Конспект занятия солнечная система в подготовительной группе

Обновлено: 06.07.2024

Внимание! Мы приближаемся к первой планете.
- Вы знаете, как называется самая близкая к солнцу планета? (Меркурий.)

Что вы знаете об этой планете?
Венера светится как кристаллик горного хрусталя и кажется очень красивой! Поэтому ее и назвали в честь богини красоты Венеры.
Поверхность Венеры каменистая, поэтому она желто – коричневого цвета. У этой планеты есть атмосфера, но она состоит из углекислого газа, поэтому люди и животные там жить не могут. Найдите Венеру и расположите на карте. (дети выполняют задание)
- На какой орбите находится Венера? (на второй)
Приготовились….Наше путешествие продолжается.
- А эту планету вы узнали? (слайд 11) (Земля)
- Почему она голубого цвета? (это воздух имеет голубой цвет)
- Можно нашу планету назвать живой? Почему?
Прочитайте стихотворение про нашу планету.
От Солнца третья по счету планета,
Наша Земля поменьше звезды,
Но ей хватает тепла и света,
Чистого воздуха и воды.
Не забудьте выполнить задание, разместите нашу планету на карте. На какой орбите вращается наша планета?
Мы немного залюбовались нашей планетой, а космический корабль уже приближается к следующей планете планете. (Слайд 12)
Какая необычная планета! Вы ее узнали?
Марс - Таинственная планета. Она по размерам чуть больше Луны,
Из-за кроваво красного цвета Назвали планету в честь бога войны
Что вы знаете об этой планете? (ответы детей)
Марс – это пустыня, покрытая оранжево-красным песком.
- Поместите марс на наши карты.
- На какой по счету орбите расположен марс?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: (слайд 13)
Путешествие наше очень долгое. Да и какое путешествие без выхода в открытый космос. Вы хотите побывать в открытом космосе? Проверьте свои скафандры. Помните, что все движения в космосе плавные, там человек не ходит, а плавает, летает, передвигается очень медленно. (дети двигаются под музыку)
Внимание, внимание, возвращаемся на корабль. Занимайте свои места.
Наш экипаж приближаемся к самой огромной планете. (слайд 14)
Как она называется?(Юпитер)
Что вы знаете об этой планете?
Юпитер больше всех планет.
Но суши на планете нет,
Повсюду жидкий водород,
И лютый холод круглый год.
Юпитер в 11 раз больше земли – это просто гигант.
Найдите эту планету.
На какой орбите расположен Юпитер?

Внимание, мы приближаемся к следующей планете, какая интересная планета? (Слайд 15)
– Как она называется?
Чем она отличается от других планет?
Из чего состоят кольца Сатурна? (ледяные глыбы и камни)
Сатурн – красивая планета,
Желто – оранжевого цвета,
И кольцами камней и льда
Окружена она всегда.
Найдите Сатурн.
- На какую орбиту вы его поместите?
Экипаж, внимание, мы приближаемся к следующей планете! (слайд 16)
Вам знакома та планета?
Эта планета называется Уран.
Что вы о нем знаете?
Уран - это единственная планета, которая вращается лёжа на боку. Этакий лежебока! Поэтому к Солнцу обращен то один его бок, то другой. Каждое полушарие освещается Солнцем ровно 40 лет, а потом 40 лет там царит ночь и туман.
Уран – лежебока, и встать ему лень, Подняться планете невмочь, Сороколетие длится там день, И сороколетие – ночь.
Найдите уран и поместите его на карту.
Не забудьте, на какой орбите – его место? (на седьмой)
Внимание космонавтам! Продолжаем путешествие.
Мы прибыли на восьмую планету солнечной системы.(слайд 17 )она кажется голубой, потому, что ее окружает газ метан.
А что вы знаете про эту планету?
Планета Нептун от Земли далеко,
Увидеть её в телескоп нелегко,
От Солнца по счету планета восьмая,
Царит на ней вечно зима ледяная.
Поместите планету Нептун на восьмую орбиту.
Внимание всех членов экипажа, наше путешествие подходит к концу и мы приближаемся к последней планете. (слайд 18 )
Как она называется.? (Плутон)
Что вы знаете об этой планете? (ответы детей)
Плутон – самая удаленная от Солнца планета. Это очень маленькая и самая холодная планета Солнечной системы. Расположите последнюю планету на вашей карте.
Посмотрите, мы выполнили задание центра управления полетом. Сравните свои карты с солнечной системой. (слайд 19)
Заключительная часть
Теперь экипаж нашего космического корабля должен вернуться на Землю, но путь домой у нас не близкий.
И пока мы будем лететь до нашей планеты. Я предлагаю вам выполнить последнее задание. Готовы?
Центр управления полетом хочет проверить, что вы узнали и запомнили в сегодняшнем межпланетном путешествии. Ответьте на наши вопросы.
Сколько планет в солнечной системе?
Как называется самая близкая к солнцу планета?
Какая планета самая маленькая?
Какая самая большая?
Какая планета самая холодная?
Какую планету называют красной?
Какую планету окружают кольца?
Какие планеты являются ближайшими соседями земли?
Назовите обитаемую планету солнечной системы?
Молодцы, вы ответили на все вопросы, выполнили все задания, составили замечательные карты, по которым смогут путешествовать другие космонавты
Внимание, космонавты, мы приближаемся к планете Земля!
Вот мы и дома, как же красиво на нашей планете. Отстегните ремни.
Наше космическое путешествие подошло к концу. всем космонавтам, побывавшим в космосе я хочу подарить звезду, в память о нашем необычном путешествии

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1.Познакомить детей с Солнечной системой.

2. Развивать интерес к новым источникам информации .

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята вы любите путешествовать? (Ответы детей).

Да мы с вами любим путешествовать по разным местам и сегодня я снова приглашаю вас в одно неизведанное нами место. Куда?

Догадаться вам помогут загадки. Воспитатель предлагает детям отгадать загадки:

Жёлтая тарелка на небе висит

Жёлтая тарелка всем тепло дарит (Солнце) (Слайд 2)

Воспитатель: Послушайте следующую загадку.

На тёмном небе рассыпан горошек

Как карамельки из сахарных крошек

И только тогда, когда утро настанет

Вся карамель та внезапно растает (Звёзды)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на дневное и ночное небо. Есть ли у них разница? В чём? (Днём на небе хорошо видно солнце, а ночью – звёзды) (Слайд 3 )

Как вы думаете, что такое молнечная система? (Предположения детей)

Воспитатель: Молодцы, как много предположений вы сказали. Вот так же много – много лет назад учёные – астрономы задумались над этим же вопросом и стали искать ответ на свой вопрос. А помог им в этом специальный прибор.(Слайд 4)

Кто из вас знает как он называется? (Телескоп). При помощи телескопа астрономы изучали небо и нашли ответ на свой вопрос. Оказывается, что солнце – это звезда, такая же, какие мы наблюдаем на ночном небе. (Слайд 5)

Воспитатель: Звезда Солнце – это огромный раскалённый шар. Этот шар излучает тепло и свет, которые так необходимы всему живому – людям, животным, растениям.(Слайд 6)

Воспитатель: У звезды Солнце есть своя семья, только это не сыночки и дочки, а планеты. Планеты можно видеть на небе, потому что они освещаются Солнцем. Солнечный луч отражается от планет, и поэтому можно видеть планеты с Земли. Особенно хорошо видны они ночью, когда светятся, как яркие звездочки. Все они разные по величине и все они намного меньше Солнца. В семье 9 планет это по другому можно сказать солнечная система. (Слайд 7)
Воспитатель: Почему она называется Солнечной? (Потому что все планеты вращаются вокруг солнца.)
Воспитатель: Почему планеты не наталкиваются друг на друга? (У каждой планеты своя дорожка.) Каждая планета имеет свой путь, по которому кружит вокруг Солнца и никуда с него не уходит. Путь, по которому движется планета, называется орбитой.

Воспитатель: Ребята, мы все знаем, что планеты вращаются вокруг солнца. Какая планета самая первая от Солнца? (Меркурий.) (Слайд 8). Назовите состав. (Ответ: состоит из камней.) Выставляется схема. Отмечаем планету и состав – Меркурий, камни. Меркурий – находится ближе всех к Солнцу, поэтому температура воздуха там выше, чем огонь в печи. Сможет ли на этих планетах кто-то жить? Почему? (Ответы детей)

Воспитатель: Какая планета вторая от Солнца? (Венера.) (Слайд 9). Скажите главное отличие от других планет. (Ответ: Венера самая яркая планета) Назовите состав. (Состоит из камней.) Отмечаем по схеме состав и планету. Вторая от Солнца планета – Венера. На эту планету учёные отправляли космические лаборатории, и оказалось, что на этой планете и днём, и ночью бушуют грозы. А атмосфера (воздух) состоит из ядовитых газов. Как вы думаете жить на этой планете можно? (Нет не могут)

Воспитатель: Какая третья планета? (Земля) (Слайд 10) . Это наша планета Земля, о которой мы с вами уже много знаем. Она находится на третьей орбите от Солнца. Чем отличается наша планета от других? (Ответы детей)

- Да, это единственная планета, где есть жизнь. назовите состав (на Земле есть не только камни, но и воздух, кислород, которым можно дышать; есть вода и поэтому у нас растут деревья, цветы, а также есть различные животные).

Отмечаем по схеме состав: камни, воздух, вода.

Воспитатель: (Слайд 11) Ещё одна интересная планета – Марс, её иногда называют Красной планетой, потому что она состоит из красного камня. На эту планету учёные отправляли космические корабли, которые обнаружили, что воды на ней нет, а атмосфера состоит из углекислого газа. Что вы думаете о жизни на этой планете? Все эти планеты похожи на нашу Землю по размеру и по составу. Все они состоят из камня. И поэтому их называют планетами земной группы.

Воспитатель: А теперь давайте познакомимся с планетами поближе. (Слайд 12). Теперь познакомимся с самыми большими планетами, можно сказать –гигантами. Это Юпитер и Сатурн. На этих планетах нет твёрдых поверхностей, они состоят из газов, которые образуют вещество похожее на желе. Если бы вам предложили жить на этих планетах, что бы вы ответили? (Ответы детей)

Воспитатель: (Слайд 13) Планеты Уран седьмая планета и Нептун также находятся от Солнца далеко, поэтому солнечные лучи до них добраться не могут, и температура на этих планетах очень холодная – 220 градуса мороза.

Можно ли выжить при такой температуре? (Ответы детей)

Воспитатель: (Слайд 14) Плутон – находится дальше всех от Солнца, солнечные лучи до него не доходят, поэтому там всегда холодно и он покрыт льдом. Сможет ли на этой планете кто-то жить? Почему? (Ответы детей)

Солнечная система это наш дом, в которой расположены планеты в определенной последовательности.

По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз … Меркурий,
Два … Венера,
Три … Земля,
Четыре … Марс.
Пять … Юпитер,
Шесть … Сатурн,
Семь … Уран,
За ним … Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.

Проводится физ. минутка “Солнечная система”.

1 ребенок – Солнце, 9 детей – планеты. В центре стоит ребенок – Солнце. Остальные планеты занимают свои места (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон). Во время игры дети бегают по орбите (своей дорожке) музыка затихает они останавливаются. Играют 2–3 раза. Дети садятся на стулья.

Далее воспитатель закрепляет с детьми название планет, их количество и предлагает нарисовать модель Солнечной системы .

Воспитатель: Ребята, Вы любите путешествовать? (ответы детей).

- Тогда куда сегодня мы пойдем, полетим или поплывем? (Ответы детей).

- Вы знаете, я даже растерялась, какой же будет курс нашего путешествия?

Воспитатель говорит детям, что когда она пришла утром в группу, почтальон принес странную посылку (показывает детям), на которой написано: “Для детей подготовительной группы, открыть во вторник утром”.

Какой сегодня день недели? А какое сейчас время суток?

- Все правильно, тогда можно открывать.

Ребята, здесь письмо!

Воспитатель читает письмо.

“Дорогие друзья!

Я составил для Вас занимательный кроссворд.

Уверен, что вы его быстро и легко решите.

А выделенное по вертикали слово поможет определить цель вашего путешествия. Удачи. Знайка.”

Воспитатель прикрепляет на доску кроссворд, предлагает его разгадать. Читая задания, просит детей вписывать в таблицу правильные ответы.

Выполнив все задания, дети читают ключевое слово - “КОСМОС”.

Воспитатель: И так, наше сегодняшнее путешествие будет . космическим.

Ребята, как Вы думаете, почему именно это слово зашифровал Знайка?

- Конечно, сегодня 12 апреля – день космонавтики. Более 50 лет назад в этот день наш космонавт Юрий Гагарин совершил свой первый полет в космос.

В космосе много тайн и загадок. А Вы умеете разгадывать загадки?

Воспитатель загадывает детям загадку:

“Голубая, круглая,
В небе проплывает,
На ней мы все живем,
Как ее называют?”

Это – . наша планета Земля. Но она не одинока во Вселенной.

Воспитатель вместе с детьми просматривает видеоматериалы о

Солнечной системе, рассказывая о ней.

Воспитатель: Ребята, присмотритесь внимательно к Солнцу. Это – огромная звезда, состоящая из раскаленных газов. Солнце находится так далеко, что его лучи достигают Земли только через 8 минут. Оно такое большое, что может вместить в себя свыше миллиона Земель. Вблизи Солнца можно разглядеть несколько крохотных звездочек, они сопровождают его со всех сторон. Но для этого необходимо вооружиться телескопами. Давайте сделаем их из листов бумаги, путем скручивания в трубочку.

Дети делают телескопы и смотрят в них.

Воспитатель: Оказывается, это не огненные шары, как все звезды, а темные твердые каменные шары, освещенные солнцем, - планеты.

Планеты сами не светятся. Они “светят” только потому, что горит Солнце. Потухнет Солнце – сразу же потухнут и все планеты.

Планета в переводе с греческого – “блуждающая звезда”.

Как Вы думаете, чем же планеты отличаются от звезд? (ответы детей).

- Звезды состоят из раскаленных газов, а планеты – из твердых, жидких частиц и газов.

У Солнца есть дружная семья, в которой оно – глава. Это – 9 планет, вращающихся вокруг Солнца. Все вместе они образуют систему, которая называется Солнечной. Планеты ходят не хороводом, а у каждой свой путь, свой круг, и не одна планета никогда не уйдет от Солнца, их удерживает сила солнечного притяжения. Скорость движения планет разная. У большинства из них есть луны. Луна – твердый шар, который крутится вокруг планеты, сияет не своим, а отраженным солнечным светом.

Сейчас люди осваивают всю Солнечную систему: запускают космические автоматы к планетам, готовят ракеты и космонавтов для путешествия к ним и здесь их ждет много удивительных открытий.

(Дети произносят слова).

Воспитатель: И вот мы уже в бескрайних просторах космоса.

Под плавную музыку ребята выполняют различные упражнения, имитируя движения космонавтов в невесомости.

Воспитатель: Приземлимся на родную Землю и посмотрим с нее на другие планеты.

(Дети садятся на ковер).

Сейчас мы с Вами попробуем найти планеты и выложить Солнечную систему.

Перед детьми на мольбертах выставлены карточки с изображением Солнца и планет Солнечной системы, их названиями.

Воспитатель просит детей внимательно слушать и смотреть: по данному ей описанию попробовать найти каждую из планет Солнечной системы, подобрать карточку с ее названием, правильно расположить.

Планета твердая, каменистая, очень похожая на Луну, но самая быстрая и поворотливая (Меркурий).

Очень яркая планета, она отражает солнечный свет, поэтому кажется светящимся шаром. Ее поверхность скрывают белые, плотные, ядовитые облака. Названа в честь богини (Венера).

Прекрасный голубой шар с белыми пятнами. Это единственная, известная нам, обитаемая планета, на которой есть вода и воздух (Земля).

По цвету похожа на огонь, на пламя костра. Иногда ее называют Красной планетой, состоит из красного камня (Марс).

Сплошной горячий океан, на планете нет суши, но есть луны – 4 крохотные звездочки (Юпитер).

Самая красивая планета, видна как яркая белая звезда. Вокруг имеются огромные кольца из кусков камня и льда. У нее 10 лун, причем одна почти такого же размера, как Меркурий (Сатурн).

Состоит из газов. Планета синего цвета, названа в честь древнегреческого бога морей (Нептун).

Планета окружена 9 кольцами, ядро состоит главным образом из льдов и горных пород (Уран).

Состоит из камня и льда, ее обнаружили последней (Плутон).

В Солнечной системе еще много неоткрытых малых планет, они называются астероидами.

По мере необходимости воспитатель оказывает помощь.

Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.

  • Чем отличаются планеты друг от друга?
  • Что у них общего?
  • Солнце греет планеты своими лучами. Одни планеты ближе к Солнцу, другие – дальше. Значит, на всех планетах разная погода.
  • Найдите самые ближние к Солнцу планеты.
  • На какой планете будет больше света и тепла – на самой ближней к Солнцу или самой дальней от него?
  • Назовите самую холодную планету.
  • На какой планете будет не жарко и не холодно?
  • Что можно сказать о планете Земля?

Организуется игра “Живая Солнечная система”.

  • Раз – Меркурий.
  • Два – Венера.
  • Три – Земля.
  • Четыре – Марс.
  • Пять – Юпитер.
  • Шесть – Сатурн.
  • Семь – Уран.
  • Восемь — Нептун.
  • Девять - маленький Плутон.
  • Солнце – главный чемпион.

(Поочередно дети поднимают карточку с изображением соответствующей планеты).

Воспитатель: Все планеты разного размера. Детям демонстрируется видео “Сравнение планет по размерам”.

Давайте проверим, так ли хорошо Вы все запомнили. Детям предлагается разложить карточки с изображением планет:

  • Найти самые большие планеты
  • Найти гигантскую планету.
  • Найти самую маленькую планету.

Разделить планеты на три группы: малые, средние, гиганты.

Воспитатель: Очень хорошо, ребята! Спасибо Вам за это замечательное путешествие, в котором мы узнали много нового, интересного и полезного о Солнечной системе. Но нам пора возвращаться в группу. Занимаем места в ракете, говорим волшебные слова: “Раз, два, три – ракета в группу нас верни!”.

(Дети произносят слова).

Воспитатель: Теперь я приглашаю Вас занять свои места в ИЗО-студии и отразить свои впечатления о путешествии в рисунке.

Воспитатель предлагает пофантазировать: какого цвета будет их планета, чем покрыта, кто может ее населять и превратить бумажную тарелочку в свою необычную планету. Чтобы планеты светились в космосе, их нужно сделать яркими и чистыми цветами.

Воспитатель напоминает детям о приеме рисования “по сырому”. Этот способ позволяет получить интересные цвета и оригинальные оттенки, а также плавное перетекание одного тона в другом.

Дети выбирают материалы и начинают рисовать фантастические картины планет по своим замыслам. Во время рисования звучит негромкая, легкая инструментальная музыка.

При необходимости воспитатель оказывает детям индивидуальную помощь, побуждает тех, кто работает быстрее, вносить дополнения в рисунок.

Анализ занятия

Воспитатель, собирая работы, одобряет их, особенно отмечая оригинальность и проявленное творчество. Дети рассматривают работы друг друга, рассказывают о своих планетах, дают им названия. Из выполненных детских работ выкладывается большое панно “К планетам Солнечной системы”.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект по познавательному развитию. Возростная группа 6-7лет (подготовительная) .

Конспект НОД

Возрастная группа: подготовительная

Образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей;

1. Создавать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

2. Способствовать формирование представление детей о строении Солнечной системы, смене дня и ночи.

3. Обеспечивать условия для закрепление знаний пониманий, что наша планета Земля обладает силой притяжения.

4. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность; развитие мышления, воображения, память, мелкой моторики, связной речи.

5. Воспитывать навыки сотрудничества и взаимопомощи.

Виды деятельности: словесная, игровая, двигательная, практическая.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная, продуктивная.

Формы реализации детских видов деятельности: игровые ситуации и упражнения, дидактические игры, физминутка, проблемные ситуации, ситуативный разговор, отгадывание загадок, демонстрация слайдов и видео.

Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, ноутбук, стол для игры, запись музыки, презентация, макет солнечной системы, освещение (создание эффекта звездного неба) глобус, фонарик, письмо, карточки (с изображением созвездия Большой Медведицы),карандаши цветные, магнитная доска, планеты Солнечной системы на магнитах.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, чтение художественно-познавательной литературы, загадывание загадок, ознакомление с Солнечной системой, рассматривание и зарисовка созвездий, просмотр презентации о космосе.

Ход образовательной деятельности:

Организационный этап: Приветствие.

Мотивационный этап:

Воспитатель: (стук почтальона) Ребята, кто это к нам стучится!

- Ребята что это? Как вы думаете? (письмо)

- А вы хотите узнать, что там написано? (ответы детей)

Воспитатель: - Даша ты поможешь открыть его? Интересно, от кого оно!? Прочитаем его? (ответы детей)

Воспитатель читает письмо: Ой, ребята, а письмо это от нашего с вами старого знакомого Лунтика! Он просит нас о помощи. «Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! Пишет вам грустный Лунтик. Я упал с Луны хотел бы по - больше узнать о вашей планете Земля, Солнце и какие есть еще другие планеты Солнечной системы!? Расскажите мне ребята пожалуйста.

Основная часть

Воспитатель: Но сначала давайте вспомним, что мы знаем о космосе и солнечной системе.

Звучит музыка (Звуки Космоса). Показ слайдов: Вселенная.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки:

1.Планета голубая,

Она твоя, она моя,

Показ слайда: Земля.

2.А над нами, а над нами

Луг с волшебными цветами.

Расцвели средь темноты.

Дети: Звезды

Показ слайда: Звезды.

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет?

Дети: Солнце

Воспитатель: - Ребята, а как называются люди, которые изучают планеты и звезды?

Дети: Астрономы

Воспитатель: - Какие планеты вы знаете?

Ответы детей: Марс, Юпитер, Сатурн, Нептун, Земля, Венера,

Уран, Меркурий.

Воспитатель: Молодцы! Правильно!

Воспитатель: Давайте вместе посчитаем? И проверим (подходим к плакату)

Воспитатель - У каждой планете есть своя орбита, то есть - путь (дорожка).

Группа планет, которые вращаются вокруг звезды Солнце, называют Солнечной системой. Солнце является главным источником света и тепла в Солнечной системе. До не давних пор было принято считать, что планет всего 9. К этой группе планет относился Плутон, он считался 9-й планетой от Солнца. Однако, из-за его значительной отдаленности от Солнца и небольших размеров, он был исключен из этого списка и назван планетой-карликом.

Воспитатель: - Ребята, хотите сами составить Солнечную систему?

Воспитатель:- Пожалуйста разделитесь на 2 команды одна команда на одной доске, а вторая на другой составляет свою Солнечную систему!

Воспитатель: Молодцы, хорошо справились. Сравнение 2х команд.

Воспитатель: Ребята теперь проходим к столу. У вас у каждого на столе лежит карточка. Что на ней вы видите?

Чтобы узнать, нам надо соединить цифры прямой линией по числовому порядку. Давайте попробуем!

Дети: Соединяют цифры карандашами и получаются созвездие.

Что у вас получилось?

Ответы детей: Созвездие Большая Медведица.

Воспитатель: А что такое созвездие? Созвездия – группы звезд в определенном узоре, наблюдаемом с Земли.

Слайд – Созвездие Большая Медведица.

Воспитатель Ребята, а хотите, как ученые-исследователи, провести опыт?

Посмотрите, что у меня есть?

Ответы детей: Глобус

Это глобус. А что такое глобус?

Ответы детей: Это модель земли.

Воспитатель: Модель Земли, ее уменьшенная копия.

Ответы детей: Круглый, шарообразный

Воспитатель Для чего нужен глобус?

Ответы детей: Для проведения опытов. Исследований.

Воспитатель: Глобус нужен для изучения планеты Земля.

С помощью него изучают материки и океаны. Проводят исследования и делают опыты.

Посмотрите и скажите, какой цвет преобладает на глобусе?

Ответы детей: Синий цвет. Голубой.

Воспитатель: А что он обозначает?

Ответы детей: Он обозначает воду. Реки, моря, океаны

Воспитатель: Мы с вами знаем, что все планеты в Солнечной системе вращаются вокруг Солнце. Планета Земля крутится вокруг своей оси и поворачивается к Солнцу разной стороной. Там, где Солнце освещает Землю своими лучами –день. В той части Земли, где не освещает – ночь. Так день сменяет ночь, а ночь - день (показ на глобусе - освещенность). Вот обернулась Земля - прошли сутки. Так устроена природа.

Воспитатель: - А кто может сказать, что такое ночь?

Ответы детей: Время суток. Когда хочется спать и темно.

Воспитатель: Представьте, что вы ученые-исследователи.

ОПЫТ: глобус, фонарик.

Воспитатель: У меня есть фонарик. Давайте мы с вами проведем опыт. Представьте, что фонарик - это Солнце. Посветим фонариком на глобус. Как вы думаете, там где освещает фонарик глобус - какое время суток?

Ответы детей: Это время суток называется – день.

Там, где светло - день, там, где темно - ночь. Давайте будем медленно крутить глобус. Смотрите, что получается: день сменяет ночь.

Воспитатель:Ребята, хотите поиграть? Приглашаю на разминку.

Физминутка — разминка.

Один, два, три, четыре, пять (Ходьба на месте)
В космос мы летим опять (Соединить руки над головой)
Отрываюсь от земли (Подпрыгнуть)
Долетаю до луны (Руки в стороны, покружиться)
На орбите повисим (Покачать руками вперед-назад)
И опять домой спешим (Ходьба на месте)

Воспитатель: - Ребята, мы с вами знаем, что Земля круглая, тогда почему реки и моря не выливаются?

И что заставляет их течь по Земле? Давайте подумаем.

Ответы детей:

Действует сила. Она называется силой притяжения.

Воспитатель: - Действительно, есть такая невидимая сила, которая, удерживает, притягивает реки к Земле.

Но только ли воду в реках она притягивает?

А вас она может притянуть или нет?

Ответы детей: Эта сила может притянуть любые предметы.

И человека может притянуть.

Воспитатель: - Ребята, давайте сами проверим, держит ли нас эта сила. Подумайте, как мы можем это сделать?

Воспитатель: Правильно, попробуем подпрыгнуть повыше вверх и задержаться в воздухе. Дети проводят эксперимент.

- Ну что, получается? Ничего не получается?

Все время падаете на Землю?

Ответы детей. Нет, не получается. Возвращаемся обратно на землю.

Воспитатель: Да, человек летать не может. Его тоже притягивает к Земле какая-то сила. Наша планета Земля ведет себя как огромный магнит. Она стремится притянуть все вниз, к своему центру. Это явление называется силой земного притяжения или тяготения. Что бы могло случиться, если бы не было этой силы?

Ответы детей: Мы улетели. Всех унесло в космос.

Воспитатель: Не будь силы тяготения, тела не смогли бы удерживаться на поверхности Земли и улетали бы в космос.

Воспитатель: Хотите посмотреть мультфильм, в котором Фиксики рассказывают о земном притяжении?

Воспитатель:- Ребята, о чем мы с вами посмотрели в мультфильме?

Ответы детей: Про притяжение Земли. Все что есть на земле притягивается к ней, потому что земля как магнит. Если бы не было силы притяжения, то мы улетели в космос.

Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, а для чего мы с вами сегодня вспоминали нашу планете и другие планеты Солнечной системы? Для чего?

Ответы детей: Чтоб рассказать Лунтику и написать ему письмо о нашей планете Земля и какие еще есть другие планеты Солнечной системы!

Воспитатель: Ребята походите к столу сейчас будем с вами писать письмо, а к письму мы с вами нарисуем нашу планету Земля, Солнце и другие планеты Солнечной системы.

Воспитатель: Ребята подходите к столу сейчас будем с вами писать письмо, а к письму мы с вами нарисуем нашу планету Земля, Солнце и другие планеты Солнечной системы.

Воспитатель: -Для чего мы сегодня с вами говорили о Земле?

Воспитатель: Для кого мы с вами рисуем планету Земля?

- Какой опыт мы проводили?

Ответы детей: Мы проводили опыт с глобусом и фонариком. Планета Земля крутится вокруг своей оси и поворачивается к Солнцу разной стороной. Там, где Солнце освещает Землю своими лучами –день. В той части Земли, где не освещает – ночь. Наблюдали, как день сменяет ночь. Что день и ночь – это сутки.

- Что такое Солнечная система?

Ответы детей: Солнечная система – это группа планет, которые вращаются вокруг Солнце.

Читайте также: