Называние слов, обозначающих действие предмета.
Воспитатель: Что рыбы делают в воде?
Ответы детей: Рыбы в воде плавают, ныряют, плещутся, резвятся, играют, прячутся, дышат, питаются, размножаются и т. д.
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
Воспитатель: Мы делали все наоборот, а теперь будем придумывать слова наоборот. Во всех этих словах должны быть звуки [Р] и [Р`]. Итак, начали: рыба уродливая, страшная.
Дети: Огромная, громадная.
Дети: Быстрая, стремительная.
Воспитатель: Тихая спокойная.
Дети: Игривая, резвая, шустрая.
Воспитатель: блеклая, невзрачная.
Воспитатель: Задиристая, боевая.
— Вспомните, ребята, какие рыбы, где живут?
Дети: В аквариуме – аквариумные рыбки (гуппи, неоны, скалярии, сомики,
— в реке – речные … (щука, сазан, плотва, пескарь,
— в море – морские (акулы, камбала, мурена, семга,
— в океане – океанические… (кит, рыба-меч, касатка).
Воспитатель: Да, много у рыб сходств и различий. Одно из них по способу питания – одни едят водоросли (травоядные, другие – мальков, икринок, мелких рыб (хищники). Что ж, про рыб сказали мы немало, настало время чудесам! Золотая рыбка сдержала слово и пожелала наполнить наш аквариум, закрывайте глаза!
Воспитатель вносит рыбок и пускает их в аквариум. Дети открывают глаза и видят рыбок.
Воспитатель: Рыбки наши хороши!
Воспитатель: Наше занятие окончено, теперь ребята могут подойти и внимательнее рассмотреть рыбок.
В групповом помещении из стульев и ткани сконструирован корабль.
1.Организационный момент. Музыкальное сопровождение.
Звучит запись - шум моря.
Воспитатель:
- Ребята, вы слышите? Что-то шумит… Что это? (Шум моря). Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное морское путешествие!
-Давайте представим, что мы вышли из детского сада и пришли на берег моря. Над головой у нас голубое небо с облаками, под ногами песок. Как красиво вокруг! А теперь превращаемся в легкий ветерок и начинаем поднимать легкие волны.
2. Дыхательное упражнение.
Выносится тазик с водой. Дети дуют на воду направленной воздушной струей.
Воспитатель:
-Ветер усиливается! Дуем сильней!
-Затем разразилась буря!
Дети дуют на воду направленной воздушной струей в полную силу.
-Ветер стихает! Самое время отправится в морское путешествие!
3. Беседа, включающая проблемные вопросы.
Воспитатель:
-А какие транспортные средства плавают по морю ? (Лодка, катер, теплоход, пароход). Демонстрируются дидактические картинки.
-Как мы можем назвать транспортные средства, которые перемещается по воде? (Водные).
-А мы, на каком транспорте поплывем? (На корабле).
-А как мы назовём свой корабль?
Дети предлагают разные названия, поднимаются на импровизированный корабль.
С ним доктор в медпункте: команду лечить.
На камбузе кок, чтобы всех накормить.
Матросы плывут – паруса поднимать,
При встрече нам громко "Ура!" прокричать.
5. Слушание звуков и их имитация.
Воспитатель предлагает детям послушать разные звуки природы: шум ветра, шум моря, крик чаек, капанье воды и назвать каждый звук (упражнение повторяется несколько раз).
7. Обогащение и активизация словарного запаса, через использование слов названий признаков.
Воспитатель:
-Вот первое задание:
- Каким бывает море? (Тихое, спокойное, холодное, теплое, прозрачное, штормовое, бурлящее… )
-Какая вода в море? (Соленая).
-Как вы думаете, море – это только вода, только песок, только камни? Или кто-то живет в морской пучине?
Дети перечисляют морских жителей.
8. Отгадывание загадок.
Воспитатель:
-Второе задание. Отгадайте загадки.
По мере разгадывания загадок, выставляю картинки с изображением животных на доску.
Да, такому Великану
Океан пришёлся с ванну.
Океаны бороздит
Чудо - юдо синий (Кит )
Папа прячет детвору
В сумке словно кенгуру.
Детвора сидит в брюшке
В удивительном мешке.
Папа скачет весь денёк
Это кто? (Морской Конёк).
В водах прибрежных по дну ходят многие
Эти животные головоногие,
Щупалец восемь у них вместо ног,
Люди моллюска зовут (Осьминог).
Эта рыба — хищник злой,
Всех проглотит с головой.
Зубы показав, зевнула
И ушла на дно. (Акула)
И на суше, и в воде —
Носит дом с собой везде.
Путешествует без страха
В этом доме. (Черепаха)
10. Собирание пазлов.
Воспитатель:
-Мы поделимся на команды. При помощи считалки выбираем капитана. И каждая команда соберет картинку из пазлов за столами.
Дети делятся по жребию. В коробке находятся рыбки разных цветов. Команда собирается из детей кто вытянул рыбки одинакового цвета.
-Итак, ребята, кто у вас получился на картинках. (Рыбы).
11. Самостоятельное открытие нового знания.
Воспитатель:
- Ребята, подумайте и скажите, чем рыбы отличаются от других животных?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Всех рыб отличают от других животных общие признаки.
Предложить детям нарисовать на листочке форму тела рыбы. Капитаны выходят (или с места, как пожелает) описывают тело рыбы. Подвести к выводу, что у всех рыб вытянутое тело, голова плавно переходит в туловище, а туловище в хвост. У рыб есть плавники, чешуя, жабры).
-Ну что же! Нам необходимо вернуться на борт корабля и продолжить путешествие!
14. Итог
-Вам понравилось наше путешествие? Где мы были? Что мы делали? Кому помогли? Мы обязательно отправимся с вами в путешествие еще раз.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Конспект НОД
по развитию речи в старшей группе
Подготовила воспитатель
Кованова Ю.И
— расширять представления об особенностях проживания, питания и строения рыб
— совершенствовать грамматический строй речи, развивать фонематический слух и восприятие.
— развивать активный и пассивный словарь детей, совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы
— закрепить полученные знания о подводном мире, воспитывать интерес к окружающему миру и живой природе.
Ход занятия :
Дети входят в группу, садятся на стулья, перед ними на столе стоит пустой аквариум накрытый плотной тканью.
Воспитатель: Предлагаю отгадать вам две загадки, чтобы узнать, о ком сегодня пойдет речь!
1. В воде она живет. Нет клюва, а клюет. Кто это?
2. Посмотрите, дом стоит,
До краев водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы
Все умелые пловцы.
Дети: Рыба! Аквариум!
Воспитатель: Верно, именно о них мы сегодня поговорим. И разговор наш будет не простой, а волшебный: в благодарность за хорошие знания о своих подводных обитателях – рыбах, золотая рыбка подарит нам аквариум, наполненный рыбками.
Детям демонстрируется пустой аквариум на столе.
Воспитатель: Все вы знаете, что рыбы живут под водой, а дышат они жабрами, которые находятся на голове. Скажите, есть еще какие – то особенности строения, связанные с жизнью под водой?
Дети: У рыб вместо ног – плавники и хвост, с их помощью они плавают.
Воспитатель: А чем покрыто туловище рыбы?
Воспитатель: Да. Она защищает туловище рыб от повреждений.
-Развитие фонематического слуха.
Воспитатель: Ребята, перед вами лежат листы голубого картона и фигурки рыбок. Представьте, что картон – аквариум. Давайте поселим в аквариум столько рыбок, сколько слов со звуком [Р] вы услышите.
(Воспитатель называет ряд слов, например: рак, вода, волна, ракушка, галька, водоросли, чайка. Услышав слово со звуком [Р], дети кладут на картон рыбку) .
Воспитатель: Сколько рыбок у вас в аквариуме?
Воспитатель: Почему только три?
Дети: Потому что мы услышали только три слова со звуком [Р].
-Образование родственных слов.
Плавники у нас росли бы
Мы бы плавали как РЫБЫ.
Я б хвостом махала гибко
И резвилась словно РЫБКА.
Вот с крючка срывает крошки
Очень мелкая РЫБЕШКА.
Выплывает корм ища
Рыба не клюет никак
Видно я плохой РЫБАК.
Если наживки вам не жалко,
Будет отличная РЫБАЛКА.
Ловить рыбу не судачить,
Очень я люблю РЫБАЧИТЬ.
Вот какой у нас улов,
Наша мама РЫБОЛОВ.
Про рыб все знает РЫБОВОД,
Только зайти на РЫБОЗАВОД.
-Называние слов, обозначающих действие предмета.
Воспитатель: Что рыбы делают в воде?
Ответы детей: Рыбы в воде плавают, ныряют, плещутся, резвятся, играют, прячутся, дышат, питаются, размножаются и т. д.
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
Воспитатель: Мы делали все наоборот, а теперь будем придумывать слова наоборот. Во всех этих словах должны быть звуки [Р] и [Р`]. Итак, начали: рыба уродливая, страшная.
Дети: Огромная, громадная.
Дети: Быстрая, стремительная.
Воспитатель: Тихая спокойная.
Дети: Игривая, резвая, шустрая.
Воспитатель: блеклая, невзрачная.
Воспитатель: Задиристая, боевая.
— Вспомните, ребята, какие рыбы, где живут?
Дети: В аквариуме – аквариумные рыбки (гуппи, неоны, скалярии, сомики,
— в реке – речные … (щука, сазан, плотва, пескарь,
— в море – морские (акулы, камбала, мурена, семга,
— в океане – океанические… (кит, рыба-меч, касатка) .
Воспитатель: Да, много у рыб сходств и различий. Одно из них по способу питания – одни едят водоросли (травоядные, другие – мальков, икринок, мелких рыб (хищники). Что ж, про рыб сказали мы немало, настало время чудесам! Золотая рыбка сдержала слово и пожелала наполнить наш аквариум, закрывайте глаза!
Воспитатель вносит рыбок и пускает их в аквариум. Дети открывают глаза и видят рыбок.
Воспитатель: Рыбки наши хороши!
Воспитатель: Наше занятие окончено, теперь ребята могут подойти и внимательнее рассмотреть рыбок.
Читайте также: