Конспект занятия с детьми 6 7 лет по одной из предложенных тем трапеция

Обновлено: 07.07.2024

Цель : учить классифицировать фигуры по разным признакам; познакомить с трапецией и ромбом.

Образовательные:

- упражнять детей в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник;

- познакомить с новыми геометрическими фигурами – трапеция и ромб;

- учить находить в окружении предметы четырехугольной формы;

-упражнять в счете в пределах 6.

Развивающие:

- закреплять умение детей составлять фигуры из счетных палочек;

- способствовать развитию мелкой моторики рук;

- развивать слуховое и зрительное внимание, память, наблюдательность, любознательность и воображение;

- развивать способность у детей отгадывать загадки;

- развивать умения выполнять движения в соответствии с текстом.

Воспитательные:

- Воспитывать самостоятельность, умение планировать свою работу

- Воспитывать стремление оказывать помощь другим;

- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Организационный момент:

Мы построим ровный круг,

Справа друг и слева друг.

Дружно за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся!

У всех хорошее настроение?

Все забыты огорчения?

Я прошу вас мне сказать

Готовы вы сейчас играть?

Воспитател ь: Ну тогда вы готовы отгадать мои загадки?

Загадки про геометрические фигуры :


Каждый ребенок знает,

Что это напоминает:

Колеса у машины

И новый мяч у Нины! (круг).

Все четыре стороны – все ,как близнецы, равны,


И прямых угла четыре,

Как у рамки на картине.

К четырехугольникам фигуру отнесем

И …(квадратом) назовем.


Если три стороны и три угла

То сможем тогда очень легко

Велика ли фигура или мала,


Но прямые смотри все четыре угла,

И напротив друг друга две стороны

Меж собою до миллиметра равны,-

Значит это- ….(прямоугольник),

Знает об этом каждый дошкольник!

Воспитатель : Молодцы, ребята! Все загадки отгадали! И сегодня мы отправимся в страну Геометрических фигур и познакомимся с новыми геометрическими фигурами. Послушайте стихотворения.


(Воспитатель показывает новые фигуры на плакате и зачитывает стихотворение).

Трапеция больше на крышу похожа,

Юбку трапецией рисуют тоже,

Взять треугольник и верх удалить,

Трапецию можно так получить.


Ромб -фигура непростая,

Две в себе объединяет:

Треугольник раз и два –

Фигура стала вдруг одна!

Воспитатель : Ребята, а на что похожа трапеция? А ромб? ( ответы детей )

-Сколько углов у этих фигур? Подумайте и скажите, как их можно назвать одним словом?(если дети не смогут ответить, предложить им пересчитать все углы и стороны).

- Четырехугольники! Правильно! А теперь, ребята, давайте сядем за столы и выложим из счетных палочек сначала треугольник, затем квадрат, прямоугольник. ( Дети выполняют задание ).

Воспитател ь: Из скольких палочек получился треугольник? (из трех ).

А квадрат? ( из четырех ). А прямоугольник? ( из шести ). А сейчас, давайте попробуем построить из палочек новые фигуры – трапецию и ромб. Сколько нам понадобится палочек, чтобы построить трапецию? ( пять палочек ). А чтобы построить ромб? ( четыре палочки ). ( Воспитатель проверяет как дети выполняют задание, помогает ).

Воспитатель : Ребята, а скажите какая фигура здесь лишняя? ( треугольник ). Почему? ( потому что у треугольника три угла, а у всех остальных фигур по четыре угла ).

-Молодцы, ребята! Справились отлично! А теперь немного отдохнем и превратимся в геометрические фигуры.

Физимнутка : В математику играю

Вас в фигуры превращаю,

Раз, два, три, раз, два, три!

Геометрические фигуры на месте замри!

( игра проводится три раза ).

Воспитатель : Ребята, пока мы с вами играли, цифры на нашей доске поссорились!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФЭМП

Цель: формирование знаний о геометрической фигуре – трапеции. Задачи:

- закреплять знания о геометрических фигурах;

- совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму геометрических фигур;

- продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа;

- совершенствовать умение считать в пределах 10.

- развивать познавательные процессы: память, логическое мышление, память;

- развивать творческое мышление, воображение; Воспитательные:

- воспитывать чувство взаимовыручки и взаимоподдержки;

- воспитывать познавательный интерес.

Раздаточный материал: наборы геометрических фигур, трапеция , треугольник, прямоугольник (формата А4), счетные палочки, веревочки, фасоль , пуговицы, смайлики на магнитах для обратной связи.

1. Мотивация (проблемная ситуация).

- Ребята, кто хочет узнать, что у меня в чудесном мешочке? Подходите ко мне. Дети достают из волшебного мешочка геометрическую фигуру и называют ее.

- А хотите узнать, как называется эта фигура? (Достаю трапецию).

- А как вы можете это узнать? (Дети предлагают разные варианты – спросить у взрослых, в интернете и т.д.).

- Давайте рассмотрим эту фигуру, на что она похожа?

- Ребята, эта фигура называется трапеция.

Фигура есть такая, А мы еѐ не знаем.

Ты где живѐшь, трапеция, В Америке, в Китае?

Может, за трапецией Поехать надо в Грецию?

А я вот вам скажу- не надо, Трапеция ведь с нами рядом.

2. А теперь предлагаю пройти к стульям и посмотреть мультфильм про трапецию.

- Запомнили, как называется? А на что похожа?

3. - Посмотрите на столах у вас лежат трапеции, возьмите их в руки. Сколько сторон у нее? Давайте пока- жем и посчитаем.

- Сколько углов у трапеции? Посчитайте.

- Покажите верхний правый….

- Давайте откроем пеналы с геометрическими фигурами и украсим наши трапеции.

В середину положите круг, в верхний правый угол - треугольник, в верхний левый - квадрат, в нижний ле- вый - овал, в нижний правый - прямоугольник.

Проверьте у всех так? 4.Физкультминутка.

- А теперь давайте отдохнем и поиграем – предлагаю встать в круг. Сколько раз я ударю в бубен – столько раз вы подпрыгните, сколько раз я погремлю погремушкой, столько раз вы присядете, а теперь задание для де- вочек - повернуться вокруг себя 2 раза, задание для мальчиков - попрыгать вокруг себя 2 раза, и последнее за- дание обнять соседа справа

5. - Предлагаю продолжить игру с новой фигурой. Кстати как она называется?

Сейчас вы станете волшебниками - возьмите большие бумажные треугольники и попробуйте из них сделать трапецию. Кто догадался?

- А как вы думаете из прямоугольника можно сделать трапецию? Давайте попробуем.

- А сейчас я вам предлагаю открыть счетные палочки и выложить трапецию. А теперь возьмите еще 2 па- лочки и поставьте их в трапецию так, что бы получилось 3 треугольника.

- А если мы поставим палочки прямо, какие фигуры получатся?

6. Итог. Обратная связь

- Ребята, скажите мне, что вы сегодня нового узнали, услышали, увидели, может чему-то новому научились?

- Спасибо вам за работу, мне бы хотелось узнать понравилось вам занятие или нет. Если понравилось, возь- мите смайлик, который улыбается, если нет, то смайлик, который удивляется.

- Можете идти отдыхать. Кто хочет, может построить трапецию из разных материалов, которые лежат на столе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подробный конспект урока по теме "Трапеция" содержит конкретные цели урока, планируемые результаты и универсальные учебные действия.В начале урока повторение предыдущих тем с помощью рисунков.Плавный переход к объяснению мнового материала.Закрепление.

Технологии, используемые на данном уроке: проектная деятельность, здоровьесберегающая, проблемное обучение, работа в парах.

Цели: Создать условия для введения понятий "трапеция", "равнобедренная трапеция", "прямоугольная трапеция", для рассмотрения решения задач, в которых раскрываются свойства трапеции.

Планируемые результаты:

Предметные умения: Умеют объяснять, какой многоугольник называется трапецией, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии.

Универсальные учебные действия:

Познавательные :: проводят информационно-смысловой анализ текста и лекции; осознанно владеют логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, умением устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: умеют применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач, работать в группе. Личностные: умеют контролировать процесс и результат учебной математической деятельности

Тип урока: урок изучения нового с элементами исследования.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная. групповая.

Оборудование: плакат с эпиграфом урока, сигнальные карточки, карточки с заданиями (распечатки чертежей и заданий из конспекта урока) и для итога урока, презентация по теме "Трапеция".

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний учащихся и подведение учащихся к новой теме .

3.Изучение нового материала. Презентация по теме "Трапеция"

4. Закрепление умений и получение навыков работы при решении простейших задач на трапецию.

5.Рефлексия.Подведение итогов. Выставление оценок.

6. Домашнее задание.

I. Организационный момент. Приветствие учителя и учащихся. Эпиграф нашего сегодняшнего урока:

Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный,

путь подражания – это путь самый лёгкий и

путь опыта – это путь самый горький.

Мы сегодня на уроке попробуем все три опыта.

II. Актуализация знаний. Устная работа по готовым чертежам.

На слайде изображены различные выпуклые четырёхугольники. Среди них известные ребятам параллелограмм, прямоугольник, квадрат, ромб и новый четырёхугольник (трапеция).


- Вспомните, с какими четырехугольниками и их свойствами вы хорошо знакомы?

Выберите верные утверждения ( работают с сигнальными карточками; зелёные карточки - верно, красные - неверно):

Параллелограмм это четырехугольник, у которого стороны попарно равны.( да )

Сумма углов четырехугольника 180 0 .( нет)

Противоположные углы параллелограмма равны .( да)

Диагонали параллелограмма равны (нет)

Диагонали ромба пересекаются и точкой пересечения делятся пополам.( да)

Параллелограмм это четырехугольник у которого стороны попарно параллельны.( да)

Квадрат является ромбом.( да)

Диагонали прямоугольника равны.( да)

Диагонали прямоугольника пересекаются под прямым углом. ( нет)

Диагонали ромба являются биссектрисами его углов.( да)

-А кто знает, как называется этот четырехугольник? ( Дети либо ответят, либо нет.)

-Эта фигура называется трапеция.

-Как вы думаете какова тема урока? (Учащиеся формулируют тему урока.)

-Ребята, как вы считаете, какой будет цель нашего урока? (формулируют свои цели)

- Какие нужно поставить задачи для достижения нашей цели? (формулируют задачи урока)

- записываем в тетрадь тему сегодняшнего урока.

III. Изучение нового материала. Презентация.

Рассмотрим четырехугольник, про который можем сказать , что две противолежащие стороны параллельны, две другие не параллельны.

Трапеция – (от греч. trapezion, букв. – столик).

Трапеция – четырёхугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие – непараллельные.

Виды трапеции. Равнобедренная – трапеция, у которой равны боковые стороны.

Прямоугольная – трапеция, один из углов которой прямой.

Работа в группах.

Группы с четными номерами – исследуют диагонали равнобедренной трапеции. Группы с нечетными номерами – исследуют углы равнобедренной трапеции.

Выслушать и обсудить результаты исследования, на доске и в тетрадях записать решения.

Свойства равнобедренной трапеции.

Свойство 1. В равнобедренной трапеции углы при каждом основании равны.

Свойство 2. В равнобедренной трапеции диагонали равны.

Сформулируйте утверждения, обратные свойствам, и выясните их справедливость.

Признаки равнобедренной трапеции.

Выслушать и обсудить результаты исследования, на доске и в тетрадях записать решения.

Признак 1. Если углы при основании трапеции равны, то она равнобедренная.

Признак 2. Если диагонали трапеции равны, то она равнобедренная.

Физкультминутка. Гимнастика для глаз.

IV. Закрепление умений и навыков.

Решение задач по готовым чертежам. I уровень

1. Найдите неизвестные углы трапеции:




2. Найдите периметр трапеции АВСD:



1. Из вершины тупого угла равнобедренной трапеции АВСD проведен перпендикуляр СE к прямой AD, содержащий большее основание. Докажите, что AE=(AD+BC)/2.

2. В прямоугольной трапеции диагонали взаимно перпендикулярны. Большая диагональ составляет с меньшей боковой стороной угол в 60 0 . Докажите, что меньшая диагональ равна полусумме оснований трапеции.

V. Рефлексия:
На уроке я узнал.

Мне было интересно, что .

Я разобрался в том, что.

Мне стало понятно ,что.

Мне было увлекательно.

VI.Итог урока 1. ВЫПИСАТЬ

E K б) боковые стороны




2.НАЙТИ УГЛЫ ТРАПЕЦИИ

B C

3. НАЙТИ УГЛЫ РАВНОБОКОЙ ТРАПЕЦИИ

? ? E =

M =

VI I. Домашнее задание.

1) ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЗАДАЧА

Сложить трапецию из:

а) четырёх прямоугольных треугольников;

б) из трёх прямоугольных треугольников;

в) из двух прямоугольных треугольников. Выяснить, каким условиям при этом должны удовлетворять данные трапеции.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Деятельность учи­теля

Деятельность ученика

Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, демонстрирует слайд и задаёт вопросы о эмоциональном настрое перед началом урока. Учитель определяет готовность учащихся к уроку, организует внимание.

- Здравствуйте, ребята.

Знаете, древний китайский мыслитель и философ Конфуций (551 г. До н.э.) говорил своим ученикам
Три пути ведут к знанию:
путь размышления – это путь
самый благородный,
путь подражания – это путь
самый лёгкий и
путь опыта – это путь
самый горький.

Учащиеся определяют свою готовность к уроку и настроение перед его началом

-У вас на столах лежат полоски бумаги, на которых 1 ряд запишет всё что знает о параллельных прямых, каждое знание отдельная полоска, Второй ряд всё что знает про четырёхугольники, третий ряд всё что знает о параллелограммах. Распределите между собой, что каждый будет писать на листочке)

Учащиеся обсуждают задание, распределяют между собой определения, записывают их на листках

Учащиеся кладут полоску с определением, проговаривая его вслух

Проблемная ситуация, определение темы и цели урока


Учитель демонст­рирует слайд

Рассмотрите рисунок и скажите есть ли на этом рисунке параллельные прямые, и если есть, то назовите их и докажите, что это так.

-Чем похож этот четырёхугольник на параллелограмм, А в чём отличия?

- Знаете ли вы как называется такой вид четырёхугольников?

- Какова же тема сегодняшнего урока?

-Чему должны научиться? Запишите число, классная работа тема урока Трапеция.

Учащиеся выполняют задание, отвечают на вопросы учителя

Учащиеся записывают тему урока в тетради

Формирование новых знаний:



-Попробуйте сформулировать определение трапеции. Итак, что же называется трапецией?

-Запишите определение в тетради, а теперь нарисуйте трапецию, согласно определению

- Стороны трапеции имеют свои названия. Как бы вы назвали их?

Так параллельные стороны называются основаниями, не параллельные стороны-боковыми сторонами. Какой элемент ещё можно провести в трапеции? (диагонали)

Читайте также: