Конспект занятия синонимы для дошкольников
Обновлено: 05.07.2024
Автор: Давыдова Светлана Алексеевна, воспитатель-методист высшей квалификационной категории.
Программное содержание:
Оборудование:
Ход занятия:
Первый:
- Не сердитесь на нас!
Второй:
- Не обижайтесь.
Третий:
- Не злитесь.
Воспитатель:
- Где вы были?
Первый:
- Недалеко.
Второй:
- Близко.
Третий:
- Рядом.
Воспитатель:
- Садитесь. А почему вы так странно отвечали? Все говорите об одном и том же, но по-разному. Оказывается, в русском языке есть слова-друзья. И хотя они и пишутся по-разному, и звучат по-разному, но обозначают одно и тоже. Пример:
Большой – огромный – громадный.
Маленький – крошечный – малюсенький.
Сердитесь – обижаетесь – злитесь.
Недалеко – близко – рядом.
- К некоторым словам можно подобрать не одно слово, близкое по значению, а несколько. Например:
Обмануть – перехитрить – одурачить – провести.
Храбрый – смелый – отважный – мужественный – бесстрашный.
- Если бы слов-друзей было меньше, то нам было бы скучно говорить одними и теми же словами. Послушайте:
Человек бежит. Река бежит.
- А теперь послушайте стихотворение И. Токмаковой и попытайтесь отыскать в нем слова-друзья.
Зябнет осинка
Дрожит на ветру
Стынет на солнышке
Мерзнет в жару.
(Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет.)
- А сейчас прочитаем пословицы. В них тоже есть слова-синонимы, близкие по значению.
1. Спеши – не спеши, а поторапливайся.
2. Приятелей много, а друга нет.
3. Переливает из пустого в порожнее.
- Когда мы используем слова-друзья, наша речь становится точной, выразительной, яркой.
А теперь мы разомнемся,
Улыбнемся, посмеемся.
Наклоняйтесь ниже, ниже,
Головой к коленям ближе.
А теперь вы не ленитесь.
Хорошо назад прогнитесь.
Головою покрутите,
Потянитесь, потянитесь!
Вы, ребята, не устали?
Сели – встали!
Сели – встали!
Все руками помахали
И на место побежали!
- В русском языке есть не только синонимы – слова-друзья, но и слова-недруги, слова с противоположным значением. Такие слова называют еще слова-антонимы. Вот примеры таких слов:
Горячо – холодно.
Много – мало.
Большой – маленький.
- Отгадайте загадку про лесную птицу и найдите в этой загадке слова, противоположные по значению.
Сейчас я буду называть слова, а вы подбирайте к ним слова-недруги: горячий, широкий, злой, трусливый, конец, радость, война, ночь, высокий, тяжелый, большой, маленький, свет, приходить, новый, радоваться, бездельничать, плохо, мелко, грязно, рано, сладкий.
Молодой – старый.
Светло – темно. (День – ночь).
Плачет – смеется.
Куст низкий, а дерево …
Вагон большой, а тележка …
Ночь была холодная, а день …
Молоко жидкое, а сметана …
Малина сладкая, а лимон …
(Подведение итога занятия, оценка работы детей в ходе занятия.)
В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев .
Обогащение и активизация словарного запаса детей, точный подбор слова для выражения мысли, привитие любви к богатству и возможностям родного языка.
Вложение | Размер |
---|---|
sinonimy._otkrytoe_zanyatie..doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели: Развитие чувства языка, соотнесение слова и понятия, заключённого в нём;
Обогащение словарного запаса словами с разнообразными смысловыми оттенками;
учить подбирать удачное и точное слово для выражения мысли.
Закрепление правильного произношения.
Дружно, весело живём.
Я иду… и он шагает,
Я смеюсь – хохочет он.
Если грустно мне бывает,
Он печалится со мной.
У детей на столах предметные картинки ( дорога, дом, машина, доктор, труд, актёр, мороз, метель, еда, конь).
Логопед предлагает к стихотворению подобрать подходящую картинку и назвать её другими словами.
В языке родном, богатом,
Много сходных слов, ребята.
Как врача назвать иначе?
Я желаю вам удачи! (доктор, лекарь)
Много, много окон в нём.
Мы живём там. Это. (дом, жилище)
Ясен здесь ответ любому.
Пища, только по-другому.
Не составит вам труда
Отгадать, что то…(еда)
С подстриженной гривой
Чуть шпорами тронь.
Кто же это? (Конь, лошадь)
Здесь придётся подумать немного,
И назвать по-другому дорогу.
Про шоссе и тропинку забудь!
Слово очень обычное… (путь, дорога)
С весёлой звонкой песней
Мы идём на снежный кросс.
Воздух чистый, день чудесный.
Не пугает нас …(мороз, холод)
В прошлый раз был педагогом,
После завтра – машинист.
Должен знать он очень много,
Потому что он …(артист, актёр).
Знать ничего не хочу. (Метель, пурга, вьюга)
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины.
И тогда, поднявши пыль
Я трудился не напрасно
И запомню навсегда:
Хлеб вкуснее не от масла,
Хлеб вкуснее от … (труда, работы).
Если бы не было таких слов-приятелей, нам было бы очень скучно говорить одними и теми же словами. В гости пришёл Незнайка и хочет позаниматься с нами. Поможем ему?
Логопед предлагает рассмотреть сюжетные картинки и составить предложения по ним.
Незнайка: Самолёт сел. Солнце село. Дедушка сел.
Дети: Самолёт приземлился. Солнце закатилось. Дедушка сел.
Незнайка : Девочка бежит. Река бежит. Вода ( в фонтане) бежит. Кошка бежит.
Дети: Человек несётся (мчится, торопится). Река бурлит (течёт, журчит). Конь скачет. Кошка догоняет мышку.
Незнайка: Дедушка ест суп. Медведь ест малину. Заяц ест морковку. Волк грызёт кость. Цыплята едят зёрнышки.
Дети: Дедушка обедает. Заяц жуёт морковку. Медведь лакомится малиной. Волк грызёт кость. Цыплята клюют зёрнышки.
- Кого видим на картинке? ( Детей, малышей, ребят.)
- Где они находятся? ( Во дворе, на площадке, в песочнице).
- Что произошло? (Сломал, разрушил куличики, обидел карапуза)
Мальчик с меётся-хохочет (он злой, недобрый, жестокий)
Девочка грустит-печалится (она добрая, хорошая)
Ребёнок злится – сердится (он защитник, заступник)
Малыш плачет-рыдает (он беспомощный, слабый)
Даётся нравственная оценка действиям детей.
А теперь мы разомнёмся,
Наклоняйтесь ниже, ниже.
Головой к коленям ближе.
А теперь вы не ленитесь,
Хорошо назад прогнитесь.
Вы, ребята, не устали?
Все руками помахали
И на место побежали.
Логопед предлагает детям По-очереди показывать действия, остальные их называют.
думает (размышляет, соображает)
вертится (крутится, вьётся)
опасается (боится, остерегается)
ест (кушает, питается)
глядит (смотрит, любуется, разглядывает)
Ребёнку предлагается описать предмет и при этом употребит как можно больше слов – синонимов. Логопед может помочь с выбором точных слов, дав варианты – синонимы. .На картинках: медведь, снежинка, иголка.
Медведь – большой, здоровый, лохматый, косматый, неуклюжий, неловкий, неповоротливый. По лесу ходит, бродит. Его многие звери боятся, опасаются, страшатся.
Снежинка – маленькая, крохотная, белая, лёгкая, невесомая, красивая, резная, блестящая, сверкающая, холодная…Она падает, летит, кружится.
Иголка – маленькая, тоненькая, лёгкая, острая, колючая, колкая, твёрдая, крепкая, прямая, ровная. Ею шьют, штопают, зашивают, пришивают, вышивают…
8. Логопед предлагает рассказать сказку про ёжика и его друзей, постараться вспомнить все – все подходящие слова , чтобы хорошенько описать своих героев.
Жил-был один маленьки й (небольшой) ёжик. Он был очень вежливый (воспитанный). Ёжик трудился не покладая рук (усердно) и у него было много приятелей (друзей)
. Жизнь у зверей была нелёгкая (тяжёлая), и поэтом все ходили какие-то невесёлые (грустные). И тогда в один прекрасный день (однажды) зверюшки решили устроить себе веселье (праздник). Все пришли красивые (нарядные), начали скакать (прыгать), крутиться (вертеться), плясать (танцевать), хохотать (смеяться) – и всем стало хорошо (чудесно).
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
Конспект ООД на тему по развитии речи
воспитатель подготовительной группы
Деятельностная цель : формировать способности детей к новому действию - применение в своей речи слов близких по значению.
- обучающие : учить подбирать слова сходные по смыслу; учить составлять предложения с заданными словами;
- развивающие : развивать фонематический слух, связную речь, словарный запас, память, внимание, интерес к русскому языку;
- воспитательные :воспитывать: умение действовать согласно словесной инструкции; умение работать в паре, в группах, коллективно.
Планируемый результат :знать значение слов-друзей, уметь подбирать слова близкие по значению.
Основные понятия : слова-друзья (синонимы).
Словарная работа : улей, приятель.
Педагог: Сегодня мы совершим путешествие по стране новых слов, без которых наша речь не возможна. Нас ожидают веселые задания, игры и головоломки. И так, мы отправляемся в путешествие за новыми словами.
Педагог: Посмотрите, на чём мы отправляемся в путешествие?
Дети: На автобусе!
Педагог: И так, наше путешествие в страну новых слов начинается. А самые активные получат интересные наклейки. Дети психологически готовятся к путешествию и понимают, что в конце занятия самые активные выберут себе в подарок интересные наклейки.
Педагог выносит смайлики плохого настроения.
Педагог: Рассмотрите смайлики и определите их настроение (сердится, обижается, злится.)
Педагог выносит смайлики хорошего настроения.
Педагог: Рассмотрите смайлики и определите их настроение (Улыбается, радуется, смеётся)
Педагог: Какое настроение у смайликов на картинках расскажут…
(несколько детей у доски рассказывают, какое настроение на их картинках.)
Педагог: Мы часто говорим об одном и том же, но по-разному. Оказывается, в русском языке есть слова-друзья. И хотя они и пишутся по-разному, и звучат по-разному, но обозначают одно и, то же.
Например, большой человек - огромный человек – громадный человек;
- Кстати, в какой сказке был большой человек? (Гулливер)
- Маленькая девочка - крошечная - малюсенькая.
-Это о какой сказочной девочке мы говорим? (Дюймовочка)
Педагог: Кого обманула лиса?
Педагог: Какими другими словами можно заменить слово обманула?
Дети: Обманула – перехитрила – одурачила – провела.
Педагог: Какая лиса?
Дети: Обманщица, врунья.
Педагог: а кто зайке помог?
Педагог: Какой петушок?
Дети: Храбрый – смелый – отважный – мужественный – бесстрашный.
Педагог: Если бы слов-друзей было меньше, то нам было бы скучно говорить одними и теми же словами.
Послушайте: Человек бежит. Река бежит.
Дети: Река бежит, бурлит, журчит, шумит, льется.
Физ. Минутка упражнение лодочка.
Педагог: Представьте, что перед нами река и нам нужно перебраться на другой берег. Мы садимся по двое в лодки и гребём вёслами.
(Дети, сидя, повернувшись, друг к другу лицом, взявшись за руки, потягивают друг друга на себя.)
Ребята посмотрите: Кого мы видим?
Педагог: Медвежонок какой?
Педагог: Пришла осень, от того что закончилось веселое, прекрасное лето медвежонок загрустил, он стал грустным.
- Печальный, невеселый, унылый, тоскливый.
Зарядка для глаз.
- В путешествии нужно быть внимательными, поэтому зарядка для глаз нам не помешает.
Педагог: А сейчас я хочу послушайте пословицы.
- А сейчас я вам прочитаю пословицу. В ней тоже есть слова-друзья.
Приятелей много, а друга нет.
- Расскажите, как вы понимаете эти слова?
- А теперь пришло время найти друзей.
Аккуратный, огонь, чистый, скакать, прыгать, бросать, пламя, кидать.
Педагог: Нужны слова-друзья? Для чего?
-Педагог: Мы используем слова-друзья, для того, чтобы наша речь стала точной, выразительной и яркой.
Подведение итогов занятия.
- Вам понравилось путешествие?
- С какими словами вы познакомились?
- Назовите слова – друзья.
- Похлопайте, кому было интересно. Похлопайте, кому было грустно. Почему? - А теперь дети, которые были активными и внимательными, получат наклейки из мультиков. Дети делают вывод.
Конспект занятия для дошкольников на тему "Слова-друзья (синонимы)". Веселые и интересные упражнения для развития речи, логического мышления, фантазии.
СИНОНИМЫ. СЛОВА-ДРУЗЬЯ. Занятие №1.
Проверка дз. Узорова, стр. 12-13.
Наша речь очень богата красивыми словами. И чем больше мы их произносим, тем краше наша речь, тем интереснее общаться с нами другим людям, но для этого нужно ежедневно тренироваться. Лучше говорит тот, кто внимательно слушает людей, владеющих культурной речью.
Мы часто говорим об одном и том же, но по-разному. Оказывается, в русском языке есть слова-друзья. И хотя они и пишутся по-разному, и звучат по-разному, но обозначают одно и, то же. Например: большой человек - огромный человек – громадный человек. Кстати, в какой сказке был большой человек? (Гулливер) Маленькая девочка - крошечная - малюсенькая. Это о какой сказочной девочке мы говорим? (Дюймовочка) А вы помните, кто спас Дюймовочку? Конечно, её друзья.
И у слов есть друзья.
Запишем в тетради – СИНОНИМ.
А сейчас я вам прочитаю пословицу. В ней тоже есть слова-друзья.
Приятелей много, а друга нет. Назовите слова-синонимы. Расскажите, как вы понимаете эти слова?
Нужны слова-друзья? Для чего? Мы используем слова-друзья, для того, чтобы наша речь стала точной, выразительной и яркой.
Сказка про Маму Хамидулина Развитие речи, стр. 14 (в пдф 8).
А сейчас осмотрим, умеете ли вы рассказывать. Посмотрите в окошко и вспомните, что так радует нас после наступления весны? Вот загадка про это: Солнышко.
выучить две скороговорки
Хожу-твержу, сижу – твержу, лежу – твержу: жи, же, жа ,жу
У ежа- ежата, у ужа – ужата.
СИНОНИМЫ. Занятие №2.
А волк рисовать не смог. Он написал слова и решил к ним выкрасть у зайчика картинки. Только ничего у него не получилось, слова он написал другие. Вот слова волка: врач, лес, огонь, педагог, градусник, воин, задание (эти слова написаны на доске).
Просто волк не знал, что в русском языке один и тот же предмет можно назвать разными словами. Давайте поможем волку найти нужную пару из слов зайки к его словам. Эти слова дети пишут напротив зайкиных в своих тетрадях.
Предлагаю вам немного поиграть. Дополните пропущенную букву. Затем из тех букв что мы с вами дописали, составим слово. Каждую букву пишем в тетрадь.
Выдели главное слово в каждом ряду.
Хныкать, реветь, рыдать, плакать, выть, кричать, скулить;
Бормотать, лопотать, бурчать, бубнить;
Раздаваться, звучать, слышаться, разноситься.
Замени данные словосочетания одним словом, близким по значению. Изображение человека на картине – … (портрет); Относящийся к проведению торжества – … (торжественный); Внутренняя сторона кисти руки – … (ладонь).
Составь сочетания синонимов со словами, помещенными в скобках. Меняй форму слов.
Полный – толстый (дерево, бумага, луна); Задуть – погасить (свет, пламя, долг); Мрачный – угрюмый (лес, человек, вид, ночь); Знойный – горячий (лето, привет, суп); Дремучий – густой (волос, туман, лес); Темный – смуглый (переулок, небо, лицо); Пожилой – старый (дуб, учебник, дедушка).
Найди для слова точное определение. Установи соответствие.
1. Бояться 2. Пугаться 3. Спасаться а) думать о возможной угрозе б) испытывать страх в) испытывать страх неожиданно
1. Просьба 2. Мольба 3. Требование а) настойчивая просьба о чем-либо б) призыв исполнить желание
в) горячая, страстная просьба
Замени выделенные прилагательные словами, близкими по значению: Это был совсем крошечный песик. У него были огромные глаза, прохладный нос и оглушительный голос. Щенок вилял хвостом, и бегал вокруг нас.
Каким из слов-синонимов, данных в скобках, можно заменить выделенное слово? Стояло жаркое (безоблачное, знойное, чудесное) лето. У меня есть верный (преданный, надежный, добрый) друг. Из своей берлоги вышел на поляну неуклюжий (неповоротливый, огромный, добродушный) медведь.
Вставь слова, близкие по смыслу, в нужном падеже.
1. Партизаны отразили ______________ врагов. Люди с нетерпением ждут ______________ лета (наступление, атака);
2. Из окна открывался чудесный ____________ на море. В произведениях многих русских писателей ______________ играет важную роль (пейзаж, вид);
3. Мужчина оплатил на почте ________________ по телефону. Педагог ежедневно проводил _________________ с родителями отстающих учеников (беседа, разговор).
Употреби данные синонимы-прилагательные с подходящими по смыслу существительными: коричневый, карий, каштановый. Форму слов можешь изменять.
Цель: расширение словаря синонимов, развитие связной речи.
- Развить лексический строй речи;
- Выработать умения составлять рассказ по картине;
- Привить любовь к русскому языку.
1. Организационный момент (2 мин)
ЛОГОПЕД: у нас занятие по развитию речи, а тут сплошные цифры! Но мы знаем, что и за цифрами могут прятаться слова.
Расшифруй слово, пользуясь табличкой.
7 3 5 10 5 3 1 12
2. Основная часть:
1. Понятие СИНОНИМЫ, и для чего они нужны. (5 мин)
Встретил я одного приятеля. Давно не виделся с ним.
- Как живешь? – спрашиваю.
- Нормально, - отвечает.
- А с учебой как?
- Нормально.
- Ты, говорят, болел. А сейчас нормально?
- Нормально.
- Хорошо, значит?
- Ну я же говорю - нормально.
- Странно ты говоришь…
- Почему? Нормально говорю.
- Ты считаешь, нормально?
- Нормально.
Встретил я одного приятеля. Давно не виделся с ним.
- Как живешь? – спрашиваю.
- Хорошо, - отвечает.
- А с учебой как?
- Все отлично.
- Ты, говорят, болел. А сейчас нормально?
- Сейчас я здоров.
- Хорошо, значит?
- Ну я же говорю – хорошо себя чувствую.
- Странно ты говоришь…
- Почему? Правильно говорю.
- Ты считаешь, нормально?
- Нормально.
2. Подобрать к словам из левого столбика синонимы из правого столбика. (5 мин)
ЛОГОПЕД: Подбери к каждому слову из левого столбика синоним из правого столбика и соедини пары слов линиями.
РЕБЕНОК: выполняет инструкцию.
4. Физкульт. минутка (упражнение на развитие внимания и ориентировки в схеме собственного тела). (1 мин)
1. Дотронься правой рукой до кончика носа, а левой рукой – до правого уха. Поменяй руки: левой рукой - до кончика носа, а правой – до левого уха.
2. Гимнастика для глаз: следить за карандашом – вправо, влево, вверх, вниз, вдаль, вблизи, зажмурить глаза на несколько секунд, нарисовать взглядом цифру 8.
3. Работа с текстом. Замена повторяющихся слов синонимами. (10 мин)
ЛОГОПЕД: прочитай текст, замени повторяющиеся слова синонимами + показ презентации.
РЕБЕНОК: читает текст, находит повторяющиеся слова, заменяет синонимами.
Был (Выпал) первый снег. Лес и теперь хорош. На березе еще были (остались) желтые листья. Ели и сосны были (стали, казались) еще зеленее, чем летом. Сухая осенняя трава выглядывала из-под снега. Мертвая тишина была (царила, сгущалась) в лесу. Была (потемнела, успокоилась, отстоялась, уснула, покрылась льдом, замерзла) прозрачная вода в озере.
4. Заключительная часть.
Читайте также: