Конспект занятия счет до 5 в старшей группе

Обновлено: 03.07.2024

Продолжать совершенствовать умение решать задачи. Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику, зрительное восприятие и память; развивать умение строить простые высказывания о сущности выполненного действия; пополнять словарь новыми геометрическими понятиями: геометрия, вершина, основание ребра, грани, плоская, объемная. Воспитывать дружеские, партнерские взаимоотношения между детьми. Воспитывать интерес к занятиям математикой, умение действовать сообща, доводить начатое до конца.

Оборудование: цифры, геометрические фигуры (круг, прямоугольник, треугольник, овал, мяч) демонстрационный материал : карточки с цифрами от 1 до 5;

Ход занятия

Воспитатель: Дети, сегодня у нас необычное путешествие - нас ждут занимательные игры, интересные задания, задачки. Но прежде, я хочу проверить ваши знания. Я буду вам задавать вопросы, а вы должны быстро ответить на них. Готовы?

Воспитатель: Ребята, а какое сейчас время года?

Воспитатель: Какой сейчас месяц и по счету, какой?

Дети: Октябрь - второй осенний месяц.

Воспитатель: Сейчас утро или вечер?

Воспитатель: Сколько частей суток?

Воспитатель: Назовите части суток.

Дети: Утро, день, вечер и ночь.

Воспитатель: Сколько дней в неделе?

Дети: 7 дней в неделю.

Воспитатель: Назовите дни недели по порядку.

Дети: Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.

Воспитатель: Назовите третий и пятый день недели?

Дети: Среда и пятница.

Воспитатель: Сколько раз в году бывает день рождения?

Дети: Один раз в году.

Воспитатель: Молодцы! Много вы уже знаете, хорошо отвечали. А теперь,закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями.

Открывайте глаза. Чтобы вам не было скучно, я приготовила игровые задания. Посмотрите внимательно и скажите : - Сколько коробок?

Воспитатель: Правильно 5 коробок.

Воспитатель: Дети, а вы любите считать?

Воспитатель: Посмотрите на фланелеграф и скажите, что вы там видите? Дети: Яблоки.

Воспитатель: Правильно, на фланелеграфе яблоки. Маша, (подойди, пожалуйста, посчитай и скажи – сколько яблок?

Воспитатель: Правильно 5. Давайте мы с вами в воздухе нарисуем цифру 5. (дети выполняют задание). А теперь угостим ёжика яблоком. Семён пойдёт. Сколько яблок осталось?

Дети: четыре (считают).

Воспитатель: Какое число больше 5 или 4?

Дети: Больше пять.

Воспитатель: На сколько?

Воспитатель: Смотрите, дети, - У нас два ёжика. На одном 5 яблок, а на другом 4. Что надо сделать, чтобы у них было яблок одинаково?

Дети: Добавить одно яблоко к 4.

Воспитатель: И что у нас получится?

Дети: У ежей будут яблок поровну.

Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием вы успешно справились. А теперь настала пора отдохнуть.

Раз, два, три, четыре, пять (шагают на месте)

Будем листья собирать. (приседают)

Листья березы, (руки перед собой, поочередно укладывают ладошки друг на друга)

Листики дуба мы соберем, (руки сжать в замок)

Маме осенний букет отнесем. (шагают на месте)

Мы шли, шли, шли, (маршируют, руки на поясе)

Боровик нашли. (наклонились)

Раз, два, три, четыре, пять, (маршируют)

Мы идем искать опять. (наклоны вперед

Воспитатель: Тарелка (круг) дверь (прямоугольник) ,крыша дома (треугольник, овал (огурец, дыня)

(Дети поднимают соответствующую фигуру).

Я предлагаю детям выложить из палочек квадрат.

-Какую фигуру вы выложили?

-Поделите квадрат пополам так, чтобы получилось два треугольника.

-Какие фигуры у вас получились?

-Сколько треугольников у вас получилось?

Воспитатель: Молодцы! И опять вы меня порадовали тем, что хорошо выполнили и это задание. Чтобы хорошо выполнить следующее задание, мы с вами отдохнем.

А вот это цифра 5

До 5 легко считать

Каждый пальчик подержи

Цифру пальчику скажи

Как считали? –повтори!

И один, и два, и три!

А четыре - не забудешь?

И четыре говори!

А последний будешь брать -

Говори скорее пять!

1. По дороге на полянку 4 морковки зайка съел,

На пенек потом он сел и еще морковку съел.

Ну-ка, быстро сосчитай-ка, сколько съел морковок зайка?

2. Пять пушистых кошек улеглись в лукошке.

Тут одна к ним прибежала, сколько кошек вместе стало?

3. Сколько спинок у трех свинок?

4. Сколько хвостов у двух котов?

5. Сколько животиков у 5 бегемотиков?

6. Сколько рогов у 2 быков?

7. Сколько у коня копыт, когда конь в траве лежит?

8. Сколько домишек у 100 муравьишек?

9. Сколько ушей у двух мышей?

Воспитатель: Молодцы! И это задание мы с вами успешно выполнили.

У нас осталось последняя коробка. Как про неё можно сказать? (пятая, последняя, красная). А в этой коробке спрятаны загадки.

1 .Перед тобой пятёрка братьев.

Дома все они без платьев

А на улице за то,

Нужно каждому пальто (перчатка и рука)

2. Пять ступенек - лесенка

На ступеньках – песенка (ноты)

3. Кто имеет пятачок, не зажатый в кулачок?

На ногах его копытца,

Ест и пьёт он из корытца (поросёнок)

Воспитатель: Дети, вам понравилось занятие? Какое задание мы выполняли? Кому и что понравилось?

Дети: Рассказывают - кому, что понравилось.

Воспитатель подводит итог занятия : Ну, а теперь обещанный сюрприз. Вы,мне сегодня, очень понравились и я хочу наградить вас оценкой 5, это и был наш сюрприз. Вы все молодцы! На этом наше занятие закончено.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учить понимать независимость результата счёта от качественных признаков предмета. Закреплять навыки счёта в пределах 5.

Управление образованием Администрации г. Юрги

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Технологическая карта образовательной деятельности по ФГОС

Тема/Образовательная область/Образовательная деятельность

ФЭМП Тема: Совершенствовать навыки счета в пределах 5;

Интеграция образовательных областей по ФГОС

Подгрупповая старшая группа

Учит понимать независимость результата счета от качественных признаков предмета (цвета, формы и величины). Закреплять навыки счета в пределах 5, умение образовывать число 5 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 4 и 5.Уточнить понимание слов: вчера, сегодня, завтра

Совершенствовать умение различать и называть плоские геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Уточнить представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь. Днях недели. Графический диктант , ориентировка на листе бумаги

Развивать усидчивость, внимание, мышление, сообразительность, память

Воспитывать, любознательность, активность, самостоятельность, целеустремлённость.

Виды детской деятельности

Предварительная работа (если велась)

Список используемой литературы

1. основные источники

2. дополнительные источники

И. А. Помораева, В.А. Позина Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016 – 17 с.,

раздаточный материал, утёнок, тетрадь, мяч, наглядный материал (цифры), геометрические фигуры

Способы организации детей

Вводная часть

Организация детей установка на предстоящую деятельность, создание проблемной ситуации, (вход в деятельность)

Организационный момент: Давайте встанем все на ковёр, возьмёмся за руки.

Соберёмся в тесный круг, Ты – мой друг

И я – твой друг. Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Ребята! Как ваше настроение? (Хорошее)

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно,

На урок торопит нас -

Математика сейчас.

Ребята, сегодня к нам в гости прилетел маленький утёнок, он никогда раньше не был в детском саду и совсем не умеет считать, а хочет научиться, поможем ему, ребята?

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Фронтально (воспитатель обращается ко всем детям)

Фронтально (воспитатель обращается ко всем детям)

Привлечение внимания детей, мотивация их к совместной деятельности.

Снятие мышечного напряжения, внесение эмоционального заряда. Дети слушают словесную инструкцию педагога и выполняют движения.

Создание условий для вариативной детской деятельности. Создание условий для достижения результатов каждого ребенка. Актуализация имеющихся у детей знаний

Дети стоят в кругу и называют числа по порядку от 1 до 5, передавая мяч друг другу. Последний возвращает мяч воспитателю. Игра повторяется 3 раза со сменой числа и направления счета.

Воспитатель передает мяч ребенку, который называет число 4 и возвращает мяч воспитателю.

Воспитатель предлагает еще 3–4 аналогичных задания для определения предыдущего и последующего чисел к названному.

Воспитатель предлагает детям пройти к столам и сесть

1. Сколько хвостов у семи котов?

2. Сколько глаз у слона?

3. Сколько цветов у радуги?

4. Сколько лапок у двух утяток?

5. Что легче мешок ваты или мешок сахара?

6. Сколько пальчиков у двух мальчиков?

7. Сколько ушей у трёх малышей?

8. Сколько дней в неделе?

9. Какой сегодня день недели?

10. Какой день недели был вчера?

11. Какой день недели будет завтра?

Физкультминутка

Выполняются движения согласно текста.

Мы присядем столько раз

Сколько хлопну я для вас(3)

Наклонитесь – ка сейчас

Сколько стукну я для вас! (4)

Вы подпрыгните сейчас

У меня на доске геометрические фигуры. Давайте с вами повторим название фигур: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал. (Повторяю вместе с детьми).

- Скажите, что стоит первым? (Ответы детей)

- Каким по счёту стоит квадрат? А овал? (Ответы детей)

Расположение предметов в пространстве.

- Что стоит слева от квадрата? (Ответы детей)

- Что стоит справа от квадрата? (Ответы детей)

Продуктивная самостоятельная деятельность детей с оказанием индивидуальной помощи

Работа со счётными палочками

Выложите на столах из палочек квадрат, треугольник, прямоугольник. Сколько понадобилось палочек, чтобы выложить каждую фигуру? Проверьте у соседа по парте правильно он выложил. (ответы детей)

(Дети делают из счетных палочек геометрические фигуры, воспитатель исправляет ошибки, помогает каждому ребенку в выполнении работы).

В:- Какие вы молодцы, получились разные геометрические фигуры, но какой-то фигуры не хватает, и не получилось ее сделать с помощью счетных палочек, как вы думаете, какой? (Ответы детей)

Воспитатель: правильно, не получились у нас две фигуры - это круг и овал. Ведь из счетных палочек эти фигуры построить невозможно.

Физкультминутка

1,2,3,4,5 Все умеем мы считать

2- согнуться, разогнуться!

3-в ладоши 3 хлопка,

Головою 3 кивка!

5- руками помахать

6. Задание на развитие абстрактного мышления

-Оглянитесь вокруг и назовите, какие предметы в игровой комнате имеют форму круга, квадрата, прямоугольника, треугольника.

7.Графический диктант.

Перед каждым ребёнком лист бумаги

Я предлагаю немного порисовать. Но сначала

покажите у листа верх, низ, левую сторону, правую.

Нарисуйте круг в правом верхнем углу.

В левом нижнем углу – прямоугольник.

В верхнем левом углу – овал.

В правом нижнем углу – квадрат.

- А теперь проверим, как вы справились:

- где ты нарисовал круг?

- что у тебя нарисовано в правом нижнем углу? (и т. д.)

8. Закрепление частей суток (круг)

Описание: Материал будет интересен воспитателям детского сада. Его можно использовать как в непосредственно-образовательной деятельности, так и в дополнительных занятиях с детьми.
Цель: Знакомство детей с количественным составом числа 5 из единиц.
Задачи:
- Познакомить детей с количественным составом числа 5 из единиц;
- Продолжать знакомить с цифрами от 1 до 9;
- Совершенствовать представления о треугольнике.
Материал для занятия: Разноцветные листья, цифры от 1 до 9, магнитная доска, математические наборы на каждого ребёнка, листы бумаги, цветные карандаши.




2. Работа с демонстрационным материалом.
Воспитатель: Ребята, у меня для вас загадка. Если вы её отгадаете, то узнаете с каким числом вы сегодня познакомитесь.
На руке малышка Лиза
Любит пальчики считать.
У неё на, на удивление,
Каждый раз выходит… (пять)
Воспитатель: С каким числом мы сегодня познакомимся?
Дети: С числом пять.
На столе лепестки разного цвета.
Воспитатель: Составьте из лепестков число 4.
Один ребёнок работает у доски.
Воспитатель: Сколько всего лепестков?
Дети: Четыре лепестка.
Воспитатель: Сколько лепестков, какого цвета вы взяли?
Дети: Один лепесток коричневого цвета, один синего, один фиолетового, один красного цвета.
Воспитатель: Как мы составили число 4? (Ответы детей)



Добавьте к четырём лепесткам ещё один лепесток другого цвета. (показ у доски)
Воспитатель: Сколько лепестков, какого цвета у нас на доске?
Дети: Один лепесток коричневого цвета, один синего, один фиолетового, один красного цвета и один лепесток зелёного цвета.
Воспитатель: Сколько всего лепестков?
Дети: Пять лепестков.
Воспитатель: Как составили число 5? (ответы детей)
Воспитатель: Число 5 обозначаем цифрой 5 (показ).







5. Итог.
Воспитатель: Ребята, понравилось вам занятие? С каким числом мы сегодня познакомились? Что было самым интересным? Что у вас получилось сделать? Что было самым трудным?

Нажмите, чтобы узнать подробности

продолжать учить детей работать в тетрадях; правильно держать карандаш; считать до 5; подбирать существительные к словам мой, моя; закрепить умение сравнивать предметы по длине; следить за осанкой детей; развивать внимание.

Демонстрационный материал: плоскостные изображения овощей и фруктов; мяч.

Раздаточный материал: палочки X. Кюизенера; тетради в клетку; простой карандаш.

(Дети считают фрукты, овощи.)

- Сколько? Чего больше (меньше)?

- Как сделать, чтобы овощей и фруктов стало поровну?

Физкультминутка:

Два хлопка над головой,

Два хлопка перед собой,

Две руки за спину спрячем

И на двух ногах поскачем.

3. Работа с палочками X. Кюизенера: сравнение палочек X. Кюизенера по длине (найди самую короткую, самую длинную; сравни желтую, фиолетовую и розовую палочки и другие).

Читайте также: